Как жили люди в средневековье. Письмо в средневековье
Жизнь городских жителей в средние века была наиболее динамична. Занятия горожан были разнообразны, многие люди на протяжении жизни несколько раз меняли род своей деятельности, чего не могло быть в прочих средневековых сословиях. Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости. Бережное отношение к времени и своей свободе - отличительная особенность жителей средневекового города. Горожане представляли себе мир очень сложным и постоянно меняющимся.
Горожане | Бюргеры
Основную часть городского населения составляли бюргеры (от немецкого "бург" крепость). Они занимались торговлей и ремеслом. Одни торговали по мелочам тем, что было нужно жителям города и окружающих деревень. А те, кто побогаче, занимались торговлей с другими областями и странами, где закупали и продавали большие партии товара.
Для таких торговых операций были надобны немалые средства, и среди этих купцов главную роль играли состоятельные люди. Им принадлежали лучшие здания в городе, нередко каменные, где располагались и их склады для товара.
Богачи пользовались большим влиянием в городском совете, который управлял городом. Вместе с рыцарями и знатными людьми, часть которых селилась в городе, богачи образовывали патрициат - этим древнеримским термином обозначалась городская правящая верхушка.
Горожане | Городская беднота
Полного равенства всех горожа н во времена Средневековья не было достигнуто нигде. Далеко не все население являлось полноправными бюргерами: наемные рабочие, слуги, женщины, неимущие, кое-где духовенство не пользовались правами граждан, но - даже последние нищие - оставались свободными людьми.
Бедняками в средневековом городе были все те, кто не имел собственного недвижимого имущества и был вынужден работать по на
йму. Ученики мастера в период обучения представляли собой малообеспеченный слой населения. Но они имели надежду после окончания срока обучения купить ремесленную мастерскую, стать мастерами и получить статус полноправных бюргеров. Более пе
чальной была судьба подмастерьев, которые всю жизнь работали в качестве наёмных рабочих у мастера и получали за это жалкие гроши, которых едва хватало на пропитание.
Крайней бедностью отличались и сре
дневековые студенты, университеты которых чаще всего располагались в городской черте. К бедным слоям населения городов можно отнести бродячих актёров, трубадуров, миннезингеров. Среди бедняков были и такие, кто нигде не работал, а жил за счет милостыни, которую выклянчивал на церковной паперти.
Причины роста городов
1. Сельское хозяйство в X-XI вв. стало более производительным, увеличились урожаи крестьянского хозяйства, поэтому часть выращенного урожая крестьянин мог продать. Это позволяло людям, не занимавшимся сельским хозяйством, покупать продовольствие у крестьян.
2. Ремесло усовершенствовалось и стало таким сложным занятием, что им мог заниматься только специально обученный человек, не терявший времени на сельское хозяйство. Таким образом произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, и ремесленники стали создавать отдельные поселения, которые и являлись городами.
3. Рост населения приводит к нехватке земли. Поэтому некоторые люди были вынуждены заниматься не сельским хозяйством, а другими занятиями и перебраться из деревни в город.
Городское самоуправление
Первое время власть в городах обычно находилась в руках самых богатых горожан: купцов, ростовщиков, городских землевладельцев и домовладельцев. Эта прослойка называлась патрициатом. Патрициат - узкий слой, наиболее богатых и влиятельных людей, своего рода городская знать, (в больших городах обычно несколько десятков семей).
Но поскольку города обычно стояли на земле какого-либо сеньора, то именно этот сеньор считался верховным господином города. Поэтому патриции боролись с феодалами за свое полновластие в городе. В своих интересах патрициат использовал народные движения против феодалов. Но в некоторых городах в XIII в. в ряде стран Западной Европы, особенно в Италии и Германии, против патрициата повели борьбу цехи. Историки иногда называют эту борьбу цехов с местным патрициатом "цеховыми революциями".
Результатом цеховых движений было то, что патрициат был вынужден делить свою власть в городе с наиболее влиятельными цехами (на деле - с зажиточной верхушкой этих цехов). "В тех городах, где была сильно развита внешняя торговля, патрициат даже этой уступки не делал, сохраняя власть исключительно в своих руках. Таковы были, например, городские патрицианские республики - Генуя и Венеция в Италии, крупнейшие ганзейские города - Гамбург, Любек и другие в Германии.
Питание горожан
Питание горожан мало чем отличалось от питания жителей села, поскольку практически все горожане имели небольшие огороды в пределах городской черты.Горожане употребляли в пищу достаточно много овощей, основой их пищи были каши и хлеб из различных видов зерновых, а также многочисленные кисели.
Пища богатых горожан была близка питанию знати. Отличительная черта питания жителей города заключалась в употреблении достаточно большого количества привозной пищи, как из сельской местности, так и из других стран. Поэтому на столах горожан чаще можно было увидеть такие экзотические продукты, как сахар, чай или кофе.
Одежда
Одежда горожан соответствовала общему направлению в развитии одежды в средневековом обществе.
Однако п
оскольку жители средневековых городов чаще, чем селяне общались и с представителями знати, и с
купцами, много повидавшими в различных частях света, их одежда отличалась большим изяществом и они больше следили за влияниями моды. антисанитария средневекового города тоже отразилась на одежде его жителей: среди горожан были распространены высокие деревянные башмаки, которые позволяли жителям городов не испачкать свою одежду на грязных и пыльных городских улицах.
Культура
Среди средневековых горожан распространилось мнение о том, что самыми главными ценностями в жизни являются:
1 - личность человека
2 - служба, должность, профессия
3 - имущество, богатство
4 - время его жизни
5 - любовь к ближним, другим христианам
Горожане считали, что общественный строй должен оставаться неизменным, и никто не должен стараться перейти в высший общественный разряд.
По их мнению земная жизнь и небеса не были противопоставлены так резко, как это было в учении монахов раннего Средневековья. Наоборот, необходимость исполнять службу, трудиться и обогащаться считалась первым долгом христианина перед Господом Богом.
Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.
С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.
Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.
И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия.
К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.
В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.
Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправи ться с теми, кого они давно ненавидели.
Первая новгородская грамота была найдена 26 июля 1951 года. Сегодня, почти 65 лет спустя, коллекция ученых насчитывает более 1000 берёст, львиная доля из которых найдена в Великом Новгороде, меньшая часть – в Старой Руссе, Торжке, Пскове и других городах. Такая география находок объясняется природными условиями: органика хорошо сохраняется во влажной земле, если не вступает в контакт в воздухом. По всей видимости, новгородские почвы отлично подходят для “консервации” средневековых письменных памятников. Первые известные нам грамоты относятся к XI веку; одна из самых ранних, условно датируемая 1060-1100 годами, выглядит так:
Ее перевод: “Литва пошла войной на карел”. По мнению историка и археолога В. Л. Янина, это донесение было написано в 1069 г., во время военного похода полоцкого князя Всеслава Борисовича на Новгород. Датировать берестяную грамоту можно, определив возраст культурного пласта, в котором она была найдена. В этом помогает дендрохронология: подсчет годичных колец на бревнах, из которых были сделаны деревянные постройки и дорожные настилы, чьи остатки находятся на том же уровне культурного слоя, что и грамота. За время новгородских раскопок были составлены дендрохронологические таблицы, сверяясь с которыми, можно определить возраст некоторых грамот с точностью до 10-15 лет. Еще один метод датировки – палеография: анализ лингвистических и графических особенностей берестяных “писем.” Именно благодаря грамотам лингвисты могут реконструировать язык, на котором говорили древние новгородцы. В следующем тексте, написанном в XIII веке, представлена одна из особенностей их диалекта: “цоканье” – смешение Ц и Ч.
Перевод: “От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу [“хоцу” в оригинале], а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев”. Правда, как следует из берёсты XII века, не у всех жителей древнего Новгорода семейная жизнь складывалась счастливо:
“От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам [т.е. в знак новой помолвки], он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость”. Автор следующей грамоты – мальчик Онфим, живший семь с половиной веков назад. Он изобразил всадника, поражающего врага, и снабдил рисунок автографом: “Онфиме”.
Пятая грамота в нашей подборке – заговор от лихорадки (XIV – XV в.)
Перевод: "Святой Сисиний и Сихаил сидели на горах Синайских, смотря на море. И был шум с небес, велик и страшен. И увидел ангела, летящего с неба, святого Сисиния и Сихаила, носящего наручни [части доспеха] ледяные, а в руках держащего оружие пламенное. И тут взволновалось море, и вышли семь жен простоволосых, окаянные на вид; они были схвачены силою невидимого царя. И сказали святой Сисиний и Сихаил…” – увы, далее текст обрывается; нижняя половина берестяного листа отсутствует. Все включенные в подборку грамоты объединяет техника написания. Буквы выцарапывались твердым стержнем - писалом - на внутренней, мягкой стороне бересты. Нам известна лишь пара берёст, написанных чернилами. Последние же грамоты были написаны в середине XV века: именно тогда бересту вытеснила бумага. При составлении материала были использованы сканы, прориси и переводы грамот, опубликованные на сайте
Крестьянин был в большой зависимости от господина. В средние века часто случались внешние и внутренние воины, которые разоряли крестьян и уничтожали все полученное нелегким трудом. Часто приходилось просить защиту у сеньора во время побегов и грабежей. Тогда земля переходила феодалу, а крестьянин становился земельно зависимым. Но были и те, которые вообще не имели личных прав.
Рассказ «Один день из жизни крестьянина» следует начать с условий проживания крестьян. Сеньор крестьянина проживал в замке на горе. Обычно его окружал лес, где было достаточно дичи для охоты хозяина. У подножья горы располагались деревни, которыми управлял сеньор.
Деревня состояла из 10-15 домов. С самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур.
Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие. Они не были застеклены, так как стекло было дорогим для крестьянина. Зимой небольшое отверстие в стене затыкали тряпкой. В зимний период скотина могла жить в доме с хозяином. Свечи стоили дорого, поэтому крестьянин мастерил в свободное время при естественных источниках освещения – солнце или луне. Женщины зимой занимались шитьем и пряжей.
День в крестьянской семье начинался очень рано. Нужно было успеть многое. Ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими приспособлениями, которых не было у него. Некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. Все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. Однако земля оставалась в собственности феодала. Очень рано пастухи гнали скот на пастбище. Сами хозяева коров и коз шли на работу в поле. Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни.
Один день из жизни крестьянина был намного тяжелее и суровее, чем привычная городская жизнь. Даже большой труд не гарантировал высокую урожайность. Иногда погодные условия сводили всю работу к нулю. Дополнительной угрозой могли стать уход хозяина и сыновей на войну, набеги лесных животных, вытаптывание урожая свитой феодала во время охоты, пожар или завистливые соседи, способные напакостить. Земля обрабатывалась плугом, бороной и граблями. Урожайность была низкой – 2-3 объема от посеянного. Собранный урожай не позволял досыта накормить семью: большая часть уходила феодалу, часть сохранялась для посадки в следующем году, а оставшееся оставалось семье. Семья состояла из крестьянина с женой и почти десятком детишек разного возраста.
Еда на столе была очень однообразна и скудна – овощи, лепешки, каши, похлебки. Хлеб часто заканчивался задолго до сбора следующего урожая. Крестьянин экономил на всем. Что бы ни арендовать за высокую цену мельницу у сеньора, он толок зерна в деревянной ступе. Но иногда феодал мог издать указ об обязательном платном использовании только печей, мельниц и кузней хозяина.
В жаркий полдень крестьяне возвращались с поля домой. Женщины загоняют на место скот, кормят свиней и доят коров. Мужчины были одеты в рубахи, шерстяные шляпы, обуты в грубые толстые башмаки. Все они были грязные, потные, бородатые и загорелые от тяжелого труда на земле. К их возращению жены готовили полдник: суп да овощи с кашей. После полдника наступает полная тишина – все отдыхают. Родители спали на одной широкой кровати, а дети - на лавках у стены, покрытых тюфяками с сеном. Все дети были при деле. Старшие сыновья помогали отцу на земле, дочери – матери справляться по хозяйству, а младшие – пасли гусей и смотрели за курами.
Следует хорошо отдохнуть – завтра следует переделать много дел и выплатить налоги феодалу.
После краха Западной Римской империи европейская цивилизация пришла в упадок вместе со многими государственными институтами. Регулярная почтовая служба
сохранилась лишь на Востоке - в Византии и мусульманском халифате, где пережила расцвет в VII-X веках, после чего тоже захирела.
В Европе подобие римской почты
пытался восстановить лишь правитель франков Хлодвиг I, однако его начинание развития так и не получило.
Европу покрыла сеть укреплённых замков, где каждый феодал имел своих личных гонцов. Большинство феодалов не умели ни писать, ни читать, поэтому гонцам нередко приходилось заучивать послания наизусть.
Передвигаться по средневековым дорогам стало опасно, поэтому курьеров
редко посылали на дальние расстояния. Новости получали в основном от проходивших мимо путников, которые в благодарность за ночлег должны были обстоятельно рассказать хозяину замка о том, что они видели и слышали.
Последним оплотом культуры и образованности надолго стали христианские монастыри. Так как им приходилось поддерживать постоянную связь между собой и Римской курией, каждый монастырь имел своих курьеров , или передавал послания через странствующих монахов. В результате монахи кроме сумки для подаяний обзавелись ещё и мешками для писем.
Наиболее организованная связь была налажена в среде воинско-монашеских орденов. Например, в Тевтонском ордене почтовой службой заправлял специальный человек - "шталмейстер" ("хозяин конюшен"), а на неё содержание ежегодно выделялось до 200 марок (сумма по тем временам солидная, если учесть, что боевой конь стоил где-то 5 марок). Почтовый маршрут таких гонцов обычно проходил по цепочке замков могущественного ордена.
В XII веке под эгидой той же христианской церкви стали создаваться университеты - в Болонье, Неаполе, Тулузе, Сорбонне. Так как там учились дети людей далеко не бедных, при университетах тут же возникла налаженная почтовая служба
между студентами и их родителями.
Наиболее славилась своими гонцами Сорбонна. Руководили почтой
, так называемые, "гранмессажеры" - старшие гонцы (обычно их представляли зажиточные горожане). "Гранмессажеры" контролировали младших гонцов - "птимессажеров", которые собственно и разносили почту
. Именно курьеры
Сорбонны стали предлагать почтовые услуги не только студентам, но и посторонним лицам, в числе которых были даже правительственные служащие. Все полученные за услуги деньги шли на содержание почты
.
Следующий толчок к развитию почта получила в городах, основное население которых составляли купцы и ремесленники. Торговля требовала большей мобильности и крепких деловых связей, поэтому уже с XIV века города имели на службе собственных гонцов
. Чтобы лучше противостоять феодальной аристократии ремесленники объединялись в цеха, а купцы – в союзы (часто создаваемые по принципу общих интересов и включающие в себя города разных стран).
Особенно хорошо была налажена связь между членами крупных купеческих объединений - будь то Венецианская гильдия, или Ганзейский союз северных городов, объединивший под своим началом купцов из Амстердама, Антверпена, Риги, Гамбурга и Бремена. Почтовая связь
напоминала эстафету, передаваемую от города к городу. Ганзейские гонцы были особо пунктуальны. Поэтому с ними согласовывали своё расписание и обменивались почтой
и другие службы связи
.
Одевались гонцы, прежде всего, практично. На ногах – сапоги или грубые ботинки. Для защиты от непогоды на плечах носили накидку, а на голове – шляпу с высокой тульей. Спереди на одежде мог быть вышит и герб города.
Что касается Южной Германии, то там возник специфический вид почтовой связи
, известный, как "почта мясников". Казалось бы, где почта
, а где мясники? Но дело в том, что в те времена именно мясники постоянно курсировали по Германии, перевозя закупленное мясо или скот. Почему бы во время путешествий не подзаработать ещё и на доставке писем и посылок
?
В отдельных городах подобную передачу почты
даже сделали обязательной, а в виде компенсации освобождали цех мясников от общинных повинностей. О своём прибытии в тот или иной пункт мясники стали извещать, дудя в рожки, которые вскоре войдут в рабочий арсенал многих европейских почтальонов
.
К сожалению, послать письмо на далёкое расстояние могли только богачи - слишком велики были почтовые тарифы. Да и почтовые службы были слишком разрозненными для регулярного международного сообщения. Более того, многие почтовые службы , работавшие на одной территории, конкурировали и даже откровенно враждовали – например, Прусская почта и почта Курфюста Саксонского .
О первых попытках придать европейской почте централизованный и регулярный характер мы расскажем в следующий раз.
За годы независимости в Туркменистанесложилась практика, что все вопросы, пусть даже мелкие, локального характера, решает только один человек – президент страны. Визиты в кабинеты чиновников и письма с жалобами (в том числе и коллективные) в их адрес не помогают – в лучшем случае, ответ будет «обращайтесь в вышестоящие инстанции». Чиновники на местах не способны решить бытовые проблемы населения, потому что боятся проявлять инициативу, а правоохранители не реагируют на многочисленные жалобы в адрес работодателей и государственных органов, потому что оказываются некомпетентны. В результате письма населения уходят в никуда. В ситуациях, когда выхода нет, остается одно – написать письмо президенту. Об особенностях современного туркменского эпистолярного жанра – в материале Тойлы Аширмурадова.
Некоторое время назад в редакцию проекта «Альтернативные новости Туркменистана» поступила копия одного такого письма. Написал его коллектив сотрудников одного из государственных предприятий в одной из областей страны. Мы специально не указываем названий и закрасили их в письме. Проблему этих людей уже решили, вернее – нашли компромисс в министерстве, и дальше жаловаться не было смысла, но письмо Гурбангулы Бердымухамедову все же было отправлено. Отметим только, что люди жаловались президенту на областное управление одного из министерств. Чиновники управления, несмотря на указ президента о повышении размера зарплат и пенсий, поняли и исполнили его по-своему, в результате чего сотни работников ведомства не только не получили свои законные 10% надбавки, но и ощутимо потеряли часть старой зарплаты.
Авторы письма считают, что местные чиновники просто решили залатать дыры в своем бюджете, но не в этом суть. Этим письмом мы хотим показать, как сегодня принято писать президенту, как к нему обращаться. Письмо составлено профессиональным юристом (!), которого авторы специально наняли для этого дела. Предлагаем вашему вниманию отрывок из письма на русском языке.
«Президенту Туркменистана, покровителю туркменского народа
Гурбангулы Бердымухамедову Мяликгулыевичу!!!
От *** *** велаята [области]
Заявление
Уважаемый наш Покровитель!!!
В счастливую эпоху суверенного государства, в результате Вашей последовательной заботы о своем народе, туркменский народ живет в мире и спокойствии, в благополучии. Как и в других уголках нашей страны, и в нашем велаяте [области] в результате вашей неустанной заботы, уважаемый наш Покровитель, ведется большая работа по повышению уровня жизни и благосостояния народа. Воодушевленные Вашим лозунгом «Государство для человека», отвечая на Вашу неустанную заботу о своем народе, мы, ***, любим свою профессию и круглосуточно служим своему народу.
От чистого сердца, выражая свою благодарность за Вашу отеческую заботу, радуясь тому, что с 1 января 2013 года Вы на 10 процентов повысили размеры заработной платы всем работникам нашего государства, мы желаем Вам крепкого здоровья и долголетия, пусть голова Ваша всегда будет поднятой высоко».
Только с третьего параграфа начинается описание сути проблемы. В тексте еще не раз встречаются дифирамбы, мол, чиновники неправильно интерпретировали Вашу неустанную заботу о своем народе…
Юрист из Ашхабада, пожелавший остаться неназванным, говорит, что без предисловия в таком ключе никто письмо главе государства не станет даже рассматривать.
«Такие письма стало принято писать еще Сапармурату Ниязову где-то во второй половине девяностых, – говорит юрист. – Моду пустили чиновники, желавшие как можно слаще выразить свое отношение к президенту, показать свою полную лояльность. Обширные тексты приветственных обращений к президенту по случаю издания его очередной книги или, скажем, присвоения ему какой-то безделушки от международной или частной организации, подписанные вице-премьерами, председателем Меджлиса (парламента), сотрудниками Аппарата президента Туркменистана, хякимами и министрами, как образец для подражания, печатались на страницах центральных газет «Туркменистан» и «Нейтральный Туркменистан», занимая чуть ли весь номер. Тему подхватили и журналисты, не скупившиеся на красивые слова при перечислении заслуг Ниязова», – говорит он.
Юрист отмечает, что какой бы острой ни была проблема, описываемая в письме, ни один заявитель не берет с места в карьер и не вываливает сразу все на бедную голову президента. По традиции, твердо устоявшейся за двадцать с лишним лет независимости, составитель письма просто обязан сначала выразить достойное уважение главе государства, перечислить его заслуги перед народом и страной, подчеркнуть его неустанную заботу о людях, все эти слова подкрепить цитатами или конкретными примерами в виде подписанных указов или постановлений. Одним словом, должен использовать все возможности красноречия и весь арсенал эпитетов, от которых у адресата и в самом деле создалась иллюзия собственного величия и всесилия. Помните, как в басне у Крылова «Ворона и Лиса». Эффект от хвалебных слов должен быть таким, что «с похвал вскружилась голова, чтобы в зобу дыхание сперло». Только после ушата лести можно рассчитывать, что всесильный хан-повелитель-покровитель проникнется чувством сострадания и справедливости, распорядится решить все проблемы несчастного горемыки.
Составление письма, обращения или заявления на имя президента – это, по словам граждан, целая наука. Например, каждый абзац должен обязательно начинаться с обращения. Во времена Сапармурата Туркменбаши абзацы обычно начинались со слов «великий вождь», «вечно великий Сердар», «много и глубокоуважаемый президент», «Мяхрибан атам» (родной отец). К Гурбангулы Бердымухамедову обращаются пока скромно – «хорматлы президент» («уважаемый президент»), «великий Аркадаг», «Покровитель народа», «досточтимый лидер нации». Однако ограничений нет, поэтому в частном обращении допускаются использование эпитетов «самый справедливый хан», «мудрейший правитель», «великий государственный деятель», «великий сын народа» и т.д.
Источники АНТ сообщают, что в некоторых этрапах (районах) и городах есть грамотные люди, которые за определенную плату оказывают нуждающимся услугу по написанию письма. Малограмотные, не знающие своих законных прав жители провинций часто обращаются к местным грамотеям за подобной услугой, надеясь, что письмо-жалоба, написанное «умно, красиво, как положено и по всем правилам» обязательно попадет в руки самого президента и он обязательно поможет в беде, накажет виноватых, обеспечит справедливость.
«Таких случаев, когда покровитель смилуется, очень мало, если они сейчас вообще есть, – говорит туркменский журналист, помогавший отчаявшимся людям грамотно составлять письма президенту, как Ниязову, так и Бердымухамедову. – При режиме С.Ниязова была так называемая «президентская почта» – специальный охраняемый ящик, установленный в зданиях велаятских и городских хякимликов (администраций). Люди вначале поверили было в то, что обращение к президенту и в самом деле доходит до него и по жалобам принимаются действенные меры. Вначале так и было. Кто-то смог восстановиться в очереди на получение муниципального жилья, кого-то восстановили на работе. Но потом первоначальный ручеек писем и заявлений превратился в поток, люди стали в массовом порядке жаловаться на произвол правоохранителей, на бездействие местных чиновников, на коррумпированных судей и прокуроров, на отсутствие справедливости. И «президентская почта» в буквальном смысле захлебнулась, помощники президента просто-напросто решили оградить главу государства от этого потока жалоб и стали переправлять заявления в местные органы власти, в министерства для принятия мер. Заявители стали получать банальные отписки, и на этом все закончилось» – говорит он.
По его словам, схематично движение письма выглядит так: заявитель – администрация президента – верховный суд или генеральная прокуратура – заявитель. Несмотря на все красноречие, использованное в письме, заявитель получает сообщение, в котором ему с данной жалобой рекомендуется обратиться в суд или в органы прокуратуры по месту жительства. Все, как говорится, возвращается на круги своя. Если ответы и поступают, то, как правило, от тех же органов, на которые изначально посылались жалобы. В редких случаях вопрос решался в пользу отправителя письма.
Необходимо отметить, что к этой крайней мере прибегают далеко не все, ищущие справедливость, и причина тому – боязнь усугубить ситуацию, «подставить» своих родных, выглядеть в их глазах «самым умным». Именно по этой причине многие туркменистанцы предпочитают ограничиваться визитами и письмами местным чиновникам: помогут – замечательно, а нет – переживем. Обратиться за помощью к правозащитникам или независимым СМИ, тем более под собственным именем – для этого вообще нужно быть «безбашенным».
По данным источников в государственной компании почтовой связи «Туркменпочта», в последние годы количество писем и телеграмм на имя главы государства увеличилось в разы. Как и в период правления Сапармурата Туркменбаши, вся почта, адресованная президенту Туркменистана, сначала попадает в местные управления МНБ и перлюстрируется, а сами отправители письма берутся на заметку в зависимости от содержания и характера письма. Если в заявлении есть нотки протеста или недовольства существующими порядками в стране, то автор заявления берется в плотную разработку. Если же жалоба касается какой-то бытовой проблемы или частного случая и не критикует внутреннюю политику властей, то у заявителя не возникнет особых проблем со спецслужбой. Лидером по жалобам, как ни странно, является более-менее благополучный Ашхабад, в котором и расположены все властные министерства и ведомства, куда, казалось бы, проще достучаться, нежели откуда-то из провинции. Второе место делят между собой Балканский и Дашогузский велаяты (области).