Профстандарты жилищно коммунальное хозяйство. Обязанности работника коммунального хозяйства: должностная инструкция главного инженера управляющей компании ЖКХ. Главный инженер в сфере переработки нефти и газа

В статье приведен организационно-методический механизм подготовки и применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. Представлены основные задачи и функции участников процесса на федеральном региональном и муниципальном уровне, включая предприятия отрасли.

Изменение профессиональных требований к профподготовке работников ЖКХ

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“». В соответствии со ст. 195.3 этого закона профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), обязательны для организаций тех отраслей экономики, где федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (приказами федеральных министерств и ведомств) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Теперь каждый работодатель обязан предъявлять требования к профессиональным квалификациям, образованию и трудовому опыту работника или претендента на ту или иную должность в строгом соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Понятия квалификация работника в сф(уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы) и профессиональный стандарт (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности) определены в ст. 195.1 Федерального закона № 236-ФЗ от 03.12.2012 «Понятие квалификации работника и профессионального стандарта».

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, который в рамках конкретной области профессиональной деятельности, например в жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • описывает бизнес-процессы для достижения целей и задач, стоящих перед тем или иным видом профессиональной деятельности (например, водоснабжение и водоотведение или управление и эксплуатация многоквартирных домов);
  • определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и набору компетенций работников по различным квалификационным уровням (от разнорабочего до руководителя организации);
  • является механизмом саморегулирования рынка труда, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, и средством обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли.

Требования к квалификации работников, приобретенной ими в рамках непрерывного образования или на производстве, постоянно повышаются. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке профессиональных квалификаций» установил принципиально новый подход к определению (подтверждению) профессиональных квалификаций работников рынка труда и сферы ЖКХ. Теперь их знания, навыки и умения должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Процедура оценки основана на доверии работодателей и граждан к ее качеству.

Правительство РФ приняло постановление от 27.06.2016 № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584). Этот подзаконный акт обязал предприятия (организации) утверждать планы по организации применения профессиональных стандартов. В таких планах определяется список профессиональных стандартов, подлежащих применению, устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах. В плане также должен приводиться перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению на предприятии с учетом требований профессиональных стандартов, и другие документы организации, касающиеся вопросов оценки квалификации работников. Планы обсуждаются с представительным органом работников.

Таким образом, профессиональные стандарты в сфере ЖКХ стали частью государственной кадровой политики. С 1 июля 2016 г. их начали внедрять на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

Постановление № 584 адресует свои поручения непосредственно государственным корпорациям и муниципальным предприятиям. Тем не менее иные нормативные правовые и методические документы, регулирующие деятельность по развитию профессиональных квалификаций (в т. ч. документы Правительства РФ, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России), говорят о том, что в этом процессе должны принимать участие отраслевые министерства и ведомства, общероссийские отраслевые объединения работодателей и профсоюзов, администрации субъектов РФ и муниципальных образований. При этом каждая сторона этого многопланового процесса должна решать вполне конкретную, отведенную ей задачу.

  • Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на федеральном уровне

На федеральном уровне принимаются основные нормативные правовые и методические документы, которые обеспечивают применение профессиональных стандартов на местах. Формируется перечень наиболее востребованных в той или иной отрасли профессий, под них организуются разработка и утверждение профессиональных стандартов. В сфере ЖКХ в 2012-2014 гг. этим занимался Минрегион России, а затем Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения. С 2014 г. координирующую функцию по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ принял на себя Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ). Совет создан решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29.07.2014 (протокол № 3) и наделен полномочиями:

  • по проведению мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере ЖКХ;
  • по разработке, актуализации и применению профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;
  • по разработке, применению и актуализации отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере ЖКХ;
  • по организации и координации деятельности по оценке профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами и иными установленными квалификационными требованиями;
  • по участию в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения подписали 21 декабря 2015 г. соглашение о сотрудничестве, чем и ратифицировали упомянутое решение. В состав СПК ЖКХ вошли компетентные представители Минстроя России, Фонда содействия реформированию ЖКХ, общероссийских отраслевых ассоциаций предприятий (водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики, управления многоквартирными домам, похоронного дела и др.), а также представители отраслевого образования и науки; общероссийских и региональных объединений работодателей и профсоюзов. Совет сформировал благоприятные условия для внедрения профессиональных стандартов на предприятиях сферы ЖКХ.

За время работы СПК ЖКХ:

  • разработаны и утверждены:

46 отраслевых профессиональных стандартов;

99 новых наименований профессиональных квалификаций;

обучены и аттестованы в соответствии с Требованиями к членам квалификационной комиссии Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требованиями к Центру оценки квалификаций в ЖКХ, утв. решением СПК ЖКХ от 28.07.2015 (протокол № 3)*:

37 экспертов по оценке профессиональных квалификаций;

51 технический эксперт для работы в региональных Центрах оценки квалификаций (ЦОК ЖКХ).

* Все эти документы размещены на сайте Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ www.expertgkh.com.

Совместно с Национальным агентством развития квалификаций ведется разработка, согласование и утверждение 65 комплектов оценочных средств (КОС) - основного инструмента оценки профессиональных квалификаций работников предприятий в сфере ЖКХ в процессе проведения профессионального экзамена.

  • В каких случаях применение профессиональных стандартов обязательно?

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на региональном уровне

На основе нормативно-методической базы, сформированной СПК ЖКХ, регионы внедряют профессиональные стандарты на отраслевых предприятиях. Субъекты Российской Федерации создают при министерствах ЖКХ (комитетах, департаментах) комиссии по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории. В них включаются представители региональных объединений работодателей и профсоюзов, отраслевых предприятий и иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по формированию и развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда, - регионального министерства (комитета) по труду, служб занятости, учреждений образования и др.

Комиссии в своей деятельности руководствуются:

  • федеральными законами:

От 03.12 2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании“»;

От 02.05 2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“»;

От 03.07.2016 № 238-ФЗ «О незави- симой оценке квалификаций»;

  • Постановлением № 584;
  • нормативно-методическими документами СПК ЖКХ.

Основные задачи комиссий:

  • организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории в соответствии с Постановлением № 584;
  • контроль проведения Центром (ми) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениями (экзаменационными центрами - ЭЦ) независимой оценки квалификации работников предприятий отрасли и выпускников учреждений образования, соискателей с рынка труда;
  • контроль профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов для сферы ЖКХ на соответствие профессиональным стандартам.

Для решения закрепленных задач комиссии:

  • координируют организацию разработки и исполнения планов мероприятий по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ по муниципальным образованиям;
  • участвуют в проведении профессионального экзамена в Центре (ах) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениях (ЭЦ), а также в процедуре профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки работников предприятий ЖКХ;
  • организуют мониторинг рынка труда, оценку необходимости разработки новых профессиональных стандартов или актуализации существующих для определения потребности в квалифицированных кадрах для сферы ЖКХ;
  • содействуют формированию общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности комиссии.

Комиссии имеют право:

  • запрашивать в установленном порядке у муниципальных органов власти информацию о ходе разработки и исполнения планов мероприятий применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ муниципальных образований, необходимую для работы комиссии;
  • приглашать на заседания комиссии для участия в ее работе представителей муниципальных органов власти, предприятий ЖКХ, других учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда;
  • привлекать к работе комиссии экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению комиссией, а также создавать рабочие и экспертные группы для решения задач, относящихся к компетенции комиссии;
  • публиковать информацию о деятельности комиссии на официальном сайте министерства ЖКХ территории.
  • Комиссии обязаны ежеквартально направлять в министерства ЖКХ отчет о своей деятельности, а также представлять информацию о своей деятельности по запросу органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ.

Как правило, комиссия состоит из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов комиссии. Численность комиссии определяется министерством ЖКХ. О ее деятельности можно узнать из открытых источников. На официальном сайте министерства ЖКХ комиссия размещает:

  • информацию о деятельности комиссии, ее персональном составе, месте нахождения (почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона);
  • основания применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;
  • требования к процедуре оценки профессиональных квалификаций и профессионально-общественной аккредитации отраслевых образовательных программ учреждений образования.

СПК ЖКХ утвердил Порядок отбора и прекращения полномочий Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требования к Центру оценки квалификаций в ЖКХ (протокол № 3 от 28.07.2015). Аккредитованы 29 ЦОК по различным направлениям деятельности ЖКХ: в республиках Татарстан и Крым; в Москве и Санкт-Петербурге; в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском, Красноярском краях; в Иркутской, Калининградской, Костромской, Московской, Новосибирской, Омской, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областях. В соответствии с решением СПК ЖКХ в регионах реализуются две модели создания и функционирования центров оценки квалификаций.

Первая модель - отраслевая, когда ЦОК создается по одному виду деятельности в ЖКХ, например по водоснабжению и водоотведению или похоронному делу.

Вторая модель - многоотраслевая, когда ЦОК осуществляет деятельность по оценке профессиональных квалификаций по нескольким видам деятельности в ЖКХ.

Развитие этих моделей обусловлено как наличием в субъектах Российской Федерации региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и их заинтересованностью в создании ЦОК ЖКХ, так и авторитетом общероссийских отраслевых ассоциаций (РАВВ, Роскоммунэнерго, Национальной ассоциации управляющих недвижимостью, Ассоциации похоронной отрасли), которые инициируют создание отраслевых ЦОК.

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на муниципальном уровне

На муниципальном уровне профессиональные стандарты внедряются на предприятиях ЖКХ.

Решение о применении профессиональных стандартов на предприятии ЖКХ влечет за собой разработку плана мероприятий внедрения профессиональных стандартов на предприятии (Постановление № 584). Для этого руководство предприятия издает приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов и утверждает соответствующий план мероприятий.

Цели плана:

  • организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;
  • перевод работников предприятия на эффективный контракт;
  • приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;
  • приведение наименования должностей штатного расписания и должностных инструкций работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
  • определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах;
  • разработка и реализация плана подтверждения работниками предприятия соответствия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию путем сдачи ими профессионального экзамена в ЦОК (ах) ЖКХ и их подразделениях (ЭЦ);
  • составление сметы затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников, а также на подтверждение (процедуру оценки) профессиональных квалификаций работников предприятия в ЦОК ЖКХ на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

При разработке плана мероприятий соответствующие службы предприятия должны исходить из следующего. Реестр профессиональных стандартов* насчитывает более 800 утвержденных Минтрудом России и зарегистрированных Минюстом России профессиональных стандартов (ПС). Многие из них отраслевые, т. е. отражают специфику деятельности той или иной отрасли национальной экономики: строительства, машиностроения, финансов, сферы гостеприимства и т. д. В ЖКХ таких профессиональных стандартов 46 (см. приложение). Остальные профессиональные стандарты многоотраслевые, т. е. могут применяться в различных областях деятельности. Например, профессиональные стандарты: «Токарь», «Сварщик», «Специалист по работе с персоналом» и др. Необходимо выяснить, есть ли в Реестре профессиональные стандарты с наименованием должностей, схожих с приведенными в действующем штатном расписании предприятия.

* Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты».

  • Разработка профессиональных стандартов – требование времени

Пример

На одном из предприятий водоснабжения и водоотведения при сравнении штатного расписания и Реестра выяснили, что применению подлежат 118 профессиональных стандартов, в т. ч. 17 отраслевых.

Наименования должностей, профессий и специальностей из действующего штатного расписания предприятия устанавливались по единым тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий рабочих, единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Поэтому нужно установить тождественность этих наименований наименованиям должностей, профессий и специальностей из актуальных для предприятия профессиональных стандартов - как отраслевых, так и межотраслевых.

Пример

В штатном расписании была должность «Техник-смотритель». В ПС «Специалист по управлению многоквартирным домом» эта должность называется «Техник многоквартирного дома II категории».

Такие новые наименования должностей в ЖКХ разработаны, согласованы Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте РФ по всем 46 профессиональным стандартам ЖКХ (протокол от 28.07.2016 № 15) и размещены на странице Федерального реестра профессиональных квалификаций.

План мероприятий должен состоять из разделов и наименований мероприятий с указанием сроков их исполнения.

1. Определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии. Срок исполнения - 2016 г.

Проводится процедура установления тождественности и составляется таблица с указанием количества профессиональных стандартов и численности работников по должностям/профессиям.

2. Ознакомление работников предприятия с содержанием профессиональных стандартов, разъяснение новых терминов и требований. Срок исполнения - 2016 г.

Профессиональные стандарты оформляются в виде отдельных брошюр и обсуждаются на методических советах, на общих собраниях сотрудников и др. Руководители (начальники служб и подразделений) информируют о внедрении ПС своих непосредственных подчиненных. Также необходимые сведения размещаются на стендах в структурных подразделениях предприятия, оформляются «уголки» с материалами «Профессиональный стандарт». На сайте предприятия размещается страничка «Профессиональные стандарты».

3. Внесение изменений в локальные документы предприятия для приведения их в соответствие с профессиональными стандартами. Срок исполнения - 2016 г.

На период 2016-2017 гг. разрабатывается план-график внесения изменений в локальные нормативные документы предприятия, регулирующие социально-трудовые отношения: в коллективный договор, должностные инструкции, трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору).

4. Определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников, для которых необходима профессиональная подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации.

Составляется смета затрат на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации и представляется учредителям предприятия для утверждения и включения в бюджет на 2017-2018 гг.

Составляется план-график прохождения работниками предприятия профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации в 2016-2018 гг.

  • Роль сертификации в повышении уровня квалификации работников ЖКХ

5. Разработка и реализация плана подтверждения (оценки квалификации) в ЦОК ЖКХ работниками предприятия профессиональных квалификаций в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников для проведения оценки их квалификации на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Составляется план-график проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК на период 2017-2018 гг. (по годам и месяцам).

Составляется смета затрат на проведение оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ.

Утверждается учредителями предприятия смета затрат на проведение оценки квалификации работников предприятия в ЦОК ЖКХ.

Согласовывается план-график и стоимость проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов с ЦОК ЖКХ.

5.1. Уведомление работника/специалиста о дате проведения оценки квалификации в ЦОК ЖКХ и о переходе на эффективный контракт.

За две недели до начала проведения оценки квалификаций в соответствии с планом-графиком, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года;
  • лица, вышедшие на работу после длительного перерыва в работе по уважительной причине.

6. Составление индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и специалистов предприятия. Срок исполнения - 2016 г.

Определяются (разрабатываются) программы повышения профессионального уровня работников/специалистов предприятия.

7. Сбор документов для проведения оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ. Срок исполнения - 2016-2018 гг.

Составляется перечень документов для ЦОК ЖКХ в соответствии с Порядком проведения оценки профессиональной квалификации. Подготовка документов осуществляется в соответствии с планом-графиком проведения оценки квалификаций, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Контроль за исполнением Постановления № 584 возложен на Государственную инспекцию труда. За неисполнение требований этого постановления установлена административная ответственность: предупреждение или наложение административного штрафа. Для юридического лица размер штрафа составляет 250–500 тыс. руб.

Приложение

Перечень утвержденных в ЖКХ профессиональных стандартов

В своём Приказе №832 от 02.11.2015 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" Минтруд РФ утвердил специальности, к которым работодателям рекомендуется учитывать особые требования при реализации кадровой политики и обучении сотрудников.

Справочник состоит из названия профессий с их кратким описанием и требованиям к образованию и опыту работы. Для разработки этих профессиональных стандартов следует руководствоваться Приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования".

Профессиональные стандарты разработаны в соответствии со ст.195.1 ТК РФ. В этом справочнике содержатся характеристики и требования к квалификации работников сферы жилищно-коммунального хозяйства. В справочнике указан перечень наименований должностей работников сферы ЖКХ и управления МКД со ссылкой на регламентирующий их НПА.

С 1 июля 2016 года вступает в силу ФЗ №122 от 02.05.2015 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Этот Федеральный закон устанавливает обязанность для работодателей по применению данных профессиональных стандартов к квалификации работника, необходимой для исполнения своих обязанностей, если это установлено законодательством РФ. В противном случае данные профстандарты будут носить лишь рекомендательный характер.

В документе уточняется понятие профстандарта. Под термином понимается “характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции”.

Также Правительство РФ вправе обязать применять требования профстандартов для государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий , государственных корпораций и компаний, а также хозяйственных обществ с долей государства (муниципалитета) свыше 50%.

Разъяснения Минтруда

Минтруд по вопросам обязательности применения профессиональных стандартов ссылается на п.3 ст.1 ФЗ №122 от 02.05. 2015, согласно которому ТК РФ будет дополнен ст.195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

В этой статье говорится, что характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах и обязательность применения которых не установлена ТК РФ, другими ФЗ или НПА, должны быть взяты работодателями за основу определения требований к квалификации работников . При этом, необходимо учитывать особенности исполняемых работниками обязанностей на рабочем месте.

В соответствии с п.25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ №23 от 22.01.2013), профстандарты применяются работодателями для определения своей кадровой политики, обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения разрядов сотрудникам и формирования системы оплаты труда.

Для тех организаций, которым применение данных профстандартов не обязательно, указанные выше требования служат ориентирами в части названия должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы.

В соответствии с ч.2 ст.57 ТК РФ наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей, а также квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям в квалификационных справочниках или профстандартах, если законодательством предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или определённых ограничений при работе.

Минтруд пояснил, что профстандарты призваны раскрыть потенциал работника, его навыки, знания и умения для выполнения его трудовых функций. Необходимость разработки профстандартов определяется с учётом информации в справочнике востребованных и перспективных профессий на рынке труда (Приказ Минтруда РФ №46 от 10 февраля 2016).

Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд. Реестр размещается на сайте Минтруда, как и остальная информация о профессиональных стандартах.

Утверждённые Минтрудом РФ профессиональные стандарты являются нормативно-правовыми актами . Обязательность применения требований профстандартов установлена для случаев, предусмотренных ст.57 и 195.1 ТК РФ, вне зависимости от формы собственности организации и статуса работодателя. Иными словами, только в части требований, установленных в ТК РФ, других ФЗ, иных НПА, требования профессионального стандарта являются обязательными.

Вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Но работодатель может проводить аттестацию работников. Например, при применении квалификационных справочников и профстандартов сотрудники без спецподготовки или требуемого стажа работы, но с достаточным практическим опытом, выполняющие на совесть в полном объёме возложенный на них фронт работ, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности равно работникам со специальной подготовкой и стажем работы.

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.

Профстандарты в сфере ЖКХ

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены профессиональные стандарты для следующих профессий и специальностей:

  • Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №756н от 20.12.2013)
  • Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №753н от 20.12.2013)
  • Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России №754н от 20.12.2013)
  • Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России №18н от 17.01.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России №192н от 07.04.2014)
  • Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России №203н от 07.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России №227н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России №224н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России N 233н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России №242н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России №238н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России №237н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России №247н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России №246н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России №245н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России №232н от 11.04.2014)
  • Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России №243н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России №236н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России №266н от 17.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России №620н от 08.09.2014)
  • Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России №930н от 21.11.2014)
  • Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России №959н от 28.11.2014)
  • Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России №929н от 21.11.2014)
  • Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России №1082н от 22.12.2014)
  • Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России №1182н от 26.12.2014)
  • Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России №1120н от 25.12.2014)
  • Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России №1123н от 25.12.2014)
  • Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России №1178н от 26.12.2014)
  • Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ (Приказ Минтруда России №366н от 08.06.2015)
  • Монтажник наружных трубопроводов инженерных сетей (Приказ Минтруда России №253н от 27.04.2015)
  • Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (Приказ Минтруда России №640н от 15.09.2015)
  • Инженер-проектировщик тепловых сетей (Приказ Минтруда России №1083н от 21.12.2015)
  • Инженер-проектировщик технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей (Приказ Минтруда России №1082н от 21.12.2015)
  • Работник по сортировке твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России №1144н от 24.12.2015)
  • Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России N 1143н от 24.12.2015)
  • Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов (Приказ Минтруда России №1060н от 21.12.2015)
  • Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в МКД (Приказ Минтруда России №1075н от 21.12.2015)
  • Рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования домохозяйства (Приказ Минтруда России №1081н от 21.12.2015)
  • Работник по техническому обслуживанию (эксплуатации) систем учета и регулирования потребления электрической и тепловой энергии и воды в ЖКХ (Приказ Минтруда России №1123н от 24.12.2015)
  • Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования (Приказ Минтруда России №1076н от 21.12.2015)
  • Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России №1042н от 21.12.2015)

Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности. Подробнее о профстандартах в сфере управления МКД мы расскажем в следующих статьях.

Утвержден ли отдельный профессиональный стандарт для главного инженера? Каким стандартом можно регламентировать работу главного инженера? Рассмотрим приказы об утверждении профессионального стандарта инженера в различных отраслях, которые можно применять для должности «Главный инженер» на любом предприятии.

Профстандарт для должности «Главный инженер»

Профессиональный стандарт главного инженера отдельно не разработан, поскольку данная должность встречается практически на каждом предприятии, занимающимся производством. Специалист, работающий на этой должности, будет иметь набор определенных требований, которые не зависят от рода деятельности компании.

Для того чтобы определить какой профстандарт подойдет для главного инженера в той или иной организации необходимо произвести следующие действия:

  1. Определить к какой области деятельности относится компания;
  2. для этой области. В основном, это стандарты, имеющие в своем названии наименование должностей «инженер» или «специалист»;
  3. Изучить раздел 3 выбранных документов: «Характеристика обобщенных трудовых функций». Обычно этот раздел состоит из нескольких подразделов. В каждом из подразделов есть таблица, которая называется: «Возможные наименования должностей». В них необходимо найти должность «Главный инженер». Именно этот подраздел можно будет взять в качестве профессионального стандарта для главного инженера.

Если для конкретного предприятия можно использовать несколько направлений, то можно совместить несколько профстандартов.

Приказы об утверждении профессионального стандарта инженера или специалиста для различных областей деятельности можно найти в открытых источниках или Интернете.

Посмотрите видео по теме:

Какие профстандарты можно использовать для главного инженера

Профессиональный стандарт инженера можно найти практически в каждой их отраслей. Ниже приведено два примера стандартов, которые можно использовать для главного инженера

Главный инженер в сфере обслуживания многоэтажного дома

В этой отрасли для главного инженера подходит стандарт утвержденный Приказом Минтруда от 11.04.2014 № 238н для «Специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома».

В этом стандарте 3 подраздела, содержащих . Для главного инженера подойдет третья: «Руководство комплексом работ по эксплуатации и обслуживанию общего имущества дома».

Согласно ему данный специалист должен отвечать следующим требованиям:

  • Уровень образования – бакалавр;
  • Наличие дополнительного повышения квалификации;
  • При высшем образовании опыта работы не требуется;
  • В противном случае он должен иметь минимум 12 месяцев стажа работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Главный инженер в сфере переработки нефти и газа

В данной отрасли для главного инженера можно использовать стандарт, утвержденный Приказом Минтруда от 21.11.2014 г. № 926н для «Специалиста по химической переработке нефти и газа».

В разделе 3 этого стандарта приведены 4 обобщенных трудовых функции. Должность главного инженера указана сразу в двух из них:

  • Подразделе 3 «Обеспечение производства продукции нефтегазопереработки»;
  • Подразделе 4 «Обеспечение реализации технической политики организации ».

Согласно им главный инженер в данной отрасли должен отвечать следующим требованиям:

  • Уровень образования специалиста или магистра;
  • Иметь повышение квалификации по дополнительному профессиональному образованию;
  • Не иметь медицинских противопоказаний и не состоять на учете в нарко- и психдиспансерах

Хотя профессиональный стандарт для главного инженера не утвержден отдельным документом для определения требований, предъявляемых к этой должности, можно воспользоваться другими, утвержденными стандартами в тои или иной области производственной деятельности.

Для этого необходимо изучить все обобщенные трудовые характеристики, которые во всех стандартах размещены в 3 разделе, и найти в какой из характеристик возможно наименование должности главного инженера.

В одной области деятельности возможно несколько стандартов, подходящих для данной должности.

Требования, указанные в стандартах будут предъявляться только ко вновь принимаемым сотрудникам. На тех, кто уже работает в данной должности, они не распространяются, но работодатель может отправить работника на дополнительное обучение и .

Должностная инструкция главного инженера жилищно-коммунального хозяйства [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный инженер жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относится к категории руководителей.

1.2. Назначение на должность главного инженера ЖКХ и освобождение его от должности осуществляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

1.3. На должность главного инженера ЖКХ назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности в жилищно-коммунальном хозяйстве не менее [срок] лет.

1.4. Главный инженер ЖКХ в своей деятельности подчиняется [наименование должности].

1.5. Главный инженер ЖКХ должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы, нормативно-правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, нормативно-методические материалы по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации;

Жилищное законодательство, Жилищный кодекс РФ;

Правила предоставления коммунальных услуг;

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;

Технологию оказания жилищно-коммунальных услуг;

Виды и особенности оказания жилищно-коммунальных услуг;

Нормативы услуг по эксплуатации и ремонту жилья для населения;

Стандарты, обязательным требованиям которых должны соответствовать жилищно-коммунальные услуги;

Экономику, организацию жилищно-коммунального хозяйства, труда и управления;

Организацию материально-технического обеспечения организации;

Производственные мощности и кадровые ресурсы организации, планы и схемы объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерных сетей электро - водо - и теплоснабжения обслуживаемой территории;

Методы ресурсоэнергосбережения в жилищном хозяйстве;

Порядок разработки и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности организации;

Основы планирования, стратегическое и оперативное планирование;

Основы производственного менеджмента;

Порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров;

Порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации;

Стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.);

Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

Основы трудового законодательства;

Правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

2. Функции

2.1. Планирование и руководство технической деятельностью организации.

2.2. Формирование заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг.

2.3. Техническое обеспечение производства работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

2.4. Руководство техническим персоналом организации.

3. Должностные обязанности

Главный инженер ЖКХ выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Определяет политику и направление технического развития организации.

3.2. Организует техническое обслуживание жилищного фонда (санитарное содержание домов и придомовой территории; техническое обслуживание конструкций, элементов, узлов, инженерного оборудования зданий и др.).

3.3. Обеспечивает хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии, пожарной безопасности, техники безопасности.

3.4. Проводит анализ технического состояния жилищного фонда, уровня и качества предоставляемых услуг и выполняемых работ, разрабатывает предложения по повышению качества обслуживания жилищного фонда, расширению видов оказываемых услуг.

3.5. Внедряет ресурсосберегающие технологии.

3.6. Разрабатывает:

Требования по качеству содержания и ремонта жилищного фонда;

Нормативы трудоемкости выполняемых работ и устанавливает нормы расхода материалов на их выполнение;

3.7. Организует:

Прием и регистрацию заявок, ведение учета ремонтных работ;

Составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.

3.8. Разрабатывает проекты договоров в их технической части по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.

3.9. Руководит мероприятиями по капитальному и текущему ремонту:

Водоснабжения;

Канализации;

Теплоснабжения;

Газоснабжения;

Кровель;

Инженерного оборудования здания (бойлерное оборудование, насосы, вентиляторы и кондиционеры, лифтовое оборудование, домофоны, средства охранной сигнализации, антенное оборудование, кабельное телевидение, радиофикация);

Приборного оснащения зданий (приборы учета тепла, воды, электроэнергии, газа).

3.10. Обеспечивает совершенствование организации управления, повышение производительности труда, сокращение издержек, рациональное использование производственных ресурсов, соответствие жилищно-коммунальных услуг действующим государственным стандартам.

3.11. Осуществляет контроль за:

Соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор;

Техническим состоянием и использованием жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг;

Обеспечением технических условий эксплуатации и содержанием жилищного фонда подрядными организациями;

Подготовкой жилищного фонда к сезонным условиям эксплуатации;

Качеством и объемом выполненных работ и предоставленных услуг.

3.12. Организует работы по ведению технической документации.

3.13. Организует обучение и повышение квалификации технических работников.

4. Права

Главный инженер ЖКХ при исполнении своих должностных полномочий имеет право на:

4.1. Обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4.2. Ознакомление с должностной инструкцией и иными документами, устанавливающими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе.

4.3. Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности управления.

4.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

4.6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.7. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.8. Защиту своих персональных данных.

4.9. Повышение профессиональной квалификации.

4.10. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

5. Ответственность

Главный инженер ЖКХ несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

5.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим пределах, определенных административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Профстандарты в системе ЖКХ необходимы. Как минимум для того, чтобы жильцы и управляющие компании не сомневались в профессионализме своего сантехника, электрика или ремонтника лифтового хозяйства. А еще для того, чтобы цены за услуги, выставленные в наших платежках, были мотивированы и понятны каждому жильцу, информирует rg.ru .

Но как измерить, соответствуют ли уровню современных профстандартов все бойцы огромной армии работников ЖКХ? Ведь только в Санкт-Петербурге в отрасли занято более 40 тысяч сотрудников более ста самых разных профессий.

Вот передо мной лежит приказ, утвержденный минтруда, о введении профстандарта. Одна из специальностей называется "специалист в области ценообразования и регулирования в ЖКХ". Меня как профессионала смущает такое определение, - говорит Ирина Богуславская, заместитель председателя комитета по тарифам администрации Санкт-Петербурга. - Мы провели опрос представителей управляющих компаний. Они заявили, что этим профстандартом они не пользуются и пользоваться не могут. Ведь специальность касается четырех важных отраслей (газоснабжение, тепло- и водоснабжение, электроэнергетика). В каждой из перечисленных - свое отраслевое законодательство. Вы представляете, каким разносторонне подкованным юристом должен быть экономист, который в управляющей компании занимается ценообразованием? При этом там нет ни отделов, ни специальных служб, ориентированных на это. Нет и программ в вузах, которые бы готовили специалистов с такой квалификацией.

В результате многим приходится действовать на свой страх и риск.

Другая проблема использования профстандартов в сфере ЖКХ - неотрегулированность их применения. Внятно ответить на вопрос: в чем преимущество работника, подтвердившего свою квалификацию, перед тем, кто этого не сделал, - сегодня не может никто. Без ответа остается и другой, смежный с ним вопрос: как мотивировать работодателя применять систему оценки квалификации своих работников?

Нина Леонтьева, председатель профсоюза работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, отмечает:

У нас сегодня путаются два понятия: должностная инструкция и профстандарт. Считается, что если работник выполняет должностную инструкцию, он готов подтвердить уровень, ему можно присвоить повышенную квалификацию.

При этом никаких доплат за повышение, как раньше говорили, "своего разряда", работник не получает. И на переподготовку кадров, на повышение квалификации работников денег в бюджетах управляющих компаний нет. Возникает резонный вопрос: откуда их взять? Неужели с жильцов обслуживаемых домов, повышая цены на услуги?

Нина Леонтьева подчеркивает: работник должен быть заинтересован в повышении квалификации. Но в этом же должен быть заинтересован и его работодатель. Потому что именно тот, кто держит бизнес, ответственен за качество предоставляемых услуг.

Внедрение профстандартов в ЖКХ началось сверху. Председатель совета по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ Александр Козлов подчеркивает:

Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям наделил Совет по профессиональным квалификациям (СПК) ЖКХ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации. Сейчас идет работа по созданию на базе региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ центров оценки квалификаций (ЦОК).

Совет работает уже четыре года. Разработано 52 профессиональных стандарта, описано более 120 профессиональных квалификаций, в регионах создан 31 центр по оценке квалификаций, подготовлены 268 экспертов. Но... Практические результаты этой работы по-прежнему измеряются единицами. Нина Леонтьева привела примеры сдачи экзаменов на подтверждение профстандартов. Цифры "выпускников", прошедших в Петербурге оценку ЦОКа, измеряются едва ли десятками человек. И это из 40-тысячной "армии"!

Причины такого скромного результата, помимо всего вышеперечисленного, заключаются еще и в том, что технологии в сфере ЖКХ развиваются быстрее, чем система оценки труда работников отрасли. Эксперты признаются: уже есть необходимость актуализировать те оценочные комплекты, что были составлены всего 2-3 года назад.

Сказывается и специфика отрасли.

Профстандарт что нам говорит? Что сварщик, который варит полипропиленовые трубы в ЖЭКе, должен уметь варить фермы мостов и корпус корабля, - возмущается Нина Леонтьева. - Но это совершенно разные специальности! Значит, надо думать о каких-то подгруппах, отраслевых подразделениях. Кроме того, сегодня водоканал Санкт-Петербурга отличается от водоканала Вологды или Пскова. И разработать единый профстандарт для всех регионов вряд ли правильно.

Именно для урегулирования таких вопросов СПК ЖКХ выступил с инициативой создания координационных советов в регионах. И в 60 субъектах России они уже действуют. Но не в Санкт-Петербурге.

Эксперты говорят и о том, что было бы правильно внедрять оценку по профстандартам на самом первоначальном этапе, когда будущий сотрудник сферы ЖКХ только сдает выпускные экзамены в вузе или колледже. Однако, как заметил Павел Михайлов, ректор "Водной академии", добиться взаимопонимания с министерством образования в этом вопросе пока не удается.

Значит, такие пробелы надо компенсировать дополнительным профессиональным образованием, - заявляет он.

Пока эксперты сходятся в одном: профессиональные стандарты - это то мерило, по которому работодатель в ближайшем будущем будет набирать кадры сотрудников. Сделать его удобным и пригодным в использовании - задача сегодняшнего дня.

Читайте также последние новости ЖКХ России

    Власти Петербурга держат на контроле процесс рекультивации мусорного полигона "Новоселки". Накануне очередная проверка показала, что работы идут в соответствии с планом.

    Переславль-Залесский с конца весны сотрясает жилищно-коммунальный скандал: жильцы почти 130 многоквартирных домов неожиданно узнали, что их многоэтажки с некоторых пор обслуживают не выбранные ими УК, а совсем другие. При этом граждане собраний не проводили и подписей под протоколами не ставили. Следствием...

    В Челябинской области более 20 семей Кыштыма получают новое жильё. Их заселяют в новую трёхсекционную пятиэтажку на улице Гагарина в развитом микрорайоне города — Каолиновом.

    Департамент цен и тарифов Колымы применил новые данные единого тарифа регионального оператора по вывозу ТКО, которые вступили в силу с 1 июля, передаёт корреспондент "ИА REGNUM".

    В Тамбовской области в рамках реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2019 году ремонтные работы завершены на 79 объектах. Об этом Фонду содействия реформированию ЖКХ сообщили в Администрации Тамбовской области.

    То ли дом под снос, то ли жемчужина архитектуры... Памятники, в том числе исторического и культурного наследия, ветшают на глазах. Как вернуть постройкам прежний вид, улучшив при этом функциональность жилого пространства? Владельцы квартир в таких домах исправно платят за капремонт, но недавно им сообщили,...

    Из-за аномальных холодов в начале августа в Ненецком автономном округе, в Мурманской области и Республике Коми уже начался отопительный сезон. Если в последних двух регионах тепло будут подавать только в больницы, поликлиники и учреждения образования, то в первом и в жилые дома.

    На основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 17 по ул. Даугавская в Советском районе г. Волгограда, надзорным органом проведена внеплановая выездная проверка по вопросу технического состояния балконной плиты квартиры №73 указанного многоквартирного дома.

Статьи по теме: