Тренинговые игры и упражнения. Ещё одно упражнение для родителей. Упражнение для тренинга «Выйди из скорлупы»
Тренинг не возможен без упражнений. Но упражнения упражнениям рознь. Есть упражнения обычные , которые забываются участниками уже через несколько дней после тренинга. А есть , те, которые вызывают бурю эмоций на тренинге и на долгое время запоминаются участникам. Интересные упражнения — это упражнения, которые «цепляют» участников. К которым возвращаешься мысленно ещё много дней после тренинга и продолжаешь делать из них выводы. неизменно вовлекают участников, поднимают их тонус и мотивацию на обучение.
Мы, команда профессионалов сайт, тщательно отбираем только интересные упражнения для тренингов и делаем то, чего не делает никто: описываем скрытую тренерскую методику проведения этих упражнений , раскрываем все секреты тренерского мастерства. представлены в разделе "".
А здесь мы подобрали для вас 5 интересных упражнений , которые можно найти в открытом доступе.
1. Упражнение для тренинга «Воздушные замки»
Цель : Упражнение интересно тем, что не только тренирует навыки совместной деятельности, но и проходит в веселой и дружественной атмосфере.
Время : 25-30 минут
Размер группы : 10-30 участников
- Участники делятся на мини-группы по 4-6 человек
- В центр комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего, кроме бумаги, использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
Итоги упражнения:
- Довольны ли вы своей башней?
- Что помогало вам работать в команде?
- Что мешало вам работать в команде?
- От чего зависел результат?
2.Упражнение для тренинга «Выйди из скорлупы»
Цель: Интересное упражнение, дающее участникам возможность потренироваться в навыках убеждения. Упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную и веселую атмосферу.
Время : 10-30 минут
Размер группы : 12-20 человек.
- На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 м. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.
- После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т. д.
- После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы и которые помогли добиться результата.
Варианты:
- Можно сделать 4-5 раундов с разными людьми.
- Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.
3. Упражнение для тренинга «Переправа»
Цель:
Интересное и запоминающееся упражнение, которое тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов.
Время: от 20 до 60 минут в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна в совместной деятельности данная команда.
Размер группы : 12-20 человек.
Необходимые материалы : две веревки длиной около 1,5 метров каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.
- Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок (не между ними).
- Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками — опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет — вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы и т. п.».
Итоги упражнения:
- Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
- Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
- Лидерства и инициативы было слишком много (у всех была своя точка зрения на то, что следует делать, и много времени было потрачено на споры) или слишком мало (все стояли и не знали, что делать)?
- Что помогало и что мешало эффективной деятельности команды?
- Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?
4. Упражнение для тренинга «Витязь на распутье»
Цель:
Интересное упражнение, в котором в рамках «сказочной легенды» эффективно отрабатываются презентационные навыки участников тренинга, умение убеждать.
Время : 25-30 минут
Размер группы : 10-15 человек.
- Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
- Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
- Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
Вариант . Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.
5. Упражнение для тренинга «Билет на Гавайи»
Цель:
Интересное упражнение, в котором отрабатывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции и при этом упражнение хорошо оживляет участников и настраивает их на активную работу.
Время: 15-20 минут
Размер группы : Любой
- Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».
- Группы совещаются в течение 5 минут, после чего рассказывают всем о своем решении.
Итоги упражнения:
- Какие приемы и методы убеждения были использованы?
- Что сработало?
- Что было не эффективно?
- Что ещё можно было сделать?
Конечно же, самые интересные упражнения невозможно найти в свободном доступе. Их берегут и тщательно хранят.
Если вам понадобятся:
- эксклюзивные и самые интересные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
- упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,
то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов в нашем разделе "".
Прекрасное упражнение-разминка , быстро повышающее энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, повышающее уровень доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей лекции.
Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, подходит для большинства популярных тем тренингов: продажи, переговоры, командообразование, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания.
Мощное упражнения для тренинга достижения целей или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения при достижении целей или при необходимости вести переговоры. Помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.
Эксклюзивное упражнение — разработка профессора психологии Н. И. Козлова. Тренерская методичка упражнения содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.
«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.
Уникальная авторская технология от доктора психологических наук, профессора Н. И. Козлова.
Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.
«Колесо жизни» — одна из лучших технологий , помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.
Первоклассный пример упражнения-вызова , способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
Чем лучше всего проверить способность договариваться? Делением денег . Дайте участникам возможность поделить между собой пусть даже теоретические суммы, поставьте интересные условия и они задействуют все свои навыки, способности и личное обаяние, чтобы добиться максимального результата.
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
- Упражнение-разминка "Волшебная палочка"
Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус" .
Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.
- Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"
Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб . и получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразования . Ваша выгода составит более 1000 руб.(!)
Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов !
Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными! - Линейка успешности
Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.
Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.
Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.
Проект сайт собирает : это и игры для личностных тренингов, и игры для бизнес-тренингов, и ролевые игры, и упражнения-разминки. Мы делаем то, чего не делает больше никто - детально описываем скрытую методику проведения игр для тренингов, логику действий тренера, все секреты тренерского мастерства!
Эксклюзивные методички лучших игр для тренингов вы найдете в нашем разделе " ".
Тренинг должен быть интересным. Это железное правило, которое нужно обязательно соблюдать. Неинтересный тренинг заканчивается очень быстро - участники найдут способ избавиться от скучного занятия. Кто заболеет, кто опоздает на полдня, кто сбежит втихаря…
Как сделать тренинг интересным? Способов много, один из самых эффективных - игры для тренингов.
Люди любят играть, начинают играть в самом раннем детстве и, если честно, продолжают играть и в старости. Конечно, сами игры очень сильно отличаются, но играют люди - всегда.
На тренинге игры бывают разные. Самый простой вариант - это разминки, разогревы . Это игры для «встряхивания» аудитории. Если долго нет никакой активности или она однообразна (мини-лекция - отработка в парах, мини-лекция - отработка парах, мини-лекция - отработка….), без разминок никак не обойтись. Разминки вызывают смех, поднимают настроение, дают людям размяться, переключают внимание. У любого тренера обязательно должен быть багаж из десяти-пятнадцати проверенных разминок. Рекомендуем вам лучшие разминочные игры для тренингов, которые с успехом можно использовать как в личностных, так и в деловых тренингах, они прекрасно адаптируются под любую тему.
Кроме разминок, есть и более сложный вариант применения игры в тренинге. Это общегрупповая игра .
В такой игре есть правила и очень часто есть сюжет. Общегрупповая игра на тренинге может длиться несколько часов, и интерес участников не ослабнет. Разумеется, если игра сделана качественно и в неё интересно играть.
Как может выглядеть общегрупповая игра? Например, все участники делятся на четыре мини-группы и выбирают себе название - это фирмы, которые будут играть друг с другом. У каждой фирмы есть что-то нужное другой фирме. Путём переговоров, интриг, подкупов каждая стремится получить своё, а некоторые ещё - и помешать остальным.
Задача общегрупповой игры в тренинге - или дать участникам опробовать то, чему они учились, или натолкнуть их на определённые выводы, или и то, и другое сразу.
Запоминающиеся, мощные варианты общегрупповых игр для тренинга:
Есть и третий - наиболее сложный вариант использования игрового метода в тренинге.
Это создание тренинга-игры . То есть весь тренинг представляет собой одну большую игру (обычно их называют бизнес-симуляциями). Таких тренингов мало - создание подобных программ стоит дорого и не всем по силам.
Игра-тренинг выглядит примерно так. Участники команды, как правило, разбиты на группы по пять-шесть человек. У них есть свои задания, и они могут взаимодействовать друг с другом по определённым правилам.
Сюжет бизнес-симуляции, как правило, отражает жизнедеятельность обычной компании (или нескольких компаний). Например, может разыгрываться ситуация с выводом на рынок нового продукта. Тогда каждая мини-группа - это какой-либо конкретный отдел (маркетинга, продаж, складской отдел, отдел логистики и т.п.).
Все они пытаются выполнить свои задачи, а тренер через сюжет игры ставит их перед теми или иными испытаниями (действия конкурента, сбой в поставках, забастовка на заводе-производителе и т.д.). Задача участников - с честью преодолеть эти испытания и всё-таки выполнить свою основную задачу.
В ходе бизнес-симуляции люди учатся очень эффективно. Во-первых, все ситуации взяты из практики и разбираясь с ними в рамках игры, люди получают ценный опыт, который легко переносится на работу.
Во-вторых, в ходе игры тренер может показывать более качественные решения, и участники запоминают их гораздо лучше, чем на простом тренинге. Всё благодаря более сильной эмоциональной окраске (ведь чем выше эмоциональная окраска, тем лучше запоминание - азы преподавания).
Наконец, по итогам бизнес-симуляции всегда проходит длительный анализ, и участники делают свои выводы. Велик шанс, что эти выводы они применят в работе и благодаря этому станут более эффективными.
Одна из лучших тренингов-игр для тренингов эффективной коммуникации или тренингов командообразования:
Создавать игры для тренинга не просто, но, к счастью, уже создано много игр, и вы можете использовать их абсолютно легально. А использовать стоит, ведь игры сделают ваш тренинг увлекательным и запоминающимся.
Эксклюзивные методички лучших игр для тренингов вы всегда найдете в нашем разделе " ".
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
- Бегом к своей цели
Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению. - Упражнение для тренинга "Угадай героя"
Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобы участники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно!
Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.
Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории! - Упражнение для тренингов "Миллион евро"
Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста.
Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели , которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать , и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!
Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы
Энергизаторы позволяют тренеру решить ряд задач, помогая:
Быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками и ориентировка;
Сплотить группу;
Вовлечь участников в действие, повысить общую активность;
Снять напряженность и усталость;
Переключиться с одной темы или ситуации на другую;
Создать «мостик» для перехода к проработке новой темы на тренинге;
Создать атмосферу открытости и сотрудничества;
Сформировать малые группы для последующей работы на тренинге.
Есть очень много различных игр и игровых упражнений для группы, которые можно использовать в качестве энергизаторов. Выбирая из них те, которые вы включите в свой «багаж» бизнес-тренера, руководствуйтесь следующими основными критериями:
Энергизатор должен нравиться, быть комфортным для самого тренера . Не стоит проводить игры, в эффективности которых вы сами не уверены;
динамичной , соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников. Игры, основанные на соревновании, следует использовать осторожно, чтобы не навредить групповой динамике;
Энергизатор должен быть интересен участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;
Энергизатор должен быть позитивным , не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;
Энергизатор должен вовлекать всех участников . Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;
Энергизатор должен быть коротким , обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;
Игра-энергизатор должна быть доступной для всех участников. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения (например, не любят игры, в которых необходимо находиться близко или прикасаться друг к другу). Арсенал тренера должен позволить выбрать энергизатор, не ущемляющий ни одного из участников;
Энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;
По возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием тренинга , чтобы использовать их для перехода к следующей теме.
Проводя энергизатор, тренер сам должен быть энергичным и стараться, чтобы игра шла динамично.
Тренер может столкнуться с ситуацией, когда группа или некоторые участники не хотят по тем или иным причинам участвовать в энергизаторах. В этом случае важно не навязывать необходимость игры. В зависимости от причин тренер может либо использовать другой тип энергизаторов, либо решать задачи формирования групповой динамики и энергизации участников другими инструментами. Например, изменить методы проведения тренинга так, чтобы после перерыва использовать не мини-лекцию и даже не обсуждение, а более активный метод, например ролевую игру.
Примеры упражнений-энергизаторов.
«Самурай, принцесса и дракон». Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Тренер объясняет, что это две команды, игра идет до трех побед одной из команд или максимум пяти раундов (если много «ничьих»). Тренер рассказывает, что, как и любая японская игра, эта игра театрализована и в ней есть три фигуры («самурай», «принцесса», «дракон»), которые надо запомнить. Он показывает участникам, как изображаются фигуры, и просит повторить (для изображения фигур могут быть использованы различные позы и жесты). Он поясняет, что игра проходит в несколько раундов, перед каждым из них участники команд будут совещаться между собой и выбирать одну из фигур («самурай», «принцесса» или «дракон») для показа. Затем участники встанут в две шеренги и одновременно, по команде тренера, покажут ту фигуру, которую планировали. Если в одной из групп участники покажут разные фигуры – значит, команда проиграла в данном раунде, поскольку не смогла договориться. Иначе выигрывает та команда, которая показала более сильную фигуру. Все фигуры находятся в определенных отношениях друг к другу: «самурай» побеждает «дракона», «дракон» – «принцессу», а «принцесса» – «самурая».
«Встаньте те, кто…». Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.
«Фруктовый салат». Упражнение, аналогичное предыдущему. Разница состоит в том, что участники изначально рассчитываются (делятся) на «яблоки», «бананы», «апельсины». Ведущий может назвать один из фруктов, например «яблоки» (тогда «яблоки» меняются местами), или сказать «фруктовый салат» – тогда все участники меняются местами. Как и в предыдущей игре, одного стула не хватает и тот, кто не успел сесть, становится следующим ведущим.
«Хвост дракона». Участники встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», первая половина участников помогает «голове», вторая – «хвосту». Цепочка не размыкается, в процессе игры все участники продолжают держать впереди стоящего за талию.
«Люди-домики». Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий (он меняется или весь энергизатор ведет тренер) может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.
«Броуновское движение». Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.
«Дотронься до…». Ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.
«Плечом к плечу». Ведущий (начинает тренер, затем ведущий может меняться) называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.
«Ловим палец». Участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.
«Разминка». Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.
«Электрическая цепь». Участники образуют две команды и встают в шеренгу друг напротив друга («стенка на стенку»). Все члены каждой из команд держатся за руки, образуя «электрическую цепь». На равном расстоянии от крайних участников ставится маркер или другой предмет, который легко схватить рукой. Все участники, кроме первых в цепочке и крайних, закрывают глаза. Крайние в цепочке смотрят друг другу в глаза. В это время тренер-ведущий подбрасывает монету, ловит ее и показывает одновременно первым участникам. Их задача: если выпадает «орел» – запустить сигнал по цепи своей команды, пожав руку соседу; если «решка» – ничего не делать. Задача остальных участников – получив сигнал, максимально быстро передать его дальше по цепочке, пожав руку своему соседу. Если сигнал доходит до крайних игроков в каждой из команд, они должны схватить маркер. Выигрывает команда, которая первая схватит маркер. В случае запуска ложного сигнала (когда выпала «решка») команда, допустившая это, проигрывает. Игра включает несколько раундов.
«Льдинка». Тренер расстилает на полу лист флипчарта и просит участников группы встать на него так, чтобы все уместились. Затем он раунд за раундом постепенно складывает лист, уменьшая площадь, на которой должна уместиться вся тренинговая группа.
«Сколько ног?» Тренер последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание тренера начинается с количества ног n /2, где n – число участников в тренинговой группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Существуют варианты, когда на группу в 15–20 человек на полу остается всего две ноги.
«Распутай клубок». Участники группы встают в круг, все вытягивают обе руки вперед, закрывают глаза, идут к центру круга. Сближаясь друг с другом, каждый находит чью-то руку. После того как все участники «переплелись», схватив чьи-то руки, они открывают глаза и должны не размыкая рук распутаться.
«Хвост ослика Иа». Участники в парах (тройках) держатся, обнимая друг друга за талию, у одного из них прикреплен «хвостик» из бумаги или веревки. Задача каждой из мини-команд – сорвать «хвостик» другой команды. Если он сорван, команда прикрепляет себе новый и продолжает игру. Побеждает команда, собравшая больше всего «хвостиков».
В качестве энергизаторов могут выступать логические и интеллектуальные задачи , а также упражнения на координацию.
Участники встают в круг или сидят в кругу. Все по очереди последовательно называют числа начиная с единицы. Участник, на чью очередь приходится задача назвать число, содержащее цифру или число, делящееся на три, должен молча хлопнуть в ладоши. Если кто-то ошибся – счет начинается сначала.
Задача – соединить все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки:
Задача «Узники». Четырех узников закопали по шею в землю (см. рисунок ниже). У каждого из них на голове колпак, причем у двух черного цвета, у двух других – белого. И узники знают об этом. Каждый из них не может смотреть по сторонам: первый и второй видят только стену, третий – второго, четвертый – третьего и второго. Узникам поставили условие: каждый из них может назвать цвет своего колпака. Если он угадает – всех отпустят, если нет – всем отрубят голову. Какой узник смог уверенно назвать цвет своего колпака и спасти остальных?
Упражнение на координацию «Грека». Участники встают в круг, и тренер просит их произнести вслух хором известную скороговорку: «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап». Далее тренер просит еще раз повторить скороговорку, но слово «грека» заменяется определенным движением или жестом. В следующий раз участники повторяют скороговорку, и уже два слова заменяются разными движениями – «грека» и «рука». В третий раз движениями заменяются три слова – «грека», «река», «рука». Тренер участвует в упражнении, демонстрируя движения и помогая группе.
Примеры упражнений-энергизаторов, которые могут быть связаны с содержанием тренинга.
«Армрестлинг» – энергизатор для тренинга по разрешению конфликтов. Участники делятся на пары, участники в паре встают боком друг к другу и берут одной рукой руку другого. Инструкция звучит следующим образом: «Задача каждого участника – выиграть, набрав как можно больше очков. Очки олицетворяют нечто очень важное для каждого, поэтому чем их больше, тем лучше». Сама игра длится 10 секунд. В течение этого времени, если одному из игроков удается притянуть руку другого к себе, он получает одно очко. После игры тренер может обсуждать стратегию поведения в конфликте: почему одни выбрали борьбу, другие уступили, а третьи договорились и, реализуя стратегию сотрудничества, стали быстро перемещать руки друг к другу, набирая очки.
«Паровозы» – энергизатор для тренинга по менеджменту. Участники по трое встают «паровозиком», держа впереди стоящего за талию. Все закрывают глаза, кроме последних в шеренге. Далее «паровозики», следуя командам тренера, начинают перемещаться по помещению. Команды в каждом из «паровозиков» отдаются последним, «зрячим» участником посредством сигнализации среднему руками на талии, который также руками на талии первого участника передает ему сигналы, куда двигаться. Через некоторое время участники меняются местами. Желательно, чтобы каждый побыл в трех ролях – «зрячего», первого и среднего. Участники могут рассказать, в какой роли им было легче и почему, обсудить, как себя чувствуют сотрудники, находящиеся «на передовой», не до конца понимающие задачи и уверенные в правильности распоряжений вышестоящего руководства, подчеркнуть важность доверия к руководству.
«Прыжки» – энергизатор на командное взаимодействие и учет интересов других членов команды. Участники встают в две шеренги, тренер разворачивает некоторых людей в каждой из групп в разные стороны. По хлопку тренера каждый из участников обязательно делает поворот на 90 градусов влево или вправо либо поворот на 180 градусов, на месте оставаться нельзя. Задача обеим шеренгам – встать лицом друг к другу. Выигрывает та из команд, которая первая выстроится в шеренгу лицом к другой. Игровая интрига состоит в том, что тренер разворачивает только часть участников, остальные на момент начала игры остаются стоять в шеренге «как надо», лицом к другой команде. Если участники думают только о себе, воспринимая задачу индивидуально, то они стараются сразу повернуться лицом внутрь шеренги, как требуется, а другие вынуждены отворачиваться. Игра продолжается до тех пор, пока участники не осознают необходимость думать не только о том, как каждый из них может выполнить задачу, но и о том, как всем вместе ее решить.
Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.
Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию . Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.
Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы.
Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения , которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:
Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:
Тренинговые игры
Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста , чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.
Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование . Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.
Руководство содержит описание активных игр и упражнений, которые успешно применялись автором в бизнес-тренингах на протяжении многих лет. Бизнес-тренинги помогут вашим сотрудникам развить деловые навыки и навыки общения, лучше узнать свою компанию, понять свою роль в ней, определить свои силы и возможности, сплотить коллектив, вовлечь в процесс активного освоения материала, успешно преодолевать стресс. Описание каждого упражнения включает в себя рекомендации по его применению, необходимые материалы, инструкции участникам, оценку необходимого для его проведения времени и оптимального размера группы, вопросы для последующего обсуждения с участниками или выводы, к которым они должны прийти.
Книга адресована специалистам по работе с персоналом, бизнес-тренерам, консультантам, психологам, социальным работникам, преподавателям. Включение в ваш тренинг упражнений, почерпнутых из этой книги, сделает его живым, ярким, эффективным.
Введение.5
Начало тренинга, знакомство, запоминание имен. 9
Кто меня представил Имена и качества Что возьмешь на пикник? Апельсины Плюсы и минусы Слушай меня! Возьми салфеток Ты любишь своих соседей? Невидимая связь
Разминки и ледоколы- упражнения
на разогрев и сплочение группы. .19
Счет в темноте Летели гуси Игра в лото Я надеюсь - я опасаюсь «Угадай, кто «Две правды и ложь* Венские диаграммы* Как мы похожи! Какая наша команда? Волк в овечьей шкуре Кроссворд о партнере Найди такого же Алфавит предпочтений
Альтернатива лекции. Активное изучение материала. .35
Четыре стены Хороший - плохой Что это такое? Три вопроса Масти Тренинговое домино Объясните мне! Придирчивый слушатель* Разные мнения* Моя работа похожа на лезвие «Игра в карты Найти решение Резюме
Управление групповой динамикой: энерджайзеры, снятие стресса, максимальное вовлечение участников в тренинг..51
Что это? Это фломастер* Носок - пятка-Волна потягиваний* Импульс Летающие кошки Хлопки Поменяться местами Путаница Карты в награду Елочка Домики ищут людей Групповое гудение Извержение вулкана Босс сказал Шиворот-навыворот* Атомы-молекулы Мумия Охота Фруктовый салат
Упражнения на формирование команды..71
Мост* Башни* Волшебная бутылка* Да здравствует позитив!* Десять фактов о нас Воздушные замки Вместе мы сильнее Мой вклад в команду* Круг-треугольник-квадрат-спираль* Остров, Плот Переправа Уменьшающаяся газета Шарики Издание анекдотов Синергия
Упражнения на коммуникативные навыки...91
Умение слушать Расскажите историю Такси Знаменитости Выйди из скорлупы Передать одним словом Интонации Одноминутная речь* Семь богатырей* Леопольд* Коллекция аргументов Витязь на распутье Билет на Гавайи Пять минут славы Завтрак с героем Кот в мешке Договориться
Завершение тренинга. Интеграция полученных знаний.113
Сказать за 30 секунд «Бесплатные советы «Как использовать» Кроссворд* Найди свою пару «Дерево терминов Вопросы и ответы Подведение итогов Препятствия Три правды и ложь» "Изменения* Пока горит спичка* Какой был тренинг* Письмо самому себе Достигнуты ли цели
Литература.128
1. Упражнения на знакомство. Эти упражнения помогают участникам быстрее познакомиться друг с другом, запомнить имена членов группы и точнее сформулировать ожидания от тренинга. Конечно, в начале тренинга можно просто попросить участников представиться по очереди и рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Вместе с тем важно с самого начала задать активный темп совместной работы и вовлечь участников в творческую деятельность, поэтому знакомство с помощью веселых упражнений более предпочтительно.
2. Разминки и ледоколы - упражнения, которые рекомендуется применять в самом начале тренинга сразу после знакомства. Они помогают вовлечь участников в процесс активного обучения, создать в группе позитивную атмосферу. С помощью ледоколов участники узнают что-то новое друг о друге, «ломается лед» их настороженности друг к другу, возникает стимул к тому, чтобы максимально открыто выражать свое мнение. Разминки - это активные упражнения, которые, как правило, включают в себя элемент юмора. В оптимальном варианте разминка или ледокол тем или иным способом связывается с темой тренинга. В упражнениях, предлагаемых в данном сборнике, как правило, даны рекомендации о том, как перейти от них к определенной теме.
3. Энерджайзеры - короткие упражнения, необходимые для того, чтобы «встряхнуть» уставшую группу. Их очень полезно использовать в тренингах, содержащих много теоретического материала, например в таких, как тренинг по управлению временем. Также энерджайзеры очень хорошо использовать в тех случаях, когда важно перевести группу из состояния приятной лени и расслабления (после обеда, например) в состояние активности и готовности воспринимать новое.
4. Упражнения на активное изучение теоретического материала. Хорошо известно, что даже сухая теоретическая информация воспринимается лучше, если обучаемые приложили личные усилия к тому, чтобы ее освоить. В связи с этим широко распространен, например, так называемый метод ажурной пилы, когда все участники получают по небольшому фрагменту того материала, который группе необходимо освоить, и каждый обучает «своей» информации всех остальных. Подобные способы активного освоения материала и представлены в соответствующем разделе книги.
5. Упражнения, посвященные конкретным навыкам.
В данном сборнике представлены упражнения, связанные с навыками коммуникации и умения работать в команде. Как правило, это упражнения на формирование и отработку определенного навыка - например, умения убеждать, умения слушать или выступать публично. Также это могут быть упражнения, помогающие участникам понять важность того или иного навыка, осознать, какие факторы приводят к успеху или неуспеху в той или иной деятельности.
6. Упражнения для завершения тренинга, повтора и интеграции полученной информации.
Описание каждого упражнения в данном сборнике содержит следующие элементы:
♦ цели и возможности применения - в каком тренинге и для чего его можно использовать;
♦ необходимые материалы - все, что будет нужно для проведения этого упражнения (будь то ♦ бумага формата А4, фломастеры или, например, 100 спичечных коробков);
♦ оценка необходимого для проведения упражнения времени и оптимального размера группы;
♦ Процедура: проведения и подробные инструкции, которые тренер должен дать группе:
♦ вопросы для обсуждения либо те выводы, к которым должны прийти участники.
Безусловно, хороший тренинг - это не просто набор упражнений, объединенных общей темой, а гораздо больше: и элементы уместной в данной ситуации теории, и разбор случаев из жизни участников, и личный пример самого тренера как человека, владеющего теми приемами и методами, которые он преподает. Вместе с тем включение в ваш тренинг упражнений из этой книги, хочется надеяться, сделает его живее, ярче и поможет участникам лучше усвоить любую информацию, которую вы им преподнесете. «Скажите мне - и я забуду, покажите мне - и я, может быть, запомню, сделайте вместе со мной - и я пойму» - гласит народная мудрость. Остается пожелать всем коллегам, чтобы на их тренингах было именно так!
Начало тренинга, знакомство, запоминание имен
Упражнения этого раздела предназначены для использования в самом начале тренинга, когда участники еще не знакомы друг с другом и необходимо «сломать лед» взаимной настороженности. Одни из них помогут участникам уточнить свои ожидания от данного тренинга, другие будут полезны для запоминания имен, но все упражнения этого раздела помогают созданию в группе позитивной рабочей атмосферы и с самого начала вовлекают участников в процесс активного взаимодействия друг с другом.