Стальное перо для письма. Продолжение. Перо (письменная принадлежность)

Из этой статьи вы узнаете:

    Кем и когда было придумано письмо пером

    Какие перья не требуют заточки

    Как заточить гусиное перо самостоятельно

    Как заточить перо для магических целей

Каллиграфию можно назвать искусством, довольно распространенным по всему миру. Вплоть до окончания XIX века люди делились своими идеями, мыслями и эмоциями через письма, которые писались пером. Наша статья посвящена истории возникновения пера для письма, кроме того, мы расскажем, как заточить перо для письма самому.

История возникновения письма пером

Уже с VII века для того, чтобы написать письмо, использовали заточенное перо птицы. Но не каждое перо могло подойти для этого процесса. Чаще всего это были вороньи, павлиньи или лебединые. Так, великие писатели, такие как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, создавали свои бессмертные шедевры только с помощью хорошо заточенного гусиного пера.

Очень важно было знать, как заточить перо для письма, потому что от этого зависело качество написания. Например, Пушкин никому не позволял затачивать свои перья. Более того, ему была известна тайна о гусином пере: если взять его из левого крыла, то оно за счет своего изгиба удобно ложится в руку и красиво выписывает буквы.

Хорошо сделанное и прекрасно заточенное перо могло стать дорогим подарком. Так, перо Пушкина, которое было подарено ему немецким поэтом Гете, по сей день хранится в том же богатом футляре в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

На самом деле не так-то просто написать письмо с помощью заточенного гусиного пера. Если человек не знал и не умел правильно с ним обращаться, то при выведении любой линии или овала справа налево или снизу вверх от пера отлетали мелкие противные брызги. Более того, если нажимать очень сильно на перо, оно стачивалось за короткое время. А какой при написании раздавался скрип! Даже Гоголь однажды упомянул об одной из петербургских канцелярий: «Шум перьев был больше похож на то, как несколько телег с хворостом проезжали на четверть аршина иссохшими листьями...».

Однако вопреки всем имеющимся недостаткам гусиное перо отлично послужило человеку в течение целого тысячелетия. Ни один королевский указ, ни одна рукописная книга не обошлись без применения хорошо заточенного пера.

Пером пользовались алхимики для создания формул, аптекари – для записи рецептов. Им было написано немало таинственных сообщений.

Рассказывают, что господство заточенных для письма гусиных перьев окончилось таким образом. Слуге одного человека, который очень много писал и из-за этого постоянно менял перья, было жаль хозяина. И однажды ему в голову пришла мысль о том, почему бы не сделать такое же перо, но из более прочного материала, к примеру, из стали. Несмотря на все его старания, перо у него получилось непривлекательным на вид, более того, слуга не догадался сделать продольную прорезь на кончике. Его перо писало без нажима и чернила сильно разбрызгивались. Спустя время догадались сделать такую прорезь, и тогда перо для письма из стали полностью заменило заточенное гусиное.

Никто бы не подумал, что о чернильницах тоже забудут. Изобретатели только и размышляли о том, как сделать заточенное перо, ручку и чернильницу единым целым. Спустя почти сто лет было придумано так называемое «стилографическое» перо для письма. Как же оно работало и что из себя представляло? Это была полая ручка, в которую заливались чернила. На конце ручки – тонкая металлическая трубочка, куда вставлялась проволочка. За счет этого образовывался узкий канал, через который при письме просачивались, а не текли (важный момент!) чернила.

Какими только идеями ни удивляли изобретатели того времени. Например, было придумано сооружение, представляющее собой подвешенный бачок, наполненный чернилами для письма, которые и стекали по резиновым трубочкам вниз. Когда поворачивали краник и сжимали пальцами стерженек, чернила не текли, отпускали – начинали течь. Эти «вечные перья» применялись для письма в банках, конторах и других присутственных местах.

А вот в жилых домах это приспособление для письма не использовали, ведь кто же захочет установить у себя под потолком целую бочку с чернилами? Один человек нашел выход из ситуации. Оказывается, нужно было всего лишь разрезать металлический стержень на части, заточить каждую и вставить в нее палочку. У него получилась так называемая «вставочка». Подобной ручкой для письма пользовались школьники в 1960-е годы, а в деревнях – и в 1970-х. По сей день некоторые почты еще используют для письма канцелярские перья на деревянной палочке.

За последние 200 лет было придумано множество специально заточенных перьев для письма: канцелярские – с острыми концами и с загнутым носиком, плакатные – их использовали художники, картографические – с их помощью рисовали карты, нотные имели двойной расщеп и применялись переписчиками нот. Перья для письма были различной формы (например, в форме Эйфелевой башни), на них изображались портреты императора Наполеона и королевы Англии. Для знатных людей перья для письма украшались именными гербами.

Тем не менее, гусиное перо не настолько древнее приспособление для письма. Самыми первыми были каламы, которые использовали для письма еще в Древнем Египте 4500 лет назад. Это были заостренные палочки из тростника, которые обмакивали в чернила. К сожалению, каламы не «дожили» до наших дней, их нет ни в одном музее, но само изготовление с подробным описанием их использования у нас имеется.

Было у египтян еще одно изобретение для письма, которое нашли в гробнице Тутанхамона. Это свинцовая трубочка, конец которой был заострен. Внутри нее находилась тростинка, заполненная темной жидкостью, которая, стекая к самому кончику, оставляла за собой темный след на папирусе. Таким образом, еще раз подтверждается, что египтяне изобрели пишущее средство раньше, чем появилась идея применять для письма гусиное перо. Но об этом все забыли, и перо считалось единственным изобретением для письма.

Какие перья затачивать не надо

Возникновение металлического пера так до конца и не выяснено, так как изобреталось оно, судя по всему, не один раз и даже не в одной стране. В английской и немецкой литературе по-своему описаны версии создания металлического пера, и это вполне объяснимо, так как важные изобретения иногда делались одновременно в разных государствах.

Металлическое перо – это не просто изобретение, а достижение человечества. Казалось бы, мельчайшая доработка – переход с заточенного гусиного пера на металлическое – повлияло на развитие мировой письменности, фиксировать мысли стало удобнее, скорость письма увеличилась.

В самом начале мы упомянули лишь одну легенду о возникновении стального пера для письма. А как это происходило в других странах?

В Древнем Риме перья для письма тоже были известны и изготавливались из таких металлов, как бронза, медь и серебро. Обрезалось и расщеплялось перо почти как современное. Главная особенность заключалась в том, что перья были очень прочными, не списывались и не ржавели. Таким пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) оставлял свою подпись на приказах.

Книга Ойле излагает такую версию, что в XV в. германские мастера знали перья для письма из серебра и меди, которые постоянно надо было затачивать, и они уступали в гибкости и эластичности другим видам перьев. Поэтому массовым спросом они не пользовались.

1798 г. стал годом изобретения стального пера, которое способно было писать на литографском камне. Такое перо придумал Алоиз Зенефельдер. Именно после него, как писал Ойле, его изобретением воспользовались английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзев 30-х годах XIX в.

В 1818 г. жителем Аахена Янсеном было изготовлено металлическое перо. Передавая собственное изобретение конгрессу своего города, он пожелал такого прочного мира, как материал, из которого сделано его перо.

В 1828 г. в Берлине механик, занимающийся изготовлением хирургических инструментов, также смастерил стальное перо, которое было приспособлено К. Бюргером к гусиному. Получилась ручка, которая так и не стала пользоваться успехом у современников.

По версии английской литературы изобретение металлического пера для письма приходится на 1780 г. Его изобрел Самюэль Гаррисон из Бирмингема. В 1803 г. в Лондоне перья уже продавалисьене 5 шиллингов за штуку (т. е. приблизительно по 2 руб. 30 коп. по курсу того времени). Тем не менее, такие перья не совсем схожи с современными.

По форме они походили на трубку или цилиндрик со сходящимися краями, которые образовывали щель по центру. Бока были обрезаны, как у гусиных перьев. В чем же они были несовершенны? Они имели неудобную конструкцию, были жесткими и твердыми. Из-за этого они не пользовались особым спросом. Но в 1828–1829 гг. Гаррисон и Мэзон усовершенствовали модель, придав перу эластичность и сделав центральные отверстия в металлической полоске и широкие выступы.

При помощи металлического пера скорость письма увеличилась. Поэтому 30-е годы XIX в. стали временем появления таких перьев в России, но они были только заграничного производства. И когда в 1832 г. Вадим Пассек отправил Т. П. Кучиной стальное перо, для нее этот подарок был необычным.

В начале 50-х годов XIX в. не все могли освоить технику письма с помощью стального пера, это было не так просто. Помните, как писал арестант из «Записок Мертвого дома», который «прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился» (ч. II, гл. 3).

Чтобы найти отличие между письмом, написанным гусиным пером или металлическим, вам не понадобится опыт Шерлока Холмса, как в рассказе Конан Дойля «Знатный холостяк». Металлическое перо для письма оставляет за собой углубления в большинстве букв, это заметно даже без увеличительного стекла.

У металлического пера хоть и были конкуренты, но вытеснить его смогли нескоро, несмотря даже на изобретение учителя каллиграфии Злея в 1856 г. Для своих перьев он придумал особый состав, который делал их твердыми и упругими, и якобы поэтому они превосходили «возможные железные перья».

Как заточить гусиное перо для письма

Чтобы изготовить и заточить перо, нужно иметь:

    скальпель (можно использовать маленький нож, только хорошо его заточить);

    кусочек толстого провода;

    стеклянную баночку;

    небольшое количество речного песка.

Важным моментом является подбор пера для письма. Как правило, хорошим вариантом станет гусиное длиной 25–30 см или перо из хвоста индейки.

    Взяв гусиное перо, пройдитесь по нему скальпелем по всему стволу, срезая «зубчики». Делайте это до тех пор, пока перо не будет удобно лежать в руке. По традиции нужно срезать все зубчики, а ствол оставлять длиной 15–20 см. Но все же оперение придает привлекательность перу, поэтому зубчики частично оставим.


    После обрезки ствол пера необходимо закалить в песке в течение 30 минут. Для этого песок надо нагреть в духовке, пересыпать в стеклянную банку, и поставить в него перо.

    Далее формируется кончик пера. Для начала нужно определиться, как именно вам удобно держать перо при написании. Потом, запомнив, где будет верх, а где низ у пера (обычно ручку все держат так, чтобы она располагалась на среднем пальце, с пером то же самое – низ находится там, где средний палец касается пера). Положив перо так, чтобы эта сторона была сверху, сделайте срез под углом приблизительно в 45°.

    После того как удалось перо заточить, удалите его внутреннее содержимое с помощью провода. Для этого нужно его пропихнуть внутрь ствола и резко вынуть. Таким образом зацепится внутренний пух, и его с легкостью можно будет вынуть вручную.


    С помощью скальпеля снова сделайте срез под более острым углом, немного отступив в сторону оперения. Посмотрите на рисунок и сравните с тем, что у вас получилось.

Как заточить перо для письма в магических целях

Неважно, чем вы пишете дневники, отчеты и записки, магический текст еще с древних времен требует написания исключительно гусиным пером. В нашем интернет-магазине представлены на выбор специальные заточенные черные и белые перья для письма и колдовства.

Все это и многое другое вы можете его заказать в нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

В нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье» вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!

1. Металлическое перо

История металлического пера не может считаться окончательно выясненной. Английская и немецкая литература по-разному, каждая в свою пользу, дают версию его возникновения. Можно предполагать, что та и другая имеет свой резон: в истории человечества важнейшие открытия и изобретения нередко возникают в различных странах одновременно или почти одновременно, когда они оказываются исторически подготовленными всем развитием культуры. Техника в этом смысле точно отражает назревшие требования эпохи.

Изобретение металлического пера по праву должно быть причислено к достижениям человеческого гения. Незаметное на первый взгляд усовершенствование - переход от естественного гусиного пера к искусственному металлическому - сыграло огромную роль в истории мировой письменности, определив значительные удобства и ускорение процесса фиксации мысли.

Уже Древний Рим знал перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Их обрез и расщеп были при этом не слишком далеки от современного. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они не списывались и не подвергались коррозии и были, таким образом, бесконечно прочными ("вечными"). Такого типа пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) подписывал приказы .

Согласно немецкой версии (она изложена в названной книге Ойле), германские мастера XV в. знали серебряные и медные перья, но их надо было систематически оттачивать, и они не были достаточно гибкими и эластичными. Поэтому они на этом этапе не вошли во всеобщее употребление.

В 1798 г. Алоиз Зенефельдер изобрел металлическое перо, которым можно было писать на литографском камне. Это явилось важным шагом в дальнейшем приспособлении пера для бумаги. По мнению Ойле, об изобретении Зенефельдера узнали английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзе, которые в 30-х годах XIX в. использовали это изобретение.

В 1818 г. житель Аахена Янсен изготовил стальное перо. Он передал эту новинку заседавшему в то время в его родном городе конгрессу с пожеланием, чтобы мир был столь же прочным, как и материал его пера.

В 1828 г. механик, изготовлявший хирургические инструменты, Мантейфель из Берлина сделал стальное перо. К. Бюргер приспособил его к гусиному перу, которое стало служить уже в качестве ручки. Однако это изобретение не имело успеха у современников.

Дальнейший прогресс стального пера был непосредственно связан с развитием сталелитейного производства - нужно было научиться изготовлять эластичную, но достаточно твердую, медленно поддающуюся коррозии ленту. 1852 или, по другим данным, 1856 год надо считать годом создания массовой промышленной продукции: Германия выпускала до 700 больших гроссов перьев и 300 ручек ежедневно.

Английская литература утверждает, что металлическое перо изобретено в 1780 г. Самюэлем Гаррисоном из

Бирмингема: уже в 1803 г. эти перья продавались в Лондоне по 5 шиллингов за штуку (т.е. приблизительно по 2 руб. 30 коп. по тогдашнему курсу). Однако эти перья еще не были похожи на современные: они имели форму трубки или цилиндрика со сходящимися краями, образующими посредине щель. Боковые стороны были обрезаны так же, как у гусиного пера. Конструктивное несовершенство этого пера (особенно его жесткость и твердость) определило и небольшой спрос на него. Лишь после того как Гаррисон и Мэзон в 1828-1829 гг. добились большей эластичности пера, оно быстро приобрело широкую известность. Перед нами уже расщепленная полоска металла с широкими боковыми выступами и отверстиями в центре .

Металлическое перо допускало гораздо большую беглость письма. Это определило появление в России в 30-х годах XIX в. металлических перьев иностранного производства; отечественные возникли позднее. В 1832 г. Вадим Пассек послал Т.П. Кучиной в подарок стальное перо - это было нечто новое и необычное .

Техника писания металлическими (стальными) перьями в широких массах с начала 50-х годов XIX в. была освоена не сразу: вспомним арестанта из "Записок Мертвого дома", который "прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился" (ч. II, гл. 3).

Отличить (в 1887 г.) письмо, написанное гусиным пером, от писанного металлическим просто. Для этого совсем не нужен талант Шерлока Холмса, как это описывается в рассказе Конан Дойля "Знатный холостяк". В тексте, выполненном металлическим пером, даже при небольшом увеличении легко просматриваются бороздки (углубления) вокруг большей части букв.

Обреченный на гибель старый инструмент письма упорно боролся за свое существование. Еще в 1856 г. в печати усердно рекламировались пропитанные (для придания твердости и упругости) особым составом "зе́линские перья" (по имени учителя каллиграфии Зеля), которые якобы "превосходят всевозможные железные перья" .

Металлические ручки вошли в оборот несколько позднее . Вначале перо вставляли в самодельную ручку или в гусиное перо, так делал, например, студент Чернышевский в 1850 г. Изготовленные массовым способом ручки быстро покорили удобством и дешевизной (в среднем 3 коп. штука).

Металлические перья, несмотря на то что в течение нескольких десятилетий были по преимуществу импортные (чаще всего немецкой фирмы "Soennecken" и французской "Blanzy Pour et C°"), были недороги: большой гросс стоил от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Вначале перо служило недолго - ржавое было непригодно для письма. Антикоррозийные перья (в том числе золотые с иридием или рутением на конце) вошли в практику лишь в автоматических ("вечных") ручках.

Переход от гусиных перьев к металлическим (стальным) был очень длительный и постепенный.

Бабушка Лермонтова, Е.А. Арсеньева, 18 октября 1835 г. просила поэта: "Не забудь, мой друг, купить мне металлических перьев, здесь, в Тарханах, никто не умеет очинить пера" .

Т.Н. Грановский писал обычно гусиным пером и в качестве большой новости в письме к Белинскому от 20 октября 1838 г. сообщал, что сидит у Станкевича и пишет его "железным" пером.

Металлические и гусиные перья в течение долгого времени сосуществовали. Т.Г. Цявловская установила, что в 30-х годах Пушкин начал писать металлическим пером, но потом снова обратился к гусиному. В апреле 1849 г. у Чернышевского не было металлического пера и он писал "простым", т.е. гусиным . 8 мая 1852 г. Николай Бестужев

в письме из Селенгинска сообщал, что железным пером он никогда не писал и писать им не умеет .

Как нечто совершенно особое и исключительное А. Чужбинский отметил писаря почтовой станции в Мелитополе, который в 1860 г. писал стальным пером . В учебном обиходе и в военных учреждениях дешевые гусиные перья сохранились еще дольше.

В повести Чернышевского "Алферьев" (1863) герой ее, уезжая "на очень, очень дальнюю дорогу" (т.е. на каторгу), берет с собой стальные перья и специальную для них ручку из красного коралла (глава 1, § 3).

В книге педагога М. Баранцевича "Метода скорописания" читаем: "Многие находят трудным очинить хорошее перо и, не знавши, как этого достигнуть, употребляют стальные перья или (гусиные), чиненные машинкою; во избежание этих неудобств я счел за нужное дать маленькое наставление касательно сего предмета" . Вообще в прописях и руководствах по чистописанию гусиное перо очень долго рекомендуется в качестве единственного орудия письма. "Учебник русского чистописания" А. А. (СПб., 1844), "Курс скорописания..." В. Ходоровского (СПб., 1846) и гораздо более поздние: "Уроки каллиграфии" А. Дьякова (М., 1863), "Руководство к полному курсу чистописания..." И. Лагузена (2-е изд. СПб., 1866), "Руководство каллиграфии" А. Верре (М., 1865), "Прописи, составленные для сельских школ..." (2-е изд. СПб., 1846), "Прописи, составленные для полковых школ..." (СПб., 1879) - все они ориентированы только на пользование гусиным пером, а металлическое перо порицается (особенно у И. Лагузена).

И. Лагузен посвятил целый раздел вопросу об употреблении стальных перьев.

Ими, по его словам, пользуются уже в течение 30 лет. В настоящее время они "могут заменить собой не совсем хорошо очинённые гусиные перья". Такое ограниченное удобство, конечно, не могло

вывести из употребления гусиные перья. По мнению Лагузена, самые лучшие искусственные перья уступают гусиным, так как не обладают необходимой упругостью, они пагубно влияют на детский почерк, и пользование ими допустимо лишь для тех, у кого почерк уже окончательно установился, "ибо десять страниц, написанных на гладкой бумаге и дурно очинённым гусиным пером, не столько вредят почерку, сколько десять строк, наскоро написанных стальным пером на щербатой бумаге" (с. 19-21) .

Только в середине 80-х годов металлическое перо укореняется в учебной практике. В быту, особенно городском, оно приобрело уже к этому времени право гражданства. Так, в книжке С. Миропольского "Обучение письму в начальной народной школе" (СПб., 1871, с. 13- 14) встречаем полемическую и решительную защиту стального пера. В книге Ф.В. Грекова "Руководство к полному систематическому курсу чистописания, скорописи и письму тупым пером..." (М., 1882), а также в "Методическом руководстве обучения письму" А. К. Гортова (Елабуга, 1884) речь идет уже только о стальном пере. А в книге известного педагога своего времени В.С. Гербача "Методическое руководство к обучению письму" (26-е изд. СПб., 1907, с. 13-14) эта, казалась бы давно законченная полемика снова возродилась: "Еще очень часто и теперь, несмотря на повсеместное распространение стальных перьев, возникает вопрос: каким перьям отдать предпочтение: стальным или гусиным? И есть сторонники употребления гусиных перьев, которые по мягкости своей, говорят, удобнее для письма, чем стальные" и т.д. Все же стальные перья одержали в конце концов полную победу. Для некоторых технических надобностей гусиное перо сохранилось и в XX в. Провинциальные нотариальные конторы, канцелярии приставов, ряд иных канцелярий, военное ведомство пользовались гусиными перьями приблизительно до русско-японской войны , а в глубокой провинции у старообрядцев, даже в некоторых кругах интеллигенции (своеобразная

стилизация под старину!) гусиное перо сохранилось и впоследствии .

В 1912 г. в Британском музее у каждого читателя лежало два пера - стальное и гусиное, второе - "в знак уважения к духу прошлого". Но некоторые читатели им пользовались . В "Саге о Форсайтах" Д. Голсуорси на заседании правления возле каждого члена лежало гусиное перо. "Гусиные перья! - подумал Майкл. - Наверно, это просто символ: ведь у каждого есть вечная ручка" ("Белая обезьяна", ч. 3, гл. 12).

Хотя стальное перо давно и повсеместно вошло в обиход, в языке сохраняется и поныне идиома "журналисты отточили перья".

Переход от гусиных перьев к стальным не только облегчил процесс письма, но и способствовал изменению почерка, более его индивидуализируя. Различные стальные перья (а современная техника знает их более 400 видов) в известной мере определяют характер почерка у одного и того же лица. Как правило, вырабатывается привычка к определенному виду пера. Вспомним в этой связи письмо В.И. Ленина М.А. Ульяновой от 7 (20) февраля 1901 г. из Мюнхена: "...попросил бы Маняшу прислать мне с ней <Н.К. Крупской. - С.Р.>: коробочку "моих" перьев. Представь себе: здесь не нашел нигде" . В предреволюционные годы в России особенно популярно было перо "86".

Пером нередко называют перьевую ручку и авторучку , оснащённую пером .

Происхождение названия обусловлено тем, что до внедрения в широкую практику перьевых ручек люди использовали для письма крупные перья птиц , надлежащим образом подготовленные и заточенные. Такие перья могут использоваться до сих пор для специальных целей, например, в изобразительном искусстве.

Аллегорически под пером могут понимать вообще любой инструмент для письма, например: «К штыку приравняли перо».

Материалы

До появления металлических перьев и перьевых ручек использовались перья различных птиц . Причём наибольшую употребительность приобрели перья водоплавающих и в первую очередь гусей . Это связано с наибольшими среди прочих легкодоступных перьев птиц прочностью стенки и диаметром стержня.

Традиционный способ подготовки птичьих перьев к письму заключался в следующем:

  • у здорового, крепкого, молодого гуся, обязательно весной, вырывалось одно из пяти внешних перьев левого крыла - перо из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего, левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны;
  • с пера обрезалась часть бородки для более удобного хвата за стержень;
  • перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания не менее 10-15 минут;
  • вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 65 °С;
  • кончик заострялся при помощи перочинного ножа, причём в процессе эксплуатации затачивать («чинить») их приходилось часто, поэтому маленькие складные карманные ножи называются перочинными.

Венецианские стеклоделы в средние века изготавливали перья из стекла. Стеклянные перья отличались от классических отсутствием прорезей и отверстий. Перо представляло собою конус со множеством борозд, спиралевидно сходящихся к пишущему кончику. Чернила удерживались в бороздах силами смачивания.

Современные перья изготавливаются в основном из стали или золота. Существуют современные модели авторучек, оснащённых перьями из титана или платины. Перья для каллиграфии могут изготавливаться из бронзы, птичьих перьев, расщеплённых деревянных и тростниковых пластинок. Считается, что материал пера задаёт и особенности письма. Так, наиболее мягкими на письме считаются перья из 14 или 18 каратного золота (обозначения на перьях - 14К и 18К соответственно), наиболее упругими титановые и бронзовые, а наиболее жёсткими - стальные перья. Стальные перья нередко покрывают тонким слоем золота (типичный пример обозначения: 22KGP, 23KGP), серебра, платины, палладия или родия.

В отделке перьев нередко используется штамповка или гравировка логотипов производителя, иных рисунков. Применяются золочение, серебрение, никелирование; наплавки из сплавов платины , осмия и иридия . На перьях представительского класса может встречаться инкрустация драгоценных металлов и камней.

Конструкция

Конструктивно современное перо состоит из следующих элементов:

  • хвостовик - служит для закрепления пера в корпусе ручки; чаще хвостовик пера просто вставляется в соответствующий зажим на ручке; перья представительского класса могут выпускаться уже вмонтированными в держатель и крепиться на резьбовом соединении ;
  • отверстие - находится ниже хвостовика и служит для удержания некоторого количества чернил при письме; отверстия имеют обычно форму круга, однако в штампованных стальных перьях и в перьях представительского класса форма отверстия может быть иной - так, на штампованных перьях отверстие делают продолговатым или в форме замочной скважины для увеличения количества удерживаемых чернил; в перьях представительского класса форма отверстия задаётся исходя из композиции рисунка на пере;
  • прорезь - ведёт от отверстия к кончику и служит для подачи чернил к пишущему кончику пера за счёт капиллярных эффектов; форма сечения и ширина прорези оказывают сильнейшее влияние на ширину и насыщенность рисуемой линии, возникновение пробелов; считается, что оптимальная прорезь должна иметь трапецеидальное сечение (ширина прорези изнутри пера должна быть чуть больше), причём ширина прорези должна уменьшаться ближе к пишущему концу пера;
  • твердосплавный разрезной шарик - формируется на самом пишущем кончике пера; наличие шарика служит для увеличения ресурса пера, хотя на отремонтированных перьях и на некоторых новых перьях таких шариков может не быть, так, например, на кончиках стальных штампованных перьев нередко формируют обратный изгиб, который должен заменять шарик; форма и размер шарика отвечают за ширину линии и лёгкость скольжения пера по бумаге, при этом с внутренней стороны прорезей шарик тоже обтачивают, чтобы устранить внутреннюю кромку, способную цепляться за бумагу; для изготовления таких шариков часто используют твёрдые сплавы иридия, платины, осмия, при этом невзирая на истинный материал шарика их традиционно называют иридиевыми. На некоторых перьях для каллиграфии вместо шарика формируют площадку, которая задаёт ширину штриха и некоторые его художественные элементы;
  • насечка - формируется на внутренней и/или наружной стороне некоторых перьев для лучшего удержания большего количества чернил; не следует путать со штамповкой и гравировкой логотипов и художественных образов на внешней поверхности пера - на них обычно не бывает чернил. На перьях для авторучек насечки может не быть;
  • перья для каллиграфии и иногда некоторые другие могут оснащаться насадками по типу рейсфедерных, для удержания большего количества чернил (туши) и обеспечения более равномерной их подачи.

Конструктивно перо следует отличать от рейсфедера , в котором удержание чернил осуществляется между сходящимися пластинками, расстояние между заострёнными кончиками которых может регулироваться для регулировки ширины линии.

Классификация

Чаще всего перья классифицируют по фирме-производителю, поскольку типичные конструктивные решения и соответственно типичные свойства перьев разных производителей отличны друг от друга.

По материалу изготовления:

  • из нержавеющей стали (например, Rotring ArtPen );
  • из золота (например, Parker Sonnet );
  • из платины;
  • из титана (например, Omas Emotica );
  • из пластика (например, Pentel JM20 );
  • из стекла (например, J. Herbin Glass Dipping Pens );
  • натуральное перо;
  • тростник, дерево (каламы)
  • из других материалов.

Стандартные перья подразделяются по ширине линий на:

  • Экстратонкие (EF) - созданы для письма тонкими линиями со слабым нажимом;
  • Тонкие (F) - идеальны для обычного письма. Для получения тонкой линии со средним нажимом;
  • Средние (М) - для среднего нажима и средней толщины линии. Универсальные перья общего применения;
  • Широкие (В) - более массивное закруглённое остриё для широких линий;
  • Экстраширокие (ЕВ) - большой закруглённый наконечник пера для получения толстых линий и выразительных подписей;
  • Экстра-экстраширокие (ЕЕВ) - разработаны для людей, которые быстро пишут толстыми линиями и хотят, чтобы их подпись выглядела характерно;
  • Наклонные (OF - наклонное тонкое, OM - наклонное среднее, OB - наклонное широкое);
  • Курсивные (IF - курсивное тонкое, IM - курсивное среднее, IB - курсивное широкое);
  • Усечённые (Stub) - перья без шарика с широким плоским кончиком;
  • Музыкальные (Music) - перья с двумя прорезями и двумя отверстиями, сходящимися к кончику - позволяют широко варьировать ширину штриха, что широко применяется в нотных записях.

Следует отметить, что европейское понимание стандартов от EF до M отличается от японских - японские перья того же класса, как правило, имеют более тонкую линию. Аналогичным образом линии от перьев фирмы «Parker» стандарта F, как правило, примерно в 1,5 раза шире линий от перьев этого же стандарта других европейских производителей.

По конструкции пера:

По области применения:

  • ординарные перья;
  • перья представительского класса;
  • перья для каллиграфии ;
  • перья для художественных работ;
  • перья для работы с тушью , плакатные перья.

История

Древнейшие памятники письменной культуры дошли до нас в виде резьбы по камню. Логично предположить, что появление подобных, трудоёмких в изготовлении надписей предварялось какими-либо эскизами и оправдано только при достаточно широком распространении грамотности среди политически значимых слоёв населения. В свою очередь распространение грамотности, очевидно, невозможно без наличия развитой письменности, материалов и инструментов для быстрого письма, . К сожалению образцы быстрого письма тех времён до наших дней не сохранились.

Существенный прорыв в области материалов и инструментов для письма сделали древние шумеры, разработавшие систему клинописного письма заострёнными палочками на глине с возможностью последующего обжига табличек с важными записями.

Следующие прорывы объединяет приблизительно одна историческая эпоха:

Наиболее удачные изобретения Древнего мира, такие как использование расщеплённого кончика для нанесения краски на тонкий листовой материал «почти стандартного размера», получили своё развитие в Средневековье. На 1000 лет, начиная с эпохи раннего Средневековья и вплоть до конца XVIII века главным пишущим инструментом человечества становится птичье перо. Наибольшее распространение получили гусиные перья, что связано с широким распространением домашних гусей по Европе и с тем, что гуси имеют наиболее толстостенные и крупные перья среди домашней птицы. Существуют данные, что в XVIII веке ежегодно Англия закупала в России по нескольку миллионов довольно удобных, дешёвых и долговечных гусиных перьев .

Со временем появлялись составные перья - опахало из художественно оформленного пера редкой птицы либо вообще без него; проставка-держатель, нередко являющаяся образцом ювелирного искусства; пишущий конец - фрагмент традиционного гусиного пера. Появление составного пера предопределило появление перьевых ручек.

Первое стальное перо в 1748 году изобрёл Йоханнес Янссен (Johannes Janssen) . В 1842 году немецкая фирма Heintze & Blanckertz начала промышленное производство перьев для письма.

Усовершенствованием пера является авторучка , в которой соединены перо, держатель и ёмкость для чернил , что избавило пищущего от необходимости периодически окунать кончик пера в чернильницу . Принцип работы пера при этом не изменился.

Следует отметить, что первые прообразы авторучек появлялись в Древнем Египте и Древнем Риме. Позднее - в конце XIX века также предпринимались попытки создать авторучку, однако все они не получили развития, поскольку их создателям не удалось решить главную и принципиальную проблему - проблему равномерной подачи чернил к перу: при письме чернила постепенно расходовались и в ручке создавалось разрежение, препятствующее дальнейшей подаче чернил. Эта проблема была решена только в XX веке, когда подачу чернил на перо и возвратное поступление воздуха в резервуар для чернил удалось объединить в одном канале сложной формы: в стенке основного канала для чернил шириной около 1 миллиметра прорезается канал для воздуха шириной около 0,1 миллиметра - сила поверхностного натяжения чернил не позволяет им затекать в тонкую прорезь, поэтому подача воздуха в резервуар при письме происходит непрерывно

В наше время для письма выпускаются стальные и золотые или платиновые перья, различающиеся по ширине и назначению. Маркетинговая политика большинства современных производителей перьев и авторучек такова, что приобрести отдельные ремонтные перья для письма достаточно сложно . Замена возможна только для некоторых дорогих марок ручек, у официальных дилеров или в аккредитованных мастерских. Более того, перо, как правило, заменяется вместе с подающим узлом - фидером, поскольку параметры подачи для различных типов перьев могут варьироваться.

Для целей каллиграфии выпускаются и свободно продаются в магазинах для художников стальные и бронзовые перья различных конфигураций, которые, тем не менее, не подходят к авторучкам.

Перья в живописи и каллиграфии

Перо в живописи - инструмент для рисования при помощи жидкого красящего вещества (главным образом, туши), изготовленный из металла , тростника или птичьих перьев.

Типы перьев для художественных работ

  • Тростниковое перо, известное также под названием калам, было широко употребляемым у народов Востока.
  • Вплоть до середины XIX века широко распространёнными были гусиные перья.
  • С середины XIX-го века начали получать распространение металлические перья.
  • С конца XX-го века появились прообразы авторучек для письма тушью металлическими перьями.

Обозначение техники рисунка, выполненного пером

Характерной особенностью такого рисунка является штриховая манера исполнения. Металлическое перо (известное с XIX века) даёт наиболее тонкую и ровную линию. Техника тростникового пера отличается более энергичным штрихом, весьма разнообразным по характеру; трудность этой техники заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии; к технике тростникового пера иногда приближается техника гусиного пера, но возможности её более ограничены.

Технология изготовления

Заготовки для современных перьев во всём мире производятся путём штамповки и обжатия по скруглённой матрице. На дешёвых стальных и пластиковых перьях после штамповки выполняется прорезь (либо она получается сразу в процессе штамповки), после чего готовые перья упаковываются по весу.

Более дорогие перья получают используя несколько иной порядок операций:

  • прокатка металла для уменьшения толщины металла - иногда при прокатке специально создают ленты переменной толщины;
  • отпуск нагартованного материала;
  • штамповка - иногда при штамповке сразу может быть выполнено отверстие, насечки и некоторые художественные элементы пера;
  • сверление отверстия - при необходимости получения отверстий сложной формы помимо сверления может выполняться фрезерование, шлифовка;
  • прокатывание с приданием формы и нагартовкой для увеличения жёсткости;
  • формирование утолщения на кончике пера (шарика): может дополнительно применяться подгиб заранее предусмотренной избыточной части кончика, также применяются формирование твердосплавной капли путём погружения в расплав и крепление твердосплавной заготовки посредством пайки или точечной сварки;
  • расщепление кончика пера: обычно выполняется путём прорезания заготовки от шарика до отверстия сверхтонким алмазным диском, может выполняться способом проволочной резки в абразивной суспензии или резки алмазно-импрегнированной проволокой, лазерной резкой;
  • доводка формы шарика путём тонкой шлифовки и полировки: даже стартовая отделка уже использует самые тонкие абразивы ;
  • анодирование, при необходимости;
  • при необходимости, выполнение работ по художественному оформлению и полировка открытой поверхности;
  • контроль качества письма и художественного оформления - некоторые производители проводят контроль качества и разбраковку после каждой стадии;
  • индивидуальная мягкая упаковка для предотвращения появления царапин.

См. также

Ссылки

Общие

ля графики тушью используются специальные перья, о которых здесь и расскажу, так как сам промаялся несколько недель, собирая и систематизируя информацию по этой теме. Надеюсь, что эта статья и ссылки будут вам полезны.

Для начала интересный момент, у нас используется термин "перо ", происходящий от птичьего пера, как не сложно догадаться. На английском этот термин звучит как "dip pen " (ручка для макания) или "nib " (клюв, остриё). , где дана классификация перьев по материалу, ширине линий, конструкции и области применения. Однако, минус этой статьи в том, что она только описательного характера и не содержит конкретных примеров перьев.

Ладно, берём за основу линейку перьевой продукции британской компании Manuscript Pen Co Ltd и начинаем понимать что к чему. Ссылка на страницу производителя. К сожалению, аналогов перевода большинства названий перьев в русском языке я не нашёл.

1. Round hand nib
Классическое каллиграфическое европейское перо, используемое для работы в стиле "круглая рука" или "Caroline Minuscule". Основа стиля была заложена в скриптории аббатства Сен-Мартен в Туре, во Франции при переписывании Библии. Этот стиль считается хорошим длятех, кто начинает изучать каллиграфию. Здесь и далее .




2. Tape nib
Чертёжное перо с верхним расположением резервуара для создания линий фиксированной ширины. Резервуар необходим для
Полагаю, что писать им можно с тем же успехом.

3. Italic nib
Перо для каллиграфии для работы в стиле "Humanistic Minuscule", упрощённого скорописного варианта "Caroline Minuscule", который сегодня именуется "Italic".



4. Scroll nib
Разновидность плакатного или чертёжного пера. Может также применяться для различных декоративных эффектов, прочерчивания рамок.

5. Сopperplate nib
Такой стиль письма изначально принадлежал к среде гравёров на меди (copperplate = медная пластина), затем, такой шрифт преподавали в школах для будущих Британских клерков и очень широко использовался в XIX веке.
За счёт используемого материала и конструкции, Copperplate-пером можно писать как очень тонкие, так и очень широкие линии. Перо очень мягкое и требует определённой сноровки.
В наименовании Copperplate-перьев обычно присутствует обозначение "EF" или "extra fine".


Для Copperplate перьев существуют специальные держатели:

6. Poster nib
Перья со скруглённым передним торцом и резервуаром для пишущего материала. У нас принято называть такие перья - плакатными.

7. Ornamental nib
Перья с верхним расположением резервуара и круглым кончиком, который используется для элементов одинаковой толщины во всех направлениях. Очень удобно ставить совершенно круглые точки.

8. Drawing nib & Mapping nib
Перья для черчения и рисования с острым кончиком. Перья для рисования (Drawing) более крупные по размеру и дают линию шире, нежели картографические (Mapping) перья. Литографическое перо принадлежит к этой же группе, но имеет очень тонкий и гибкий кончик, позволяющий прорабатывать самые мелкие детали рисунка.
К этой же группе принадлежит знаменитое перо "звёздочка"

Статьи по теме: