Эффективность производства: формы, сущность, измерения. Повышение эффективности производства Сущность и значение себестоимости продукции

Уровень экономической и социальной эффективности производства зависит от многих факторов, которые ее определяют. В области практического решения задач управления эффективностью важное значение приобретает классификация факторов ее повышения. Все факторы целесообразно классифицировать по ограниченному количеству групповых признаков – это способствует определению главных направлений и путей повышения эффективности производства.

Классификация большого разнообразия факторов повышения эффективности (производительности) может осуществляться по трем признаками:

1) видам затрат и ресурсов (источниками повышения);

3) местом реализации в системе управления производством.

Группирование факторов по первому признаку предоставляет возможность довольно четко определять источники повышения эффективности : повышение производительности труда (экономия затрат живого труда), снижение фондоемкости (капиталоемкости) и материалоемкости продукции, улучшение использования естественных ресурсов. Активное использование перечисленных источников повышения эффективности производства предусматривает осуществление комплекса мер, которые по своему смыслу характеризуют основные направления развития и усовершенствования производства (второй признак группирования факторов). Определяющими направлениями являются прежде всего ускорение темпов научно-технического и организационного прогресса (создание новых и усовершенствование существующих технологий, конструкционных материалов, средств труда и конечной продукции; механизация и автоматизация производственных процессов; внедрение прогрессивных методов и форм организации производства и труда; сооружение и регулирование рыночного механизма хозяйствования).

Следует заметить, что большое значение имеет внедрение классификации факторов эффективности по месту реализации в системе управления производством (третий признак группирования факторов), в особенности выделение из них двух категорий факторов – внутренних (внутрипроизводственных) и внешних (народнохозяйственных), а также деление совокупности внутренних факторов на так называемые “твердые факторы” и “мягкие факторы” (термины “твердые” и “мягкие” факторы заимствованы из английской компьютерной технологии в соответствии с которой сам компьютер называется “твердым товаром”, а программное обеспечение – “мягким товаром”. При этом “твердыми факторами” обозначают те из них, которые можно измерять и имеют физические параметры, а “мягкими” – те, которые нельзя ощутить физически, но тем не менее имеют большое значение для экономического управления производством (информация, знание и квалификация кадров, методы и системы организации разных процессов и т.п.).



Возможные направления реализации внутренних и внешних факторов повышения эффективности производства (деятельности предприятия) не одинаковые по степени действия (влияния), использования и контроля. Поэтому для практики хозяйствования, руководителей и соответствующих специалистов (менеджеров) предприятий важным является детальное знание масштабов действия, форм контроля и использования наиболее важных внутренних и внешних факторов на различных уровнях управления производством. Предприятие может и должно постоянно контролировать процесс использования внутренних факторов путем разработки и последовательного осуществления собственной программы повышения эффективности производства, а также учесть влияние на нее внешних факторов - экономической социальной политики государства, развития инфраструктуры и структурных изменений в обществе.

Технология. Технологические нововведения, в особенности современные формы автоматизации и информационные технологии оказывают большое влияние на уровень и динамику эффективности производства. По принципу цепной реакции они вызывают существенные изменения в техническом уровне и производительности технологического оборудования, методах и формах организации трудовых процессов, подготовке и квалификации кадров и т.п.

Оборудование. Этому фактору принадлежит одно из ведущих мест в программе повышения эффективности производства. Повышению продуктивности действующего оборудования оказывает содействие надлежащая организация ремонтно-технического обслуживания, оптимальные сроки эксплуатации, обеспечение необходимой пропорциональности в пропускной возможности технологически связанных групп (единиц), четкое планирование загрузки во времени, повышение сменности работы, сокращение внутрисменных затрат рабочего времени и т.п.

Материалы и энергия. Проблема экономии и уменьшения потребления сырья, материалов, энергии должна быть под постоянным контролем соответствующих специалистов предприятий с материалоемким и энергоемким производством. Задача ресурсосбережения на таких предприятиях может положительно решаться путем внедрения малоотходной и безотходной технологии, увеличения выхода полезной продукции или энергии из единицы используемого материала, использования дешевых и низкосортных видов сырья, повышения качества материалов с помощью первичной обработки, замена импортных сырья и материалов материальными ресурсами отечественного производства, рационализация управления производственными запасами и развития эффективных источников снабжения.

Изделия. Сами продукты (изделия), их качество и дизайн также являются важными факторами эффективности. Дизайн, должен коррелировать с так называемой полезной стоимостью, то есть той суммой, какую покупатель готов заплатить за изделие соответствующего качества. Передовые предприятия постоянно контролируют воплощение своего технического преимущества в конкретных изделиях, которые пользуются большим спросом на рынке. Тем не менее для достижения высокой производительности предприятия просто полезности товара недостаточно. Предлагаемые предприятием для продажи изделия должны появиться на рынке в нужном месте, в нужное время и по здравомыслящей цене. В связи с этим предприятие должно следить за тем, чтобы не возникало каких-либо организационных и экономических барьеров между производством и отдельными стадиями маркетинга.

Работники. Основным источником и определяющим фактором повышения эффективности производства (деятельности предприятия) являются работники – руководители, предприниматели, специалисты, рабочие. Производительность их труда во многом определяется методами, техникой, личным мастерством, знаниями, отношением к работе и способностью выполнять ту или иную работу. Деловые качества работников наиболее полно могут проявляться в условиях функционирования на предприятии мощного и гибкого мотивационного механизма. Производительность труда будет возрастать тогда, когда руководство предприятия материально и морально стимулирует использование творческих способностей всех категорий работников, проявляет интерес к их личным проблемам, оказывает содействие созданию и поддержанию благоприятного социального микроклимата, в границах своих полномочий и возможностей предприятия, осуществляет социальную защиту людей, гарантирует их занятость и т.п.

Заключение

Экономическая эффективность пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристики хозяйственной деятельности.

Основными задачами анализа эффективности являются:

Оценка хозяйственной ситуации;

Выявление факторов и причин достигнутого состояния;

Подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

Выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Эффективная работа предприятий способствует обеспечению эффективности общественного производства. Она достигается тогда, когда невозможно перестроить использование наличных ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого товара. В другой редакции – для достижения эффективности необходимо отсутствие возможности получения ресурсов или обмена наличными продуктами между потребителями.

В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности организации необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или эффекта в виде прибыли к совокупной величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к общей сумме расходов на производство или продажи.

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:

Первый подход – когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей;

Второй подход – когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним свободным комплексным показателем.На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используют оба подхода одновременно.

Задание на самостоятельную работу:

1 Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учебник для бакалавров/ В.В. Коршунов. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – с. 247-254

(подпись)


Экономика предприятия. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998, стр. 308

и факторы, влияющие на ее рост

Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Любой производитель стремится повысить эффективность своего производства, воздействуя на процесс производства различными способами. Эти способы являются факторами, оказывающими влияние на повышение эффективности производства.

Их можно разделить на три группы - факторы, обеспечивающие:

  • увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственных мощностей;
  • снижение затрат на выпуск продукции за счет как повышения производительности труда и эффективности использования материальных ресурсов и основных производственных фондов, так и сокращения отходов и производственного брака;
  • повышение средних цен реализации продукции.

Факторами, способствующими увеличению выпуска товарной

продукции, являются:

  • непосредственное повышение объема производства за счет более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов, а также средств труда;
  • уменьшение остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.

Факторами, способствующими снижению суммы затрат на выпуск продукции, являются:

  • повышение эффективности использования трудовых ресурсов путем повышения производительности труда, создания дополнительных рабочих мест, морального и материального стимулирования работников, перехода на режим работы в несколько смен и уменьшения потерь рабочего времени;
  • повышение эффективности использования материальных ресурсов за счет сокращения отходов сырья и материалов, разработки более эффективных способов обработки заготовок, а также снижения норм расхода сырья и материалов на одно изделие;
  • повышение эффективности использования основных средств за счет более эффективного использования фонда рабочего времени машин и оборудования (в том числе за счет перехода на режим работы в несколько смен), роста выработки единицы оборудования, повышения эффективности профилактического осмотра и ремонта техники, а также приобретения новых, более совершенных машин и оборудования.

Факторами, способствующими повышению средних цен реализации выпускаемой продукции, являются:

  • улучшение качества выпускаемых изделий;
  • поиск наиболее эффективных рынков сбыта продукции, в том числе с наименьшей конкуренцией;
  • разработка более эффективной рекламной кампании;
  • оптимизация объемов и сроков реализации продукции.

Уровень эффективности производства также обусловлен воздействием как интенсивных, так и экстенсивных факторов. К интенсивным относят то, что обусловливает улучшение качества производственных элементов, - использование более совершенных элементов производственного процесса по сравнению с имеющимися средствами производства, совершенствование их взаимодействия при изготовлении продукции.

К интенсивным факторам относятся: замена старого оборудования на более совершенное, реконструкция средств труда, модернизация оборудования, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, применение прогрессивных видов сырья, материалов, топлива, энергии, повышение квалификации рабочих и производительности труда за счет социальных мероприятий, совершенствование технологии производства, внедрение прогрессивных технологических процессов, совершенствование системы обслуживания рабочих мест, улучшение хранения и транспортировки сырья и материалов, внедрение научно обоснованных норм их расхода, внедрение научной организации труда, совершенствование организационной структуры управления, функций, выполняемых аппаратом управления и методов управления. Именно в интенсивных факторах отражается воздействие на производство научно-технического прогресса.

Все то, что обусловливает увеличение производственных элементов или увеличение продолжительности их функционирования, относится к экстенсивным факторам: вовлечение в производство дополнительного оборудования, сырья и других материальных ресурсов, ввод новых производственных площадей, увеличение численности работающих и сменности работы оборудования и рабочих, вовлечение в производство неиспользованного оборудования, неиспользуемых производственных площадей, устранение простоев оборудования и потерь материальных ресурсов, соблюдение норм их расхода, устранение потерь рабочего времени и брака в работе.

Возможные направления реализации внутренних и внешних факторов повышения эффективности производства (деятельности предприятия) не одинаковы по степени действия (влияния), использования и контроля. Поэтому для практики хозяйствования важным является детальное знание руководителями и соответствующими специалистами (менеджерами) предприятий масштабов действия, форм контроля и использования наиболее важных внутренних и внешних факторов на различных уровнях управления производством. Предприятие должно постоянно контролировать процесс использования внутренних факторов путем разработки и последовательного осуществления собственной программы повышения эффективности производства, а также учитывать влияние на нее внешних факторов - экономической социальной политики государства, развития инфраструктуры и структурных изменений в обществе.

Технология. Технологические нововведения, особенно современные формы автоматизации и информационные технологии, оказывают большое влияние на уровень и динамику эффективности производства. По принципу цепной реакции они вызывают существенные изменения в техническом уровне и производительности технологического оборудования, методах и формах организации трудовых процессов, подготовке и квалификации кадров и т.п.

Оборудование. Этому фактору принадлежит одно из ведущих мест в программе повышения эффективности производства. Повышение продуктивности действующего оборудования обусловлива надлежащая организация ремонтно-технического обслуживания, оптимальные сроки эксплуатации, обеспечение необходимой пропорциональности в пропускной возможности технологически связанных групп (единиц), четкое планирование загрузки во времени, повышение сменности работы, сокращение внутрисменных затрат рабочего времени и т.п.

Материалы и энергия. Проблема экономии и уменьшения потребления сырья, материалов, энергии должна быть под постоянным контролем соответствующих специалистов предприятий с материало- и энергоемким производством. Задача ресурсосбережения на таких предприятиях может положительно решаться путем внедрения мало- и безотходной технологии, увеличения выхода полезной продукции или энергии из единицы используемого материала, использования дешевых и низкосортных видов сырья, повышения качества материалов с помощью первичной обработки, замена импортных сырья и материалов материальными ресурсами отечественного производства, рационализация управления производственными запасами и развитие эффективных источников снабжения.

Изделия. Сами продукты (изделия), их качество и дизайн также являются важными факторами эффективности. Дизайн должен коррелировать с так называемой полезной стоимостью, т.е. той суммой, какую покупатель готов заплатить за изделие соответствующего качества. Передовые предприятия постоянно контролируют воплощение своего технического преимущества в конкретных изделиях, которые пользуются большим спросом на рынке. Тем не менее для достижения высокой производительности предприятия просто полезности товара недостаточно. Предлагаемые для продажи изделия должны появиться на рынке в нужном месте, в нужное время и по разумной цене. В связи с этим предприятие должно следить за тем, чтобы не возникало каких-либо организационных и экономических барьеров между производством и отдельными стадиями маркетинга.

Работники. Основным источником и определяющим фактором повышения эффективности производства (деятельности предприятия) являются работники - руководители, предприниматели, специалисты, рабочие. Производительность их труда во многом определяется методами, техникой, личным мастерством, знаниями, отношением и способностью выполнять ту или иную работу. Деловые качества работников наиболее полно могут проявляться в условиях функционирования на предприятии мощного и гибкого мотивационного механизма. Производительность труда будет возрастать тогда, когда руководство предприятия материально и морально стимулирует использование творческих способностей всех категорий работников, проявляет интерес к их личным проблемам, оказывает содействие созданию и поддержанию благоприятного социального микроклимата, в границах своих полномочий и возможностей осуществляет социальную защиту людей, гарантирует их занятость и т.п.

Организация и системы. Единство трудового коллектива, рациональность в делегировании ответственности и нормах управляемости относятся к принципам хорошей организации дел на предприятии, которые обеспечивают необходимую специализацию и координацию производственных и управленческих процессов и, таким образом, высший уровень эффективности (производительности) деятельности. Одной из причин недостаточной производительности предприятия как сложной производственно-экономической системы является слишком жесткая организационная структура, чрезмерное обособление подразделений по профессиональным группам или функциям. Поэтому система должна быть динамичной и гибкой, периодически реорганизовываться в соответствии с новыми задачами, которые возникают перед предприятием при изменении ситуации.

Методы работы. Более совершенные методы работы в условиях преобладания трудоемких процессов становятся достаточно перспективными для повышения производительности. Научная организация труда во всех подразделениях предприятия способствует тому, чтобы преобразовать ручной труд в более продуктивный за счет усовершенствования способов выполнения трудовых операций, применяемых механизмов и инструментов, организации рабочих мест. Для усовершенствования методов труда на предприятии очень важны постоянный анализ трудовых операций и использования рабочего времени, систематическая аттестация рабочих мест, обобщение и использование накопленного на других родственных предприятиях положительного опыта, организация обучения разных категорий работников прогрессивным приемам труда, устранение ненужной (лишней) работы и выполнение полезной с наименьшими затратами силы, времени и средств.

Стиль управления. Значительный (по некоторым оценкам преобладающий) вклад в повышение эффективности (производительности) производства может обеспечить современная, хорошо организованная система управления, под контролем которой находятся ресурсы и результаты деятельности предприятия. Составной частью такой системы является стиль управления - типичный «мягкий» фактор повышения эффективности деятельности предприятия. Каждый руководитель, предприниматель или менеджер должен знать, что абсолютно совершенного стиля управления для всех случаев не существует. Общая эффективность деятельности предприятия зависит от того, когда, где, как и по отношению к кому применяется соответствующий стиль управления. Известно, что стиль управления, в котором объединены профессиональная компетентность, деловитость и высокая этика взаимоотношений между людьми, влияет практически на все виды и направления деятельности предприятия. От него зависит, в какой мере учитываются внешние факторы повышения эффективности производства на том или ином предприятии.

Максимально возможного влияния внутренних факторов на уровень эффективности производства можно достичь лишь при обеспечении необходимой комплексности их использования, согласованности взаимодействия во времени и пространстве. Например, можно использовать новейшие технологии и оборудование, но продолжать применять устаревшие формы организации труда или иметь недостаточно подготовленные кадры. Понятно, что в таком случае положительных изменений в эффективности производства не произойдет.

На уровень производительности каждого отдельного предприятия непосредственное или косвенное влияние оказывают внешние факторы эффективности производства, и сами предприятия не могут активно их контролировать. Вот почему эти факторы следует знать и изучать, понять их действие (влияние) и принимать во внимание при разработке (планировании) и осуществлении программ повышения эффективности производства на предприятиях. В связи с этим становится очевидной необходимость характеристики и определения направлений действия отдельных внешних факторов эффективности (производительности).

Государственная политика. Осуществляемая государством (правительством) экономическая и социальная политика существенным образом влияет на эффективность общественного производства: через практическую деятельность правительственных учреждений и государственных структур; законодательную деятельность; финансовые мероприятия и стимулы (налоги, тарифы, финансовая поддержка больших научно-технических и производственных проектов, финансирование социальных программ, регулирование процентных ставок для кредитов); устанавливаемые и контролируемые экономические правила и нормативы (регулирование доходов и оплаты труда, контроль цен, лицензирование внешнеэкономической деятельности ит.п.); создание рыночной, производственной и социальной инфраструктуры; макроэкономические структурные изменения; программы разгосударствления собственности и приватизацию государственных предприятий; коммерциализацию организационных структур непроизводственной сферы и т.п.

Инфраструктура. Важной предпосылкой повышения эффективности (производительности) производства на предприятиях является достаточный уровень развития и активная деятельность разнообразных учреждений рыночной, производственной и социальной инфраструктуры. В современных условиях предприятия в процессе своей инновационной, производственной и коммерческой деятельности не могут обходиться без соответствующих услуг инновационных фондов, товарно-сырьевых и фондовых бирж, бирж труда, коммерческих банков и других институтов рыночной инфраструктуры. Незаурядное непосредственное влияние на результативность деятельности предприятий, уровень эффективности их производства в целом оказывает надлежащее развитие и высококачественное функционирование производственной инфраструктуры - коммуникаций, транспорта, оптовой и розничной торговли, специализированных информационных систем и т.п. Все-таки решающее значение для обеспечения динамического и эффективного развития как общественного производства в целом, так и разнообразных его звеньев, включая главное из них - предприятия, имеет мощная и разветвленная сеть организационных структур и система постоянно осуществляемых ими мероприятий, которые в своей совокупности составляют социальную инфраструктуру. В связи с этим государству и его соответствующим властным и управленческим учреждениям надлежит уделять особое внимание развитию и повышению эффективности разнообразных учебных заведений, науки, культуры, систем жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, его надежной социальной защите.

Структурные изменения. На показатели эффективности (производительности) на разных уровнях хозяйствования нередко влияют структурные изменения в обществе в зависимости от качества управления деятельностью отдельных предприятий. Причем такое взаимодействие в долгосрочной перспективе всегда имеет двусторонний характер, т.е. структурные изменения отражаются на уровне общей эффективности, а положительные сдвиги производительности могут оказывать содействие модификации самой структуры общественного производства. Подобные изменения являются не только результатом, но и причиной экономического и социального развития общества. Понимание этих изменений позволяет избегать погрешностей в принятии правительственных решений, более реалистически и целеустремленно планировать деятельность предприятий, развивать рыночную и социальную инфраструктуру.

Наиболее важными, кроме политических, считаются структурные изменения экономического и социального характера. Существенные экономические изменения происходят в таких сферах, как:

  • 1) занятость населения - сдвиг занятости от сельского хозяйства к обрабатывающей промышленности, а также от последней к непроизводственным областям (в особенности сферы услуг);
  • 2) состав основных средств (основного капитала) - определяется размерами фонда накопления и инвестиций по признакам интенсивности обновления, срока использования, степени воплощения технологических новостей, уровнем капиталоемкости;
  • 3) технологии, научные исследования и разработки - соотношение импорта технологий с привлечением иностранного капитала и отечественных технологических разработок, внедрение нетрадиционных технологий и разработок, которые сопровождаются революционными прорывами в конкретных областях;
  • 4) масштабы (концентрация) производства - заметное увеличение части мелких (малых) и средних предприятий, которые могут стать и становятся конкурентоспособными при условии их необходимой специализации и наличия больших и рассчитанных на продолжительный период партий заказов на изготовляемую ими продукцию.

Структурные изменения социального характера касаются главным образом персонала (рабочей силы) и трудового потенциала. Они характеризуются важными сдвигами в их составе по признакам пола, образования, квалификации, национальных особенностей характера и т.п.

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте понятие эффективности. Виды эффективности.
  • 2. Перечислите показатели, характеризующие экономическую эффективность.
  • 3. Перечислите показатели эффективности производства.
  • 4. Какие виды прибыли вы знаете?
  • 5. Что означает показатель производительности труда?
  • 6. Перечислите пути повышения эффективности производства.
  • 7. Перечислите факторы, влияющие на эффективность производства.

Инструкция

Западные методы управления стремятся стандартизировать процессы, регламентировать их и заставлять персонал работать по этим регламентам. Такие методы исключают обратную связь руководства с подчиненными, менеджмент редко бывает и не интересуется мнением рабочих, а следовательно производство работает малоэффективно. И работники не в силах изменить ситуацию.

Чтобы создать в коллективе атмосферу постоянного улучшения качества труда, работники должны быть уверены:- что дирекции всегда интересно мнение всех сотрудников компании,
- что каждый сотрудник лично отвечает за свой труд и имеет право предлагать улучшения,
- что все изменения на будут обсуждаться и приниматься строго коллективно,
- и что инициатива всегда будет поощрена.При такой поддержке преобразований и ориентированности на них всей системы управления, работники будут сами стремиться улучшать эффективность производства.Также важно, чтобы работники были уверены в своем будущем. Директору следует заверить подчиненных, что даже в трудные времена компания не будет сотрудников. Что каждый сотрудник бесценен для предприятия. Такие гарантии особенно актуальны после прошедшего экономического кризиса и массовых увольнений вследствие его.Еще один стимул – возможность получать повышать квалификацию на предприятии. Вместе со стимулированием стремления к карьерному росту, это повышает качество труда, его производительность и снижает затраты времени.

Чтобы снизить брак, нужно сделать следующее:- собрать и проанализировать все причины возникновения брака;
- выделить основные изделия, по которым часто происходит брак, и основные стадии производства, где он возникает;
- опросить всех работников, связанных с выпуском некачественной продукции на предмет: как ликвидировать дефекты;
- создать план мероприятий по улучшению ;
- внести поправки в технологию нужных производственных процессов;
- создать инструкции и рекомендации по улучшению качества продукции, при необходимости детализировать производственные процедуры;
- улучшить систему мотивации работников для устранения брака;
- при необходимости провести обучение и работников и даже менеджмента.
Все эти мероприятия обязательно должны проводиться при непосредственном участии коллектива рабочих.

Внедрение бережливого производства, что означает, что каждый работник должен стремиться исполнять свою работу быстрее, качественнее и с минимальными затратами труда.Во-первых, необходимо создать рабочие группы, чтобы ускорить обмен информацией между дирекцией и рабочим коллективом и ликвидировать искажения и задержки в поступлении информации. Рабочие группы должны состоять из представителей всех отделов и регулярно собираться для решения дневных, недельных и месячных задач. Каждая группа должна решать вопрос на своем уровне, регламентировать его и представлять готовое решение руководителю. Решения группы, связанные с повышением эффективности производства, должны незамедлительно внедряться в жизнь. И ответственность за их внедрение должно нести руководство среднего звена.Во-вторых, следует рационально использовать рабочие места. Это значит, что должно быть свободное пространство вокруг работающего, отсутствие препятствий для его движений, рационально спроектированные проходы между станками и цехами. Это повысит коэффициент использования оборудования, экономию времени и затрат, освобождает производственные площади и снижает потери при перемещениях.В-третьих, следует сменять виды деятельности (ввести ротацию персонала). Это познакомит рабочих со смежными процессами, наглядно продемонстрирует что происходит, когда бракованная продукция попадает в следующий цех. Рабочие могут, общаясь, совместно решать межфункциональные проблемы и устранять их. Персонал дисциплинируется, понимает, что тормозит производство и какие специалисты переделывают работу друг друга.В-четвертых, внедрение системы ухода за оборудованием и рабочим местом сокращает время переналадки, снижает риск аварии и повышает безопасность производства. В результате бережного отношения коэффициент использования оборудования достигает своего максимального значения.

1. Основные вопросы: Экономический эффект и экономическая эффективность. Показатели экономической эффективности производства

Для оценки рациональности использования ресурсов в экономике используются понятия «экономия», «экономический эффект» и «экономическая эффективность».

Эффективность использования основных и оборотных средств, а также трудовых и материальных ресурсов можно определить показателями отдачи (фондо-, материало- и производительность труда) и емкости (фондо-, материало- и тру-до-), фондовооруженность и др.

Для характеристики экономической эффективности производства используются показатели рентабельности . В отличие от показателей прибыли они учитывают не только получаемый предприятием абсолютный результат деятельности, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимые для получения прибыли. Сравнение различных производств по показателям рентабельности дает более объективные оценки, чем их сравнение по величине прибыли. Показатели рентабельности принято определять в процентах.

Наиболее часто рассчитываемыми показателями рентабельности являются:

рентабельность активов (экономическая рентабельность), определяемая как отношение чистой прибыли к общей величине активов (общей стоимости имущества);

рентабельность собственных средств, исчисляемая как отношение нераспределенной прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала;

рентабельность производства - отношение нераспределенной прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и нормируемых оборотных средств;

рентабельность основных средств как отношение нераспределенной прибыли к среднегодовой стоимости основных средств;

рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации к величине всех издержек на ее производство и реализацию.

2. Примеры задач и их решения

Задача 1. Определить показатели использования основных средств: фондоотдачу, фондоёмкость.

Исходные данные, характеризующие работу предприятия за год, представлены в таблице:

Основ­ные средства на нача­ло года, млн руб.

Введено основных средств, млн руб.

Выбыло основных средств, млн руб.

Изде­лия

Годовой выпуск, тыс. шт

Опто­вая це­на изд.,тыс.руб.

Методические указания

Фондоотдача Ф о в общем виде показывает, сколько выпущено продукции на 1 руб. основных средств, и рассчитывается по формуле

где z - количество наименований изделий; Ц j - оптовая цена изделия, руб/ед.; Q tj - годовой выпуск изделий j-го типоразмера, шт./год; Ф ср - средне годовая величина основных средств, руб.

Фондоемкость Ф е определяется как величина, обратная фондоотдаче.

Решение:

1. Среднегодовая стоимость основных средств:

Ф ср = (0,7*12 + 1,2*9 + 1,4*6 + 0,8*3)/12 – (0,2*12 + 0,5*6 + 1*3)/12 = 19,5 млн руб.

2. Фондоотдача основных средств:

Ф о =(15*2+10*1,5+20*0,8)/19,5=3,13 руб/руб

3. Фондоемкость основных средств:

Ф е =19,5/(15*2+10*1,5+20*0,8)=0,32 руб/руб

Задача 2.

Определить относительную материалоемкость старой и новой модели. В отчетном году выпускался трактор мощностью 130 л. с, а его вес составлял 3,9 т. В текущем году начат выпуск тракторов мощностью 170 л. с, вес по сравнению с базовой моделью увеличился на 10%.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Московский геологоразведочный техникум»

Методическая разработка

урока

учебная дисциплина «Экономика отрасли»

тема «Экономическая эффективность производства»

Преподаватель

ГБОУ СПО МО «Московский геологоразведочный техникум»

Смирнова Ирина Геннадьевна

Клинский район р.п. Решетниково

р.п. Решетниково

201 5

Учебная дисциплина: «Экономика отрасли»

Тема занятия: « Экономическая эффективность производства»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: изучение экономической эффективности производства, значение экономического эффекта

Задачи урока:

1. Дать понятие НТП и экономической эффективности.

2.Изучить виды НТП и экономической эффективности.

3.Обозначить порядок определения наиболее эффективного варианта вложений.

4.Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы.

5.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.

Время урока: 90 минут.

Обеспечение занятия:

Подготовка кабинета: обеспечение обучающихся рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.

Наглядные пособия – электронная презентация по уроку.

Раздаточный материал – карточки с тестовыми заданиями и вопросами для проведения контроля знаний по теме «Прибыль и рентабельность», карточки с задачами для проверки уровня усвоения материала по теме «Экономическая эффективность производства», практическая работа.

Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебные места – кабинет

Основная литература – В. А. Швандар «Экономика предприятия», Москва, 2008г.

Дополнительная литература – Е.Л.Гольдман «Экономика геологоразведочных работ», Москва, 2003.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

1.Определяющие – Экономика отрасли.

2. Определяемые – Основы экономики

1.Предприятие – основное звено экономики.

2. Ресурсы организации.

3. Планирование на предприятии.

4. Кадры и производительность труда.

5. Формы и системы оплаты труда.

6. Продукция предприятия.

7. Издержки производства и обращения.

8. Калькуляция и калькулирование.

9. Прибыль и рентабельность.

Ход занятия (структура, содержание)

    Оргмомент – приветствие обучающихся (1-3 мин.)

    Постановка цели и задач преподавателем и обучающимися (1-2 мин.)

    Контроль знаний (проверка домашнего задания) - просмотр тетрадей с решением задачи (2 мин.)

    Методы контроля : решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос (дифференцированный подход) (10 мин.)

    Формирование знаний, умений, навыков:

Методы: разминка, беседа, изучение нового материала, самостоятельная работа, индивидуальная работа, практическая работа.

Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки обучающихся, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практической деятельностью, самоанализ и самооценка, оценка ответов товарищей.

Действия обучающихся

Действия преподавателя

1 этап - разминка:

активизация для работы на уроке – обучающиеся прослушивают условия и порядок проведения разминки и принимают участие в разминке.

2 этап - контроль знаний:

прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задания (3 варианта) по теме «Прибыль и рентабельность».

Карточки зелёного цвета – медленное усвоение материала и выполнение задания.

синего – со средней степенью усвоения материала;

красного цвета для успешных и сильных студентов;

получают карточки с вопросами, готовятся к ответу, устно отвечают на вопросы по теме «Прибыль и рентабельность» (каждый конкретно на свой вопрос).

3 этап – слушают объяснение нового материала , просматривают слайды.

прослушивают условия и порядок выполнения задания на данном этапе, решение задач. Заслушивают общие результаты работы на уроке и оценки.

получают практическую работу, изучают условия и порядок

выполнения работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить расчёты. Работу выполняют самостоятельно.

Записывают домашнее задание и обсуждают порядок и условия выполнения задания.

1 этап - разминка: (5 мин.)

преподаватель даёт объяснение по проведению разминки.

2 этап - контроль знаний: ( 10 мин.)

преподаватель раздаёт карточки с тестовыми заданиями, учитывая возможности и успешность обучающихся, объясняет порядок и условия выполнения заданий.

Преподаватель предлагает обучающимся вытянуть карточку с вопросом для устного ответа и даёт время 3 – 5 мин. для подготовки.

3 этап – объяснение нового материала , использует презентацию.

4 этап - закрепление и контроль знаний: преподаватель предлагает обучающимся решить задачи и даёт время 3 – 5 мин. для подготовки.

Во время подготовки обучающихся, преподаватель выставляет оценки каждому обучающемуся по итогам 2 этапа.

Заслушивает устные ответы обучающихся по решению задач.

Подводит итоги работы обучающихся по 4-м этапам, выставляет оценки на основании критериев оценивания.

5 этап – выполнение практической работы: (40 мин.)

преподаватель выдаёт практическую работу для самостоятельного выполнения обучающимися, даёт необходимые пояснения по работе, назначает ответственного обучающегося для осуществления контроля над выполнением работы.

Даёт домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод (3 – 5 мин.)

5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность обучающихся при выполнении самостоятельной работы.

6.Домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод.

Возможны корректировки по ходу занятия.

Условия проведения разминки

Разминка проводится в целях активизации работы обучающихся на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.

Условия и порядок проведения разминки:

Участие принимают все обучающиеся. Преподаватель на доске записывает формулы, а обучающиеся определяют показатели.

Время проведения разминки 3 – 5 минут.

Пп = (Ц - С) * Q – прибыль от продаж

П = (Дп + До + Дв) – (Сп + Ро + Рв) - сумма прибыли до налогообложения

ЧП = П – Нп + Пчр - чистая прибыль

Р = ((Ц – С) / С) * 100 - рентабельность конкретных видов продукции

Инструкция для выполнения тестовых заданий

Тема: Прибыль и рентабельность.

На выполнение теста даётся 10 минут. Тест состоит из 5-и заданий различной степени сложности.

Каждое из 4-х заданий состоит из одного вопроса, на который даны четыре варианта ответов, нужно выбрать один правильный ответ и отметить его любым знаком. Пятое задание практическое, нужно записать решение и выделить правильный результат решения. Задание выполнять в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ. Постарайтесь правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Работа выполняется на листе с выданным заданием.

Условия и критерии оценивания:

Каждый правильный ответ из 5 - и заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее:

Правильное решение – 5 баллов;

Описка или несущественная ошибка в решении – 4 балла;

Решение выполнено, но допущена ошибка – 3 балла;

Задание не выполнено – 0 баллов

подсчитывается общее количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется в оценочную карточку.

Вопросы для устного ответа

Вопрос первый

Перечислите виды дохода и дайте им определения?

Вопрос второй

Назовите виды прибыли. Как распределяется прибыль на предприятии?

Вопрос третий

Что такое рентабельность? Перечислите показатели рентабельности.

Критерии оценивания:

Оценивание устных ответов проводится студентами по 5-бальной системе.

Тест № 1

1 .Выберите относительный показатель эффективности деятельности предприятия:

а. доход;

б. рентабельность;

в. прибыль;

2.Функции прибыли:

а. стимулирующая;

б. регулирующая;

в. распределительная.

3.Чистая прибыль - это:

а. прибыль от продаж;

б. налогооблагаемая прибыль;

в. налогооблагаемая прибыль минус налог на прибыль;

г. налогооблагаемая прибыль минус налог на прибыль, плюс чрезвычайные доходы, минус чрезвычайные расходы.

4.Операционная прибыль-это:

а. разность выручки от продаж и себестоимости продаж;

б. разность операционных доходов и расходов;

в. разность между штрафами полученными и уплаченными.

5.Рентабельность производства:

а. отношение суммы прибыли от продаж и операционной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств;

б. отношение прибыли от продаж к выручке от продажи продукции;

в. отношение прибыли от продаж к себестоимости продаж.

Тест № 2

1.В состав операционных доходов входят:

а. выручка от реализации продукции;

б. арендная плата;

в. штрафы, пени;

2.Рентабельность к себестоимости - это:

3.При формировании прибыли предприятия от продажи продукции:

а. в расчет берутся цены без НДС и акцизов;

б. в расчет берутся цены с учетом НДС и акцизов;

4.Под понятием «доход от продаж» подразумевается:

а. объем товарной продукции;

б. объем валовой продукции;

в. чистая прибыль;

г. выручка от продажи продукции за вычетом НДС, акцизов и других косвенных налогов и платежей.

5.Задача.

Цена единицы товара составляет 235 руб. На производство единицы товара затраты составили 196 руб. Определить относительный показатель?

Тест № 3

1.Сумма прибыли до налогообложения складывается как:

а. сумма доходов от продаж, операционных доходов, внереализационных доходов;

б. сумма прибыли от продаж, операционной прибыли, внереализационной прибыли;

в. сумма прибыли от продаж и операционной прибыли.

2.Налоги и сборы, уплачиваемые в законодательном порядке за счет финансовых результатов, входят в состав:

а. доходов от продажи продукции;

б. чрезвычайных доходов;

в. внереализационных доходов;

г. операционных доходов.

3.Рентабельность к производственным фондам - это:

а. отношение удельной прибыли к себестоимости единицы конкретного вида продукции;

б. отношение прибыли от продаж к себестоимости от продаж;

в. отношение суммы прибыли от продаж и операционной деятельности к среднегодовой стоимости производственных фондов.

4.Прибыль от продаж (реализации) формируется как:

а. разность операционных доходов расходов;

б. разность выручки от продажи продукции и себестоимости проданной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы;

в. разность между объемом валовой продукции и себестоимостью по смете затрат на производство;

г. дивиденды по ценным бумагам;

д. поступления от продажи основных средств.

5.Задача.

Предприятие произвело и реализовало 15000 шт. продукции. Оптовая цена продукции 230 руб., себестоимость единицы продукции 135 руб. Определить доход от продаж, прибыль от продажи продукции, рентабельность к себестоимости.

Ключи к тестовым заданиям

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

Объяснение нового материала

1. Сущность и основные направления научно-технического прогресса.

2. Экономическая эффективность производства.

Сущность и основные направления научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс, являясь способом непрерывного совершенствования всех сторон общественного производства на базе достижений науки и техники, включает в себя:

    фундаментальные и прикладные исследования проблем есте­ ствознания и общественного развития;

    доведение результатов исследования до научно-технических разработок, инженерных решений и практического применения;

    организацию на базе научно-технических разработок и инже­ нерных решений производства новой техники, позволяющей ре­ шить комплекс социальных и экономических задач, стоящих перед каждым предприятием;

    совершенствование технических средств, форм и методов ор­ ганизации труда, производства и управления;

    расширение сферы применения новой и прогрессивной тех­ники организации производства, техническое перевооружение на этой основе всего народного хозяйства;

    совершенствование на научной основе структуры материаль­ ного производства в целях реализации научно-технического про­цесса, повышения эффективности производства и достижения поставленных обществом целей;

    техническое перевооружение непроизводственной сферы и быта.

Таким образом, научно-технический прогресс представляет со­бой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники и производства, образующих единый и последовательно сопряженный комплекс «наука - техника - производство - пот­ ребление».

Эпохи различаются не тем, что они производят, а тем, как про­изводят, какими средствами труда.

Под научно-техническим прогрессом понимается тот процесс в знаниях, связанных с производством, который делает возможным соз­дание новых производств, новых вариантов существующих продуктов и совершенно новых видов продукции и услуг. Если научно-техничес­ кие знания - это фонд достижений общества, связанных с произво­ дством, с хозяйственной жизнью, то научно-технический прогресс представляет собой механизм материального роста данного фонда.

Причем этот рост находит свое выражение в новых методах произ­водства существующих изделий, в конструкторских решениях, по­ зволяющих производить продукцию с новыми важными характе­ристиками, а также в новых методах организации и управления.

Научно-технический прогресс (НТП) - взаимосвязанное поступа­ тельное развитие науки и техники. Он ведет к постоянному соверше­ нствованию средств и предметов труда, технологии и организации производства, обусловливающих качественное преобразование ма­ териального производства и непроизводственной сферы.

НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достиже­ ний и реализации научных знаний.

НТП – проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах – эволюционной и революционной.

Эволюционная форма НТП – характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий.

На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований, что создает базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил. Возникает революционная ситуация.

Понятие НТП шире, чем поня­тие НТР - научно-техническая революция.

НТР - это высшая ступень НТП, которая означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

Таким образом, НТР - это составная и более существенная по значимости часть НТП. Но если НТП может развиваться как на эволюционной, так и на революционной основе, то НТР - это скачкообразный процесс.

Различают макро- и микрореволюцию.

Макрореволюция - результаты которой коренным образом зат­ рагивают все общественное производство или многие его сферы. Примерами макрореволюции могут быть электрификация, внедре­ние ЭВМ, радиофикация и др.

Микрореволюция - результаты которой затрагивают только от­ дельные отрасли народного хозяйства или промышленности, нап­ример бездоменное получение стали в черной металлургии, ГПС в машиностроении и др.

Таким образом, основными отличиями макро- от микрореволю­ции являются масштабность распространения и значимость ре­зультатов НТР

За все время существования и развития человечества происходи­ ло много научно-технических революций, и этапы этого развития называются по эволюции применяемых орудий труда: каменный век, бронзовый век, железный век. Многие ученые и специалисты говорят о том, что на смену железному веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш век чаще всего называют веком атома, кибернетики, ЭВМ и т. п.

Современная НТР существенно отличается от предшествующих по качественным параметрам и масштабности применяемых новых орудий труда и технологических процессов. Она имеет ряд особен­ностей, которые отличают ее от предшествующих. Эти особеннос­ ти следующие:

    превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Известно, что к производительным силам относят­ ся средства производства (орудия + предметы труда) и рабочая си­ ла. Но из этого не следует, что наука превращается в четвертый эле­ мент производительных сил общества, она просто существенным образом влияет на каждый из этих элементов в качественном пла­не, тем самым усиливая каждый из них, а следовательно, и произ­водительные силы общества в целом;

    сокращение временного интервала с момента появления отк­ рытий и изобретений до их реализации на практике. Например, че­ ловечеству потребовалось 112 лет, чтобы фотография из научной сферы стала применяться на практике, для электродвигателя - 56 лет, квантового генератора - 2 года. Но это не значит, что сейчас все открытия и изобретения можно реализовать на практике за столь короткое время;

    опережение развития науки, т. е. теория опережает практику. Из этого следует очень важный вывод, что сейчас можно достаточ­ но точно спрогнозировать, какая техника и технология появятся в реальной жизни через 5-10-20 и более лет;

    расширение границ проникновения современной НТР и ее масштабности; современная наука все глубже проникает в позна­ние космоса, земли и океана, атома и человека и других сфер.

НТП оказывает влияние на различные стороны производства, сбыта продукции и социальные стороны общественной организа­ции в стране.

Влияние НТП на основные социально-экономические аспекты деятельности следующее.

1. С ростом технической вооруженности труда значительно увели­ чивается объем выпускаемой продукции в единицу времени. Проис­ ходит экономия общественного труда при относительном росте ове­ ществленного труда и снижении доли живого труда. Такой путь развития экономики представляет собой интенсивный путь развития.

2. Технический прогресс обеспечивает повышение качества продукции. Этому способствует механизация, автоматизация про­ изводства, автоматический контроль за ходом технологического
процесса, работой оборудования.

3. Под влиянием научно-технического прогресса совершенству­ ются формы организации производства: повышается концентра­ция, углубляется специализация, усиливается кооперирование. Новые технические средства требуют более широкого фронта ра­бот. Простои дорогостоящих технических средств невыгодны предприятию. Для полной загрузки высокоэффективных станков требуется укрупнение предприятия либо его специализация.

4. Технический прогресс является важнейшим фактором разме­ щения производства. Он способствует освобождению производства от влияния природных и географических условий.

5.Для отрасли, связанной с природными ресурсами, одним из важнейших является влияние НТП на создание материальных ре­сурсов взамен природного сырья. Создание искусственных видов сырья со свойствами природных компонентов позволило значи­тельно удешевить сырьевую составляющую многих отраслей про­мышленности. Так, были синтезированы такие полезные ископае­мые, как кварц, в том числе пьезооптический, алмаз, рубин, слюда и ряд других.

Достижения химии направлены на более полное извлечение по­ лезных компонентов из добытой руды, что способствует не только достижению высоких экономических показателей на добывающем предприятии, но главное - позволяет более рационально исполь­зовать невозобновляемые природные ресурсы.

6. НТП имеет огромное социальное значение. Он предъявляет более высокие требования к работнику. Сложную технику, тонкую технологию производства, тесную увязку отдельных производ­ ственных циклов могут выполнять кадры со специальным уровнем квалификации, культуры труда, общей культуры и дисциплины.

Основные направления НТП являются более или менее общи­ми для всех отраслей и сводятся к главным направлениям, харак­терным для любого производства. Все направления НТП тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Важнейшие из них:

1.Электрификация . Электрификация представляет собой перевод оборудования и технологических процессов на электрическую энергию. Электрификация является основой комплексной меха­низации, автоматизации, систем вычислительной техники, элект­роники, связи и т. д.

2. Комплексная механизация и автоматизация производства. Одной из самых острых проблем является проблема комплексной механизации . Сегодня наряду с высокоавтоматизированными комплексами остается целый ряд производственных процессов, где преобладает ручной труд. Сюда относятся погрузочно-разгрузоч ные, складские, подсобные и вспомогательные работы. На сегод­ няшний день доля рабочих, занятых тяжелым ручным трудом, поч­ти в 3 раза выше, чем на основных видах работ. Высшей ступенью механизации является автоматизация , особенно комплексная ав­томатизация, когда управление, контроль и регулирование машин, механизмов и хода технологического процесса производятся в ав­томатическом режиме.

3.Достижения химии и физики, а также исследования на стыке на ук приводят к принципиальному изменению технологии. Перера­ботка веществ и энергии на базе новых достижений физики, хи­мии, биологии значительно расширяет минерально-сырьевую базу страны, способствует сокращению потерь сырья и материалов, дает возможность широкого использования вторичного сырья, мини­мизации ряда узлов и деталей. Так, использование при обогащении золотосодержащих руд кучного выщелачивания позволило снизить минимальное промышленное содержание золота в рудах до 1 г/т и даже ниже.

4.Использование математических методов в управлении, органи­ зации и контроле за ходом производства, при анализе управления рисками, выборе оптимальных параметров производства. ЭВМ и программное обеспечение широко применяются практически во всех сферах производственной и экономической деятельности предприятия. Существующие сегодня программы дают возмож­ность выбора наиболее рационального и экономически эффектив­ного вскрытия и отработки месторождения, выбора оценочных, разведочных и эксплуатационных кондиций, проектирования ра­бот на объекте.

Эффективность научно-технического прогресса - степень дос­тижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусло­вившим его затратам.

Экономическая эффективность производства.

Понятие эффективности применительно к экономической деятельности следует рассматривать как отношение результата производства к затратам на его осуществление.

Результат выражается показателями объемов производства, снижением себестоимостью, прибылью. Затраты существуют в виде текущих (издержки производства) и единовременных (капитальные вложения).

Для полного представления об эффективности производства необходимы обобщенные характеристики стоимостных и натуральных показателей.

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служит:

1.Производительность труда

2.Фондоотдача

3.Материалоемкость

Критерием экономической эффективности производства служит уровень производительности труда.

Фондоотдача – отношение объема произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Материалоемкость – отношение общего объема материальных затрат на производство продукции к объему произведенной продукции.

Данные показатели характеризуют лишь эффективность использования определенного вида ресурсов.

Для полной характеристики эффективности затрат служат показатели общей и сравнительной экономической эффективности затрат.

Общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям.

Она рассчитывается с учетом места применения затрат. Так, если определяется экономическая эффективность народного хозяйства, то экономическая эффективность определяется по формуле

Э н/х = ∆ВВП (НД) / К

Если определяется экономическая эффективность предприятия, тогда формула расчета:

Э п/х = ∆П / К

По вновь строящимся предприятиям экономическая эффективность определяется:

Э нп = (Ц – С) / К

Полученные в результате расчетов показатели сравниваются с нормативными, либо аналогичными показателями других производств.

Срок окупаемости капитальных вложений Т = К / ∆П

При составлении вариантов хозяйственных или технических решений рассчитывается следующий вид экономической эффективности – сравнительная экономическая эффективность.

Сравнительная экономическая эффективность определяется при выборе оптимального варианта хозяйственных и технических решений из двух или нескольких возможных вариантов.

Показателем наилучшего варианта определяемого на основе сравнительной экономической эффективности является минимум приведенных затрат.

Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат, себестоимости и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом эффективности.

Зпр – приведенные затраты;

С – себестоимость единицы продукции;

К – удельные капитальные вложения;

Е – нормативный коэффициент эффективности капитального вложения.

Расчет годового экономического эффекта от применения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства производится по формуле:

З1 и З2 – приведенные затраты на единицу продукции производимой с помощью базовой и новой техники;

АГ – годовой объем производства продукции производимой с помощью новой техники.

Срок окупаемости капитальных затрат на внедрение технических решений:

Коэффициент эффективности капитальных вложений.

Необходимым условием расчетов экономической эффективности является обеспечение сопоставимости сравниваемых вариантов по объемам производства, по срокам службы и по условиям эксплуатации.

Закрепление и контроль знаний

Задача 1.

Решение:

Приведенные затраты

1. З1 = 200+0,2 *400 = 280 руб/шт

2. З2 = 180+0,2 *460 = 272 руб/шт

3. З3 = 230+0,2 *300 = 290 руб/шт

Оптимальный вариант характеризуется минимум приведенных затрат, этому удовлетворяет второй вариант.

Задача 2.

Объем капитальных вложений по объекту на планируемый год составляет 6500 тыс. руб. Прирост прибыли за это время ожидается в сумме 680 тыс. руб. Определить общую экономическую эффективность капитальных вложений, а также ее изменение по сравнению с прошлым годом, когда она составляла 9,3%; срок окупаемости капитальных вложений.

Решение:

Общая экономическая эффективность капитальных вложений составит

Э п/х = ∆П / К Э = 680 тыс. руб / 6500 тыс. руб = 0,105 или 10,5 %

Изменение общей экономической эффективности капитальных вложений по сравнению с прошлым годом

0,105 – 0, 093 = 0, 012 или 1,2 %

Срок окупаемости капитальных вложений

Т = К / ∆ П

Т = 6500 тыс. руб / 680 тыс. руб = 9,56 года

Задача 3.

Сравниваются 3 варианта решения одной и той же хозяй­ственной задачи, но с различными показателями эксплуатационных затрат и с разным эшелонированием капиталовложений в производ­ственные фонды (табл.).

Известно значение норма­тивного коэффициента эффективности: Ен = 0,15

Требуется определить наиболее эффективный вариант вложений.

Решение: наиболее эффективный вариант вложений определим по минимуму показателя ежегодных приведенных затрат

Таблица

Варианты решения хозяйственной задачи

Объекты (варианты) вложений

Объемы капиталовложений, млн. руб.

Эксплуата­ционные затраты,

тыс. руб./год

9,01

5,79

5,85

4,43

4,21

4,00

1. Определим показатели ежегодных приведенных затрат по следу­ющим вариантам:

З1 = 4,43 + 0,15*9,01 = 5,78 млн. руб./год;

З2 = 4,21 + 0,15*10,5 = 5,79 млн. руб./год;

З3 = 4,00 + 0,15*12,4 = 5,85 млн. руб./год.

2. Сравнив полученные показатели приведенных затрат: 5,78; 5,79; 5,85, выбираем вариант с наименьшими значениями - 5,78 млн. руб./год.

Следовательно, первый вариант вложений является наиболее эф­фективным.

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической

работы

Предмет: Экономика отрасли.

Тема: Экономическая эффективность производства.

Наименование работы: Расчет показателей эффективности производства.

Норма времени: 20 минут.

Цель работы: Уметь рассчитывать показатели эффективности производства.

Оснащение урока: инструкционная карта.

Литература: "Экономика отрасли".

Содержание и последовательность выполнения работ

Инструкционные указания

1.Ознакомление с заданием

2.Определить оптимальный вариант технического решения

Задача № 1.

3.Заполнить таблицу 2.

Задача № 2.

4.Заполнить таблицу 3.

Задача № 3.

Провести анализ полученных данных, написать выводы.

Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу

Задание для отчета: После выполнения расчетов студенты представляют тетрадь.

Контрольные вопросы: Дать определение понятиям

Эффективность;

виды эффективности;

приведенные затраты.

Индивидуальное задание:

Задача № 1.

По данным таблицы определить оптимальный вариант технического решения

Вариант

Себестоимость руб/шт

ед. прод.,

Удельные капитальные вложения, руб/шт.

Норма дисконта

Задача № 2.

На основе имеющихся данных заполнить таблицу № 2:

№ п/п

Стоимость зданий и

сооружений, млн.руб.

Стоимость

машин и

оборудования,

млн.руб.

Всего

стоимость

основных

производственных фондов, млн.руб

Объем

продукции,

млн.руб.

Фондоемкость

продукции,

руб./руб.

0,71

1,31

Задача № 3.

На основе имеющихся данных заполнить таблицу № 3:

п/п

Себестоимость

единицы продукции, руб.

Удельные

капитальные

вложения, руб.

Норма

доходности, доли

единиц.

Приведенные

затраты на

единицу

продукции, руб.

0,15

0,18

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы

    Котерова Н.П. Экономика организации. Учебник- М.: Изд.центр «Академия», 2014 г.

    Гольдман Е.Л. Экономика геологоразведочных работ. Учебное пособие- М, 2003 г.

    Лисов В.И. Управление, организация и планирование геологоразведочных работ. Учебное пособие, 2011 г.

Статьи по теме: