Как жили люди в средневековье. Как написать средневековое письмо? Как написать письмо от принцессы рыцарю? Но не про любовь

Первая новгородская грамота была найдена 26 июля 1951 года. Сегодня, почти 65 лет спустя, коллекция ученых насчитывает более 1000 берёст, львиная доля из которых найдена в Великом Новгороде, меньшая часть – в Старой Руссе, Торжке, Пскове и других городах. Такая география находок объясняется природными условиями: органика хорошо сохраняется во влажной земле, если не вступает в контакт в воздухом. По всей видимости, новгородские почвы отлично подходят для “консервации” средневековых письменных памятников. Первые известные нам грамоты относятся к XI веку; одна из самых ранних, условно датируемая 1060-1100 годами, выглядит так:

Ее перевод: “Литва пошла войной на карел”. По мнению историка и археолога В. Л. Янина, это донесение было написано в 1069 г., во время военного похода полоцкого князя Всеслава Борисовича на Новгород. Датировать берестяную грамоту можно, определив возраст культурного пласта, в котором она была найдена. В этом помогает дендрохронология: подсчет годичных колец на бревнах, из которых были сделаны деревянные постройки и дорожные настилы, чьи остатки находятся на том же уровне культурного слоя, что и грамота. За время новгородских раскопок были составлены дендрохронологические таблицы, сверяясь с которыми, можно определить возраст некоторых грамот с точностью до 10-15 лет. Еще один метод датировки – палеография: анализ лингвистических и графических особенностей берестяных “писем.” Именно благодаря грамотам лингвисты могут реконструировать язык, на котором говорили древние новгородцы. В следующем тексте, написанном в XIII веке, представлена одна из особенностей их диалекта: “цоканье” – смешение Ц и Ч.

Перевод: “От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу [“хоцу” в оригинале], а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев”. Правда, как следует из берёсты XII века, не у всех жителей древнего Новгорода семейная жизнь складывалась счастливо:

“От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам [т.е. в знак новой помолвки], он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость”. Автор следующей грамоты – мальчик Онфим, живший семь с половиной веков назад. Он изобразил всадника, поражающего врага, и снабдил рисунок автографом: “Онфиме”.

Пятая грамота в нашей подборке – заговор от лихорадки (XIV – XV в.)

Перевод: "Святой Сисиний и Сихаил сидели на горах Синайских, смотря на море. И был шум с небес, велик и страшен. И увидел ангела, летящего с неба, святого Сисиния и Сихаила, носящего наручни [части доспеха] ледяные, а в руках держащего оружие пламенное. И тут взволновалось море, и вышли семь жен простоволосых, окаянные на вид; они были схвачены силою невидимого царя. И сказали святой Сисиний и Сихаил…” – увы, далее текст обрывается; нижняя половина берестяного листа отсутствует. Все включенные в подборку грамоты объединяет техника написания. Буквы выцарапывались твердым стержнем - писалом - на внутренней, мягкой стороне бересты. Нам известна лишь пара берёст, написанных чернилами. Последние же грамоты были написаны в середине XV века: именно тогда бересту вытеснила бумага. При составлении материала были использованы сканы, прориси и переводы грамот, опубликованные на сайте

После краха Западной Римской империи европейская цивилизация пришла в упадок вместе со многими государственными институтами. Регулярная почтовая служба сохранилась лишь на Востоке - в Византии и мусульманском халифате, где пережила расцвет в VII-X веках, после чего тоже захирела.
В Европе подобие римской почты пытался восстановить лишь правитель франков Хлодвиг I, однако его начинание развития так и не получило.

Европу покрыла сеть укреплённых замков, где каждый феодал имел своих личных гонцов. Большинство феодалов не умели ни писать, ни читать, поэтому гонцам нередко приходилось заучивать послания наизусть.
Передвигаться по средневековым дорогам стало опасно, поэтому курьеров редко посылали на дальние расстояния. Новости получали в основном от проходивших мимо путников, которые в благодарность за ночлег должны были обстоятельно рассказать хозяину замка о том, что они видели и слышали.

Последним оплотом культуры и образованности надолго стали христианские монастыри. Так как им приходилось поддерживать постоянную связь между собой и Римской курией, каждый монастырь имел своих курьеров , или передавал послания через странствующих монахов. В результате монахи кроме сумки для подаяний обзавелись ещё и мешками для писем.

Наиболее организованная связь была налажена в среде воинско-монашеских орденов. Например, в Тевтонском ордене почтовой службой заправлял специальный человек - "шталмейстер" ("хозяин конюшен"), а на неё содержание ежегодно выделялось до 200 марок (сумма по тем временам солидная, если учесть, что боевой конь стоил где-то 5 марок). Почтовый маршрут таких гонцов обычно проходил по цепочке замков могущественного ордена.

В XII веке под эгидой той же христианской церкви стали создаваться университеты - в Болонье, Неаполе, Тулузе, Сорбонне. Так как там учились дети людей далеко не бедных, при университетах тут же возникла налаженная почтовая служба между студентами и их родителями.
Наиболее славилась своими гонцами Сорбонна. Руководили почтой , так называемые, "гранмессажеры" - старшие гонцы (обычно их представляли зажиточные горожане). "Гранмессажеры" контролировали младших гонцов - "птимессажеров", которые собственно и разносили почту . Именно курьеры Сорбонны стали предлагать почтовые услуги не только студентам, но и посторонним лицам, в числе которых были даже правительственные служащие. Все полученные за услуги деньги шли на содержание почты .

Следующий толчок к развитию почта получила в городах, основное население которых составляли купцы и ремесленники. Торговля требовала большей мобильности и крепких деловых связей, поэтому уже с XIV века города имели на службе собственных гонцов . Чтобы лучше противостоять феодальной аристократии ремесленники объединялись в цеха, а купцы – в союзы (часто создаваемые по принципу общих интересов и включающие в себя города разных стран).
Особенно хорошо была налажена связь между членами крупных купеческих объединений - будь то Венецианская гильдия, или Ганзейский союз северных городов, объединивший под своим началом купцов из Амстердама, Антверпена, Риги, Гамбурга и Бремена. Почтовая связь напоминала эстафету, передаваемую от города к городу. Ганзейские гонцы были особо пунктуальны. Поэтому с ними согласовывали своё расписание и обменивались почтой и другие службы связи .

Одевались гонцы, прежде всего, практично. На ногах – сапоги или грубые ботинки. Для защиты от непогоды на плечах носили накидку, а на голове – шляпу с высокой тульей. Спереди на одежде мог быть вышит и герб города.

Что касается Южной Германии, то там возник специфический вид почтовой связи , известный, как "почта мясников". Казалось бы, где почта , а где мясники? Но дело в том, что в те времена именно мясники постоянно курсировали по Германии, перевозя закупленное мясо или скот. Почему бы во время путешествий не подзаработать ещё и на доставке писем и посылок ?
В отдельных городах подобную передачу почты даже сделали обязательной, а в виде компенсации освобождали цех мясников от общинных повинностей. О своём прибытии в тот или иной пункт мясники стали извещать, дудя в рожки, которые вскоре войдут в рабочий арсенал многих европейских почтальонов .

К сожалению, послать письмо на далёкое расстояние могли только богачи - слишком велики были почтовые тарифы. Да и почтовые службы были слишком разрозненными для регулярного международного сообщения. Более того, многие почтовые службы , работавшие на одной территории, конкурировали и даже откровенно враждовали – например, Прусская почта и почта Курфюста Саксонского .

О первых попытках придать европейской почте централизованный и регулярный характер мы расскажем в следующий раз.

Конечно, в средние века, как и в предыдущие эпохи, начиная с древности люди писали письма. И по своему характеру и назначению эти письма бывали разными.
Во-первых, были официальные письма, которыми обменивались король и его чиновники. В этом случае письмо короля вполне могло стать законом. Между дворами Европы велась и активная дипломатическая переписка, особенно с классического средневековья. Именно при помощи писем обычно распространялась информация, подготавливались договоры, заключались политические
союзы.
Во-вторых, составлялись послания, которые, с нашей современной точки зрения, больше походят на трактаты. Традиция письма как наставления или рассуждения на определенную тему, чаще всего богословскую, пришла в средневековье из античности. Подобные письма преследовали и проповеднические цели. Их писали отцы церкви, папы, ученые-богословы.
В-третьих, существовала обширная деловая переписка между торговыми домами Европы, между монастырями, купцами и их
конторами и т. д.
Кроме того, писались и самые обыкновенные частные письма. Правда, дошло их до нас не очень много. Так, нам известны письма знатной франкской дамы Дуоды, которая писала своему несовершеннолетнему сыну, уехавшему из дома ко двору короля. Эти письма представляют собой наставления матери сыну с самыми разнообразными практическими советами, вплоть до касающихся фехтовального мастерства.
Очень интересен и дошедший до нас целый фонд семейной переписки семьи Пастонов, англичан, живших в XV в. Члены этой семьи, уезжая из дома, писали своим родным об обычных хозяйственных делах и домашних заботах.
Из писем юного флорентийща XV столетия мы узнаем о его занятиях в школе, о его книжных пристрастиях, спортивных успехах; и хотя ему очень хочется выглядеть ученым и взрослым, даже сквозь латинский текст пробивается его живость и непосредственность.
Яркий пример любовной переписки - письма известного средневекового философа Пьера Абеляра и его возлюбленной, а потом жены, Элоизы (XII в.) . С его стороны письма кажутся скорее хорошо продуманными литературными произведениями, рассчитанными на широкий круг читателей, ее письма имеют сугубо личный характер и проникнуты настоящим чувством и лиризмом. Поэтому не случайно, что именно письма Элоизы в следующем столетии считались подлинным произведением литературы и легли в основу сборников, которые учили юных влюбленных искусству эпистолы - письма.
Подобные сборники не были редкостью и составлялись на протяжении всех средних веков под названием «формуляриев» или «письмовников» . Они давали подробные рекомендации и примеры по написанию писем разного назначения и имели существенное практическое значение, если учесть, что до XIII в. вся переписка велась на латинском языке. В большом количестве письма на национальных языках появляются только в XIV в. Особенно они были распространены в Италии. В период Возрождения гуманисты, с их: любовью к классическим языкам, снова стали писать на латыни, но это уже скорее были изящные произведения искусства, а не частные письма.
По канону формуляриев письмо начиналось с приветствия и добрых пожеланий адресату. Затем можно было указать, от кого оно. Заканчивалось письмо указанием даты и места написания и препоручения адресата покровительству Господа. Целые фразы, обращения, риторические фигуры, принятые в средневековых письмах, были столь известными и обязательными, что уже в классическое средневековье стали сокращаться. Принятые сокращения были хорошо понятны современникам и заменялись на полный вариант только в особых случаях.

В XV веке не существовало почтовой службы, поэтому отправка письмо из пункта А в пункт Б была связана с некоторыми трудностями.

1. Позвать писаря

В XV веке люди писали письма по многим причинам -- если они вообще умели писать -- поэтому самой первой проблемой было записать послание на бумагу.

Тематика писем позднего средневековья во многом напоминает современную. Мужчины и женщины строили отношения, адвокаты спорили о законах, а торговцы недвижимостью обсуждали дома. Авторами писем могли быть как высокопоставленные лица, так и члены королевской семьи.

Женские послания составляли заметную долю от общей массы писем. К примеру, существует свыше 60 писем, дошедших до наших дней, отправленных Маргаритой Пастон Норфолкской своему мужу Джону, адвокату по профессии, который работал в Лондоне. Их корреспонденция была самого разного характера: от вполне мирских проблем, до весьма необычных. В письме от 1448 г. Маргарита настоятельно просит своего мужа прислать арбалеты, чтобы отбить нападения враждебных соседей. Маргарита сообщает, чтослуги заколотили все двери в доме и стреляют из каждого угла. Затем Маргарита просит миндаль, сахар и ткань, чтобы сшить детям новые платья.

Корреспонденты нередко писали самостоятельно - особенно купцы и мелкопоместныедворяне. Однако чаще всего сама запись текста перекладывалась ими на слуг, ещё реже брались за перо дворянки. Люди средневековья не считали авторский почерк каким-то особенным доказательством подлинности письма, как мы склонны считать сегодня. Поэтому реальный почерк богатых людей того времени нередко оказывается не слишком изящным - практиковаться им приходилось не особенно часто.

По мере окончания XV века всё больше людей начинают писать самостоятельно. Тем не менее, в XV веке надёжный и проверенный писец по-прежнему оставался лучшим способом записать текст на бумагу. Заканчивая письмо, писарь быстро высушивал чернила пеплом из дымоходной трубы. Затем он складывал письмо, завязывал его полосками бумаги и запечатывал сургучом.

2. Отправить с оказией

Задолго до появления почтовой службы, выбор подходящего человека для доставки письма в пункт назначения был далеко не прост.

Как только на послании ставили имя и адрес, оно было готово к путешествию. Несмотря на то, что в Англии XV века обращение писем имело самое широкое распространение, не было ничего хотя бы отдалённо похожего на современную почтовую систему. Такое положение вещей сохранялось до 1512 г., когда Брайан Тьюк стал первым почтмейстером. Столетием ранее из всех способов доставки писем главными были три из них: отправить вместе с собственным слугой, с нанятым посыльным или с извозчиком, перевозившим товары по стране.

Использование собственного слуги было самым безопасным и наиболее дешёвым вариантом, однако, не всегда была возможность жертвовать хозяйственным работником ради путешествия, которое могло затянуться. Более удобным вариантом был наёмный посыльный, особенно если письмо следовало по хорошо известному маршруту. Тем не менее, подходящий посыльный не всегда был под рукой, поэтому письма нередко оставались неотправленными многие дни.

В 1448 г. один из слуг сэра Джона Фастольфа, отвечая на послание своего господина и извиняясь за промедление, писал: «Если посыльные в Лондон найдутся до Рождества, письма будут отправлены»


3. Защитить письмо от врагов

Путешествия по средневековой Англии были довольно рискованным мероприятием, поэтому отправителям оставалось только молиться, чтобы их послания не были перехвачены в пути.

«Пусть лучше письмо сгорит, чем потеряется» -- писал слуга сэра Джона Фастольфа. Почему же он пришёл к такому заключению? Потому что для перевозки письма Англия XV века была опасным местом, особенно если послание содержало важные сведения. Средневековые писатели жили в страхе, что враг может выведать секретные сведения и обернуть их против автора как доказательство в суде. Вышеупомянутый слуга, чтобы показать насколько он обеспокоен, прибавлял древнюю римскую поговорку: «Ne forte videant Romani», что переводится как, «Да не увидят это римляне». Знание было силой и властью, особенно когда им обладали твои враги.

Посланию в средние века угрожал не только злой умысел. При таком количестве писем и других товаров, во время путешествий всегда был риск, что послание просто напросто затеряется. Именно такое несчастье постигло Уолтера Пастона в 1479 г., когда одно из его писем было по ошибке послано в Лондон вместе с деньгами, отправленными в столицу на сохранение. Пастон позже объяснил эту неудачу следующим образом: «В сумке господина Брауна было много денег, эту сумку он не посмел взять с собой, а моё письмо было именно в этой сумке. Он забыл достать письмо и отправил всё вместе в Лондон».

4. Попытаться отследить получателя

Бедный, бедный посыльный. Он мог проехать сотни миль, чтобы доставить письмо, а по прибытии мог только молиться, чтобы дома был хоть кто-нибудь. Если безопасная доставка письма законному получателю была головной болью отправителя, то представьте, каково было тому, кто отвечал за эту доставку.

Средневековому аналогу современного почтальона приходилось путешествовать из одного конца страны в другой, чтобы доставить послания тем, кому они адресованы. Так как владельцы недвижимости в те времена часто разрывались между несколькими домами, не было никакой гарантии, что получатель письма будет дома в нужное время.

На письме, написанном в 1450 г. Священнику замка Кейстер в Норфолке, было указано не менее трёх различных адресов, чтобы посыльный попытался найти священника, даже не застав его в замке.

А если посыльный прибывал не в то время, ему приходилось надолго задержаться. Человек, несший письмо Уильяма Стонора из Оксфордшира, вернувшись, сообщил, что он пытался доставитьписьмо, но получателя не было дома. Он заверил Стонора, что позже попробует ещё раз: «Джон Чейни сейчас на соколиной охоте, как только он вернётся, я доставлю ваше письмо».

5. Дурные вести? Пощадите посыльного

Иногда письмо могло быть отправлено в приступе гнева. Тогда приходилось выбирать посыльного с опытом в искусстве умиротворения.

Итак, посыльный наконец доставил ваше драгоценное письмо. Но это не значит, что его работа окончена. Иногда послание сопровождалось устным сообщением. В других случаях, особенно если получатель был оскорблён содержанием письма - посыльному приходилось действовать и в качестве дипломата.

В 1449 г. Семье Пастонов пришлось отправить служанку с посланием человеку, которыйсилой захватил их поместье, потому что ни один слуга мужского пола не решился взять на себя такой риск. В ситуации, когда кипели страсти, использование женщины-посыльной имело свои преимущества. Как нам известно, её приняли «с превеликим удовольствием», а её устное обращение было любезно выслушано.

6. По прочтении сжечь

Некоторые люди настаивали на уничтожении писем, тогда как другие - к счастью для нас - их сохраняли.

Некоторые авторы XVвека указывали, что их письма следует сжечь после прочтения. Другие писали самое важное внизу страницы, чтобы этот кусок можно было оторвать и избавиться от него. Каждый из этих методов имел целью ограничить доступ к конфиденциальной инофрмации. Тем не менее, само существование этих писем показывает, что эти указания не всегда выполнялись. Похоже, что желания средневековых авторов избегать письменных сведений уравновешивалосьодержимостью к сохранению доказательств.

У сэра Джона Фастольфа был специальный архив в башне Кейстер, в котором его слуги собирали письма и другие документы. Как и сегодня, разработка метода сбора и сортировки подобного материала может быть весьма непростой. Слуги Фастольфа регулярно не могли найти необходимые документы. Даже его пасынокжаловался, что не может найти ни нужных ему записей, ни даже «известного ему человека». Однако несмотря на очевидные проблемы в системе хранения бумаг, эта система надёжно защищала письма от потери и повреждений. За сохранение средневековых посланий мы должны благодарить именно эту одержимость в хранении письменных свидетельств, которые так много рассказывают нам, как жили люди в тот очаровательный период истории.

Оригинал: BBC History Magazine September 2013 . Deborah Thorpe "How to send a letter… in medieval England" pp 28-31

От переводчика: Если ты, дорогой читатель, не доволен содержанием статьи, тебе . А если ты недоволен качеством перевода, то пиши там, где тебе удобней: в комментариях, личных сообщения, по почте.

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Статьи по теме: