Подводные лодки. Что такое подводная лодка
Подводные лодки - особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению (рис. 1.20) подводные лодки бывают:
О д н о к о р п у с н ы е, имеющие один прочный
корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо
обтекаемыми оконечностями легкой конструкции;
- п о л у т о р а к о р п у с н ы е, имеющие кроме
прочного корпуса еще и легкий, но не по всему обводу
прочного корпуса;
- д в у к о р п у с н ы е, имеющие два корпуса -
прочный и легкий, причем последний полностью облегает
по периметру прочный и простирается на всю
длину лодки. В настоящее время большинство подводных
лодок являются двукорпусными.
Рис. 1.20. Конструктивные типы подводных
лодок:
а - однокорпусная; б - полуторакорпусная; в -
двукорпусная; 1 - прочный корпус; 2 - боевая
рубка; 3 - надстройка; 4 - киль; 5 - легкий корпус
Прочный корпус - основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение ее на предельной глубине. Он образует замкнутый объем, непроницаемый для воды. Пространство внутри прочного корпуса (рис. 1.21) разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, которые называются в зависимости от характера вооружения и оборудования, располагающихся в них.
Рис. 1.21. продольный разрез дизель-аккумуляторной подводной лодки:
1 - прочный корпус; 2 - носовые торпедные аппарты; 3 - легкий корпус; носовой торпедный отсек; 5 - торпеднопогрузочный люк; 6 - надстройка; 7 - прочная боевая рубка; 8 -
ограждение рубки; 9 - выдвижные устройства; 10 - входной люк; 11 - кормовые торпедные
аппараты; 12 - кормовая оконечность; 13 - перо руля; 14 - кормовая дифферентная цистерна;
15 - концевая (кормовая) водонепроницаемая переборка; 16 - кормовой торпедный отсек; 17 -
внутренняя водонепроницаемая переборка; 18 - отсек главных гребных электродвигателей и
электростанция; 19 - балластная цистерна; 20 - машинный отсек; 21 - топливная цистерна;
22 , 26 - кормовая и носовая группы аккумуляторных батарей; 23, 27 - жилые помещения
команды; 24 - центральный пост; 25 - трюм центрального поста; 28 - носовая дифферентная
цистерна; 29 - концевая (носовая) водонепроницаемая переборка; 30 - носовая оконечность;
31 - цистерна плавучести.
Внутри прочного корпуса размещаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, оружие, различные системы и устройства, носовая и кормовая группы аккумуляторных батарей, различные запасы и т. п. На современных подводных лодках вес прочного корпуса в общем весе корабля составляет 16-25%; в весе только корпусных конструкций - 50-65%.
Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Ш п а н г о у т ы имеют, как правило, кольцевую, а в оконечностях эллиптическую форму и изготовляются из профильной стали. Устанавливаются они один от другого на расстоянии 300-700 мм в зависимости от конструкции лодки как с внутренней, .так и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и комбинированно с той и другой стороны вплотную.
О б ш и в к а прочного корпуса изготовляется из специальной прокатной листовой стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до 35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.
П е р е б о р к и прочного корпуса бывают прочные и легкие. Прочные переборки делят внутренний объем современных подводных лодок на 6-10 водонепроницаемых отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. По расположению они бывают внутренними и концевыми; по форме - плоскими и сферическими.
Легкие переборки предназначены для обеспечения надводной непотопляемости корабля. Конструктивно переборки выполняются из набора и обшивки. Набор переборки обычно состоит из нескольких вертикальных и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется из листовой стали.
Концевые водонепроницаемые переборки обычно равнопрочны с прочным корпусом и замыкают его в носовой и кормовой частях. Эти переборки служат на большинстве подводных лодок жесткими опорами для торпедных аппаратов.
Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами.
В вертикальном направлении отсеки разделяются платформами на верхнюю и нижнюю части, а иногда помещения лодки имеют многоярусное расположение, что увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема. Расстояние между платформами «в свету» делается более 2 м, т. е. несколько большим, чем средний рост человека.
В верхней части прочного корпуса устанавливается прочная (боевая) рубка, сообщающаяся через рубочный люк с центральным постом, под которым расположен трюм. На большинстве современных подводных лодок прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и устройства, расположенные за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются легкими конструкциями, которые называются ограждением рубки. Обшивка рубки изготовляется из листовой стали той же марки, что и прочный корпус. Торпедо- погрузочный и входные люки располагаются также вверху прочного корпуса.
Ц и с т е р н ы предназначены для погружения, всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения жидких грузов. В зависимости от назначения бывают цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Конструктивно они выполняются либо прочными, т. е. рассчитанными на предельную глубину погружения, либо легкими, способными выдерживать давление 1-3 кг/см2. Они располагаются внутри прочного корпуса, между прочным и легким корпусом и в оконечностях.
К и л ь - сварная или клепаная балка коробчатого, трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического сечения, привариваемая к днищевой части корпуса лодки. Он предназначен для усиления продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый грунт и постановке на клетку дока.
Легкий корпус (рис. 1.22) - жесткий каркас, состоящий из шпангоутов, стрингеров, поперечных непроницаемых переборок и обшивки. Он придает подводной лодке хорошо обтекаемую форму. Легкий корпус состоит из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки, ограждения рубки. Форму легкого корпуса полностью определяют наружные обводы корабля.
Рис. 1.22. Поперечный разрез полуторакорпусной подводной лодки:
1 - ходовой мостик; 2 - боевая рубка; 3 -
надстройка; 4 - стрингер; 5 - уравнительная
цистерна; 6 - подкрепляющая стойка; 7, 9 -
кницы; 8- платформа; 10 - коробчатый киль;
11 - фундамент главных дизелей; 12 - обшивка
прочного корпуса; 13 - шпангоуты прочного
корпуса; 14 - цистерна главного балласта;
15 - раскосные стойки; 16 - крышка цистерны;
17 - обшивка легкого корпуса; 18 - шпангоут
легкого корпуса; 19 - верхняя палуба
Наружным корпусом называется водонепроницаемая часть легкого корпуса, расположенная вдоль прочного корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого стрингера и простирается по длине корабля от носовой до кормовой концевых переборок прочного корпуса. Ледовый пояс легкого корпуса располагается в районе крейсерской ватерлинии и простирается от носовой оконечности до миделя; ширина пояса около 1 ж, толщина листов - 8 мм.
Оконечности легкого корпуса служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки и простираются от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно.
В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта и плавучести, цепной ящик, якорное устройство, гидроакустические приемники и излучатели. Конструктивно она состоит из обшивки и сложной системы набора. Выполняется из листовой стали того же качества, что и наружный корпус.
Форштевень - кованая или сварная балка, обеспечивает жесткость носовой кромки корпуса лодки.
В кормовой оконечности (рис. 1.23) размещаются: кормовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта, горизонтальные и вертикальные рули, стабилизаторы, гребные валы с мортирами.
Рис. 1.23. Схема кормовых выступающих
устройств:
1 - вертикальный стабилизатор; 2 -
вертикальный руль; 3 - гребной
винт; 4 - горизонтальный руль; 5 -
горизонтальный стабилизатор
Ахтерштевень - балка сложного сечения, обычно сварная; обеспечивает жесткость кормовой кромки корпуса подводной лодки.
Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы придают при движении устойчивость подводной лодке. Через горизонтальные стабилизаторы (при двухвальной энергетической установке) проходят гребные валы, на концах которых устанавливаются гребные винты. За гребными винтами в одной плоскости со стабилизаторами устанавливаются кормовые горизонтальные рули.
Конструктивно кормовая оконечность состоит из набора и обшивки. Набор выполняется из стрингеров, рамных и простых шпангоутов, платформ и переборок. Обшивка равнопрочна с наружным корпусом.
Надстройка (рис. 1.24) располагается выше верхнего водонепроницаемого стрингера наружного корпуса и простирается по всей длине прочного корпуса, переходя за его пределами в оконечности. Конструктивно надстройка состоит из обшивки и набора. В надстройке располагаются: различные системы, устройства, носовые горизонтальные рули и др.
Рис. 1.24. Надстройка подводной лодки:
1 - кницы; 2 - отверстия в палубе; 3 - палуба
надстройки; 4 - борт надстройки; 5 - шпигаты;
6- пиллерс; 7 - крышка цистерны; 8 -
обшивка прочного корпуса; 9 - шпангоут
прочного корпуса; 10 - обшивка легкого корпуса;
11 - водонепроницаемый стрингер наружного
корпуса; 12 - шпангоут легкого корпуса;
13 - шпангоут надстройки
Выдвижные устройства (рис. 1.25). Современная подводная лодка имеет большое число различных устройств и систем, которые обеспечивают управление ее маневрами, использование оружия, живучесть, нормальную работу энергетической установки и других технических средств в различных условиях плавания.
Рис. 1.25. Выдвижные устройства и системы подводной
лодки:
1 - перископ; 2 - радиоантенны (выдвижные); 3 - радиолокационные
антенны; 4 - воздушная шахта для работы
дизеля под водой (РДП); 5 - выхлопное устройство
РДП; 6 - радиоантенна (заваливающаяся)
К таким устройствам и системам, в частности, относятся: радиоантенны (заваливающиеся и выдвижные), выхлопное устройство для работы дизеля под водой (РДП), воздушная шахта РДП, радиолокационные антенны, перископы и др.
Вперед
Оглавление
Назад
Подводные лодки в современном понимании – это грозное оружие, но когда они стали таковыми? Кто создал первую подводную лодку исключительно для военных целей, какое оружие они на себе несли и как выглядели? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.
Первым изобретателем и создателем первой военной подводной лодки принято считать французского инженера Дени Папена, создавшего свою лодку в 1691 году в Германии. Его изобретение представляло собой цельнометаллическое подводное судно в форме прямоугольника, имеющего длину 1,68 м, высоту 1,76 м и ширину 76 см. Данное изобретение, описанное создателем в 1695 году в альманахе «Собрание различных рассуждений, касающихся некоторых машин», было оснащено каркасом из стальных прутьев, люком, закрывающимся на несколько болтов, и отверстиями для весел, которые, по заверению автора, можно было использовать для атаки на вражеский корабль. Таким образом, можно смело утверждать, что Папен был не только создателем первого металлического подводного судна, но и первой военной подводной лодки.
Лодка Папена
В то же время подобная идея родилась и в умах русских изобретателей. Так, в 1718 году к императору Петру I приходит рабочий верфи Иван Никонов и предлагает построить для императора подводное судно. Петр как истинный энтузиаст сразу же загорается идеей создания подводной лодки, и уже в августе 1720 года на галерном дворе Санкт-Петербурга закладывается первая подводная лодка Никонова, сошедшая с верфи в 1721 году. Эта лодка прошла ряд успешных испытаний, по результату которых было принято решение создать новую подводную лодку. Второй проект Никонова, получивший название «огненное судно», был спущен на воду осенью 1724 года, однако при этом лодка была повреждена. К сожалению, лодки не сохранились, как и их чертежи, однако предполагается, что обе они были выполнены в виде бочек, имеющих весельную тягу.
Подводная лодка Никонова (реконструкция первого образца)
Существовала и третья лодка, созданная Никоновым. Ее изобретатель создавал уже по приказу Екатерины I. Возможно, это была отремонтированная и усовершенствованная вторая лодка. Новое судно было успешно спущено на воду в 1726 году. В проект данного судна Никонов добавил такое вооружение, как мелкокалиберные пушки, трубку для метания сосудов с зажигательной смесью и механические приспособления для уничтожения кораблей (предположительно бур). Удивительным фактом является предположение, по которому водолаз, находившийся на борту, мог выйти из лодки, находившейся под водой. Для этого Никонов создал специальную рубку-капсулу, которую можно считать прообразом современных шлюзовых камер. Данный проект дорого стоил государству и, по мнению чиновников, не окупал себя. В результате этого изобретателя сослали в глухой астраханский порт.
Несмотря на эти разработки, самой известной «ранней» подводной лодкой является изобретение Дэвида Башнела, построенное 1773 году в США. Лодка Башнела представляла собой дубовую бочку, стянутую стальными обручами, на которой располагался медный колпак с иллюминаторами и герметично закрывающейся крышкой. Также колпак был оснащен двумя трубками с клапанами для подачи свежего и выведения использованного воздуха. Погружалась лодка при заполнении водой бака, расположенного на дне лодки. Для всплытия было необходимо выкачать из него воду, используя для этого помпу. Для экстренного же всплытия командир лодки мог отсоединить свинцовые грузила, крепившиеся также ко дну судна. Движение лодки осуществлялось при помощи двух винтов на мышечной тяге. Лодка Башнела, получившая имя «Turtle», весила около 2 тонн и имела длину по корпусу в 2,3 метра, а ширину в 1,8 метра. Данная лодка могла находиться под водой до 30 минут, что было достаточно для использования ее единственного оружия – мины. Это оружие крепилось к буру, расположенному на колпаке лодки, и представляло собой пороховую бочку весом в 45 кг с часовым механизмом. По задумке автора командир лодки должен был подплыть ко дну судна, пробурить его и, отсоединив бур, запустить часовой механизм.
Подводная лодка Башнела
Известно, что эта лодка принимала участие в Войне за независимость США. В 1776 году лодка Башнела, которой управлял сержант Эзра Ли, попыталась атаковать один из британских кораблей, заблокировавших порт Бостона. Однако дно британского фрегата «Еagle» , который пытался атаковать Ли, было обшито металлом, и атака провалилась.
Изобретение Башнела, пожалуй, было первой и последней военной подводной лодкой на ручной тяге. После нее уже появлялись судна на паровых двигателях и на двигателях внутреннего сгорания.
Схема подводной лодки turtle
Начинают отображаться на карте после миссии «Смерть на море» («Death at Sea»). Части мини-подлодки в GTA 5 в свою очередь входят в список , которые нужно собирать по всей карте Лос-Сантоса и Блейн-Каунти. В отличие от и , сбор частей субмарины не нужен , но вы должны их найти, чтобы завершить задание от по имени Абигейл (« »).
30 частей разбросаны по всему участку моря, обнаруживаются и собираются при помощи подводного снаряжения. Чтобы начать их собирать, нужно завершить миссию «Ограбление "Мерриуэзер" » и купить док Sonar Collection Dock (250 000$ ), который расположен на северо-западном побережье Лос-Сантоса и который открывает возможность пользоваться субмариной.
После того, как завершите миссию и купите здание, выберите Майкла, так как он единственный, кто может говорить с Абигейл. Вы найдете её рядом с купленным доком, где возьмете задание, в котором она попросит вас найти тридцать частей мини-подлодки, которые докажут, что её муж, Френк, мертв. Френк был богатым парнем, телезвездой, но у Абигейл нет денег, и поэтому ей нужна страховка за его смерть.
Возможность искать части появится уже у любого главного героя, а не только у Майкла. Далее вы заметите в доках красную лодку Nagasaki Dinghy. Это очень быстрое транспортное средство, оснащенное гидролокатором, работающим лишь тогда, когда вы ищите части субмарины.
Оказавшись внутри лодки, открываем главную карту и видим там зеленый круг - отмечаем его и вперед. Оказавшись на месте, замечаем, что гидролокатор начал мигать. Поэтому берем костюм и ныряем под воду, отыскивая мерцающие куски подлодки. Во время коллекционирования можно столкнуться с акулами, так что будьте готовы и во всеоружии.
Всегда плывите к мигающему белому кругу на мини-карте. Чем меньше становится круг, тем ближе вы к цели.
Части можно собирать в любом порядке, он неважен, в любое время. После того, как найдете все 30, возвращайтесь к Абигейл, и начнется вторая короткая побочная миссия «Что скрывает ложь ». Выяснится кое-что интересное и перед вам встанет выбор (два варианта развития событий), который, тем не менее, ни на что не повлияет.
Наградой за поиск всех 30 частей подлодки станет 10$ . Катер Nagasaki Dinghy останется в вашем распоряжении, но без эхолота.
Мы начнем поиск частей с севера , и обойдем ее против часовой стрелки по береговой линии, немного поплутав в доках.
кликните колесиком мыши, чтобы открыть карту в максимальном размере
1 часть
На морском дне у берега залива Палето. Находится между двух частей разбившегося корабля.
2 часть
Рядом с первой частью, на фюзеляже самолета.
3 часть
Опять же, район залива Палето, в нескольких минутах от второй части. Лежит на выступе одного из двигателей.
4 часть
Недалеко от форта Занкудо, снова в развалинах упавшего самолета.
5 часть
Внутри корпуса грузового самолета рядом с фортом Занкудо. Также рядом расположен один из скрытых пакетов GTA 5
.
6 часть
Сразу же за пятой частью, в углублении на дне океана.
8 часть
Совсем рядом с седьмой частью, но уже внутри самолета.
9 часть
Южнее 4-8-х частей, на рубке затонувшего судна.
10 часть
На другом конце судна, где и девятая часть подводной лодки.
11 часть
Под мостом, который проходит с севера на юг в порт Лос-Сантоса.
12 часть
На севере порта Лос-Сантоса, где затонувший кран.
13 часть
Там же, где и двенадцатая часть, если плыть дальше на север, в ржавом металлическом каркасе.
14 часть
На севере терминала в порту Лос-Сантоса, у носовой части магазина Ocean Motion.
15 часть
В водах, недалеко от северной стороны магазина Ocean Motion.
16 часть
Восточнее Ocean Motion, посреди деревянных столбов.
17 часть
С восточной стороны Daisy-Lee, посреди разрушенного пирса.
18 часть
На востоке от семнадцатой части, посреди обломков хвоста сбитого самолета.
19 часть
Рядом с восемнадцатой частью.
20 часть
Рядом с девятнадцатой частью, но уже внутри куска самолета.
21 часть
В небольшой трубе, к югу от терминала Лос-Сантоса.
22 часть
Под арочной скалой, к западу от двадцать первой части.
23 часть
К северу-западу от двадцать второй части, в канале, посреди обломков разрушенного пирса.
24 часть
В водах южного порта Лос-Сантоса, посреди ржавых металлических рам.
25 часть
У восточного побережья National Office of Security Enforcement, на носу большого затонувшего судна.
26 часть
В грузовом трюме судна, на верхних палубах.
27 часть
Севернее двадцать шестой части, где мусор.
28 часть
В том же районе, где и двадцать седьмая часть, на дне, но немного прикрыта кораблем, поэтому увидеть с первого раза будет сложновато.
29 часть
У горы Гордо. Просто лежит на дне. Однако вокруг очень много акул
.
30 часть
Немного к северу от двадцать девятой части. Опять же, много акул.
Справочник по морской практике Автор неизвестен
1.3. Устройство подводной лодки
Подводные лодки – особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению (рис. 1.20) подводные лодки бывают:
– о д н о к о р п у с н ы е, имеющие один прочный корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо обтекаемыми оконечностями легкой конструкции;
– п о л у т о р а к о р п у с н ы е, имеющие кроме прочного корпуса еще и легкий, но не по всему обводу прочного корпуса;
– д в у к о р п у с н ы е, имеющие два корпуса – прочный и легкий, причем последний полностью облегает по периметру прочный и простирается на всю длину лодки. В настоящее время большинство подводных лодок являются двукорпусными.
Рис. 1.20. Конструктивные типы подводных лодок:
а – однокорпусная; б – полуторакорпусная; в – двукорпусная; 1 – прочный корпус; 2 – боевая рубка; 3 – надстройка; 4 – киль; 5 – легкий корпус
Прочный корпус – основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение ее на предельной глубине. Он образует замкнутый объем, непроницаемый для воды. Пространство внутри прочного корпуса (рис. 1.21) разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, которые называются в зависимости от характера вооружения и оборудования, располагающихся в них.
Рис. 1.21. продольный разрез дизель-аккумуляторной подводной лодки:
1 – прочный корпус; 2 – носовые торпедные аппарты; 3 – легкий корпус; носовой торпедный отсек; 5 – торпеднопогрузочный люк; 6 – надстройка; 7 – прочная боевая рубка; 8 – ограждение рубки; 9 – выдвижные устройства; 10 – входной люк; 11 – кормовые торпедные аппараты; 12 – кормовая оконечность; 13 – перо руля; 14 – кормовая дифферентная цистерна; 15 – концевая (кормовая) водонепроницаемая переборка; 16 – кормовой торпедный отсек; 17 – внутренняя водонепроницаемая переборка; 18 – отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; 19 – балластная цистерна; 20 – машинный отсек; 21 – топливная цистерна; 22 , 26 – кормовая и носовая группы аккумуляторных батарей; 23, 27 – жилые помещения команды; 24 – центральный пост; 25 – трюм центрального поста; 28 – носовая дифферентная цистерна; 29 – концевая (носовая) водонепроницаемая переборка; 30 – носовая оконечность; 31 – цистерна плавучести.
Внутри прочного корпуса размещаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, оружие, различные системы и устройства, носовая и кормовая группы аккумуляторных батарей, различные запасы и т. п. На современных подводных лодках вес прочного корпуса в общем весе корабля составляет 16-25%; в весе только корпусных конструкций – 50-65%.
Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Ш п а н г о у т ы имеют, как правило, кольцевую, а в оконечностях эллиптическую форму и изготовляются из профильной стали. Устанавливаются они один от другого на расстоянии 300-700 мм в зависимости от конструкции лодки как с внутренней, .так и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и комбинированно с той и другой стороны вплотную.
О б ш и в к а прочного корпуса изготовляется из специальной прокатной листовой стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до 35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.
П е р е б о р к и прочного корпуса бывают прочные и легкие. Прочные переборки делят внутренний объем современных подводных лодок на 6-10 водонепроницаемых отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. По расположению они бывают внутренними и концевыми; по форме – плоскими и сферическими.
Легкие переборки предназначены для обеспечения надводной непотопляемости корабля. Конструктивно переборки выполняются из набора и обшивки. Набор переборки обычно состоит из нескольких вертикальных и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется из листовой стали.
Концевые водонепроницаемые переборки обычно равнопрочны с прочным корпусом и замыкают его в носовой и кормовой частях. Эти переборки служат на большинстве подводных лодок жесткими опорами для торпедных аппаратов.
Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами.
В вертикальном направлении отсеки разделяются платформами на верхнюю и нижнюю части, а иногда помещения лодки имеют многоярусное расположение, что увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема. Расстояние между платформами «в свету» делается более 2 м, т. е. несколько большим, чем средний рост человека.
В верхней части прочного корпуса устанавливается прочная (боевая) рубка, сообщающаяся через рубочный люк с центральным постом, под которым расположен трюм. На большинстве современных подводных лодок прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и устройства, расположенные за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются легкими конструкциями, которые называются ограждением рубки. Обшивка рубки изготовляется из листовой стали той же марки, что и прочный корпус. Торпедо- погрузочный и входные люки располагаются также вверху прочного корпуса.
Ц и с т е р н ы предназначены для погружения, всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения жидких грузов. В зависимости от назначения бывают цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Конструктивно они выполняются либо прочными, т. е. рассчитанными на предельную глубину погружения, либо легкими, способными выдерживать давление 1-3 кг/см2. Они располагаются внутри прочного корпуса, между прочным и легким корпусом и в оконечностях.
К и л ь – сварная или клепаная балка коробчатого, трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического сечения, привариваемая к днищевой части корпуса лодки. Он предназначен для усиления продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый грунт и постановке на клетку дока.
Легкий корпус (рис. 1.22) – жесткий каркас, состоящий из шпангоутов, стрингеров, поперечных непроницаемых переборок и обшивки. Он придает подводной лодке хорошо обтекаемую форму. Легкий корпус состоит из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки, ограждения рубки. Форму легкого корпуса полностью определяют наружные обводы корабля.
Рис. 1.22. Поперечный разрез полуторакорпусной подводной лодки:
1 – ходовой мостик; 2 – боевая рубка; 3 – надстройка; 4 – стрингер; 5 – уравнительная цистерна; 6 – подкрепляющая стойка; 7, 9 – кницы; 8- платформа; 10 – коробчатый киль; 11 – фундамент главных дизелей; 12 – обшивка прочного корпуса; 13 – шпангоуты прочного корпуса; 14 – цистерна главного балласта; 15 – раскосные стойки; 16 – крышка цистерны; 17 – обшивка легкого корпуса; 18 – шпангоут легкого корпуса; 19 – верхняя палуба
Наружным корпусом называется водонепроницаемая часть легкого корпуса, расположенная вдоль прочного корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого стрингера и простирается по длине корабля от носовой до кормовой концевых переборок прочного корпуса. Ледовый пояс легкого корпуса располагается в районе крейсерской ватерлинии и простирается от носовой оконечности до миделя; ширина пояса около 1 ж, толщина листов – 8 мм.
Оконечности легкого корпуса служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки и простираются от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно.
В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта и плавучести, цепной ящик, якорное устройство, гидроакустические приемники и излучатели. Конструктивно она состоит из обшивки и сложной системы набора. Выполняется из листовой стали того же качества, что и наружный корпус.
Форштевень – кованая или сварная балка, обеспечивает жесткость носовой кромки корпуса лодки.
В кормовой оконечности (рис. 1.23) размещаются: кормовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта, горизонтальные и вертикальные рули, стабилизаторы, гребные валы с мортирами.
Рис. 1.23. Схема кормовых выступающих устройств:
1 – вертикальный стабилизатор; 2 – вертикальный руль; 3 – гребной винт; 4 – горизонтальный руль; 5 – горизонтальный стабилизатор
Ахтерштевень – балка сложного сечения, обычно сварная; обеспечивает жесткость кормовой кромки корпуса подводной лодки.
Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы придают при движении устойчивость подводной лодке. Через горизонтальные стабилизаторы (при двухвальной энергетической установке) проходят гребные валы, на концах которых устанавливаются гребные винты. За гребными винтами в одной плоскости со стабилизаторами устанавливаются кормовые горизонтальные рули.
Конструктивно кормовая оконечность состоит из набора и обшивки. Набор выполняется из стрингеров, рамных и простых шпангоутов, платформ и переборок. Обшивка равнопрочна с наружным корпусом.
Надстройка (рис. 1.24) располагается выше верхнего водонепроницаемого стрингера наружного корпуса и простирается по всей длине прочного корпуса, переходя за его пределами в оконечности. Конструктивно надстройка состоит из обшивки и набора. В надстройке располагаются: различные системы, устройства, носовые горизонтальные рули и др.
Рис. 1.24. Надстройка подводной лодки:
1 – кницы; 2 – отверстия в палубе; 3 – палуба надстройки; 4 – борт надстройки; 5 – шпигаты; 6- пиллерс; 7 – крышка цистерны; 8 – обшивка прочного корпуса; 9 – шпангоут прочного корпуса; 10 – обшивка легкого корпуса; 11 – водонепроницаемый стрингер наружного корпуса; 12 – шпангоут легкого корпуса; 13 – шпангоут надстройки
Выдвижные устройства (рис. 1.25). Современная подводная лодка имеет большое число различных устройств и систем, которые обеспечивают управление ее маневрами, использование оружия, живучесть, нормальную работу энергетической установки и других технических средств в различных условиях плавания.
Рис. 1.25. Выдвижные устройства и системы подводной лодки:
1 – перископ; 2 – радиоантенны (выдвижные); 3 – радиолокационные антенны; 4 – воздушная шахта для работы дизеля под водой (РДП); 5 – выхлопное устройство РДП; 6 – радиоантенна (заваливающаяся)
К таким устройствам и системам, в частности, относятся: радиоантенны (заваливающиеся и выдвижные), выхлопное устройство для работы дизеля под водой (РДП), воздушная шахта РДП, радиолокационные антенны, перископы и др.
Из книги Морские сражения автора Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна Из книги Пистолеты и револьверы [Выбор, конструкция, эксплуатация автора Пилюгин Владимир Ильич Из книги Советские атомные подводные лодки автора Гагин Владимир ВладимировичЛовля с лодки Лодка дает рыболову большие преимущества, позволяя облавливать недоступные с берега места. Однако техника заброса спиннинга с лодки отличается от техники заброса с берега. Забросы с лодки лучше выполнять сидя, не прикладывая значительных усилий, поскольку
Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина МарковнаБой подводной лодки «U-29» В начале ХХ века Британский военно-морской флот значительно превосходил в силе своих главных соперников: Россию, Францию и Америку. Однако 22 сентября 1914 года самонадеянность дорого обошлась британским судам. В сентябре на Ла-Манше было ветрено.
Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестенБой подводной лодки М-36 Подводные лодки Черноморского флота часто попадали в сложные ситуации на мелководье северо-западного района. 23 августа 1942 года капитан-лейтенант В. Н. Комаров, командующий подводной лодкой М-36 XII серии, обнаружил немецкий конвой. Прежде чем
Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина ШейлаБой подводной лодки М-32 В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной
Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей НиколаевичБой подводной лодки С-13 В 1945 году советская подводная лодка С-13 находилась на патруле в южной части Балтийского моря. Однажды акустический прибор лодки уловил звуки движения винтов. Командир подводной лодки тотчас же отдал приказ направить судно навстречу противнику. В
Из книги автораПистолет для подводной стрельбы СПП-1М Рис. 71. Пистолет для подводной стрельбыПистолет подводный специальный СПП-1 был разработан в ЦНИИ Точного Машиностроения в конце 1960-х годов конструкторами Кравченко и Сазоновым для вооружения боевых пловцов ВМФ СССР.Основные
Из книги автораСВЯЗЬ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Важность задач, решаемых подводными лодками, определяет требование к обеспечению их надводной связью. Основное направление работ – создание надежного, помехозащищенного оборудования, отвечающего современным условиям. Для
Из книги автора Из книги автораРаздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля Военный корабль – сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего
Из книги автораГлава 2. Оборудование верхней палубы надводного корабля и подводной лодки 2.1. Швартовное устройство Швартовное устройство – совокупность приспособлений и механизмов расположенны х на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса),
Из книги автораВнимательно изучаем всю последовательность действий при выполнении подводной части гребка 1. ПОЛОЖЕНИЕ И НАПРЯЖЕНИЕ КИСТИЛадонь должна быть раскрытой и плоской, а не чашеобразной, с тем чтобы образовывать максимальную площадь поверхности. Пальцы необходимо держать
Субмарина - это отдельный класс кораблей, которые способны погружаться на большие глубины и долгое время находиться под водой. Сегодня подлодки являются основным тактическим оружием морского флота любого государства. Главное их преимущество - скрытность. Это делает подводные лодки незаменимыми при военном положении.
История создания: начало
Впервые на вопрос о том, что такое субмарина, дал практический ответ Леонардо да Винчи. Он описал ее военно-тактические преимущества и долгое время работал над макетом аппарата, однако в итоге сжег все свои макеты, опасаясь за необратимые последствия.
В 1578 году английский ученый У. Боурн в своем докладе обозначил некий подводный корабль, который был замечен им в пучине Черного моря. Описанная субмарина - это не что иное, как первая подлодка, сделанная в Гренландии из кожи и тюленьих шкур. Судно обладало балластными цистернами, а в качестве навигатора выступала вытяжная труба. Такая подлодка не могла длительное время находиться под водой, однако уже тогда показывала удивительные результаты.
Официальный проект по созданию субмарин получил огласку только в 1620 году. Одобрение на строительство дал английский король Яков I. Конструировать подводное судно взялся голландский инженер К. Дреббель. Вскоре лодка была успешно испытана в Лондоне. Двигатели первого подводного корабля Великобритании работали на весельной тяге.
В России идею создания скрытого флота инициировал Однако с его смертью проект погиб в зародыше. В 1834 году появилась первая цельнометаллическая подводная субмарина. Ее изобретателем был русский инженер К. Шильдер. Движителем были гребные устройства. Испытания прошли успешно, а в конце года был осуществлен первый в мире запуск подводной ракеты.
Американский флот не мог стоять в стороне. В 1850-х стартовал проект под руководством Л. Ханли. Лодка управлялась из отдельного отсека. В качестве двигателя использовался большой винт, который раскручивался семью матросами. Наблюдение шло через небольшие выступы в корпусе. В 1864 году первое детище Ханли потопило корабль противника. Впоследствии подобными успехами могли похвастать Россия и Франция.
Во время Первой мировой субмарины оснащались дизельными и электрическими двигателями. В конструировании подлодок нового поколения главную роль сыграли русские инженеры. Во время войны в боевых действиях участвовало 600 глубоководных суден, которые в итоге потопили порядка 200 кораблей и эсминцев.
История создания: новая эра
К моменту начала Второй мировой больше всего подводных лодок было на балансе СССР (211 единиц). На втором месте стояла флотилия Италии - 115 субмарин. Далее располагались США, Франция, Британия, Япония и только затем Германия с 57 глубоководными суднами. Стоит отметить, что главной боевой единицей флота во время войны считалась именно субмарина. Это доказывает и тот факт, что СССР главенствовала на морской глади и под ней до конца Второй мировой. Виной всему были субмарины, которые потопили в общей сложности более 400 вражеских кораблей.
В то время подлодки могли погружаться до 150 метров, находясь под водой несколько часов. Средняя скорость составляла около 6 узлов. Революцию в подводной инженерии произвел известный ученый Вальтер. Он спроектировал обтекаемый корпус и двигатель, работающий на перекиси водорода. Это позволило подлодкам преодолеть скоростной барьер в 25 узлов.
Подводные лодки сегодня
Современная субмарина - это глубоководное судно, использующее атомные установки для получения необходимой энергии. Также подлодок выступают аккумуляторы, дизельные моторы, двигатели Стирлинга и прочие На данный момент такими боевыми единицами богаты флотилии 33 стран.
Еще в 1990-х на вооружении НАТО состояло 217 суден, включая ПЛАРБ и ПЛА. На тот период у России на балансе было чуть менее 100 единиц. В 2004 году РФ заказало в Италии создание малой подлодки неатомного типа. Проект получил название S1000. Тем не менее в 2014 году он был заморожен по обоюдному согласию.
Сегодня одними из самых быстрых и универсальных субмарин считаются водородные. Это глубоководные судна класса U-212, которые сравнительно недавно начали производиться в Германии. Такие лодки работают на основе водорода, за счет чего достигается максимальная бесшумность движения.
Классификация субмарин
Подлодки принято делить на группы относительно категорий:
1. По типу источника энергии: атомные, дизельные, парогазовые, топливные, водородные.
2. По предназначению: многоцелевые, стратегические, специализированные.
3. По габаритам: крейсерские, средние, малые.
4. По типу вооружения: торпедные, баллистические, ракетные, смешанные.
Самой распространенной глубоководной единицей является атомная субмарина. У этого типа подлодок есть своя классификация:
1. ПЛАРБ - атомные субмарины с баллистическим вооружением.
2. ПЛАРК - атомные подлодки с крылатыми ракетами.
3. МПЛАТРК - многоцелевые ракетно-торпедные субмарины, главным источником энергии на которых является атомный реактор.
4. ДПЛРК - дизельные подлодки с ракетным и торпедным вооружением.
Из экспериментальных видов можно выделить: летающую, крылатую и речную необитаемую субмарину.
Основы конструкции
Подводные лодки состоят из 2-х корпусов: легкого и прочного. Первый предназначен для придания кораблю улучшенных гидродинамических свойств, а второй - для защиты от большого давления воды. Прочный корпус монтируется из однако нередко встречаются и титановые сплавы.
На субмарине имеются специальные цистерны для управления дифферентом и балластом. Погружение осуществляется при помощи гидропланов. Всплытие определяется вытеснением воды сжатым воздухом из балластных цистерн. В движение судно приводят дизельные или атомные установки. Малые подлодки работают на аккумуляторах и электричестве. Для подзарядки используются специальные дизельные генераторы. В качестве двигателя используются
Виды вооружения
Целью является выполнение определенных задач:
Уничтожение боевых кораблей,
- ликвидация многоцелевых судов,
- разрушение стратегических объектов противника.
В зависимости от целей на субмаринах устанавливаются соответствующие виды вооружения: мины, торпеды, ракеты, артиллерийские установки, радиоэлектроника. Для обороны многие глубоководные корабли используют переносные зенитные комплексы.
Российские подлодки
Одними из последних на вооружение во поступили подводные корабли "Палтус". Строительство 24 единиц длилось около 20 лет, с 1982 года. Сегодня в распоряжении России находится 18 субмарин "Палтус". Лодки были построены в рамках проекта 877. Эти глубоководные корабли стали прототипами так называемых "Варшавянок".
В 2004 году на свет появилась подлодка нового поколения "Лада", работающая на электродизельной установке. Судно предназначено для уничтожения любых вражеских объектов. Эти субмарины России получили распространение благодаря минимальному уровню шумности. Из-за высокой стоимости проект быстро был свернут.
Главной ударной силой российской флотилии является атомная субмарина «Щука-Б». Проект продолжался более 20 лет вплоть до 2004 года. Сегодня подлодок такого типа на вооружении РФ находится 11 единиц. «Щука-Б» способна достигать скорости 33 узлов, погружаться на 600 м и находиться в автономном плавании до 100 суток. Вместимость - 73 человека. Строительство одной единицы обходилось казне около 785 млн. долларов.
Также в арсенале флота находятся такие атомные субмарины России, как «Акула», «Дельфин», «Барракуда», «Кальмар», «Антей» и другие.
Новейшие подлодки
В ближайшее время ВМФ России пополнится новыми единицами серии «Варшавянка». Это будут новейшие субмарины «Краснодар» и «Старый Оскол». Лодки поступят на вооружение во второй половине 2015 года. В доках находятся глубоководные корабли «Колпино» и «Великий Новгород», но их строительство закончится только к концу 2016 г. В результате на балансе Черноморского флота будет 6 единиц проекта «Варшавянка».
Представители этой серии предназначены для противодействия вражеским атакам, то есть для защиты морских баз, коммуникаций, побережья. Субмарины «Варшавянки» относят к типу бесшумных. Работают на электродизельном двигателе.
Длина такой подлодки составляет 74 м, а ширина - 10 м. Под водой корабль может достигать скорости в 20 узлов. Порог погружения - 300 м. Срок плавания - до 45 суток.
Пропавшие и затонувшие субмарины
До 1940-х годов подводные лодки то и дело терялись в пучине морей и океанов. Причинами этому были и недостатки конструкции, и оплошности командующего состава, и секретные военные действия противников.
После Второй мировой пропавшие субмарины исчисляются единицами. За последние 50 лет инженерия дошла до своего пика. С начала 1950-х подлодки уже не считались опасными для жизни экипажа, да и любой контакт с врагом сразу же фиксируется военной базой. Именно поэтому в последние десятилетия так мало потерявшихся подводных лодок.
Самыми известными пропавшими суднами считаются «Скорпион» (США), «Даккар» (Израиль) и «Минерва» (Франция). Примечательно, что все 3 затонувшие субмарины потерпели крушение при странных обстоятельствах в течение 2-х недель 1968 года. В отчетах обо всех 3 катастрофах упоминался неопознанный объект, после контакта с которым связь с экипажем была утеряна навсегда.
Всего же за последние 60 лет было официально зафиксировано 8 затонувших атомных подлодок, среди которых 6 российских и 2 американских. Первым было судно «Трешер» (США), на борту которого насчитывалось 129 человек. Катастрофа произошла в результате вражеской атаки в 1963 году. Весь экипаж погиб.
Самой нашумевшей и трагичной является судьба субмарины «Курск». Летом 2000 года из-за взрыва торпеды в первом отсеке судно опустилось на дно Баренцева море. В результате погибло 118 человек.