Тема: «Поверь в себя» (занятие с элементами тренинга). Тренинг уверенности в себе: сказать себе: «Я могу!» и поверить в это

Неуверенность в себе. Казалось бы, это не такой уж страшный порок. Ну, подумаешь, засомневался и не пошел на свидание с девушкой или отменил деловую встречу. Мир же от этого не рухнул. Девушка, конечно, обиделась, партнеры не захотели больше иметь с вами дела. Ну и что? А кто знает, может быть, именно эта девушка - ваша судьба, и именно эта деловая встреча повернула бы колесо фортуны в вашу пользу? Вы этого не знаете, потому что вы не использовали свой шанс из-за банальной неуверенности в себе.

А если мы подсчитаем, сколько потерь происходит в жизни из-за робости и нерешительности, уверяю вас - волосы дыбом встанут. Энергия, деньги, люди - все это пожирается беспощадным огнем ваших сомнений. На пепелище остаются лишь тени воспоминаний о нереализованных мечтах.

Но вы можете изменить свою жизнь и получить от нее все, что вам полагается по праву: хороших друзей, работу, деньги, любимую жену, здоровье.

Для этого нужно стать уверенным в себе человеком. Это в ваших руках. Нужно только прочитать книгу и проработать те задания, которые в ней приводятся.

Ведь из чего рождается уверенность?

Она рождается из знания. Знания себя и своих возможностей. Вы уверены, потому что вы знаете.

Она рождается из понимания. Понимания того, что происходит вокруг и как действовать в данной конкретной ситуации. Вы уверены, потому что вы понимаете.

Вот и все! Простая формула. Знать себя и понимать ситуацию.

Уверенность в себе рождается из знания себя и понимания ситуации.

Это теория, а что же получается на практике? Познать себя очень сложно. Мешает этому страх. Страх быть разоблаченным: а вдруг они узнают, что я не такой, как все? Страх неизвестного: А вдруг во мне есть что-то такое… такое… такое, что я прямо и сам не знаю. Но уверяю вас, все эти страхи вполне преодолимы, и вы даже представить себе не можете, насколько легче дышится без них.

Понимать ситуацию, в которой ты находишься - для большинства людей тоже очень сложная задача. Нет такого вуза, в котором бы этому обучали. Некоторые одаренные экземпляры интуитивно существуют в этом мире, управляя ситуацией и дергая за ниточки судьбы. Я предлагаю вам вывести такие навыки на сознательный уровень и научиться уверенно прокладывать курс своей жизни.

Нам от природы дана такая психологическая структура, как обучаемость. Так и давайте использовать ее на полную катушку. Вам это дано, как дано каждому. Главное - выбрать нужную методику. Я предлагаю методику, которая подходит всем. Ее универсальность уже себя зарекомендовала: и юнцы, и старики, и студенты, и менеджеры, - все обретают уверенность, все, кто ощущает внутренний дискомфорт и хочет учиться.

Конечно, если вы абсолютно уверены в себе, вам незачем читать эту книгу. Только помните, что самоуверенный человек - слеп, уверенный в себе человек - видит суть вещей. Он знает и понимает.

Итак, мы поняли, к чему мы должны стремиться: к познанию себя и к пониманию ситуации. Но вот в чем проблема. Ни одна книга не сделает с вами то, что должны делать вы сами. Я не могу взмахнуть волшебной палочкой и превратить вас в уверенного в себе человека. Но я могу показать прямой путь к уверенности, которым прошли до вас другие. Я не собираюсь тут перед вами трюкачить и показывать фокусы. То, что вы узнаете из книги, наверняка сработает, и весьма эффективно.

Итак, что вы можете получить из этой книги:

узнать себя настоящего;

научиться уверенно себя чувствовать в незнакомой ситуации;

уверенно вести беседу;

уверенно общаться;

уверенно выступать на перед аудиторией;

справляться с застенчивостью, гневом и беспокойством;

уверенно рисковать.

Вы откроете для себя новые энергетические возможности. Неуверенный человек тратит энергию на беспокойство, гнев, страх и теряет свои силы, которые необходимы для достижения цели. Вы научитесь использовать эту энергию в "мирных целях". Вы даже не представляете, насколько легче и веселее станет ваша жизнь!

Отбросьте сомнения, и вперед к уверенности, которая наполнит ваши мышцы энергией и ваше сердце - радостью бытия.

Глава 1. Я отвечаю за все

Чтобы быть собою, надо быть хоть кем-нибудь.

Станислав Ежи Леи

Рискнув оказаться здесь вместе со мной, на этой странице, вы сделали первый шаг к обретению уверенности в себе. Я описал все просто, понятно и выбрал самые эффективные упражнения. Кто-то скажет: "Это ерунда, все слишком просто". Но, как бы то ни было, эта "ерунда" работает. Даже если вы прочитаете одну-единственную главу, усвоите только то правило, которое содержится в ней, и поставите перед собой только ту задачу, которая предложена в этой главе, вы не только добьетесь некоторых результатов - ваше чувство уверенности значительно вырастет.

Итак, из чего рождается неуверенность? "А что будет, если…" - задаем мы вопрос. И рождается страх перед неизвестным. Для того чтобы стать уверенным, нужно поставить этот страх себе на службу - сделать будущее максимально предсказуемым, то есть рассмотреть все вероятные возможности поворота событий в ту или иную сторону. Ведь когда мы знаем, что может произойти, даже если это будет не самое приятное происшествие, нам уже не страшно.

И не забудьте: мы способны изменить самих себя. Мы сами выбираем себя ежеминутно, ежечасно. "Как это так?" - спросите вы. Очень просто. Например, ваша знакомая угостила вас кофе, который она приготовила в новой кофеварке, ужасно модной и очень дорогой. Приготовленный по французской технологин кофе вам понравился, он показался и ароматнее и нежнее обычного "экспрессо". Назавтра вы пошли в магазин и купили себе точно такую же кофеварку и теперь каждое утро наслаждаетесь вкусом великолепного мокко, и чувствуете себя очень современным и продвинутым, совсем как ваша подружка. Но вы могли бы поступить и наоборот: не покупать никаких новых кофеварок, а решить, что ваш способ приготовления кофе по-восточному гораздо лучше всех этих новомодных технологий, которые каждый день, как грибы, растут. И каждое утро вы завариваете в своей старенькой заслуженной турке божественный напиток и радуетесь тому, какой вы практичный и умный. Вот вам и выбор. Каким вы хотите стать: продвинутым или практичным?

