Консультирование клиентов по депозитным операциям. Об этике в банковской сфере

Этико-правовые проблемы банковской деятельности в Российской Федерации
Моральные и нравственные нормы являются обязательными не только в межличностных отношениях, но и в политике, экономике, государственном строительстве. Наиболее важные, имеющие социальное значение, этические нормы включаются в законодательство и приобретают характер правовых норм. Благодаря этому они могут быть реализованы в конкретных правоотношениях, в том числе в сфере банковской деятельности. Речь идет не только об этико-правовых аспектах предпринимательской деятельности кредитных организаций, их учредителей, собственников, руководителей и служащих либо об этике потребителей банковских услуг. С точки зрения этики взаимоотношения государства с кредитными организациями, физическими и юридическими лицами, обществом в целом по поводу денег и кредита являются не менее актуальными. При этом важнейшим нравственным требованием ко всем участникам банковских правоотношений является исполнение взятых на себя обязательств.
Деятельность всевозможных некоммерческих ассоциаций, объединений, союзов кредитных организаций в банковской сфере также имеет существенное значение. Этичное поведение требуется и от них. Упомянутые некоммерческие организации вполне могли бы способствовать нравственному поведению своих учредителей – кредитных организаций и их руководителей; силой общественного мнения влиять на улучшение нравственного климата в сфере банковской деятельности, реагировать на случаи безответственного отношения кредитных организаций к исполнению обязательств перед клиентами и государством, а также реагировать на несправедливые действия государства, нарушающие права и законные интересы участников банковских правоотношений. Этика и право - взаимосвязанные и взаимообусловленные социальные явления. Практически все отрасли законодательства, в особенности связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан, содержат те или иные нравственные нормы.
Что же касается законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в экономической, финансовой и банковской сфере, они также должны содержать наиболее актуальные нравственные требования не только к физическим лицам, но и к организациям. Профессор А.С. Кобликов отмечал, что о нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного (Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - М.: Изд. Гр-па НОРМА - Инфра-М, 1999. - С. 5-6.) . Нравственные законы задают абсолютный предел человека, ту первооснову, последнюю черту, которую нельзя переступить, не потеряв человеческого достоинства (Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - С. 142-143.). Особенно важно иметь возможность оценить с позиций нравственности деяния людей, наделенных властью, причем не обязательно властью государственной. В современном обществе существует реальная возможность влияния отдельных, формально не облеченных государственно-властными полномочиями, лиц (групп лиц) на государственную власть. От них также требуется этичное, т.е. основанное на категориях морали и нравственности, поведение. При этом нельзя уповать лишь на совесть конкретного человека.
Необходимо заметить, что люди нравственные, как правило, не нуждаются в принуждении к исполнению этических норм, в т.ч. путем возведения их в разряд правовых, обязательность исполнения которых основывается на силе государственного принуждения. Они руководствуются правилами этики, выработанными человеческим обществом, добровольно. Закрепление этических правил в правовых нормах, регулирующих особенности банковской деятельности, в большей мере необходимо для ограничения антиобщественного и стимулирования общественно-полезного поведения лиц, не склонных поступать этично по собственной доброй воле. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что нравственные идеалы в банковской сфере и в банковском законодательстве могут быть реализованы лишь в единстве с общим духом российского законодательства и правоприменительной практикой. Наивно было бы полагать, что можно добиться соблюдения этических норм в одной сфере, если при этом не только сохраняется возможность, но и наблюдается рост нарушений прав человека или иные безнравственные поступки в других сферах единого социального организма. От того насколько полно воплощаются этические нормы в общественных отношениях можно судить о нравственном потенциале общества. Причем, рост деяний не совместимых ни с моралью, ни с интересами народа может привести, в конечном счете, к разрушению общества, как единой системы. В подобной ситуации общество обязано предпринимать шаги, направленные на повышение нравственных требований к своим членам, в особенности в тех сферах, где права граждан и публичные интересы наименее защищены и нарушаются чаще всего.
Банковским сообществом России предпринимались попытки придать деятельности кредитных организаций больше нравственности. Таким желанием самих банкиров можно объяснить принятый 13 мая 1992 г. под эгидой Ассоциации Российских банков Кодекс чести банкира, а также Договор кредитных организаций об обязательствах перед клиентами, одобренный Советом Ассоциации Российских банков и Советом Московского банковского союза 22 декабря 1998 г. Но этико-правовые проблемы банковской деятельности - не только проблемы профессиональной этики части банков, объединенных в ассоциацию, или отдельных банковских служащих. Этические требования и стандарты следует предъявлять к банковской деятельности в целом, ко всем ее субъектам и участникам банковских правоотношений. В связи с этим представляет интерес общее положение гражданского законодательства о том, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна (169 ГК РФ). Упомянутая общая этико-правовая норма имеет прямое отношение и к банковской деятельности. Ее следовало бы не просто продублировать в банковском законодательстве, а сформулировать в более развернутой форме с учетом особенностей банковской деятельности.
Этические нормы, кроме того, могли бы найти свое юридическое воплощение в принципах банковского права, в порядке и правовых гарантиях банковской деятельности, которые также требуют более детального закрепления в федеральном законодательстве.
Тщательно разработанные правовые принципы и правовые гарантии, опирающиеся на нравственные правила, могли бы способствовать созданию банковской системы, основанной на честности и достоинстве, ответственности и благоразумии, требовательности и справедливости. Такая система, с одной стороны, - должна исключать произвол государства, одновременно обеспечивая требуемый уровень государственного регулирования; с другой стороны, - обеспечить такие формы реализации экономической свободы кредитных организаций, предпринимателей и граждан, которые бы не нарушали прав и законных интересов других участников банковских правоотношений.
В сфере банковской деятельности, в сфере денег и денежного обращения, в сфере кредита этические нормы имеют решающее значение. Само понятие “кредит”, - ключевая категория в банковской деятельности, - означает “доверие”, “веру”, т.е. характеризует в первую очередь этическую, социальную, а затем экономическую или юридическую сущность деятельности кредитных организаций. Именно в банковской сфере большое значение приобретает репутация лица (физического и юридического), как соответствующего или несоответствующего этическим нормам (честность, порядочность, обязательность, чувство долга, ответственность, достоинство, справедливость и т.п.).
Нравственный климат в банковской сфере определяется не только позицией государства, кредитных организаций и банковских служащих. Эффективность банковской деятельности во многом зависит от нравственных качеств самих потребителей банковских услуг. Поэтому нравственные требования следовало бы предъявлять не только к деятельности государства и кредитных организаций, но и к клиентам кредитных организаций. Так, трудно вообразить возможность предоставления банковского кредита нечестному, необязательному человеку или юридическому лицу с плохой репутацией. Не случайно в последнее время в России заговорили о необходимости ведения кредитных историй юридических и физических лиц. В этом смысле нравственные качества проявляются уже не в деятельности государства или кредитной организации, а в конкретных действиях человека или юридического лица, пользующегося банковскими услугами.
Таким образом, в банковской сфере, как и в любой другой сфере деятельности людей, значение приобретает не то “что”, думает то или иное лицо, а “как” это лицо действует, какие поступки им совершаются, соответствуют ли они правовым нормам, нормам морали и нравственности. Но в отличие от других видов предпринимательства, прибыль от коммерческой деятельности в денежно-кредитной сфере достигается путем привлечения и использования денежных средств граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований, т.е. клиентов. В таких условиях законодательство не может ограничиваться лишь закреплением экономических или юридических стандартов банковской деятельности. Оно обязано защищать интересы потребителей не только банковских, но и иных видов услуг в денежно-кредитной сфере, а также интересы предпринимателей и публичные интересы, предъявляя особые морально-нравственные требования к субъектам банковской деятельности, собственникам кредитных организаций, банковским руководителям, служащим и их клиентам. Но в первую очередь государство обязано обеспечить этичность собственной деятельности и высокий уровень нравственности своих служащих.
Этико-правовые проблемы банковской деятельности кредитных организаций . Применительно к банковской деятельности и банковскому законодательству категории этики приобретают дополнительное звучание и значение. Если в межличностных отношениях такие категории как честность, обязательность, ответственность принято связывать в большей мере с физическими лицами, то в сфере банковской деятельности они вполне могут быть применимы и к юридическим лицам. Подобная трансформация характерна и для этической категории “долг”. Если в этике под долгом понимается отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в первую очередь в нравственной обязанности по отношению к ним, то в банковском праве к нравственной обязанности добавляется обязанность юридическая. Более того, само понятие “долг”, как категория нравственная, приобретает дополнительные имущественные (материальные) и неимущественные оттенки. Таким образом, долг, как этическая категория, приобретает в банковской сфере значение не только нравственного, но и юридического обязательства. Отношения, регулируемые банковским законодательством в значительной мере - это отношения кредитора и должника. Сторонами в банковских правоотношениях могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, Банк России, кредитные организации, а также физические или юридические лица, взявшие на себя определенные, как правило, денежные, либо связанные с ними, обязательства в интересах друг друга, либо третьих лиц. Например, кредитные, заемные, вкладные, расчетные операции банка и его клиента, межбанковские расчеты, по существу являются обязательствами (долгом), которые принимает на себя кредитная организация в отношении своих клиентов. Клиент кредитной организации также берет на себя определенные обязательства (хранить на счете деньги, соблюдать установленные правила, исполнять обязанности по банковскому кредиту и т.п.), обусловленные законодательством и соответствующим договором. Следовательно, долг, доверие, ответственность, как категории этики, являются основой банковской деятельности и банковского законодательства. Можно ли в таком случае утверждать, что законодательство и реальная банковская практика в современной России соответствуют упомянутым категориям этики? С учетом накопленного негативного опыта банковской деятельности, вряд ли. Например, не могут признаваться этичными действия руководителей и учредителей кредитных организаций-должников, если они уклоняются от ответственности по обязательствам учрежденных или руководимых ими кредитных организаций. В особенности, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имели право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имели возможность определять его действия. Не случайно федеральным законодательством предусматривается возможность возложения на таких лиц субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица в случае недостаточности его собственного имущества для погашения долгов (ст. 56 ГК РФ). Однако эффективность упомянутой гражданско-правовой нормы в банковской практике крайне низка. Об этом свидетельствуют не только примеры реальной жизни, но и анализ Федерального закона от 8 июля 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций" на основе которого требования ст. 56 ГК РФ воплощаются в банковской сфере. Статья 13 этого закона вопреки ст. 56 ГК РФ произвольно сужает круг лиц, несущих субсидиарную ответственность за деятельность кредитной организации, и упоминает лишь учредителей (участников) кредитных организаций, имевших право давать обязательные для кредитной организации указания или имевших возможность иным образом определять ее действия. При этом другие лица, указанные в ст. 56 ГК РФ не упоминаются вовсе.
При нарушении своих обязательств, уклонении от возвращения долгов любое лицо не только в этическом, но и в юридическом смысле теряет свою репутацию. Эта этическая характеристика личности применительно к банковской деятельности также приобретает юридическое значение. Например, ст. 19 ГК РФ упоминает о деловой репутации гражданина, а ст. 152 ГК РФ о деловой репутации юридического лица. Более того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" деловая репутация юридических лиц признается одним из условий их успешной деятельности. Помимо деловой репутации, лица, желающие заниматься предпринимательством в денежно-кредитной сфере должны соответствовать таким нравственным требованиям, как достоинство, доброе имя, честь, честность, чувство долга. Лишь при соответствии лица упомянутым выше требованиям можно вести речь о его годности к работе, связанной с получением прибыли от использования денежных средств, принадлежащих другим лицам. Однако банковское законодательство России не предъявляет какие-либо этико-правовые стандарты к личности учредителей (крупных акционеров) кредитных организаций, их руководителям, банковским служащим и самим кредитным организациям. Соответствие кого-либо этическим стандартам банковской деятельности предполагает такое поведение в прошлом и в настоящем, которое позволяет характеризовать лицо, как заслуживающее доверия со стороны государства и общества, а также со стороны собственников кредитных организаций и их клиентов. Только достойный и честный человек может руководить организацией, основой предпринимательской деятельности которой является привлечение и использование по своему разумению чужих денежных средств (физические лица, юридические лица, государство).
В законодательстве многих зарубежных стран, а также в международной банковской практике в качестве стандартов (требований) к банковской деятельности упоминается термин “prudential” (расчетливость и благоразумие). Деятельность лиц, осуществляющих банковскую деятельность должна быть расчетливой (разумной и осторожной) не только для достижения их личных интересов и благ. Кредитные организации и их служащие также должны способствовать приобретению благ клиентами кредитных организаций и обеспечению их интересов. Подобного рода этические требования к кредитным организациям, к иным лицам, оказывающим финансовые услуги, в законодательстве России не закреплены. Причем в России в официальных документах термин “пруденциальный” используется лишь как синоним банковского надзора, а истинное этическое его значение не упоминается.
Федеральное законодательство и нормативные акты Банка России предъявляют лишь некоторые специальные требования к руководителям исполнительных органов и (или) главным бухгалтерам кредитных организаций (ст. 16 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”), к руководителям службы внутреннего контроля кредитной организации и сотрудникам этой службы, а также к руководителям временной администрации и арбитражным управляющим. Однако упомянутые правила являются не столько требованиями к нравственным качествам, сколько ограничениями формально-юридического характера. Что же касается особых квалификационных требований к иным сотрудникам кредитных организаций, причастным к банковским операциям со средствами клиентов, то они в действующем законодательстве вовсе отсутствуют.
Между тем, государство, требуя от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей открытия банковских счетов в кредитных организациях и осуществления платежей и расчетов в безналичном порядке, обязано создать соответствующие этико-правовые нормы, ограждающие потребителей банковских услуг от передачи собственных денег недостойным лицам, имеющим плохую репутацию, и в нравственном плане не имеющим права заниматься банковской деятельностью. Почему доведя до несостоятельности (банкротства) или кризиса один банк его руководители могут перейти на должности, связанные с управлением другой кредитной организацией, порой созданной на обломках старой, и вновь получить право распоряжаться деньгами клиентов? Очевидно, этот вопрос следует адресовать законодателям. Было бы полезно включить в банковское законодательство специальные этико-правовые квалификационные требования (стандарты) для служащих кредитных организаций. Речь идет о нормах, ограничивающих право заниматься банковской деятельностью или руководить кредитными организациями в отношении лиц, репутация которых позволяет усомниться в наличии у них качеств достаточных для получения права распоряжаться деньгами клиентов. Давно назрела необходимость создать и использовать в практике государственного регулирования банковской деятельности информационный банк данных о руководителях кредитных организаций, по вине которых клиентам кредитных организаций причинен ущерб. При назначении на соответствующие должности в кредитные организации их собственники и государственные регулирующие органы обязаны учитывать репутацию претендентов. Например, вряд ли могут быть повторно назначены на руководящую или иную должность в кредитной организации лица, способствовавшие систематическому нарушению кредитными организациями своих обязательств перед клиентами, собственниками и государством, либо лица, своими действиями способствовавшие наступлению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. Такой подход не исключает, а предполагает возможность обращения заинтересованных лиц в суды. Более того, решение об ограничении права заниматься предпринимательской деятельностью в банковской сфере и сроках такого ограничения, также могло бы приниматься судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), если соответствующие дополнения будут внесены в действующее законодательство.
Отсутствие в банковском законодательстве России элементарных этико-правовых стандартов привело к тому, что в течение многих лет в банковской системе России нарушения юридических и этических норм стали обычным явлением банковской практики. Так, в трети банков, проверенных Банком России в 1996-1997 г.г., т.е. перед кризисом 1998 г. были обнаружены нарушения при совершении депозитных операций: чрезмерно завышались начисляемые проценты и создавались другие особо благоприятные условия по депозитам инсайдеров. Некоторыми кредитными организациями применялись льготные проценты в размере 160% годовых с ежедневным начислением процентов и их капитализацией, "бизнес-вклады" под 1200% годовых с ежемесячной выплатой процентов для работников банков. Сотрудниками кредитных организаций допускались нарушения этических норм, установленных на организованных рынках финансовых инструментов (ценных бумаг, иных фондовых ценностей, иностранной валюты, драгоценных металлов), способствовавшие росту операционных рисков и т.п. Эти и другие факты, по мнению Банка России, свидетельствуют о фактически легальном хищении средств в кредитных организациях и представляют серьезную этическую проблему. Поскольку использование таких методов наносит ущерб финансовому положению и престижу банка, подрывает авторитет банка в банковском сообществе и авторитет банковской системы в целом, такого рода материалы должны, по мнению Банка России, доводиться до сведения общего собрания акционеров (например: письмо Банка России от 16 мая 1996 г. N 25-1-534 "О нарушениях коммерческих банков в области депозитных операций" , приказ Банка России от 2 июля 1997 г. N 02-287 "Об утверждении инструкции "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ").
Итак, банковское законодательство не может не учитывать, что для кредитных организаций и их сотрудников важны не только профессионализм, но и безупречное, с точки зрения нравственных норм, поведение, авторитет и репутация. Особенно, в части касающейся выполнения взятых обязательств, ответственного отношения к доверенному кредитным организациям имуществу клиентов, честности, чувства долга. Конечно, федеральное законодательство содержит некоторые положения этико-правового содержания, однако они не имеют системного характера и, в конечном итоге, их практическая эффективность значительно снижается. Так, исходя из нравственных категорий ответственности Банка России и кредитной организации перед своими клиентами в законодательстве вполне обоснованно сформулирован принцип банковской тайны (ст. 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”), являющийся одним из ключевых принципов банковского права. Однако, наряду с этим, правила этики требуют, чтобы реализация принципа банковской тайны в отношении одних лиц, не нарушала и не ограничивала прав и законных интересов других лиц, вступающих в правовые отношения с кредитными организациями и их клиентами. Проще говоря, защищая на основании принципа банковской тайны права своего клиента, Банк России или кредитная организация не должны отказывать другому лицу в его праве на защиту собственных законных интересов. Речь в частности идет о трудностях, с которыми сталкиваются граждане и юридические лица в процессе судебного рассмотрения и исполнения судебных решений по делам о банковских и гражданских правонарушениях, связанных с денежными средствами.
Постепенное понимание необходимости обеспечить баланс публичных и частных интересов в банковской деятельности и их соответствие нравственным целям, способствовало тому, что международное сообщество все активнее привлекает кредитные организации к работе по предотвращению легализации денежных средств, полученных преступным путем (незаконный оборот наркотиков, незаконная торговля оружием, похищение людей с требованием выкупа). Упомянутое направление является, по существу, публично-правовой деятельностью, реализуемой кредитными организации в процессе гражданских правоотношений с клиентами. В этом, в частности проявляется особый этический и юридический феномен банковского права, которое отличается сближением, а порою объединением в единое целое, публичных и частноправовых начал в процессе банковской деятельности.
Этика государственного регулирования банковской деятельности . В формировании здорового нравственного климата в денежно-кредитной сфере решающая роль принадлежит государству, государственным органам и государственным должностным лицам. Поэтому усиление этических начал в государственной денежно-кредитной политике явилось бы серьезной гарантией эффективности банковской деятельности и устойчивости банковской системы в России. Не оценив сложившуюся в денежно-кредитной сфере РФ ситуацию, не определив целей предполагаемых преобразований и используемых при этом методов, государство вряд ли сможет верно, сформулировать стратегию своей денежно-кредитной политики, принять справедливые решения по поводу реструктуризации банковской системы, ее будущего устройства.
На началах нравственности должна быть основана деятельность государственных органов и их служащих. Неслучайно и Президент Российской Федерации, и палаты Федерального Собрания России, и Совет судей России, и Банк России в 2002 - 2003 гг. принимали меры, чтобы придать основополагающим нравственным правилам правовую форму, обязательную как для государственных служащих в целом, так и для отдельных категорий лиц, наделенных государственной властью (депутатов, судей, служащих Банка России). Так, Президентом России были утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих (Указ Президента России от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"), Президиумом Совета судей России принято решение о подготовке проекта кодекса судейской этики (Постановление Президиума Совета судей РФ от 26 июля 2002 г. "О подготовке проекта кодекса судейской этики"). Банк России намеревался распространить на своих служащих единые этические требования, которые предполагается принять для всех лиц, занятых в банковской сфере.
Тщательно разработанные правовые принципы и правовые гарантии, опирающиеся на нравственные правила, могли бы способствовать созданию банковской системы, основанной на честности и достоинстве, ответственности и благоразумии, требовательности и справедливости. Такая система, с одной стороны, должна исключать произвол государства, одновременно обеспечивая требуемый уровень государственного регулирования; с другой стороны - обеспечить такие формы реализации экономической свободы организаций, предпринимателей и граждан, которые бы не нарушали прав и законных интересов других участников денежно-кредитных правоотношений.
Соответствие правовых норм банковского законодательства этическим требованиям может быть обеспечено: а) созданием законотворческой процедуры высокого качества и скрупулезным ее соблюдением; б) созданием взаимосогласованных правовых норм, основанных на законности и категориях нравственности и их неукоснительном исполнении всеми и повсеместно. Нравственность государственного регулирования банковской деятельности в первую очередь выражается в исполнении особой конституционной процедуры, принятия законодательных актов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106 Конституции РФ). Речь идет об обязательном рассмотрении Советом Федерации РФ такого рода законодательных актов, принятых Государственной Думой РФ. Принятый Государственной Думой закон, по вопросам, упомянутым в ст. 106 Конституции РФ, не подлежит подписанию Главой государства, если он не рассматривался Советом Федерации Российской Федерации или его рассмотрение не завершилось одобрением либо отклонением (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации").
Правовой гарантией законности и справедливости управленческой деятельности в банковской сфере явился бы тщательно закрепленный в законодательстве порядок государственного регулирования банковской деятельности. Например, стоит подумать о создании правовых норм, ограничивающих возможность проявления субъективизма служащих Банка России и других государственных органов при принятии юридически значимых решений в банковской сфере. Действующее банковское законодательство предусматривает некоторые ограничения (ст. 90 и 91 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”), однако они распространяются не на всех сотрудников Банка России, участвующих в принятии юридически и экономически значимых для банковской системы решений, а лишь на тех, перечень которых утвержден Советом Директоров Банка России. Что же касается государственных служащих других государственных органов, то в отношении них каких-либо ограничивающих норм в банковском законодательстве вообще не предусматривается.
Банковские законодательные акты не могут быть нацелены только на обеспечение предпринимательских или иных частных интересов, либо только на защиту интересов государства и его органов. Частные, общественные и государственные интересы в банковской сфере в равной степени должны признаваться высшей ценностью и равным образом защищаться федеральным банковским законодательством. При этом государственные органы не могут игнорировать объективные нравственные законы и принимать банковские правовые нормы, противоречащие законам этики. Это может привести к возведению безнравственного поведения в разряд правомерного и поощряемого государством.
Стоит подумать о совершенствовании положений ст. 845 ГК РФ позволяющих банкам без ограничений распоряжаться по своему усмотрению любыми, имеющимися на банковских счетах клиентов денежными средствами. Необходимо силой правовых норм обеспечить целевое, в соответствии с их назначением, использование кредитными организациями денежных средств клиентов. Следует различать текущие денежные средства клиентов на банковских счетах и денежные средства клиентов во вкладах (депозитах), поскольку и те и другие передаются клиентами в банки с различными целями. Если денежные средства размещаются на текущих (расчетных) банковских счетах для обеспечения платежей и расчетов по обязательствам клиентов и их партнеров, то возможности кредитных организаций размещать упомянутые средства от своего имени и за свой счет по сравнению с депозитами должны быть ограничены.
Требуют уточнения правовые нормы, регулирующие отношения по поводу открытия и использования корреспондентских счетов. Единый гражданско-правовой режим, установленный действующим законодательством, для всех без исключения видов корреспондентских счетов, как представляется, не учитывает все особенности правоотношений, возникающих при их использовании. Например, хранящиеся на корреспондентском счете денежные средства, признаются принадлежащими кредитной организации, и могут быть по решению суда или в безакцептном порядке списаны с корреспондентского счета кредитной организации в качестве санкции за допущенные ею нарушения. Между тем, в реальности, на корреспондентском счете могут находиться не только деньги кредитных организаций, но и деньги клиентов, кредиторов, государства, которые вовсе не обязаны расплачиваться собственными средствами за нарушения кредитных организаций. В правовых нормах было бы полезно более подробно закрепить особенности счетов, открываемых в кредитных организациях и в Банке России, а также особенности банковских счетов различных организаций (бюджетные и внебюджетные, коммерческие и некоммерческие).
Регулируя денежно-кредитные отношения, государство обязано поддерживать такие условия размещения свободных государственных денежных средств, которые бы обеспечили их использование в интересах всего общества, а не отдельных его представителей. В этом плане заслуживает внимания позиция Правительства г. Москвы, которое в одном из своих постановлений установило, что “средства налогоплательщиков по социально-экономическим и этическим соображениям не должны служить источником доходов коммерческих банков” (Постановление от 19 сентября 1995 г. N 782 "О Московской городской программе "Жилище"). Однако, имея в федеральной собственности Банк России и более половины акций нескольких крупнейших кредитных организаций, государство по-прежнему хранит значительную часть денег налогоплательщиков в частных банках. Чем, кстати, нарушает положения ст. 23 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”. Вряд ли какой-либо собственник, располагая собственными банками, станет хранить свои денежные средства в других банках и кредитовать другого собственника, если только это не связано с серьезными политическими и экономическими проблемами, либо с благотворительностью.
Одной из важнейших политических, юридических и нравственных задач государства в банковской сфере является осуществление мер, обеспечивающих устойчивость национальной валюты - рубля. Такие меры связываются, как правило, лишь с деятельностью Банка России на валютном рынке. В то же время, на устойчивость национальной валюты оказывает влияние политика иных федеральных органов государственной власти и деятельность коммерческих организаций. Например, в качестве одного из направлений укрепления устойчивости национальной валюты федеральным органам государственной власти достаточно обеспечить реализацию на практике закрепленного в федеральном законодательстве правила об осуществлении расчетов на территории России в рублях. Это означает, что за поставляемые из России товары и услуги естественных монополий, иных коммерческих организаций топливно-энергетического комплекса и т.п. зарубежные покупатели должны рассчитываться в национальной валюте России и на ее территории. Такой вывод опирается на Конституцию РФ (ст.75) и федеральное законодательство (ст. 140, глава 46 ГК РФ, ст. 82 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)») и не исключает, а предполагает сохранение и развитие внутреннего и внешнего рынка валютнообменных операций. Несомненно, можно найти массу аргументов для сохранения существующего порядка, позволяющего выполнять платежно-расчетные операции за поставленные из России сырье и иные товары на территории иностранных государств и в иностранной валюте, часть которой российский резидент может использовать по собственному усмотрению с зарубежных счетов (например, для погашения долгов). Но решение коммерческих проблем частных или основанных на смешанной форме собственности юридических лиц, занятых в не самых убыточных сферах предпринимательской деятельности, за счет государства и общества выглядит, по меньшей мере, безнравственно.
С точки зрения этики государственного регулирования значительный интерес представляют проблемы обеспечения государством прав граждан в банковской сфере. Например, до настоящего времени не решен вопрос возмещения вкладов граждан, утративших свои сбережения в Сберегательном банке в результате государственных решений в 1991-1992 г.г. Причем в тот период Сбербанк был банком государственным. Что сделало государство? Оно акционировало Сбербанк России, который был банкротом и должником всего народа, сохранив за собой контрольный пакет акций. Оставшаяся часть акций Сбербанка России была реализована. При этом ни до, ни после акционирования, ни Сбербанк России, ни его собственник - государство не подумали рассчитаться с основными своими кредиторами - гражданами России. Как следовало поступить государству в тот, прямо скажем, сложный период? Проблему вкладчиков Сбербанка можно было попытаться решить путем передачи им безвозмездно акций этого банка в размере эквивалентном сумме утраченного вклада. Существовали и другие варианты. Например, учитывая, что Сбербанк России был государственным банком, можно было бы организовать использование обманутыми вкладчиками своих утраченных по вине государства вкладов, как форму освобождения от налогов на сумму потерянного вклада. Могли бы быть разработаны иные механизмы. Как в этой ситуации поступило государство? Оно ограничилось формальным принятием законодательных актов, которые в полном объеме в отношении всех граждан России не действуют. Вклады компенсируются лишь наиболее престарелым гражданам в размерах строго ограниченных и абсолютно не эквивалентных реальной стоимости этих вкладов в момент их обесценения. Между тем, из содержания Конституции РФ следует, что все граждане равны перед законом, а государство обязано гарантировать равенство имущественных прав независимо от возраста человека. Не менее яркие примеры неэтичного отношения государства к своим обязательствам явили август 1998 г. и предшествующие годы создания финансовых пирамид, а также результаты функционирования рынка государственных ценных бумаг (Совместное заявление Правительства РФ и ЦБР от 17 августа 1998 г. "О политике валютного курса"). Среди причин, породивших кризисные явления лета 1998 г. помимо экономических и юридических (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 сентября 1998 г. N 403-СФ "О социально-экономической ситуации в стране"), несомненно, существовали причины этического свойства.
На позициях нравственности должна быть основана и государственная политика в отношении денежных средств, сберегаемых гражданами в иностранной валюте. Следует исключить любые административные решения, провоцирующие насильственное изъятие иностранной валюты у граждан или ее изъятие на условиях им невыгодных (ограничение права граждан на вывоз иностранной валюты за пределы России, права свободной продажи через обменные пункты и т.п.). Необходимо разработать механизм добровольного, а не добровольно-принудительного включения хранящейся у граждан иностранной валюты в легальный экономический оборот. Например, можно рассмотреть возможность предоставления государством услуг и продажи товаров гражданам (через соответствующие государственные организации) за иностранную валюту, с последующим ее зачислением на специальные счета Правительства РФ. Поступившую таким образом иностранную валюту Правительство РФ могло бы продавать Банку России за рубли по рыночному курсу, зачислять в федеральные золотовалютные резервные фонды в Банке России, погашать долги либо использовать ином образом.
Целесообразно создать систему экономических, организационных, правовых и информационных гарантий, способных помочь гражданам и юридическим лицам преодолеть выработанный за годы реформ синдром приобретения и хранения иностранной валюты “впрок”. Государству следовало бы создать адаптированные для большинства населения информационные условия, позволяющие гражданам получить реальную информацию и самостоятельно оценить характер и степень существующих рисков при использовании иностранной валюты для сбережения собственных денежных средств. Граждане должны иметь возможность свободно выбирать тот или иной вариант поведения и, соответственно, нести личную ответственность за сделанный выбор в отношения формы сбережения собственных денежных средств. Для этого государство обязано информировать граждан о существующих экономических, политических, страновых, юридических и иных рисках для валютных сбережений. Примеры, свидетельствующие о необходимости приведения государственной политики в банковской сфере в соответствие с этическими нормами могут быть продолжены. Но главный вывод состоит в том, что государство не меньше других участников банковских правоотношений и субъектов банковской деятельности заинтересовано, чтобы государственная денежно-кредитная политика была основана на нормах нравственности. Суть нравственной позиции государства в банковской сфере выражается, прежде всего: в создании качественных правовых норм, регулирующих порядок функционирования денежно-кредитной сферы; в неуклонном и качественном исполнении своих суверенных полномочий в сфере регулирования и надзора за функционированием денежно-кредитной сферы; в создании системы организационных и правовых гарантий, способных обеспечить защиту интересов потребителей банковских и иных финансовых услуг.

Создание Кодексов корпоративной этики стало распространенной практикой для многих российских компаний. С одной стороны, кодекс является элементом международного стандарта, значимость которого возрастает для компаний, выходящих на IРО. С другой стороны, с этическим менеджментом, основными элементами которого являются собственно кодекс корпоративной этики и система его исполнения, связываются надежды на повышение эффективности управления в сфере HR и укрепление имиджа компании. Предмет усилий этического менеджмента - выявление, формулирование, внедрение, поддержание, модернизация и модификация этических корпоративных норм и принципов, составляющих систему деловой этики компании.

Наличие ясных и соблюдаемых этических норм в организации помогает сотрудникам ориентироваться в сложных ситуациях, снижает риск возможных нарушений, помогает формировать приверженность сотрудников компании.

И, если кодекс корпоративной этики определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками компании, то система исполнения:

· поддерживает и поощряет такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;

· предупреждает отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;

· помогает своевременно выявлять факты этических нарушений;

· помогает соответствующим образом реагировать на факты этических нарушений.

Этические нормы занимают особое положение в системе общественных правил. С одной стороны, они не предусматривают такой жесткой системы социального контроля, как, например, судебная для законодательно утвержденных норм. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, более или менее жестко регламентируя его мысли, чувства, действия. «Двигателем» этой системы внутреннего самоконтроля являются такие мотивы как самоутверждение, самоидентификация, суеверие, социальное одобрение и т. д. Эффективность внедрения этических стандартов в директивном порядке является крайне низкой. Для того, чтобы они стали индивидуальными жизненными правилами, они должны быть глубоко вписаны в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Рассмотрим подробнее возможные мотивы соблюдения этических норм.

Страх наказания

Это один из наиболее простых и древних мотивов, который нацелен на удовлетворение потребности в безопасности. Он распространен в кодексах универсальной этики, составляющих суть или являющихся элементами религиозных учений. В частности, в христианстве за несоблюдение заповедей в качестве мер наказания выступают епитимья и Страшный суд в загробной жизни.

Другой возможный двигатель этичного поведения – боязнь осуждения (морального порицания) другими членами референтной группы, то есть той, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется.

Групповая принадлежность: профессиональная и корпоративная

Для человека значимой часто является принадлежность к какому-либо сообществу (профессиональному, социальному). Соблюдение профессиональных заповедей подчеркивает внутреннюю принадлежность к сообществу. Страх исключения из рядов сообщества за неисполнение профессиональных этических норм, что в ряде случаев означает и потерю возможности работать по профессии, представляет собой сильный рычаг для выполнения данных заповедей и норм. Профессиональные этические кодексы наиболее эффективно действуют в сообществах «свободных» профессий, где принадлежность к профессии значит больше, чем принадлежность к организации (например, особо чтят свои профессиональные кодексы юристы, журналисты, психологи и т. д.).

Вместе с тем встречаются своды этических правил, сочетающие в себе значимость для человека как корпоративной, так и профессиональной принадлежности.

«…нравственный закон внутри меня»

Мотив следующего уровня – соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при выполнении этих законов. Здесь этические нормы играют более широкую, экзистенциальную роль, выполнение нравственного закона становится одним из условий гармоничного существования личности. Только на этом уровне выполнение нравственных норм является самодостаточной ценностью, при этом мнение референтной группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения.

Выделенные мотивы соблюдения этических норм на основе анализа собственного практического опыта соответствуют классификации американского психолога Лоренса Колберга, который определяет три уровня развития нравственности (моральных суждений):

· доконвенциональный (движущий мотив нравственного поведения – страх наказания);

· конвенциональный – социальное одобрение (со стороны значимого сообщества – в том числе профессионального);

· постконвенциональный (принципиализованный) – самолично признаваемые нравственные принципы (вне зависимости от их общественной значимости).

Вышеперечисленные уровни развития нравственности (моральных суждений) принято соотносить со стадиями зрелости личности, организации, социальной системы. Возникает закономерный вопрос – до какого уровня целесообразно развивать деловую этику в организации? Напрашивающийся ответ – до постконвенционального – не так однозначно позитивен, как кажется на первый взгляд. Представим себе, что сотрудник достиг постконвенциального уровня и стал принимать этические принципы и нормы организации как свои собственные жизненные принципы. Это означает, что, с одной стороны, он будет их выполнять (вероятнее всего), с другой стороны, он будет воспринимать себя как неотъемлемую часть организации, а организацию – как свою семью. Пока сотрудник работает на этом месте – это хорошо для него и для организации. Но представим себе, что в организации произошла смена руководства, реструктуризация, слияние и пр., или что сотрудник перешел на работу в другую организацию. И в том и в другом случае у него возникнет проблема оперативного изменения собственной этической системы, неотъемлемой частью которой стали прежние корпоративные нормы правильного поведения. Поэтому, только в практикуемых многими японскими компаниями условиях пожизненного найма, уровень принятия этических норм организации сотрудниками может быть сколь угодно глубок.

Таким образом, ресурсом организации становится добровольная инициатива, всеобщая этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.

Сформулируем принципы трансляции этических норм, позволяющие реализовать такой подход:

1. Диалогичность и максимальная прозрачность всего процесса разработки и введения в действия системы деловой этики в компании (на основании кодекса корпоративной этики или в другой форме).

2. Добровольность принятия этических принципов и норм сотрудниками организации.

3. Равенство всех сотрудников в исполнении этических норм. Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения.

Депутаты Госдумы намерены сегодня на заседании Экспертно-консультационного совета рассмотреть проект "Модельного Этического кодекса госслужащего РФ" (см. приложение 1). Документ был подготовлен рабочей группой Российской академии госслужбы при президенте РФ. "По своей сути это система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц органов и органов местного самоуправления".

Этот документ может способствовать и реализации антикоррупционных инициатив. "В условиях кризиса экономика нуждается в особой поддержке, поэтому вопрос борьбы с коррупцией становится всё более актуальным.

В качестве примеров для кодекса были взяты аналогичные документы, которые уже прошли утверждение в виде рекомендации Комитета министров Совета Европы. "Опыт зарубежных стран показывает, что, действуя исключительно законодательными нормами, нельзя добиться необходимого перелома в борьбе с коррупцией. Необходимое условие - создание целой системы этических стандартов".

Как отмечается в проекте, основные требования к госслужащему - "это высокие профессиональные и нравственные качества". Причем, данный документ "призван помочь госслужащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы".

Этический кодекс государственного служащего РФ представляет собой систему определенных нравственных стандартов, конкретных норм поведения особой социально-профессиональной группы, главная задача которой – обеспечить реализацию функций. Он не регламентирует частную жизнь государственного служащего, не ограничивает его права и свободы вне службы, но в то же время определяет нравственную сторону его профессиональной деятельности, устанавливает четкие этические нормы служебного поведения.

Важно подчеркнуть, что Этический кодекс, предложенный авторами рассматриваемой работы, не содержит каких-либо специально придуманных нравственных норм. Он опирается на реальные нравы российского общества, сообразуется с системой ценностей, существующей в нем, представлениями о моральном и аморальном в человеческом поведении, которые исторически сложились в общественном мнении. Безусловно, предстоит тщательный анализ всех проблем, связанных с разработкой и принятием Этического кодекса государственного служащего РФ. Однако бесспорно одно: подобный кодекс – эффективное средство укрепления нравственных основ всей системы государственной службы в России.


Входят в деятельность работников, учитывая специфику и особенности ОАО АК СБ РФ Ростовского отделения сберегательного банка 5221. Определяется роль и стратегии совместной деятельности руководства, персонала и организационного консультанта; происходит обучающая деятельность в процессе развития и формирования корпоративной культуры банковской организации. 7. Обученная технологиям организационного...

Всех членов команды; - определение и понимание ответственности управляющего банком и внутреннего управленческого консультанта. 2. Анализ организационной культуры банковской системы на примере Центрального Банка России Репутация ЦБ РФ (Центрального Банка Российской Федерации) как честного, открытого предприятия, строго придерживающейся высоких стандартов деловой этики, является залогом ее...

Введение

    Основы корпоративной этики

1.1 Основные принципы корпоративной этики служащих банковской системы

1.2 Этические и моральные нормы как основа корпоративной этики банковских служащих

2. Организационная культура банка

2.1 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса банковскими служащими

2.2 Аттестация деятельности банковского служащего

2.3 Современное состояние этики и корпоративной культуры служащих банка России

3. Практический анализ состояния корпоративной этики и корпоративной культуры банковских служащих на примере ГРКЦ

3.1 Краткая характеристика персонала ГРКЦ

3.2 Оценка персонала. Особенности профессиональной этики работников ГРКЦ

3.3 Стимулирование развития орган культуры служащих ГРКЦ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Сложно говорить об эффективной работе или об улучшении работы организации, если мы не уделяем достаточно внимания оценке организационной культуры персонала. Оценка организационной культуры персонала - это процесс сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают требованиям организации и руководства. Оценка организационной культуры персонала является составной частью процесса управленческого контроля, осуществляемого в отношении человеческих ресурсов организации.

Оценка организационной культуры персонала в ГРКЦ - это процесс, который включает в себя определение и доведение до сведения работника информации о том, как он выполняет свою работу, и, в идеале, разработка плана улучшения работы. Оценка не только позволяет работнику яснее увидеть стоящие перед ним задачи и узнать, насколько хорошо он работает, но также оказывает влияние на будущую работу, на отношение к делу и желание добиться наилучших результатов. Исполнитель будет работать с большей отдачей, если будет воспринимать оценку своего труда как справедливую и понятную.

Использование результатов оценки организационной культуры персонала для принятия управленческих и административных решений, связанных с продвижением, увольнением, стимулированием и наказаниями, является одной из наиболее распространенных областей ее применения. Результаты, достигнутые работником, часто являются самым существенным основанием для решения о его продвижении по служебной лестнице. И хотя успешная работа сотрудника в данный момент на данном рабочем месте вовсе не означает, что он будет столь же успешно исполнять работу и на более высоком уровне, все же информация, полученная в результате оценки, имеет высокую ценность для прогноза успехов работника в новой должности.

Стимулирование работника к достижению высоких рабочих результатов и к проявлению наилучших образцов рабочего поведения возможно лишь в том случае, если система оценки способна выявить те различия в рабочих результатах и трудовом поведении работников, которые четко соотносятся с различиями в уровне их профессиональной успешности.

За период экономических реформ произошел достаточно заметный приток рабочей силы в финансово-кредитную сферу, главное место в которой занимают банки и Расчетно-кассовые центры. Основным фактором безопасности и успешности деятельности Банка России считается его кадровая политика. Специфика участия сотрудников в совершенствовании работы Расчетно-кассового Центра связана с необходимостью жесткого директивного поведения, недопустимостью отступления от нормативных документов и инструкций, определенной закрытостью отношений, а также высоким уровнем профессиональной культуры. В связи с этим вопрос о создании системы оценки уровня профессиональных знаний и квалификации, личных качеств и умений работников в рамках требований должностной инструкции и содержания работы на конкретном рабочем месте приобретает несомненную актуальность.

Эта дипломная работа включает цели, концептуальные принципы, методы, формы и средства оценки банковских работников, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. К тому же оценка опирается на нормативно-правовую базу разработанную Центральным Банком и главным Управлением ЦБ по Свердловской области, отражающую подходы к деловой оценке. Кроме того, система оценки является еще развивающейся на данном этапе и пока ее нельзя назвать совершенной и приемлемой как к внешним, так и индивидуально-личностным условиям ее применения. Но она не должна входить в противоречие с действующей системой оценки и влиять на профессиональную подготовку финансовых работников.

Тема дипломной работы, в настоящее время достаточно важна и актуальна. Оценка организационной культуры персонала по сути дела отражает результаты деятельности организации. В настоящей работе сделана попытка обобщить и систематизировать накопленный опыт деловой оценки банковского персонала и охарактеризовать все составляющие ее элементы.

Цель дипломной работы состоит в изучении и совершенствовании процедуры оценки деятельности персонала банка – (далее ГРКЦ).

Задачи дипломной работы:

    Уточнить основные принципы служебного поведения служащих.

    Изучить проблемы соблюдения этических и моральных норм служащими.

    Проанализировать мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса банковскими служащими.

    Описать современное состояние этики и культуры банковских служащих в России.

    Проанализировать проведение оценки в ГРКЦ и предложить рекомендации по ее оптимизации

Объект исследования – Расчетно-кассовый центр г.Екатеринбург.

Предмет исследования – процедура деловой оценки персонала в ГРКЦ.

1.Основы корпоративной этики

1.1 Основные принципы корпоративной этики служащих банковской системы

корпоративная этика служащий банковский

Понятие организационной культуры как формы управления процессами управления персоналом возникло на рубеже 70-80-х годов XX века в период институционализации организации, когда она из производителя товаров и услуг стала превращаться в социальную единицу. До этого времени функции менеджмента сводились к координации и контролю за деятельностью группы людей, обеспечению взаимодействия подразделений для достижения целей и т.п.

Однако концепция организационной культуры не являлась чем-то абсолютно новым. Этот феномен рассматривался в работах М. Вебера, К. Левина, Т. Парсонса, Ф. Селоника.

А.Ч. Бернард и Г. Саймон ввели понятие "организационная мораль", по сути своей похожее на определение организационной культуры.

Многие западные исследователи связывают сам факт обращения к организационной культуре как функции управления также и с необходимостью найти ответ на так называемый "японский вызов". В процессе изучения причин экономических успехов стран Тихоокеанского региона, обогнавших по многим показателям США и страны Западной Европы, возникла гипотеза, что основой является не система и методы хозяйствования, а культурные особенности, в том числе и отношение к труду 1 . Ряд американских исследователей пришли к выводу, что рационально-нормативные управленческие теории, а также основанные на них универсальные методы регуляции трудового поведения и стимулирования престали себя оправдывать. Оказалось, что однотипные воздействия в различной организационной среде вызывают разные поведенческие реакции, а сами способы и методы управления во многом определяются традициями и культурными особенностями. Это стимулировало интерес к изучению организационной культуры, прежде всего как производной от национальной культуры.

В отечественной теории использовались понятия "культура производства" и "культура труда". Последняя понималась как составная часть культурного уровня сотрудников, их профессионализма, образованности, компетентности, дисциплинированности, форм общения друг с другом. Культура же производства апеллировала к условиям труда и производства, средствам груда и трудовому процессу, управлению и межличностным отношениям, личной культуре самих работников.

Общий анализ литературы по теме показывает, что последняя концептуально формировалась под воздействием социологии, культурной антропологии, психологии, экономической теории и теории управления. Трансплантация понятия "культура" из культурной антропологии в теорию управления состоялась как ответ не только на "японский вызов", но и на ограничения системно-структуралистских концепций организации. Таким образом, организационная культура рассматривалась в качестве "клея", сплачивающего организацию 2 .

Рассмотрим подробнее само понятие организационная культура, заметив, что наряду с этим термином (organizational culture) используются также культура организации (organisations kultur), культура корпорации, или корпоративная культура (corporate culture), культура предприятия (style d’entreprise, unternehmens kultur).

Так как во всех определениях повторяется слово "культура", остановимся сначала на нем. Культура является продуктом поведения и деятельности общества и представляет собой одновременно и процесс, и результат Л. Уайт в XX веке ввел понятие "культурология" и предложил трехкомпонентную структуру культуры как системы: 1) технологическая (материальное выражение); 2) социальная (все типы взаимоотношений между людьми); 3) идеологическая (идеи, взгляды и т.д.). Такое деление сходно с предложенной Э. Шейном концепцией уровней организационной культуры.

Выделяются следующие функции культуры: 1) освоение и преобразование мира; 2) коммуникативная; 3) сигнификативная (осмысливающая); 4) накопление и хранение знаний; 5) нормативная; 6) защитная (деятельность общества по самосохранению, борьба носителя с собственными дисфункциями). Они применимы и на уровне организации: культура создает отличие одной организации от другой, придает индивидуальность ее членам, отождествляет их с организацией, способствует передаче из поколения в поколение ценностей последней, усиливает ее стабильность как социальной системы. Одной из важнейших функций организационной культуры также называют оптимизацию и согласование индивидуальных целей отдельных субъектов с общей целью организации.

Процесс восприятия элементов культуры приводит к включению их в число императивов и оценочных критериев поступков и поведения, составляет основу социализации человека.

Как продукт деятельности человека культура организации создается группой людей (сотрудников и собственников). Это важно отметить для более глубокого л адекватного понимания феномена организационной культуры.

На сегодняшний день существует множество определений понятия "организационная культура". Но единого, общепринятого нет. Дело в различии понимания исследователями ее сущности. Наиболее адекватной представляется точка зрения Э. Шейна, который видит ее как устойчивую совокупность коллективных представлений, формирующихся в ходе адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции. Причем она должна быть достаточно внятной и функциональной, чтобы как ценная и правильная система поведения и восприятия могла передаваться новым членам коллектива.

Это определение позволяет подступиться к трем значимым проблемам: проблеме социализации, поведения, а также той, в которой содержится вопрос: может ли крупная организация иметь единую культуру?

Представление об организациях как об открытых системах ведет к пониманию их динамичного взаимодействия с внешней средой, обществом в целом, в том числе с его культурой, которая, в свою очередь, по мнению исследователей, выглядит как макрокультура и образующие ее микрокультуры. Первая представляет собой этнокультуру (или национальную культуру). Ко вторым относят профессиональную, организационную, ассоциаций (различных объединений) и культуру семьи.Так что организационная культура здесь выглядит некой субкультурой в контексте национальной культуры 3 .корпоративной культуры. Все... , а также служащих , осуществляющих непосредственный...

  • Учет и анализ капиталов банка

    Дипломная работа >> Банковское дело

    И анализа капиталов банка в современной банковской системе . ... – анализ состояния привлеченных и заемных средств банка; – анализ ... государственных и корпоративных ценных бумаг, ... кредиторами и служащие обеспечением таких... ; Кодекс этики аудиторов России...

  • Банковская деятельность на примере ЦБО

    Курсовая работа >> Банковское дело

    И т.д. Сегодня банковская система Казахстана признана самой... 1.2. Этика деловых отношений Профессиональная этика и мораль банковского служащего - ... методы формирования корпоративной культуры отношений... 10. Анализ финансового состояния деятельности банка...

  • Банковское дело, финансовый менеджмент, страхование, инвестиции. Ответы

    Реферат >> Экономика

    ... БАНКОВСКОГО КРЕДИТА. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕЭК СИТУАЦИИ В ГОС-ВЕ НА СОСТОЯНИЕ КРЕД. СИСТЕМЫ . Кредитная система - это система ... обеспечительными (служащие лишь... корпоративная карта выдается юр лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа ... деловой этики гарантами...

  • Банки играют основную роль в структуре финансовой системы как на уровне государства, так и на международном уровне, поэтому повышения уровня обслуживания банков важно, как для государства, так и для общества в целом. Этим обуславливается повышенный интерес к проблемам деловой этики банков, что приводит к развитию взаимоотношений банков с клиентами. На примере нескольких ведущих стран исследуем проблемы деловой этики в банковском бизнесе.

    До сих пор банки, прежде всего англо-американские, осуществляли весьма крупные «этические программы» с разработкой соответствующих кодексов поведения, проведением «этических тренингов» сотрудников и даже создавали специальные отделы по этике. Например, главный банк Великобритании Bank of England ввел в штатное расписание должность советника (Business ethics adviser), в обязанности которого входит консультирование британских банков по всем вопросам, касающимся этики.

    В 1991 г. британские банки подверглись серьезной критике в связи с их политикой, в частности, в отношении почти 3 млн предприятий малого бизнеса. Недовольство клиентов привело к тому, что финансовые учреждения были вынуждены принять кодекс деловой этики. С тех пор в Великобритании крупные банки стали широко использовать связи с общественностью для улучшения взаимоотношений с клиентами: разработав специальные этические программы, они отправляют тысячам клиентов письма с обещанием поддержки. Банк Англии в 1970 г. направил к участникам валютного рынка специальное обращение. Этот циркуляр давал полномочия банковским дилерам, устанавливал рекомендации по порядку торговли различными банковскими продуктами, описывал процедуры по тем операциям, по которым ранее возникали проблемы. Такой подход оказался полезным, поскольку помог решить многие проблемы. Через несколько лет этот документ был расширен и послужил основой для обновления Кодекса поведения на валютном рынке Англии.

    Уникальной находкой может также считаться разработка Кодекса благожелательного отношения к клиенту, как это было сделано Британской ассоциацией банкиров для банков и сберкасс («Тhe Ваnking Code»). В стране появилась даже должность своеобразного омбудсмена - представителя британского правительства по рассмотрению жалоб клиентов. Эти и другие меры позволяли клиентам удостовериться, что и правительство, и сами банки заинтересованы в поддержании высокого этического стандарта.

    Нарастает понимание актуальности темы этики и в кредитной сфере Франции. Ее обсуждение происходит в различных обществах, на семинарах и т. д. Так, французские банки в тесном сотрудничестве с профессиональными объединениями предпринимателей разработали так называемую Хартию поведения банков и предприятий, в которой определяются взаимные обязательства сторон, своеобразный кодекс поведения банков и предприятий.

    Качество отношений между банками и предприятиями является одним из определяющих факторов экономического развития. Когда партнеры следуют в своем поведении противоположной логике, добиться установления между ними доверительных отношений становится все труднее. Вместе с тем, между банками и предприятиями существует немалое «пространство общих интересов», что обусловливает необходимость поиска уравновешенного диалога между ними, отчего в итоге и зависит здоровье национальной экономики.

    Однако, как известно, доверие невозможно установить с помощью декрета - его можно только организовать. Именно этой цели и отвечает «Хартия банки - предприятия», которую подписали в мае 1997 г. представители правительства, банков и предпринимателей. Она должна: во-первых, повысить качество отношений между банком и предприятием на основе принятия сторонами взаимных обязательств; во-вторых, способствовать лучшему взаимопониманию партнеров на основе предоставления друг другу соответствующей информации; и наконец, ограничить риск возникновения споров и разногласий путем принятия четких правил поведения сторон.

    Перечисленные в Хартии обязательства сторон отражают их реальное стремление к установлению отношений взаимного доверия, которые могут быть сведены к трем понятиям: равенство, верность и гласность. Банки берут на себя обязательства четко определять способы функционирования счетов, соблюдать сроки ответов на запросы клиентов, изыскивать новые пути обеспечения кредитов, особенно малым и средним предприятиям, и разрешения возникающих разногласий. Руководители предприятий, со своей стороны, обязуются по согласованию с банком регулярно предоставлять ему необходимую детализированную и высококачественную информацию о своей деятельности, а также позволять представителям банков посещать свое предприятие. Все взаимные обязательства сторон изложены в следующих пяти разделах: ведение счетов и условия предоставления кредитов; гарантии кредита; обмен информацией; подготовка кадров; урегулирование споров и разногласий. Хартия поведения банков и предприятий - это не просто сборник рекомендаций для субъектов рынка, а правила, которые должны соблюдаться неукоснительно. Подобная практика была бы полезной и для украинских банков.

    В Нидерландах есть немало примеров участия банкиров в развитии «этического банкинга». Питер Блом возглавляет «этический» Тriodos Ваnk, имеющий отделения в Великобритании, Бельгии и Нидерландах. «Этический банк» - не просто банк, в котором не обманывают клиентов. Отличие Тriodos Ваnk от других состоит в том, что он уже почти 20 лет активно участвует в развитии рынка «социально ответственных инвестиций». В журнале «Эксперт» приводятся слова Питер Блом: «Люди хотят видеть свои деньги работающими во благо. Все больше клиентов чувствуют ответственность за средства, предоставляемые банкам. Идеология их такова: я вкладчик, часть этого банка, и поэтому должен ему сказать, что мне не нравится это, а нравится вот это. Многие банки ведут проекты, связанные с эксплуатацией рабочей силы в развивающихся странах. Другие проекты наносят ущерб окружающей среде. Вкладчики говорят: я не собираюсь нести за это ответственность. Я хочу иметь банк, занимающийся социально значимыми проектами или проектами в сфере окружающей среды. Я хочу, чтобы деньги мои работали на мои идеалы. Это - суть концепции нашего банка. Мы четко заявили о том, что прежде всего будем обращать внимание на социальные аспекты и окружающую среду. Мы пытаемся показать, что в бизнесе также можно быть ответственным. Другие банки уже идут за нами, они тоже начинают заниматься вопросами окружающей среды и социальной политики».

    Проводимые в Нидерландах опросы среди выпускников институтов показывают, что люди не хотят работать в компаниях, не ставящих социальную ответственность в качестве приоритета корпоративной политики. Быть порядочным становится даже прибыльно, и это на Западе является определенным стилем жизни.

    Один из инструментов чтобы убедить клиента в обязательности и ответственности банка и установить с ним доверительные отношения- создание высокой репутации банка с помощью осуществления программ высокоэтичной и морально безупречной деятельности. Заслуживающим нашего внимания доказательством «высокого качества обеспечения интересов клиентов» служит, к примеру, наличие специальной Программы деловой этики в Банке «UniCredit». В нем отражены нормы деловой этики и корпоративной культуры, которых банк придерживается в своей деятельности. Одна из основных задач этого документа - способствование осознанию сотрудниками банка личной ответственности перед клиентами, деловыми партнерами и акционерами за выполнение своих должностных обязанностей и миссии банка.

    В результате проведенного исследования опыта зарубежных банков было обнаружено, что законов в сфере деловой этики достаточно мало, а существующие кодексы поведения носят лишь рекомендательный характер, в связи с этим необходимо ускорить создание серьезной этической основы для своего бизнеса. Результаты различных исследований доказывают, что на ряду с качеством финансовых продуктов решающим условием формированием лояльного отношения клиента к банку является уровень удовлетворенности обслуживанием в банках.

    Список литературы: www.dombank.ru/publ/Del_etika http://www.unicreditbank.ru/rus/about/mission/codex.wbp http://infaru.ru/index/0-337

    Статьи по теме: