Дилеммы профессиональной морали. Моральная дилемма
Культура
Вы очень опытный врач, у вас "на руках" пять умирающих пациентов, каждый из которых нуждается в пересадке различных органов, чтобы выжить. К сожалению, в настоящий момент нет ни одного доступного для трансплантации органа. Так сложилось, что есть еще один, 6 человек, который умирает от смертельного заболевания, и если его не лечить, то он умрет гораздо раньше, чем другие. Если шестой пациент умирает, вы можете использовать его органы для спасения пятерых других. Тем не менее, в вашем распоряжении находится лекарство, с помощью которого вы можете спасти жизнь шестого пациента. Вы:
Подождете, пока умрет шестой больной, а затем используете его органы для трансплантации;
Спасете жизнь шестого пациента, при этом другие не получат нужных им органов.
Если вы выбрали второй вариант, то, зная, что лекарство лишь немного отсрочит дату его смерти, вы бы все равно поступили бы также? Почему?
8. Разбойник Робин Гуд
Вы стали свидетелем того, как человек ограбил банк, но затем с деньгами он сделал нечто необычное и неожиданное. Он передал их в детский дом, который жил очень плохо, был ветхим и был лишен правильного питания, соответствующего ухода, воды и удобств. Эти деньги принесли большую пользу приюту, и он превратился из бедного в процветающий. Вы:
Позвоните в полицию, хотя они наверняка отберут деньги у детского дома;
Ничего не сделаете, оставив в покое и грабителя, и детский дом.
7. Свадьба друга
Ваш лучший друг или подруга собирается по венец. Церемония начнется через один час, однако, накануне прихода на свадьбу вы узнали, что избранник (избранница) вашего друга имел связи на стороне. Если ваш друг свяжет свою жизнь с этим человеком, он вряд ли будет верным, но с другой стороны, если вы сообщите об этом ему, вы расстроите свадьбу. Сможете ли вы сказать о том, что узнали своему другу или нет?
6. Плагиат доклада
Вы глава ученического совета и столкнулись с принятием трудного решения в отношении одной из выпускниц. Эта девушка всегда была достойной ученицей. На протяжении всех лет учебы она получала только высокие отметки, у нее много друзей, и идеальное поведение. Тем не менее, ближе к концу учебного года она заболела, и некоторое время не посещала школу. Она пропустила три недели занятий, а когда вернулась, ей сообщили, что по одному из предметов она не дотягивает до того, чтобы на отлично закончить школу. Она была в таком отчаянии, что, найдя в интернете доклад на необходимую тему, выдала его за свой собственный. Ее учитель поймал ее на этом и отправил к вам. Если вы примите решение, что это плагиат, то она не получит высокой отметки, и, следовательно, не сможет претендовать на бюджетное обучение в университете своей мечты. Что бы вы сделали?
5. Источник молодости
Ваш любимый человек бессмертен, потому что он и его семья выпили из источника молодости, ничего не подозревая. Вы очень его любите и знаете, что это ваша судьба. Однако, единственный способ остаться с ним – это тоже выпить из источника молодости. Но, если вы сделаете это, все ваши родные и близкие люди, а также все знакомые будут стареть и, в конце концов, умрут. С другой стороны, если вы не выпьете из источника, вы будете стареть и в конце концов умрете, а человек с которым вы сейчас, больше вас никогда не увидит и будет приговорен к вечному одиночеству. Что бы вы выбрали?
4. Концентрационный лагерь
Вы являетесь заключенным концлагеря. Садистский охранник собирается повесить вашего сына, который пытался сбежать, и говорит вам, чтобы вы вытолкнули табуретку у него из-под ног. Он говорит вам, что если вы этого не сделаете, то он убьет и другого вашего сына, который является еще одним невинным заключенным. У вас нет сомнений в том, что он сделает именно так, как говорит. Что вы сделаете?
3. Сын и внучка
К вашему огромному ужасу, ваш сын лежит связанным на рельсах, поезд приближается. Так получилось, что у вас есть время воспользоваться переключателем и направить поезд в другую сторону, тем самым вы сможете спасти сына. Тем не менее, в другой стороне лежит связанная внучка, дочь именно этого вашего сына. Ваш сын умоляет вас не убивать его дочь и не трогать переключатель. Как вы поступите?
2. Жертвоприношение сына
Очень злой психологически неуравновешенный мужчина пытался убить вашего сына, когда тот был совсем маленьким, но тогда, убив дядю и тетю ребенка, которые присматривали за ним, он так и не добрался до малыша. После убийства вы бежали в подполье, но теперь обнаружили, что пророчество сбылось, и что часть души убийцы переселилась в вашего ребенка. Для того, чтобы одолеть это зло и победить этого человека, ваш сын должен пойти к нему и позволить себя убить. В противном случае через некоторое время ваш сын, с частью души злодея сам может стать таковым. Сын мужественно принимает свою судьбу и решает пойти к злодею для того, чтобы принести мир. Вы как родитель:
Удержите его, потому что чувствуете, что должны защитить;
Примите его выбор.
1. Дружба
Джим работает в крупной компании, он ответственен за прием на работу сотрудников. Его друг Пол подал заявку на трудоустройство, но есть несколько человек, которые более квалифицированные, чем Пол и обладают более высоким уровнем знаний и навыков. Джим хочет отдать эту позицию Полу, однако, чувствует себя виноватым, потому, что должен быть беспристрастным. Он говорит себе, что в этом суть нравственности. Тем не менее, вскоре он передумал, и решил, что дружба дает моральное право быть пристрастным в некоторых вопросах. Таким образом, он отдает эту должность Полу. Был ли он прав?
Предпринимательская этика является частью экономической этики и должна рассматриваться с учетом ее предпосылок и оснований. Поскольку
современная экономическая этика реализует себя как этика рамочного порядка, то и предпринимательская этика основывается на рамочном порядке. Но здесь необходимо учитывать одно принципиальное обстоятельство. На практике рамочный порядок не может быть задан в идеальной форме. Он имеет свои недостатки, которые в первую очередь отражаются на предпринимательской этике. Как уже отмечалось, различие между экономической и предпринимательской этикой состоит в том, что субъектом моральных требований в экономической этике являются преимущественно государственные институты, тогда как в этике предпринимательской - отдельные предприятия. Несовершенство рамочного порядка сказывается прежде всего на хозяйственной деятельности отдельных предприятий, вынужденных прилагать дополнительные усилия и брать на себя "ответственность, находящуюся в нормальном случае на уровне порядка, чтобы заполнить возникший вакуум ответственности. Задачей предпринимательской этики является идентификация этой исходящей из собственно экономических величин потребности в моральной ответственности предприятий и в выявлении возможностей предприятия соответствовать таким ожиданиям. Предпринимательская этика тематизирует отношения морали и прибыли в управлении предприятиями и занимается вопросом, какие моральные нормы и принципы могут быть реализованы предприятиями в условиях современной экономики.
В силу сложившейся культурной традиции такие понятия, как "экономическая этика" или "предпринимательская этика”, скорее отсылают нас к проблеме выбора - либо этика, либо экономика, - нежели обозначают нечто, что реально существует в действительности. Получается, будто все требуют этики от экономики именно потому, что никакой этики там нет.
Унаследованные нами сомнения в том, что мораль может стать весомым фактором принятия экономических решений, и впрямь велики. Аристотель советовал "эконому" ("главе семейства" - прим. пер.), не желающему изменять своей подлинной человеческой натуре, заниматься философией и политикой, но ни в коем случае не предпринимательством. Библия превращает тот же самый совет в образ, символизирующий физическую невозможность сочетания богатства и праведности: дескать, скорее верблюд пролезет сквозь игольное ушко, нежели богач попадет на небо. Цицерон ограничивается лаконичным утверждением, что большая прибыль делается большим обманом. Фоме Аквинскому понадобилось множество страниц, чтобы объяснить, каким образом торговля могла бы превратиться из порока в добродетель. Мартин Лютер, который всегда был довольно прямолинеен, попросту отождествлял хозяйствование с алчностью, идущей от ветхозаветного Адама. Карлу Марксу мы обязаны аподиктической теорией, согласно которой предприниматель являет собою лишь личину, скрывающую аморальное по своей природе движение капитала, а потому вынужден подчиняться законам этого движения, ибо в противном случае будет попросту разорен. Макс Вебер, хотя и придерживался довольно буржуазных взглядов, однако также не верил в то, что жестокие законы рынка оставляют индивидууму возможность этического поведения. И, наконец, лауреат Нобелевской премии 1973 года экономист Милтон Фридман вывел лапидарную формулу: The social responsibility of business is to increase its profits.
На этом фоне, видимо, следовало бы признать, что заявленные намерения предпринимательских структур (концернов или фирм), самих предпринимателей и их менеджеров руководствоваться в экономических решениях моральными ценностями выглядят не более убедительно, чем обещания вампира явиться на донорский пункт для сдачи собственной крови.
В качестве варианта предпринимательской этики, относящейся к направлению, обозначенному как этика предпочтений, рассмотрим концепцию этики бизнеса. Мы исходим из той предпосылки, что при всей своей самостоятельности и значимости этика бизнеса остается своеобразным вариантом "индивидуалистического" направления предпринимательской этики, ибо "в большинстве случаев в индивидуально-этической перспективе здесь ориентируются на ситуацию принятия решений отдельными предпринимателями/менеджерами, не учитывая структуры дилеммы, которую вызывает конкурентная борьба".
Бизнес-этика как преимущественно американский вариант предпринимательской этики занимает в рамках концепций предпринимательской этики одно из центральных мест. Ее появление может быть отнесено к 1970-м гг. В это время между научным сообществом и деловым миром установилось определенное согласие по поводу необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также ответственности корпораций перед обществом. К началу 1980-х гг. этика бизнеса стала одним из главных предметов изучения для специалистов, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои программы. В целом бизнес-этику можно определить как научную дисциплину, изучающую применение этических принципов к деловым ситуациям.
Наиболее актуальными в этике бизнеса являются вопросы о взаимоотношении между корпоративной и универсальной этикой, социальной ответственности бизнеса, приложении общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, повышении этического уровня организации, влиянии религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение. В этике бизнеса особенно остро проявляются некоторые дилеммы, характеризующие ценностную противоречивость взаимодействия традиционной морали и современной экономики. К числу наиболее значимых можно отнести дилеммы "служебного информирования", дилемму "выгодных связей" и "дилемму сексуальных домогательств".
· Дилемма "служебного информирования". Критерием этической оправданности информирования вышестоящих органов о нарушениях в организации служит мотив совершения поступка. Если обращение используется не для решения собственных карьерных проблем или мести какому-либо конкретному лицу, а ради интересов дела и если данный поступок не преследует личную выгоду, а продиктован заботой о благе других людей, то такое поведение можно признать оправданным с этической точки зрения. Прежде чем перейти к анализу реальных ситуаций, необходимо уточнить, что некоторые люди психологически склонны играть роль "борцов за правду", хотя в действительности преследуют совершенно другие цели. Поэтому важно не поддаться на описание и интерпретацию ситуации участвующими в ней и заинтересованными сторонами, а беспристрастно, на основе фактов проанализировать происшедшее и принять надлежащие меры. Что можно сказать о конкретных мотивах лиц, идущих на служебное информирование? Желание сделать деловое сообщение, а не анонимный донос основано обычно на твердой вере в личную ответственность, подкрепленной чувством профессиональной чести, религиозными соображениями и лояльностью по отношению к обществу.
· Дилемма "выгодных связей". Решение деловых и личных проблем, идущее вразрез с существующими экономическими, юридическими и моральными нормами, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам, - явление весьма распространенное в мире бизнеса. Использование выгодных связей может носить как личный, так и корпоративный характер. В том случае, если некое лицо, наделенное определенными полномочиями (т.е. "используя служебное положение"), намерено оказать нам личную услугу, необходимо задать себе следующие вопросы:
1) имеет ли данное лицо законные права на продукты или услуги, которые он вам предоставляет, или он фактически крадет их? Что позволяет ему вести себя так в данном случае? Кому на самом деле принадлежат эти продукты или услуги?
2) имеют ли другие люди, кроме вас, подобную возможность? Справедливо ли распространяется услуга или возможность и все ли в организации имеют равный доступ к ней?
Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг усложняется, если речь идет не о личных интересах, а об интересах организации. Допустимо ли идти на нарушение правил, чтобы совершить выгодную и полезную сделку, например, зарегистрировать организацию, открыть новое дело, получить то, что вам положено по закону? Моральным оправданием в данном случае нередко служит то, что за всем этим стоят интересы других людей: работников предприятия, ваших будущих клиентов, потребителей вашего будущего продукта или услуги и т.д. Одно из наиболее известных проявлений "этики выгодных связей" - взятка. С моральной точки зрения особенно важно провести черту между скрытой формой взятки и подарком. Является ли, например, скрытой формой взятки приглашение на банкет, путевка в санаторий, оплата совместной туристической поездки или, наконец, небольшой подарок от фирмы, которая хотела бы заключить с вами выгодный контракт?
Этические рекомендации по этому вопросу должны прежде всего учитывать нравственные и культурные традиции той или иной страны. Существует, как минимум, три рода культурных традиций, лежащих в основе современных деловых операций:
1) "замкнутый круг" (круговая порука),
2) система взаимных услуг и 3) обмен подарками.
В странах с недостаточно развитой экономикой и низкой культурой деловых отношений большинство людей считают, что принадлежность к определенному "замкнутому кругу", состоящему из родственников, друзей и ближайших коллег, подразумевает взаимную защиту и обеспечение взаимного процветания. Любой человек вне этого круга - "чужак", чьи намерения необходимо ставить под сомнение. Именно поэтому бизнесмены (как и правительственные чиновники) предпочитают иметь дело со знакомыми людьми, которым они доверяют.
В системе взаимных услуг подарок или услуга обязывают получателя возвратить их когда-нибудь в будущем, но с "процентами". А когда услуга возвращена, то даритель обязан отплатить за нее еще большей услугой. Тем самым система взаимных обязательств и обмена услугами обеспечивает доступ в замкнутый крут доверенных лиц, становясь основой для ведения деловых операций. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, предполагает прежде всего подношение подарков. Сделать подарок или получить его в сфере деловых отношений означает нечто большее, чем дружеское расположение. Это знак корпоративной идентичности, который делает бизнесмена "своим" и открывает ему перспективу выгодных сделок. Включившись в традиционный обмен подарками и услугами и войдя в "замкнутый круг", бизнесмен может завоевать доверие, облегчить себе доступ на местный рынок товаров и технологий и свести к минимуму риск в чужой среде.
Трудности, связанные с участием в традиционном обмене подарками, заключаются в том, чтобы научиться отличать подарки от взяток. Попросив у вас взаймы, занимается ли ваш деловой партнер вымогательством или он подталкивает вас к вступлению в систему взаимных услуг? В качестве критерия могут выступать: а) размер суммы (чем меньше сумма, тем это менее похоже на взятку); б) предназначение денег (если деньги предполагается передать третьей стороне, особенно обладающей властью, то это, скорее всего, взятка). В подобных случаях обычно советуют давать деньги не частным лицам, а переводить безвозмездные субсидии для строительства больниц и школ, обеспечивая техническую и экспертную помощь в организации общественных работ. Наиболее надежным моральным критерием допустимости взаимных услуг служит их открытость, позволяющая наилучшим образом развеять посторонние подозрения относительно мотивов и действий компаний и отдельных лиц и создать доверие между бизнесом и обществом.
· Дилемма "сексуальных домогательств" . Женщины, работающие в сфере бизнеса, нередко сталкиваются с проблемой сексуальных домогательств. Одна из причин этого заключается в особом интимном и доверительном характере деловых операций, а также в практике взаимных услуг, которая в какой-то степени переносится и на половые отношения. При этом нередко сексуальные домогательства преподносятся как особо бережная, заботливая и утонченная форма отношения к женщине, как некая форма оправданного ухаживания, вносящая в традиционные отношения между полами элементы феминистской этики. По определению американской Комиссии по обеспечению равных возможностей занятости, сексуальные домогательства представляют собой неспровоцированные сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие словесные и физические действия сексуального характера, обращенные на работника, которые оказывают влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую карьеру. Исследования показывают, что чаще всего сексуальное домогательство направлено от начальника к подчиненному.
Мораль современного общества
Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность - см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия. Мораль - это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр - можно сказать, что это нравственный человек.
Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль - общество, толпу, соседей; религиозная мораль - Бога. А нравственность - это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.
Ходить голым по улицам - аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй - безнравственно. Почувствуйте разницу.
Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности.
Нравственность - штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.
Все вышеприведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора.
Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания. И т.д. Этот сайт как раз о том, как обеспечить максимум свободы и при этом минимизировать отрицательные последствия возможного неверного выбора.
Свобода людей самостоятельно выбирать себе сексуальных партнеров, создавать и расторгать браки также может приводить к негативным последствиям, например, рост независимости женщины отрицательно сказывается на рождаемости.
Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты.
Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз. Так, с 1965 по 1982 год число таких преступлений в отношении детей сократилось с 30 на 100 тысяч жителей до 5 на 100 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и в том, что касается изнасилований.
Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.
Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется.
Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии - причем негативные тенденции просто переносятся на будущее.
Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных. Собственно, этому и посвящен данный сайт.
Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.
Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны - сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор - максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).
Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. От знакомых предпринимателей приходилось слышать, что нанимать молодежь на работу выгодно - молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч. и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д. (достаточно вспомнить Диккенса; подробнее об этом можно прочитать в книге Ф.Фукуямы «Великий разрыв»).
Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.
Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.
Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) - это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.
О «моральном разложении»
Человек переходного периода (переход от индустриального общества - к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество (например, новый Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что «современная формирующаяся культура противостоит не только христианству, но вере в Бога вообще, всем традиционным религиям»; аналогичные заявления делают православные иерархи и исламские авторитеты).
Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности - насилия и агрессивности - являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты). Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди - это, как правило, зажиточный средний класс).
Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».
Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно. Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.
Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.
Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира
окончание.
Моральная дилемма
Ситуации морального конфликта и совершения выбора в условиях
моральной неопределенности вызывает у исследователей живейший
интерес, потому что в этой сфере проявляется деятельность «высшей»
этики. Пнуть щеночка или помочь бабушке прейти через дорогу,- эти
действия не вызывают у нас сомнений в плане моральной оценки, мы
мгновенно и интуитивно определяем, хорошо это или плохо, тут рацио
особо не участвует.
В подавляющем большинстве случаев именно так этически-значимые
решения и принимаются,- быстро, без раздумий и мы обычно даже не
осознаем факт принятия решения, переживаем его как непосредственное
«ощущение». Другое дело, когда ситуация сложная, нештатная, с
конкуренцией мотивов и резонов.
Классический пример экспериментального этического конфликта,-
«trolley dilemma». Едет вагонетка (или как вариант,- поезд), на
путях группа из 5 рабочих (в более эмоционально насыщенном
варианте- играющие дети). Вы стоите у развилки и можете перевести
стрелки, тогда вагон поедет на другой путь, где находится 1 рабочий
(играющий ребенок). Предположим, вы не докричитесь до жертв и не
обгоните поезд. То есть у вас варианты,- ничего не делать, тогда
погибнут пятеро, или вмешаться, тогда 1 умрет, но 5 спасутся.
Это типовой случай этического конфликта,- морально ли совершить
аморальный поступок ради предупреждения еще большего зла? А если
поднять ставки?
Если надо не переводить стрелки (дергать за рычаг, нажимать на
кнопку и т.д.), а собственноручно толкнуть под поезд? Вы стоите на
мосту над путями, едет поезд, 5 человек скоро погибнут, но вы
можете толкнуть под поезд рядом стоящего, человек погибнет, но
вагон затормозит и 5 человек будут спасены.
Понятно, что это совершенно умозрительная ситуация, но нам тут не
интересно, как человек поступит в реальности, важно, что эта
ситуация расценивается как конкуренция этически окрашенных решений
и как реагирует психика. Сравнивая баланс и активность различных
функциональных отделов мозга мы может делать предположения, как в
повседневной жизни принимаются неоднозначные и не очевидные
решения.
Обычный человек не совершает чистых рациональных утилитарных
выборов. Всегда участвуют эмоции, всегда значим контекст. Например,
в приведенном примере «дилеммы с поездом» ситуация, когда надо
перевести стрелки, и ситуация, когда надо собственноручно толкнуть
человека под колеса,- по формальному результату идентичны, но очень
по разному субъективно оцениваются. Совершить поступок, следствием
которого людям будет причинен вред, это совсем не то же самое, что
собственноручно нанести вред. Нажать на кнопку из бункера или из
кабины бомбардировщики психологически проще, чем лично обойти город
и зарезать каждого встречного жителя. «Это сделал не я»,- наивное
детское оправдание, но в усложненном варианте оно прекрасно
работает и у взрослых.
Медиальная префронтальная кора формирует конечные осознаваемые
эмоции. Человек с поражением этого участка способен в полной мере
осознавать и принимать этические стандарты, то есть он различает,
что такое «хорошо» и что такое «плохо», но эмоциональное вовлечение
в оценки снижено, он не переживает по поводу выборов. В приведенном
выше примере такой человек не будет понимать, в чем разница- убить
самому или дернуть за рычаг, и в результате этого человек умрет, он
оценивает только конечную эффективность действия,- минус один плюс
пять. Звучит несколько в уберменш-стиле, но на деле такие люди
испытывают довольно серьезные проблемы с адапатацией. Выпадение
эмоционального наполнителя из социально значимых поступков очень
сильно снижает способность человека к сосуществованию в
обществе.
А люди с поражением верхней префронтальной и передней опоясывающей,
наоборот, способны к эмоциональному реагированию, но с трудом
понимают этические стандарты,- у такого человека дилемма вызовет
только раздражение,- какого черта он вообще должен беспокоиться о
каких-то чужих людях?
Другой типовой сценарий,- в западных исследованиях описывается с
явными коннотациями на WWII, назовем его «дилемма радистки Кэт». Вы
спрятались с подвале с детьми от немецко-фашистской гадины. Один
ребенок начинает плакать. Если солдаты услышат и найдут,- убьют
всех. Вы пытаетесь укачать или успокоить ребенка, но без
результата. Тогда начинаете зажимать ему рот, но он только сильнее
заходится в крике. Насколько этично в такой ситуации придушить
совсем?
В таких ситуациях активна передняя опоясывающая кора. Это не
специфично именно для морали, - это общий единый механизм контроля
и управления, высший узел администрирования и подавления первичных,
более глубоких реакций. Этот же отдел будет активен при сравнении
эротических фотографий относительно детского порно, при отказе от
немедленной небольшой награды в пользу отложенных больших выгод,
при любом когнитивном диссонансе.
Это очень важная для человека способность,- умение выстраивать
иерархию целей и симолических ценностей, причем очень желательно
давить неприемлемые и пропускать социально допустимые еще до того,
как дело дойдет до сознания. И этические нормы это хорошая рабочая
рамочная модель, формирующая конечное просоциальное поведение
человека.
Этические нормы должны быть, они должны побуждать человека к
выборам в пользу группы и при этом восприниматься как свои
собственные. Содержательная же часть,- может меняться в зависимости
от требований внешней среды и сильно различается в разное время в
разных культурах.
Как яркий тому пример,- отношение к детям. В приведенном выше
примере моральной дилеммы с ребенком, способным выдать укрытие,-
какой-нибудь гренландский иннуит или бушмен из Калахари вообще бы
не поняли, в чем проблема.
Почти всю свою историю люди часто и помногу убивали младенцев, это
было неприятное, но необходимое действие, примерно как сейчас аборт
сделать. В разных культурах, в зависимости от внешних обстоятельств
умерщвлялось от 15% до 45% новорожденных. Теперь ситуация
изменилась,- изменилась и этика, и при нынешнем уровне детоубийств
2 на 100 000 мы можем себе позволить считать этот поступок вопиюще
и безоговорочно аморальным. Мы совершенно искренне полагаем, что
если человек нам незнаком, это еще не повод его ограбить, а если у
девочки начались месячные это еще на значит, что она готова к
половой жизни. Мир меняется содержательно, но не структурно.
Эволюция не создает органов «с запасом», под будущие отдаленные
задачи. Поэтому мы в принципе не способны подумать мысли, испытать
эмоции, изобрести социальные организации и оперировать
символическими объектами, которые был бы не способен понять охотник
верхнего палеолита. Если клонировать кроманьонца,- скорее всего
вырастет обычный человек, неотличимый от нас. Если клонировать
неандертальца,- думаю, получим умственную отсталость средней
степени с поведенческими нарушениями.
Homo moralis
Человек не рождается с этикой, и она не вырастает у нас сама по
себе. Само по себе вырастает потенциальная способность к
социальному поведению. Это как строительство с параллельным
заселением. Как только отрастает жилой блок, туда сразу заселяются
жильцы, на стадии коробки под крышей, и начинают все обустраивать
изнутри.
Разные отделы коры растут с разной скоростью. Если относительно
старшие сенсорный и моторный отделы бурно растут сразу же после
рождения и в течении первого года, то самый «новый» мозг,-
префронтальная кора, начинает набирать обороты только к 3м годам.
Именно в этом возрасте у человека закладывается theory of mind, и
как следствие,- способность к ментализации, просоциальному
поведению и следование установленным моделям.
Если родитель ласково, но настойчиво попросит ребенка вылить стакан
вишневого сока на белоснежную скатерть, любой 2х летний ребенок
сделает это без особых колебаний, но почти всех детей 3х лет такая
просьба приводит в замешательство, они удивленно смотрят и
выискивают в мимике взрослого каких-то дополнительных знаков,-
действительно ли мамочка именно это и сказала? Вылить густую
красную пачкающую жидкость на белоснежную поверхность скатерти,- я
все правильно понял? Мама, ты вообще как, в порядке?
Так поступают даже дети, которых никогда не ругали за подобный
проступок. Но у ребенка к этому моменту уже начинает формироваться
представление о правильном и неправильном, что можно и что нельзя.
У них еще нет понимания хорошего и плохого, то есть это еще не
этика сама по себе, эти стандарты воспринимаются как внешние, это
все на стадии «красная лампочка, банан и электрошокер». Делаешь
правильно- поощряют, делаешь неправильно- наказывают. Дети еще не
умеют испытывать чувство вины, но уже умеют стыдиться
содеянного.
У многих архаичных сообществ даже есть специальное слово для
обозначения периода детства, когда у человека формируется концепция
ментальной репрезентации, способность к просоциальным реакциям и
самостоятельно следование установленным поведенческим моделям. У
гренландских иннуитов эта возрастная категория называется ihuma, у
племен атоллов Фуджи vakayalo. Разумеется, они не так сложно
объясняют, но по сути- это именно специальный термин для
обозначения момента, когда у человека зарождается theory of mind. А
это значит, что ребенок встал на путь самостоятельности, стал
более-менее упорядочен и предсказуем в поведении, а значит, он
больше не требует постоянного ухода, контроля и заботы, а значит,
нагрузка на родителей несколько снижается, можно выдохнуть и
немного расслабиться. А это значит, что можно уже подумать насчет
следующего ребенка. В условиях первобытно-общинной контрацепции это
означает, что можно перестать убивать новорожденных. Для нас этот
момент не столь актуален, поэтому в нашем языке нет специального
слова.
Когнитивные способности к обслуживанию сложных символических
моделей развивается в 5-6 лет. С этого момента человек может
испытывать чувство вины, внешне заданные нормы поведения становятся
внутренними психическими конструкциями. Так у человека появляется
этика, он способен переживать отклонения от общепринятых правил
приличия и морали. 3х летний ребенок не способен смущаться своей
наготы, 6 летний же будет испытывать от этого явный дискомфорт
(разумеется, если воспитывается в культуре, где не принято на людях
ходить голышом). Чувство вины,- очень мощный рычаг воздействия, и
не удивительно, что окружающие начинают им активно злоупотреблять.
Позиция родителя,- «я сержусь потому что ты плохо поступил» и «я
тебя не люблю, потому что ты плохой»,- по силе воздействия
различаются кардинально. Стимул-реакция в одном случае, оценка и
состояние в другом.
Конечно же, злоупотребление этими рычагами воздействия может
серьезно деформировать растущую психику и аукаться человеку потом
всю его взрослую жизнь. Это не особо редкая ситуация, я думаю,
каждый человек знаком с подобными примерами среди знакомых и
близких (а возможно, что и на личном опыте). Между тем, следует
понимать, что чувство вины придумали не для того, чтобы плодить
невротиков и депрессивных. Это очень важный и очень полезный
модулирующих механизм. 3х летний карапуз, способный осознавать
только внешние навязанные нормы и запреты, еще может вызывать
умиление. Но для взрослого человека это всегда означает большие
неприятности, и для него и для окружающих.
Таким образом, этические установки постепенно смещаются от внешних к внутренним, от персонифицированных к символическим. У детей их восприятие норм поведения и мышления привязано к авторитету значимых взрослых (родителей, в первую очередь), собственной моральной ценности эти правила не имеют. Затем, постепенно, самостоятельная значимость этических оценок растет. Дети младшего школьного возраста уже способны оценивать «неэтичные» требования учителя (например, если взрослый призывает бить других детей или силой сгонять с качелей) как нелегитимные. И только к старту взросления, в 12-15 лет, «базовая этика» окончательно формируется как самостоятельная работающая внутри головы система. В этот момент человек обретает способность сравнивать «идеальную» провозглашаемую модель общественной морали с реальным положением дел и переживать когнитивный диссонанс от осознания несоответствия между тем, что взрослые заявляют на словах, и как они на самом деле поступают. Обычно это выливается в характерный для пубертата подростковый кризис.
Когда-то, в далеком палеолите, на этом все и заканчивалось. Но в
современном мире все социальные навыки, этика в том числе, требуют
длительной шлифовки и совершенствования. В абсолютных единицах
число нейронов и объем нервной ткани лобных долей стабилизируется в
юношеском возрасте, однако образование новых связей и нейронных
сетей довольно активно продолжается до 30 лет, что отражает
процессы научения и развития социальных навыков.
Мир состоит из людей. Ничего помимо других людей во вселенной не
существует. Мы живем в социальном, мы делаем социальное, мы
чувствуем социальным и думаем социальные мысли.
Министерство любви
Мыслепреступление не влечет за собой смерть, мыслепреступление есть
смерть. Социум традиционно убивает либо изолирует людей с
патологией этического чувства. Внешние ограничения, как наказания,
так и поощрения,- они позволяют лишь реагировать на свершившиеся
действия. Но если мы хотим сформировать поведение, - они не очень
эффективны. Для эволюции гораздо проще и полезнее установить
напрямую систему когнитивно-эмоционального контроля. Чем
подстегивать желательное поведение и наказывать нежелательное,
лучше сделать так, чтобы особь сама хотела одного и не хотела
другого.
Я не испытываю никакого дискомфорта от того, что мне запрещено
убивать, грабить и насиловать, потому что я и сам не хочу этого.
Чуть сложнее с идеей, что нельзя красть чужое имущество. Еще
сложнее с имуществом, принадлежащим каким-то неодушевленным и
безликим конструкциям,- государству, учереждениям и корпорациям,
тут уже требуются усилия по персонификации (имущество церкви
принадлежит лично Господу, государство это Родина-Мать, а
корпорация это твой дом родной и все мы тут дружная семья, особенно
главбух и зав.департамента). И уж совсем сложна для восприятия
концепция интеллектуальной собственности, я например, не способен
ее понять,- каким это образом текст, звук или изображение могут
кому-то принадлежать. Видимо, с такими же затруднениями
сталкивались индейцы, когда колонисты пытались донести до них, что
на оленя можно охотиться, а на корову нельзя. На том поле можно
собирать съедобные растения, а вот на этом- уже нет. И хотя
юридически правонарушения могут быть одинаковы, этически они
оцениваются совершенно по разному. Поэтому кражу интеллектуальной
собственности я совершаю ежедневно и помногу и собираюсь продолжать
в том же духе, это этически допустимо. А кражи частной
собственности- ни разу, это этически недопустимо.
Так работает мораль. На эмоциях и на когнициях, на возбуждении и
контроле. Множество отделов вовлечены в систему этического
восприятия и моральных оценок. Ни один из отделов не является
специфически «моральным».
Когнитивные карты, морально-оценочные суждения и прилагающаяся к
ним система оценки и верификации, рабочая память, узлы контроля,
сравнение информации и оценка этических дилемм, оценка социального
контекста, целеполагание и предвидение результатов, эмоциональный
интеллект, сомооценка и самоосознание, восприятие окружающих и
ментализация, первичный аффект и прочее прочее.
Это очень обширный массив неосознаваемых и практически мгновенных
вычислений, по результатам которых мы получаем на выходе этическое
чувство.
Суть их в том, чтобы мы изначально думали и чувствовали так, чтобы
быть адекватными окружающей нас социальной среде.
Ребенка или собаку надо поощрять за правильный выбор, у взрослого
нормального человека уже в голове установлены все поощряющие
«хороший песик, хороший» равно как и все необходимые «атата по
попе». Социальные удовольствия мозг ценит даже выше
физиологических, этичные действия поощряются окружающими в виде
положительного обратного отклика, позитивных эмоций, уважения,
симпатии и всякого прочего социального груминга. У людей с
высокоразвитым этическим интеллектом для этого поощрения даже не
нужны внешние сигналы, хорошо натренированный мозг способен сам
себе выписывать поощрение за этичное поведение. Собственно, именно
поэтому высокоморальные люди высокоморальны. И за это мы их ценим и
уважаем.
И наоборот, за нарушение этических стандартов следует наказание.
Которое, опять же, установлено внутри головы. Не этичных людей
окружающие отвергают, а боязнь отвержения,- один из сильнейших
аверсивных стимулов для человека. Не зря в древности остракизм
считался наказанием, по суровости сравнимым со смертным приговором.
Люди обычно не осознают, насколько они социальны, насколько они
висят в сетях эмоциональных связей с окружающими. Картина мозга
человека, переживающего отвержение и осуждение группы очень похожа
на картину мозга человека, испытывающего физическую боль. И скорее
всего, «социальная» боль эволюционно произошла и базируется на тех
же механизмах, что и физическая. Это боль центральная, без участия
болевых рецепторов (хотя очень часто, даже узлы оценки болевой
импульсации начинают галлюцинировать, и человек, испытывающий
сильное моральное, социальное или эмоциональное давление и стресс,
начинает чувствовать вполне реальную боль в сердце, голове, желудке
etc).
Конечно, легко придти к выводу, что все это похоже на какую-то
разводку. Это не вполне справедливое суждение. Действительно, в
каком-то смысле можно сказать, что наш мозг манипулирует нашими
мыслями и эмоциями с какими-то смутными целями, и не факт, что наш
собственный родной мозг играет в нашу пользу, а не в пользу,
скажем, биологического вида homo sapiens в целом. Действительно,
все эти процедуры проходят до сознания, ниже сознания и без участия
сознания.
Но на деле, - высокоразвитый моральный интеллект действительно дает
значительные бонусы, помогает в адаптации, повышает субъективное
качество жизни, и в итоге дает большие преимущества, как отдельному
человеку, так и человеческому сообществу в целом.
То есть этика функциональна и полезна. Хорошее это хорошо, плохое
это плохо. Такая вот неожиданная мысль.
Дополнительные материалы
Книги
Статьи
2006 «Neural foundations to moral reasoning and antisocial
behavior» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2555414/
2007 «The new synthesis in moral psychology» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17510357
2007 «Investigating emotion in moral cognition: a review of
evidence from functional neuroimaging and neuropsychology» http://bmb.oxfordjournals.org/content/84/1/69.long
2007 «Mirror neuron system: basic findings and clinical
applications» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17721988
2008 «The role of moral utility in decision making: an
interdisciplinary framework» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19033237
2008 «Mechanisms underlying an ability to behave ethically» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18642189
2008 «Is it better to be moral than smart? The effects of morality
and competence norms on the decision to work at group status
improvement» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19025291
2008 «The neural basis of moral cognition: sentiments, concepts,
and values» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18400930
2009 «The neurobiology of moral behavior: review and
neuropsychiatric implications»
Моральная дилемма
Гипотетическая конфликтная ситуация, когда участпик эксперимента, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбрать один из возможных вариантов действия. Решение такой дилеммы связано с трудным моральным выбором, например: «нарушить закон и спасти жизнь человека» или «поступить по закону и позволить человеку умереть». Решение моральных дилемм дает важную информацию о способе мышления людей, сталкивающихся с нравственными проблемами в реальной жизни.
Типичная моральная дилемма
Моральная тревожность
Фрейдистская идея о том, что люди испытывают тревогу перед возможным наказанием за потакание импульсам Ид (см. Фрейд) вместо следования возвышенным идеям СуперЭго. В результате многие импульсы Ид (включая половое влечение) начинают ассоциироваться с тревогой и рассматриваются как морально неприемлемые.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
Смотреть что такое "Моральная дилемма" в других словарях:
МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА - См. дилемма, моральная …
ДИЛЕММА, МОРАЛЬНАЯ - Ситуация, в которой кто то сталкивается с двумя возможностями, и при этом выбор одной из них нарушает один набор моральных предписаний, а выбор другой нарушает другой набор. Классический случай – дилемма, с которой сталкивается врач, когда… … Толковый словарь по психологии
Дилемма моральная - (греч. dilemma) ситуация нравственного выбора. Например, у врача в отношении эвтаназии. Врачебный долг предписывает ему делать всё возможное, чтобы сохранить пациенту жизнь, закон, со своей стороны, если таковой существует, принуждает его принять … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРАГМАТИЗМ - (от греч. pragma дело, действие) течение амер. мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии. Возникло в 1870 е гг., оформилось в пер. пол. 20 в. и как тенденция сохранилось и в настоящее время. С П … Философская энциклопедия
ЛИБЕРАЛИЗМ - (лат. liberalis свободный) социально политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества. Впервые либералами назвали… … Новейший философский словарь
Конвоиры (фильм) - Конвоиры Chasers Жанр комедия Режиссёр Деннис Хоппер В главных ролях Том Беренджер Уильям МакНэмара … Википедия
Чудо с розами - «Чудо с розами Святой Елизаветы Венгерской». Картина неизвестного немецкого мастера 1 й пол. XVI в. Чудо с розами (нем. Rosenwunder, исп. Milagro de l … Википедия
Чёрный отряд - The Black Company
Конвоиры - Chasers … Википедия