Виртуальная библиотека. Список наиболее известных электронных библиотек
Философия, наука, искусство, литература - библиотека Славы Янко.
Создатели «Русской виртуальной библиотеки» - филологи с тартуской выучкой, самостоятельно решающие задачу государственной важности
Интервью: Михаил Визель
Фото: РВБ
«Русская виртуальная библиотека» была основана тремя учениками Ю. М. Лотмана — Евгением Горным, Игорем Пильщиковым и Владимиром Литвиновым в доисторическом ныне 1999 году, то есть через пять лет после всем известной . Но построена она на совсем других принципах - не стихийных, а филологических. О том, чтó это значит, зачем виртуальные библиотекари выкладывают корпусы текстов позабытых поэтов XVIII века и советского андеграунда и, главное, - почему запустили краудфандинговую программу на «Планете», «Году Литературы» рассказал Евгений Горный.
Чем «филологическая библиотека» отличается от обычной? Кроме того, естественно, что вычитаны и исправлены ошибки сканирования?
Евгений Горный/www.netslova.ru
Евгений Горный: Основные отличия таковы: системность отбора; наличие комментариев, указателей и прочего научного аппарата; использование в качестве единицы издания, а не отдельного произведения; публикация, помимо основного текста, его вариантов и редакций; воспроизведение формальных особенностей произведения (например, система стиховых отступов); разметка номеров страниц, наличие библиографических описаний.
Ну и упомянутая аутентичность текста - это не так тривиально, как может показаться. Например, когда мы готовили электронное издание Грина
, мы из интереса сравнили наш текст с теми, что можно найти в интернете. Обнаружилось, что все электронные библиотеки воспроизводят некий единый прототекст, неизвестно кем и когда подготовленный, со всеми его изъянами: орфографические ошибки, неверное разбиение на абзацы, произвольная пунктуация, следы пакетных замен, пренебрежение форматированием (курсив, разрядка и проч.), пропущенные страницы, произвольное редактирование оригинала. Например, у Грина везде «внутренно», а в тексте «внутренне»; у Грина «пресекается», в тексте - «пересекается», у Грина «сапогов», в тексте - «сапог». То есть люди редактируют авторский текст, приводя его в соответствие со своими
представлениями о грамотности!
Мы порой тоже вносим правку в исходный текст, но опираясь не на наши представления о «правильном», а на достижения текстологической науки. Например, при подготовке обновленного электронного издания «Илиады» в переводе Гнедича (по изданию «Литературных памятников» 1990 года) мы исправили множество опечаток, переставили местами стихи 9.699 и 9.700 и исправили чтение семи стихов, опираясь на исследование Е. Л. Ермолаевой
и А. Л. Верлинского
, опубликованное в 2012 году. Пример (стих 24.249):
В издании «Литпамятников»:
Клита, Гелена, Париса, питомца богов Агафона
Исправленный текст в РВБ:
Он же вскричал, сыновей порицая,
Клича Гелена, Париса, питомца богов Агафона
Персонаж по имени Клит у Гомера упоминается (стих 15.445: «Клита стрелой поразил…»), но в данном случае «Клит» - это ошибка; и в рукописи Гнедича , и в греческом оригинале - именно «клича».
Резюмируя: в «обычных» электронных библиотеках много ошибок и произвольных искажений. Академическая электронная библиотека стремится к максимально точному и критическому воспроизведению авторского текста.
Вы упомянули про только что открытого Грина; а почему именно его? А до этого - Ипполит Богданович, автор куртуазной «Душеньки». Тот же вопрос. По какому принципу пополняется фонд РВБ?
Игорь Пильщиков/rvb.ru
Евгений Горный: Грин в некотором смысле - народный писатель, как (которого мы открыли перед ним) - народный поэт. Выбор отчасти определялся фактором потенциальной популярности у читателей.
Богданович - это не новая публикация, а обновленная старая. Одна из наших задач - переведение прежде сделанного в новый респонсивный формат со всеми его дополнительными удобствами: помимо масштабирования для разных разрешений экрана это наличие титульных страниц, разные системы навигации по изданию и воспроизведение иллюстраций.
Общий принцип пополнения фонда - от центра к периферии: условно говоря, от писателей первого ряда к писателям десятого.
А как так вышло, что столь серьезный академический проект делается, по сути, группой энтузиастов-филологов, а не серьезной академической институцией, например, ИМЛИ или ИРЛИ? Получает ли rvb.ru какую-то государственную финансовую поддержку?
Евгений Горный:
Ни государственной, ни частной поддержки мы не получаем. Многие удивляются: РВБ де-факто выполняет функции национальной электронной
библиотеки России и при этом никем не финансируется, как это может
быть? А вот так!
Основными источниками информации для незрячего человека являются звук и тактильные ощущения. С помощью слуха и пальцев рук он получает, необходимую информацию для общения с окружающим миром. И тот и другой вид информации в настоящее время может быть представлен в цифровой форме. Новые технические средства и программы для персональных компьютеров, которые ориентированы на незрячих пользователей очень эргономичны и позволяют пользоваться такими средствами даже незрячим детям. Речь идёт прежде всего о новом устройстве - тифло флеш плеере. (тифло от греч. Typhlos - слепой).
Он появился сравнительно недавно. Такой плеер сможет получить каждый инвалид по зрению в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР). До сих пор ничего подобного, потерявшим зрение людям,в нашей стране не предлагали. Плеер производится уже несколькими промышленными предприятиями в нашей стране. Я познакомился с таким плеером два года назад. Это очень полезное устройство для незрячего пользователя. У него достаточно высокое качество звучания, удобное расположение и конструкция кнопок управления, очень хорошая навигация (поиск необходимых фрагментов текста). Каждое нажатие кнопки управления сопровождается звуковым пояснением. Носителем аудио информации для плеера служит флеш карта. Очень важно, что звуковая информация записывается на такую карту в оцифрованном виде в специальном формате (формате LKF), с применением кодировки, и криптографических методов защиты данных. Записанные таким образом на флеш карты аудио книги, документы не могут воспроизводить ни какие другие типы аудио- устройств, кроме тифло флеш плееров. Такие записи невозможно воспроизвести даже на компьютере. Это сделано для того, чтобы авторы литературных произведений, записанных на флеш карты были уверены в сохранности своих авторских прав.
Я достаточно долго записывал сам и собирал книги и записи в формате LKF.
Когда у меня накопилось достаточно большое количество таких записей, стало понятно, что нужно создавать систему хранения таких записей – библиотеку. Все программы, которые я использовал для создания библиотеки – свободно распространяемые (Donateware ). То есть предназначены для безвозмездного пользования.
В Российской Государственной библиотеке для слепых (РГБС) был создан сервер, на котором на сегодняшний день накоплено (в формате LKF) , несколько тысяч!! книг. Мне был предоставлены ЛОГИН И ПАРОЛЬ, с помощью которых по интернету, появилась возможность со своего компьютера скачивать любые книги с сервера РГБС. Сервер работает круглосуточно и очереди к нему не возникает. Теперь отпала необходимость для получения необходимой книги, посещать библиотеку лично. Получив разрешения от РГБС и скачав с сервера несколько сотен книг, я создал на компьютере частную библиотеку книг в формате LKF. Так появилась цифровая, виртуальная библиотека. Она стала как бы филиалом РГБС.
Любой пользователь тифло флеш плеера нашей местной организации ИЗМАЙЛОВО может теперь получить необходимую ему книгу в библиотеке, не посещая лично РГБС. Если у него есть компьютер подключённый к интернету, нужную книгу он сможет получить прямо на дом.
Структура , созданной виртуальной библиотеки очень похожа на обычную, (книжную), например районную, библиотеку. В обычной библиотеке ведутся два списка: каталог книг и картотека читателей. Для каждого читателя заведена карточка: в ней записываются взятые читателем книги. Это нужно для того, чтобы знать с кого спросить книгу, если читатель её не вернул. В виртуальной библиотеке такая запись теряет смысл, так как после выдачи книги читателю – слушателю, (записи её на флеш карту), книга в библиотеке сохраняется и возвращать её не требуется. Так же в нашей библиотеке никогда не возникнет очереди на редкую книгу, даже если всем пользователям понадобится вдруг одна и та же книга. Карточки пользователей виртуальной библиотеки ведутся, но лишь для учёта читателей и сбора статистики по пользованию книгами.
То есть виртуальная библиотека созданной на компьютере, по своей структуре, аналогична структуре обычной «бумажной - районной» библиотеке, только в отличии от неё -это библиотека цифровая, «говорящая» и имеет, по сравнению с ней, более широкие возможности.
Виртуальная библиотека состоит из трёх составных частей:
- комплекса технических средств (КТС) .
- программного обеспечения (ПО) .
- информационной базы (ИБ) .
Комплекс технических средств (КТС ) в свою очередь подразделяется на две части: центральную и периферийную.
Центральная часть КТС - это персональный компьютер. У нас он имеет традиционный состав устройств: центральный процессор с тактовой частотой -1 гГц. и оперативной памятью 1гб. , жёсткий диск объёмом 30 гб. В дополнение, был подключён внешний жёсткий диск ёмкостью – 500гб.
Как показал опыт эксплуатации библиотеки, при таких параметрах компьютера, оцифровка и кодирование в формат LKF одной книги объёмом 450 мб. занимает около 2 –х минут. И ещё около одной минуты выполняется запись этой книги на флеш карту. На жёстком диске каждая оцифрованная и закодированная книга занимает на 30% места больше, чем в исходной кодировке. Запись книг ведётся на флеш карты типа SD ёмкость 1гб. На флеш карту помещаются аудио записи более 30 часов непрерывного звучания. В составе КТС так же имеется принтер, карт-ридер для работы с флеш картами, монитор, мышка, звуковые колонки.
Периферийные технические средства, входящие в состав КТС, представлены индивидуальными устройствами – тифлофлешплеерами. В настоящее время промышленность выпускает плееры двух типов: Элекжест (DTBP-001) и Тифлотек – DTB-PS901. Последний плеер более совершенный: он имеет встроенный аккумулятор, меньший вес и размеры. Функции обоих плееров сходны. В техническом описании плеера указано, что он предназначен лишь для прослушивания говорящих книг и никаких других функций разработчики плеера для него не предусмотрели. Мне удалось увидеть у плеера другие, новые функции, которые не увидели в нём его разработчики. Это функции реабилитации.
Я раньше не вникал в смысл этого слова - реабилитация . Позднее мне пояснили, что реабилитация – это когда незрячий человек получает возможность самостоятельно выполнить какие-то функции, для выполнения которых ему требовалось ранее помощь зрячего помошника.
Моя мама – инвалид по зрению 1-й группы. (мы живём с ней вдвоём). Она использовала плеер лишь для прослушивания говорящих книг. В моё отсутствие, она была совершенно беспомощна. Изучив устройство плеера и освоив компьютерные программы, я нашёл плееру новое применение: записал для мамы флеш карту секретаря – помощника. Теперь с помощью плеера мама одна легко могла найти нужный ей номер телефона, плеер подсказывает ей как включить стиральную машину, микроволновую печь, как приготовить нужное блюдо, и по записанным рекомендациям врача - как принимать лекарства и многое другое. Ко мне стали обращаться другие незрячие - знакомые мамы и каждому требовались свои записи. Так у меня накопилась целая система реабилитационных записей: говорящая схема метро, говорящие маршруты движения от дома до поликлиники, до метро, до магазина; аудио инструкция по вязанию, цветоводству, аудио курс английского языка, рекомендации по лечению различных заболеваний. имеется большое количество говорящих учебников для обучения незрячих работе на компьютере, духовные книги. Меня просили даже записывать программы радиопередач, расписание движения электричек, прогноз погоды на месяц и многое другое. Так плеер получил новые функции – реабилитации.
Программное обеспечение (ПО) выполняет: сбор, запись, кодирование и хранение на машинном носителе аудио информации и запись её на флеш - карты. Основная программа предназначенная для создания и работы библиотеки - Talking book library (ETBL ). Она предназначена для кодирования и запись книг на флеш карту в формате LKF, накопления книг в базе, создания картотек книг и читателей (точнее слушателей). Следует отметить, что программа EТBL конвертирует аудио файлы в формат LKF, предварительно представленные в формате МР3. Обратное конвертирование – невозможно. С помощью программы LKFManager можно дополнять записи на флеш карту, на которой уже имеются сделанные ранее записи. При необходимости записать звук непосредственно с микрофона, подключённого к звуковой карте компьютера, используется программа 3 Corder . Она создаёт звуковой файл в формате МР3. С помощью этой программы можно выполнить запись с аналогового источника звука (например кассетного магнитофона), подключённого к линейному входу звуковой карты. Операционная истема установленная на нашем компьютере - Windows – XP.
В составе ПО библиотеки имеется программа, позволяющая читать плоскопечатные оцифрованные книги с помощью электронного синтезатора речи. Сейчас, библиотеки практически во всех странах Мира переводят свой фонд в цифровую форму, и эти книги можно скачать через интернет. Кроме того в интернете бесплатно (пока бесплатно) размещено много цифровых библиотек. В них хранятся оцифрованные книги нескольких тысяч авторов, а так же оцифрованные документы: Законы, Постановления правительства, Указы и т.д. Оцифрованные плоскопечатные книги могут быть прочитаны вслух с помощью специальной программы - синтезатора человеческого голоса с вполне приемлемым качеством произношения. При этом можно выбрать для произношения мужской или женский голос, а также управлять скоростью и тембром звучания. Таких программ несколько. Одна из них – Балаболка мной испытана и показала удовлетворительное качество воспроизведения. Эта программа позволяет не только воспроизвести вслух плоскопечатный документ, но и сохранить его в виде аудио (МП3) файла.
Информационная база (ИБ) - главная часть виртуальной библиотеки. Она разделена на несколько разделов:
Художественная, учебная и техническая литература представлена большей частью книгами, расположенными на сервере РГБС и частично книгами расположенными в частной базе нашей библиотеки. Для пользователей нашей библиотеки существует единый список книг. По их требованиям ведётся поиск необходимой аудио - книги сначала в частной базе. Если необходимая книга в частной базе отсутствует, то выполняется процедура подключения через интернет к серверу РГБС и скачивания оттуда нужной книги.
Книги по реабилитации и лечению. о которых было упомянуто выше. Их мы записываем самостоятельно. Эти книги разделяются на личные (телефонная книга, рекомендации врача, описания лекарств, духовные книги, и т.д.), и общие (говорящие схемы метро, кулинарные рецепты, различного рода говорящие учебники, а так же большая коллекция музыкальных записей начиная от песен прошлых лет (Утёсов, Песняры, и пр.) и до современной джазовой музыки различных авторов и исполнителей. Имеются записи классической музыки: (симфонии Чайковского, концерты). Постоянно делаю новые записи по реабилитации.
Плоскопечатные оцифрованные художественные книги, официальные документы (Законы, Указы, Постановления Правительства и т. д.). Здесь так же приведены адреса доступ к цифровым библиотекам интернета.
Раздел специальной информации: звуковые файлы и видио - материалы, внутренние документы. относящиеся к нашей первичной организации ИЗМАЙЛОВО. В этом разделе в дальнейшем, при развитии библиотеки, предполагается хранить оцифрованные записи в рельефно точечной кодировке Брайля. Для их воспроизведения мы надеемся приобрести Брайлевский принтер и дисплей.
Заключение.
Появление новых технических, программных средств для компьютеров, а также организация записи по реабилитации для незрячих пользователей тифло феш плееров, и получение доступа по интернету к серверу РГБС, позволяет создать виртуальную библиотеку в каждой местной организации ВОС. Подобная библиотека может быть рекомендована так же для внедрения в специальные школы для незрячих и слабовидящих школьников. Библиотека создана на безвозмездной основе и может быть так же безвозмездно передана в другие местные организации ВОС. Такую библиотеку может создать у себя дома любой пользователь, имеющий в своём распоряжении тифлофлеш плеер и компьютер
Ж УРНАЛ – НАША ЖИЗНЬ №7 2011 г.
Леонов Антон.
МОСКВА
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед человечеством, является сохранение информации во времени и пространстве. Со времён возникновения книгопечатни основной формой хранения и распространения информации являются книги (печатные издания), а главными средствами хранения и доступа к информации стали библиотеки.
Сохранение и использование рукописных и печатных документов достаточно хорошо освоено. Здесь имеется богатый опыт, результаты исследовательской и практической работы многих поколений специалистов. Но очевидно, что с постоянным увеличением объёмов информации, работа с ней (такая как хранение, поиск, учёт и т.д.) становится всё сложнее. Развитие вычислительной техники позволило сохранять и распространять информацию в электронной форме. Это играет революционную роль в истории человечества, сравнимую с изобретением книгопечатния.
Электронная форма позволяет хранить информацию в более надёжном, компактном и удобном виде, увеличивается скорость и простота её распространения. Немаловажно и то, что в электронной форме, в отличие от печатной, информацией можно свободно манипулировать. В связи с этим, количество электронных публикаций с каждым годом растёт.
Виртуальная библиотека - это информационная система, позволяющая надёжно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети.
Существенное развитие работ по созданию электронных библиотек получили на рубеже 90-х годов, когда появились адекватные средства вычислительной техники и информационные технологии, обеспечивающие надёжное сохранение, оперативную обработку и эффективное использование больших массивов разнородной информации. Именно в это время в ряде стран стали подготавливаться проекты цифровых библиотек.
Основные задачи виртуальной библиотеки:
Интеграция разнородных информационных ресурсов;
Регистрация (публикация) новых данных;
Хранение и предоставление доступа к таким данным;
Координация других электронных коллекций по профилю данной библиотеки.
Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов) различной информации с сохранением её свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом объединение ресурсов не обязательно должно осуществляться физически, оно может быть виртуальным. Главное, чтобы оно обеспечивало пользователя возможностью воспринимать доступную информацию как единое целое. Новые технологии, разрабатываемые в этой области, прежде всего и ориентированы на решение этой важнейшей задачи. В частности, цифровые библиотеки принесли с собой новый, более высокий уровень смыслового описания.
Эффективная навигация в электронной библиотеке понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах усилий во всём доступном информационном пространстве. При таком подходе хорошо известные информационные поиски, используемые в информационных системах и базах данных, являются частными случаями навигационных средств.
На сегодня, печатная информация является основным источником формирования цифровых библиотек.
Виртуальная библиотека может быть использована в образовательной и производственной сфере.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Описание специальных, учебных дисциплин
В наше время информатика и вычислительная техника являются основой обеспечения прогресса в любой сфере человеческой деятельности. Поэтому так высока потребность в специалистах в области разработки и эксплуатации вычислительных машин, систем и сетей, а также математического, информационного и программного обеспечения. Все это является предметом профессиональной деятельности по профилю «Компьютерные системы и комплексы»
Область профессиональной деятельности выпускников:
Совокупность методов и средств по разработке и производству компьютерных систем и комплексов;
Эксплуатация, техническое обслуживание, сопровождение и настройка компьютерных систем и комплексов;
Обеспечение функционирования программно-аппаратных средств защиты информации в компьютерных системах и комплексах.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
Цифровые устройства;
Системы автоматизированного проектирования;
Нормативно-техническая документация;
Микропроцессорные системы;
Периферийное оборудование;
Компьютерные системы, комплексы и сети;
Средства обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах, комплексах и сетях;
Продажа сложных технических систем.
Техник по компьютерным системам готовится к следующим видам деятельности:
Проектирование цифровых устройств;
Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования;
Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов.
Техник по компьютерным системам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.
Использоватьсредства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
Определять показатели надежности и качества проектируемых цифровых устройств.
Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.
Производить тестирование и отладку микропроцессорных систем.
Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
Выявлять причины неисправности периферийного оборудования.
Проводить контроль, диагностику и восстановление работоспособности компьютерных систем и комплексов.
Проводить системотехническое обслуживание компьютерных систем и комплексов.
Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.
Для получения перечисленных профессиональных компетенций студент данной специальности должен изучить много дисциплин, которые подразделяются на циклы: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный, а также профессиональный цикл. Для примера ниже перечислен список обязательных дисциплин и профессиональных модулей.
Список обязательных дисциплин:
· Элементы высшей математики
· Теория вероятностей и математическая статистика
· Дискретная математика
· Инженерная графика
· Основы электротехники
· Прикладная электроника
· Электротехнические измерения
· Информационные технологии
· Метрология, стандартизация и сертификация
· Операционные системы и среды
· Основы алгоритмизации и программирования
· Безопасность жизнедеятельности
Профессиональные модули:
· Цифровая схемотехника
· Проектирование цифровых устройств
· Микропроцессорные устройства
· Установка и конфигурирование периферийного оборудования
В состав виртуальной библиотеки входят учебники, периодические издания, электронные справочники исходя из списка обязательных дисциплин
1.2. Описание принципов построения виртуальной библиотеки
Принципы, лежащие в основе правильной разработки виртуальной библиотеки и отвечающие за ее развитие в долгосрочной перспективе.
1) Поиск и обзор аналогов;
2) Возможность улучшения виртуальную библиотеку;
3) Необходимо определить содержимое виртуальной библиотеки, на этапе разработки;
4) Преобразование данных из одного формата в другой или перемещение его из одной программной среды в другую;
5) Организация электронной библиотеки, формирование каталогов;
6) В основе работы по формированию электронной библиотеки лежат следующие Законы Российской Федерации:
· «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
7) Обеспечение общего доступа
8) Учесть технические различия между компьютерами и браузерами пользователей, запрашивающих доступ к системе, а также скорость доступа
1.3. Требования к составу и параметрам технических средств
Аппаратные и программные средства
Для удобного и безошибочного использования «Виртуальной библиотеки» необходимы:
Аппаратные средства:
Системный блок - функциональный элемент, защищающий внутренние компоненты компьютера от внешнего воздействия и механических повреждений, экранирующий создаваемые внутренними компонентами электромагнитное излучение и являющийся основой для дальнейшего расширения системы.
Монитор - аппарат, предназначенный для вывода графической, текстовой или звуковой информации:
Мышь - механический манипулятор, преобразующий механические движения в движение курсора на экране.
Клавиатура - одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер.
Принтер - периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида.
Оборудование для выхода в интернет:
Модем - устройство для передачи данных (напр., по телефонной линии), преобразующее, как правило, цифровые сигналы в аналоговые и обратно.
Сетевая плата (карта) - периферийное устройство, позволяющее компьютеру взаимодействовать с другими устройствами сети.
Программные средства:
Веб-обозреватель- программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц, их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.
WinDjView - программа предназначенная для просмотра файлов в формате djvu.
1.4. Информационное обеспечение задачи
Входными данными для решения задачи автоматизации «Виртуальной библиотеки» будет являться информация о книге, справочнике, периодической литературе (таблица 1):
Название
Дисциплина
Издательство
Год издания
Тип файла
Таблица 1. Структурный эскиз виртуальной библиотеки
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Разработка пользовательской документации для работы с
виртуальной библиотекой
2.1.1. Организация обслуживания читателей.
а) Право свободного и бесплатного пользования «Виртуальной библиотекой» имеют учащиеся и сотрудники «ГБОУ СПО СО АКТП»
б) К услугам читателей предоставляются:
Электронные учебники;
Справочно-библиографический аппарат в электронном виде;
2.1.2. Инструкция работы с виртуальной библиотекой
1) Для работы с библиотекой пользователь должен иметь программное обеспечение веб обозреватель (см. рисунок 1) для просмотра страниц сайтов и программу для чтения электронных учебников в формате djvu и pdf.
Рисунок 1. Окно веб-обозревателя (Mozilla Firefox)
2) После выполнения пункта 1 в адресной строке введите сайт колледжа актп.рф. В списке выберите пункт виртуальная библиотека
Рисунок 2. Страница сайта ГБОУ СПО СО «АКТП»
3) При помощи функции «сортировка информации» находим книгу, которая потребуется (см. рисунок 3). Чтобы упорядочить наименования книг по автору, достаточно нажать на заголовок столбца «Автор». Так же можно отсортировать по остальным параметрам (см. пункт 1.4).
Рисунок 3. Окно виртуальной библиотеки
4) После того как нужная книга найдена, открываем ее кликнув по ней левой кнопкой мыши, выбрать пункт открыть (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Диалоговое окно «Открыть файл»
2.2. Описание программного средства
2.2.1. Программное обеспечение WinDjView
WinDjView - это быстрая и компактная программа для просмотра файлов формата DjVu под Windows с вкладками для документов, непрерывной прокруткой страниц и расширенными возможности печати.
Возможности WinDjView:
· Поддержка всех распространённых версий Windows (7, Vista, 2003, XP, 2000, ME, 98, NT4)
· Вкладки для открытых документов. Есть альтернативный режим открытия каждого документа в отдельном окне.
· Непрерывный и одностраничный режимы просмотра, возможность отображения разворота
· Языки интерфейса: английский, русский (для предыдущих версий -- также украинский, греческий, венгерский, французский, португальский, китайский (упрощённый), татарский).
· Пользовательские закладки и аннотации
· Поиск по тексту и копирование*
· Поддержка словарей, переводящих слова под указателем мыши*
· Расширенные возможности печати
· Полноэкранный режим
· Режимы быстрого увеличения и масштабирования по выделению
· Экспорт страниц (или части страницы) в bmp, png, gif, tif и jpg
· Поворот страниц на 90 градусов
· Масштаб: страница целиком, по ширине страницы, 100% и пользовательский
· Настройка яркости, контраста и гаммы
· Навигация и скроллинг как мышью, так и с клавиатуры
Рисунок 3. Окно программы WinDjView
2.2.2. Программное обеспечение браузер
Веб-обозреватель (браузер) - программное обеспечение для просмотра веб-сайтов (рисунок 1). У каждого браузера есть свои достоинства и недостатки.
Браузеры постоянно развивались со времени зарождения Всемирной паутины и с её ростом становились всё более востребованными программами. Ныне браузер -- комплексное приложение для обработки и
вывода разных составляющих веб-страницы и для предоставления нтерфейса между веб-сайтом и его посетителем. Практически все популярные браузеры распространяются бесплатно или «в комплекте» с другими приложениями.
2.3. Низкоуровневое проектирование
На данном этапе разрабатываются интерфейсы конкретных экранов системы (состав, взаимное расположение и поддерживающие текст интерфейсных элементов).
2.3.1.Проектирование экранов клиентской части
Основной экран в приложении должен отображать список доступных книг, иметь функцию сортировки информации, а также предоставлять пользователю функцию поиска.
Наибольшее пространство в главной форме принадлежит списку книг, справа от которого расположена вертикальная полоса прокрутки, дающая возможность перемещаться по этому списку. Активный элемент (при наведении мышки) подсвечивается зелёным цветом.
Форма поиска позволяет искать пользователю интересующие его книги по списку.
Экран информации о книге. Данный экран предоставляет краткую информацию о книге, такую как: название, автор, издательство и небольшое описание.
2.3.2. Тестирование
На основе объективных критериев успеха интерфейса и сценариев действий пользователей разрабатываются тестовые задания, которые выполняются пользователями с фиксацией всех значимых характеристик их деятельности. После этого выполняется подсчет соответствующих показателей и сравнение их с заданными. На основании полученных данных интерфейс либо дорабатывается, либо считается разработанным.
В процессе проектирования полезно зафиксировать все используемые в системе понятия. Для этого нужно просмотреть созданные экраны и выписать из них все уникальные понятия (например, текст с кнопок, названия элементов меню и окон, названия режимов и т.д.). После этого к получившемуся списку нужно добавить определения всех концепций системы (например, книга или изображение).
После этого необходимо этот список улучшить. Для этого необходимо:
Показать этот список любому потенциальному пользователю системы и спросить его, как она понимает каждый элемент. Если текст какого-то элемента воспринимается неправильно, его нужно заменить;
Уменьшить длину всех получившихся элементов;
Проверить, что одно и то же понятие не называется в разных местах по-разному;
Проверить текст на совпадение стиля с официальным для выбранной платформы.
2.4. Построение прототипа пользовательского интерфейса
Создание максимально эффективного прототипа интерфейса является чрезвычайно важной задачей. При создании прототипа наиболее частой ошибкой является чрезмерное наведение глянца и вообще стремление сделать прототип возможно более похожим на результирующую систему.
требования к прототипу изменяются со временем. Сначала наиболее актуальными его свойствами являются скорость создания и простота модификации. Эти свойства позволяют быстро разработать и проверить несколько версий интерфейса, при этом ещё и исправить значительную часть ошибок. Только затем на первый план выходят функциональность и эстетичность.
2.4.1. Этапы построения прототипа
Существуют четыре версии прототипа: бумажная, презентационная, псевдореальная и реальная. Особый интерес представляют первые две.
2.4.2. Бумажная версия прототипа виртуальной библиотеки
Необходимо нарисовать на бумаге все экраны и диалоговые окна (или распечатать соответствующие части схемы).
Эта распечатка и является первым прототипом. На нём вполне можно тестировать восприятие системы пользователем и её основную логику.
Достоинствами бумаги являются исключительная простота и скорость рисования. Польза начального прототипирования на бумаге заключается, во-первых, в простоте и скорости рисования, во-вторых, в исключительной простоте модификации по результатам тестирования, а в-третьих, в относительной простоте привлечения представителей целевой аудитории. Значительно легче завлечь субъекта к письменному столу, нежели к компьютеру, на котором надо что-то запускать, ждать, пока запустится и так далее. Кроме того, бумага помогает не думать о том, как интерфейс выглядит, позволяя сосредоточиться на том, как интерфейс работает.
2.4.3. Презентационная версия прототипа виртуальной библиотеки
После исчерпания возможностей бумажной версии прототипа стоит создать новую версию. Для этого точно так же рисуется интерфейс, но уже не на бумаге, но в какой-либо презентационной программе. С этой версией прототипа можно тестировать значительно более сложное взаимодействие человека с системой, нежели с бумажной. С другой стороны, исправление найденных ошибок значительно более трудоемко. Самым распространенным инструментом для создания прототипов второго типа является MS Visio.
При работе с Viio можно выбрать одну из двух возможностей: можно либо рисовать все экраны на одном листе, соединяя взаимосвязанные элементы управления и экраны линиями, либо рисовать каждый экран на отдельном листе, связывая экраны ссылками. Первый вариант хорош для разработчика, поскольку позволяет оценить интерфейс в целом, второй - для субъектов тестирования, поскольку его легче понять.
Рисунок 4. Окно программы MS Visio
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА СИСТЕМНОГО
АДМИНИСТАРТОРА
3.1. Внутренняя планировка и внутренние функции рабочего места
системного администратора
На системного администратора, исходя из должностной инструкции (Приложение А), возлагаются следующие функции:
· обеспечение информационной безопасности
· устранение неполадок в системах или компьютерах
· установка нового аппаратного оборудования и программ
· обновление системы и компьютерных программ
· создание резервных копий данных
· периодическое обновление
· создание пользовательских учётных данных
· создание баз данных.
· Методы программирования.
· Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Рабочее место системного администратора включает в себя:
· Компьютерный стол, на котором будут находиться монитор, клавиатура, мышь, офисные принадлежности. Системный блок будет находится в специальном отделении стола предназначенном для этого блока.
· Компьютерный иди офисный стул
3.2. Внешняя планировка и внешние функции рабочего места
системного администратора
Внешние функции системного администратора (рисунок 5):
· Удаленный контроль за сервером
· Оперативно-техническое руководство и обеспечение бесперебойного функционирования локальной вычислительной сети.
· Контроль за техническим состоянием технических средств вычислительной сети.
· Выявление и устранение сбоев в работе сети.
· Обеспечение взаимодействия с другими сетями передачи данных.
· Методическое обеспечение соответствующих вопросов.
Взаимосвязь с другими отделами происходит непосредственно напрямую или удаленно, то есть через интернет. Во втором случае системный администратор связывается с другими отделами с помощью программного обеспечения Skype, либо по телефону. Передача данных с помощью электронной почты.
Рисунок 5. Внешняя планировка рабочего места системного администратора
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Характеристика и расчет стоимости основных материалов
Расчет стоимости материалов необходимых для доступа в интернет
4.2. Характеристика и расчет потребности комплектующих изделий
Расчет стоимости лицензионного программного обеспечения.
Наименование |
Стоимость, руб. |
|
Windows XP Home Edition SP3 Russian |
||
Internet Explorer установлен изначально в операционных системах Windows NT. WinDjView является бесплатным программным обеспечением.
4.3. Характеристика и расчет основной и дополнительной заработной платы
Виртуальную библиотеку я создавал сам, поэтому никаких затрат нет.
4.4. Расчет полной себестоимости изделия
Исходя из предыдущих пунктов полная себестоимость изделия составляет 5697 рублей. Библиотека колледжа взимает плату за использование интернет трафика 12 руб. за 1 час
5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
5.1. Система управления охраной труда на рабочем месте системного
администратора
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Система управления охраной труда согласно стандартам:
ГОСТ Р 12.0.007-2009 - система управления охраной труда в организации. Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации. Задачами стандарта являются:
а) содействие защите работников от опасностей и рисков;
б) оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда.
ГОСТ Р 12.0.009-2009 - системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит). Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов.
Настоящий стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты системы управления охраной труда или управлять программами аудита.
ГОСТ 12.0.230-2007 - система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
На национальном уровне стандарт служит:
а) для установления национальных основ системы управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране туда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
в) руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
На уровне организации стандарт предназначен:
а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;
б) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
5.2. Опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте
системного администратора
Физические опасные и вредные производственные факторы:
· повышенный уровень статического электричества;
· повышенный уровень электромагнитных излучений;
· повышенная напряженность электрического поля;
· отсутствие или недостаток естественного света;
· недостаточная освещенность рабочей зоны;
Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы:
· нервно-психические перегрузки:
а) монотонность труда
б) умственное перенапряжение
5.3. Экобиозащитная техника и СИЗ на рабочем месте системного
администратора
Работа системного администратора представляет собой долговременное нахождение за компьютером и получает вред от воздействия монитора на глаза, от простой боли глаз, до высыхания слизистой оболочки глаза. Поэтому необходимо обезопасить глаза с помощью защитного экрана для монитора.
Предназначение защитных экранов:
· ослаблять напряжение электромагнитных полей любого монитора до безопасного уровня;
· обеспечивать защиту от электростатического заряда, образующегося на трубке монитора;
· поглощать избыточный световой поток;
· уменьшать ультрафиолетовое и рентгеновское излучение;
· устранять блики.
Так же необходимо делать 15 минутный перерыв после 1 часа работы.
5.4. Противопожарная защита на рабочем месте системного
администратора
Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.
Для тушения пожаров на начальных стадиях широко применяются огнетушители. виртуальный библиотека электронный интерфейс
Газовые огнетушители применяются для тушения жидких и твердых веществ, а также электроустановок, находящихся под напряжением. Достоинством этого огнетушителя является высокая эффективность тушения пожара, сохранность электронного оборудования.
Огнетушители порошковые. Являются наиболее универсальными огнетушителями по области применения и по рабочему диапазону температур (особенно с зарядом классов ABCE), с их помощью можно успешно тушить почти все классы пожаров, в том числе и электрооборудование, находящееся под напряжением до 1000 В. Огнетушители не предназначены для тушения загораний щелочных и щелочноземельных металлов и других материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха.
Система пожарной сигнализации -- совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения факторов пожара, формирования, сбора, обработки, регистрации и передачи в заданном виде сигналов о пожаре, режимах работы системы, другой информации, при необходимости, выдачи сигналов на управление техническими средствами противопожарной защиты, технологическим, электротехническим и другим оборудованием.
Газовые системы пожаротушения не наносят вреда объекту возгорания, что позволяет использовать их в серверных помещениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виртуальные библиотеки являются неотъемлемой частью настоящего и будущего. С каждым днём число электронных публикаций растёт, постепенно вытесняя бумажные издания.
Электронная форма позволяет хранить информацию в более надёжном, компактном и удобном виде. Значительно увеличивается скорость поиска нужной информации, простота её распространения.
При разработке программы, особое внимание стоит уделять её интерфейсу. Лаконичный, удобный, а главное понятный пользовательский интерфейс делает обучение работе с ним легким и быстрым, снижает время и затраты на обучение, техническую поддержку пользователей. Он способен повысить производительность труда пользователей, снизить количество человеческих ошибок, а значит, уменьшить количество времени на их исправление.
Пользоваться данной виртуальной библиотекой могут как студенты, так и преподавательский состав. Для того, чтобы зайти в виртуальную библиотеку необходим доступ в интернет. То есть зайти в нее можно находясь дома, в библиотеке колледжа и из любого места, где есть доступ в интернет.
Виртуальная библиотека в дальнейшем может быть доработана. Есть возможность добавления сортировки учебников, справочников, периодической литературы по алфавиту.
Добавление различных всплывающих подсказок, при наведении курсора на один из параметров. Например наведя курсор на автора, выдается краткая информация об авторе.
Создание новых разделов виртуальной библиотеки, где будут хранится различные файлы для студентов (титульные листы, комплекты для лабораторных, практических работ и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Должностная инструкция: Системный администратор (сисадмин)
Квалификация
1. Системный администратор относится к категории специалистов.
2. На должность системного администратора назначается лицо, имеющее профессиональное образование, опыт работы с персональными компьютерами, а также практику по созданию и обслуживанию сетей.
3. Системный администратор должен знать:
· Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся методов программирования и использования вычислительной техники при обработке информации.
· Технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы оборудования, правила его технической эксплуатации.
· Аппаратное и программное обеспечение сетей.
· Принципы простейшего ремонта аппаратного обеспечения.
· Нормализованные языки программирования.
· Действующие стандарты, системы счислений, шифров и кодов.
· Методы программирования.
· Системы организации комплексной защиты информации, способы предупреждения несанкционированного доступа к информации.
· Порядок оформления технической документации.
· Правила внутреннего трудового распорядка.
· Основы трудового законодательства.
· Правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты.
Должностные обязанности
Системный администратор:
1.Устанавливает на серверы и рабочие станции сетевое программное обеспечение.
2. Конфигурирует систему на сервере.
3. Обеспечивает интегрирование программного обеспечения на файл-серверах, серверах систем управления базами данных и на рабочих станциях.
4. Поддерживает рабочее состояние программного обеспечения сервера и рабочих станций.
5. Регистрирует пользователей, назначает идентификаторы и пароли.
6. Обучает пользователей работе в сети, ведению архивов; отвечает на вопросы пользователей, связанные с работой в сети; составляет инструкции по работе с сетевым программным обеспечением и доводит их до сведения пользователей.
7. Контролирует использование сетевых ресурсов.
8. Организует доступ к локальной и глобальной сетям.
9. Устанавливает ограничения для пользователей по:
· использованию рабочей станции или сервера;
· времени;
· степени использования ресурсов.
10. Обеспечивает своевременное копирование и резервирование данных.
11. Обращается к техническому персоналу при выявлении неисправностей сетевого оборудования.
12.Участвует в восстановлении работоспособности системы при сбоях и выходе из строя сетевого оборудования.
13. Выявляет ошибки пользователей и сетевого программного обеспечения и восстанавливает работоспособность системы.
14. Проводит мониторинг сети, разрабатывает предложения по развитию инфраструктуры сети.
15. Обеспечивает:
· сетевую безопасность (защиту от несанкционированного доступа к информации, просмотра или изменения системных файлов и данных);
· безопасность межсетевого взаимодействия.
16. Готовит предложения по модернизации и приобретению сетевого оборудования.
17. Осуществляет контроль за монтажом оборудования специалистами сторонних организаций.
18. Сообщает своему непосредственному руководителю о случаях злоупотребления сетью и принятых мерах.
19. Ведет журнал системной информации, иную техническую документацию.
Системный администратор имеет право:
1. Устанавливать и изменять правила пользования сетью.
2. Запрашивать от руководителей и специалистов подразделений института необходимые документы и информацию.
3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Вносить на рассмотрение руководства института предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
5. Требовать от руководства института обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Ответственность:
1. Системный администратор несет ответственность за:
· Нарушение функционирования сети вследствие некорректного управления маршрутизацией и некорректного администрирования базовыми сетевыми сервисами.
· Несвоевременное уведомление руководства об изменениях в маршрутизации.
· Несвоевременную регистрацию выделенных IP-адресов.
· Несвоевременное уведомление руководства о случаях злоупотреблений сетью.
2. Системный администратор привлекается к ответственности:
· За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, -- в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
· За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, -- в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
· За причинение материального ущерба института -- в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. www.it-monster.ru
2. www.vsegost.com
6. ru.wikipedia.org
7. wndjview.sourceforge.net
8. www.yandex.ru
9. www.radioman-portal.ru
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Разработка интерфейса и программного обеспечения виртуальной библиотеки. Проектирование структуры экранов и навигационной системы. Построение прототипа пользовательского интерфейса. Тестирование и модификация прототипа. Экспертная оценка разработки.
курсовая работа , добавлен 19.12.2010
Создание электронной книги-учебника на тему: "Защита компьютера от несанкционированного доступа (хакинга)", позволяющей хранить информацию в электронном виде по различным вопросам, касающимся вопросов защиты информации от взлома. Графический интерфейс.
отчет по практике , добавлен 07.06.2016
Создание базы данных с помощью на СУБД Access. Разработка программы, которая позволяет принимать управленческие решения, хранить данные о клиентах, о продукции, а так же хранить данные о продажах, производить их анализ и выдавать результат в виде таблиц.
курсовая работа , добавлен 16.10.2011
Создание библиотеки классов на основе C-строк и управляемую пользователем программу с псевдографическим интерфейсом, тестирующую её работу и отображающую результат. Упрощённая структура библиотек, взаимодействие классов и объектов, основные алгоритмы.
курсовая работа , добавлен 15.08.2012
Разработка информационной системы для предметной области с использованием заданных структур данных. Создание и проверка базы данных, которая позволяет вводить информацию, хранить её в файле, осуществлять поиск, модификацию, сортировку и удаление данных.
курсовая работа , добавлен 29.03.2016
Особенности создания виртуальных лабораторий с точки зрения дискретной математики. Специфика разработки виртуальной лаборатории, реализующей волновой алгоритм для поиска минимального маршрута и определения метрических характеристик заданного графа.
курсовая работа , добавлен 15.08.2012
Архитектура виртуальной машины, абстракция и виртуализация. Обзор технологии виртуальной машины, ее преимущества и недостатки. Возможности VirtualBox по работе с виртуальными жесткими дисками. Установка Windows 8 в VirtualВox, главное окно программы.
курсовая работа , добавлен 22.03.2014
Разработка и реализация базы данных для библиотеки, обеспечение хранения, накопления и предоставления информации о деятельности библиотеки. Компьютерное обеспечение информационных процессов, проектирование структуры входящей информации и выходных данных.
курсовая работа , добавлен 17.09.2011
Компиляция программ на языке C/C++. Компиляция нескольких файлов. Библиотеки объектных файлов. Создание статической и динамической библиотеки. Функции работы. Создание динамической библиотеки для решения системы линейных уравнений.
курсовая работа , добавлен 07.08.2007
Характеристика виртуальной образовательной среды Unity. Особенности трехмерной виртуальной образовательной среды, как рабочего места пользователя. Организация взаимодействия пользователя с виртуальной рабочей средой факультета с использованием скриптов.