Справочник производственная эксплуатация тоир энергетического оборудования. Александр Ящура - Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: Справочник

Александр Игнатьевич Ящура . 1

Введение . 1

Часть I . 4

1.3. Структура отдела главного энергетика . 11

2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ .. 13

2.1. Прием оборудования . 13

2.2. Монтаж оборудования . 14

2.3. Ввод оборудования в эксплуатацию ... 16

2.4. Организация эксплуатации оборудования . 16

2.5. Сроки службы оборудования . 20

2.6. Амортизация оборудования . 20

2.7. Хранение оборудования . 21

2.8. Выбытие оборудования . 21

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

3.2. Организация работ по техническому обслуживанию ... 21

3.3. Техническая диагностика оборудования . 21

3.4. Финансирование работ по техническому обслуживанию ... 21

4. РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

4.1. Методы, стратегии и организационные формы ремонта . 21

4.2. Ремонтные нормативы .. 21

4.4. Подготовка производства ремонтных работ . 21

4.5. Организация и проведение ремонта . 21

4.6. Остановочный ремонт оборудования . 21

4.7. Финансирование ремонта оборудования . 21

4.8. Разграничение функциональных обязанностей между службами предприятия при ремонте оборудования . 21

5. ФОРМЫ РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ .. 21

6. ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ .. 21

6.1 Охрана труда . 21

6.2. Промышленная безопасность при эксплуатации оборудования . 21

6.3 Промышленная безопасность при монтаже и ремонте оборудования . 21

6.4. Государственный надзор за эксплуатацией оборудования . 21

6.5. Расследование и учет аварий и инцидентов . 21

Часть II . 21

ТИПОВАЯ НОМЕНКЛАТУРА РЕМОНТНЫХ РАБОТ, РЕМОНТНЫЕ НОРМАТИВЫ, НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ... 21

7.1. Техническое обслуживание . 21

7.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

7.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

7.4. Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин .. 21

7.5. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

7.6. Нормы расхода материалов на текущий и капитальный ремонт . 21

8. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ .. 21

8.1. Техническое обслуживание . 21

8.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

8.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

8.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

9. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И КОМПЛЕКТНЫЕ УСТРОЙСТВА НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ДО 1000 В) . 21

9.1. Техническое обслуживание . 21

9.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

9.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

9.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

9.5. Нормы расхода материалов на текущий и капитальный ремонт . 21

10. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ВЫШЕ 1000 В) И СИЛОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ .. 21

10.1. Техническое обслуживание . 21

10.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

10.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

10.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

10.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на текущий и капитальный ремонт 21

11. СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ ... 21

11.1. Техническое обслуживание . 21

11.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

11.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

11.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

11.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на текущий и капитальный ремонт 21

12. АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ .. 21

12.1. Техническое обслуживание . 21

12.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

12.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

12.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

13. СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ .. 21

13.1. Техническое обслуживание . 21

13.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

13.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

13.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

13.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт . 21

14. УСТРОЙСТВА РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКИ .. 21

14.1. Техническое обслуживание . 21

14.2. Нормативы периодичности технического обслуживания . 21

15. ЭЛЕКТРОСВАРОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ . 21

15.1. Техническое обслуживание . 21

15.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

15.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

15.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

15.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на капитальный ремонт . 21

16. ПРИБОРЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ .. 21

16.1. Техническое обслуживание . 21

16.2. Текущий ремонт . 21

16.3. Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт . 21

Часть III . 21

ТИПОВАЯ НОМЕНКЛАТУРА РЕМОНТНЫХ РАБОТ, РЕМОНТНЫЕ НОРМАТИВЫ, НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

17. КОТЛЫ, КОТЕЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ И ПАРОСИЛОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ . 21

17.1. Техническое обслуживание . 21

17.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

17.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

17.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

17.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на текущий и капитальный ремонт 21

распоряжение Минпромнауки № 05-900/14-108 от 01.01.2001 г. «О разработке Единого положения по планово-предупредительным ремонтам технологического и механического оборудования»,

а также ряд других документов федерального уровня, касающихся организации ремонтного производства в России .

Сегодня предприятия самостоятельно несут ответственность за планирование и организацию ремонтов для обеспечения постоянной работоспособности оборудования. При этом одновременно расширяются их права по многим важным направлениям, включая:

финансирование ремонта и его материального обеспечения;

регулирование численности ремонтного и оперативного персонала;

применение различных стратегий ремонта;

планирование ремонта с учетом полезного использования и ужесточенных сроков службы оборудования и другие вопросы.

В сложившихся условиях выпуск настоящего Справочника представляется крайне актуальным.

Материалы справочника, имеющие рекомендательный характер, помогут предприятиям в разработке собственных Положений по ППР оборудования, послужат необходимой методической базой для реализации новых прав и ответственности, нормативной базой для обеспечения эффективного планирования ремонтных работ, потребностей в материальных и финансовых ресурсах, а также инструментом для выработки правильных организационных решений по совершенствованию ремонтной службы.

Справочник состоит из четырех частей:

Часть I. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования.

Часть II. Типовая номенклатура ремонтных работ, ремонтные нормативы, нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт электротехнического оборудования.

Часть III. Типовая номенклатура ремонтных работ, ремонтные нормативы, нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт теплотехнического оборудования.

Часть IV. Приложения, содержащие необходимые методические и справочные материалы.

Для правильного восприятия текста и исключения разночтений в формулировках рекомендуется внимательно ознакомиться с Приложением 1 «Основные понятия, термины, определения», а также с принятыми в Справочнике сокращениями (Приложение 10).

Предложения и замечания по настоящему Справочнику следует направлять Россия, г. Москва, Дербеневская наб., д. 11, Бизнес-центр «Полларс», корп. Б, Издательство НЦ ЭНАС.

Часть I

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ И СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

1.1. Общая концепция системы планово-предупредительного ремонта энергетического оборудования

1.1.1. Система планово-предупредительного ремонта энергетического оборудования (далее – Система ППР ЭО) – это комплекс методических рекомендаций , норм и нормативов, предназначенных для обеспечения эффективной организации, планирования и проведения технического обслуживания (ТО) и ремонта энергетического оборудования. Рекомендации, приведенные в настоящей Системе ППР ЭО, могут использоваться на предприятиях любых видов деятельности и форм собственности, применяющих аналогичное оборудование, с учетом конкретных условий их работы.

1.1.2. Планово-предупредительный характер Системы ППР ЭО реализуется:

проведением с заданной периодичностью ремонтов оборудования, сроки выполнения и материально-техническое обеспечение которых планируется заранее;

проведением операций ТО и контроля технического состояния, направленных на предупреждение отказов оборудования и поддержание его исправности и работоспособности в интервалах между ремонтами.

1.1.3. Система ППР ЭО создавалась с учетом новых экономических и правовых условий, а в техническом плане – при максимальном использовании:

возможностей и преимуществ агрегатного метода ремонта;

всего спектра стратегий, форм и методов ТО и ремонта, в т. ч. новых средств и методов технической диагностики;

современной вычислительной техники и компьютерных технологий сбора, накопления и обработки информации о состоянии оборудования, планирования ремонтно-профилактических воздействий и их материально-технического обеспечения.

1.1.4. Действие Системы ППР ЭО распространяется на все оборудование энергетических и технологических цехов предприятий вне зависимости от места его использования.

1.1.5. Все эксплуатируемое на предприятиях оборудование подразделяется на основное и неосновное.

Основным является оборудование, при непосредственном участии которого осуществляются основные энергетические и технологические процессы получения продукта (конечного или промежуточного), и выход которого из строя приводит к прекращению или резкому сокращению выпуска продукции (энергии).

Неосновное оборудование обеспечивает полноценное протекание энергетических и технологических процессов и работу основного оборудования.

1.1.6. В зависимости от производственной значимости и выполняемых функций в энергетических и технологических процессах оборудование одного и того же вида и наименования может быть отнесено как к основному, так и к неосновному.

1.1.7. Система ППР ЭО предусматривает, что потребность оборудования в ремонтно-профилактических воздействиях удовлетворяется сочетанием различных видов ТО и плановых ремонтов оборудования, различающихся периодичностью и составом работ.

В зависимости от производственной значимости оборудования, влияния его отказов на безопасность персонала и стабильность энерготехнологических процессов ремонтные воздействия реализуются в виде регламентированного ремонта, ремонта по наработке, ремонта по техническому состоянию, либо в виде их сочетания.

1.1.8. На практике перечень оборудования, ремонт которого может быть основан только на принципах и стратегиях регламентированного ремонта, крайне узок. Фактически ремонт большей части оборудования неизбежно основан на сочетании (в различных пропорциях) регламентированного ремонта и ремонта по техническому состоянию. В этом случае «каркас» структуры ремонтного цикла определяется совокупностью элементов оборудования, ремонт которых основан на стратегиях регламентированного ремонта или ремонта по наработке. На полученную «жесткую» основу структуры ремонтного цикла накладываются (в «нежестком» варианте) сроки проведения ремонта элементов, обслуживаемых по техническому состоянию.

1.1.9. Наиболее перспективным методом ремонта оборудования для предприятий любых форм собственности является агрегатно-узловой метод, при котором неисправные сменные элементы (агрегаты, узлы и детали) заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда .

1.1.10. Своевременная замена неисправных агрегатов, узлов и деталей – реализация планово-предупредительной системы ремонта – наиболее успешно решается при внедрении технического диагностирования оборудования в процессе его ТО и ремонта.

1.1.11. Ремонт оборудования может осуществляться собственными силами предприятий, эксплуатирующих оборудование, сторонними специализированными ремонтными предприятиями, а также специализированными подразделениями заводов-изготовителей. Удельный вес каждой из перечисленных организационных форм ремонта для конкретного предприятия зависит от многих факторов: развитости собственной ремонтной базы, ее оснащенности, удаленности от предприятий – изготовителей оборудования и специализированных ремонтных организаций, а также финансовых возможностей предприятия.

1.1.12. Техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования (в том числе энерготехнологических котлов, котлов-утилизаторов, парогазотурбинных агрегатов, влагопоглотительных устройств и коммуникаций и т. п.), расположенного в производственных цехах, осуществляют службы главного механика и главного энергетика.

1.1.13. Техническое обслуживание и ремонт оборудования энергетического хозяйства предприятия и коммуникаций энергоносителей (стационарные и передвижные электростанции, распределительные и трансформаторные подстанции, внутризаводские воздушные и кабельные сети, внутризаводские сети природного газа, используемого в качестве топлива, пароносительные и бойлерные установки, устройства сбора и возврата конденсата, общезаводские водозаборные сооружения и сооружения предварительной очистки воды для питания энергетических установок и подпитки водооборотных систем, сети и установки для снабжения предприятий теплом, паром, водой сжатым воздухом, средства связи и сигнализации и т. п.) осуществляет служба главного энергетика.

1.1.14. Граница разделения объектов ремонта между службами главного механика и главного энергетика устанавливается по следующему признаку. Если к оборудованию и коммуникациям объекта (технологического цеха, участка и т. п.), закрепленному за службой главного механика, подводится или отводится энергетическая среда, то границей разделения является первый запорный орган (запорная арматура, отключающее устройство и т. п.) перед вводом в цех. За плотность присоединения и исправность запорного органа несет ответственность служба главного механика.

1.1.15. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта, приведенные в данной Системе ППР ЭО, рассчитаны как средневзвешенные величины исходя из следующих соображений:

средние (по тяжести) условия эксплуатации оборудования;

ремонт оборудования производится в условиях с нормальным температурным режимом;

срок службы оборудования не превысил нормативный.

При отличии условий от оговоренных выше корректировка нормативов производится в соответствии с приведенными в соответствующих разделах данной Системы ППР ЭО коэффициентами.

1.1.16. Входящее в Систему ППР ЭО энергетическое оборудование условно разделено на следующие две группы:

электротехническое оборудование (электрические машины, электрические сети и устройства релейной защиты, электрические аппараты низкого и высокого напряжения, силовые трансформаторы, аккумуляторные батареи , средства связи и сигнализации), нормативы и нормы на которое приведены во второй части настоящего Справочника;

теплотехническое оборудование (котлы и котельно-вспомогательные элементы, котлы-утилизаторы, паровые турбины, трубопроводы и трубопроводная арматура, компрессоры и насосы, вентиляторы , дымососы, нагнетатели, вентиляционные и вытяжные системы, калориферы, кондиционеры, оборудование водозабора и водоподготовки), нормативы и нормы на которое приведены в третьей части Справочника.

1.1.17. Для эффективной реализации Системы ППР ЭО необходимо выполнение следующих условий:

энергетическая служба предприятия должна быть укомплектована квалифицированным персоналом в соответствии со штатным расписанием, иметь ремонтную базу с необходимой технологической оснасткой и высокопроизводительным инструментом;

ремонтный, дежурный и оперативный персонал обязан знать и соблюдать правила технической эксплуатации оборудования, правила промышленной и пожарной безопасности ;

остановка оборудования на плановые ремонты производится по утвержденным годовым и месячным планам-графикам в соответствии с нормативной периодичностью и с учетом максимального использования остановок на ТО и диагностирование оборудования;

ремонты выполняются качественно, в запланированном объеме, с максимальной механизацией тяжелых трудоемких работ;

при ремонте широко применяется агрегатно-узловой метод и метод ремонта крупных объектов по сетевому графику;

обеспечивается организация поставок агрегатов, узлов и деталей от заводов-изготовителей. Только детали несложной конфигурации изготавливаются в собственных цехах;

систематически по специальному плану проводятся работы по повышению долговечности, снижению показателей аварийного выхода энергооборудования из строя.

1.1.18. Настоящая Система ППР ЭО является рекомендательным материалом прямого действия, но может также служить пособием при разработке предприятиями собственных «Положений по планово-предупредительному ремонту энергетического оборудования» в соответствии с требованием Федеральной службы по технологическому надзору (далее – Федерального надзора) ПБ 05-356.00, п. 242.

1.2. Задачи и функции отдела главного энергетика

1.2.1. Как показывает опыт работы предприятий в новых условиях хозяйствования, особенно в последние 5–7 лет, существовавшая в недавнем прошлом централизованная командная система управления оказалась неприспособленной для решения главной задачи: получения прибыли.

1.2.2. Появилась необходимость не на словах, а на деле централизовать управление технической эксплуатацией всех типов основных фондов предприятия, сосредоточив его в одних руках: заместителя директора – главного инженера предприятия. На некоторых предприятиях централизацию технической эксплуатации еще более тесно связали с эффективным использованием основных фондов , подчинив ее заместителю руководителя предприятия по оборудованию.

1.2.3. На предприятиях необходимо:

2.1.6. При приеме оборудования должна быть обеспечена правильная его разгрузка с железнодорожных платформ и вагонов, грузовых автомобилей и других видов транспорта. Для этой цели у места приема оборудования должны быть оборудованы постоянные механизированные средства или предварительно устроены и доставлены для временного использования специальные разгрузочные средства.

2.1.7. Персонал, осуществляющий разгрузку прибывшего оборудования, должен быть подготовлен к работе по сохранению оборудования в целости и предотвращения поломок или повреждений, которые могут отрицательно повлиять на работу оборудования в период эксплуатации.

2.1.8. Акты приема-передачи оборудования, полностью оформленные и подписанные всеми членами комиссии, передаются в бухгалтерию предприятия для балансового учета, где оборудованию присваивается инвентарный номер.

2.1.9. Инвентарный номер может присваиваться оборудованию как пообъектно, так и на группу оборудования, входящего в состав инвентарного объекта.

2.1.10. Инвентарным объектом основных фондов в соответствии с п.6 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 является:

объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

2.1.11. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

2.1.12. При определении состава каждого инвентарного объекта следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации , метрологии и сертификации от 01.01.01 г. № 359. В данном документе указан состав объектов классификации, которые по приведенному в ОКОФ определению соответствуют понятию инвентарного объекта в бухгалтерском учете. Состав инвентарных объектов определяется в зависимости от групп и видов основных фондов.

2.1.13. В ОКОФ не учтены отдельные положения п. 6 ПБУ 6/01. В частности, это касается случаев, когда у одного объекта имеется несколько частей с разными сроками полезного использования. По правилам бухгалтерского учета каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. В этом случае вопрос об отнесении конкретного оборудования в амортизационную группу следует решать комиссии по приемке оборудования.

2.2. Монтаж оборудования

2.2.1. Монтаж оборудования является последним предэксплуатационным периодом, когда могут быть выявлены и устранены явные и частично скрытые дефекты изготовления и сборки оборудования. Монтажные работы должны быть выполнены таким образом, чтобы не увеличивать количество оставшихся в оборудовании скрытых дефектов.

2.2.2. Серьезное внимание следует уделить составу подготовительных работ, имеющих решающее значение как для своевременного и качественного выполнения монтажа оборудования, так и для его будущей эффективной эксплуатации.

2.2.3. Для оборудования, монтаж которого должен производиться или заканчиваться только на месте применения, работы необходимо выполнять в соответствии со специальной инструкцией по монтажу, пуску, регулировке и обкатке изделия на месте применения.

Эту инструкцию машиностроительные заводы обязаны прикладывать к поставляемому оборудованию, что предусмотрено номенклатурой эксплуатационных документов в ГОСТ 2.601-68 (Приложение 5). Выполнение указанной инструкции позволит предупредить возможность увеличения скрытых дефектов в оборудовании, а также выявить и устранить явные и частично скрытые дефекты изготовления и сборки оборудования, возможный перечень которых дан в Приложении 6.

"Австро-Венгрия: судьба империи" – увлекательный рассказ о чрезвычайно пестрой и удивительно интересной стране, своего рода европейской Атлантиде, известной российскому читателю гораздо меньше, чем она того заслуживает. Державы Габсбургов давно нет на картах, Первая мировая война уничтожила эту, пожалуй, самую уютную в истории империю, но накопленный ее народами опыт сосуществования до сих пор актуален для Центральной Европы. Путешествия по дюжине независимых государств, территории которых некогда были частями Австро-Венгрии, подтверждают: и в сегодняшнем дне отзываются ушедшие времена.

Первое издание книги вышло в 2010 году под названием "Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи", и с тех пор она стала настоящей библиографической редкостью.

Никогда прежде столь глубокий анализ исторических процессов не сопровождался таким захватывающим рассказом о буднях и праздниках дунайской монархии, такими яркими портретами династии Габсбургов и их подданных, столь живыми очерками о больших и малых габсбургских городах.

Андрей Шарый, Ярослав Шимов
Австро-Венгрия. Судьба империи

Неизвестная империя

В 1846 году баварский скульптор Людвиг Шванталер по заказу властей Вены установил на площади Фрайунг фонтан "Австрия", Austriabrunnen . Аллегорические фигуры над чашей фонтана и под статуей победительной Австрии с копьем и щитом в руках олицетворяют главные реки империи Габсбургов: Эльбу, По, Дунай и Вислу. Из этих четырех прекрасных бронзовых дев верность Австрии до сегодняшнего дня сохранила только одна – Дунай. Эльба (Лаба) "бежала" в Чехию и Германию, По вернулась к итальянцам, а Висла досталась полякам. Вместе с водами этих рек, тихо вздыхает фонтан, утекла в историю и габсбургская слава.

Austriabrunnen красуется на венской площади, напоминая о былом величии страны, столетие назад включавшей в свои границы земли, на которых теперь целиком или частично разместились тринадцать независимых государств. Современникам империи Габсбургов эти границы, должно быть, казались естественным целым, даже на географических картах логично очерченным скобками горных хребтов и мягким полукружьем морского побережья. Страна была просторна и гармонична в своей рельефной и этнической пестроте: Альпы – на немецко-итальянском западе, Судеты – на чешско-немецком севере, Карпаты – на венгерско-румынско-украинском востоке, Динарский хребет – на южнославянском юге. Тысячекилометровый берег Адриатики с крупнейшим на всем Средиземноморье портом Триест; бесконечное русло Дуная, пронзившее Европу, как многократно изогнутая спица; плодородные равнины Венгрии и Воеводины, густые леса Галиции, Трансильвании, Тироля – все это объединяли под своим скипетром Габсбурги, древняя династия герцогов, императоров и королей. Их империя незыблемо возвышалась посередине Европы.

Посередине всего.

Десятилетие за десятилетием, век за веком эта монархия прирастала новыми народами и новыми территориями, строилась неторопливо, как храм Божий, камень на камень. Габсбурги терпеливо и кропотливо, хитростью и упорством, талантом и умом, изредка жестокостью, куда чаще путем компромиссов, за шестьсот лет владычества оборудовали многонациональное государство. Его, пожалуй, можно в определенном смысле назвать предтечей Европейского союза хотя бы потому, что лучшего прообраза наднационального единства в Европе история не дала. В начале ХХ века вторая по площади и третья по численности населения европейская держава, Австро-Венгрия входила в число немногих стран, определявших главное содержание общественно-политических, социальных и культурных процессов в Старом Свете.

Это было сложносочиненное государство, устройство которого парадоксальным образом основывалось на его противоречиях. Империя, монархи в которой были не прочь править авторитарно, но по зрелом размышлении уступали либеральным веяниям. "Тюрьма народов" (по убеждению нескольких поколений националистов), в которой идея этнической толерантности почти всегда оказывалась сильнее шовинистических настроений. Довольно мощная – даже на закате – держава, которая с большей охотой расширяла свои пределы династическими браками и дипломатическими комбинациями, нежели захватами и войнами. Страна вековых, даже дряхлых традиций, неизменно открытая модерну в живописи, архитектуре, музыке…

Поищем параллели. Держава Габсбургов складывалась как континентальная империя, в отличие от Британии или Испании, но подобно России не имела серьезных заморских владений . Дюжина подвластных Габсбургам народов жила в компактной стране, и даже до наступления эпохи телеграфа депеша с самой далекой окраины поспевала в столицу империи всего за неделю. При этом (еще одно сходство с Россией) дунайская монархия кое в чем оставалась таинственной не только для западноевропейских соседей, но подчас, кажется, для себя самой. Габсбургскому канцлеру Клеменсу Меттерниху не зря приписывают фразу: "Азия начинается на Ландштрассе". Эта венская улица вела на восток, а восточнее Вены для рафинированных европейцев тогда словно не существовало цивилизации. В империи Габсбургов уживались разные реальности. Вена по праву считалась одной из блестящих столиц, соперничавших роскошью с Парижем и Лондоном, австрийский двор пользовался славой самого церемонного в Европе, но восточные окраины дунайской монархии – Трансильвания, Буковина, Галиция – пугали дикостью самих австрийцев, казались мистическими заповедниками, в которых могут обитать не только люди, но и вампиры.

Габсбурги справедливо числили за собой особую заслугу в коллективной борьбе против Османской империи, в многотрудном и кровопролитном сопротивлении креста полумесяцу. Их армии веками сдерживали наступательные порывы турок. Территориальная экспансия османов в Европе была остановлена именно под Веной: город дважды, в 1529 и в 1683 годах, выдерживал осады огромного османского войска. Первая неудача, свидетельствуют летописи, всего лишь встревожила султана Сулеймана Великолепного. Второе поражение турок оказалось более чувствительным: сражение под Веной, в котором на стороне Габсбургов соединились армии многих христианских стран, положило окончательный предел османскому проникновению в глубь континента. Но центральноевропейская империя после этого еще долго служила поясом безопасности и заградительным валом западного мира.

Энергетическое оборудование и энергетические сети всех видов являются составной частью основных фондов предприятия. Заметим, что к энергетическому оборудованию относят все оборудование, предназначенное для выработки, преобразования, распределения, передачи и потребления основных распространенных в промышленности видов энергии (электрической и тепловой) и энергоносителей (воды, воздуха и газов). В процессе производства происходит процесс потребления (расходования) основных фондов, который выражается в износе оборудования и сетей. Это, в свою очередь, приводит к потере паспортных характеристик оборудования и сетей, мощности, производительности, давления, точности, к отказу или к аварии, что вызывает в ряде случаев не только остановку той или иной конкретной единицы технологического оборудования, но и простои участков, цехов, корпусов, а иногда и предприятий в целом. Различают физический и моральный износ основных фондов.

Моральный износ заключается в снижении экономичности действующего физически годного оборудования вследствие внедрения новой техники, появления более совершенных и экономичных машин. Моральный износ наступает (как правило) раньше полного физического. Экономическая целесообразность замены морально устаревшего оборудования раньше срока полного физического износа определяется специальными расчетами. Экономичность морально устаревшего оборудования может быть повышена путем модернизации (технического совершенствования), целесообразность которой также должна быть рассчитана.

Нормальный физический износ оборудования (химический, тепловой, усталостный, коррозионный) вызывается активной работой оборудования, физико-химическими процессами, связанными с производством. Износ может происходить под воздействием природных факторов (влаги, изменения температуры и т. п.), когда оборудование не работает. Физический износ вызывает ухудшение эксплуатационных качеств оборудования – снижение производительности (мощности), повышение расхода топлива и эксплуатационных материалов. При определенном уровне физического износа оборудования дальнейшая его эксплуатация становится экономически нецелесообразной. Появляется опасность внезапного (аварийного) выхода оборудования из рабочего состояния с вытекающими отсюда потерями от нарушений производственного режима и расходов на последующий ремонт. Ухудшение эксплуатационных качеств в результате физического износа энергетического оборудования может быть преодолено проведением ремонта.

Физический износ оборудования происходит неравномерно: отдельные части машин служат разное время, и для обеспечения работоспособности машины в течение определенного срока службы приходится периодически заменять отдельные узлы и детали.

Все сменяемые и ремонтируемые детали машины могут быть сведены в группы, отличающиеся по срокам использования деталей до их замены или ремонта. При этом деталь может быть отнесена к ремонтной группе с несколько меньшим сроком службы, чем возможный срок ее использования. Такая группировка позволяет строить календарно-объемные графики ремонта оборудования, характеризующие необходимые затраты на ремонт в различные годы (периоды) его эксплуатации.

Таким образом, ремонт оборудования и других элементов основных фондов является необходимым производственным процессом, обусловленным современным уровнем развития техники.

Следует различать следующие понятия: ремонт, модернизация, реконструкция.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия и восстановлению ресурса изделий или их составных частей.

Модернизация действующего оборудования - изменение конструкции действующего оборудования с целью приведения в соответствии с новыми требованиями, обеспечивающее улучшение его показателей, повышение надежности, снижение энергетических, материальных затрат и трудовых ресурсов при эксплуатации, техническом обследовании и ремонте, снижение морального износа, а также применение при эксплуатации других видов (более доступных) топлива, сырья и материалов.

Реконструкция – комплекс мероприятий для улучшения функционирования оборудования или для использования его по новому назначению путем значительных изменений, затрагивающих принципиальную сущность конструкции.

Итак, задача бесперебойного и качественного энергоснабжения в значительной и во все возрастающей степени определяется энергоремонтным производством.

В общем случае ремонтные работы призваны решать следующие задачи:

1. Совершенствование системы планирования управления и организации технического обслуживания.

2. Обеспечение высокого качества отремонтированного оборудования и качества выполняемых ремонтных работ.

3. Экономия и рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Ремонтное обслуживание по содержанию как функция производственного менеджмента энергетических предприятий включает:

планирование производственной программы;

организацию ремонтных работ;

учет и анализ производственных и стоимостных показателей;

анализ основных технико-экономических показателей энергоремонтного производства.

2. Виды ремонтов энергооборудования

Комплекс организационных и технических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования, который включает планирование, подготовку, реализацию технического обслуживания и ремонт с заданными последовательностью и периодичностью представляет собой систему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

Различают следующие виды ремонтов: капитальный, средний, текущий, аварийный и восстановительный.

Текущий ремонт включает устранение дефектов в работе оборудо­вания, выявленных на день останова агрегата для ремонта, замену быстроизнашивающихся деталей, выявление детален, требующих замены или ремонта при среднем или капитальном ремонте: выполнение профилактических работ, обеспечивающих надежную эксплуатацию оборудования в период между очередными средним или капитальным ремонтами.

При среднем ремонте производятся частичная разборка оборудования, замена изношенных деталей, проверка и чистка деталей и узлов, испытания и выявление работ, которые необходимо провести при очередном капитальном ремонте.

Капитальный ремонт включает полную разборку оборудования, осмотр всех деталей, заме­ну отдельных деталей и узлов, устранение всех дефектов, испытание и опробование. Его цель не только обеспечить работоспособность оборудования, но и полностью восстановить технико-экономические параметры агрегата. Затраты на капитальные и средние ремонты в электроэнергетике составляют 70% всех ремонтных затрат.

Капитальный ремонт отличается от текущего более большим межремонтным периодом между двумя капитальными ремонтами, чем между текущими ремонтами, большей длительностью ремонта, большим объёмом работ, меньшей частотой проведения, большей стоимостью.

Восстановительный ремонт осуществляется после стихийных бедствий и других экстраординарных ситуаций.

Наблюдение за состоянием оборудования, проведение ежедневных смазок и чисток, регулирование механизмов, устранение мелких неисправностей может осуществляться путем технического обслуживания.

Периодичность технического обслуживания – интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом или другим большей сложности.

В зависимости от характера и объема проводимых работ предусматривается ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание.

Главным методом технического обслуживания является осмотр, во время которого определяется техническое состояние наиболее ответственных деталей и узлов и уточняется объем предстоящего ремонта.

Время между двумя последовательно проведенными ремонтами называется межремонтным периодом . Межремонтный период – определяется из условий обеспечения надёжной работы оборудования без заметного снижения экономичности эксплуатации.

Чередование ремонтов в определенной последовательности и через определенные промежутки времени представляет собой структуру ремонтного цикла .

Период времени между двумя капитальными ремонтами составляет продолжительность ремонтного цикла .

3. Организация ремонта

Энергоремонтное производство требует высокой организа­ции производственного процесса, учитывающей координацию взаимодействия иногда десятков подрядных организаций, при­чем число одновременно занятых работников при ремонтах крупных энергоблоков, продолжающихся несколько месяцев, доходит до 500–600 человек. В процессе подго­товки к ремонту разрабатываются достаточно сложный проект организации и сетевой график проведения ремонтных работ. При этом учитывается, что годовой график ремонта энергети­ческого оборудования связан с балансами мощностей в энер­госистеме (составляется таким образом, чтобы обеспечить по­крытие годового графика месячных максимумов электрической нагрузки) и финансовыми возможностями. По этой причине ка­питальные ремонты проводятся, как правило, в весенне–летние месяцы – период спада нагрузки, а текущие ремонты – в выход­ные и праздничные дни.

При планировании ремонтов необходимо обеспечить максимум надежности и создать благоприятные условия для проведения ремонтов. Для соблюдения указанных условий рекомендуется:

На ТЭЦ приурачивать ромент к летнему времени, когда максимально снижается отопительная нагрузка;

Ремонт блочного оборудования производить одновременно с целью минимального снижения мощности, выводимой в ремонт;

ГЭС с зарегулированным водотоком ремонтируют оборудование в любое время года, за исключением паводка, чтобы использовать мощность ГЭС и экономить топливо на ТЭС;

Ремонт оборудования на каждой станции проводить равномерно в течение года, чтобы обеспечить равномерную загрузку ресурсов.

В то же время на практике часто складывается ситуация, ког­да утвержденный годовой график ремонта претерпевает серьез­ные изменения вследствие:

Финансовых проблем;

Невозможности обеспечить ремонт нескольких крупных агрегатов необходимым количеством персонала из-за продления планового ремонта или аварии на каком-то энергообъекте;

Выявления непредвиденных крупных дефектов при вскры­тии и дефектации оборудования (особенно характерно для устаревшего оборудования и крупных блоков, выработав­ших свой ресурс);

Аварий на каком-либо агрегате;

Задержки в поставке запчастей и материалов.

Более того, если энергокомпании крайне необходим энерго­агрегат для покрытия нагрузки или работы электростанции в экономичном режиме, ею зачастую пускают в работу, не устра­няя части дефектов – оставляя их на следующий ремонт. В итоге снижаются надежность и технико-экономические показатели работы оборудования.

Энергоремонт – весьма затратное производство, требующее дорогостоящих специальных инструментов и приспособлений, развитого станочного парка, а на АЭС – средств для дистанци­онного выполнения работ. В целом затраты на энергоремонт в системах электро– и теплоснабжения весьма велики и были даже при масштабных вводах генерирующих мощностей в 70–90-х годах прошлого столетия сопоставимы с объемом капиталовло­жений в сооружение новых энергообъектов.

Справочник, как справочник, очень много обобщений, авторы, охватив для обзора большой объём, упустили ньюансы. Так,к примеру, ссылки на то что обслуживания или ремонт системм молниезащиты или защиты от статического электричества производится совместно механической и энергетической службой, дают только повод к дальнейшей трактовке в произвольной форме этой проблемы. Между тем, ни у кого из энергетив нет в обязаностях обслуживания трубопроводов транспортировки технологического сырья, масел и т.п, где может возникать статический заряд. По моему мнению за защиту от статического электричества оборудования в обязанности которого входит ремонт этого оборудования. Так же не объективно отражён вопрос заземления шкафов с аппартурой КИП и А, персонал которого имеет не ниже 3 группы допуска и является электротехническим, заземление оборудования, находящегося в их ведении должны выполняться работниками этой службы, сеть заземления по помещениям, при этом и заземляющие устройства - в ведении электрослужбы. Ссистемами молниезащиты тоже есть недоговорённость. Зачастую молниеприёмниками выступают металлические конструкции (эстакады, дымовые трубы, силоса, башни и т.п.) при разграничении обязанностей, согласно приказа о закреплении лиц ответственных, следедовало бы учесть, что как за монтаж, так и за эксплуатацию молниеприёмников должны нести отвественность механичекские службы (или строительные, если это крыша здания), за замлители - электрослужба, разганичение при этом в месте соединения контура с токоотводом. Есть вопрос и к ремонту взрывозащищённого электрооборудования, это лицензионный вид деятельность, особенно в плане восстановления щелей защиты, здесь уместнее обратится к первоисточнику:"Электрооборудование взрывозащищённое. Ремонт" РД 16.407-89. Системма ППР более подробно показана в нормативных документах, которые на сегодняшний день должны быть поджвержены ревизии, т.к. новые виды оборудования требуют других норм, ссылки на старые зачастую трудно доказывать, при необходимости в контролирующих органах и службах, отстаивающих экономичесике интересы предприятий. Но в качестве справочника, книгой пользоваться удобно.

Оценка 3 из 5 звёзд от Александр 20.01.2014 14:22

Все забыли про ремонты. Хорошо если хозяин новое оборудование покупает. А если работают на старом, то с колес. Забыли что такое неснижаемый запас котельного оборудования. Отборы проб котловой воды по неделям не берут. Так как холодильника для охлаждения проб нет в запасе. Это при проверках выясняю. А мы говорим про безопасную эксплуатацию паровых котлов. Образование на нуле начиная со школы, кончая вузом. Обслуживающий персонал, включая главного энергетика предприятия, спрашивает:" а где это написано?" Теперь буду говорить: "Читайте эту книгу, здесь доступным языком написано, как раньше нас учили, в 80 годыпрошлого века. Спасибо за книгу.

Оценка 5 из 5 звёзд от теплоэнергетик 09.03.2013 02:37

всё зависит от обьёма работы

Виталий 03.03.2011 19:07

Статьи по теме: