Теория и практика физической культуры требования. Требования к материалам, предъявляемым для публикации в журналах «Теория и практика физической культуры» «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теория и практика физической культуры

  • Введение
  • 1. Составляющие здорового образа жизни. Основные требования и его организация
  • 2. Понятия физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Охрана собственного здоровья -- это непосредственная обязанность каждого, которую мы не вправе перекладывать на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 - 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек -- творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. здоровый образ физический воспитание

Здоровье -- это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь -- это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) -- это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Всемирная организация здравоохранения (B03) определяет здоровье как состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20 минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани.

1. Составляющие здорового образа жизни. Основные требования и его организация

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) . Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят.

2. Понятия физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

«Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если рассматривать отдельное физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности воздействия, его «протяженности во времени», суммарному количеству выполненной физической работы и тому подобным параметрам. «Интенсивность» же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный его момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Общая нагрузка нескольких физических упражнений может

ной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление). Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха сочетаются, причем в начале интервала между частями нагрузки дается активный отдых, а затем--пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, непостоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как отдельной нагрузки, так и всего занятия. Интервалы отдыха являются в рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным. Куценко Г. И., Ю.В. Новиков Книга о здоровом образе жизни - М., 2002.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсивности, порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов физического воспитания. Конкретные особенности того или иного метода во многом определяются именно особенностями избираемого способа регулирования нагрузки и отдыха.

Заключение

Физическая культура -- составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Заниматься физкультурой -- это значит систематически выполнять физические упражнения, соблюдать режим жизни и правила гигиены, закаливать организм, умело пользуясь солнцем, воздухом и водой. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Составная часть физкультуры -- спорт. Заниматься спортом -- это значит путем упорных тренировок и постепенно возрастающих нагрузок добиваться высоких результатов в соревнованиях. Чтобы не причинить вреда организму, необходим регулярный врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Чрезмерное увлечение спортом и несоблюдение указаний учителя физкультуры и тренера могут вызвать переутомление, и тогда вместо пользы спортивные занятия принесут вред.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда. У работников физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно позже, чем у незанимающихся. Многолетние научные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, в определенных профессиях быстрее приобретают высокую квалификацию.

Список литературы

1. Анищенко В.С. Физическая культура. Методико-практические занятия студентов. -М.: издание Российского университета дружбы народов, 1999.

2. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. - М., 2002.

3. Бундзен П.В., Дибнер Р.Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути решения //Теория и практика физической культуры: -2004. - №5-6.

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

5. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья - М., 2006.

7. Дубровский В.И Спортивная медицина.- М.: Владас, 1998.

8. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни.-М.:Флинта Retonika-А,1999.

9. Ильинич В.И.Физическая культура студента. - М., 2000.

10. Кокоулина О.П. Основы теории методики физической культуры и спорта. Учебно-методическое пособие.-М.: МГУЭСИ 2001.

11. Коростелев Н. Б. От А до Я - М., 2002.

12. Куценко Г. И., Ю.В. Новиков Книга о здоровом образе жизни - М., 2002.

13. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. - М., 2003.

14.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.уч.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Здоровый образ жизни. Искоренение вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Влияние физической культуры на здоровье человека. Гигиена физических упражнений. Здоровье людей и благополучие окружающей среды. Рациональный режим труда и отдыха.

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Группы мотивов людей при ведении здорового образа жизни. Государственные программы, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, развития физической культуры и массового спорта. Антиалкогольная и антитабачная кампании.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Понятие здорового образа жизни, его главные составляющие. Влияние средств физической культуры на здоровье школьников 15-17 лет. Физическая культура и оптимизация режима двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2015

    Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. Структурные группы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Анатомо-физиологические особенности развития подростков 8-11 лет. Проблемы формирования здорового образа жизни школьников. Значение физической культуры в формировании здорового образа жизни. Особенности рационального питания, закаливания и режима дня.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2015

    Рассмотрение основ формирования, культуры, пропаганды, а также профилактики здорового образа жизни людей. Определение понятия, ценностей и функций физической культуры. Исследование особенностей современной социальной роли физической культуры и спорта.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2015

    Понятие здорового образа жизни, его составляющие, средства и методы формирования. Обоснование эффективности внедрения в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию методики формирования здорового образа жизни школьников девятого класса.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2010

    Цель физического воспитания студентов - формирование физической культуры личности. Роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности. Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

Выполнение работ" href="/text/category/vipolnenie_rabot/" rel="bookmark">выполнена работа , город, страну, ключевые слова (5-7).

3. Научные статьи должны состоять из разделов: «Введение», «Методы и организация исследования», «Результаты и их обсуждение», «Заключение» («Выводы»), «Литература». Материалы методического характера, как педагогической, так и медико-биологической направленности, должны состоять из введения, практических рекомендаций, научного или опытного обоснования, списка литературы. Раздел практических рекомендаций таких статей составляет не менее 75% всего объема. Статьи дискуссионного, публицистического характера к рубрикам «Приглашаем к дискуссии», «Консультации» и т. п. могут быть выполнены в произвольной форме.

4. В таблицах необходимо стремиться к максимальной краткости заголовков граф, не давать величин, легко выводимых из имеющихся (например, разность или проценты), не допускать сокращения слов, не дублировать данные, описанные в тексте. Желательно форматировать таблицы на всю ширину страницы. Таблицы, занимающие страницу полностью, не принимаются.

5. Графики, чертежи и схемы должны быть выполнены в любых программах векторной графики (CorelDraw, Adobe Illustrator, AutoCAD), используется шрифт Arial. Также допускается построение графиков (но не схем и чертежей) средствами Word и Excel. К статье можно прилагать фотографии и рисунки хорошего качества, иллюстрирующие проводимый эксперимент. Качество изображений должно обеспечивать возможность их полиграфического воспроизведения без дополнительной обработки. Иллюстрации с подписями должны быть вложены в файл с рукописью, а также приложены отдельными графическими файлами (tiff, jpg) с разрешением не менее 2000 пикселей по одной из сторон.

6. Список литературы должен быть выстроен по алфавиту в соответствии с правилами библиографического описания по ГОСТУ 7.1-2003. Также список литературы должен быть представлен на английском языке в соответствии с русским вариантом. Ссылки в тексте даются в квадратных скобках в соответствии с номерами списка литературы. Сноски приводятся в виде верхнего индекса. Ответственность за точность сведений в списке литературы несет автор.

7. Каждая оригинальная статья должна предваряться краткой аннотацией на русском и английском языках. Авторы несут ответственность за точность и качество перевода, который должен быть выполнен человеком, знающим английский язык, а не компьютерной системой перевода. Аннотации должны быть лаконичными и содержать в себе: название статьи, инициалы и фамилии авторов, краткие сведения о них, название организации, в которой выполнена работа, город, ключевые слова. В аннотации также указываются: цель работы, методика исследования, контингент испытуемых, основные результаты.

8. Рукопись должна включать дату написания, фамилии всех авторов, почтовый адрес, телефон и в обязательном порядке e-mail одного из авторов. К статье должна быть приложена качественная портретная фотография первого автора (при желании – нескольких авторов), фото прилагается отдельным вертикально ориентированным графическим файлом (tiff, jpg) с разрешением не менее 1280 на 960 пикселей (для этого достаточно 1,5-мегапиксельной цифровой фотокамеры).

9. Объем статьи должен быть ровно 2,5; 4,5 или 6,5 стр. формата А4 (больший объем – по договоренности), оформленных по приведенным ниже правилам (в рубрику «Из портфеля редакции» – от 0,5 до 1 стр.). В этот объем входят: текст, таблицы, иллюстрации, список литературы (аннотации, сведения об авторах и их фото не учитываются).

10. Формат файла с рукописью – MS Word, правое поле – 1 см, все остальные – по 2 см, шрифт Arial, заголовок – кегель 14, основной текст (в том числе текст таблиц) – кегель 10, список литературы – кегель 8. Весь текст - через одинарный интервал. Все отступы – 0.

11. Статьи принимаются исключительно по электронной почте. В названии файла статьи должны быть фамилия первого автора и дата написания (например, Ivanov02.05.2006.doc), все дополнительные файлы (с рисунками, схемами и т. д.) также должны содержать фамилию автора и дату (например, Ivanov02.05.2006Photo. tif, Ivanov02.05.2006Ris1.jpg или Ivanov02.05.2006Shema2.cdr). По получении редакцией статьи на электронный адрес, с которого была произведена отсылка, направляется уведомление о ее приеме к публикации или отказе в случае несоответствия оформления статьи вышеуказанным требованиям. Будьте внимательны к прочтению своей почты.

12. В связи с перегруженностью редакционного портфеля часть материалов будет публиковаться в виде кратких рефератов в рубрике «Из портфеля редакции». Помните, чем меньше объем Вашей статьи, тем больше вероятность ее скорого опубликования. Редакция оставляет за собой право принятия решения по характеру публикации, ее рубрике и названию, а также сокращения статьи, в том числе и значительного.

Для публикации статей в журналах «Теория и практика физической культуры», и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», вы должны предоставить одну рецензию от ведущих специалистов по проблематике вашего исследования.

Рецензия должна включать обоснование актуальности, научной новизны, достоверности полученных результатов, где и когда впервые они были опубликованы.

Объем рецензии может не превышать 2-3 стр., текст должен быть заверен по месту работы рецензента.

Рецензии присылаются вместе с научными материалами, возможно электронной почтой по адресу: *****@***ru или обычной почтой г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.

Рецензирование научных статей в журналах, представленных в списке ВАК РФ осуществляется на основании решения Президиума ВАК РФ.

Без наличия рецензий статья не будут принята к публикации.

Изменение в требованиях публикаций научных статей в журнале «Теория и практика физической культуры» в 2013году

Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» издается с 1925 года и является в мире известным научным изданием. Статьи, поступающие в редакцию профессионально рецензируются высококвалифицированными экспертами, редактируются, имеют аннотацию на английском языке в размере не менее двух тысяч знаков. Однако краткая аннотация не всегда дает возможность четкого представления содержания публикаций. Журнал читается в многих странах мира ближнего и дальнего зарубежья, стран Балтии, выписывается лучшими иностранными библиотеками, высшими учебными заведениями, имеет своего читателя за рубежом. Поэтому возникает необходимость его издание на английском языке. Кроме того начиная с 2010 года журнал входит в Список элитных научных журналов Thompson Reuters , что дает право определения индекса международного цитирования по расчету Impact -фактора , однако этот расчет может быть произведен при условии издания англоязычной версии журнала. Для решения этих проблем редколлегия журнала приняла решение с 1 января 2013 года наряду с русскоязычной выпускать англоязычную электронную версию журнала с выставлением ее в сети интернет на сайте www. *****. Расчет показателей Impact-фактора даст возможность авторам публикаций получить оценку собственного научного рейтинга, позволит иностранным учеными делать ссылки на исследования российских авторов. Таким образом будет повышать значимость российской спортивной науки на международном уровне.

В этой связи просим авторов обратить внимание на необходимость предоставления полного текста статей на русском и английском языках. Авторы несут ответственность за точность и качество перевода. Редакция берет на себя право рецензирования, редактирования и корректуры обеих версий статей.

В случае отсутствия англоязычного текста статьи редакция не гарантирует ее публикацию в журнале. Мы убеждены, что авторы и читатели поддержат инициативу российского отраслевого журнала и будут содействовать в повышении качества публикуемых журналов.

Подробная информация о требованиях к публикациям в журнале «Теория и практика физической культуры» размещена на сайте www. *****.

Контакты:

Адрес редакции: г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4 (Российский государственный университет физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики).

Телефоны: 3-16 (местный 12-92)

Электронная почта: *****@***ru

Образец

Рецензия

на статью _____________________________________________________,

______________________________________________________________

(Название статьи)

О рецензируемой мною статье могу сообщить (актуальность, новизна, результативность, значимость): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

сделать следующие замечания: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________ _

Перспективы использования полученных данных ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и подтвердить, что, по моему мнению, статья содержит новые интересные результаты и заслуживает публикации в журнале.

Рецензент

Звание

Подпись

Рецензия на статью

Название статьи

Предоставлена для специального издания (выбрать нужное)

Теория и практика физической культуры

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка

Направление

Тип рукописи:

Физическое воспитание

Оригинальная статья

Гуманитарные аспекты

Обзорная статья

Медико-биологические науки

Краткое сообщение/изложение

Теория спорта

Дискуссия

Профессиональное образование

Управление в спорте

Свое направление

1. Общая оценка (обозначьте X подходящий вариант по каждому пункту)

Параметры

1. Методология (сбор данных и статистический анализ)

2. Уникальность / Научная новизна

3. Значимость содержания

4. Качество представления (рисунки, таблицы, графики, фотографии)

5. Научная достоверность

6. Привлекательность для читателей

7. Практическая значимость

8. Список цитируемой литературы (ГОСТ 7.1-2003)

(обозначить выбранный пункт X)

Принять в оригинальном виде

Принять с незначительными исправлениями

Пересмотреть после внесения серьезных поправок

Отклонить

(обозначить выбранный пункт X)

Общее заключение ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент:

Звание

Организация _________________

Подпись

Дипломированный переводчик

с опытом работы в области физической культуры и спорта более 7лет, профессионально владеющий ПК и имеющий постоянный доступ в Интернет, предлагает свои услуги по письменному переводу.

Возможные языковые пары:

русский - английский;

английский - русский;

Основными принципами нашей работы являются:

· Высокое качество перевода:

Фактическая точность переведенного текста;

Отсутствие грамматических и пунктуационных

ошибок, опечаток;

Единство и правильное использование

терминологии;

Сохранение качества при переводе больших

объемов в сжатые сроки;

Адекватный и легкий для восприятия стиль готового перевода;

· Индивидуальный подход к каждому клиенту;

· Конфиденциальность;

· Высокая скорость выполнения заказов.

· Дополнительные услуги:

Редактирование, корректура и стилистическая правка русскоязычных текстов

Возможность переводческой поддержки веб-сайтов.

Цены на письменный перевод

Английский - Русский 300 руб./стр.

Русский - Английский 300 руб./стр.

*1 стр. = 1800 знаков

Выше указана стандартная стоимость перевода без учета повышающих и понижающих коэффициентов, которые указаны ниже

Повышающие коэффициенты:

Срочность: от 10%

Сложность текста: от 10%

Работа в выходные дни: от 10%

Понижающий коэффициент:

Скидка на объем более 50 стр. 5%

Скидка на объем более 100 стр. 10%

Вам понравится с нами работать!

По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь по почте.

Статьи по проблемам теории и методики физического воспитания и спортивной подготовки, истории, философии и социологии спорта, менеджмента, маркетинга и экономики физической культуры и спорта, спортивной педагогики, психологии, медицины, физиологии, морфологии, биомеханики.

Архив научных статейиз журнала «Теория и практика физической культуры»

  • 105 ЛЕТ - СТУДЕНЧЕСКОМУ СПОРТУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

    НАПРЕЕНКОВ А.А., СУЩЕНКО В.П. - 2015 г.

    The sports team of students of St. Petersburg State Polytechnic University (founded in 1899) takes a special place in the historical chronicle of formation and development of university sport in Russia. The purpose of the present study was to summarize the experience of many years of practice of organizing student public sports organizations of St. Petersburg State Polytechnic University. The study revealed the major organizational features of the origin and development of university sport in St. Petersburg State Polytechnic University. The potential of actualization of the matter of interest is related to self-organization and amateur activities of young people in the framework of the first university sports club of the institute, which became a model for similar activities in other universities of the country. Unfortunately, informational materials and statistical indicators of victories and achievements of polytechnic students, forms and trends of development of individual sports, such as mountaineering, handball, athletics, rhythmic gymnastics, swimming, chess and others, were not reviewed. Detailed analytical remarks on these aspects of the work are of considerable interest, and they are constantly brought to the notice of the sports community.

  • ON ADVANCED TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS BUSY IN SPECIAL TRAINING DEPARTMENT

    ЖОВАН Г.Ф., РУМБА О.Г. - 2015 г.

    The paper presents the findings of the studies dedicated to estimation of adaptive reactions of the hemostatic system to physical exercise, conducted in the Applied Research Center of Physical Education and Healthy Lifestyle at Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev"ev. The study involved students of the Faculty of Physical Culture. The effect of one-time physical load on the activity of lipid peroxidation in erythrocytes, fibrinolytic and adsorptive abilities of the latter was studied before and after a 20-minute high intensity cycle ergometry exercise. Two types of response of red blood cells to physical activity were detected. The first one was characterized by the increased concentration of plasminogen activators in red blood cells and active plasmin with an adequate decrease in the concentration of profibrinolysin. The second type of response was presented by the lack of the response of activation of fibrinolytic activity with a tendency to increase of the antiplasmin concentration. The findings confirmed the assumption that primary changes in a state of immediate adaptation occur at the level of cell membranes, including by the modification of the lipid bilayer structure at changes in lipid peroxidation processes. A linear correlation was traced between the changes in the fibrinolytic activity of erythrocytes during physical exercise and malondialdehyde (MDA) concentration in erythrocytes. The fibrinolytic activity of red blood cells increases with a decrease in the malondialdehyde level in them.

  • PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF SPORT SCIENCE IN RUSSIAN UNIVERSITIES

    ГРИГОРЬЕВ В.И., ИВАНОВ В.М., ПИСКУН О.Е. - 2015 г.

    Development of sports science in Russian universities is directed toward overcoming the depressive inertia by forming innovative clusters (Engl. Cluster - aggregate, union), focused on increasing of the intellectual potential of universities. The trajectory of the cluster project is created in the context of global trends: the permanence of development, structure, irreversibility and scale invariance of the processes that help predict the dynamics of creation of a cluster in the stochastic field of its possible states. Expected technological breakthrough and increase of competitiveness of university research is due to the capitalization of all types of resources: financial, human, information, targeted towards the project implementation. In connection with this, the strategic objective is to create modern industrial parks on the basis of interaction between educational institutions of higher professional education, research institutes, research and educational centers, design organizations and laboratories operating in the departments. Obviously, the solution of the problem, that has been discussed above, meets modern challenges of increasing competitive relations, reducing traditional development resources and forming a common information space. Technological expansion of research and development is paid by the preferences of support at the early stages of research, the transformation of ideas, informatization of research projects and acceleration of the introduction of innovative products into practice. The aim of starting a new project is associated with the strategy of priority development through technical re-equipment, large-scale renovation of fixed assets, structural and technological modernization of university research in general.

  • «ЗАБЫТАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»: МОСКОВСКИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ В НАЧАЛЕ ХХ В

    ПЕРЕВОЗНИКОВ А.А. - 2015 г.

    В статье затрагиваются вопросы распространения олимпийского движения в Москве, образования и деятельности Московского олимпийского комитета в 1913-1914 гг. Анализируются роль Комитета и его инициативы, связанные с развитием спорта и управлением им в Москве. Деятельность Комитета рассматривается под углом нравственных принципов, положенных в основу спортивной деятельности в начале XX в. Отмечается, что история и деятельность Московского олимпийского комитета практически забыта историками спорта. Авторы делают вывод, что с момента своего создания комитет стал организатором спортивного движения в Москве. Под его патронажем проводились крупнейшие городские и всероссийские соревнования. К 1914 г. комитет объединял представителей 9 московских городских лиг по видам спорта. Комитет выступал посредником между московскими спортивными обществами, городскими лигами по видам спорта и Российским олимпийским комитетом. От московского Комитета исходили многочисленные инициативы, связанные с распространением и популяризацией спорта. Через деятельность Комитета транслировались принципы олимпизма, напрямую связанные с нравственным поведением спортсменов.

  • «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СПОРТИВНОЙ НАУКИ И ЖУРНАЛ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (1969-1980 ГГ.)

    ПРОНИН С.А. - 2015 г.

    Новое руководство Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР еще в 1968 г. приступило к кардинальному изменению всей системы организации физической культуры и спорта в стране. При этом все лучшее, что имелось в этой сфере деятельности, было сохранено и творчески приумножено. Рубеж 60-70-х гг. ХХ в. характеризовался резким ростом результатов во всех видах спорта. Это потребовало формирования целостной системы воспроизводства значимых результатов научной деятельности в области физического воспитания и спорта. Координационные связи научно-исследовательской деятельности в организуемой системе начали создаваться с помощью проведения специализированных конференций. Субординационную роль в научно-технологической деятельности в рамках конкретных видов спорта должны были выполнять регулярно издаваемые специализированные научно-методические сборники статей. Венцом всей системы стали комплексные научные группы (КНГ), которые в 1973 г. были образованы при всех сборных командах СССР. Они начали проводить научно-технологическую деятельность по разработке практических рекомендаций для тренеров сборных команд страны. В 70-х гг. центральная научно-технологическая задача совершенствования системы подготовки спортсменов высокого класса заключалась в том, чтобы «… научиться управлять развитием спортивной формы, включая все ее компоненты». В свою очередь, эту задачу можно было успешно решить, только контролируя тренировочную и соревновательную деятельность спортсмена. Актуализация указанной проблемы однозначно потребовала определить направления и основные формы контроля, выделить объективные показатели деятельности и разработать оценочные шкалы, фиксирующие значимые критерии. Дискуссионный, в ряде случаев пионерский характер печатаемых в журнале материалов позволил по-новому взглянуть на многие аспекты спортивной деятельности и выделить приоритетные подходы к решению проблемы управления тренировочным процессом, которые прямо или косвенно реализовывались в подготовке ведущих спортсменов.

  • «САМОЧУВСТВИЕ-АКТИВНОСТЬ-НАСТРОЕНИЕ» СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

    КАБАЧКОВА А.В. - 2015 г.

    Установлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному. Результаты опросника САН по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» на всех этапах измерения до и после занятий (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября) превышают 4 балла. При этом статистически значимый прирост (р≤0,05) отмечен по показателям «Самочувствие» и «Активность» к концу семестра на 1 и 1,1 балла, соответственно. «Настроение» после занятий по физической культурена всех этапах измерения статистически значимо улучшается (р≤0,05) на 0,4-0,5-0,6-1,1 балла (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября соответственно). При субъективной оценке своего настроения после занятий физической культурой по пятибалльной шкале студенты-первокурсники характеризуют его как отличное и хорошее (5 и 4 балла соответственно), только 24 % (108/467) отметили уровень усталости выше среднего, а 2 % (9/467) - снижение работоспособности.

  • АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЮНЫХ САМБИСТОВ 12-14 ЛЕТ

    ГАЙРАБЕКОВ Р.Х., ПСЕУНОК А.А. - 2015 г.

    Целью исследования было изучение адаптационных возможностей юных самбистов (ациклический вид спорта) по показателям кардиореспираторной системы. Ритм сердечных сокращений исследовали по методике Р.М. Баевского (1976). При анализе и трактовке результатов сердечного ритма за основу была взята концепция Р.М. Баевского о двухконтурной регуляции сердечного ритма. Спортсмены 12-14 лет, занимающиеся самбо, тренировались 3 раза в неделю по 1,5 ч, причем около получаса посвящалось эстафетам и подвижным играм. Начиная с 13 лет количество тренировок увеличивалось до 5 в неделю, и их время составляло 2-2,5 ч. Функцию внешнего дыхания исследовали с помощью прибора «Спиро-Спектр» фирмы «НейроСофт», компьютера и соответствующего программного обеспечения. В лонгитудинальном режиме на протяжении двух лет на базе Адыгейской республиканской детско-юношеской специализированной школы олимпийского резерва по самбо был обследован 31 юный спортсмен 12-14 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что именно возраст 12-14 лет является критическим этапом онтогенеза, когда происходит ломка одних механизмов регуляции и им на смену приходят другие. Неверное дозирование тренировочной нагрузки приводит к исчерпанию резервов организма, малым энергетическим возможностям, что выражается в замедлении катаболических процессов. Этот процесс сопряжен с большим риском для здоровья юных спортсменов. Они нуждаются в тщательном мониторинге их функциональных возможностей и оценке адекватности их реакций на предъявляемую тренировочную и соревновательную нагрузку. Результаты исследования показали, что адаптивные возможности кардиореспираторной системы зависят от возраста, направленности тренировочного процесса и индивидуальных особенностей.

  • АДАПТОГЕННАЯ И АКТОПРОТЕКТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ СУКЦИНАТОВ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОКСИМЕТИЛЭТИЛПИРИДИНА СУКЦИНАТА (МЕКСИДОЛА) В ГАНДБОЛЕ

    ХРЕБТОВА А.Ю., ШАЛАМОВА Н.А. - 2015 г.

    В работе исследуется эффективность применения соединения на основе янтарной кислоты с целью повышения аэробной выносливостигандболистов высокой квалификации в режиме нагрузок смешанного характера в процессе подготовительного мезоцикла тренировок. На фоне применения 3-окси-6-метил-2-этилпиридина сукцината (мексидола) в качестве фармакологического корректора метаболических процессов представлены экспериментальные данные динамики некоторых показателей функционального состояния организма, общей физической работоспособности и уровня развития специальной выносливости высококвалифицированных гандболистов на этапе подготовительного мезоцикла, в состав которого вошли три учебно-тренировочных сбора (УТС) различной направленности. Предложены оптимальные схемы назначения исследуемого соединения с целью адаптации организма к физическим нагрузкам и повышения эффективности аэробных процессов энергообеспечения при выполнении физических нагрузок в зоне большой (аэробно-анаэробных воздействий) мощности и уменьшения доли анаэробно-гликолитического компонента в общем объёме энергопродукции в период восстановительного этапа мезоцикла. Разработаны основные рекомендации применения мексидола на контрольно-подготовительном и предсоревновательном этапах годичного цикла тренировок. Кроме того, сделано предположение о целесообразности применения препарата с целью повышения резистентности организма к гипоксии в условиях среднегорья и нарастания адаптационных возможностей на фоне анаэробных гликолитических нагрузок. В работе также даётся рекомендация необходимости синергического применения 3-окси-6-метил-2-этилпиридина сукцината с группами препаратов метаболического типа действия, а именно в сочетании с соединениями яблочной кислоты и её производных, α-кетоглутаровой и фумаровой кислот.

  • АНАЛИЗ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

    Целью исследования было обоснование модели и выявление ведущих факторов успешной спортивной деятельности. В основу интегративной деятельности организма бегунов на средние дистанции легло моделирование эффективных механизмов состояния спортсменов. В основу модели положены информативность главных компонент, дисперсионный анализ, сравнительные статистические характеристики с полной и с корректированной моделью. Показано, что доминантными индикаторами специальной функциональной системы организма являются показатели: кровотока, энергообеспечение, звенья белой крови, функционирование желудка и т.д.

  • АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТАВА ТЕЛА ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ПОСЛЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

    ЗДАНОВИЧ О.С., ЗЕБЗЕЕВ В.В. - 2015 г.

    Цель исследования заключается в анализе показателей состава тела лыжников-двоеборцев (7 квалифицированных спортсменов 17-20 лет) после тренировочных нагрузок разной направленности. Микроцикловой план подготовки лыжников-двоеборцев состоял из 6 тренировочных дней разного содержания. В понедельник и пятницу двоеборцы выполняли тренировочные задания преимущественно аэробного характера, направленные на совершенствование техники передвижения одновременным одношажным и двухшажным коньковыми ходами. Во вторник и четверг спортсмены совершенствовали технику прыжка на лыжах с трамплина по большей части в алактатно-анаэробном режиме. Тренировочные занятия в среду и субботу были ориентированы на повышение уровня специальной физической подготовленности в первую очередь в анаэробно-аэробном режиме. Результаты исследования показали, что наибольшее воздействие на показатели состава тела двоеборцев оказывают тренировочные занятия аэробной направленности (зафиксировано достоверное снижение результатов по сравнению с исходными значениями в показателях общего содержания воды на 1,3 л, внутриклеточной воды на 0,9 л, веса тела на 1,4 кг, массы мышечной ткани на 0,5 кг и др.). Изменения в показателях состава тела двоеборцев после тренировочных нагрузок анаэробно-аэробной направленности оказались менее значимыми по сравнению с результатами, зарегистрированными после тренировочных занятий аэробной направленности, но более значимыми в сравнении с результатами, полученными после тренировочных занятий алактатно-анаэробной направленности, о чем свидетельствует сопоставление полученных результатов с другими результатами исследования (зарегистрировано достоверное снижение показателей состава тела спортсменов по сравнению с исходными значениями в показателях общего содержания воды на 0,7 л, внутриклеточной воды на 0,5 л, веса тела на 0,6 кг, массы мышечной ткани на 0,3 кг и др.). Тренировки алактатно-анаэробной направленности недостаточно воздействовали на показатели состава тела лыжников-двоеборцев, поскольку полученные результаты не превышали тенденций.

  • АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

    НИКИФОРОВА О.Н., СЕЛЕЗНЕВ В.В., ЧЕШИХИНА В.В. - 2015 г.

    Problems of social, medical, economic, psychological and pedagogical nature related to human disability and processes of their rehabilitation have always been relevant in the society. The purpose of the study was to determine the level of physical working capacity of skilled orienteers with hearing impairments. According to analysis of the dynamics of heart rate and running speed on competitive distances, high performance of orienteers mostly correspond to steadier mean values of pulse and running speed. Pulse curves were rather flat with small fluctuations associated mainly with reaching the checkpoint, registering and leaving it. Thus, as revealed in a series of investigations, orienteers with hearing impairments had a fairly high correlation between running speed and heart rate during competitive activity. It is especially evident when passing lowland parts of the distance. An increase in heart rate was observed when dealing with inclines, water-logged grounds and ploughed fields. Heart rate decreased when descending, stopping or slowing down while reaching a checkpoint and registering on it. The required level of physical working capacity of skilled orienteers with hearing impairments is ensured by high resource indicators of the oxygen transport system. The indicators of maximum oxygen consumption of the leading Russian orienteers with hearing impairments are at the level of 66-71 and 55-60 ml/min/kg for men and women respectively, the speed at the anaerobic threshold is 4.8-4.9 m/s and 3.9-4.1 m/s for men and women respectively, which is slightly different from the indicators of elite orienteers.

  • АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ТРЕНЕР» РЕАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

    БАТАЛОВ А.Г., БЛЕЕР А.Н., КОСМИНА И.П., СКОТНИКОВА А.В. - 2015 г.

    Цель работы - выявить уровень соответствия нормативных квалификационных требований профессионального стандарта «Тренер» реализации подготовки тренерских кадров в системе высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта. Сопоставительный анализ осуществлялся по трем обобщенным и девяти трудовым функциям, определенным Профессиональным стандартом «Тренер» на 6-м квалификационным уровне деятельности тренера, и профессиональным компетенциям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению 49.03.01 - «Физическая культура» (уровень - академический бакалавриат) (ФГОС ВО «ФК»), и в Проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 49.03.04 - «Спорт» (уровень - академический бакалавриат, прикладной бакалавриат) (ФГОС ВО «Спорт»). Реализуемый в настоящее время в системе высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» не соответствует заданным требованиям 6-го квалификационного уровня Профессионального стандарта «Тренер». Структура и содержание Проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.04 - «Спорт» в части отображаемых в нем требований к результатам освоения программ бакалавриата (перечня профессиональных компетенций) в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам, необходимым на выходе специалистам для полноценной реализации их трудовых функций, приведенных в Профессиональном стандарте «Тренер».

  • АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ-ЮНИОРОВ РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ ГРУПП

    ЗЕБЗЕЕВ В.В., ЗЕКРИН А.Ф., ЗЕКРИН Ф.Х. - 2015 г.

    Цель исследования заключается в выявлении антропометрических особенностей дзюдоистов легких, средних и тяжелых весовых групп. Экспериментальное исследование проводилось в лаборатории Федерального центра подготовки (ФЦП) по зимним видам подготовки (ЗВС) «Снежинка», входящей в состав организационной структуры Чайковского государственного института физической культуры. В эксперименте приняли участие 30 дзюдоистов 17-19 лет, спортсмены спортивного клуба «Дзюдо» г. Чайковского, имеющие спортивную квалификацию I разряд, КМС и МС. Все они были разделены на три группы, по 10 человек в каждой: борцы легких весовых категорий - 60, 66 кг (легковесы), дзюдоисты средних весовых категорий - 73 и 81 кг (средневесы), спортсмены тяжелых весовых категорий - 90, 100 и свыше 100 кг (тяжеловесы). Для определения антропометрических особенностей дзюдоистов разных весовых групп был использован морфологический сканер «BodyScaner», позволяющий получать трехмерную модель тела спортсмена. Использованный нами способ оценки антропометрических данных показал существенные преимущества в сравнении с механическими методами измерения тела. Результаты исследования позволили выявить антропометрические особенности тяжеловесов (рост - 180,6 см, средний обхват шеи - 42,5 см, обхват груди - 112,7 см, обхват талии - 96,4 см, обхват бедер - 110,3 см и др.), средневесов (рост - 173,6 см, средний обхват шеи - 36,7 см, обхват груди - 96 см, обхват талии - 78,1 см, обхват бедер - 95,7 см и др.) и легковесов (рост - 164,8 см, средний обхват шеи - 36,3 см, обхват груди - 86,5 см, обхват талии - 73,3 см, обхват бедер - 89,4 см и др.). Таким образом, в результате исследования были выявлены антропометрические особенности дзюдоистов легких, средних и тяжелых весовых категорий. Информация о строении тела спортсменов может быть использована тренерами-преподавателями при совершенствовании технико-тактического арсенала занимающихся у них дзюдоистов.

  • БИОМЕХАНИЗМ РАЗГИБАНИЯ НОГ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФОРХЕНД УДАРА «СМЕШ» НА МЕСТЕ И В ПРЫЖКЕ В БАДМИНТОНЕ

    ЖИГУН Е.Е., ТАШТАРИАН М., ШАЛМАНОВ А.А. - 2015 г.

    Изучалась кинематическая структура разгибания ног в бадминтоне при выполнении форхенд удара «смеш». Был выполнен сравнительный анализ последовательности разгибания ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, а также определено время достижения максимума угловых скоростей в исследуемых суставах. Последовательность разгибания в коленных и тазобедренных суставах при ударе на месте и в прыжке неодинакова: при ударе на месте сначала разгибаются коленные суставы, а затем тазобедренные, при ударе в прыжке отталкивание от опоры начинается с разгибания тазобедренных суставов. Подобные закономерности характерны и для достижения максимума угловых скоростей в тазобедренном и коленном суставах. При ударе на месте пик угловой скорости разгибания в коленном суставе правой ноги возникает значительно раньше, чем в тазобедренном суставе, для удара в прыжке максимум угловой скорости сначала возникает в тазобедренном суставе, а затем в коленном. Изученные закономерности свидетельствуют о необходимости различных подходов к обучению и совершенствованию этих двух двигательных действий в бадминтоне.

  • БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА В БЕЗОПОРНОМ ПОЛОЖЕНИИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

    КАПИЛЕВИЧ Л.В., КОШЕЛЬСКАЯ Е.В., РАЗУВАНОВА А.В. - 2015 г.

    В баскетболе существует большое разнообразие бросков, однако 70% из всех в игре выполняется одной рукой сверху в прыжке (бросок в прыжке). Совершенствование данного вида броска актуально и для профессиональных баскетболистов, и для успешной тренировки только начинающих игроков (студентов, школьников), поскольку влияет на психологический аспект успешности в игре, а следовательно, и на образовательный процесс. В то же время с точки зрения спортивной физиологии безопорное положение является нестадартным условием выполнения любого двигательного действия, и для адаптации к нему необходима сложная многосторонняя перестройка функциональных систем организма. Изучены биомеханические особенности выполнения броска в безопорном положении баскетболистами разной квалификации. Полученные результаты свидетельствуют, что перестройки в системе движений баскетболистов высокой квалификации обеспечивают в первую очередь адаптацию к безопорному положению, скороодинированность движения и превращают зависание тела в воздухе в технический навык. В то же время физиологическая подстройка систем организма к безопорному положению во время выполнения броска в прыжке является факторообразующим аспектом, комплексно отрицательно влияющим на успешность выполнения данного двигательного действия.

  • БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХОДЬБЫ У БОЛЬНЫХ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

    ДАВЛЕТЬЯРОВА К.В., КАПИЛЕВИЧ Л.В., КОРШУНОВ С.Д., РОГОВ А.В. - 2015 г.

    Представлены результаты анализа биомеханических особенностей ходьбы у больных с детским церебральным параличом. Показано, что основными отличиями динамического стереотипа ходьбы детей, больных ДЦП, являются задержка перемещения ОЦТ вперед и дезорганизация движений нижних конечностей в вертикальной плоскости. Преобладающая сгибательно-приводящая позиция нижних конечностей на протяжении локомоторного цикла, связанная с ограничением движений в тазобедренном суставе, компенсируется увеличением раскачиваний туловища, ослаблением активности в фазе заднего толчка и ее резким усилением в четвертой фазе. При этом изменения структуры движения плечевого пояса и верхних конечностей можно рассматривать как компенсаторные. Одновременная активность мышц-разгибателей и сгибателей выступает не как эпизодическое явление, а как основная особенность управления локомоцией, являясь одновременно проявлением патологических расстройств и компенсаторным механизмом.

  • БИОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    ГЕРТНЕР С.В., ПОПОВ А.Н. - 2015 г.

    Биономика представлена в виде натурфилософии XXI в. Особое внимание уделено ее гносеологическим корням, которые связаны с именами отечественных и зарубежных авторов - сторонников эволюционного подхода к развитию самоорганизующихся систем микро-, мезо- и макроуровня. Связь биономики и экономики рассмотрена в русле теории взаимодействия и теории общности, каждая из которых по-своему акцентирует внимание на гене саморазвития физкультурно-спортивных организаций. Чтобы освободиться от интеллектуального «рабства» и порождаемой им скороспелой политики, предлагается полностью порвать с двухсотлетней традицией представления экономики как механизма поддержания устойчивого равновесия. Вместо этого предлагается в биономике рассматривать экономическую систему как развивающуюся экосистему. Согласно биономике, как и развитие экосистемы, рост рыночной экономики представляет собой стихийный эволюционный процесс. Ни одна из этих систем не планируется. Ни та, ни другая не нуждается в централизованном управлении. Как экосистема, так и экономика служит примером того, что современная наука называет «самоорганизующимися хаотическими» процессами. К гносеологическим корням биономики авторы относят «теорию организаций». В соответствии с предлагаемой концепцией в ее рамках осуществляется властное распределение ресурсов, предпочтений и ценностных ориентиров в определенных границах (рамках) разделения труда. Все это, по мнению автора, является предметом биономических исследований, поскольку связано с деятельностью «спортивной личности» (и прежде всего предпринимателя, менеджера). Оба они, как показано нами в работе, являются примером самоорганизующихся систем.

  • ВАРИАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ В СТРЕЛЬБЕ ИЗ ЛУКА

    МОИСЕЕВ С.А. - 2015 г.

    Изучение проблемы вариативности в функционировании различных биологических систем - одна из актуальных в области физиологии человека. Наиболее целесообразным является подход, в котором вариативность рассматривается не как случайный разброс в функционировании сенсомоторной системы, а как часть нелинейной динамической системы, где вариативность служит дополнительной информацией о ее состоянии, т.е. ее следует рассматривать как положительное явление, позволяющее системе адаптироваться к требованиям двигательной задачи. Изучали вариативность внешней и внутренней структуры двигательного акта - выстрела из лука и его отдельных фаз по фазовым, кинематическим и электромиографическим характеристикам. Была установлена существенно большая внутрииндивидуальная вариативность кинематических параметров движения в сравнении с электромиографическими. Длительность активности исследуемых скелетных мышц в разных их включениях варьировалась в широком диапазоне, отмечены средний и высокий уровни вариативности. С помощью факторного анализа по методу главных компонент были выявлены функционально связанные мышечные синергии, однако их оценка с позиции вариативности параметров биоэлектрической активности оказалась неоднозначной. Полученные в работе данные о величинах вариативности параметров внешней и внутренней структуры сложного точностного двигательного действия - выстрела из лука - расширяют представление о механизмах регуляции такого типа спортивных движений. Установлено, что факторный анализ по методу главных компонент может быть использован для выявления участвующих в движении мышечных синергий, вероятно, имеющих единый механизм управления на определенном уровне ЦНС.

  • ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - 45 ЛЕТ!

    ШЛЯХТОВ В.Н. - 2015 г.

    В статье отражены итоги функционирования и современный этап развития Великолукской государственной академии физической культуры и спорта. Дается историческая справка от момента создания вуза как филиала до сегодняшнего статуса академии. Раскрывается также вклад руководителей, возглавлявших вуз в разное время, в его становление и развитие. Сегодня академия занимает прочные позиции в области образования, материально-технического и кадрового обеспечения Северо-Западного региона. Это один из наиболее востребованных вузов для абитуриентов из близлежащих к Великим Лукам районов Псковской, Тверской и Новгородской областей, а также других регионов Российской Федерации. Подготовка специалистов ведётся по четырем укрупненным группам специальностей (направлений), программам подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования. На трёх факультетах академии обучается около 1000 студентов. За 45 лет подготовлено более 4,5 тыс. выпускников. На 11 кафедрах работают 89 преподавателей, среди которых профессора, доктора и кандидаты наук, мастера спорта, заслуженные работники и отличники физической культуры и спорта Российской Федерации. Более 70% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания. Раскрывая результаты спортивной, образовательной, научной, международной и воспитательной работы, в статье большое внимание уделили достижениям спортсменов, в разные годы обучавшихся в академии. Успешно пройденная вузом в 2012 г. государственная аккредитация доказывает устойчивые познания академии в системе высшего образования в области физической культуры и спорта, а также наличие высокого кадрового и научно-исследовательского потенциала.

  • ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАРАМЕТРОВ КРОВОТОКА У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

    ЗАЛЯПИН В.И., ИСАЕВ А.П., ЭРЛИХ В.В. - 2015 г.

    В работе представлены результаты исследования, целью которого был анализ показателей функционального состояния бегунов на средние дистанции. Показатели успешности в соревновательной деятельности бегунов на средние дистанции обусловлены спецификой их подготовки и различными индивидуальными факторами. Использованы канонические, рассчитаны коэффициенты канонических переменных результативности спортсменов, главных компонент, соотношение канонических переменных, индивидуальные канонические переменные. Построенные таким образом канонические переменные дают возможность изучать групповые зависимости между показателями кровотока и показателями результативности спортсменов в беге на средние дистанции и стипль-чезе.

Советский и российский научно-теоретический журнал по проблемам физической культуры и спорта.

Теория и практика физической культуры
Сокращённое название
(ISO 4)
ТПФК , ТиПФК
Периодичность 1 раз в месяц
Язык русский
Адрес редакции Россия, Москва 105122, Сиреневый бульвар, 4, офис 410;
Главный редактор Лубышева, Людмила Ивановна
Учредители Редакция журнала
Страна СССР СССР , →
Россия Россия
Издатель Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта»
Дата основания
Объём 9,0 п.л.
Тираж 1500 экз.
ISSN печатной версии 0040-3601
Индекс по каталогу «Пресса России»
Веб-сайт teoriya.ru

Главные редакторы

Подзаголовки журнала

  • 1925-1926 - Сборник научных трудов и статей по вопросам физической культуры;
  • 1927-1931 - Журнал, посвященный научной разработке вопросов физического воспитания, физического образования и врачебного контроля над физическим развитием;
  • 1937-1938 - Научно-популярный журнал;
  • 1939-1966 - Научно-методический журнал;
  • 1966- н. в. - Научно-теоретический журнал.

Учредитель (учредители) журнала

  • 1927 № 1 - 1927 № 6 - Издается НКЗ[Народным комиссариатом здравоохранения] РСФСР совместно с ВСФК [Высшим советом физической культуры] и Главнаукой
  • 1928 № 1 - 1930 № 1 - Издается НКЗ РСФСР по соглашению с ВСФК и Главнаукой
  • 1930 № 2 - 1931 № 1 - Официальный орган НКЗ и ВСФК РСФСР
  • 1931 № 2 - 1931 № 11/12 - Официальный орган НКЗ и ВСФК СССР и РСФСР
  • 1937 № 1 - 1945 № 6/7 - Орган Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР
  • 1946 № 1 - 1948 № 12 - Орган Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР
  • 1949 № 1 - 1953 № 3 - Орган Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР
  • 1953 № 4 - 1954 № 2 - Орган Министерства здравоохранения СССР
  • 1949 № 1 - 1959 № 2 - Орган Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР
  • 1959 № 3 - 1959 № 4 - Орган Оргбюро Союза спортивных обществ и организаций СССР
  • 1959 № 5 - 1968 № 10 - Орган Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР
  • 1968 №11 - 1986 № 4 - Орган Комитета по физической культуры и спорту при Совете Министров СССР
  • 1986 № 5 - 1991 № 12 - Орган Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту
  • 1992 № 1 - 1993 № 1 - Журнал Комитета по содействию олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации и ВНИИФКа
  • 1993 № 2 - 1993 № 2 - Журнал Комитета Российской Федерации по физической культуре, Государственного Центрального института физической культуры, Российского НИИ физической культуры
  • 1993 № 3 - 1993 № 11/12 - Журнал Комитета Российской Федерации по физической культуре
  • 1994 №1/2- 1999 № 6 - Журнал Комитета Российской Федерации по физической культуре, Российской Государственной Академии физической культуры, СпортАкадемБанка
  • 1999 № 7 - 2000 № 6 - Журнал Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Российской Государственной Академии физической культуры
  • 2000 № 7 - 2003 № 3 - Журнал Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Российской Государственной Академии физической культуры
  • 2003 № 4 - 2004 № 6 - Журнал Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Российского Государственного Университета физической культуры, спорта и туризма
  • 2004 № 7 - 2005 № 12 - Журнал Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации, Российского Государственного Университета физической культуры, спорта и туризма
  • 2006 № 1 - н. в. - Издается в содружестве с Российским Государственным Университетом физической культуры, спорта и туризма, Центром спортивной подготовки сборных команд России

Издательства

Тиражи

  • 1925-1926 - 7000 экз.
  • 1927-1929 - 1000 экз.
  • 1930-1931 - 5000 экз.
  • 1937-1941 - 11000 экз.
  • 1945-1949 - 10000 экз.
  • 1950-1952 - 15000 экз.
  • 1953-1954 - 19500 экз.
  • 1955-1956 - 18000 экз.
  • 1957-1959 - 12000 экз.
  • 1960-1966 - 9000 экз.
  • 1967-1968 - 13500 экз.
  • 1969-1970 - 16000 экз.
  • 1971-1973 - 18000 экз.
  • 1974-1976 - 19500 экз.
  • 1977-1979 - 18000 экз.
  • 1980-1981 - 16000 экз.
  • 1982-1983 - 12500 экз.
  • 1984-1985 - 13500 экз.
  • 1986-1990 - 15500 экз.
  • 1991-1993 - 6000 экз.
  • 1994- н. в. - 1500 экз.

Изменение объема

  • 1925-1930 - 4,0 п.л.
  • 1937-1939 - 6,0 п.л.
  • 1940-1941 - 4,0 п.л.
  • 1945-1978 - 5,0 п.л.
  • 1979-1991 - 4,0 п.л.
  • 1992-1995 - 5,0 п.л.
  • 1996- н. в. - 9,0 п.л.

Рубрики журнала

  • 1926-1927 - 2-3 рубрики.
  • 1928-1931 - 7-10 рубрик.
  • 1937-1937 - 3 рубрики.
  • 1938-1941 - 20-34 рубрик.
  • 1945-1982 - 10-12 рубрик.
  • 1983-1988 - 13-14 рубрик.
  • 1989-1996 - 30-39 рубрик.
  • 1997-2005 - 49-58 рубрик.
  • 2006- н. в. - 35-41 рубрик.
  • 1966-1989 - Тренировка, техника, тактика (1415 статей).
  • 1966-1991 - Физиология, спортивная медицина (1207 статей).
  • 1968-1989 - Юношеский спорт (627 статей).
  • 1968-1986 - Физическое воспитание учащейся молодежи (554 статьи).
  • 1967-1986 - Физическую культуру в быт народа (481 статьи).
  • 1966-1989 - Обсуждаем, спорим (475 статей).

Редакционная коллегия

Первое упоминание о наличии в журнале редакционной коллегии относится к 1930 году. В неё вошли: ответственный редактор Н. А. Семашко, ответственный секретарь Б. А. Ивановский, В. А. Блях (ВСФК УССР), В. В. Гориневский (ГЦИФК), И. А. Залкинд (ВСУ РККА), Е. Ю. Зеликсон (ГИФК им. Лесгафта), В. Ф. Зеленин (Главнаука), П. Б. Журевский (НКЗдрав), В. Н. Иванов (Зав. ОЗД и П), Б. А. Кальпус (ВСФК и РВСР), С. Г. Каплун (НКТруд), А. Н. Крестовников (ГИФК им. Лесгафта), Н. Н. Кузьмина (ГУ ВУЗ), С. Я. Магитон (ГЦИФК), В. А. Михельс (ВСФК), Н. И. Петров (Главсоцвос и ВСФК), Е. П. Радин (Ин-т ОЗД и П) и М. А. Шустовой (НКЗ).

Первое упоминание в технических данных журнала о наличии в нем редколлегии появилось на 808 странице в № 8/9 за 1937 год. Однако, персональный состав редколлегии указан не был. Ссылка в технических данных журнала просуществовала до № 10 за 1938 год.

Впервые состав редколлегии был представлен в первом послевоенном выпуске журнала в 1945 году. В неё вошли: Заслуженный мастер спорта СССР С. Л. Аксельрод, Заслуженный мастер спорта СССР Г. А. Калачев, доцент В. Н. Короновский, профессор А. Н. Крестовников, Заслуженный мастер спорта СССР Д. П. Марков, А. Д. Новиков, профессор П. А. Рудик. В практически неизменном составе (в № 1 за 1946 год в состав был включен доктор биологических наук В. С. Фарфель), редколлегия просуществовала до начала 1947 года.

История

Зарождение журнала (1925-1931)

Основан в 1925 году . Первый год выходил как приложение к журналу «Известия физической культуры », и в 1925-1926 годах назывался «Теория и практика физкультуры ». В данный период имел статус «Сборник научных трудов и статей по вопросам физической культуры».

В 1932 году в результате слияния журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физкультактивист» образовался Общественно-политический и научно-методический журнал «Физкультура и социалистическое строительство». Он являлся органом Высшего совета физической культуры СССР, РСФСР и Народного комиссариата здравоохранения СССР . В 1932 году вышло 12 номеров (номера 10 и 11 вышли совмещенным выпуском). В 1933 году журнал был переименован и стал называться «Советская физкультура». Под таким названием вышел всего один номер.

Второе рождение журнала (1937-1941)

Послевоенные годы (1945-1949)

Пятидесятые годы (1950-1959)

Шестидесятые годы (1960-1969)

Семидесятые годы (1970-1979)

Восьмидесятые годы (1980-1989)

Девяностые годы (1990-1999)

Двухтысячные (2000- по н.в.)

Журнал ТиПФК вошел в российскую базу научного цитирования (E-library) и международную систему научного цитирования Web of Science (

  • Устранить недостатки в работе журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. - 1951. - Т. XIV. - Вып. 8. - С. 632-633.
  • О заседании редакционного совета журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. - 1959. - Т. XXII. - Вып. 2. - С. 157-159.
  • Постановление бюро ЦС союза спортивных обществ и организаций СССР о журнале «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. - 1965. - № 12. - С. 70.
  • Раевский Р. Т. Вопросы профессионально-прикладной физической подготовки работников промышленного производства в журнале «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 9. - С. 49-51.
  • Червинский Ю. М. Наукометрический анализ развития научных исследований по физической культуре и спорту (на примере журнала "Теория и практика физической культуры) // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 1. - С. 65-67.
  • Филиппов С. С. Некоторые результаты конкретно-социологического исследования читательской аудитории журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 5. - С. 47-49.
  • Карпушко Н. А. Журнал «Теория и практика физической культуры» о физическом воспитании школьников (1925-1994 гг.) // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 5-9.
  • Чхаидзе Л. В. Материалы по биомеханике физических упражнений, опубликованные в журнале «Теория и практика физической культуры» в период с 1925 по 1950 г. // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 15-16.
  • Лопухин В. Я. Пятьсот статей по плаванию журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 24, 37-38.
  • Бальсевич В. К. Теории и практике физической культуры - 70 лет // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 2-3.
  • 60 лет на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 11/12. - С. 6.
  • Самсонова А. В., Козлов И. М., Таймазов В. А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 22-26.
  • Суник А. Б. «Теория и практика физической культуры» и история физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С. 4-8.
  • Мягкова С. Н. Женская проблематика на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» (1925-2000 гг.) // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С. 16-22.
  • Пронин С. А. Динамика публикаций журнала «Теория и практика физической культуры» (1925-2004 гг.) // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 5-8.
  • Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. На пути к столетию журнала «Теория и практика физической культуры» (рупора российской спортивной науки) // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 2-4.
  • Суник А. Б. «Теория и практика физической культуры»: первое десятилетие… // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 4-10.
  • Ефременкова И. А., Ефременков К. Н., Жарова О. Ю. Физкультурное образование России в контексте болонских соглашений. Контент-анализ журнала "Теория и практика физической культуры (2003-2008 гг.) // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 10. - С. 44-46.
  • Библиография

    • Библиографический указатель статей журнала «Теория и практика физической культуры» (1925-1964 гг.) / сост. В. И. Григорьев, С. В. Малинина, С. А. Пронин; Под ред. С. А. Пронина. - СПб. : СПбГУЭФ, 2005. - Кн. 1. - 286 с.
    • Библиографический указатель статей журнала «Теория и практика физической культуры» (1965-1984 гг.) / сост. В. И. Григорьев, С. В. Малинина, С. А. Пронин; Под ред. С. А. Пронина. - СПб. : СПбГУЭФ, 2005. - Кн. 2. - 342 с.
    • Библиографический указатель статей журнала «Теория и практика физической культуры» (1985-2004 гг.) / сост. В. И. Григорьев, С. В. Малинина, С. А. Пронин; Под ред. С. А. Пронина. - СПб. : СПбГУЭФ, 2005. - Кн. 3. - 306 с.
    Подобный материал:
    • Оздоровительная фитнес-йога в физическом воспитании студентов специальных медицинских , 321.29kb.
    • , 438.55kb.
    • Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей , 432.18kb.
    • Методика использования подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников , 538.61kb.
    • Перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по специальности , 83.13kb.
    • Педагогическая система профильной подготовки школьников в области физической культуры , 729.36kb.
    • «теория и практика физической культуры»: новые векторы развития , 397.39kb.
    • Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста , 336.31kb.
    • Формирование устойчивого интереса сельских школьников к занятиям лыжными гонками 13. , 424.29kb.
    • Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов , 467.41kb.
    ЖУРНАЛ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ (1925-1994 гг.)

    Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Карпушко

    Владимирский государственный педагогический университет

    Ключевые слова: школьная физическая культура, массив публикаций, "эпицентры" научных интересов, библиографичес­кие ссылки, авторское сообщество.

    Обращение к историческому наследию в юбилей стало давней и доброй традицией. Однако необходимость предпри­нять ретроспективный анализ материалов ведущего научно-теоретического журнала отрасли "Теория и практика физичес­кой культуры" была обусловлена не только юбилеем журнала. Тому было, как минимум, две серьезные причины. Во-первых, материалы научной периодики являются самыми мобильными из всех видов научной информации, а их динамика наиболее точно отражает исследовательские перспективы и публикацион­ные возможности любой научной области.

    Во-вторых, обращение к истории порождено неудовлетво­ренностью настоящим. Удручающая картина в оценке состояния здоровья и двигательной подготовленности детей и подрос­тков, очевидные ошибки и пороки сегодняшней школьной физической культуры - кумулятивный итог истории. В этой связи необходимость осмыслить и беспристрастно оценить собственное прошлое, выявить то ценное и перспективное, что сделано и накоплено наукой, передовым педагогическим опытом, стала настоятельной потребностью. Извлечь же уроки истории необходимо хотя бы потому, что с их учетом возможно обоснованное планирование перспектив дальнейшего научного поиска.

    Цель предпринятого исследования - определение и анализ массива публикаций по тематике "Школьная физическая культура", представленного на страницах анализируемого журнала. Для достижения этой цели были проанализированы материалы всех комплектов журнала "Теория и практика физической культуры", начиная с момента его издания (1925г.) и заканчивая 1994 г. Исключение составили 1942-1944 гг., когда издание журнала было прервано Великой Отечественной войной. Всего исследовалось 67 годовых комплектов, что суммарно составило 730 номеров. В это число включены и сдвоенные номера журнала начала 1990-х гг. Для повышения достоверности результатов исследования использовался метод контент-анализа. Анализ содержания журнала проводился по методике работы с малыми массивами информации.

    Опубликованные в журнале материалы рассматривались в нескольких аспектах: 1} выявлялись количественные парамет­ры формирования массива публикаций; 2) выяснялась пробле­матика раздела статей и тематические особенности информа­ции других разделов; 3} изучались показатели библиографичес­ких ссылок; 4) анализировались динамика авторского состава и размеры научного сообщества. В рамках такого четырехаспектного рассмотрения материалов журнала получены следую­щие результаты.

    Параметры массива публикаций. За 70-летний период в журнале "Теория и практика физической культуры" вопросам школьной физической культуры посвящено 711 публикаций (табл. 1). Наибольший удельный вес и первую позицию значимости имеют статьи - 491 (69%) - самый мобильный вид научной информации, рельефно фиксирующий последние достижения педагогической науки и смежных с нею научных дисциплин; вторую и третью позиции соответственно занимают рефераты научных работ - 69 (9,7%) и хроникальные сообще­ния - 52 (7,3%); далее следуют публикации раздела "Критика, библиография" -42 (5,9%) и материалы раздела "За рубежом" - 37 (5,2%).

    Таблица 1. Суммарные показатели массива публикаций журнала (1925-1994 гг.)


    Жанр публи­каций

    Годы

    Итого

    1925-1929

    1930-

    1935-1939

    1940-1944

    1945-1949

    1950-1954

    1955-1959

    1960-1964

    1965-1969

    1970-1974

    1975-1979

    1980-1984

    1985-1989

    1990-1994

    Статьи

    30

    31

    33

    9

    34

    31

    33

    44

    27

    55

    31

    27

    53

    53

    491

    Другие пуб-

    ликации, в

    том числе е

    разделах:

    "Рефераты

    научных ра-

    бот"

    16

    6

    15

    3

    2

    7

    2

    1

    1

    2

    2

    В

    2

    2

    69

    "Критика,

    библиогра-

    фия"

    6

    2

    1

    1

    8

    4

    4

    2

    1

    1

    2

    2

    4

    42

    "За рубежом"

    1

    9

    1

    1

    6

    4

    1

    8

    2

    4

    37

    "Хроника"

    8

    5

    10

    1

    4

    3

    3

    5

    2

    5

    2

    2

    4

    52

    "В физкуль-

    турных

    организаци-

    ях"

    1

    2

    3

    В других

    разделах

    4

    I

    1

    5

    3

    3

    17

    Всего

    60

    45

    71

    15

    49

    5!

    50

    54

    34

    69

    44

    37

    62

    70

    711

    При анализе данных общего массива публикаций журнала обращает на себя внимание тот факт, что динамика массива статей в сравнении с другими массивами- имеет достаточно стабильный характер. Некоторый спад статей отмечен лишь трижды. В 1940-1944 гг. резкий спад (с 33 до 9 статей) исчерпывающе объясняется военным временем. Во второй половине 60-х и в начале 80-х гг. спад статей в журнале совпадает с приростом монографий и учебно-методических изданий по школьной физической культуре. По всей видимости, этот факт объясняется тем, что написание книг- это результат многолетнего труда авторов, для подготовки которых необходи­мо значительное время, Переключение внимания авторов на подготовку таких изданий и обусловило меньшее число их выступлений на страницах научной периодики, и в частности на страницах анализируемого издания.

    По крайней мере, динамика статей ведущего научно-теоретического журнала отрасли своеобразно связана с запаздыванием начала прироста книг в массиве всех публика­ций отрасли по тематике "Школьная физическая культура". Если начало 60-х гг. характеризуется накоплением статей (первый значительный подъем - 44 статьи), то во второй половине отмечены спад числа статей в журнале (до 27) и одновременный прирост в издании книг. Начало 70-х гг. характеризуется наибольшим числом статей в анализируемом журнале, достигших суммарного показателя 55 за 1970-1974 гг. Во второй половине 70-х - начале 80-х гг. наблюдаются некоторый спад статей и одновременно повторный и наиболь­ший прирост в издании книг. Уместно отметить, что в эти годы (за восемь лет) произошло удвоение массива опубликованных исследований, Обстоятельство свидетельствует о "молодости" научной области и о ее бурном росте.

    Рефераты научных работ - особый вид публикаций, призванный обеспечить не только информационную, но и коммуникационную функции в развитии науки. Не случайно этот вид публикаций был столь весомо представлен в 20-30-х гг. на этапах формирования отечественной системы физического воспитания и первоначального развития науки о физическом воспитании детей и подростков. Материалы раздела "Рефераты научных работ" составляли в те годы четвертую часть суммар­ных показателей публикаций всех жанров (см. табл. 1), Самым тесным образом раздел был связан {или переименовывался) с аналогичными разделами журнала "Рецензии и рефераты", "Обзоры, рецензии и рефераты", "Критика, библиография".

    При хронологическом рассмотрении содержания этих публикаций обнаружилось несколько особенностей, В довоен­ный период значительная часть рефератов (до 70%) знакомила читателей журнала с данными зарубежной науки, передовым опытом педагогической и медицинской практики. В предвоен­ные и послевоенные годы опубликование таких материалов становится редкостью, а прежнего удельного веса в этом жанре публикаций они не набирают и впоследствии. Начиная с предвоенных лет материалы рефератов научных работ преиму­щественно посвящены работам отечественных ученых. В целом же важно отметить неизменное представление {пусть даже в незначительном объеме) рефератов научных работ по тематике "Школьная физическая культура" на страницах анализируемого журнала.

    В заметно меньшем объеме представлены интересующие нас сообщения в других разделах журнала: "Хроника" - 52 (7,3%); "За рубежом" - 37 (5,2%); "В физкультурных организа­циях" - 3 (0,4%); в других разделах - 17 (2,4%).

    В целом параметры массива публикаций ведущего научного журнала свидетельствуют о широком диапазоне публикуемых материалов по тематике "Школьная физическая культура"; о стабильной динамике общего массива публика­ций; об опережающем приросте статей в сравнении с прирос­том монографий и учебно-мет одических изданий,

    Проблематика раздела статей. Из 491 статьи о школьной физической культуре 52 {10,6%) посвящены истори-ко-педагогическим исследованиям, 284 (57,8%) - теоретико-методическим проблемам, 125(25,5%) -медико-биологическо­му обоснованию процесса физического воспитания школьников, 30 (6,1%) -психологическим, социологическим и другим исследованиям (табл. 2).

    Статистика историко-педагогических работ указывает на преобладание работ по зарубежной проблематике, составляю­щее 5,7% учтенных публикаций, или 53,8% публикаций этого блока - 28 из 53 статей. Меньшее, но все же значимое место занимают статьи персонифицированного плана - 13 {2,6%}. Подготовка и опубликование этих работ преимущественно связаны с юбилейными жизненными датами крупных представи­телей отечественной педагогической мысли в области физичес­кого воспитания (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, П.С. Пирусский), а также видных деятелей просвещения и образования в России (К.Д, Ушинский, Н.К. Крупская), Вместе с тем весьма скромно представлены на страницах журнала материалы о проблемных, генетических исследованиях, целостно и система­тизирование освещающие вопросы истории школы и педагоги­ческой мысли народов России. Лишь эпизодически журнал освещал такие темы, как "Физическое воспитание в учебных заведениях России", Школа и педагогическая мысль народов России", "Педагогические общества. Научно-педагогические учреждения и организации", "Педагогическая наука и школа".

    Преобладающее число статей, и это справедливо и естественно, раскрывает теоретика-мет одические проблемы физического воспитания школьников. Лидирующую позицию здесь занимают статьи, посвященные развитию двигательных способностей детей и подростков - 45 (9,2%). Освещение данной проблематики началось с послевоенного периода и к началу 70-х гг. достигло максимума - 11 статей из 45. Собственно 70-е гг. - время интенсивной разработки данной проблематики как в науке и спорте высших достижений, так и в сфере школьной физической культуры. Здесь успешно работают ведущие ученые страны - B.C. Фарфель, В.М. Зациорский, В.П. Филин, З.И. Кузнецова, Л.В. Волков, А.А. Гужаловский и другие. Изучение возрастных особенностей развития двигательных способностей, выявление сенситивных периодов, обусловливающих эффективное, направленное их развитие, предопределило появление целого ряда крупных теоретике-методических работ и перспективных направлений дальнейшего научного поиска. Только в области школьной физической культуры в 70-х гг. были подготовлены две докторские и 69 кандидатских диссертаций; Всесоюзный научно-технический информационный центр зарегистрировал 12 отчетов о НИР {1972-1979 гг.); в научно-методической периодике и в других научных изданиях опубликовано свыше 200 статей. Особенно интенсивно данная проблематика "Возрастные особенности развития двигательных способнос­тей" разрабатывалась в НИИ физиологии детей и подростков АПН под руководством З.И. Кузнецовой. При анализе того, что непосредственно касается опубликования инновационных материалов в журнале "Теория и практика физической культу­ры", необходимо учесть следующее: отношение статей 45 к 200 (22,5%) свидетельствует о должном внимании журнала к данной проблематике и ее значимости в развитии концептуального русла науки.

    Вторую позицию занимают статьи, связанные с програм­мно-нормативным обоснованием процесса физического воспитания школьников - 39 (7,9%). Статистический ряд этой тематики достаточно ровен, стабилен, не имеет ломаных спадов или скачков прироста. Интерес к этой проблематике определился уже в начале 30-х гг. в связи с введением физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР", который стал и программной и нормативной основой физичес­кого воспитания в школе, В дальнейшем же устойчивость и стабильность исследовательских интересов определялись не столько предметно-логическими факторами развития научного знания, сколько социальными установками и задачами, постав­ленными перед научным сообществом. На протяжении 50 лет школьные программы и требования к двигательной подготов­ленности детей и подростков должны были основываться и логически увязываться с особенностями содержания и норма­тивными требованиями комплекса.

    Статьи по теме: