Экономия при проведении закупок: когда необходимо изменение плана, плана-графика закупки? Когда необходимо внести изменения в планы и планы-графики Изменение плана закупок

Обоснование НМЦК - это процесс определения заказчиком предельной стоимости закупки, выше которой он не сможет заключить контракт с потенциальным поставщиком. Разобрали все этапы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, примеры, в том числе и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок .

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок . Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

НМЦК на этапе планирования

Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график . Обоснование НМЦК в плане-графике на 2020 год всех заказчиков находится в реестре Единой информационной системы (ЕИС).

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому зачастую заказчики корректируют эту информацию и, как следствие, должны изменить калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов, а также фиксирует другую необходимую информацию. Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ можно по ссылке ниже.

Образец обоснования НМЦК для госконтракта с единственным поставщиком

Предельную цену планируемого контракта инициатор торгов обязан закрепить в плане-графике окончательно не позднее десяти дней до размещения документации о закупке в ЕИС.

Методы обоснования

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе (ст. 22 № 44-ФЗ) и уточнены в Методических рекомендациях Минэкономразвития.

26.02.2019 на официальном сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал уведомление о разработке новых Методических рекомендаций. Текста проекта приказа пока нет.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье «Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен» .

Мы также подготовили статьи и о других четырех способах, вы можете их найти по ссылкам ниже:

Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК может быть установлено дополнительными методическими рекомендациями. Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ. Например, Распоряжение Правительства Москвы № 242-РП, Распоряжение Правительства Сахалинской области № 117-р и др.

Таким образом, у заказчика появляется право действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

Наглядно увидеть, как выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) можно, скачав файл по ссылке ниже.

Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Иные варианты расчета

В ситуации, когда невозможно применить установленные Законом о контрактной системе и Методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК.

В письме от 22 ноября 2017 г. № 24-01-09/78284 Минфин рассказал, что будет если заказчик нарушит требования по обоснованию НМЦК при включении закупки в план-график. С текстом письма вы можете ознакомиться ниже.

Письмо от 22.11.2017 г. № 24-01-09/78284

НМЦК или цена контракта при закупке у единственного поставщика должна быть обоснована еще на стадии включения закупки в план-график. Это требование предусмотрено 44-го закона. Без обоснования цены контракта можно обойтись только в отношении особых закупок (п. 4,5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 44-го закона), по которым при этом должен быть обоснован их годовой размер. Такое исключение прямо предусмотрено правилами обоснования закупок, установленными 555 постановлением Правительства.

В случае отсутствия обоснования либо его несоответствия установленным требованиям, виновного работника заказчика могут привлечь к ответственности по ст. 7.29.3 КоАП РФ. Согласно части 1 данной статьи штраф за допущенное нарушение может составить от 20 до 50 тысяч руб.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу привлечения к ответственности должностного лица заказчика на основании статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 18 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при формировании плана-графика обоснованию подлежит начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 555 (далее — Правила N 555).

Положениями части 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, уполномоченные должностные лица заказчика, включившие в план-график закупок начальную (максимальную) цену контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям законодательства в сфере контрактной системы, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

Вместе с тем пунктом 6 Правил N 555 предусмотрено, что в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Директор Департамента бюджетной

политики в сфере контрактной системы

В статье мы рассмотрим, когда заказчик должен вносить изменения в план, план-график закупки и особое внимание уделим такому основанию, как образовавшаяся экономия при проведении закупок.

Изменение плана закупок

Изменения в план закупок вносятся в соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона о контрактной системе, а также Постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 , от 21.11.2013 № 1043 .

Вопрос: нужно ли уменьшить сумму в плане закупок в позиции, где образовалась экономия? В письме Минэкономразвития от 29.11.2016 № Д28и-3256 указано, что в случае необходимости осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг за счет использования в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупок, заказчик вносит такую закупку новой строкой в план закупок и план-график закупок. При этом начальные (максимальные) цены контрактов, по результатам заключения которых получена такая экономия, не изменяются.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

Подробности 11.05.2017 10:59

Если закупка не включена в план-график или данные о ранее запланированной закупке неактуальны, в документ нужно внести изменения. Разберемся, как это сделать по всем правилам

Оцените объем изменений

Возможно, потребуется внести изменения не в один, а в несколько столбцов плана-графика, а также скорректировать информацию в других документах: плане закупок, обосновании к нему, обосновании к плану-графику.

Например, запланирован запрос котировок на основании ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) 500 тыс. руб. без обеспечения исполнения контракта. Из-за удорожания товаров было решено увеличить НМЦК до 600 тыс. руб. Помимо изменения столбца с НМЦК в этом случае нужно:

  • исправить размер планируемых платежей;
  • заменить способ определения поставщика, т.к. НМЦК для запроса котировок по указанному основанию не может превышать 500 тыс. руб.;
  • установить размеры обеспечения заявки и исполнения контракта, если такое обеспечение предусмотрено для нового способа закупки.

Согласуйте с руководителем

Чтобы изменить план-график, нужно получить согласие руководителя организации или другого уполномоченного лица. Установленной формы согласования нет. Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий может использовать приказ или заявку, где должен обосновать изменения.

Для этого используйте основания, которые приведены: для федеральных заказчиков - в п. 8 Правил N 553; для региональных и муниципальных заказчиков - в п. 10 Требований N 554.

В документе нужно указать информацию, которая должна быть включена в план-график и в другие документы по планированию закупок.

Внесите изменения

Изменения нужно внести в текущую электронную версию плана-графика с помощью функционала единой информационной системы (ЕИС) или системы "Электронный бюджет". После этого в течение трех рабочих дней новую редакцию плана-графика нужно разместить в ЕИС.

Порядок изменения электронной версии плана-графика подробно описан в руководстве пользователя "Формирование и размещение планов закупок и планов графиков закупок" на сайте ЕИС и в руководстве пользователя "Планирование закупок" системы "Электронный бюджет" на сайте Федерального казначейства.

Открыть документы из статьи в вашей системе КонсультантПлюс.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 утверждены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Рекомендации).

Согласно части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе в сфере закупок планы-графики размещения заказов на 2014 — 2016 годы по правилам, утвержденным совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее — Приказ N 761/20н), с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н (далее — Особенности).

Положениями подпунктов "и" и "к" подпункта 2 пункта 5 Особенностей установлено, что НМЦК и размер обеспечения заявки устанавливаются в единицах — тысячах рублей.

Таким образом, определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. При этом в плане-графике закупки заказчиком указывается НМЦК в единицах, определенных указанными Особенностями.

По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, указание в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке НМЦК с точностью до копеек не противоречит положениям части 12 статьи 21 Закона N 44-ФЗ.

Дополнительно сообщаем, что согласно Приказу N 761/20н внесение изменений в планы-графики осуществляется в случае изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленного в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком.

Таким образом, в случае если при формировании извещения и документации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок на основании позиции плана-графика возникает необходимость указать начальную (максимальную) цену контракта, отличающуюся не более чем на 10% от указанной в плане-графике, то также необходимо отредактировать соответствующее поле, заполненное исходя из данных, указанных в плане-графике.

Для изменения данных в извещении об осуществлении закупки, сформированных на основе плана-графика, пользователю единой информационной системы необходимо нажать на гиперссылку "Изменить сведения, сформированные на основе плана-графика". Подробная инструкция по выполнению указанного действия приведена в разделе 4.6.2.1.3 Руководства пользователя единой информационной системы в сфере закупок.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Статьи по теме: