Правовое регулирование рекламной деятельности в сервисе. Правовое - регулирование рекламной деятельности в скст
План главы
1. Система нормативного правового регулирования рекламы.
Система нормативного правового регулирования рекламы
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» . Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу, на некоторую иную информацию, перечень которой приведен в ст. 2 Закона о рекламе (вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и др.).
Отношения в сфере рекламы регулируются также иными законодательным (ГК РФ, НК РФ) и подзаконными нормативными правовыми актами (постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы» и др.).
Статья 4 Закона о рекламе закрепляет федеральный уровень регулирования рассматриваемых отношений. Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 марта 1997 г. № 4-П указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (ч. 2, 4-6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
В настоящее время нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации информационных конструкций в городе Москве и городской конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов (аукционов) на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» ; постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене» .
Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты является средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона о рекламе).
Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 (далее - Постановление ВАС РФ № 58) не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В литературе представлено и иное, отличное от законодательного, понимание рекламы : как деятельности по подготовке и распространению сведений о рекламируемом объекте , деятельности по созданию рекламного макета, предпринимательской деятельности по доведению рекламного макета до потенциального потребителя , средства индивидуализации и др. Рекламную деятельность большинство авторов квалифицируют как предпринимательскую .
Объектом рекламирования могут быть товар, его изготовитель или продавец, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
1) в зависимости от целей реклама: политическая - информация, распространяемая участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т. п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования; социальная - направленная на достижение благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также обеспечение интересов государства; коммерческая , цели распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;
В ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 38-ФЗ "О рекламе" в качестве целей провозглашается развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Как известно, это такая реклама, которая способна ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также которая посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Идеальная реклама - это поиск разумного баланса интересов продавца и покупателя. Рекламные коммуникации состоят из трех равнозначных частей: информации о товаре, маркетинга и творческой части, выраженной ярко, самобытно и запоминаемо. В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов, на нес тратится в среднем 3-6% от стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам продукции до 20-30%. Российский рекламный рынок входит в десятку крупнейших европейских рынков. Состояние этого рынка является одним из показателей того, что происходит в стране: каковы покупательные способности населения и каков инвестиционный климат.
Каждое коммерческое предприятие, приступая к организации рекламной кампании, определяет конкретные цели. Реклама товара призвана решать задачи стимулирования сбыта товара; ускорения товарооборота; формирования потребности в этом товаре; побуждения к приобретению именно данного товара; помощи потребителю в выборе товаров; стремление сделать определенного потребителя постоянным клиентом.
Закон определил соответствующие требования к рекламе, которые подразделил на: общие и специальные.
- - реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения;
- - реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации;
- - если деятельность рекламодателя подлежит лицензировано, в рекламе должны быть указаны помер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию;
- - реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации";
- - использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- - реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;
- - реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство и др.
Специальные требования относятся к рекламе, которая распространяется:
- - в телепрограммах и телепередачах (ст. 14);
- - в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15)
- - в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания (ст. 16);
- - в кино- и видеообслуживании (ст. 17);
- - по сетям электросвязи и на почтовых отправлениях (ст. 18);
- - в городских, сельских поселениях и на других территориях, т.е. наружная реклама и установка рекламных конструкций. Она не должна иметь сходства с дорожными знаками, ухудшать их видимость, снижать безопасность движения и т.д. (ст. 19 Закона);
- - на транспортных средствах (ст. 20).
Законом установлены особенности рекламы отдельных видов товаров. Так, реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также табака и табачных изделий и курительных принадлежностей не должны распространяться в детских, образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурных учреждениях, а также ближе чем 100 м от них; на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Она не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха для улучшения физического или психического состояния (ст. 21-23 Закона);
Специальные требования относятся к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24); рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25); финансовых услуг (ст. 28); ценных бумаг (ст. 29) и др.
Осуществляя рекламную кампанию, торговые предприятия должны определить формы рекламы, т.е. способы и средства ее распространения. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются следующие средства и способы распространения рекламы:
- - печатная реклама - листовки, проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, календари, блокноты, папки;
- - реклама в печатных изданиях - газеты, журналы, книги, телефонные книги, специализированные справочники;
- - наружная реклама - планшеты и щиты, световые экраны ("бегущая строка", неподвижное изображение, движущееся изображение), вывески. Запрещено размещать рекламу на многоквартирных жилых домах без согласия собственников жилья;
- - реклама на месте продажи - витрины магазинов с товарами, стеллажами, стойки, упаковка товаров, ярлыки, ценники и т.п.;
- - сувенирная реклама - блокноты, календари, ежедневники (полиграфического исполнения), канцелярские принадлежности, кофейные кружки, полиэтиленовые пакеты и т.д.;
- - радио-, телереклама, кино- и видеофильмы (клипы, еноты), радиоклипы, слайд-фильмы;
- - реклама на транспорте - рисунки и надписи на бортах транспортных средств, реклама с помощью авиационных средств (подъем рекламных материалов в воздух воздушными шарами, дирижаблями, вертолетами). В то же время запрещена звуковая и голосовая реклама в общественном транспорте ВАС РФ. По его решению реклама должна молчать, когда человек едет в автобусе, троллейбусе, трамвае или маршрутке.
В последние годы бурно развивается сегмент Интернет-рекламы. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), если рассматривать российский рынок, то в 2000 г. доля рекламы в печатной прессе была 48%, а Интернет-сегмент отсутствовал как класс. В 2005 г. доля Интернета в рекламе была уже 2%, в 2010 г. - уже 11%. Тогда как доля печатной прессы была 29%, а стала 18%. Подсела наружная реклама с 17 до 13%. Темпы роста объемов виртуальной рекламы в Интернете в разы больше, чем у его ближайших конкурентов.
В Российской Федерации прирост объемов ежегодного рекламного бюджета в Интернете впечатляет - от 50 до 70%. Только с января по март 2011 г. Интернет-компании заработали на рекламе порядка 7 млрд руб. Если такая динамика сохранится в течение 5-7 лет, то структура рекламного рынка изменится в ущерб печатным СМИ и радио. По расчетам аналитиков в глобальном масштабе Интернет опередит прессу по рекламным доходам уже к 2013 г.3 Таковы тенденции развития средств и способов распространения рекламы.
Реклама должна соответствовать общим и специальным требованиям по содержанию и форме, предусмотренными нормативными актами, чтобы быть надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к се содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Федеральном законе "О рекламе" приведено два вида ненадлежащей рекламы:
- 1) недобросовестная реклама - это реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц; порочит честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, относительно рекламируемого товара; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 2 ст. 5 Закона);
- 2) недостоверная реклама - это реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения: относительно различных характеристик, свойств, качеств и стоимости товара; о наличии его на рынке; об условиях доставки, гарантийных обязательств и т.п. (п. 3 ст. 7 Закона).
В прежнем законодательстве не проводилось четкое разграничение между понятиями наружной рекламы и средства стабильного территориального размещения, на который помещается реклама. На практике это приводило к тому, что органы местного самоуправления при определении порядка выдачи разрешений на размещение наружной рекламы вторгались в сферу регулирования вопросов содержания рекламной информации на средствах наружной рекламы. Это позволяло им при выдаче разрешений на рекламу меть возможность необоснованного отказа в размещении рекламы отдельных товаров и хозяйствующих субъектов.
В ст. 19 Федерального закона "О рекламе" четко прописаны параметры наружной рекламы и установки рекламных конструкций. Согласно п. 15 в размещении рекламных материалов отказывается по следующим основаниям: а) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; б) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; в) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; г) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; д) нарушение требований законодательства РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании и др.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.
Серьезной проблемой является широкое распространение продажи товаров но образцам (дистанционные продажи), сопровождаемой рекламой ("телемагазины", рассылка рекламных буклетов по почте и т.д.). Реклама позволяет продавцу-рекламодателю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с телеэкрана товар, описать его характеристики и способы использования. Однако часто она не содержала информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его производителем и т.д. Такая схема продаж позволяла недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности. Согласно ст. 8 Федерального закона "О рекламе" товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны следующие сведения о продавце: наименование, место нахождения и государственный регистрационный помер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, система рекламного законодательства, устанавливающая общие параметры рекламного рынка, выступает базой для формирования правил и стандартов рекламы саморегулируемыми организациями. Вместе с тем нельзя забывать о том, что, устанавливая требования к рекламе (распознаваемость, добросовестность, достоверность, ограничения рекламирования отдельных видов товаров, особенности отдельных способов рекламирования и т.п.), государство обеспечивает их соблюдение посредством возможности государственного принуждения в отношении нарушителей установленных правил.
Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 утвердило Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе1. Дела но фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом ФЛС России по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства. Дело может быть возбуждено антимонопольным органом также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе. Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления. В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела. В случае отказа в возбуждении дела антимонопольный орган обязан письменно уведомить об этом заявителя в течение пяти дней со дня принятия такого решения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации, ее историческое развитие. Правовая природа и виды рекламы. Система источников правового регулирования рекламной деятельности. Договорные отношения в сфере рекламы.
дипломная работа , добавлен 30.07.2012
Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.
контрольная работа , добавлен 01.03.2010
Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.
курсовая работа , добавлен 10.02.2017
Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.
реферат , добавлен 17.01.2008
Историко-правовой анализ регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Понятие, виды и основные требования к содержанию рекламы. Анализ соотношения между государственным контролем и саморегулированием участников рекламных отношений.
дипломная работа , добавлен 19.12.2013
Правовое регулирование рекламной деятельности. Основные направления государственного регулирования рекламы. Интернационализация средств массовой информации. Перечень наиболее важных законодательных актов регулирования рекламной деятельности в США.
контрольная работа , добавлен 02.08.2011
Понятие рекламного права и рекламного законодательства. Основные функции этой отрасли права. Нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ, услуг. Ответственность участников данного процесса за ненадлежащую рекламу.
доклад , добавлен 27.05.2015
Исследование правового регулирования рекламной деятельности. Правила распространения рекламы через разные каналы коммуникации. Соотношение обязательств по оказанию услуг и выполнению работ в рекламной деятельности. Использование авторских произведений.
дипломная работа , добавлен 29.06.2011
Правовое регулирование рекламной деятельности. Правовое регулирование рекламной деятельности, как и любой иной частноправовой деятельности, осуществляется главным образом на двух уровнях: нормативном правовом и договорном. Можно выделить следующие основные особенности современного нормативного правового уровня регламентирования рекламной деятельности.
- 1. Рассмотренные выше взаимосвязанные правовые режимы рекламной деятельности в их совокупности свидетельствуют о том, что область коммерческой рекламы, как и любая иная предпринимательская сфера, является комплексной, межотраслевой областью правового регулирования х. Соответствующим образом строится и ее правовое регламентирование.
- 2. Законодательство, регулирующее рекламную деятельность, как и любая область законодательного регулирования, носит системный характер, но имеет специфику строения. Центральным элементом структуры этого законодательства выступают три нормативных акта, содержащих основное количество норм действующего законодательства, посвященных рекламе. Это ГК, КоАП и Закон о рекламе.
правовое положение субъектов этой деятельности, оформляют общий режим ее договорного регулирования, регламентируют иные сопутствующие названной деятельности гражданские отношения. А специальные нормы ГК содержат предписания, напрямую касающиеся рекламы. Кроме определения в части первой ГК обозначенного выше гражданско-правового существа рекламы (ст. 437), нормы о рекламе содержатся в части второй (ст. 494 о публичной оферте товара в розничной купле-продаже), части третьей (ст. 1212 о праве, подлежащем применению к договору с участием потребителя) и в части четвертой этого акта (ст. 1299, 1474, 1484, 1515, 1519, 1539). По смыслу указанных норм части четвертой ГК реклама может быть связана с использованием различных результатов интеллектуальной деятельности. Так, согласно п. 1 ст. 1539 ГК правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение) и, в частности, путем указания коммерческого обозначения в рекламе. Соответственно можно заключить, что отмеченное указание есть одна из форм реализации обозначенного исключительного права. Таким образом, реклама в данном случае - это особая сфера использования результатов интеллектуальной деятельности. В этой области (области рекламы) реализуются соответствующие исключительные права, т.е. это сфера праворе- ализации исключительных прав и других интеллектуальных прав.
В отличие от ГК, КоАП, содержащий правила об административной ответственности за рекламные правонарушения, и Закон
0 рекламе в совокупности устанавливают систему специальных правовых ограничений в области рекламы. Эти два акта указывают на границы дозволенного в рекламной сфере, отграничивая в этой области правомерное поведение от неправомерного.
Наряду с тремя базовыми актами, различные отношения в рамках рекламной деятельности регулируются также и множеством иных, в основном, федеральных актов .
- 3. Основным, наиболее распространенным приемом нормативного правового регулирования рекламной деятельности выступает установление в законодательстве о рекламе правовых запретов. Смысл такого запретительного регулирования - ограничение свободы усмотрения (правореализационных возможностей) рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей в целях охраны субъективных прав потребителей рекламы и публичных интересов.
- 4. Анализ текущего состояния нормативного правового регулирования отношений в области рекламы позволяет указать на тенденцию развития законодательства о рекламе и тенденцию повышения роли договорного регулирования.
При этом практика свидетельствует и о том, что в этой области договоры зачастую носят смешанный характер, подчиняясь положениям ст. 421 ГК . В таком случае договор обычно оформляет осуществление всего комплекса рекламных мероприятий либо их существенной части, например это может быть договор на создание и размещение наружной рекламы.
Саморегулирование (гл. 4 Закона о рекламе) предполагает, что профессиональные участники рекламного рынка самостоятельно осуществляют нормирование своей деятельности. Институциональным инструментом такого саморегулирования выступает создание саморегулируемых организаций в сфере рекламы (ст. 31 Закона о рекламе).
Необходимость применения правил технического регулирования при осуществлении рекламной деятельности определена наличием соответствующих документов по техническому регулированию .
Правовые последствия нарушения законодательства о рекламе.
Специфическим нарушением в области рекламной деятельности, за которое предусматриваются специальные правовые последствия, выступает осуществление ненадлежащей рекламы. Согласно Закону о рекламе (ст. 3) ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Правовые последствия ненадлежащей рекламы определяются как межотраслевые в гл. 5 Закона о рекламе. Такие правовые последствия следует подразделить на гражданско-правовые и публично-правовые. В ст. 38 Закона о рекламе сформулированы правила о гражданско-правовых последствиях ненадлежащей рекламы. Согласно ч. 1 указанной статьи нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. В данном случае, как установлено в ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе, потерпевшие (это лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы) вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о:
- 1) возмещении убытков, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК);
- 2) возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
- 3) компенсации морального вреда (ст. 151 ГК);
- 4) публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
По существу, в указанной норме законодатель перечислил способы защиты гражданских прав, большинство которых одновременно является и мерами гражданско-правовой ответственности и которые могут быть использованы в рекламной сфере. Возможно не только раздельное, но и совместное применение названных способов защиты, например может быть заявлен иск о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью физических лиц, и о компенсации морального вреда.
Следует заметить, что с иском о контррекламе может обращаться не только потерпевший, но и антимонопольный орган. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона о рекламе в случае установления названным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания он вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения. Таким образом, данный способ защиты гражданских прав может быть применен и по инициативе уполномоченного органа власти (а не потерпевшего).
Публично-правовые последствия представляют собой административно-правовые и уголовно-правовые последствия ненадлежащей рекламы. Например, административно-правовые последствия в данном случае - это применение ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Возможна и уголовно-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы .
Административная ответственность наступает согласно КоАП. В соответствии со ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа. Дела по ст. 14.3 КоАП рассматриваются федеральным антимонопольным органом, а также его территориальными органами (ч. 1 ст. 23.48 КоАП). Наряду с указанной специальной административной ответственностью в рекламной сфере отмеченные лица согласно КоАП могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.5 за невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа, по ст. 19.8 за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган .
Иные правовые последствия ненадлежащей рекламы - это такие последствия, которые по своей правовой природе не являются мерами юридической ответственности. В частности, к таким последствиям нужно отнести выдачу предписаний антимонопольным органом о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе по правилам ст. 36 Закона о рекламе. Такое предписание выдается по результатам рассмотрения антимонопольным органом дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (см.: Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508// СЗ РФ. 2006. № 35. Ст. 3758).
Заметим, что правонарушения в рекламной сфере могут быть допущены не только рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, но и антимонопольным органом. На основании ст. 35, 37 Закона о рекламе возможны и правовые последствия за нарушения со стороны антимонопольного органа (например, возмещение убытков или административная ответственность за разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и т.п.).
Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, оно не является самостоятельной отраслью правовой системы России. Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относится к гражданскому, административному и конституционному праву.
В рамках гражданского права регулируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры. В структуру гражданского права входят также правовые нормы, определяющие отношения в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы, искусства, исполнений, фонограмм, товарных знаков и др.
- 1) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования;
- 2) принцип равенства правового режима субъектов;
- 3) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
- 4) принцип неприкосновенности собственности;
- 5) принцип свободы договора;
- 6) принцип перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, рекламное право представляет собой комплексное правовое образование, включающее совокупность правовых норм конституционного, гражданского, административного и других отраслей права, регулирующих отношения, связанные с производством и распространением рекламы. Комплексный характер правового регулирования подчеркивается сочетанием в рекламном праве частноправовых и публично-правовых норм.
Согласно иной точке зрения, рекламное право является правовым институтом новой комплексной отрасли - информационного права, поскольку, исходя из определения, реклама является прежде всего информацией. Информационное право можно определить как отрасль, регулирующую информационные отношения в обществе. Формирование данной отрасли, определение предмета, методов, принципов правового регулирования еще не завершены.
Рекламное законодательство - это различные нормативные акты, именуемые источниками права и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), решением Конституционного суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П, законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Единственным исключением являются нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы).
Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:
- * Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- * Гражданский кодекс Российской Федерации;
- * Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
- * Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;
- * Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Курс «Правовое регулирование рекламной деятельности» является важнейшей составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта по специальности «Реклама». Он нацелен на изучение не только действующих норм рекламного права, соответствующих отраслей правовой системы России и правоприменения, но и лежащих в основе правового регулирования теорий, концепций, понятий, предмета, метода и принципов рекламного права, механизмов правового регулирования, закономерностей развития рекламно-правового законодательства. В предмет изучения также входят следующие вопросы:
- * понятие и признаки рекламной информации;
- * общие и специальные требования к рекламе;
- * законодательство о защите конкуренции, защите прав потребителей и его роль в правовом регулировании рекламы;
- * правовое регулирование отдельных видов рекламы: политической, социальной, наружной, рекламы отдельных товаров и услуг и др.;
- * правовой статус рекламодателей, рекламопроизводителей и рекла-мораспространителей;
- * договоры в сфере рекламы;
- * государственное регулирование и контроль в сфере рекламной деятельности;
- * саморегулирование в сфере рекламы;
- * авторское право и смежные права в рекламе;
- * правовая охрана средств индивидуализации товаров, работ, услуг, участников экономических отношений;
- * юридическая ответственность в сфере рекламы;
- * правовое регулирование рекламы в зарубежных странах;
- * рассмотрение и разрешение споров в сфере рекламы;
- * налогообложение рекламной деятельности.