Такой выбор обычно производится неосознанно. Для того чтобы стать уверенным в себе, нужно осознать себя в этот момент. Я-создаю самого себя. И вы тоже. Я изобретаю себя. И вы делаете то же самое. И вы, и я - не то, что мы едим; мы - то, что мы думаем.

По определению, уверенность - это установка, ваша позиция по отношению к себе, к людям и ситуациям. А установки можно изменить. Мир останется тем же самым, просто вы поменяете угол зрения, и привычная картина мира станет несколько иной.

Уверенность в себе - это установка.

Одна моя пациентка, Евгения, пришла ко мне с жалобой на непреходящую депрессию.

Вы моя последняя надежда, доктор, - чуть не в слезах говорила она, - Я не знаю, куда мне идти, что делать. Но моя жизнь настолько беспросветна, что я уже не могу это выносить! Я терпела, пока хватало сил, но всему есть предел!

Я видел, что она действительно в отчаянии: бледная, неухоженная женщина с потухшим взглядом. Казалось, ей совершенно нет дела до того, как она выглядит. Я спросил, что конкретно вызывает ее отчаяние.

Вся жизнь! - воскликнула она. - Я просыпаюсь утром и думаю - зачем мне все?

А точнее? Может быть, ваша семья или работа доставляют вам огорчения?

Евгения задумалась.

Работа? Да, она не доставляет мне удовольствия. Я по специальности педагог, но школа меня уже "достала". Я думаю, что когда-то давно я допустила ошибку и теперь расплачиваюсь за нее. И ведь подумать только, как поздно это всплывает, как раз тогда, когда уже ничего нельзя изменить - я люблю детей, и в институте меня интересовала педагогика, но стоило мне проработать несколько лет…. Вы знаете, у нас такой ужасный педагогический коллектив, мне все время вставляют палки в колеса, дети сейчас такие сложные, родители вообще не помогают, все свалили на нас, педагогов, а директор занят только тем, чтобы побольше денег из родителей выкачать, якобы на нужды школы….

А ваша семья?

У Евгении, оказывается, есть муж и двое детей, которых она очень любит. Но муж "не понимает ее" и "настолько неуклюже утешает, что становится только хуже", а дети не слушаются, хотя должны уже понимать как маме тяжело и работать и их кормить, поить, одевать.

Итак, что мы имеем? У Евгении есть довольно интересная работа, которую она некогда выбрала сама. Она молода, здорова, у нее есть любящий муж и дети. Тем не менее, она глубоко несчастна. Я долго беседовал с этой женщиной, пытаясь найти корень ее бед в объективных обстоятельствах, хотя определенные догадки появились у меня почти сразу. Вскоре они подтвердились: Евгения категорически отказывалась принять на себя ответственность за свою жизнь. Несмотря на то, что она на словах признавала, что она сама выбирала профессию, мужа, детей, но вину за последствия своего выбора она благополучно спихивала на окружающих. От этого и рождается чувство неуверенности, и вслед за ним - депрессия.

Мы не можем изменить мир, поэтому, если мы уверены в том, что в наших бедах (которые являются последствиями наших поступков) виноваты другие, значит, мы не в силах повлиять на ситуацию. Необходимо осознать эту мысль. Единственный человек, которого ты реально можешь изменить - это ты сам. Но для этого необходимо понять, что только ты отвечаешь за свои поступки, решения, промахи. Не перед коллегами по работе, не перед судом присяжных, а перед самим собой.

Евгения заходила ко мне несколько дней назад. Ее не узнать - красивая, жизнерадостная женщина.

Честно говоря, - призналась она мне, - когда я вспоминаю свою жизнь год назад, я не понимаю саму себя. Почему я была несчастна? Откуда взялись эти депрессии? Я была слепа, как котенок. Такое ощущение, что это был другой человек…

Я отвечаю за все

Примите на себя личную ответственность за свое поведение. Когда вы говорите "Я отвечаю за это", вы получаете возможность построить новую жизнь, даже новый мир.

Богословы и философы на протяжении веков проповедуют простую истину, которая заключается в том, что судьба - это не то, что с вами случается, не то, чего вы ожидаете. Судьба - это выбор, ваш выбор. Вы сами выбираете ту жизнь, которую ведете. Каждый из нас обладает способностью стать счастливым.

Вы говорите: "Как я могу стать счастливым, когда у меня столько проблем!" Это уж точно. Я могу взять вас за руку, поплакать вместе с вами, выразить вам свои соболезнования, сказать: "Да, я знаю, что все плохо, что жизнь несправедлива, что вы ничего не можете поделать с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, что вы никак не можете повлиять на события, которые портят вам жизнь, что болезнь, мучающая вас, это наказание свыше". Да, я понимаю и сочувствую вам в том, что мы не можем избежать всех разочарований, потерь и трагедий, которые встречаются в нашей жизни, и, конечно, от рождения мы получаем далеко не равные возможности. Хорошо, мы с вами согласились в том, что жизнь мерзкая штука.

И куда это заведет нас? Прямо в болото депрессии и уныния. Все! Дальше ничего нет. А вот если вы скажете себе: "За всю эту дребедень отвечаю я, и только я. И, несмотря на то, что я не в состоянии предотвратить все возможные неудачи, я отвечаю за то, что делаю, какие бы мрачные обстоятельства ни портили мне жизнь. Да, случаются ужасные вещи, но то, как я реагирую на них, определяет мой характер и качество моей жизни". Видите, в безнадежности уже намечается некоторый просвет. Идем дальше.

"Если за все отвечаю только я, то я могу сделать выбор в пользу вечной печали, парализованный тяжестью своих потерь, или я могу выбрать другой путь - подняться, несмотря на боль, и оценить главное сокровище, данное мне изначально - саму жизнь".

Задача 1. Избавьтесь от безответственности

Это просто сказать: "Я отвечаю". Но как мне в реальной жизни ежеминутно, ежечасно отвечать за свои поступки, за свою жизнь? Для начала нужно научиться вылавливать в своем сознании преступные мыслишки: "Это он виноват!" "Обстоятельства меня заставили". В этом нам поможет кино. Да, да, не удивляйтесь. Только кинофильм этот ваш и о вас. Утром, едва проснувшись, настраиваем воображаемую кинокамеру и включаем ее. Весь день эта кинокамера будет снимать художественный фильм, главный герой которого - вы. На кинокамеру фиксируются все ваши передвижения в пространстве (мизансцены), жесты (крупный план), мысли (внутренний монолог героя).

В конце дня, перед тем как лечь спать, сядьте за письменный стол, положите перед собой чистый лист бумаги и ручку. И начинайте прокручивать свой фильм, "отснятый" за день. Фильм нужно смотреть с конца. То есть, сначала вы смотрите события или мизансцены, которые были последними за этот день, затем те, которые произошли ранее, и в конце - то, что происходило утром. Обращайте внимание на те моменты, когда вы говорите кому-то или самому себе: "Я за это не отвечаю", "Я не виноват, меня заставили обстоятельства" и т. д. Записывайте все то, за что вы "не отвечали" в течение дня. Если вы сделали все правильно и ваша "кинокамера" работала непрерывно и бесперебойно, вы обнаружите огромное количество лазеек безответственности, которые вы оставляете для себя "про запас". Вам даже может не хватить одного листка бумаги. Но если вы их обнаружили и записали - это уже большое дело.

Вы сделали первый шаг к принятию ответственности, к уверенности в себе.

Мы с вами - люди, а человек способен к безграничным изменениям. Вы можете вести полноценную, богатую жизнь - главное, поверьте в это. Когда вы скажете себе "Я отвечаю за свою жизнь", вы обретете колоссальную силу для достижения своих целей, непоколебимую уверенность в себе и не будете близко к сердцу принимать огорчения и неприятности.

Вы уникальны!

Чтобы в полной мере принять ответственность, мы должны понять, кто мы на самом деле? Спрашивали вы когда-нибудь себя: "Кто я?"

Вы - единственный, кто у вас есть на протяжении всей жизни. Перед зеркалом или перед микрофоном, вы тот, кто вы есть, и признать эту простую истину значит пойти навстречу познанию себя.

Три фактора определяют, кто вы:

* наследственность,

* окружение и

* наиболее важный фактор - то, что вы отвечаете себе на вопрос: "Кто я?"

Поймите - вы неповторимы.

Наукой установлено, что шансы рождения второго точно такого же индивидуума приближаются к нулю. При эякуляции выделяется около трехсот миллионов сперматозоидов. Это триста миллионов потенциальных людей. Далее следует учесть особенности физиологии обоих родителей. При этом триста миллионов сперматозоидов участвуют только в одном половом акте в конкретный момент времени.

Простая арифметика помогает нам понять, насколько уникален каждый из нас. Представьте себе триста миллионов шансов, из которых должны были появиться вы! Добавьте к этому, что и у вашей матери был один из трехсот миллионов шансов быть именно такой, а у вашего отца - еще один из трехсот миллионов шансов. Подсчитав, вы обнаружите, что вероятность вашего рождения - 300.000.000 умножить на 300.000.000 и умножить на 300.000.000, не считая шансов встретиться для ваших родителей, во-первых, и зачать вас, во-вторых. Вы - результат невероятного стечения обстоятельств, победитель, выигравший один шанс из миллиардов.

Вы уникальны!

Давайте сделаем еще один шаг: то, что мы собой представляем, определяется нашими генами (или хромосомами, или химическими процессами)? Только отчасти. С наследственности наша уникальность лишь начинается. Наследственность -все эти генетические комбинации, которые предписывают нашим клеткам сформировать карие или голубые глаза, кудрявые или прямые волосы, обеспечивают иммунитет против определенных нарушений и болезней - это всего лишь машина, которую мы ведем.

Дорожные условия и погода - это наше окружение. Машина может ехать со скоростью 160 км в час в ясный солнечный день по только что построенному скоростному шоссе. Но по разбитой проселочной дороге ночью во время урагана этот автомобиль, может быть, вообще не сдвинется с места.

Наследственность диктует, как высоко мы можем прыгнуть при отличных условиях. Она определяет, какой объем информации мы можем воспринять и усвоить, какого роста можем достичь, насколько быстро можем бегать. Наследственность - это наш потенциал, а окружение - это наши возможности. Если генетически вы обладали данными, чтобы стать величайшим в мире пловцом на дальние дистанции, но родились, к несчастью, двести лет назад в яранге эскимосов, скорее всего, вы не реализуете свой потенциал пловца. У вас не будет ни возможности, ни подходящей среды.

Если наследственность это машина, а окружение - дорожные условия, то сами вы - водитель. Именно вы, более чем любой другой фактор, определяете скорость и надежность машины.

Кто вы, зависит от унаследованного потенциала, полученных возможностей и сделанного вами выбора. Конечный фактор - ваш ответ наследственности и окружению - является более важным, чем арифметическое умножение 300.000.000 на 300.000.000 на 300.000.000.

Именно ваш собственный выбор делает вас совершенно уникальным.

Ваши надежды реальны!

Мы располагаем той наследственностью, которая нам досталась, наше окружение по большей части не поддается нашему контролю. Ноу нас есть шанс встречать жизнь лицом к лицу, делать выбор и, главное, не терять надежду. Катастрофа может сделать вас беспомощным, но надежда - реальная надежда - заставляет снова подниматься, тренировать мускулы, заново учиться ходить и даже летать (вспомните Маресьева).

Реальная надежда опирается на реальные возможности, даже если вам кажется, что жизнь похожа на сценарий, написанный кем-то, желавшим посмотреть, какое количество трудностей мы способны перенести.

Реальная надежда обращена к реальному миру, реальной жизни, это активное усилие.

Нереальные надежды опасны, они патологичны. Нереальные надежды обуревают больного раком, отрицающего, что он болен. Реальная надежда признает болезнь и стремится к тому, чтобы выздороветь или признать неизлечимость.

Реальная надежда напоминает нам, что каждый из нас -водитель собственной машины, а не беспомощный придаток к колесам.

Один из участников тренинга "Сверхвозможности", известный политик, рассказал мне однажды эпизод из своего детства:

"Детство и отрочество я провел в небольшом вымирающем поселке в пригороде, три четверти населения которого составляли алкоголики. Осенью, зимой и весной я наблюдал, как в промозглой предутренней темноте, часов в семь утра, по направлению к электричке валит черная безмолвная толпа, распространяя вокруг себя неистребимый запах перегара. Вечером, тоже в воняющей бензином темноте, толпа возвращалась и растекалась по пивным ларькам и гнилым покосившимся домикам. И так день за днем. Я ходил в школу в том же поселке, и мне казалось, что на лицах моих одноклассников я вижу печать обреченности. Так жили их отцы и деды - работали и пьянствовали - так суждено жить и их детям. Моя судьба будет иной, думал я; не знаю какой, но лучшей. При мысли о будущем мне представлялось нечто сияющее и аморфное. Но время шло, и однажды я понял: а ведь я ничем не отличаюсь от этих ребят. Их судьба - это моя судьба. Меня ждет то же самое, что их. Когда я осознал это, то у меня по спине от ужаса побежали мурашки.

Но затем я почувствовал дикую злость.

Я выберусь отсюда, поклялся я себе. И, насколько я помню, это было первое серьезное решение подобного рода в моей жизни".

Его рассказ - характерный пример того, как человек может преодолеть неблагоприятные обстоятельства, и даже более того - как именно эти обстоятельства могут послужить стимулом к преодолению собственной инертности и пробудить в человеке бойцовские качества: упорство, целеустремленность, азарт.

Сознательные, активные усилия - вот основа перемен к лучшему. Если вы будете прилагать усилия, то ваша надежда превратится в уверенность. Если же вы не шевельнете пальцем, то надежда превратится в пустые мечты.

Задача 2. Ищите реальную надежду

На протяжении следующих семи дней обращайте внимание на все случаи, когда вы сталкиваетесь с реальной надеждой, а когда с пустыми мечтами, вне зависимости от того, большие они или малые.

Скажем, просыпаетесь вы утром, потягиваетесь и думаете: "Эх, сейчас бы устроить пробежку по парку, а потом под холодный душ!.." (и засыпаете снова или - бодро выскакиваете из постели, надевая спортивный костюм…) Потом садитесь завтракать ("Что-то стул подо мной треснул - надо бы, наконец, похудеть") и едите овсянку на воде и яблоко (или кусок торта, оставшийся с ужина). Ваш сотрудник, подходя к своему учреждению с двадцатиминутным опозданием, с удовольствием окидывает здание взглядом и говорит: "Когда я стану директором, надо будет перекрасить его в зеленый цвет". Ваш приятель рассказывает вам о том, какой автомобиль он хочет купить - спросите его, что он предпринял для осуществления своей мечты, и т. д. Составьте список.

В конце недели рассмотрите внимательно список. Задайте себе следующие вопросы:

Какой отклик встречают у окружающих люди, которые живут реальными надеждами, а какой - пустыми мечтами? На чем сосредотачивается человек в первом и втором случае? Не забудьте сохранить список. Мы еще вернемся к анализу полученных данных.

А теперь - старинная китайская притча.

Жил-был один старик, который каждый день вставал на рассвете, взбирался на вершину ближайшего холма, перекрывавшего восходящее солнце, поднимал камень, спускался с холма и бросал камень на противоположный берег ручья за домом. Со временем к нему присоединились его сын и внук. Однажды внук спросил: "Почему мы это делаем?" "Ты будешь делать это, научишь тому же своих детей и внуков переносить камни", - ответил старик,- "и рано или поздно мы передвинем холм". Мальчик возразил: "Но, дедушка, ведь ты никогда не увидишь холм, перенесенным на другое место". Старик покачал головой и сказал: "Нет, но я знаю, что наступит день, когда он будет перенесен".

Глава 2. Что я собой представляю, что я имею, каким я кажусь

Обязан ли каждый, найдя в себе что-нибудь ценное, сообщить об этом в ближайшее отделение милиции?

Станислав Ежи Лец

Давайте сразу условимся: мы - то, что мы думаем. Конечно, большинство из нас привыкло воспринимать окружающее отдельно от своего Я. Например, обычный стол. Что может с ним произойти, если вы подумаете о нем? Казалось бы, ровным счетом ничего - как стоял на своих четырех ногах, так и будет стоять. Вот я смотрю внимательно на свой письменный стол: обычный старый стол, с выдвижным ящиком. Когда я был школьником, то выдвигал этот ящик, раскрывал на нужной странице любимую книжку, а на столешнице раскладывал учебники. И если мама заходила в комнату, я непринужденным движением задвигал ящик стола и делал вид, что усердно занимаюсь. Даже сейчас этот ящик скользит легко и бесшумно. А вот в этом месте столешница прожжена. Подпалина появилась, когда я впервые влюбился. Я торопился на свидание, гладил рубашку и забыл выключить утюг. Когда я смотрю на это черное пятно, я сразу вспоминаю то безумное лето, и мой щенячий восторг и эту девушку… Этот стол - часть моей жизни, и мне даже кажется, что именно он приносит мне удачу. За ним удивительно хорошо работается, все мои книги я писал именно здесь. Вот и получается, что если внимательно оглядеться вокруг, то становится понятным, что вы наделяете окружающий вас мир своими воспоминаниями, впечатлениями, эмоциями. И видите немножко не ту картинку, которую вижу я или ваша подруга, любой другой человек.

Мир, в котором мы живем, сформирован тем, как мы его воспринимаем. Для одного человека то, что лежит впереди, является пустым пространством. Для другого - это поле, которое надо вспахать. Мы не рождаемся оптимистами или пессимистами. Просто одни из нас учатся видеть опасность, в то время как другие учатся видеть возможности. Но в человеке от природы заложена способность к обучаемости. И вы, и я можем научиться видеть мир яснее и отчетливее.

Уверенность в себе - это установка, система убеждений, которые заставляют нас видеть мир под определенным углом зрения. Это фильтр, сквозь который проходит весь наш жизненный опыт, фильтр, который мы, люди, начинаем формировать в своем сознании с самых первых младенческих движений. Почему же у кого-то эта уверенность есть, а кто-то всю жизнь мучается сомнениями в своей компетентности?

Живой организм повторяет действия, которые в прошлом принесли ему удовлетворение, и эти действия зачастую закрепляются и настойчиво повторяются даже в том случае, если они давно перестали ожидаемое удовлетворение приносить.

Это справедливо как для простейших организмов, так и для сложно устроенных человеческих существ. Каждый школьник читал об опытах И. П. Павлова с собаками, которые выделяли слюну в ответ на звонок колокольчика, даже когда эта реакция уже не подкреплялась пищей.

А как насчет нас самих?

Вы можете вспомнить хоть одного человека, который никогда не ведет себя по-детски? Мы постоянно повторяем поведенческие стереотипы, которым научились в наши ранние годы.

Для начала давайте посмотрим, насколько глубоко внедрились в нашу личность старые добрые способы восприятия. Помните, сколько раз вам говорили в детстве: "Не трогай это! Не глотай это! Не ходи туда! Поставь на место!" И это при том, что самое главное оставалось невысказанным: "Делай то, что я тебе говорю делать!" Помните?

Конечно, ваши родители так поступали исключительно из любви к вам. Но вы должны осознать - значительная часть того, что мы помним, подавляет в нас способность к смелым действиям: старшие больше, сильнее и мудрее. Вот к чему это может привести.

В качестве примера приведу случай из собственной практики. Ко мне в кабинет заходит приземистый мужчина средних лет. Он привел на прием своего сына, подростка лет шестнадцати. Парень сразу садится на стул у дальней стенки и мрачно смотрит на меня исподлобья. Отец, тоже не производящий впечатления жизнерадостного человека, начинает жаловаться на поведение сына.

Вы только представьте, что он нам выдал недавно! Хочу, говорит, играть на гитаре!

Ну и что?! Это разве плохо!

Ему в институт поступать надо, о деле думать! Мы его растили, воспитывали, а вырос… - Отец прикусывает язык - похоже, сдерживается, чтобы не охарактеризовать сына резким словом при чужом человеке. - Бездельник, бездарь, ветер в голове гуляет! Л кто родителей будет в старости кормить? Жизнь свою погубит, и только.

Я украдкой смотрю на сына: На его лице привычная угрюмость и равнодушие. Кажется, что он вообще не слышит отца, словно за стеклянной стеной сидит. Но кто знает, что он чувствует на самом деле? Я прошу отца пояснить ситуацию. Чем плоха игра на гитаре? Отец охотно развивает тему: оказывается, сын не хочет поступать в институт, который ему выбрали родители. Он вообще не хочет поступать в вуз. Все, что его интересует - музыка.

Почему бы в таком случае вашему сыну не поступить в консерваторию или хорошее музыкальное училище? - спрашиваю я.

Да куда ему! - машет рукой отец. - Я же сказал - полный бездарь. Шел бы, куда ему говорят, и не дергался. Я знаю, что советовать - сам учился в этом институте. Знакомые там есть, помогут поступить, а закончит, с работой подскажу… В общем, без присмотра не оставлю. А будет он бренчать на своей гитаре, так через месяц сопьется.

С отцом мне все ясно, теперь надо поговорить с сыном. Я прошу отца выйти и подождать за дверью минут пятнадцать. Неожиданно наталкиваюсь на сопротивление - отец в категорической форме заявляет, что должен слышать все, что скажет его сын. В конце концов, мне удается вывести папашу за дверь. Напоследок он громко шепчет мне: "Уломайте его, доктор, пусть бросит дурака валять, а то я уже не знаю, как с ним справиться!" Я закрываю за ним дверь и оборачиваюсь к сыну. В его глазах - неприкрытая ненависть. Ясно, что он не поверит ни единому моему слову, а все советы воспримет с точностью до наоборот. Я невольно вздыхаю: ситуация тяжелая, впереди много работы, и лечить, похоже, нужно не сына, а отца.

Думаю, любой нормальный мужчина, имеющий детей, считает себя добрым, способным и любящим отцом. Однако любовь к ребенку не страхует родителей от ошибок. Например, отец неразумно переносит ряд своих комплексов н сына. Без сомнения, он хочет уберечь своего ребенка от слишком большого риска, а потому акцентирует внимание на опасности, а не на возможностях, на уязвимости, а не на силе. Почему? Потому что он, по-своему, очень любит своего сына, беспокоится за его безопасность, за его будущее.

Иногда наши тревоги берут верх над здравым смыслом, и мы, родители, невольно наносим вред своим детям. Поэтому не осуждайте ваших старших родственников за то, что они вели себя с вами не всегда разумно, но задайте важные вопросы самим себе - вопросы, которые подтолкнут вас к тому, чтобы понять, кто вы на самом деле, а значит и - достичь желаемой уверенности в себе.

Или вот другой случай. Передо мной сидит Елена, богато и со вкусом одетая женщина. С виду ей никак не дашь 39 лет. Поведение, манера разговаривать - как у человека, который сам определяет свою судьбу и все держит в своих руках. Типичная деловая женщина. Но в глазах - растерянность. Она начинает издалека. Долго, с увлечением рассказывает о студенческих годах, о надеждах молодости. По образованию она скульптор, закончила Академию Художеств и несколько лет работала "свободным художником": ваяла, изредка выставлялась… Но энтузиазм угасал, материальные проблемы заслоняли творческие перспективы. А тут наступили 90-е годы…

Я окончательно забросила скульптуру и ушла в бизнес. Дело пошло почти сразу, - рассказывает Елена. - Знаете, контраст разительный. Раньше - постоянное одиночество, пыльная мастерская… А теперь - всегда на людях, в центре событий, и деньги, большие деньги… Несколько лет я не вспоминала о том, что там, внутри, я все-таки художник.

А сейчас вспомнили?

Вы думаете, я разорилась? Или устала, постарела, и захотелось покоя? - надменно спрашивает она. - Я никогда не тяну время, принимая важные решения. Год назад я поняла, что моя жизнь духовно абсолютно пуста, что единственный стимул к деятельности теперь, когда я финансово обеспечена - еще деньги, еще больше денег! Я считаю себя не настолько примитивной личностью, чтобы удовлетвориться таким грубым стимулом.

А вы не можете сочетать творчество и бизнес?

Нет, - уверенно отвечает Елена, - ненавижу полумеры. Понимаете, дело не в том, что я не могу принять решение. Я ведь уже давно продала свое дело и вернулась к тому, в чем всегда было мое призвание - к скульптуре. Сожалений не было. Я чувствую, что поступила правильно. Но моя проблема в том, что вот уже почти три месяца я только и делаю, что сравниваю себя с друзьями, коллегами, знакомыми! И это меня ужасно мучает! Многие мои бывшие однокурсники добились успеха, стали известными художниками, а я снова нахожусь на нулевом уровне и вряд ли уже смогу перегнать их. С другой стороны, мои друзья из деловых кругов теперь считают меня чудачкой, которая вдобавок разорилась. А я и с ними себя не вольно сравниваю! Что мне делать? Как мне избавиться от всех этих сравнений, метаний.

Совершенно естественно сравнивать себя с другими людьми, даже вашими друзьями, смотреть на свои дела как бы со стороны. Но, как вы понимаете, то, насколько преуспели ваши друзья, - это мера их результативности, а не вашей. Каждый спортсмен, добившийся успеха, знает, что самый эффективный способ улучшить свои результаты - играть против более сильного игрока. С другой стороны, если ваше самоутверждение зависит целиком и полностью от того, чтобы бежать быстрее, одеваться лучше, зарабатывать больше, чем кто-то другой, вас постигнет разочарование. Всегда будет кто-то, способный превзойти вас, и теперь, и в будущем. Соревнование поддерживает вашу уверенность лишь в том случае, когда перед вами стоит реальная цель улучшить самого себя, а не побить чьи-то достижения.

Вы никогда не замечали, что люди, добивающиеся отличных результатов, например, спортсмены, всегда поднимают планку чуть-чуть выше? Они достигают большего и еще большего, потому что ставят задачи перед собой.

Единственное, ради чего стоит соревноваться в этой жизни - это совершенствование самого себя.

Вы задаете себе вопрос "Кто я?" И с этого момента вы уже совершаете движение вперед по дороге, ведущей к изменению ваших ориентиров. Я думаю, вы понимаете, насколько полезно следовать в этом направлении - через взросление к зрелости.

Как мы взрослеем

Однажды скорлупа детскости сваливается с вас, словно разбилось какое-то яйцо, в котором вы пребывали. Внезапно перед нами появляется некто, преисполненный собственной значительности, странно реагирующий, провоцирующий нас, нетерпимый, готовый постоянно спорить, грубый, хвастливый, возможно даже лживый. Мы называем этот период своей жизни юношеским, а наши родители вспоминают его как кошмарный сон.

Кажется, только вчера мы обращались к старшим за одобрением и поддержкой. Теперь, в подростковые годы, когда детская скорлупа кусками осыпается с нас, мы находимся в раздерганном состоянии. Мы не уверены в том, какие мы - хорошие или плохие, сильные или слабые - я мужчина или мальчик, женщина или девочка. Порой за высокомерием и хвастовством мы пытаемся скрыть неуверенность, которую постоянно испытываем. Растерянные, подавленные и зачастую испуганные, мы можем действовать эгоистично, нечестно, опрометчиво. С одной стороны, жизнь предстает радостным, возбуждающим откровением. С другой - она расстраивает и тревожит нас. Кожу покрывают прыщи, в укромных местах вылезают пучки волос, голос ломается, одолевают эротические сны. Мы страстно желаем понять, взять под контроль все то, что происходит с нами.

Мы настойчиво спрашиваем: "Кто я?"

Конечно, вопрос этот возникает на протяжении всей жизни, но никогда уже мы не будем искать ответ с таким пылом и безрассудной нетерпимостью - и никогда ответ не будет казаться нам столь неуловимым. Кто я?

Дети учатся доверять, подростки ищут самих себя.

Именно в подростковые годы мы начинаем нашу борьбу за понимание, кто и что мы есть, а наша жизнь начинает казаться нам совершенно хаотической. Мы отчаянно бросаемся в ситуации, которыми не готовы управлять, неминуемо забредая из одной запутанной истории в другую. Жизнь пребывает на пределе. Мы должны быть девочкой или женщиной, мальчиком или мужчиной, хорошими или плохими, прекрасными или недостойными. Никаких теней и полутонов.

Вы помните, действительно помните?

Введение : Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Необходимое время : 1 ч 40 м.

Необходимые материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Разогрев Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Процедура:
  1. Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.
  2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.
  3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.
  4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.
  5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.
  6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.
  7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.
Основная деятельность Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:
  1. Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
  2. Почему, как вы думаете?
  3. Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
  4. Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?
5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Просмотров: 9564
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ

Участники - учащиеся 7-8 классов (не более 10 человек), дети с заниженной самооценкой.

Цель занятия: формирование мотивации достижения успеха и уверенности в себе.

Задачи:

  • уяснить сущность достижения успеха;
  • создать ситуации осознания своего внутреннего мира;
  • закрепить чувство уверенности в себе и свои возможности.

Оборудование : карточки для оформления визиток (можно взять готовые визитки), «Волшебная шкатулка», ручки, карандаши, листы бумаги.

Ожидаемый результат: преодоление чувства неуверенности, работа в группе, публичное выступление (не обязательно для всех участников, так как это одно из занятий, планируемых по программе).

Ход занятия

1. Приветствие

Ребята! В нашей жизни часто бывают моменты, когда мы чувствуем себя неуверенно. Иногда мы стесняемся произнести какие-то слова вслух, боимся, что нас не так поймут. Давайте начнём наше занятие с приветствия. Приветствовать будем друг друга по кругу, произнося слова приветствия шёпотом, на ушко своему соседу.

А затем все вместе, громко произнесём услышанные слова.

2. Знакомство

После приветствия предложить выбрать себе карточку с именем по желанию («самая весёлая (-ый)», «самая красивая (-ый)»...). Имя должно отражать то, очём участники боятся сказать о себе вслух, сомневаются, испытывают чувство неуверенности. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное «имя» на время тренинга и немного рассказать о себе.

3. Введение в тему. Чтение притчи «Сам слепи свое счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

4. Обсуждение: Чему учит эта притча? (Высказываются участники по желанию).

5. Обобщение. В жизни все в наших руках, в любой ситуации у каждого есть свой выбор. Смысл этой притчи заложен в каждом, из предложенных ниже высказываний.

«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности. Человек бывает велик или мал, в зависимости от своей воли».(С. Смайлс)

«Истинное назначение человека - жить, а не существовать». (Стендаль)

«Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь». (Л. Н. Толстой)

6. Задание. Создать две группы по 5 человек

Представьте, что вы остались на два года в таком месте, где нет школы, нет компьютера, почти нет никакого общения, но есть библиотека, в которой можно найти литературу различного назначения. Что вы будете делать? Составьте программу вашей жизни на эти два года.

Познакомьте нас со своей программой.

7. Углубление темы. Каждый участник читает по одному пункту программы.

А вот какую программу составил для себя Л. Н. Толстой.

Теперь я спрашиваю, какою будет цель моей жизни в деревне в продолжении двух лет?

1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5. Изучить историю, географию и статистику.
6. Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

8. Обсуждение. Вопросы для обсуждения.

1. В каком случае жизнь наполнена смыслом, а когда бессмысленна? (Человек должен иметь определённые цели)

2. Когда человек добивается поставленных целей? (Если верит в свои силы и работает над собой) Самое главное, надо поверить в себя сейчас, сегодня. Для этого давайте выполним несколько упражнений

9. Упражнения

«Волшебная шкатулка» Психолог предлагает детям достать из шкатулки карточки с написанными на них утверждениями и прочитать, что там написано, сопровождая чтение словами: «ты согласен с этим утверждением?» Ребенок может согласиться, засомневаться или отказаться. Задача психолога, с одной стороны, поддержать ребенка, с другой - убедить в том, что это качество у него присутствует.

Закрепление результата предыдущего упражнения.

Каждому участнику группы предлагается представить себя стоящим на сцене Ребенок становится лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу, прочитанную в предыдущем упражнении, например: «Я всё смогу», «Я самый хороший!» и так далее. Причем первый раз тихо, второй раз - громче, а третий - очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными апло¬дисментами и криками «Браво!»

10. Завершение

Спросить у участников, как они чувствовали себя на «сцене». Обменяться своим настроением и чувствами, полу¬ченными на занятии. Психолог предлагает дома вырезать из старых журналов картинки, соответствующие достоинствам детей, сделать коллаж и повесить его на видном месте и постоянно работать с ним.

11. Вывод

Заключительное слово психолога. Достигая в жизни своих целей, человек чувствует себя счастливым. Но жизнь сложна. Преодолевать трудности, с честью выходить из трудных ситуаций поможет вам ваша вера в себя, умение творчески подходить к себе и к своей жизни.

Ведь чем бы вы ни занимались, ваша деятельность будет вам приносить радость только тогда, когда будете получать удовлетворение от работы, видеть результаты своего труда, стремиться улучшать, совершенствовать себя. Удовлетворение от выполняемой работы, радость при общении с людьми - важнейший момент вашей жизни, один из залогов человеческого счастья.
А превратить тёмную, маленькую комнату в светлый, уютный «свой мир» - разве не творчество и счастье?

Посмотреть на себя в зеркало, увидеть недостатки, суметь их исправить - разве не творчество?
Улыбнуться грустному пассажиру в автобусе и получить в ответ улыбку - разве не счастье?
И если вы почувствуете, что можете развивать и расширять свой творческий потенциал, слушать своё сердце и разум, творить себя и окружающий мир по законам красоты, то всё, о чём мы с вами разговаривали, - не зря.

Счастья и красоты вам!

Используемая литература

  • Автор-составитель Н. Н. Лубянова «Мир мужественности, женственности и красоты» Издательство «Учитель» Волгоград 2007
  • Журнал «Воспитательная работа в школе» № 3 2009

Что отличает успешных людей от неуспешных? Наверное, многие задумывались над этим вопросом. Этот же вопрос Эрик Бертран Ларссен (мотивационный тренер) задает бизнесменам, которые добились огромного успеха. И получает один ответ: «Я всегда думал: все возможно». Маленькие детки обладают запасом уверенности от рождения. Полет на Луну или превращение в волшебника – для них нет ничего невозможно. Но по мере взросления, многие полностью утрачивают эту способность. Но есть и хорошая новость: уверенность в себе можно прокачать, точно так же как бицепс и трицепс. Для этого и существуют тренинги уверенности в себе.

Что такое тренинг уверенности в себе

Тренинг уверенности в себе – это метод активного обучения, направленный на развитие психологической «мускулатуры» для повышения самооценки. Это вера в себя – в свою внешность, интеллект, опыт, профессионализм. Уверенные люди вполне допускают, что могут не нравиться другим, но воспринимают этот факт со здоровой долей скептицизма. Уверенность в себе проявляется в первые дни после рождения. Но родители, окружение, школа пытаются усмирить «неудобные» черты характера. Излишняя тревожность или слишком агрессивная опека родителей приглушают веру в себя, что впоследствии возвращается неудачами во взрослой жизни. Но есть и хорошая новость – ощущение уверенности можно «прокачать», подобно другим группам мышц.

Параллель между физической активностью и уверенностью в себе проведена неспроста. Регулярные физические нагрузки повышают стрессоустойчивость, развивают силу, упорство. Забота о физическом состоянии помогает контролировать нетерпеливость, управлять временем или концентрацией внимания. К людям подтянутым и спортивным окружающие относятся с большим интересом. Во время тренировки организм вырабатывает эндорфины. Гормоны счастья помогают избавиться от раздражительности и горечи неудач. А еще счастье повышает уверенность в себе, ведь оно напрямую связано с личной эффективностью. Мускулы (ментальные или физиологические) требуют времени на восполнение энергии. Перерывы на отдых для релаксации должны стать часть ежедневного распорядка дня.

Для чего нужны тренинги уверенности в себе

Вера, уверенность в себе, любовь, симпатия – эти состояния наполнены особой энергетикой счастья. Они повышают активность и самооценку. Но есть и парализующие состояния – гнев, зависть, страх, тревога, способствующие истощению энергии. Знание о том, как управлять своими состояниями и является ключом к уверенности в себе. Тренинги помогают принимать себя во всех состояниях – в хороших и плохих.

Взрослые люди умудряются выстроить вокруг себя массу барьеров, мешающих достижению целей. Они убеждают себя, что заслуживают «нормальной» жизни. Нелюбимая работа, проблемы семейных отношений, «токсичное» окружение помогают увериться в том, что они не достойны жизни, которую смогут вспоминать с гордостью или огромной радостью. Тренинги уверенности в себе помогают заложить фундамент будущего здания, на фасаде которого будет начертано: « Я могу».

Самооценка – барышня капризная, но контролируемая. Не стоит путать ее непомерным эго. Эго не позволяет быть человеку гибким по отношению к себе и другим. Кроме кропотливого труда по повышению самооценки, нужно сконцентрироваться на своих сильных сторонах. Адекватная оценка собственных достижений, признание своих заслуг и побед (пусть даже незначительных) помогают двигаться вперед. А для последующей работы нужно выполнить небольшое практическое задание и понять, какие практические действия способствуют повышению самооценки:

  • Осознание ценностей . Махатма Ганди писал: «Привычки становятся ценностями. Ценности становятся судьбой». Настоящие ценности часто забываются в повседневной жизни. А ведь это каркас, на который опирается вся жизнь. Осознание настоящих ценностей помогает принимать верные решения. Или «поступать по совести», как говорили наши предки.
  • Умение сказать «нет» . Отказываясь от невыгодных предложений, человек четко формирует следующий посыл: «я ценю себя и свое время».
  • Очищение личного пространства от ненужных вещей и «токсичного» окружения . Людей, рядом с которыми ощущается дискомфорт, лучше избегать. Не получается – учиться давать отпор. И постепенно формировать окружение, которое поддержит все начинания и цели.
  • Ассертивное поведение . Способность не падать в крайности вроде агрессии или пассивного ничегонеделания. Ассертивность помогает идти на компромисс, уважать мнение окружающих, но не в ущерб собственным целям.
  • Самоорганизация . Планирование, расстановка приоритетов, ведение дневника помогают в области финансовой осведомленности и наведению порядка дома и на рабочем месте.
  • Внешний вид и поведение . Осанка, улыбка, жесты, продуманный гардероб – внешние факторы не просто повышают настроение, но и транслируют это окружающим.

Неуверенность в себе, как и заниженная самооценка – продукт личной истории человека. Что способствует этому?

  • Зависимость от оценки чуждых людей . Все относительно. Сколько людей, столько и мнений. Нужно просто напоминать себе, что на каждое мнение найдется другое, диаметрально противоположное по смыслу.
  • Вина и стыд . Вина – это навязанное понятие. Стыд – результат собственных убеждений. В любом случае не стоит слишком погружаться в эти переживания, иначе они отравят всю сознательную жизнь.
  • Страх перед неудачей . От них не застрахованы самые успешные люди мира. Неудача – это отрицательный опыт. Чем больше неудач, тем быстрее человек сможет научиться чему-либо.

Вера в собственные силы становится сбывающимся пророчеством. Впрочем, как и неверие. Тренинги уверенности в себе дают инструменты, которые срабатывают вне зависимости от того, верят ли в это участники. Но если человек будет верить в свой талант, то придет к успеху намного быстрее.

Какие бывают тренинги уверенности в себе

Уверенность в себе базируется на трех китах: самоконтроле, самооценке и навыках общения. Дополнительными навыками является терпение, открытость и умение поддерживать доверительные отношения. Каждая встреча, так или иначе, затрагивает каждый из навыков, ведь все они взаимосвязаны. Самыми популярными традиционно считаются тренинги по повышению самооценки. Но все они имеют одно общее название. Поэтому обязательно стоит поинтересоваться полной программой на все дни занятий.

Какие бывают:

  • Авторские . Медийные и известные личности в совершенстве владеют необходимыми навыками трансляции уверенности в себе. Встречи с «сильными мира сего» вселяют уверенность одним только фактом присутствия с ними в одном помещении. Даже если слушатели не собираются совершенствоваться в актерском мастерстве или строить политическую карьеру,
  • Авторские тренерские . Известные тренеры уже накопили достаточно опыта для того, чтобы кристаллизировать суть проблемы. Такие встречи представляют собой микс идей, упражнений, приема у психоаналитика и поучительной лекции.
  • Поведенческие . Как прокачать красноречие или ораторское мастерство, выработать походку или одеться так, чтобы пройти собеседование на руководящую должность – привычки уверенного в себе человека закладываются по крупицам.
  • Борьба с недостатками . Избавление от страхов или неуверенности в себе, осознание недостатков, борьба со стрессом – все они позволяют избавиться от «балласта». А свободное пространство заполнить новыми качествами.
  • Гендерные . Мужская или женская аудитория более раскрепощена на так называемых «личных» встречах. Особенно это касается взаимодействия в семье, где отношение к тренингам неоднозначное.

Цель тренинга, независимо от заявленной темы – создать условия для улучшения жизни участников. На мероприятие нужно приходить подготовленным и быть готовым к работе над собой. И помнить, что тренер перед каждой встречей волнуется не меньше участников. Но он преодолевает свой страх, потому что верит в то, что перемены возможны.

Как выбрать тренинг по уверенности в себе

Путь к успеху усыпан терниями. Правильно выбранный тренинг поможет сохранить верность выбранному курсу. С современными методами обучения, образованием и обилием информации труднее потерпеть неудачу, нежели прийти к успеху. Но все методы работают только при наличии желания у учеников. Научить взрослого человека чему-то против его воли практически невозможно. Поэтому не стоит отправляться на встречу только потому, что так модно или кто-то сказал, что это нужно сделать. Решимость научиться новому поднимает не только боевой дух, но и самооценку.

Как же выбрать тренинг, чтобы его посещение не стало разочарованием?

  • Оценить уровень подготовки . Умудренный опытом оратор не принесет пользы «зеленому» новичку. Для первых опытов подойдут однодневные тренинги-лекции или семинары. Там новоиспеченные ученики смогут ознакомиться с терминологией и техникой взаимодействия с аудиторией.
  • Осознать свою мотивацию . Существует две разновидности мотивации: «мотивация к…» и «мотивация от…». Первая – это стремление к успеху, повышению самооценки. Вторая – попытка избежать страхов или уйти от неудач. Если нет четкого понимания – сходить на ознакомительные мероприятия или обратиться за помощью к коучу или психоаналитику.
  • Понять глубину проблемы . В этом случает без психолога не обойтись. Все проблемы родом из детства. И если у взрослого человека остались непроработанные детские страхи или обиды, то никакие внешние наставления не помогут обрести веру в собственные силы.

Самооценка падает от бездействия. Нет возможности посетить тренинг – можно читать литературу. Нет денег купить литературу – в сети в открытом доступе есть масса блогов, официальных сайтов и статей на интересующие темы. Первый шаг всегда трудный. Но для тех, кто на него решился, жизнь открывает новые двери возможностей.

Самооценка, как и уверенность в себе – вещь хрупкая. Она постоянно поддается испытаниям извне. Человек, обладающий внутренней силой, не перестает верить, что перемены возможны. Он находит опору во внутренних ценностях, потому что знает, что в его жизни самое главное. Тренинги уверенности в себе помогают накачать «эмоциональные» мускулы напряжением, выходящим за пределы возможностей. Но для того, чтобы обрести внутреннюю силу, нужно прикладывать усилия.

Тренинг «Поверь в себя»

Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Процедура:

    Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

    Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

    Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

    Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

    Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

    Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

    Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

    Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

    Почему, как вы думаете?

    Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

    Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Какими качествами обладает этот человек?

Это уверенный в себе человек или наоборот?

Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 30 м.

Материалы : цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

    Дополнили ли вы рисунок?

    Если нет то почему?

    Это именно то что вы хотели бы добавить?

    Если нет то почему?

    Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

    Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

    Что схожего между Вами и выбранной звездой?

    Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

    Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

    Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель : поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время : 5 м.

Материалы : не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

    Изменилось ли ваше представление о себе?

    Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

    Что нового вы узнали о себе?

    Какие выводы вы сделали для себя?

Статьи по теме: