Педагог библиотекарь норма проведения массовых мероприятий. Должностные обязанности педагога-библиотекаря перечень. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь - это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ. Поэтому наша библиотека является и кабинетом основ православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я педагог-библиотекарь.

Эссе

учителя основ православной культуры

Анановой Ирины Викторовны.

«Душа обязана трудиться», - сказал поэт.

И лучше, чем библиотека, пожалуй, островочка нет.

Чтоб открывались горизонты и мечты

Сюда приходим Я и Ты.

С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек. Этого, конечно, не случилось. Наоборот, мне кажется, что жизнь была небогата событиями и пробежала слишком быстро.

Но так кажется до тех пор, пока не начнешь вспоминать. Одно воспоминание вытягивает за собой другое, потом третье, четвертое. Возникает непрерывная цепь воспоминаний.

Я хочу приблизить свое нынешнее душевное состояние к той свежести мыслей и чувств, какая была характерна для дней моей юности.

Молодость для меня существует как судья моих нынешних мыслей и дел.

С возрастом, говорят, приходит опыт. Он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

Я не буду подробно рассказывать о своей жизни. Она была разной. Счастливое, беззаботное детство в родительском доме и горечь поражения при поступлении в КГМИ. Радость от устройства на работу в городскую детскую библиотеку, которая стала для меня родной на целых 19 лет. Счастье от поступления в Кубанский институт культуры. Насыщенная студенческая жизнь. Первая любовь и счастливое замужество. Рождение долгожданной доченьки. Начало работы в школьной библиотеке. С первого дня пребывания в библиотеке я поняла две вещи: первое – я не ошиблась с выбором профессии и второе – школа для меня стала родным домом. Сегодня я не представляю свою жизнь без шумной ватаги девчонок и мальчишек. Мы вместе с ними день за днем взбираемся на вершину знаний, и я счастлива, осознавая, что в погоне за знаниями они не становятся зубрилками и занудами, а развиваются как Личности.

Модернизация современной школы, новые подходы в построении обучения потребовали соответствующего информационно-библиотечного обеспечения, как самого процесса инновационных преобразований, так и постоянной библиотечной поддержки учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности педагогов и школьников. Как следствие – влияние библиотек системы образования стало рассматриваться в качестве одной из главных составляющих личности, педагогической составляющей.

В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь – это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ. В словаре библиотечных терминов руководство чтением определяется так: «…целенаправленное педагогическое воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного с помощью различных форм и методов деятельности библиотеки». Анализируя свою работу, я вижу односторонность этой формулировки. Конечный результат

деятельности библиотеки вовсе не воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного, а становление, развитие целостной, гармоничной личности ребенка: воспитание потребности в чтении, литературного вкуса, личностного восприятия произведения. Для меня важно не только признание того, что ребенок способен, имеет возможность прочитать, понять, по-своему оценить книгу и многое другое. Важно ожидание дальнейшего плодотворного развития юного читателя как личности, способной к созидательной деятельности.

Педагогической составляющей стала воспитательная функция школьной библиотеки, включающая традиционные направления – патриотическое, эстетическое, экологическое. Именно в работе библиотеки появились ростки ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания.

В 2000 году, к 200-летию первого издания «Слова о полку Игореве» мы вместе с ребятами из библиотечного клуба «Книга и Театр», созданного мной в 1997 году, подготовили театрализованное представление «Древо жизни». Ребята сами шили костюмы, готовили декорации. Эта работа захватила не только участников представления, но и самых «отпетых хулиганов». Мальчишки бежали в библиотеку, чтобы сделать шлемы для главных героев, выпилить самые настоящие щиты, а потом расписать их, как у самого князя Игоря. А когда были изготовлены мечи, тут уж не обошлось без военных баталий. А вот жертв у нас не было. Ведь ничто так не сближает людей, как совместное творчество. Прошло уже 17 лет с момента появления нашего школьного театра. Меняются его участники, но «КиТ» живет и радует зрителей своим творчеством. Силами «китят» был поставлен спектакль «Снежная королева» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена. Красной нитью через весь спектакль проходит тема верности, ответственности, любви и дружбы. Свет Рождественской звезды ведет Герду через все испытания к замку Снежной королевы и помогает вернуться в отчий дом. В 2011 году ребят привлекла проблема взаимоотношения между людьми и современные проблемы экологии и будущего нашей Планеты. Сценарий московской школьницы Л.Шиловой «Приключения дурочку – Нюрочки» помог моим «китятам» не только самим разобраться в этой проблеме, но и рассказать о ней юным зрителям нашей школы.

Высоконравственного человека невозможно воспитать, не развивая его духовные, эстетические запросы. Поэтому все библиотечные мероприятия ориентированы на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и откровения. Сложная и ответственная работа по духовно-нравственному воспитанию может дать положительные результаты только тогда, когда есть взаимный контакт педагога и библиотекаря. Совместная работа в нашей школе началась с проведения уроков внеклассного чтения. А уж эффект от проведенного урока возрастает многократно, если биографию поэта рассказывает библиотекарь, а ребята читают под музыку стихи. Так прошли у нас уроки по творчеству А.Ахматовой, Б.Пастернака, М.Цветаевой. Ребята сами подбирали музыку к стихам, искали малоизвестный материал о

жизни поэтов. Читальный зал превращался в литературную гостиную, а гостями на наших вечерах всегда были родители. Ведь без поддержки родителей трудно сдвинуть вопросы руководства детским чтением и духовно-нравственного воспитания с мертвой точки. Только объединив усилия преподавателей, библиотекарей, родителей и, безусловно, самих детей, мы смогли подойти к более глубоким аспектам этой проблемы, поддержать взаимный интерес к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Православная культура – бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой исток, без которого у России нет, и не может быть будущего. В 2005 году в Краснодарском крае появилась группа педагогов – единомышленников, готовых познакомить подрастающее поколение с многообразным, богатым и в то же время строгим, нравственно-возвышающим миром религиозной духовности. Именно этому посвящен курс «Основы православной культуры», введенный в программы изучения школьников МБОУ СОШ №2 г. Горячий Ключ. Мне, заведующей школьной библиотекой, было предложено пройти обучение на курсах повышения квалификации при Кубанском Государственном Университете и получить квалификацию преподавателя курса «Основы православной культуры», так как в нашей школе работа по духовно-нравственному воспитанию уже активно проводилась в библиотеке. По моему убеждению, знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного . Православие – неисчерпаемый источник духовности. От встреч с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и развитие человека. Рассказ педагога должен волновать душу ребенка. Важно, чтобы между учителем и детьми возник диалог, причем необходимо помочь высказаться каждому ребенку. Такое общение возникает на уроках ОПК и на библиотечных уроках при использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эту форму работы я использую для разных возрастных групп. С пятиклассниками мы проводим урок-дискуссию по сказке Г.Х.Андерсена «Ангел». Урок способствует формированию у детей христианского отношения к ближнему. Вызывает чувства любви и сострадания. Рассказ А.Платонова «Разноцветная бабочка» о силе материнской любви и ответственности за свои поступки вызывает одинаковый интерес, как среди старшеклассников, так и среди младших подростков. В ходе дискуссии ребята строят Древо предсказаний (моделируют дальнейшие события), у них появляется идея прощения и искупления вины. Этот рассказ мы обсуждали и с родителями на родительском собрании, и с библиотекарями на городском семинаре.

Известно, что творения святых отцов представляют собой сокровищницу педагогического искусства. Отцы и учителя Церкви оставили нам множество бесценных мыслей и идей, проверенных на практике более чем тысячелетним опытом. Одним из подлинных светил церковной педагогики был Иоанн Златоуст, величайший проповедник и богослов своего времени. Он считал, что еще перед тем, как приступить к обучению, необходимо заложить фундамент «доброй нравственности». Единство воспитания и обучения в педагогической концепции Иоанна Златоуста достигается через уроки любомудрия. Понятие «любомудрие» проходит лейтмотивом через его творения. По мысли святителя, первым руководителем, закладывающим в ребенке ростки любомудрия, является мать. Позднее, когда ребенок подрастал, любомудрие нуждалось не только в родителях, но и в наставниках, воспитателях. Таким образом, любомудрие у Иоанна Златоуста – это христианская жизнь, все грани которой – духовная, нравственная, интеллектуальная, эстетическая, практическая – находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. А их гармония, в свою очередь, достигается в результате единства воспитания и обучения. Эту систему воспитания я взяла за основу в своей работе. Многие помнят детскую считалочку: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…Кто ты будешь такой?» И действительно, кто ты будешь такой? Каким будет наше следующее поколение? Бездуховными, черствыми людьми с больными душами, с плохим физическим здоровьем? Или это будет поколение высоконравственных людей с прекрасным здоровьем, которые сделают нашу Россию сильной, богатой, культурной страной? Беспокойство и боль за наше будущее побудило педагогов-единомышленников создать в МБОУ СОШ №2 программу «Цветик-семицветик». Целью программы являлось углубленное духовно-нравственное воспитание в нашей школе. А что такое духовно-нравственное воспитание? Это помощь в обретении человеком СОВЕСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, НАДЕЖДЫ, ВЕРЫ, ЛЮБВИ, ЗДОРОВЬЯ, ТВОРЧЕСТВА. Это 7 лепестков, каждый из которых символизировал определенное направление совместной работы. Объединяет все направления предмет «Основы православной культуры». Это совместная работа учителей начальных классов (Маисеенкова Т.А.- клуб «Сеянцы», Ратушная А.Б., Панкова Н.А. – проект «КАРУСЕЛЬ»), среднего звена (Скоробогатько Н.А., Петрякова Е.Н.), старших классов (Дейкина О.А., Стецюк М.С.), учителя музыки (Анисимова Л.М.), клуб «КиТ» (Ананова И.В.), учителя технологии (Галантер Л.И.), учителей ОБЖ и физкультуры, библиотекарей, учителей ОПК и ОРКСЭ (Ананова И.В., Ратушная А.Б.). В стенах школы прошел городской семинар по теме «Организация духовно-нравственного воспитания учащихся школы». Педагоги, включившиеся в проект, показали своим коллегам из других школ города различные формы работы с детьми. Это было заседание клуба Сеянцы» в 3 классе

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 448н

«О внесении изменения в »


В соответствии с , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст.2898; 2005, № 2, ст.162; 2006, № 19, ст.2080; 2008, № 11 (ч.1), ст.1036; № 15, ст.1555; № 23, ст.2713; № 42, ст.4825; № 46, ст.5337; № 48, ст.5618; 2009, № 2, ст.244; № 3, ст.378; № 6, ст.738; № 12, ст.1427, 1434; № 33, ст.4083, 4088; № 43, ст.5064; № 45, ст.5350; 2010, № 4, ст.394; № 11, ст.1225; № 25, ст.3167; № 26, ст.3350; № 31, ст.4251; № 35, ст.4574; № 52 (ч.1), ст.7104; 2011, № 2, ст.339; № 14, ст.1935, 1944; № 16, ст.2294),

приказываю:

Министр Т. Голикова

Регистрационный № 21240

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 31 мая 2011 года № 448н


Изменение,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»


Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы".

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В данной статье речь пойдет о том, кто может занимать должность педагога-библиотекаря, какие обязанности вменяются этому специалисту и, как оплачивается его труд.

Педагог-библиотекарь в школе

Появление новой должности «библиотекарь-педагог» в школе вовсе не означает, что из штатного расписания образовательного учреждения необходимо в обязательном порядке исключить все должности библиотечных работников, в том числе и заведующих библиотеками.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

- Литературный семинар в школе

В компетенцию образовательного учреждения входит формирование штатного расписания школы и внесение в него изменений (ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» - далее – Закон РФ «Об образовании»). Исходя из этого руководители образовательных учреждений самостоятельно решают вопросы комплектования кадров и наименования должностей сотрудников, которые будут работать с информационными ресурсами школы и библиотечным фондом. Эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

В случае наличия большого количества классов в общеобразовательных учреждениях, допустимо нанимать несколько специалистов, библиотекарей и педагогов-библиотекарей в том числе. Поэтому, если руководство образовательного учреждения, соизмерив имеющиеся потребности, ресурсы и финансовые возможности, решит ввести в школе новую должность педагога-библиотекаря, значит, необходимо будет изменить штатное расписание, внеся в него соответствующие изменения.

В определенных случаях при переводе или назначении на должность педагога-библиотекаря к работе допускаются лица с уровнем квалификации, не отвечающим требованиям квалификационных характеристик. Это возможно на основании особых положений, содержащихся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Согласно пункту 9 данного раздела, лица, не имеющие специальной подготовки и стажа работы, установленных в требованиях к квалификации, но имеющие достаточный практический опыт работы, обладающие компетентностью, выполняющие свои должностные обязанности качественно и в полном объеме, по решению аттестационной комиссии могут быть приняты на соответствующие должности. Так библиотечный работник школы может быть принят на должность педагога-библиотекаря, даже если он не в полной мере соответствует требованиям, но обладает необходимыми для работы навыками и знаниями.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Должностные обязанности библиотекаря-педагога в школе

Педагог-библиотекарь, согласно своим должностным функциям, принимает участие в реализации основной образовательной программы, организует работу по информационному и учебно-методическому сопровождению.

Также педагог-библиотекарь школы должен разрабатывать программы дополнительного образования, направленные на:

  • культурное развитие личности учащихся,
  • поддержку их интереса к художественной и специальной литературе,
  • формирование информационной культуры.

С этой целью составляются рабочие программы.

В функции педагога-библиотекаря школы входит:

  • анализ достижений учащихся,
  • выявление творчески одаренных детей,
  • содействие формированию устойчивых склонностей и интересов к определенным профессиям.

Педагог-библиотекарь организует тематические выставки, читательские конференции. Составляет планы комплектации школы печатными и электронными ресурсами по всем предметах учебного плана, проводит учет и инвентаризацию библиотечных ресурсов, обеспечивает их сохранность.

Составляет систематический и алфавитный каталог литературы, использует при этом новейшие информационно-поисковые системы. Педагог-библиотекарь должен строго следовать правилам пожарной безопасности и правилам охраны труда.

Скачать должностную инструкцию педагога-библиотекаря
Скачать в.docx

Как оплачивается ставка педагога-библиотекаря в школе

Регламентирование вопросов заработной платы педагогов-библиотекарей, в том числе работающих в сельской местности, осуществляется по-разному. В одном случае учитываются нормы правовых актов субъектов РФ, в другом - нормы органов местного самоуправления (в т.ч. в зависимости от их финансового положения). Также учитываются локальные нормативные акты, принятые непосредственно образовательными учреждениями.

Необходимо учитывать следующее: если система оплаты труда работников образования формируется на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утверж­денных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», то должность педагога-библиотекаря школы данным приказом в настоящее время не предусмотрена.

Следовательно, по должности “педагог-библиотекарь” квалификационный уровень также не определен. А ведь в соответствии с этим уровнем определяется дифференциация ставок заработной платы педагогических работников. Общероссийский Профсоюз работников образования, учитывая это обстоятельство, адресовал Минобрнауки России предложение отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педработников, а также подготовить надлежащие проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей.

На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Образец должностной инструкции педагога-библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе разработана в соответствии требованиям ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; согласно Трудовому кодексу РФ и другим нормативным актам, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Педагога-библиотекаря назначает и освобождает от должности директор школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.3. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.
Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы.
1.4. Педагог-библиотекарь находится в прямом подчинении у директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Педагог-библиотекарь осуществляет свою деятельность согласно:

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • Уставу общеобразовательного учреждения, Правилам внутреннего трудового распорядка;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору.

1.6. Педагогу-библиотекарю строго запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
1.7. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • индивидуальные особенности развития детей различного возраста;
  • специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • передовые информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • профиль деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • порядок и правила составления отчетных документов о работе библиотеки.

Педагог-библиотекарь должен также знать правила внутреннего трудового распорядка, свою должностную инструкцию педагога-библиотекаря в школе, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при эвакуации в случае возникновения пожара.

2. Функции

К главным направлениям деятельности педагога-библиотекаря относятся:
2.1. Информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении (образовательная функция);
2.2. Помощь в самообразовании учащихся и педагогических работников образовательного учреждения посредством библиотечно-информационного обслуживания;
2.3. Пропаганда чтения как способа культурного досуга (культурная);
2.4. Обеспечение доступа к информации и информационным ресурсам, требуемым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования (информационная функция).

3. Должностные обязанности педагога-библиотекаря школы

Педагог-библиотекарь обязан:
3.1. Участвовать в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.2. Организовывать работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов.
3.3. Осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности.
3.4. С этой целью разрабатывать рабочую программу, обеспечивать ее выполнение, организовывать участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.5. Применять педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач.
3.6. Обеспечивать и анализировать достижения учащихся, выявлять их творческие способности, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
3.7. Участвовать в обеспечении самообразования учащихся, педработников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
3.8. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
3.9. Участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.
3.10. Составлять планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
3.11. Разрабатывать предложения по формированию в библиотеке школы ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.12. Проводить работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы.
3.13. Обеспечивать тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем.
3.14. Организовывать качественное обслуживание учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.15. Обеспечивать незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам.
3.16. Обеспечивать полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.17. Обеспечивать строгое выполнение должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.18. Строго выполнять правила охраны труда и противопожарной защиты.

4. Права педагога-библиотекаря

Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям библиотечного ресурса.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательного процесса в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы - помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией педагога-библиотекаря, а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающего процесса, педагог - библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью ученика, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству РФ и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 03.07.2016г). Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог - библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-библиотекарь школы:
6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы;
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода;
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы;
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями;
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы;
6.6. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда.

Должностную инструкцию разработал:

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Статьи по теме: