Характеристика логистики предприятия. Характеристика логистической системы

В современном мире логистика – наука об оптимальном управлении потоками – необычайно востребована и актуальна. Всевозможные виды логистики находят применение практически во всех сферах человеческой деятельности. Логистический подход и принципы позволяют значительно снизить издержки связанные с управлением самых разнообразных потоков: материальных ресурсов, денежных средств, информации, транспорта, энергии и многого другого. Кроме того, логистика позволяет сделать планирование и управление потоковыми процессами более упорядоченным, эффективным и системным. Но все это приводит и к тому, что в логистике появляется множество направлений, функциональных сфер и ответвлений. Поэтому будет полезно рассмотреть основные виды логистики и их характеристику.

Классификация логистики по масштабу

В первую очередь будет логично классифицировать логистику по масштабу решаемых ею задач. Администрирование супермаркетом в корне отличается от оптимизации деятельности крупного промышленного комплекса, а управление заводом не сопоставимо с управлением государством. Так и применяемые в том или ином случае логистические методы, приемы и инструменты будут отличаться своим назначением и «размахом».

Итак, виды логистики по масштабу :

  • металогистика (гигалогистика) – сюда входит построение глобальных логистических систем в международном масштабе и управление ими. Примером, металогистической системы может служить Евросоюз с единым торговым пространством;
  • макрологистика – этот вид логистики занимается исследованием и управлением потоками на муниципальном, региональном и государственном (национальном) уровне. Сюда можно отнести федеральные транспортные системы (например, РЖД), сити-логистику, экономическую систему страны в целом;
  • мезологистика – решение логистических вопросов в масштабе отдельной отрасли, управление потоками в системе из ряда взаимосвязанных предприятий одной отраслевой принадлежности (например, автомобильный завод с поставщиками комплектующих и сеть дилерских салонов). Большое внимание в мезологистике уделяется управлению информационными потоками и выработке единых стандартов качества;
  • микрологистика – управление потоками в рамках конкретного или группы предприятий имеющих тесные хозяйственные связи (промышленный завод, холдинг, супермаркет, оптовый склад).

Функциональные виды логистики

Одна из самых популярных классификаций логистики – по функциональному признаку . Как говорилось ранее, логистика находит применение в самых разнообразных областях человеческой деятельности. То есть выполняет различный набор функций, в зависимости от конкретных целей.

Соответственно можно выделить следующие виды логистики по функциональному признаку (по сфере предпринимательства):

  • закупочная логистика – в ее ведении находятся поиск и оценка поставщиков сырья и материалов, выбор подходящих условий доставки, установление с поставщиками взаимовыгодных, долгосрочных и партнерских отношений, решение вопроса «Сделать самим или купить?»;
  • производственная логистика – организация движения потоков материальных ресурсов на производстве, его эффективная организация, оптимизация и обеспечение материалами (производственная система «Канбан», бережливое производство, MRP и ERP-системы). Отличительная особенность – управление потоками внутри одного предприятия, компактного территориального комплекса;
  • сбытовая логистика (логистика распределения) – управление готовой продукцией и/или товарными запасами, создание и развитие каналов распределения (дистрибуции). Решение вопросов о размере партий, виде упаковки, времени отгрузки и прочее. Этот вид логистики находит применение, как на промышленных предприятиях, так и на торгово-посреднических фирмах;
  • складская логистика – организация эффективного выполнения складских операций (погрузки и разгрузки, хранения, упаковки, маркировки и т. д.), проектирование и выбор складских площадей, управление складским хозяйством;
  • логистика запасов – размещение запасов, бесперебойное обеспечение ими потребителей, поиск оптимальной структуры запасов (например, ABC-метод);
  • транспортная логистика – выбор , способа транспортировки и перевозчика, нахождение оптимального маршрута движения, организация доставки груза в нужное время и место;
  • таможенная логистика – транспортировка груза через границу, организация импорта, экспорта и транзита, а также финансовое, документационное, транспортное и иное обеспечение этих операций;
  • информационная логистика – маршрутизация потоков информации (в бумажной и электронной форме) внутри предприятия и обмен данными с партнерами по логистическому процессу, обработка больших массивов данных, проектирование коммуникационных сетей и прочей инфраструктуры;
  • финансовая логистика – эффективное распределение денежных потоков. Применяется главным образом в кредитно-финансовых организациях (коммерчески банки, инвестиционные фонды), но используется в той или иной мере практически на любом предприятии;
  • торговая логистика (коммерческая логистика) – управление товарооборотом, организация хранения товарных запасов, потребительский сервис;
  • энергетическая логистика – управление потоками энергии (электричество, вода и пар), например, в электроэнергетических компаниях;
  • логистика туризма – создание и развитие туристических кластеров, управление и прогнозирование потоков туристов, организация туристического сервиса;
  • комплексная логистика – интегрирует все или большую часть вышеперечисленных видов; управляет материальными, информационными, финансовыми и прочими потоками на всем протяжении жизненного цикла товара: от проектирования и производства, до сбыта и послепродажного сервиса.

Если рассматривать логистику более широко , не только как экономическую науку и сферу бизнеса, то можно выделить и другие функциональные виды логистики (их характеристика прилагается):

  • военная логистика – управление перемещением военных сил, обеспечение их боеприпасами и провиантом. Зародилась военная логистика очень давно. Впервые о ней писал в трактате по военному искусству император Византии Лев VI Мудрый (866-912). А полноценные научные работы по логистике принадлежат перу военного теоретика XVIII-XIX вв. Антуану-Анри де Жомини ;
  • экологическая логистика – повторное использование сырья; сбор, утилизация и переработка отходов (рециклинг);
  • городская логистика (муниципальная логистика, сити-логистика) – управление потоками транспорта, людей, материалов, финансов и информации в рамках города, оптимизация его инфраструктуры и административных решений;
  • медицинская логистика, космическая логистика, политическая логистика и др.

В общем, функциональных областей логистики много, все подробно не расписываем. Если на Ваш взгляд что-то упущено или недостаточно раскрыто – напишите в комментариях и я раскрою характеристику нужного вида логистики более подробно.

Виды логистики по типу ресурсов

Как известно, объектом изучения и управления в логистике являются потоки . При этом потоки можно классифицировать на материальные, информационные, сервисные, финансовые и прочие. В соответствии с такой типологией можно выделить следующие виды логистики по типу ресурсов :

  • материальная логистика – имеет дело с управлением материальными потоками (сырья и материалов, незавершенного производства, товаров, груза и пр.);
  • информационная логистика – оперирует большими массивами данных (Big Data), управляет потоками информации, заведует построением коммуникационных сетей;
  • финансовая логистика – управляет денежными потоками (кэш-фло, Cash Flow), например, в банковской сфере;
  • кадровая логистика – занимается людскими потоками: прием и увольнение сотрудников, реструктуризация штата, организация переводов работников, анализ причин и устранение «текучки»;
  • прочее (сервисная логистика, энергетическая логистика).

Некоторые виды логистики, очевидно, перекликаются с предыдущей классификацией.

Стоит отметить, что классификация видов логистики, как науки и практики, тесно связана с классификацией логистических систем. Но это, все-таки, не одно и то же. Поэтому понятие логистической системы и ее виды будут рассмотрены в отдельной статье.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Теория логистики - совокупность знаний, образующих логистическую систему на основе некоторых общих положений; особая форма организации знаний, включающая такие элементы, как научные понятия, основные положения и следствия, система знаний, пронизанная общими положениями, называемыми идеями теории логистики .

Определения логистики

Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья - производство продукции – сбыт - распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов. (Координационный совет по логистике).

"Логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации" (Родников А.Н.).

"Логистика - организация и управление производством, транспортировкой, хранением и перевалкой товаров, а также относящимися к ним вспомогательными процессами и принятие решений на месте для того, чтобы предоставить в распоряжение клиентов нужные товары в желаемый срок и в нужном количестве" (Экономический толковый словарь).

Логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

"Логистика - это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по перемещению и складированию, обеспечивающих прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления" (Барлоу).

"Логистика изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, т.е. процессы перемещения и складирования товаров. Она координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт. Логистика позволяет оптимизировать потоки продукции и информации внутри и вне предприятия и создает различные возможности рационализации деятельности менеджеров предприятия с целью снижения затрат. Следовательно, в логистике речь идет о внутрифирменной оптимизации связанных с производством и покупателями потоков материалов и товаров. Наряду с этим, логистика занимается вопросами оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также уменьшением числа складов готовой продукции" (Х.Й. Фольмут).

"Логистика представляет собой комплексное планирование и управление потоками материалов, запасных частей и готовой продукции, включая необходимый информационный поток, с целью ускорения общего потока и минимизации общих затрат" (Г. Зомерер).

Под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри него и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующего информационного и денежного потоков. Под логистикой подразумеваются также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков сырья или компонентов через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и, по возможности, с наиболее низкими издержками.

Под логистикой также понимается корпоративная деятельность предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением определенных целей бизнеса.

Логистика - деятельность по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов, готовой продукции и относящейся к ним информации от места их производства к месту потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.

Логистика - это гармонизация интересов участников процесса движения продукции, форма оптимизации рыночных связей, т.е. совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью получения синергетического эффекта. (Федоров Л.С.)

Цель «тощей» логистики достигается путем устранения ненужных операций организационного и функционального характера. Иными словами, все то, что не приносит дохода предприятию, является излишним.

Логистический объект – это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, например, материальные потоки, логистическая деятельность или процесс выполнения заказа потребителя, продукция, организация, система или любая комбинация из них.

Концепция логистики - система взглядов на повышение эффективности функционирования предприятий на основе оптимизации материальных потоков. Концепция логистики реализуется на основе системного подхода.

Рис. 1. 7 правил логистики

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если все вышеперечисленные правила выполнены, то есть нужный продукт необходимого уровня качества в необходимом количестве доставлен нужному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Логистические активности - процедуры (операции), имеющие отношение к материальному, финансовому и информационному потокам.

Логистическая функция:

  • совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий;
  • укрупненная группа операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Логистическая операция – обособленная совокупность действий, направленная на преобразование потока.

Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), упорядоченное по материальному (информационному или финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенной совокупности логистических процедур.

Логистический канал – частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих доведение потока от производителя до его потребителей.

Логистическая сеть – множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам.

Основное направление развития логистики – не концентрация внимания на развитии каждого отдельного элемента логистической цепи, а совершенствование системы в целом и главным образом связей в границах общей цепи, усиление взаимовлияния её звеньев.

Покупатель и продавец должны понимать свой бизнес как продолжение бизнеса партнера. Этот подход основан на создании прочных партнерских отношений.

Функция логистики охватывает задачи физического перемещения в пространстве и движения во времени, а также перераспределения. При ее реализации решаются четыре группы проблем (рис. 1):

Рис. 1. Решение проблем при реализации логистики

Рассмотрим более подробно.

1. Количество. Сколько необходимо перевезти, хранить или перераспределять?

2. Сроки. Когда необходимо начать и закончить отдельные составные процессы логистики?

3. Средства. С помощью каких средств реализуются отдельные задачи логистики (например, какие транспортные средства, складские площади и помещения для персонала, вспомогательные средства для распределения следует использовать)?

4. Местоположение и каналы транспортировки. Каким путем перемещать продукцию и персонал, где организовать складские площади и помещения для сотрудников, где организовать перевалочные или пересадочные пункты?

В зависимости от различных видов логистики упомянутые выше проблемы подразделяются на специфические составные части.

Объекты логистики

Функции логистики реализуются на всех стадиях движения факторов производства и продуктов. Так, можно выделить логистику снабжения, производства, распределения и сбыта (рис. 2).

Рис. 2. Разделы логистики

Логистика снабжения и логистика сбыта имеют своим предметом частично внутрипроизводственные потоки ресурсов, но в значительно большей степени - движение ресурсов и продуктов вне предприятия. Функции логистики, таким образом, тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения потоков производственных факторов.

Логистика не является дополняющей функцией по отношению к снабжению, производству и сбыту. Она представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения в пространстве и движения во времени на всех стадиях деятельности предприятия и реализует комплексную функцию.

На практике это определение предполагает выделение на предприятии всех вопросов, связанных с логистикой, в отдельную область обязанностей и функций. Такое обособление оправдано прежде всего возможностью совместного использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Например, имеющиеся транспортные средства можно использовать при решении задач логистики снабжения, производственной и сбытовой логистики.

Помимо выделения функций логистики на различных стадиях оборота материальных фондов существует и другая характеристика логистики - ее предмет. С этой точки зрения различают логистику персонала и логистику материалов. В последней выделяют в силу специфики различные виды материалов, и прежде всего - движимое имущество, относящееся к процессу производства. Называется такая логистика логистикой товаров. В последние годы развились в самостоятельные отрасли логистики материалов логистика энергетических потоков и логистика информационных потоков. На рис. 3 представлена классификация областей логистики по функциям и по предмету, а также описание отдельных функций.

Особое практическое значение имеет детальное рассмотрение логистики товаров. Специфические вопросы движения исходных материалов, промежуточных и (в некоторых случаях) конечных продуктов от закупки до склада готовой продукции относятся к логистике материалов. Критериями выделения отдельных функций в данном случае служат: вид материала и этап процесса его движения на предприятии. В противоположность логистике материалов различают логистику сбыта готовой продукции, которая является частью логистики товаров.

Рис. 3. Деление логистики по предмету и функциям

Деление на логистику материалов и сбытовую логистику находит свое отражение в организационной структуре предприятия. Логистикой материалов занимаются подразделения материально-технического обеспечения; сбытовой логистикой - отдел сбыта. Так как основным назначением снабжения является обеспечение предприятия исходными материалами для производства, то это и предопределило задачи логистики снабжения. Этот же подход верен и при определении задач логистики производства. Разграничение задач снабжения, материально-технического обеспечения и логистики производства показано на рис. 4.

Рис. 4. Разграничение областей снабжения, материально-технического

обеспечения и логистики

Lean-логистика

В системе понятий логистики используется термин lean («лин») (худой, тощий, скудный, бедный, скупой, сдержанный, без излишеств). Употребляя этот термин, говорят о "тощей" логистике, «тощем» производстве и «тощей» закупочной деятельности. Подчеркивается «тонкость или легкость», рациональность, гибкость пронизывающего логистический процесс материалопотока, а также комплексность операций, вплоть до конечного потребителя продукции.

Цель «тощей» логистики достигается путем устранения бесполезных и ненужных операций организационного, и функционального характера. Иными словами, все то, что не приносит дохода вам, является излишним.

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ

Главной категорией системных исследований в целом и системного анализа в частности является понятие системы. Как и по многим другим важнейшим вопросам, согласие среди специалистов в области системных исследований по поводу определения понятия "система" отсутствует. Наоборот, наблюдается усиливающееся расхождение мнений при практически полном отсутствии стремления определить основные требования, предъявляемые к этому понятию. Поэтому, прежде всего, следует заполнить этот пробел, а затем, исходя из этого, строить определение понятия "система".

В литературе нет однозначного определения системы, а встречается много различных, но близких друг к другу, определений системы и ее структуры. Так, например, под системой понимается совокупность элементов, соединенных отношениями, порождающими интегративное, или системное, свойство, отличающее данную совокупность от среды и приобщающее к этому качеству каждый из ее компонентов.

В основе получаемых с помощью системного анализа результатов лежит совокупность понятий, центральное место в которой занимает термин "система". При всей важности этого понятия для современной науки в настоящее время не существует единого общепринятого определения понятия системы.

Решение вопроса о специфических признаках системного подхода, в отличие от любого другого типа научного анализа, в значительной степени предопределяется тем, что следует понимать под системой.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Понятие "логистическая система" является широким, размытым понятием. Пока отсутствует строгое однозначное и корректное определение логистической системы. Поэтому затруднительно дать определение, которое относилось бы ко всем видам логистических систем без исключения и вместе с тем четко выделяло бы их из объектов другого рода.

Практически любое определение логистической системы, встречающееся в литературе, или является слишком узким - не охватывает тех или иных типов объектов, которые принято называть системами, или же хотя, и позволяет более или менее отличить системы от других объектов, но является слишком упрощенным - характеризует логистические системы недостаточно полно для понимания их сути.

Определения логистических систем с некоторой условностью можно разделить на три группы:

1. Логистическая система как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующий объективно, независимо от субъекта управления. Он выделяет элементы изучаемой системы, т.е. определяет, какие из ее характеристик являются существенными. Он выделяет систему из среды, т.е. как минимум определяет входы и выходы (тогда они рассматриваются как черный ящик), а как максимум подвергает анализу ее структуру, выявляет механизм функционирования и, исходя из этого, воздействует на нее в широком направлении. Здесь логистическая система выступает в качестве объекта исследования и объекта управления.

2. Логистическая система как институт, способ исследования. Специалист по логистике разрабатывает логистическую систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. В этой трактовке понятие логистической системы смыкается с понятием модели.

3. Логистическая система некий компромисс между двумя первыми. Логистическая система здесь является искусственно создаваемым комплексом элементов (например, команд, технических средств, научных теорий), предназначенным для решения сложной экономической задачи. Следовательно, здесь специалист по логистике не только выделяет из среды систему, но и синтезирует ее. Логистическая система является реальным объектом и одновременно абстрактным отображением связей действительности.

В основе логистической системы лежит материальный поток. Также к числу базовых, составляющих основу любых формирований, относится финансовая система. Она призвана канализировать финансовые потоки в их денежном выражении. Финансовая система как бы представляет проекцию в другое измерение материальных потоков и изменений в технологической сфере, и одновременно является показателем эффективности протекающих в ней процессов.

Под системой обычно понимают совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных единством цели (или назначения) и функциональной целостностью. При этом свойство самой системы не сводится к сумме свойств составных элементов. Логистическая система образуется в результате взаимодействия составляющих ее элементов. Причем это взаимодействие придает системе новые свойства, отсутствовавшие у отдельно взятых элементов. Поэтому количество свойств у системы больше, чем сумма свойств у отдельно взятых элементов. И у системы появляется особые новые системные свойства. Как правило, объединение элементов в систему осуществляется в результате формирования согласованного взаимодействия в нечто новое, обладающее интегративным свойством, которым эти элементы до объединения не обладали. Функциональная целостность системы характеризует завершенность ее внутреннего строения. Именно система выступает как нечто целое относительно среды: при возмущающем воздействии среды проявляются внутренние связи между ее элементами и чем эти связи сильнее, тем устойчивее система к внешним возмущениям. Другими словами, совокупность взаимосвязанных структурных элементов образует систему только в том случае, когда отношения между элементами порождают новое особое свойство целостности, называемое системным, или интегративным свойством.

Систему можно определить как любую сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей.

Под системой обычно понимают наличие множества объектов с набором связей между ними и их свойствами. Объекты (части системы) функционируют во времени как единое целое.

В последнее время в определение понятия системы включают цели, которые она должна достичь в процессе своего функционирования, и лицо, представляющее объект или процесс в виде системы.

Система определяется как объект, представляющий собой некоторое множество элементов, находящихся в рациональных отношениях и связях между собой, и образующий целостность, единство, границы которого задаются пределами управления.

Система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных единством цели и функциональной целостностью, и при этом свойство самой системы не сводится к сумме свойств элементов. Объединение элементов в систему осуществляется в результате формирования согласованного взаимодействия (сложения усилий) в нечто новое, обладающее интегративным свойством, которым эти элементы до объединения не обладали.

Часто под системой упрощенно понимают множество взаимосвязанных элементов (или подсистем), отношения которых между собой порождают системное свойство интегративности и которые в совокупности обладают свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов (или подсистем). Фактически такое понимание отождествляет понятие системы с понятием ее структуры. Упрощенность состоит, прежде всего, в том, что игнорируется функциональность системы, а также аспекты развития.

В данном определении прослеживается идея дать определение логистической системе на основе общей теории систем. Рассматривая логистическую систему как сложную систему, реализующую принципы управления материальными и информационными потоками, подразумевается, что логистические системы функционируют как некоторые организационные бизнес-единицы, управление объектами и процессами в которых строится на принципах общей теории управления.

Логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и функционирующих в рамках системы. Вне рассматриваемой системы они являются объектами, обладающим лишь потенциальной способностью к образованию системы.

К каждой крупной логистической задаче необходимо подходить как к сложной системе, т.е. выявляя все взаимосвязи и последствия того или иного решения как по вертикали (по времени), так и по горизонтали (с точки зрения влияния на другие отрасли экономики, на политику). Идея системы в том и состоит, что изменения в одном ее элементе вызывают цепную реакцию изменений в других.

Основной постулат одной из концепций состоит в том, что всякую систему образуют две совокупности - совокупность элементов и совокупность связей (структура). Следовательно, здесь совокупность связей выступает как-то "нечто", благодаря которому целое оказывается несводимым к сумме своих частей. Такой способ понимания целостности можно рассматривать как типичный для целого ряда системных концепций.

Все многообразие подходов к определению понятия "система" (а их известно более сорока, можно разделить на следующие четыре группы:

1. Первую группу составляют определения системы как выбираемой исследователем любой совокупности переменных, свойств или сущностей. Если следовать подобной логике, то системой могут оказаться два любых произвольно выбранных объекта, имеющих в действительности настолько слабые взаимосвязи, что они либо не могут быть уловлены специалистом по логистике, либо ими можно пренебречь.

2. Вторую группу составляют определения системы, связывающие ее с целенаправленной активностью. Например, система определяется как организованный комплекс средств достижения общей цели. Материальная система - это созданная с определенной целью природой или человеком часть объективного материального мира, которая состоит из относительно устойчивых взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, развитие и совершенствование которой зависит от взаимодействия с окружающей средой. Помимо развития и совершенствования, в системах могут происходить процессы деградации и разрушения, которые зависят не только от взаимодействия систем с окружающей средой, но и от внутренних свойств самой системы. Следовательно, ни первая, ни вторая группы определений не дают адекватного понимания системы.

3. Третья группа определений базируется на понимании системы как множества элементов, связанных между собой. В этом случае возникает вопрос, можно ли определить что-либо через понятие множества, не имеющее определения и вводимое для каждого конкретного случая? Некоторые ученые также выступают против определения системы через множество, заметив, что любая система допускает возможность различных ее членений, каждая из которых является множеством, т.е. систему можно рассматривать как множество, но сама по себе множеством она не является, с чем трудно не согласиться.

4. Четвертую группу составляют наиболее общие определения системы как комплекса элементов, находящихся во взаимодействии. В этом случае может возникнуть заблуждение, что любые, даже очень слабо взаимодействующие объекты могут быть отнесены к категории "система" и рассмотрены с системных позиций.

Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей.

Полная система состоит из всех объектов, свойств и связей, необходимых для достижения данной цели при данных принуждающих связях. Термин система наиболее часто используется в смысле полная система. Цель полной системы определяет назначение, для достижения которого организуются все объекты, свойства и связи системы.

Понятие полной системы можно иллюстрировать примером системы управления (рис. 1).

Рис. 1. Система управления

Компонентами системы управления являются: 1) управленческий персонал; 2) должностные обязанности управленческого персонала; 3) офисное оборудование. Эти три компонента системы управления являются ее основными подсистемами. Каждая такая подсистема, в свою очередь, состоит из нескольких входящих в нее подсистем. Например, в управленческий персонал входят следующие подсистемы: 1) топ-менеджмент; 2) менеджмент среднего звена; 3) менеджмент низшего звена. Каждая из них также подразделяется на компоненты, которые тоже являются подсистемами. В описание системы помимо перечисленных объектов включаются все свойства и их связи. У каждого объекта может быть только одно свойство, но много связей. Обратное утверждение тоже может быть справедливым.

Понятие полной системы заставляет специалиста по логистике проводить широкую, но законченную границу вокруг логистической проблемы, подлежащей изучению. Посредством определения полной области системы специалист по логистике стремится найти и решить основную проблему. Основная проблема может иметь связи с широким набором объектов. Это вызывает необходимость итеративной оценки альтернативных решений. Цель такой оценки состоит в определении поведения всех системных объектов в варьирующих условиях.

Исследование и анализ проблем как подсистем полной системы обеспечивает выполнение необходимого условия, состоящего в том, чтобы все части проблемы были надлежащим образом и функционально связаны. Рассмотрение проблемы как системы предполагает идентификацию параметров проблемы как параметров системы. Каждый параметр должен быть определен его свойствами и связями.

Чтобы описать набор объектов, свойств и связей, постулируются понятия системы, условия, ситуации или состояния. Постулируемыми предложениями являются такие, которые устанавливаются предварительно, гипотетически, как пробные, подлежащие опытной проверке утверждения.

Термин "системность" можно обоснованно применять, если в описании однозначно выделены и с должной подробностью освещены два аспекта анализируемого явления:

  • расшифровано содержание среды как окружения системы, имеющее с ней двусторонние связи, наполненные сигналами;
  • дано понятие системы в виде совокупности элементов, объединенных связями и функционирующими как нечто целостное, как это было определено ранее

СРЕДА СИСТЕМЫ

Понятие "система" возникает там и тогда, где и когда проводится замкнутая граница между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, попадающие внутрь, образуют систему.

Элементы, остающиеся за пределами границы, образуют множество, называемое "системным окружением" ("окружением") или "внешней средой".

Окружение системы есть множество предметов вне системы, изменение признаков которых влияет на систему, и признаки которых изменяются вследствие поведения системы.

Без связи системы со средой будет нарушена реальная картина целостного мира, искажены условия функционирования системы. Часто это условие адаптации, приспособление системы к среде.

Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами предлагается расположить функции систем по возрастающему рангу следующим образом:

1. Пассивное существование.

2. Материал для других систем.

3. Обслуживание систем более высокого порядка.

4. Противостояние другим системам (выживание).

5. Преобразование других систем и сред (активная роль).

Современный руководитель все больше осознает тот факт, что руководимое им предприятие не является изолированной, независимой организацией. Оно представляет собой лишь часть большой системы, оказывающей на предприятие многоплановое влияние.

Среда, окружающая любое предприятие, многообразна и представляет собой сложную систему, в которой огромную роль играют политические и экономические факторы, и действующее законодательство, и правительство, и факторы научно-технической природы, и поставщики, конкуренты и потребители. Современное предприятие является открытой системой, которая тысячами нитей связана с внешней средой. Теперь же, когда "законодателем" на рынке стал покупатель, предприятие вынуждено стать подлинно открытой системой, стать органической частью общества; в противном случае оно не сможет выжить и победить в конкурентной борьбе.

Среда предприятия диктует свои условия для его построения. Это особенно заметно при сравнении внутренней структуры предприятий, функционирующих в разных условиях, на разных рынках. Например, существует различие в организационной структуре американских и японских компаний. Существенно различаются структуры предприятий, функционирующих в динамичной или относительно стабильной среде.

Для понимания взаимосвязи внешней и внутренней среды предприятия предлагается использовать понятие "полисистемность" . Смысл его заключается в том, что любой предмет окружающего мира принадлежит одновременно многим системам. Например, работник предприятия принадлежит одному из ее подразделений, предприятию в целом, профсоюзной организации, политической партии, семье, спортивному клубу, городу, стране. Важно подчеркнуть, что между всеми системами, которым принадлежит общий элемент, существуют противоречия: каждая из этих систем стремится к своей, особой цели, используя любой свой элемент в качестве средства.

Ясно, что это порождает противоречивость поведения самого субъекта, входящего в разные системы. Так и предприятие в целом принадлежит одновременно многим системам, которые пытаются господствовать над ним, навязывать ему свои интересы. Различны требования, предъявляемые к предприятию, например, его потребителями, правительством, профсоюзами или акционерами.

Понятно, что структура предприятия должна быть построена таким образом, чтобы в определенной степени удовлетворить интересы всех систем, в которые входит предприятие, гармонизировать их противоречивые цели.

Существует и иной, более глубокий уровень полисистемности. Он включается в принадлежности отдельных элементов системы другим системам.

Принадлежность каждого работника предприятия многим системам, с предприятием непосредственно не связанным, порождает особые черты работника. Таким образом, буквально каждый элемент предприятия обладает двойственностью - он одновременно принадлежит и самому предприятию, и его внешней среде. Поэтому, в любом случае, каждое предприятие является открытой системой. Данный факт следует не только осознать, но и целенаправленно использовать, сознательно формируя и поддерживая необходимые связи предприятия со средой.

При формировании системы необходимо обеспечить ее замкнутость. Отсутствие границы не гарантирует наличие хороших связей со средой, но размывает систему и делает ее плохо управляемой. Кроме того, в этом случае могут появиться неконтролируемые информационные каналы, способствующие утечке деловой конфиденциальной информации.

Взаимоотношение системы и среды означает, что для каждой системы наряду с множеством присущих ей внутренних отношений (связей), объединяющих между собой элементы системы, имеется набор ее внешних отношений и связей.

Системы функционируют в конкретной среде и обуславливаются ею. Первое условие среды есть граница, относительно которой говорят, что система функционирует внутри нее. Окружающая среда определяется как набор заключенных внутри конкретных пределов объектов, которые влияют на функционирование системы.

Специалист по логистике не может осуществлять неограниченные исследования, необходимые для того, чтобы выяснить все условия, влияющие на функционирование системы. Понятие границы указывает предел, внутри которого объекты, свойства и их связи можно адекватно объяснить и обеспечить управление ими.

Особенностью формирования логистической системы является необходимость вписать ее в ту среду, с которой она будет взаимодействовать. Например, если система доставки продукции будет функционировать в условиях тропического климата, то необходимо предусмотреть ее работоспособность при высокой температуре и влажности. В зависимости от типа системы надо предусмотреть транспортные средства с рефрижераторными установками. С другой стороны, если имеется возможность, то желательно трансформировать среду в интересах удобства функционирования системы.

Структуризацией среды называется целенаправленная подготовка среды к наилучшему восприятию логистической системы. Среда должна быть адекватна основным свойствам системы.

Для формирования логистических систем необходимо принять специальные меры по трансформации среды, гарантирующие их функционирование или повышающие благоприятные условия функционирования.

Структуризация среды осуществляется путем внесения в нее порядка. Под порядком понимается устойчивость определенным образом ориентированных элементов среды. В термин "порядок" вкладывается широкий смысл - систематичности, последовательности, правильности расположения, значения строя, режима и управления.

Таким образом, внесение в среду порядка позволяет ее организовать, упорядочить первоначальный хаос или видоизменить в интересах эффективности функционирования формируемой логистической системы, в частности ее устойчивости. Разумеется, и сам порядок должен быть устойчивым, для чего следует предпринять определенные действия.

Порядок можно устанавливать в ограниченном, замкнутом пространстве среды, допускающем самостоятельность в выборе порядка.

Если систему создается в неорганизованной, неподготовленной для ее функционирования среде, то имеются два пути. Во-первых, можно преобразовать среду, превратив ее в организованную, способную воспринять новую систему. Во-вторых, можно сеять "зубы дракона", которые, прорастая, послужат Вам элементами будущей системы. Требуется лишь внимательно следить за их ростом, корректируя его в нужном направлении, как умелый садовник формирует крону дерева. Постепенно устанавливая связи между элементами и наполняя их материальными сигналами, можно обрести желаемое. Первый путь сопряжен с большими затратами на реорганизацию среды, а второй требует больших затрат времени.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие методологии анализа логистических систем является системой принципов, методов и средств организации и построения теоретической и практической деятельности, направленных на исследование и улучшение функционирования логистических систем. Данное исследование, в общем случае, может включать в себя следующие этапы:

1. Исследование и анализ ситуации на рынке обслуживания потребителей и тенденций его развития.

2. Исследование принципов формирования логистических систем.

3. Выявление наиболее значимых факторов внешней среды, оказывающих воздействие на логистическую систему и являющихся основой функционирования и развития данной системы.

Логистика является достаточно обширным и многозначным понятием, которое применяется в области экономики, производства, торговли и транспорта.

Понятие логистики

Понятие и виды логистики в общем виде представлены в качестве комплекса мер, направленных на организацию рационального передвижения товаров от производителя к покупателю. Каждый субъект хозяйствования представлен как логическая цепочка или ряд логистических систем, взаимодействующих между собой.

С развитием данного экономического понятия возникла необходимость в его систематизации. Виды логистики, к сожалению, еще несовершенны и поэтому подлежат постоянному обновлению. Однако уже сегодня можно утверждать, основное подразделение их - это макро- и микрологистические. Первые виды логистики работают на международном уровне экономики. Вторые – на уровне отдельного предприятия или торгово-производственного комплекса. Именно в этих комплексах могут применяться виды логистики, каждый из которых соответствует структурному подразделению субъекта хозяйствования.

Приоритетные направления логистики

Таким образом, виды логистики достаточно многообразны, и постоянно расширяется их круг. Чтобы выявить приоритетные направления, необходимо рассмотреть классификацию логистики:

  • производственная;
  • закупочная;
  • логистика запасов;
  • информационная;
  • транспортная;
  • железнодорожная;
  • таможенная.

Все указанные направления находятся в тесной взаимосвязи между собой. Например, производственная логистика не будет функционировать без информационной или транспортной. Морская логистика тесно связана с таможенной. А логистика запасов не может обойтись без закупочной. Все вышеуказанные виды логистики направлены на оптимизацию управления как материальными, так и нематериальными потоками, независимо от того, речь идет о товаре либо информации. Тесное взаимодействие между ними и их согласованное функционирование является залогом успешной и эффективной работы как отдельных субъектов хозяйствования, так и макроэкономических систем в целом.

Производственная логистика

Виды логистики отображают сферу осуществления деятельности предприятия. Так, данный подвид менеджмента управляет материальным потоком при движении его на пути «источник сырья – выпуск готовой продукции». В этом случае очевидно, что такие виды логистики связаны именно с предприятиями, которые выпускают товары. Основной целью производственной логистики является достижение снижения себестоимости готовой продукции с одновременным повышением ее качества. Необходимо отметить и тот факт, что виды деятельности логистики этого типа не предусматривают наличие каких-либо товарно-денежных отношений.

Закупочная логистика

Этот вид менеджмента призван находить ответы на вопросы типа «Каких поставщиков выбрать?", "Каким образом оптимизировать запасы на складе?", "Как снизить расходы при закупке товаров?" и т.п. Данная отрасль менеджмента должна быть направлена на расширение базы поставщиков, организацию самих поставок с одновременной оптимизацией затрат на закупку и последующее хранение товаров.

В этом случае необходимо выделить такие виды логистики: традиционную и оперативную. Первый вид подразумевает единоразовую закупку товаров на конкретный срок. Если же речь идет об оперативной схеме закупки, тогда приобретение товаров осуществляется в зависимости от степени расходования товара или сырья, что к минимуму сводит на складе простой товара. Для каждого из этих видов характерны как преимущества, так и недостатки. Именно поэтому схема должна индивидуально разрабатываться с учетом потребностей субъекта хозяйствования.

Таким образом, закупочная логистика способствует обеспечению бесперебойных поставок товаров и сырья с минимальными запасами. Основной задачей данной отрасли является синхронизация поставок и использования с одновременной оптимизацией расходов на хранение и закупку.

Логистика запасов

Любая область производственной и коммерческой деятельности должна подразумевать рациональное использование запасов, которые формируются на каждом этапе функционирования предприятия. Те или иные виды запасов в логистике позволяют оптимизировать производственные процессы, благодаря чему руководители и обращаются к данному типу менеджмента.

Преимущества

Первым преимуществом является предоставление при большинстве оптовых закупок необходимого сырья серьезных скидок. Именно поэтому субъектами хозяйствования делаются покупки продукции огромными партиями. Таким образом, возникает вопрос о том, как грамотно и эффективно ввести излишки в производство. Именно за это и отвечают различные виды потоков в логистике.

Второе преимущество – приобретение крупных партий расходных материалов, если на них ожидается скачок цен в будущем (к примеру, падение стоимости рубля). В этом случае использованные основные виды логистики запасов позволят разработать оптимальную схему управления закупленными материалами.

Третье преимущество заключается в необходимости использования логистики запасов в деятельности строительных компаний. Так, обеспечение стройплощадок необходимым сырьем и материалами играет важную роль. Если допускаются определенные ошибки в снабжении, то это может привести к дефициту материалов, что увеличит дополнительные расходы. В данном случае повысятся и эксплуатационные расходы. Избавить предприятие от таких неприятностей может только логистика.

Виды логистики запасов, используемые предприятиями различной сферы деятельности, имеют и четвертое преимущество, выраженное в способности оптимального управления запасами существенного влиять на конкурентоспособность. Иными словами, излишки запасов при эффективном подходе могут представлять собой крупный резерв экономического развития.

Транспортная логистика

Виды такой логистики отвечают за снижение различных затрат на перевозку тех или иных материальных ценностей.

Речь идет в этом случае о перевозке грузов, поставках, доставке документов или товаров. Другими словами, это те участки функционирования, за которые отвечают определенные виды транспорта. Логистика в этом случае должна управлять затратами на перемещение таких грузов, чтобы максимально снизить их стоимость в итоге.

Задачи транспортной логистики

Логистика данного вида при организации перевозок должна заниматься такими задачами:

  1. выбор транспорта;
  2. планирование маршрута движения;
  3. синхронизация всех транспортировочных процессов;
  4. управление определенным информационным потоком, сопровождаемым перемещение грузов.

Современное функционирование субъектов хозяйствования предусматривает использование автоматизации процессов, которые связаны с перевозками. Поэтому соответствующие специалисты должны «идти в ногу со временем» и владеть нововведениями в сфере специальных программ и разработок. На такие новшества оказывают существенное влияние и различные виды транспорта в логистике, рациональное использование которых способствует сокращению сроков поставок, выбору оптимального маршрута, формированию своевременной отчетности о перемещении грузов. Именно этот немаловажный фактор позволит сократить временные и финансовые затраты на перевозки.

Информационная логистика

Это сфера деятельности предприятия, отвечающая за управление потоками различной информации. Ее основная задача – сбор с последующей обработкой, хранением и распределением информационных потоков у субъекта хозяйствования. Грамотная и эффективная организация таких потоков информации обеспечивает оперативность в работе предприятия за счет оптимального взаимодействия его структурных подразделений. Указанный вид логистики становится востребованным у субъектов хозяйствования с огромным документооборотом. В первую очередь речь идет о компаниях, которые заняты в оптовой торговле и производстве.

Информационная логистика тесно взаимосвязана с материальным потоком, управление которым с выработкой единых стандартов для работы с каждым отдельным направлением позволит своевременно уведомлять подразделения предприятия.

Одной из задач информационной логистики является управление соответствующими системами, широко применяемыми в современных компаниях. Программное и техническое обеспечение с разработкой новых решений – приоритетные направления в данном виде управления.

Железнодорожная логистика

Грузоперевозки на железнодорожном транспорте являются достаточно популярным, надежным и недорогим способом доставки грузов практически в любой пункт назначения. Данный вид логистики позволяет осуществить транспортировку грузов довольно быстро и с незначительными затратами.

Железнодорожная логистика отвечает за организацию перевозок как внутри страны, так и на международном уровне.

Основными задачами данного вида логистики являются:

  1. разработка оптимальной схемы транспортировки грузов;
  2. выбор соответствующего типа состава (к примеру, это перевозка вагонами, контейнерами либо полувагонами);
  3. организация процесса погрузки-разгрузки;
  4. оформление всей необходимой документации.

Таможенная логистика

Данный вид логистики необходим компаниям, осуществляющим перемещение грузов на международном уровне. Решить вопросы, связанные с оптимизацией внешнеэкономической деятельности субъекта хозяйствования, позволяет именно таможенная логистика. Это достаточно важное направление деятельности, которое включает мероприятия, направленные на организацию поставки сырья и товаров между государствами.

Проверка грузов с оформлением нужной документации, а также организация рейсов – именно за эти участки деятельности и отвечают профессионалы по таможенной логистике. Основными задачами ее являются:

  • таможенное оформление товаров;
  • оценка грузов экспертами;
  • оформление деклараций по перемещению грузов;
  • получение соответствующих лицензий;
  • синхронизация информационных потоков, сопровождающих перевозимые грузы.

Иными словами, таможенная логистика должна согласовывать материальные, информационные и финансовые потоки с выведением оптимальной формулы для организации товарооборота при достижении минимальных затрат.

Подытоживая материал, изложенный в данной статье, необходимо отметить, что логистика - разноплановое направление деятельности предприятия, отвечающее за формирование и управление потоками товаров.

ФУНКЦИИ СКЛАДИРОВАНИЯ

Специалисты по логистике утверждают, что в той же степени, в которой управление ТМЗ является ключевым элементом логистической деятельности, склад является истинным центром ЛС любой ПХО. Склады служат для обработки, или грузопереработки, материалов в ЛС; в дополнение к этому, они хранят ТМЗ, которые характеризуются функциям буферизации или развязки, описанными в главе 7.

К основным функциям обработки или грузопереработки материалов на складе могут быть отнесены следующие:

1. Получение товаров. Склад принимает продукцию, доставляемую от внешних поставщиков или заводов по подготовке сырья, под свою ответственность.

2. Определение товаров. Должны учитываться соответствующие единицы складского хранения, и должно быть зафиксировано количество единиц хранения каждого типа. Может возникнуть необходимость пометить их электронным кодом, символом и т.п. Единица хранения может быть идентифицирована по индивидуальному коду, нанесенному на емкость или контейнер, либо по физическим свойствам.

3. Сортировка товаров. Проданные (закупленные) товары могут сортироваться в соответствии с требуемыми условиями хранения.

4. Перемещение товаров в хранилище. Товар должен перемещаться так, чтобы его в случае необходимости можно было найти.

5. Хранение товаров. Изделие хранится на складе до востребования под надлежащей охраной.

6. Отзыв, выбор или отбор товаров. Заказанные клиентами товары должны эффективно отбираться со склада и группироваться удобным для последующих этапов способом.

7. Комплектация поставки. Несколько товаров, образующих поставку, должны быть собраны вместе, должна осуществляться проверка на полноту комплектации и мотивированные пропуски, а в журнал регистрации заказа в случае необходимости должны быть внесены изменения.

8. Выполнение поставки. Скомплектованный (собранный) заказ должен быть подходящим образом упакован и направлен к требуемому средству перевозки. Должны быть подготовлены необходимые товаросопроводительные и бухгалтерские документы.

9. Подготовка регистрационных журналов и уведомлений. Число полученных заказов, изделий и количество имеющихся в наличии товаров должно регистрироваться для планирования действий по восполнению ТМЗ, управлению складом; либо требования и квитанции должны перенаправляться в некоторый управляющий центр.

Склады также могут использоваться в качестве станций физической обработки товаров (продуктов или изделий). Например, сельскохозяйственные и пищевые продукты могут храниться для вызревания (вид обработки); в некоторых системах частью складских операций могут быть минимальные сборочные работы, работы по обеспечению требований по составу и состоянию продукта, а также для приспособления изделий к специальным требованиям.

В дополнение к этому, большинство складов служат центрами хранения и управления для технического обслуживания ТМЗ, служащих функциям буферизации, описанным в главе 7, в особенности, для экономичной погрузки и грузоперевозки внутри склада, разделения объемных поставок на партии для грузоперевозки и для обеспечения надежности обслуживания покупателей. Обрабатывающие и буферные функции склада обычно частично противоречат друг другу. Например, относительно малые ТМЗ и складские площади могут привести к организации более компактной системы складирования и, следовательно, к более эффективной работе склада. Однако ТМЗ, согласующиеся с функцией производственной переработки, могут не соответствовать требованиям буферизации. Следовательно, проект склада должен основываться на поиске приемлемого компромисса между этими функциями.

Существуют склады со всеми возможными формами и степенями специализации. Некоторые являются высокоспециализированными с целью обработки продуктов в требуемых условиях (например, холодильники), или охраняемые (в случае драгоценных металлов, или опасных химикатов и медикаментов). Они могут проектироваться для обработки сухих продуктов большого объема (зерновые элеваторы) или жидких продуктов (резервуары для хранения нефтепродуктов), или же они могут представлять охраняемые открытые площадки (для хранения древесины, досок, угля).

Как правило, термин «склад» ассоциируется с закрытым помещением, созданным для получения, переработки и отправки упакованных продуктов, требующих умеренных условий окружающей среды и обычной охраны.

В общем, с учетом экономических предпосылок, ПХО свободна в выборе расположения или перемещении своих складов, только этот выбор подвержен довольно строгим ограничениям. Политика ПХО может устанавливать тип обязательств по использованию складов, которые ПХО желает принимать, а также ее готовность сдавать в аренду или ликвидировать склады. Политика обслуживания клиентов может устанавливать ограничения на работоспособность, и ПХО может пожелать по рыночным соображениям стать известной как местная, либо как осуществляющая стабильные и заслуживающие доверия операции. Могут существовать обязательства перед местными служащими, и изменения могут быть восприняты как отказ от прежней политики.

Распределительные склады должны располагаться в транспортных центрах - как с целью получения, так и распределения продукции. Они должны быть вблизи центров потребления продукции. Эти два требования обычно означают, что общее число потенциальных мест размещения складов довольно мало.

Прогресс в способах транспортирования продукции способствует сокращению числа складов, необходимого для достижения установленного уровня доступности (полезности) товара, в то время как растущие капиталовложения в механическое оборудование и системы управления стимулируют увеличение общего числа мест размещения. Уровень доступности (полезности), который может быть достигнут данной системой складов сильно зависит от распределения рынков для продукции. Исследования множества потребительских продуктов показали, что системы, состоящие из 11–18 должным образом расположенных складов, могут обеспечить поставку продукции на 75–80% рынка США в течение дня.

В рамках общего выбора региона для размещения склада выбор конкретного места для склада зависит от доступности, пригодности, уместности и социальной обстановки. Доступность означает доступность транспортирования продукции к месту складирования и из него, а также близость к крупным потребителям; при этом месторасположение не должно отделяться от части обслуживаемой территории рекой или иной географической преградой. Подходящее месторасположение склада должно быть выбрано на площади, соотносящейся с требуемыми размерами и формой, а также находящейся в подходящей зоне для планируемого типа деятельности. Склад должен размещаться в том месте, в котором ПХО может рассчитывать на отсутствие непомерной активности профсоюзов, а также агрессивного загрязнения окружающей природной среды. Регион должен быть свободен от преступности, хорошо обслуживаться пожарными и полицейскими управлениями и быть обеспеченным необходимыми энергетическими ресурсами.

Размер площади для выбранного месторасположения склада должен соответствовать как внутренним, так и внешним требованиям. Внутренние требования к площадям включают потребности обработки заказов (включая инвентарь, задействованный при поддержке формирования поставки), хранения ТМЦ и приема на хранение. По возможности, площади для обработки заказов, хранения и приема должны проектироваться как взаимозаменяемые, поскольку пиковые потребности в площадях для поддержки этих видов деятельности не могут существовать в одно и то же время. Требования к внешним площадям склада включают площади для парковки машин служащих и посетителей, погрузки транспортных средств и маневрирования при приеме или отгрузке товаров. Размер погрузочных площадок может быть определен, исходя из типа используемого оборудования, получаемых или перерабатываемых за день грузов, времени, необходимого для погрузки или разгрузки и продолжительности работы склада в сутки. Маневровые площади будут по размеру равны или вдвое превышать погрузочные, в зависимости от режима транспортирования.

Контрольная работа

по дисциплине

«Логистика»

« Функциональные связи в логистике снабжения»

Выполнила: Забарова А.Р.

Студентка гр.№91001

Проверила: Фадейчева И.

Казань 2013 г.

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Характеристика функциональных областей логистики…………………..3

2. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики……………….6

3.Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства и финансами……………………………………………………..8

4.Звено логистической системы и роль "третьей стороны" в логистике….11

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………………20

Введение

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания».
Логистика изначально тесно была связана с организацией материально-технического обеспечения военных образований. Основоположником логистики считается французский военный теоретик XIX века А. А. Жомини, согласно которому логистика – это умение планировать, управлять и обеспечивать военные подразделения транспортом и амуницией. До начала XX века логистика была признана как военная наука.
В 60-х гг. XX века из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на транспортировку материальных ресурсов (готовой продукции) и содержание материальных запасов. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в областях продвижения материального потока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортировку продукции. Это стало возможно благодаря достижениям в области компьютерных технологий. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике – логистика.



Одно из направлений исследования логистики связано с взаимоотношениями логистики и издержек производства, то есть издержки складского хозяйства запасов, транспорта, производства, обработки запаса и других подсистем логистики, которые зависят друг от друга.

Логистика – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя в условиях рыночных отношений.

Характеристика функциональных областей логистики

Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Укажем специфику каждой функциональной области.

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия-потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики - закупочной логистики. На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объём работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетворительной организации системы распределения продовольственных товаров в регионе положение местной власти будет нестабильным.

В сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает, еще находясь в производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, вопросы размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.

4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объём транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно подразделить на две большие группы (примерно равные)

работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяют при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления здесь является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики. Объект исследования здесь - информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).

Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).

Статьи по теме: