Найти участника торгов до их начала. Как узнать кто подал заявку на участие? Узнаем, сколько заявок подано на аукцион

«Маленькие хитрости» заказчиков при составлении тендерных заявок, картельные сговоры участников торгов нарушают законы конкуренции, идут в ущерб государству, а, значит, нам с вами.

Однако появляются инструменты, которыми может воспользоваться любой желающий, заинтересованный в чистоте сделок по госзакупкам. Об одном таком инструменте «Аукционному Вестнику» рассказал основатель информационно-аналитической системы ist-budget.ru Олег Абдрашитов.

– Инструмент о котором я хочу рассказать, является «побочным» продуктом нашей деятельности, и это естественно, т. к. наша информационно-аналитическая система в отличие от официального сайта zakupki.gov.ru является не обычной доской объявлений, а мощным инструментарием для всех участников госзакупок, позволяющая делать достоверные прогнозы побед на основе статистической вероятности, отслеживать системные взаимоотношения заказчиков и поставщиков, видеть методы вывода в победители «своих» поставщиков и т. д.

Это в свою очередь дало возможность видеть в сфере госзакупок определённые срезы, которые являются отражением системных процессов, и как гниль, поражают всё вокруг себя, действуя изнутри, разрушая базовые принципы конкуренции, и бросая тень на всю систему.

Остановлюсь на картельных сговорах в госзакупках. Например, если взять сферу информационных технологий (она мне особенно близка), то в регионах на этом рынке редко можно встретить открытую конкуренцию, все заказчики уже работают с кем-то из поставщиков, поставщики знают друг друга в лицо, и участвуют в объявленных аукционах, зная, что проводится этот аукцион под конкретную компании, которая и готовила ТЗ, и поэтому с радостью отдают аукцион за отступные, которые кстати рассчитывают в каждом случае из количества поданных заявок, и размера маржи заложенного в НМЦ, не делая шагов на понижение.

То же самое происходит и в других сферах, поэтому мы имеем массовое явление, которое, как я подозреваю, плавно перейдет в практику и после вступления 44-ФЗ, т. к. процедурных методов борьбы с этим явлением я в новом законе не заметил. А надо бы ввести. Ведь можно сделать пару поправок, способных осложнить реализацию этой схемы. Может быть кто-то, прочтя эти строки, сумеет донести эту идею до законодателей.

Перед тем как перейти к инструменту всё-таки скажу, что я имею ввиду. Сейчас в случаях закупки у единственного поставщика по п. 10 ст. 55 94-ФЗ никто, кроме одного участника, не делает ни ни одного шага на понижение. А ведь все участники допущены к участию, всеми внесено обеспечение заявки, и остается только делать ставки на понижение, но все просто молчат, а нужный заказчику поставщик делает минимальный шаг, и забирает аукцион почти по максимальной цене, откупившись отступными.

У многих возникает вопрос, как в электронных аукционах узнают участников, если они при подаче первой части заявки по закону засекречены? Поверьте это происходит, и природа этого скорее всего банальна донельзя, заказчик идентифицирует поставщиков по разным признакам: свойствам файла, фирменным бланкам, косвенным признакам и т. п., и сообщает это «своему» поставщику. Задача «своего» поставщика прозвонить других участников и договориться об отступных, что в большинстве и происходит. В утечку информации с официальных электронных площадок мне как-то слабо верится, ведь меры безопасности на площадках предпринимаются серьёзные. И хотя периодически кто-то заявляет, что утечка есть, и даже грозятся предоставить сведения, но лично мне достоверные факты не попадались. Кстати, мы опубликовали распределение таких аукционов по электронным площадкам, но мне кажется, если соотнести с общим количеством торгов проведённым на всех площадках, то их количество будет пропорциональным, и явной системы прослеживаться не будет. Если интересно, с этими данными также можно познакомиться в нашем инструменте.

Так вот, то, что происходит потом, после окончания аукциона, и вызывает у меня вопрос. Почему данные о тех компаниях, которые не делали шагов на понижение не открываются потом, по окончании торгов? Ведь, если бы они были доступны таким системам как наша, легко можно было бы отследить любые региональные системные сговоры, сколько кто и когда пересекался в аналогичных ситуациях, какие у кого приоритеты по поставщикам и т. п. Поэтому первое, что я прошу сделать нашу законодательную власть – открыть эти данные и сделать их доступными для анализа.

Во-вторых, по моему мнению, если компания не делает шагов на понижение получив допуск на аукцион и внеся обеспечение, она должна быть обязана направлять в надзорный орган подробное объяснение о причинах «деятельного неучастия». В случаях же троекратного повторения данного факта, компания должна подвергаться серьёзному штрафу. Я бы предложил 1-5% от начальной цены, в таких пределах как раз варьируются отступные. Думаю, такая мера в значительной степени повлияет на свертывание этой коррупционной схемы.

Итак, наш инструмент, www.roskartel.ru (Роскартель), который мы сделали, видя все эти цифры в статистике, позволил нам вынести все подозрительные аукционы в отдельный список. На первом уровне это список заказчиков, но кликнув на название заказчика можно открыть второй уровень, где представлен список его подозрительных аукционов.

Каждый представитель заказчика может найти подобные аукционы, и дать задание своим ответственным сотрудникам проверить аукционы из этого списка на предмет наличия сговора на торгах. В случае обнаружения таковых, принять меры по предотвращению организации торгов с признаками картельных сговоров у себя в структуре, провести служебное расследование и т. д. Инструмент работает в режиме суточного обновления, поэтому можно по фильтру найти самые последние и обратиться к заказчику с просьбой прокомментировать данный факт. Кстати, если бы была доступна статистика по отказникам-участникам, то активные граждане могли бы и на прямую обратиться к ним с просьбой разъяснить подобную стратегию участия в аукционах. Ну а если кто-то знает наверняка, что был сговор, то можно прямо с сайта Роскартеля отправить жалобу в ФАС

Кроме этого, мы не могли не учесть «путаницу» с латиницей, как способа сокрытия заказчиком своих торгов и, полагаю, сделали полезный сервис, значительно облегчающий поиск таких тендеров любым социально активным гражданином, в котором видны последние закупки с показом заменённых букв.

Система также группирует такие тендерные заявки по заказчику, чтобы проще было увидеть системность этих злоупотреблений. А чтобы исключить ошибки в наличии умысла, вверх списка по каждой дате попадают торги, где было максимально большое количество заменённых букв, т. к. часто замена одной буквы является лишь банальной ошибкой, которая произошла из-за того, что не был переключён язык клавиатуры. Однако особо изощрённые заказчики делают это умышленно, представляя впоследствии как простую ошибку.

Так вот после того, как пользователь получает уверенность в том, что замены были сделаны умышленно, он может прямо с этой же странички, с той же строки, где демонстрируется название с заменами букв отправить жалобу в региональный ФАС, т. к. система автоматически подставляет в форму данные по региону и реквизиты региональной службы.

Таким образом, поиск недобросовестных заявок становится простой задачей, которая доступна любому желающему принять участие в оздоровлении госзакупок. Возможно, что скоро таких закупок не станет совсем, т. к. практика решений ФАС станет обширна и известна большому числу заказчиков, и они перестанут употреблять такие простенькие схемы, и перейдут к более изощрённым способам.

Отвечая на вопрос, задававшийся на встрече в тендеры.ру представителями «НАИЗ» и «Безопасного отечества» о возможности отлова «пробельщиков» и «дефисистов», скажу – это тоже можно автоматизировать, а ещё мы думаем о системе обнаружения заявок под неверными ОКДП и общими названиями, но надеюсь этот вопрос всё-таки окажется более проработанным в новой информационной системе ФКС, которая по последним данным должна прийти на смену действующему сайту zakupki.gov.ru, т. к. проблема номенклатуры в госзакупках одна из самых острых и сложных в решении на сегодняшний день.

В заключение хочу сказать, что обработка открытых данных позволяет создавать действительно полезные сервисы для поставщиков, общественных организаций, правоохранительных органов и других структур, которые заинтересованы в аналитической информации и осуществлении контроля в сфере госзакупок.

Сегодня мы продвигаем на рынке новый стиль работы в госзакупках, который строится на Системном подходе и видим, как рынок медленно, но разворачивается в эту сторону. Проходит время бездумного участия в торгах, расточительства времени и ресурсов компаний-участников. Используя Системный подход, участники госзакупок делают просчитанные и верные шаги, приводящие к победе на основе известных данных о лояльном отношении заказчиков к конкуренции, отсутствии у заказчика коррупционных схем. При этом, мы видим – количество таких заказчиков растёт, вовлечение новых игроков в госзакупки происходит с систематическим постоянством и это говорит, о том, что инициативы в сфере госзакупок подобные нашей в состоянии медленно, с годами оздоровить сложившуюся ситуацию вокруг госзаказа.

Здравствуйте, глубокоуважаемый(ая) сотрудник! Меня довольно часто задают вопросы о том, возможно ли определить данные об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Этими же вопросами пестрят и “ветки” большинства форумов по госзакупкам.

Вопрос вправду занимательный и актуальный. Но могу сразу же вас огорчить. Определить “в лоб” такую данные законным методом запрещено. Но все же имеется пара способов, благодаря которым возможно в полной мере законно выяснить потенциальных участников аукциона, но об этом мы поболтаем мало позднее.

Сама мысль проведения электронных аукционов именно и пребывает в том, дабы сделать эту процедуру максимально прозрачной и не коррумпированной. Но это лишь в теории, на практике же обстановка обстоит в противном случае. Предлагаю вам выделить пара мин. свободного времени и детально во всем разобраться…

В соответствии с ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе складывается из 2-х частей. Первая часть заявки не должна содержать полностью никакой информации об участнике, т.е. клиент не должен знать от кого поступила та либо другая заявка. У каждой заявки имеется только порядковый номер, присвоенный оператором электронной площадки.

Клиент приобретает сведения об участниках аукциона, лишь только в момент получения вторых частей заявок от оператора.

В соответствии с требованиям ч. 15 ст. 66 44-ФЗ оператор электронной площадки ОБЯЗАН обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки до размещения на электронной площадке протокола проведения для того чтобы аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в правовом поле РФ.

Но, как говорится, спрос рождает предложение. Антропогенный фактор ещё никто не отменял, исходя из этого не редки случаи, в то время, когда операторы электронных площадок попросту “сливают” за вознаграждение данные об участниках, подавших заявки на аукцион. Эта информация может сообщаться как клиенту, так и конкретно одному либо нескольким участникам.

2. Как действуют участники, незаконно взявшие данные о собственных потенциальных соперниках?

Схема действий таких участников достаточно несложна. Имея на руках перечень всех участников аукциона, отечественный участник, обладающий информацией, назовем его Господин “Х” начинает попеременно обзванивать всех участников. В беседе Господин “Х” предлагает каждому участнику “помолчать” на аукционе, т.е. не подавать ценовых предложений в обмен за вознаграждение. Размер для того чтобы вознаграждения, в большинстве случаев, колеблется в пределах от 0,5% до 1% начальной (большой) цены договора (НМЦК).

При маленьком количестве участников такая схема в праве на судьбу, но ожидать 100% гарантии от неё не следует. Кто-то из участников может отказаться от данного незаконного предложения, а кто-то, взяв вознаграждение, все равно будет учавствовать в аукционе.

В моей практике было пара аналогичных случаев. Практически в течение 30-60 мин. по окончании подачи заявки на электронный аукцион, мне звонил человек, что информировал о том, что мы с ним участвуем в одном аукционе и предлагал вознаграждение за то, дабы я не подавал ценовых предложений. За мое “молчание” он предлагал перевести на указанный мной счет 1% от НМЦК.

Я в таких случаях постоянно отвечал окончательным отказом, что и вам советую делать, т.к. участие в таких действиях есть правонарушением.

3. Какие конкретно законные методы определения потенциальных участников аукциона существуют?

С незаконным методом получения информации об участниках аукциона (подкупом оператора электронной площадки) мы разобрались. Сейчас давайте поболтаем о дешёвых законных методах, каковые разрешат вам спрогнозировать

потенциальных участников того либо иного аукциона.

Первый метод. Определить количество потенциальных участников аукциона

При подаче заявки на аукцион, участнику присваивается порядковый номер (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ).

В случае если вам присвоен, к примеру, 4 номер, то вы уже осознаёте, что кроме вас имеется еще 3-и потенциальных участника. Многие участники стараются подать собственную заявку за пара часов до окончания срока подачи заявок, дабы примерно выяснить количество потенциальных участников.

Что может дать участнику такая информация? По сути только одно, в случае если участников большое количество, то точно на самих торгах будет идти ожесточенная борьба за договор и, в большинстве случаев, НМЦК будет очень сильно снижена. Исходя из этого как правило участие в таком аукционе не целесообразно. Но имеется одно НО, которое неизменно необходимо учитывать - в любом правиле имеется исключения.

Не факт, что все участники, подавшие заявки, будут допущены до самой процедуры участия в аукционе. Не факт, что все участники будут демпинговать. И, наконец, неизменно имеется возможность, что кое-какие участники смогут быть отклонены клиентом по окончании рассмотрения вторых частей заявок. Исходя из этого целиком и полностью надеяться на данный метод я вам не советую.

Имеется методы значительно действеннее, и о них мы поболтаем ниже.

Второй метод. Ручной анализ подобных закупок клиента за определенный период

Данный метод разрешает с определенной долей возможности спрогнозировать, какие конкретно поставщики будут учавствовать в том либо другом аукционе. Для этого вам нужно зайти на сайт - www.zakupki.gov.ru. И выполнить анализ завершенных аукционов, воспользовавшись инструментом расширенного поиска.

В открывшейся форме нужно заполнить поля в соответствии с параметрами поиска. В большинстве случаев, это:

  • номер ФЗ - 44-ФЗ;
  • метод размещения закупки - электронный аукцион;
  • Дата публикации заказа - указывается необходимый временной промежуток;
  • Федеральный округ Клиента - указывается необходимый;
  • Субъект РФ Клиента - указывается необходимый;
  • Этап закупки - закупка закончена;
  • Район/город - указывается при необходимости;
  • Адрес электронной площадки - указывается при необходимости;
  • Коды ОКПД - указываются необходимые.

Затем производится анализ завершенных электронных аукционов, в частности протоколов подведения итогов.

Кроме этого кроме этого нужно выполнить анализ арестантов контрактов по раздельно забранному клиенту. Зная наименование его ИНН и заказчика возможно отыскать данные о осуждённых им договорах с победителями прошлых закупок, подобных той, в которой вы планируете учавствовать. Эта информация находится на сайте www.zakupki.gov.ru в “Едином реестре национальных и муниципальных контрактов”.

Данный метод достаточно продолжительный и трудоемкий, но при отсутствии в арсенале участника платных аналитических инструментов он есть единственно вероятным.

Третий метод. Программный анализ подобных закупок клиента за определенный период

Обрисованный выше метод обнаружения потенциальных участников аукциона возможно существенно ускорить и упростить, в случае если применять в работе аналитические инструменты, каковые на данный момент имеются в большинстве платных программ по поиску тендеров. К примеру, таких как ist-budget, bicotender, seldon. Неоспоримым фаворитом среди таких программ есть Селдон.

На мой взор, это самая замечательная программа, как по поиску тендеров, так и по их аналитике, которая разрешает делать все нужные аналитические отчеты в считанные секунды. Вы и сами сможете в этом убедиться, испытав эту программу в тестовом доступе. Записаться на “тест-драйв” программы Seldon возможно тут.

Ниже я приложил коротенькое видео о том, как формируются аналитические отчеты в данной совокупности.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Этими же вопросами пестрят и “ветки” большинства форумов по госзакупкам. Вопрос действительно интересный и актуальный. Но могу сразу же вас огорчить. Узнать “в лоб” такую информацию законным способом нельзя. Однако все же есть несколько способов, с помощью которых можно вполне законно определить потенциальных участников аукциона, но об этом мы поговорим немного позже. Сама идея проведения электронных аукционов как раз и состоит в том, чтобы сделать эту процедуру максимально прозрачной и не коррумпированной. Однако это только в теории, на практике же ситуация обстоит иначе. Предлагаю вам уделить несколько минут свободного времени и подробно во всем разобраться… (Примечание: настоящая статья актуализирована 21.02.2019 г.).

1. Заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей. Первая часть заявки не должна содержать абсолютно никакой информации об участнике, то есть Заказчик не должен знать от кого поступила та или иная заявка. У каждой заявки есть лишь номер, присвоенный оператором электронной площадки. Заказчик получает сведения об участниках аукциона, только лишь в момент получения вторых частей заявок от оператора.

Согласно требованиям ч. 15 ст. 66 44-ФЗ оператор электронной площадки ОБЯЗАН обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2. Как действуют участники, незаконно получившие информацию о своих потенциальных конкурентах?

Схема действий таких участников достаточно проста. Имея на руках список всех участников аукциона, наш участник, владеющий информацией, назовем его Мистер “Х” начинает по очереди обзванивать всех участников. В разговоре Мистер “Х” предлагает каждому участнику “помолчать” на аукционе, то есть не подавать ценовых предложений в обмен на вознаграждение. Размер такого вознаграждения, как правило, колеблется в пределах от 0,5% до 1% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При небольшом количестве участников такая схема имеет право на жизнь, однако ждать 100% гарантии от неё не стоит. Кто-то из участников может отказаться от данного незаконного предложения, а кто-то, получив вознаграждение, все равно будет принимать участие в аукционе.

В моей практике было несколько подобных случаев. Буквально в течение 30-60 минут после подачи заявки на электронный аукцион, мне звонил человек, который сообщал о том, что мы с ним участвуем в одном аукционе и предлагал вознаграждение за то, чтобы я не подавал ценовых предложений. За мое “молчание” он предлагал перевести на указанный мной счет 1% от НМЦК. Я в таких случаях всегда отвечал категорическим отказом, что и вам рекомендую делать, т.к. участие в таких действиях является преступлением.

3. Какие законные способы определения потенциальных участников аукциона существуют?

С незаконным способом получения информации об участниках аукциона (подкупом оператора электронной площадки) мы разобрались. Теперь давайте поговорим о доступных законных способах, которые позволят вам спрогнозировать потенциальных участников того или иного аукциона.

Первый способ. Узнать количество потенциальных участников аукциона


До 1 июля 2018 года при подаче заявки на аукцион, ей присваивался порядковый номер. Если заявке участника присваивался, например, 4 номер, то он понимал, что помимо него есть еще 3-и потенциальных претендента на этот контракт. Поэтому многие участники старались подать свою заявку за несколько часов до окончания срока подачи заявок, чтобы приблизительно определить количество потенциальных участников.

Что давала участнику такая информация? По сути лишь одно, если участников много, то наверняка на самих торгах будет идти ожесточенная борьба за контракт и, как правило, НМЦК будет сильно снижена. Поэтому в большинстве случаев участие в таком аукционе не целесообразно. Но есть одно НО, которое всегда нужно учитывать — в любом правиле есть исключения. Не факт, что все участники, подавшие заявки, будут допущены до самой процедуры участия в аукционе. Не факт, что все участники будут демпинговать. И, наконец, всегда есть вероятность, что некоторые участники могут быть отклонены Заказчиком по итогам рассмотрения вторых частей заявок.

Однако с 1 июля 2018 года ситуация коренным образом изменилась. Теперь заявкам участников присваивают не порядковые номера, а идентификационные (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ). Например, вы подали заявку и ей присвоили номер 5367, второй заявке присвоили номер 15, а третьей — 647. Таким образом, определить сколько всего было подано заявок на аукцион не предоставляется возможным. Поэтому в настоящее время данный способ утратил свою актуальность. Однако есть способы гораздо эффективнее, и о них мы поговорим ниже.

Второй способ. Ручной анализ аналогичных закупок Заказчика за определенный период

Этот способ позволяет с определенной долей вероятности спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. Для этого вам необходимо зайти на сайт — www.zakupki.gov.ru . И выполнить анализ завершенных аукционов, воспользовавшись инструментом расширенного поиска.

В открывшейся форме необходимо заполнить поля в соответствии с критериями поиска. Как правило, это:

  • номер ФЗ — 44-ФЗ;
  • способ определения поставщика — электронный аукцион;
  • Дата размещения информации — указывается нужный временной интервал;
  • Федеральный округ Заказчика — указывается нужный;
  • Субъект РФ Заказчика — указывается нужный;
  • Этап закупки — процедура завершена;
  • Район/город — указывается при необходимости;
  • Адрес электронной площадки — указывается при необходимости;
  • Коды ОКПД2 — указываются нужные.

После этого производится анализ завершенных электронных аукционов, в частности протоколов подведения итогов.

Помимо этого также необходимо выполнить анализ заключенных контрактов по отдельно взятому Заказчику. Зная наименование Заказчика и его ИНН можно найти информацию о заключенных им контрактах с победителями прошлых закупок, аналогичных той, в которой вы планируете принять участие. Эта информация находится на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр контрактов 44-ФЗ». Этот раздел находится на главной странице сайта во вкладке «Контракты и договоры».

Этот способ достаточно долгий и трудоемкий, однако при отсутствии в арсенале участника платных аналитических инструментов он является единственно возможным.

Третий способ. Программный анализ аналогичных закупок Заказчика за определенный период

Описанный выше способ выявления потенциальных участников аукциона можно значительно ускорить и упростить, если использовать в работе аналитические инструменты, которые в настоящее время имеются в большинстве платных программ по поиску тендеров. Например, таких как тендерплан , ist-budget, bicotender, seldon. Помимо этого, некоторые агрегаторы в сфере госзаказа предоставят вам возможность самостоятельного анализа возможных участников. Такой сервис очень удобен и крайне функционален, а, самое главное, существенно ниже по стоимости многих поисковых программ. Подход такой — вам предоставят доступ к самой полной базе участников государственных торгов с историей 8 лет, в которой вы с помощью настроек зададите интересующие критерии поиска по сфере деятельности, региону и стоимости контрактов — далее встроенная crm-система сделает всё за вас. Вы получаете результат без значительных вложений и ресурсов. На сегодняшний день, пожалуй, лучшим таким сервисом-агрегатором являетcя CRMBG.SU .


Анонимность участников электронных аукционов - мнимая, существует технологическая возможность раскрыть автора заявки, утверждают отраслевые эксперты и подтверждают операторы электронных торгов. Анонимность торгов была одной из ключевых причин начала эксперимента по переводу государственного заказа в новый формат. В течение трех месяцев отобраным для федерального заказа площадкам придется устранить «дыры».

Открытые электронные аукционы на участие в госзаказе допускают технические возможности для манипулирования торгами, утверждают отраслевые эксперты и сами представители электронных торговых площадок. В течение трех месяцев Минэкономразвития намерено убрать пробелы в техническом сопровождении электронных аукционов.

Операторы электронных торгов утверждают: «взломать» анонимность участников можно, просто посмотрев в свойства поданных документов в первых частях заявок. «Формально организатор торгов не имеет возможности узнать, кто принимает участие в электронном аукционе до момента вскрытия вторых частей заявок. Однако сведения об участниках, подавших первые части заявок, могут стать доступными для организатора торгов, например, из просмотра свойств документов, представленных в составе первых частей заявок, в которых зачастую указываются сведения об организации -- владельце программного продукта, с помощью которого создан документ», -- говорится в справке, предоставленной межотраслевой торговой системой «Фабрикант.ру».

«На разных стадиях прохождения заявок у организаторов торгов есть возможность через документацию о продукте узнать информацию об участниках», -- уверен генеральный директор «Фабриканта.ру» Дмитрий Мишутин.

"Заказчик в любом случае не может получить доступ к информации об участнике, направившем заявку, если эту информацию не раскрыл сам участник в тексте. Оператор в настоящий момент находится в рамках закона и регламентов работы и жестко контролируется ФАС в плане соблюдения конфиденциальности таких сведений. К моменту прохождения технологического аудита конфиденциальность будет обеспечиваться на аппаратном уровне благодаря технологии шифрования всех поступающих на площадку сведений", спорит заместитель генерального директора Единой электронной торговой площадки Москвы (ЕЭТП) Андрей Черногоров.

При желании участники и организаторы торгов могут узнать других участников торгов, замечает специалист консалтинговой группы «Ценный совет» Павел Сафронов. «Если площадка раскрывает анонимность участников, законом предусмотрен штраф в районе нескольких тысяч рублей», -- говорит Павел Сафронов.

Анонимность электронных торгов была одним из ключевых преимуществ перехода аукционов по госзаказу в интернет. Предполагалось, что она обеспечит равные условия для всех участников и исключит возможность недобросовестной конкуренции через сговор.

Новый техрегламент

25 января правительство выбрало пять электронных площадок для проведения торгов на федеральные нужды. Из 18 претендентов в список вошли ранее работающие в режиме эксперимента ЕЭТП, площадка Сбербанка и Татарстана, и две новые -- площадки РТС и ММВБ. Позднее в список также войдет площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи для госзакупок нефтепродуктов.

Отобранным торговым платформам в течение трех месяцев придется устранить техническую возможность узнать информацию, раскрывающую анонимность участников. «Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная службы разработали регламент и технические требования к национальным операторам. Там есть целый раздел «Информационная безопасность». В нем указывается, что вся информация, попадающая на площадку, шифруется на аппаратном уровне. Сервер с информацией пломбируется представителями контролирующих органов, площадка может им оперировать, но внутрь посмотреть не может», -- сообщил сайт Андрей Черногоров.

Площадкам будет необходимо проходить обязательный технологический аудит, который будет проводиться подрядчиком, выбранным на конкурсной основе ФАС и Минэкономразвития. «Скорее всего, это будет один из крупных российских либо западных аудиторов. Может быть, это будет ФСБ», -- прогнозирует Андрей Черногоров.

Отраслевые эксперты опасаются: в связи с тем, что переход на электронные торги до недавнего времени проходил в форме эксперимента, у операторов может просто не хватить мощности серверов, чтобы обеспечить необходимый объем торгов.

По условиям ФАС и Минэкономразвития, оператор электронных торгов по госзакупкам должен быть в состоянии обеспечить техническую возможность для проведения тысячи торгов одновременно, рассказал Андрей Черногоров. «Запас прочности заложен в разы больший, чем это сейчас необходимо. Каждый оператор в отдельности может переварить 100% государственного заказа», -- говорит Андрей Черногоров.

Другая проблема заключается в том, что участвовать в электронных торгах можно, только используя интернет-браузер Internet Explorer. «На других браузерах результаты торгов отображаются криво. Под Internet Explorer написано больше всего вирусов, его легче обойти хакерам», -- говорит Павел Сафронов.

Другие браузеры невозможно использовать при электронных торгах из-за того, они не могут совмещаться с сертифицированными в России алгоритмами работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП), пояснил Андрей Черногоров. «По статистике Internet Explorer используют более 60% пользователей интернета. Поскольку он является наиболее распространенным, то логично, что взят именно он, поскольку основная цель -- доступность госзаказа», -- комментирует Андрей Черногоров.

В использовании ЭЦП, необходимой для участия торгов, есть тоже свои трудности. «Сейчас не предусмотрено судебной практики при использовании ЭЦП. Участник может отказаться ставить на документах свою подпись при наличии ЭЦП. Судебной практики, в случае если при этом произойдут какие-то нарушения, нет», -- констатирует Павел Сафронов.

Анонимности не будет

Отраслевые эксперты остаются скептичными в отношении сохранения анонимности на электронных торгах. «Несмотря на название, решения по заключению контрактов на электронных торгах принимают не вычислительные системы, а люди. И пока это так, нельзя исключать фактор личной заинтересованности. А возможностей немало: техническая защита может быть сломана, данные об участниках, несмотря на установленный запрет, переданы заказчику, заказ может быть размещен «задним числом», нежелательных участников можно заблокировать в процессе аукциона», -- убежден руководитель правового департамента компании «Налоговик» Алексей Львов.

Наличие технических проблем и непроработанности -- следствие поспешности решения перевести государственный заказ в формат электронных аукционов, считает специалист Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов. «Понятно, что у чиновника при отсутствии какого-то независимого контроля всегда будет возможность как-то наладить систему, чтобы заранее узнавать условия конкурсов или названия компаний, которые будут участвовать. В электронных технологиях довольно сложно все контролировать, в любом случае пространство для действий по усмотрению чиновника будет оставаться», -- уверен Алексей Шестоперов.

Тех поставщиков, кто только собирается принять участие в аукционе, волнуют многие вопросы. Как узнать количество конкурентов? Как определяется шаг цены? Можно ли для начала последить за процедурой со стороны, не принимая в ней участия? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Моей заявке присвоен номер 10. Это значит, что кроме меня уже зарегистрировалось 9 участников?

Совсем не обязательно. Ведь заявки могут отзываться и подаваться вновь. При этом нумерация будет продолжаться. Точное количество участников аукциона до торгов известно заказчику.

Можно ли наблюдать за ходом аукциона, если не принимаешь в нем участие?

Да, это возможно в открытом разделе электронной торговой площадки. Например, если это «Сбербанк-АСТ», то нужно в меню «Аукционы» выбрать «Аукционный зал». Выйдет список всех активных процедур. Можно войти в интересующую и понаблюдать за ходом торгов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Интересует история аукционов определенного заказчика. Где ее можно посмотреть?

Это доступно на официальном сайте ЕИС. Здесь размещены итоги всех электронных аукционов. По интересующим процедурам можно посмотреть протоколы торгов и подведения итогов, а также информацию о контракте.

Как подается первое ценовое предложение? Может ли оно быть равным НМЦК?

Первое предложение должно быть подано в течение 10-ти минут после начала аукциона. Если этого не последовало, он будет признан несостоявшимся. Предложение должно быть меньше начальной цены контракта - соответствовать ей оно не может. При этом оно должно отличаться от НМЦК на шаг цены.

Как определяется шаг цены?

Диапазон шага цены установлен законом - это 0,5-5% от НМЦК. Чтобы улучшить текущую цену аукциона, участник должен подать предложение с шагом в этом диапазоне.

Можно ли подавать предложение вне шага цены?

Первое предложение должно быть в любом случае в шаге цены. Далее участники могут предлагать цену вне шага. Правда, нужно учесть, что такое предложение не улучшит цену аукциона.

Раз предложение вне шага не учитывается, зачем тогда его подавать?

У участника, сделавшего такое предложение, могут быть свои резоны. Например, он борется за второе место. Такая тактика имеет место. Ведь после торгов оцениваются вторые части заявок, и если на этом этапе победителя отклонят, то контракт будет заключен с участником №2.

Цена второго и последующего предложений уменьшается на шаг от цены лидера или от НМЦК?

Шаг цены, то есть процент ее снижения, рассчитывается от НМЦК. Полученное значение вычитается из цены лидера.

Участник подает предложение, уменьшающее цену лидера на значение меньше шага цены. Кто будет признан победителем в этой ситуации?

Победит участник, подавший лучшее предложение в шаге цены. Предложение вне шага учитываться не будет и не уменьшит цену лидера. Это предложение может улучшить только текущее предложение самого участника и никак не повлияет на лидера торгов.

Можно ли подать предложение, равное цене лидера?

Да, это уместно в конце аукциона. Участник, который первым подаст предложения по той же цене, что и лидер, станет вторым в Протоколе аукциона.

Статьи по теме: