Надзорные каникулы для малого бизнеса. От каких проверок освободили малый бизнес Микропредприятие льготы по плановым проверкамг

Отмена проверок малого бизнеса в 2016-2018 годах

Государственный контроль в виде плановых проверок зачастую становится сложным испытанием для лиц, ведущих коммерческую деятельность. Неудивительно, что совсем свежий федеральный закон, вносящий коррективы в правила проведения плановых проверок, будет с интересом воспринят всеми, кто имеет непосредственное отношение к бизнесу.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием и одобрен Президентом РФ.

Обозначим самые важные изменения:

1. Отменены плановые проверки малых предпринимателей на три календарных года: в период с начала 2016 года до конца 2018 года. Здесь можно воскликнуть «Ура!», однако следует знать, что есть исключения из этого правила:

Проверки остаются в отношении лиц, ведущие деятельность в области здравоохранения, образования и в социальной сфере (конкретный перечень установлен в пункте 9 статьи 9 ФЗ № 294-ФЗ).

Если лицо ранее допускало грубые нарушения КоАП РФ, что было выявлено в ходе предыдущей проверки, и данное лицо было привлечено за такие действия к административной ответственности, либо за иные нарушения лицо было дисквалифицировано или деятельность административно приостановлена (или приостановлена/аннулирована лицензия), и с момента завершения проверки не прошло трех лет- такое лицо снова может быть проверено.

2. Если субъект малого предпринимательства нашел себя в перечне лиц для плановой проверки, в обход моратория - он вправе потребовать от надзорного органа исключить его из ежегодного плана проверок.

3. Проверяющим должностным лицам теперь необходимо разъяснять каждому контролируемому лицу содержание указанных выше положений. При предоставлении подтверждающих документов о том, что юридическое лицо (предприниматель) считается субъектом малого бизнеса, проверка прекращается.

4. Отмена проверок не касается некоторых «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности и пожарного надзора, а также безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения 1 или 2 класса опасности; экологического надзора - по объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности и использования атомной энергии; в сфере охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля за аудиторскими организациями. Это логично, поскольку нарушения в данных областях чреваты большими рисками и жертвами.

5. Проведение плановой проверки с нарушениями новых правил считается грубым нарушением требований законодательства, итоги проверки будут являться недействительными.

6. В ФЗ № 294-ФЗ внесено и раскрыто понятие «риск-ориентированного подхода » при организации проверок, внедряемого в целях снижения издержек при проведении проверок - как для проверяющих органов, так и для контролируемых субъектов. Данный подход заключается в отнесении деятельности подконтрольных субъектов к установленным классам опасности (оценка тяжести вероятных негативных последствий нарушения) или категориям риска (оценивается вероятность несоблюдения требований). Правила и критерии распределения устанавливает Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе применяются с 1 января 2018 года.

7. Три года малый бизнес, не попадающий под исключения, может ощущать себя спокойно - всевозможные государственные проверки проводиться не будут. Стоит внимательно изучить новшества - чтобы применить в случае, если с проверкой все же нагрянут.

Кроме того, не следует забывать, что всегда может быть проведена внеплановая проверка - по обращению заинтересованного лица и тогда сослаться на установленный мораторий не получится.

Естественно, что решить попадает под действие данного моратория ваша конкретная проверка крайне непросто порой. Либо определиться, что происходит с проверками пожарного надзора или . Либо понять что делать, если несмотря на мораторий к вам приходит проверка. Именно поэтому наиболее полно защиту прав и интересов готовы предоставить специалисты нашей юридической фирмы.

Яна Польская

Юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

От каких проверок освободили малый бизнес

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Важно запомнить!

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

Традиционно с началом года увязывается вступление в действие новых правовых норм и изменение действующих. Не стал исключением и январь наступающего 2016 года. Мы подготовили обзор самых заметных для бизнеса изменений законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2016 года.

Так, с начала года будет введена практика предварительного уведомления налогового органа и иных заинтересованных лиц об изменении места нахождения юридического лица. О намерении фирмы сменить место нахождения будет производиться соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Причем юрлицо обязано будет уведомить налоговую инспекцию о предстоящем переезде в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места своего нахождения.

Эти требования не будут распространяться на случаи, когда новое место нахождения организации зарегистрировано по месту жительства ее учредителя, либо в результате переезда юридическое лицо будет зарегистрировано в том же муниципальном образовании, что и раньше ( , ).

О том, как подготовиться к налоговой проверке, узнайте из материала
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций
и предпринимателей
в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Представить документы на перерегистрацию учредители смогут только по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи ( Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее – Закон № 67-ФЗ).

Кроме того, к заявлению об изменении места нахождения юрлица необходимо будет приложить документы, подтверждающие наличие у организации или ее учредителя права пользования объектом недвижимости по новому адресу (). А подавать документы в налоговую инспекцию придется уже по новому месту нахождения юрлица (). Напомним, что согласно действующему законодательству такое заявление подается в инспекцию по предыдущему месту регистрации организации ().

Одновременно налоговые инспекторы получат право проверять сведения, представляемые собственниками юрлиц для внесения в ЕГРЮЛ, или уже включенные в ЕГРЮЛ сведения. Так, если у государственного регистратора появятся обоснованные сомнения в достоверности данных, он будет вправе приостановить регистрацию на время проведения проверки на срок до одного месяца. Основаниями проверки могут также послужить поступившие от заинтересованных лиц возражения относительно предстоящей государственной регистрации, изменения устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. При этом для проверки достоверности включаемых или включенных в государственный реестр данных налоговый орган сможет изучать имеющиеся у него документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем, получать необходимые справки и сведения и т. д. Кроме того, налоговики смогут также осматривать объекты недвижимости. Это общие правила, а непосредственно основания, условия и способы осуществления проверочных действий будут установлены ФНС России ( , Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 809 " ").

Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации применяться не будет, однако подаваемые для регистрации документы и сведения будут также подвергнуты проверке. При этом одним из оснований отказа в госрегистрации юрлица или ИП останется получение регистрирующим органом подтвержденной информации о недостоверности представленных на регистрацию документов и сведений (подп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " " (далее – закон о госрегистрации). Эта норма закона о госрегистрации действует с 2013 года.

Также налоговые инспекции смогут самостоятельно, без обращения в суд, фиксировать в ЕГРЮЛ факты недостоверности сведений о юридическом лице. Соответствующая запись будет внесена, если юрлицо не представит уточненные сведения в течение 30 дней после направления ему налоговой инспекцией уведомления о недостоверности. Кроме того запись о недостоверности сведений о юридическом лице появится в ЕГРЮЛ и в том случае, если представленные заявителем документы не убедят налоговую инспекцию в достоверности сведений ().

С нового года также будут введены дополнительные основания отказа в государственной регистрации для юрлиц, учредители которых имеют отношение к организациям, ранее нарушавшим законодательство. Так, не смогут выполнять роль учредителей граждане, которые владели долей более чем 50% голосов юрлица или являлись руководителями юрлица:

  • исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом, а также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего (в течение трех лет с момента исключения);
  • по которому в ЕГРЮЛ была занесена запись о недостоверности (в течение трех лет с момента занесения записи);
  • по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации в установленный срок.

Кроме того, в государственной регистрации будет отказано также и в случае несоблюдения порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации ().

Добавим, что срок государственной регистрации вновь создаваемых организаций начиная с 29 декабря 2015 года сократился с пяти до трех рабочих дней ().

Нотариусы получат новые функции, облегчающие госрегистрацию юридических лиц и ИП

С 1 января нотариусы по просьбе заявителя смогут представлять в ФНС России заявления о регистрации юрлиц или ИП. Документооборот при этом будет происходить в электронной форме, однако регистрационные свидетельства могут быть предоставлены заявителю нотариусом как в электронной форме, так и на бумаге. Причем форму представления документов заявитель сможет выбрать самостоятельно. Нотариальный тариф за оказание этой услуги составит 1 тыс. руб. ( , ). Кроме того, нотариусы получат право бесплатно пользоваться сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП ().

Экологичные предприятия перестанут платить за вредные выбросы в окружающую среду

С 1 января следующего года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах IV категории опасности, будут освобождены от платы за вредное воздействие на окружающую среду (ОС) (абз. 2 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ " "; далее – Закон № 219-ФЗ). Напомним, к объектам IV категории опасности относятся те объекты, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (абз. 5 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ " "; далее – закон об охране ОС).

По действующим правилам все субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (ст. 16 закона об охране ОС). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления.

Также с нового года начнут действовать положения закона об ОС, определяющие порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие на окружающую среду. Сегодня правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами правительства, Ростехнадзора и Росприроднадзора). Внесенные изменения должны обеспечить единообразие в применении норм об охране окружающей среды.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Банк России привяжет значение ставки рефинансирования к ключевой ставке

Начиная с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования будет приравнено к значению ключевой ставки. При этом самостоятельное значение ставки рефинансирования устанавливаться не будет (указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У " ").

В качестве частных партнеров в ГЧП смогут выступать исключительно российские юридические лица (). Сами же соглашения о партнерстве по общему правилу будут заключаться только по итогам конкурса. Однако в ряде случаев конкурентные процедуры применяться не будут. Например, заключить соглашение о ГЧП без конкурса будет возможно в случае, если другие предприниматели не подали заявки на участие в торгах в течение 45 дней с момента размещения информации об их проведении (). Такая информация должна быть опубликована на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и технического обслуживания. Государство, в свою очередь, обязуется субсидировать строительство, если частный инвестор оплачивает его не полностью ( , ). Кроме того важным положением нового закона является предоставление гарантий для частного партнера от возможных денежных потерь в связи с изменением налогового режима. Так, в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение бизнесмена по сравнению с действовавшим на момент заключения соглашения, государство обязуется компенсировать недополученные им доходы (). Формой ГЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Будет введен временный мораторий на проведение плановых неналоговых проверок малого бизнеса

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) в отношении юрлиц и ИП, отнесенных к малым предприятиям (абз. 1 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ " "; далее – закон о проверках). Напомним, для этого годовая выручка предпринимателя не должна превышать 800 млн руб., а численность работников – 100 человек включительно (ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ).

В то же время законом о проверках предусмотрены исключения. Так, "надзорные каникулы" по решению контролирующего органа не будут распространяться на те фирмы и ИП, которые в течение трех последних лет были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых была приостановлена (). Кроме этого, мораторий не коснется деятельности юрлиц и ИП, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. К ним относятся организации и предприниматели, работающие в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и в соцсфере. Перечень таких лиц утвержден .

Также запрет проведения плановых проверок не распространяется на некоторые виды госконтроля (надзора). Речь идет, в частности, о налоговом контроле, надзоре в области промышленной и радиационной безопасности, в сфере использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, лицензионном контроле в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др. ().

Как заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, Госдума приняла закон об освобождении малого бизнеса от проверок. Как говорится в сообщении Государственной думы, он принят 1 июля, а вступит в действие с 1 января 2016 года.

«Закон был разработан и принят во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации послания президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. Владимир Путин призвал отказаться от «принципа тотального, бесконечного контроля», – пояснил Анатолий Аксаков. Для решения этих целей и был проработан и принят закон.

Согласно документу, устанавливается запрет на осуществление в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни, здоровью граждан, окружающей среде, - сообщил Анатолий Аксаков.

Запрет на проведение плановых проверок устанавливается в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом орган госконтроля может принять решение о включении в план проверки субъекты МСП, если в их отношении имеется информация о вынесенном ранее и вступившем в законную силу постановлении о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности.

Также субъектов малого предпринимательства будут включать в план проверки, если в их отношении принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет.

Важным дополнением закона стали поправки, касающиеся ввода и применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля. Применение системы оценки рисков предполагает установление зависимости интенсивности контрольных мероприятий от потенциальных негативных последствий деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от возможного несоблюдения им обязательных требований. Положения по риск-ориентированному подходу начнут применяться с 1 января 2018 года, однако, правительство получит возможность по отдельным видам контроля применить этот подход и ранее для того, чтобы к 2018 году эта система полностью была адаптирована и готова к повсеместному применению.

Впрочем, есть и сферы, в которых «надзорные каникулы» применяться не будут - это надзор сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам первого и второго класса опасности, в сфере радиационной безопасности и государственной тайны.

«Закон позволит решить проблему избыточного контроля и надзора, которая по-прежнему остается болезненной для российского бизнеса. Принятый закон позволит сократить количество плановых проверок субъектов малого предпринимательства и будет способствовать дальнейшему формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России», - резюмировал Анатолий Аксаков.

Ключевым элементом новой системы государственного контроля должен стать риск-ориентированный подход, констатирует руководитель независимого экспертного центра "Общественная дума" Роман Терехин. Проверки будут проводится в зависимости от того, какие угрозы и риски присутствуют в деятельности субъектов малого предпринимательства, какой вред они смогут причинить и какова вероятность наступления такого вреда. Так, чем больше риски – тем чаще будут проводиться проверки и иные мероприятия по контролю. Таким образом контрольная деятельность должна переориентироваться на объекты повышенного риска. У тех, чей уровень риска низок (своевременно исполняются предписания, нет административных взысканий), плановые проверки должны свестись к минимуму.

Однако, указывает эксперт, вопрос в том, кто будет определять критерии рисков. Если этот вопрос будет отнесен к компетенции контрольных органов, то возможно этот критерий будет использоваться в собственных интересах, что привлечет к значительному ущемлению прав субъектов малого предпринимательства. Для тех компаний, которые обладают объектами низкого риска, а также добросовестных предпринимателей (именно их затронут позитивные последствия в виде снижения числа проверок), положение в части проведения проверок существенно улучшится, вплоть до полной отмены их проведения.

Таким образом, заключает Роман Терехин, такая модель контроля является актуальной, принесет существенное облегчение контрольной нагрузки для малого предпринимательства Главная проблема будет стоять в вопросе практической реализации новой системы будет ли она понятна, стабильна, унифицирована. И еще волнует вопрос, как добросовестные предприниматели с низким уровнем производственных рисков все-таки будут контролироваться? Вероятно, не хватает введения какого-либо самоконтроля или общественного контроля. Для ведения самоконтроля будет достаточно заполнения определённой единой формы, либо проведения аудита безопасности, для собственной уверенности.

Безусловно, отмечает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко, снижение административного давления благоприятно влияет на развитие бизнеса. Однако полное отсутствие контроля может привести к безответственности и массовым нарушениям, что может быть опасно для здоровья и жизни людей. Так, например, подобные моратории уже некоторое время действуют в Казахстане и на Украине. И везде с введением моратория выросло количество жалоб от потребителей на заметно упавшее качество товаров и обслуживания. Во избежание этого мораторий вводится только на плановые проверки, а внеплановые по обращениям пострадавших или иных лиц будут проводиться в прежнем режиме.

Временная отмена плановых проверок в тех отраслях, где риски относительно невысоки, весьма благоприятна, но этого, конечно, недостаточно. Кроме проверок малым предприятиям приходится платить довольно существенные налоги и страховые взносы, выдерживать конкуренцию с крупным бизнесом - здесь также необходима некоторая поддержка.

13.10.2016 «Генеральный Директор» №10, 2016

Деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов. О том, какие проверки запланированы в Вашей компании, узнайте на сайте proverki.gov.ru. Однако стоит помнить, что внеплановая проверка может произойти когда угодно, тем более что с 2017 года для этого появятся новые основания.

Восемь основных изменений

Уведомление о плановой проверке с 1 января 2017 года контролеры направят компании по электронной почте (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ). Но только если компания предоставит электронный адрес или укажет его в ЕГРЮЛ. Рассмотрим другие поправки.

1. Ввели мораторий на проверки.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Льгота не действует, если за последние три года:

  • компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
  • приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
  • аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

Еще мораторий не распространяется на компании из сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, экологической, радиационной и атомной безопасности, социальной сферы (ст. 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

2. Потребуют меньше документов.

С 1 июля 2016 года на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРГ1 и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 1 января 2017 года у компаний не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8,9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

3. Будут меньше штрафовать.

С 4 июля 2016 года малый и средний бизнес не будут штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Вместо штрафа вынесут предупреждение. Льгота не действует для ряда нарушений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 31б-ФЗ):

  • непредставление сведений в ФАС России;
  • подделка документов и печатей;
  • недобросовестная конкуренция;
  • неповиновение сотрудникам полиции.

4. Начнут предупреждать компании.

С 1 января 2017 года надзорные органы начнут агитировать компании соблюдать обязательные требования. Например, ФАС России — по размещению рекламы, Росалкогольрегулирование — по лицензиям. Госорганы разместят на сайтах методички по соблюдению правил, проведут семинары и конференции, напечатают разъяснения в СМИ. Будут собирать информацию и обращения граждан о нарушениях со стороны бизнеса. Если обнаружат, что компания допускает нарушения, ее руководителю вынесут предупреждение. Правда, это касается компаний, которых ранее не привлекали к ответственности за нарушения (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

5. Появятся новые основания для проверки.

Законодатели утвердят «индикаторы риска нарушений обязательных требований». Если индикаторы будут отклоняться от нормативов, то это повод для внеплановой проверки. Таким индикатором, например, может быть частота поступления жалоб на действия компании. Если по данному параметру бизнес превысит определенный процент, его проверят. Еще законодатели прояснили ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки. В течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

6. Появятся новые виды проверок — без взаимодействия с компанией.

С 1 января 2017 года появятся проверки, при которых контролеры вправе не общаться с директором и представителями компании. К таким проверкам относятся:

  • рейдовые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
  • обследование земельных объектов;
  • измерение параметров воздуха, вод, почвы;
  • измерение параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • контроль за распространением рекламы;
  • другие мероприятия по контролю.

По итогам проверки компании вправе выдать предупреждение о недопустимости нарушений. Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

7. Появятся проверочные листы.

При проверке контролеры будут использовать проверочные листы, которые сами и разработают. Проверочный лист включает контрольные вопросы, ответы на которые показывают, соблюдает ли компания законы. Если контролеры будут применять проверочные листы, они обязаны приложить их к акту проверки. Добавлю, что пока проверочные листы не утверждены.

8. Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках.

Нововведение действует С 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности. Компания может узнать, какую категорию риска ей присвоили, направив запрос в надзорный орган. Информацию предоставят в течение 15 рабочих дней. Предприятие может попросить изменить категорию. Надо написать заявление и представить необходимые документы.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:

  • Государственная противопожарная служба МЧС России;
  • Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Роскомнадзор.

Изменения в проверках отдельных органов

Законодатели приняли поправки, которые следует учесть, чтобы пройти проверку. Напомню, что любой контрольно-надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку при следующих нарушениях:

  • неисполнение ранее выданного предписания;
  • жалоба физлица или компании (работника, конкурента, недовольного клиента);
  • угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде;
  • грубое нарушение законодательства.

1. Государственная противопожарная служба МЧС России

Служба проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды. Периодичность проверок:

  • через три года с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства;

Изменения-2016. С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение требования директора оштрафуют на 15-20 тыс. руб., а компанию — на 150- 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). С 3 сентября 2016 года пожарный надзор начал применять риск-ориентированный подход (за основу они возьмут классы пожарной опасности). Компании с высоким риском проверят раз в 3 года, со значительным риском — раз в 4 года, со средним риском — раз в 7 лет, с умеренным риском — раз в 10 лет. Компании с низким риском проверке не подлежат (п. 21 постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Как подготовиться. Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания и т. п. Если в помещении находится 50 и более человек, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

2. Федеральная служба по труду и занятости

Роструд проверяет оформление трудовых отношений, выплату зарплаты, соблюдение гарантий работников. Периодичность проверок:

  • через три года с даты государственной регистрации компании;
  • через три года с даты последней проверки.

Изменения-2016. Налоговики организовали горячую линию для жалоб работников на «серую» зарплату. Осенью начнут вести пропаганду среди сотрудников российских компаний. Еще контролеры проводят комиссии с участием инспекторов Роструда. А поводов для проверок стало больше. Так, с 3 октября задержка и неполная выплата зарплаты обойдется директору в 10-20 тыс. руб. вместо 1-5 тыс. руб. За повторное нарушение директора дисквалифицируют на 1-3 года (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Пени за просрочку выплат посчитают исходя из 1/150 ключевой ставки вместо 1/300 (ст. 236 ТК РФ). Еще стоит помнить, что 1 июля 2016 года МРОТ повысили с 6204 до 7500 руб.

Как подготовиться. Проверьте, не ниже ли новых лимитов зарплата Ваших сотрудников. Оклады должны быть увеличены с 1 июля 2016 года. Уточните у директора по персоналу, в какие даты Ваша компания платит зарплату. С 3 октября 2016 года платить нужно в течение 15 дней после окончания месяца. Поручите отделу кадров привести трудовые договоры в со-ответствие с новыми нормами.

3. Лицензирующие органы

Проверку проводит орган, который выдал лицензию. Так, это могут быть Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минстрой и т. д. Периодичность проверок:

  • через год после получения или переоформления лицензии;
  • через три года с даты предыдущей проверки.

Изменения-2016. С 3 августа 2016 года появился новый вид лицензии на алкоголь. Производство вина и шампанского в России обойдется в 65 тыс. руб., лицензия на остальной алкоголь по-прежнему стоит 800 тыс. руб. В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафа за деятельность без лицензии. Для директора он вырастет в 10 раз: с 4-5 тыс. до 40-50 тыс. руб.

С 31 января 2017 года появится новый вид проверок. Это контроль за использованием технологического оборудования для производства этилового спирта.

Как подготовиться. Проверьте срок действия лицензии. Убедитесь, что на момент оплаты госпошлины налоги были уплачены. Если у компании есть долги по налогам, то в продлении лицензии откажут, госпошлину не вернут. Если было предписание — исполните его.

4. Роспотребнадзор

Служба контролирует, соблюдает ли компания санитарно-эпидемиологические требования, правила торговли и права потребителей. Периодичность проверок:

  • два и более раза в год — для компаний сферы здравоохранения и социальных услуг;
  • раз в три года — для остальных организаций.

Изменения-2016. С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц...» дополнили статьей 16.1 «Контрольная закупка». Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг. Предупреждать о проверке компанию не будут. Сделку зафиксируют на фото- и видеокамеру или привлекут двух свидетелей. По окончании мероприятия составят акт, один экземпляр отдадут директору. Информацию о закупке занесут в единый реестр проверки. За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Второе нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:

  • обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;
  • в жалобе Роспотребнадзору указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет).

Как подготовиться. Проверьте, соответствует ли Ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Удостоверьтесь, что в описании товара есть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы. В договоре с покупателем не должно быть «навязывающих» условий. Например, когда при покупке услуги нужно за что-то доплатить или приобрести дополнительный товар. Проведите работу со службой, которая отвечает на жалобы клиентов. Поручите им реагировать на все письма покупателей. Объясните, что в противном случае в компанию могут прийти проверяющие, что, вероятно, обернется штрафами. Введите для сервисных сотрудников соответствующий KPI.

5. Ростехнадзор

Надзорный орган проверяет строительные и промышленные объекты на соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности. Периодичность проверок:

  • раз в год — для владельцев объектов I и II классов опасности;
  • раз в три года — для владельцев объектов III класса опасности;
  • по окончании строительства — для застройщиков.

Изменения-2016. С 1 января 2016 года на производственных объектах I и II классов опасности не могут работать сотрудники по договору заемного труда (приказ Минтруда России № 858н и Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015). С 1 сентября 2016 года к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, а также сети газораспределения и газопотребления, которые работают под сниженным давлением (Федеральный закон от 02.Об.2016 № 170-ФЗ). С 6 сентября 2016 года перечень опасных объектов дополнили пассажирскими конвейерами (движущиеся пешеходные дорожки). Владельцы опасных объектов, оборудованных системами видеонаблюдения, обязаны хранить видео- и фотоматериалы. А в случае аварии — пе-редать их комиссии по техрасследованию.

Как подготовиться. Проверьте проектную, разрешительную документацию. Ростехнадзор регулярно обновляет требования к промышленным и строительным объектам. Поручите сотрудникам отслеживать изменения. Обеспечьте хранение фото- и видеоматериалов.

Как оттянуть время, если к Вам внезапно нагрянули с проверкой

  1. Попросите проверяющих предъявить служебные удостоверения.
  2. Перепишите все данные из удостоверений.
  3. Поручите охране задержать проверяющих и попросить их собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита.
  4. Поинтересуйтесь, не устали ли контролеры с дороги, предложите им чай, кофе.
  5. Потребуйте копию приказа руководителя надзорного органа о назначении проверки.
  6. Попросите контролеров ознакомить Вас с административным регламентом проведения проверок, внимательно изучите его.
  7. Попросите номер телефона начальника надзорного органа. Позвоните ему, чтобы выяснить, действительно ли этих инспекторов направили в Вашу организацию.
Статьи по теме: