Программы для создания витражей. Дополнительная развивающая программа «витраж Где найти программу glass eye

GlassEye 2000 Professional Plus– это программное обеспечение для любителей и профессионалов в области декорирования стекла и создании витражей . Это инструмент для создания красивых, уникальных, запоминающихся узоров на стекле. В отличие от различных редакторов, основной целью этой программы является помощь в создании дизайна, а не информативного документа.

Скептики ставят под сомнение тот факт, что компьютеризация искусства дает толчок развитию самого искусства. Мы утверждаем, что программы наподобие этой не вытесняют художественный процесс, а являются вспомогательным инструментом для искусства.

Вы вскоре поймете, что дизайны, созданные с помощью GlassEye 2000 – более гибкие, нежели любой из дизайнов, созданный карандашом на бумаге. Вообразите себе произвольное масштабирование картинки под любые размеры или мгновенное изменение ширины линий под разную текстуру стекла. Меняя направление и размеры базовой линии декора, вы сможете наблюдать синхронное изменение всех остальных линий витража, дабы общий рисунок не потерял целостности, - такого не сделать на листке бумаги! Всё это возможно в этой программе, не тратя дополнительное время на стирание, перерисовку и копирование, а уделив его на творчество при создании дизайна.

GlassEye 2000 был создан людьми, которые испытывают безграничную любовь к витражному искусству и преданность качественному программному обеспечению. Мы искренне надеемся, что с помощью этой программы, создавать необычайные витражи Вам будет быстрее и веселее.

Версии Glass Eye 2000

Glass Eye 2000 выпускается в четырех версиях, позволяя Вам выбрать уровень функциональности, удовлетворяющий Вашим требованиям. Для улучшения вашей версии, воспользуйтесь командой «Апгрейд» в меню Регистрации.

Стандартная версия

Стандартная версия включает в себя необходимые дизайнерские инструменты для рисования, окрашивания и нумерации. Эта версия подходит для начинающих, однако профессионалы и любители будут заинтересованы в одной из более полных версий.

Профессиональная версия

Эти функции добавлены в Профессиональной Версии:

  • Библиотека рисунков из более чем 2600 примеров от девяти производителей
  • Текст можно задать абсолютно разным шрифтом, используя любой цвет
  • Большое разнообразие типов файлов для импорта/экспорта, включая TIFF, PNG и PCX; экспорт DXF, изменяемое разрешение изображений
  • Возможность назначить название и стоимость стекла и каждого цвета краски
  • Нумерация каждой части по цвету и расположению; нумерация каждой части вручную
  • Мастер Ламп – инструмент для 3Д моделирования для приборных ламп
  • Измерения, показанные либо десятичными, либо дробными числами
  • Распечатка, используя масштабирование
  • Экспорт, распечатка и графики использования материала выбранных элементов дизайна
  • Назначение «глобальных» цветовых кодов, подходящих для пересекающихся дизайнов, не только для индивидуальных
  • Настройка автоматической ориентации, которая автоматически определяет портретную или пейзажную печать, в зависимости от того, что использует бумагу более эффективно
  • Границы U-формы
  • Возможность повтора для создания нескольких копий элемента дизайна
  • Инструмент калибровки принтера для компенсации неточностей вашего принтера или драйвера
  • Отметки расположения заготовки по направлению стекла

Профессиональная версия Плюс

Эти функции добавлены в Профессиональной Версии Плюс:

  • Фоновое исполнение автоматического преобразования – автоматически конвертирует сканированный или импортированный линейный рисунок в дизайн Glass Eye 2000
  • Автоматическое преобразование текста – автоматически конвертирует текст в линии для того, чтобы линии можно было наполнять цветом, поворачивать и т.д.
  • Изменение позиции и поворот картинок на стекле в вашем дизайне
  • Управление прозрачностью, чтобы изображения на заднем плане могли просвечиваться на стекле в вашем дизайне
  • Импортирование файлов из таких программ, как Adobe Illustrator, CorelDraw и AutoCAD.
  • Отображение измерений, таких как высота, ширина, радиус и угол во время процесса рисования
  • Введение с помощью клавиатуры значений расположения и размеров во время рисования

Лицензионная версия программы GlassEye 2000 Professional Plus поставляется бесплатно в комплекте с любой модификацией контурного станка АртГласс фирмы ООО «Артель» ЛТД.

Предпринимательская версия

Предпринимательская версия поддерживает плоттеры и оборудование для порезки. Эта версия содержит все отличительные черты других версий, а также:

  • Команда Разорвать, которая дробит ваш дизайн на составные части
  • Режим Подбора Частей позволяет с легкостью двигать и поворачивать детали
  • Прямая отправка вашего дизайна на плоттер или оборудование для порезки
  • Команда Припуска для рисования внутренних и внешних припусков форм
  • Экспорт в DXF и DWG форматы с возможностью вывода текста и дополнительными опциями экспорта

Официальный сайт GlassEye 2000 –

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Федоровский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВИТРАЖ»

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

возраст 9-12 лет

срок реализации программы 2 года

Программу составила

педагог дополнительного образования

Гусева Надежда Андреевна

п. Федоровский

2016

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Программа разработана в соответствии с нормативной базой документов:

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12. 2012 года №273-Ф3.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09 2014г.№1726-р;

4. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006гю №06-1844).

5. Постановление от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Направленность программы – художественная.

Стекло сегодня – неотъемлемая часть жизни современного человека. Оно повсюду: в частных интерьерах, в кафе, на улицах, в офисах… Что только не делают из стекла. Однако только двадцатый век принес стеклу такую популярность; хотя известен этот интереснейший по своим свойствам и удивительный материал еще со времен до Новой Эры.

Уже более 5,5 тысячи лет люди знают и используют стекло. Естественным образом произведённое стекло, в особенности вулканическое стекло (обсидиан) использовалось ещё в каменном веке для обработки режущих инструментов. Археологические источники свидетельствуют, что искусственное стекло впервые было произведено на сирийском побережье, в Месопотамии или в древнем Египте. История изготовления, обработка стекла, его декорирование и использования в жизни человека необычайно интересна.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются способами, придуманными человечеством на протяжении веков: выдуванием, литьем и

прессованием. Ремесло стеклоделов сегодня очень востребовано в дизайне,

различных его видах, классических и новых (промышленном,

архитектурном, эко - и футуродизайне, артдизайне), ведь возможности

стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти

безграничны, что способствует реализации самых разнообразных авторских

идей.

В настоящее время появилось много новых художественных

материалов, используемых для росписи и обработки стекла, имитирующих

такие техники работы со стеклом, как «витраж», «Тиффани», «фьюзинг»,

«мозаика» и многие другие. Это дает возможность использовать техники

росписи и декорирования стекла в работе с детьми. Занятия художественной

обработкой и декорированием стекла позволяют не только познакомить

учащихся с историей обработки этого необыкновенного материала, но и

почувствовать его красоту, погрузиться в атмосферу творчества, что

содействует формированию активной творческой личности, интегрированной

в современное общество и нацеленной на совершенствование этого

общества.

Ручная роспись по стеклу витражными красками традиционно

наносится на самые разнообразные стеклянные изделия: сувенирные

фигурки, подсвечники, все виды посуды – вазы, тарелки, чашки и бокалы.

Использование этого приема придает любому изделию неповторимый облик

и индивидуальность. Изделия с ручной росписью способны стать великолепным подарком и украшением любого интерьера.

Актуальность программы обусловлена отсутствием типовых

программ по данной области декоративно-прикладного искусства, а также востребованностью и доступностью этого направления творческой

деятельности со стороны социума.

Отличительные особенности программы

Программа «Витраж» имеет комплексный характер. С целью обеспечения нового качества

дополнительного образования в ней поставлены и реализованы две основные цели: образовательная и социально-педагогическая, реализуемые в рамках занятия. Программа не только дает знания в области ДПИ, но и учит детей самих находить нужные сведения, предоставляя для этого подготовленные методические пособия, книги, альбомы, папки с образцами, списки тематической литературы. Кроме освоения технологических особенностей росписи стекла, основ изобразительного искусства, особенно в области

композиции и цветоведения, обучающиеся получают опыт организации содержательного досуга. Виды росписей имеют свои технологические особенности, часто требуют длительной безостановочной работы для получения результата.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она

содействует развитию воображения и фантазии, пространственного

мышления, колористического восприятия и тем самым способствует

развитию творческого потенциала ребенка, его эмоциональной отзывчивости

на окружающий мир, содействует формированию художественно-

эстетического вкуса.

Адресат программы

Программа рассчитана на возраст обучающихся -9 – 12 лет.

Количество обучающихся в группе первого года обучения не менее 15 человек, второго года обучения – не менее 12 – 15 человек.

Объем программы

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы - 144.

Формы обучения и виды занятий

Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Виды занятий: теоретические и практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, демонстрации работ.

Срок освоения программы – 2 года.

Продолжительность образовательного процесса – 36 учебных недель: начало занятий – 1 сентября, завершение - 31 мая.

Режим занятий :

Продолжительность одного академического часа – 45 минут.

1.2. Цели и задачи программы:

ЦЕЛЬ: Развитие творческих способностей по направлению витраж.

ЗАДАЧИ:

Обучающие

1. Дать представление о различных видах и способах художественной росписи стекла, а также об истории возникновения и развития этого вида декоративно-прикладного искусства;

2. Обучить практическим приемам и технологиям различных вариантов росписи стекла (путем выполнения учебных и творческих заданий);

3. Обучить терминологии и работе со специальной литературой;

4. Обучить основам декоративно-прикладной композиции и основам цветоведения, простейшим видам и приемам декоративного рисования (умение грамотно создавать эскизы);

5. Формировать представления о взаимосвязи декоративно – прикладного искусства и повседневной жизни; о целесообразности, полезности, практической применяемости готовых изделий в быту;

6. Научить создавать декоративно-художественные проекты предметной среды (элементы интерьера).

Развивающие

1. Развивать и тренировать фантазию, вкус, наблюдательность, художественно-образное восприятие, творческое мышление, зрительную память;

2. Развивать навыки стилистической грамотности изображения, умения выполнять работы по собственному композиционному замыслу на основе ранее изученного материала.

Воспитательные

1. Воспитывать умение работать в коллективе, вежливость и уважение,

доброжелательность в общении; доброжелательность в оценке своего и чужого труда;

2. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, культуру подачи работы, умение результативно выполнять и своевременно завершать авторский замысел, грамотно преодолевать возникающие в процессе работы трудности.

Профориентационные

1. Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

1.3. Содержание программы:

Итоговое занятие

Социальное проектирование

ИТОГО

23

125

ВСЕГО ЧАСОВ

148

Кол-во учебных часов в неделю

Кол-во учебных недель

ВСЕГО ЧАСОВ

148

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Роспись и декорирование объемных поверхностей

Контрольное задание, выставка, конкурс

Итоговое занятие

Контрольное задание, выставка, конкурс

Социальное проектирование

Участие в соцпроектах

Итого

Всего

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ 4 Ч.

Теоретические сведения (3 ч.) .

Практическая работа (1 ч.) .

2. ИСТОРИЯ РОСПИСИ СТЕКЛА И ВИТРАЖА 4 Ч.

.

Витражное искусство.

Практическая работа (2 ч.) .

3. ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ 26 Ч .

Теоретические сведения (2 ч.) .

Практическая работа (24 ч.) .

Основы декоративной композиции.

Зарисовки природных мотивов.

4. МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 6 Ч.

Теоретические сведения (2 ч.) .

Практическая работа (4 ч.) .

Инструменты для росписи стекла. Подготовка стекла и красок. Создание картона. Перевод рисунка на стекло.

5. РОСПИСЬ И ДЕКОРИРОВАНИЕ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 38 Ч.

Теоретические сведения (4 ч.) .

Трафарет.

Изучение стилей витража. Классический стиль.

Абстракция

Готический стиль

Практическая работа (34 ч.) .

Изготовление несъемного витража «Улитка»

Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка».

Классический стиль. Выполнение работы на основе изученных образцов

Абстракция. Выполнение работы на основе изученных образцов

Готический стиль. Выполнение работы на основе изученных образцов

Панно «Зимняя сказка».

6. РОСПИСЬ И ДЕКОРИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 48 Ч.

Теоретические сведения (6 ч.)

Основные правила декорирования стеклянных неплоских поверхностей.

Правила нанесения контура и заливки цветом.

Основные правила декорирования стеклянных бутылок: частичный декор, смешанный декор, плотная роспись

Способы нанесения ровных линий на бутылках

Коллаж. Выполнение работы в материале

Практическая работа (42 ч.) .

Способ крепления трафарета на стаканах и вазах.

Декорирование изделий по выбору.

Роспись вазы для цветов

7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 12 Ч.

Теоретические сведения (2 ч.) .

Организация и оформление выставки.

Практическая работа (10 ч.) .

Работа с добавлением размытия и разводов

Работа с добавлением «обсыпания»

Создание объёмной фактуры с мозаикой и крупными декоративными элементами

Выставка работ

8. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ «Творцы счастья» 10 Ч.

Теоретические сведения (2 ч.) .

Цели социального проектирования.

Выбор изделия для росписи.

Определение тематики.

Практическая работа (8 ч.) .

Определение тематики. Разработка эскиза

Перевод эскиза на стекло.

Выставка работ

1.4.Планируемые результаты:

К концу первого

знать:

  • технику безопасности при работе с материалами и инструментами;

    основные приемы работы с материалами и инструментами;

    декоративное решение формы

    о росписи по стеклу –видах витража;

    основные принципы работы при росписи плоских поверхностей

    основные принципы работы при росписи объемных поверхностей

    основы цветоведения;

    основы декоративной композиции;

    простейшие виды и приемы декоративного рисования.

уметь:

    умение грамотно создавать эскизы;

    выполнять декоративные композиции в технике «Свободная роспись»;

    использовать основные приемы работы при росписи плоских и объемных поверхностей;

    использовать основные приемы работы с материалами и инструментами.

К концу второго года обучения обучающийся будет

знать:

    основные приемы росписи стекла;

    понятия «декоративная форма», «декоративный», «стилизованный»

уметь:

    свободно владеть художественными материалами, способами рисования и приемами художественной росписи стекла

    выполнять декоративные композиции в технике «Витраж

    выполнять декоративные панно с применением росписи;

    пользоваться понятием декоративность, стилизация при работе над декоративной композицией;

    применять на практике полученные в ходе обучения знания и опыт, самостоятельно творчески воплощать задуманное (возникновение идеи – эскиз - воплощение в материале).

    Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы:

Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 15 человек. Для проветривания помещений предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета обеспечивается люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. Стены кабинета окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы расположены таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для проведения занятий по росписи стекла педагог имеет книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, образцы росписи стекла и др. материалы для показа их обучающимся.

Бумагу, карандаши, краски, разноплановые изделий из стекла, контуры и другие материалы для выполнения личных программных работ обучающиеся приобретают сами.

Материально-техническое оснащение: стекло (бутылки красивых форм, банки, рамки для фотографий, посуда и др.), краски по стеклу, контуры, художественные кисти, простые и цветные карандаши, краски для выполнения эскизных работ.

Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные педагогом и обучающимися;

б) Видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации произведений декоративно-прикладного искусства.

Информационные ресурсы: сайты

Витраж Шартрского собора: https://www.youtube.com/watch?v=m6QcJ17RNzI.

Формы аттестации .

Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим образом:

    открытые занятия;

    выполнение контрольных заданий;

    выставка, организованная на ранних стадиях обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

    участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, района, округа и др.;

    участие в соцпроектах.

Программа предполагает промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Промежуточный контроль осуществляется в течение года и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за год или за весь срок обучения

Как итог реализации программы проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года - итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся принимают участие в районных и окружных конкурсах. Обучающиеся создают творческую работу как контрольное задание в подведении итога года, в которой используют новые освоенные приемы росписи и декорирования ткани. Обучающиеся сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на итоговую выставку, подробно анализируются достижения каждого участника объединения с пожеланием дальнейших успехов в творчестве.

Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы - изменения в поведении детей. Если обучающийся с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, создает яркие необычные изделия декоративно-прикладного искусства, выражает желание продемонстрировать их другим людям, то педагог близок к цели.

2.3. Оценочные материалы

Педагогическое наблюдение, опросы, педагогический анализ.

Для оценки сформированности практических умений обучающихся применяется метод экспертной оценки. Оценка дается по пятибалльной системе, выводится среднеарифметическая оценка по девяти параметрам, и данные заносятся в таблицу.

Диагностика сформированности практических умений и навыков

Организация рабочего места

Основы цветоведения

Умение пользоваться приспособлениями и инструментами

Владение разнообразными типами

Подбор красок в соответствии с замыслом рисунка

Умение создавать декоративную композицию в круге и др.

Умение стилизовать природную форму в декоративную, производить художественный отбор

Умение использовать условный цвет

Технические умения и навыки выполнения росписи по стеклу

Эскизы и готовые декоративные композиции росписи стекла оцениваются по следующим показателям:

    декоративность, красочность, орнаментальность;

    стилизация, трансформация форм, пропорций, масштабов;

    плоскостность изображения;

    эмоциональное воздействие;

    цветовая гармония;

    равновесие композиции;

    условность, ассоциативность эмоционально – образного решения темы.

2.4. Методические материалы:

В работе по программе применяются следующие методы обучения :

    Репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения на тренировку;

    Иллюстративный: объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

    Проблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;

    Эвристический: проблему формируют сами обучающиеся, ими и предлагаются способы решения;

    Словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;

    Практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами

Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить обучающегося перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания и т.д. Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим миром природы, разнообразием растительного и животного мира. С целью более широкого ознакомления детей с миром природы, разрабатывается наглядный материал, создаются презентации, отражающие разнообразие видов животного и растительного мира, красоты природы – от узоров камней до цветущих садов.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изобразительной деятельности, дети стараются передавать в росписи по стеклу красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм. На занятиях используются дидактические материалы, совместная работа педагога и обучающихся.

2.5. Рабочая программа.

Рабочая программа

Объединение «Витраж

1 ГОД

занятия (учебной недели)

дата

Наименование раздела, темы

кол-во

часов

Примечание

Раздел 1. Введение (4 часа)

Цель и задачи дополнительного образования «Витраж» 1 года обучения. Режим и план занятий. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Ознакомление с мастерской. Практическая организация рабочего места. Презентация-экскурс в технику

Раздел 2. История росписи стекла и витража (4 ч.)

История витражного искусства.

Ручная роспись по стеклу в мире.

Раздел 3. Основы декоративной композиции (26 ч.)

Основы декоративной композиции.

Стилизация натюрморта из двух кувшинов.

Стилизация групп стеклянных фужеров.

Зарисовки природных мотивов.

Зарисовки природных мотивов.

Зарисовки природных мотивов.

Создание декоративных композиций по зарисовкам с натуры.

Создание декоративных композиций по зарисовкам с натуры.

Создание декоративных композиций по зарисовкам с натуры.

Творческая работа «Осенние листья».

Творческая работа «Осенние листья».

Творческая работа «Осенние листья».

Создание оригинальной композиции на свободную тему.

Создание оригинальной композиции на свободную тему.

4. Материалы, инструменты, подготовительные процессы (6 ч.)

Подготовка тканей и рабочего места художника.

Инструменты для росписи стекла. Подготовка стекла и красок. Создание картона.

Создание картона. Перевод рисунка на стекло.

Перевод рисунка на стекло.

5 . Роспись и декорирование плоских поверхностей (38 ч.)

Подготовка стекла и рабочего места.Правила изготовления съемного и несъемного витража. Трафарет.

Нанесение контура. Заливка цветом. Декорирование рам. Изготовление несъемного витража «Улитка»

Съемный витраж. Пластиковые трафареты и гладкие поверхности. Правила нанесения контура. Заливка цветом.

Способы снятия с основы. Способы крепления на различные основы. Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка».

Изготовление съемных витражей «Львенок», «Китенок» и др.

Способы декорирования зеркал и зеркальных поверхностей.

Декорирование изделий по выбору

Изучение стилей витража. Классический стиль. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Абстракция. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Готический стиль. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Рамка для фотографии «Зимние фантазии»

Рамка для фотографии «Зимние фантазии»

Панно «Зимняя сказка».

6 . Роспись и декорирование объемных поверхностей (48 ч.)

Основные правила декорирования стеклянных неплоских поверхностей. Способ крепления трафарета на стаканах и вазах.

Правила нанесения контура и заливки цветом. Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

Основные правила декорирования стеклянных бутылок: частичный декор, смешанный декор, плотная роспись.

Способы нанесения ровных линий на бутылках. Декорирование изделий по выбору.

Декорирование изделий

Коллаж. Создание эскиза на основе изученных образцов

Создание картона.

Выполнение работы в материале

Выполнение росписи в технике «Мороз».

Выполнение росписи в технике «Мороз»

Роспись подставки для карандашей по весенним мотивам

Роспись подставки для карандашей по весенним мотивам

Роспись вазы для цветов

Роспись вазы для цветов

Роспись рамки для фотографии «Весне дорогу!»

Роспись рамки для фотографии «Весне дорогу!»

Роспись рамки для фотографии «Весне дорогу!»

Декоративное панно по весенним мотивам

Декоративное панно по весенним мотивам

Декоративное панно по весенним мотивам

Творческая работа «Вальс цветов».

Творческая работа «Вальс цветов».

7 . Итоговое занятие (12ч.)

Работа с добавлением размытия и разводов

Работа с добавлением «обсыпания»

Создание объёмной фактуры с мозаикой и крупными декоративными элементами

Итоговая работа за год «Я создаю витраж»

Итоговая работа за год «Я создаю витраж»

Выставка работ

8 . Социальное проектирование «Творцы счастья» (10 ч.)

Выбор изделия для росписи. Определение тематики. Разработка эскиза

Перевод эскиза на стекло.

Изготовление изделия в материале

Выставка работ

Экскурсия в «Апрель». Вручение подарков воспитанникам

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Все о технике: иллюстрация/ пер. С. Д. Афанасьева; АРТ- РОДНИК, издание на русском языке, 2002;

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования/В.П. Голованов. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

3. Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.: М.: Высшая школа., 1978. С. 257-270.

4. Г. М. Логвиненко. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г. М. Логвиненко.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004;

5.Минухин Е., Возродим витражное искусство./ “Архитектура и строительство”. 1949 г. № 8. С.80.

6.Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб.: СПб университет, 1994. 80 с.

7.Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288 с.

8. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

9. Карл Сонхайм. Художественная мастерская: графика - СПб., Питер, 2015;

10. Вэнди Тейт. Рисуем цветы акварелью/ Пер. с англ. С Кормашовой- М.: Издательство «Кристина- новый век», 2003;

11.Тищенко Г.В., Пронин А.Ф., Проектирование современных витражей и технология их изготовления [Текст]: Учеб. Пособие/ Г.В. Тищенко, А.Ф. Пронин; М-во высш. и средн. Спец. Образования УССР, Учеб.-метод. Кааб. По высш. образованию, Харьк. Худож.-пром. Ин-т. Киев: УМКВО, 1989. – 115 с.

12.Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/ “Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208.

13. Дебора Форман. Художественная мастерская: живопись - СПб., Питер, 2015;

14.Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428.

15.Шорохов Е.В. Композиция. М.: Посвещение, 1986. С.110-193.

16.Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. - М., 1965.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ УЧАЩИМИСЯ

1. Агостон Т. Теория цвета и его применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982.-С. 168-173.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – 3 – е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008

3.Глазычев В. Уроки Шартра// Декоративное искусство СССР. 1981. № 4. -С. 12-13.

4.Гулоян Ю. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий. М.: Высшая школа., 1989.-С. 52.

5.Джейкобсон Р.А., Ваша первая мозаика [Текст]/ Р.А. Якобсен Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 223с.

6.Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.: М.: Высшая школа., 1978. С. 257-270.

7.Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж. - М., Искусство, 1973. - 144 с.; 173 илл. (Из истории мирового искусства)

8.Минухин Е., Возродим витражное искусство./ “Архитектура и строительство”. 1949 г. № 8. С.80.

9.Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб.: СПб университет, 1994. 80 с.

10.Новоселова О., Иванова Е., Художественное стекло и витраж/ сост.: О. Новоселова, Е. Иванова. – М.:Металлургиздат, 2005 – 29см. Вып.1. – 2005. - 55с.

11.Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288 с.

12.Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи., М. Искусство, 2001 -133 с

13.Тищенко Г.В., Пронин А.Ф., Проектирование современных витражей и технология их изготовления [Текст]: Учеб. Пособие/ Г.В. Тищенко, А.Ф. Пронин; М-во высш. и средн. Спец. Образования УССР, Учеб.-метод. Кааб. По высш. образованию, Харьк. Худож.-пром. Ин-т. Киев: УМКВО, 1989. – 115 с.

14.Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/ “Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208.

15. Джоан Хансен. Цветы в акварели. – Москва: АСТ, Астрель, 2004

16. Художник. – Журнал Союза художников России

17.Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428.

18.Шорохов Е.В. Композиция. М.: Посвещение, 1986. С.110-193.

19. Эскиз.:Детский журнал об искусстве - Москва: Издательский дом «Веселые картинки»

20. Юный художник. – Москва: Акционерное общество «Молодая гвардия»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Стекло сегодня – неотъемлемая часть жизни современного человека.

Оно повсюду: в кафе, на улицах, в офисах и квартирах… Что только не

делают из стекла! Однако, только двадцатый век принес стеклу такую

популярность; хотя известен этот интереснейший по своим свойствам и

удивительный материал еще со времен до Новой Эры. Уже более 5,5 тысячи

лет люди знают и используют стекло . Естественным образом произведённое

стекло, в особенности вулканическое стекло (обсидиан) использовалось ещё

в каменном веке для обработки режущих инструментов. Археологические

источники свидетельствуют, что искусственное стекло впервые было

произведено на сирийском побережье, в Месопотамии или в древнем Египте.

История изготовления, обработка стекла, его декорирование и использования в жизни человека необычайно интересна.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются способами,

придуманными человечеством на протяжении веков: выдуванием, литьем и

прессованием. Ремесло стеклоделов сегодня очень востребовано в дизайне,

различных его видах, классических и новых (промышленном,

архитектурном, эко - и футуродизайне, артдизайне), ведь возможности

стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти

безграничны, что способствует реализации самых разнообразных авторских

идей.

В настоящее время появилось много новых художественных

материалов, используемых для росписи и обработки стекла, имитирующих

такие техники работы со стеклом, как «витраж», «Тиффани», «фьюзинг»,

«мозаика» и многие другие. Это дает возможность использовать техники

росписи и декорирования стекла в работе с детьми. Занятия художественной

обработкой и декорированием стекла позволяют не только познакомить

учащихся с историей обработки этого необыкновенного материала, но и

почувствовать его красоту, погрузиться в атмосферу творчества, что

содействует формированию активной творческой личности, интегрированной

в современное общество и нацеленной на совершенствование этого

общества.

Ручная роспись по стеклу витражными красками традиционно

наносится на самые разнообразные стеклянные изделия: сувенирные

фигурки, подсвечники, все виды посуды – вазы, тарелки, чашки и бокалы.

Использование этого приема придает любому изделию неповторимый облик

и индивидуальность.

Изделия с ручной росписью способны стать великолепным подарком и украшением любого интерьера.

Образовательная программа имеет художественную- эстетическую направленность и реализуется в детском объединении «Витраж».

Актуальность создания программы обусловлена отсутствием типовых

программ по данной области декоративно-прикладного искусства, а также

востребованностью и доступностью этого направления творческой

деятельности со стороны социума.

Педагогическая целесообразность программы состоит с том, что она

содействует развитию воображения и фантазии, пространственного

мышления, колористического восприятия и тем самым способствует

развитию творческого потенциала ребенка, его эмоциональной отзывчивости

на окружающий мир, содействует формированию художественно-

эстетического вкуса.

Цель программы – развитие творческого потенциала обучающихся путём

освоения приёмов и техник художественной росписи стекла.

Задачи:

обучающие:

 формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и

навыков путем обучения технологическим приемам работы с

художественными материалами;

 ознакомление с особенностями и возможностями художественных

материалов, используемых для художественной росписи стекла;

 формирование и развитие имеющихся умений и навыков работы с

различными инструментами с соблюдением правил техники

безопасности;

 ознакомление с историей витража и развития художественных

техник обработки стекла, видами и приемами художественной

росписи стекла;

 обучение различным техникам художественной обработки стекла;

развивающие:

 развитие личностного потенциала ребенка;

 развитие творческого воображения, наблюдательности, зрительной

памяти;

 развитие образного мышления, способности создания и реализации

образа;

воспитательные :

 воспитание культуры общения;

 воспитание культуры труда;

 воспитание уважительных отношений между членами коллектива

посредством совместной творческой деятельности;

 формирование отношений сотворчества между членами коллектива

в ходе выполнения коллективных работ;

 воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности, умения

организовать свое рабочее место.

В программе предлагается изучить наиболее эффектные техники витражного рисования, что и определяет её отличительную особенность .

Детское объединение создается на добровольной основе.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 10 – 16лет.

Обучение проводится в группе, сформированной по принципу

разновозрастного коллектива. На занятиях дети младшего возраста всегда

могут рассчитывать на помощь старших, поэтому рекомендуемый возраст

детей к моменту начала обучения составляет 10 лет. С согласия педагога

к обучению допускаются дети более младшего возраста при наличии

соответствующих навыков.

Срок реализации программы 1 год.

Период обучения составляет 1 год.

Формы и режим занятий.

Основной формой занятий являются групповые занятия.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу (40 минут). Наполняемость группы до 15 человек.

Количество детей в группе зависит от норм техники безопасности,

необходимости достаточного количества рабочего места (одного рабочего

стола на каждого ребенка), необходимости индивидуального показа во время

практической работы, для учета возрастных особенностей детей.

Содержательная часть программы в процессе своей реализации

распределяется по следующим видам занятий :

Учебные:

Теоретические занятия;

Практические занятия;

Контрольно- диагностические:

Диагностика или тестирование ЗУН;

Подготовка и проведение выставки.

Ожидаемые результаты.

Результаты освоения ребенком программы.

1. Основные теоретические обобщенные представления:

Технология подготовки стекла к различным видам росписи;

Правила техники безопасности при работе с используемыми

инструментами;

Правила и законы композиции применительно к конкретному направлению

декоративно - прикладного искусства;

Общие представления об истории художественной обработки стекла и

создания витражей;

Сочетание цветов;

Общая последовательность выполнения работ в технике холодной росписи.

Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос,

собеседование.

2. Обобщенная характеристика умений:

Умение подготавливать стекло к художественной росписи;

Знание художественных материалов, используемых для холодной росписи

стекла, умение ими пользоваться;

Умение пользоваться инструментами с соблюдением правил техники

безопасности;

Умение выполнять холодную роспись по темам программы;

Умение оформлять выполненную работу.

Методы диагностики: наблюдение, контрольное задание.

Кроме перечисленных умений и представлений, к концу

обучения у ребенка должны быть развиты :

Имеющиеся общетрудовые умения и навыки;

Наблюдательность, зрительная память;

Творческое воображение.

У ребенка должны быть воспитаны :

Аккуратность;

Ответственность за выполняемую работу;

Умение организовать свое рабочее место.

Форма контроля и подведение итогов реализации программы.

Уровни результативности усвоения программы определяются по 10-

ти бальной шкале.

1) Высокий уровень (8 - 10 баллов).

Теоретическая подготовка:

Освоение практически всего объема знаний, предусмотренных

Практическая подготовка:

темам программы:

 Роспись плоской поверхности (роспись витражной пленки,

орнамент, роспись зеркала, стекла);



использованием загустителей, имитация витражных техники (фьюзинга и

мраморирования) роспись и декорирование елочных игрушек, предметов быта);

2. Участие в конкурсах и выставка разного уровня.

3. Самостоятельность в подборе цветовой гаммы, выполнении технологических приемов.

4. Творческие навыки (проявление творчества в деятельности:

поиск и реализация учащимися личных авторских идей по

обработке и сочетанию художественных материалов,

усовершенствованию технологии выполнения работ, интересные

композиционные и цветовые решения).

 Самостоятельная работа с источниками информации.

 Максимальный уровень адекватности восприятия информации,

получаемой от педагога.

 Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к

деятельности и убирать его за собой.

 Освоение практически всего объема навыков соблюдения правил

безопасности, предусмотренных программой за конкретный период.

 Максимальный уровень аккуратности и ответственности в работе.

2) Достаточный уровень (4 - 7 баллов).

Теоретическая подготовка:

Освоение более половины всего объема знаний, предусмотренных

программой за конкретный период.

Практическая подготовка:

1. Выполнение учащимися индивидуальных работ по следующим

темам программы:



зеркала, стекла;

 Роспись объемной поверхности (роспись витражными красками с

использованием загустителей, имитация витражных техник (фьюзинга и

марморирования,) роспись и декорирование елочных украшений и предметов быта;

2. Владение специальными технологическими приемами по декорированию стекла.

Общие учебные умения и навыки:

 Работа с источниками информации при помощи педагога или

родителей.

 Средний уровень адекватности восприятия информации,

получаемой от педагога.



контролем педагога.

 Освоение более половины всего объема навыков соблюдения

правил безопасности, предусмотренных программой за конкретный

период.

 Средний уровень аккуратности и ответственности в работе.

3) Низкий уровень (1 - 3 балла).

Теоретическая подготовка:

Освоение менее половины всего объема знаний, предусмотренных

программой за конкретный период.

Практическая подготовка:

1. Выполнение учащимися индивидуальных работ по следующим

темам программы:

 Роспись плоской поверхности (роспись витражной пленки, роспись

зеркала, выполнение новогодних игрушек, стилизованный пейзаж и

натюрморт);

 Роспись объемной поверхности (роспись витражными красками);

2. Владение специальным технологическими приемами по декорированию стекла(с помощью педагога или других учащихся).

Общие учебные умения и навыки:

 Работа с источниками информации при постоянной помощи и

контроле педагога или родителей.

 Низкий уровень адекватности восприятия информации,

получаемой от педагога.

 Подготовка своего рабочего места к деятельности и уборка его под

контролем и при помощи педагога или других обучающихся.

 Освоение менее половины всего объема навыков соблюдения

правил безопасности, предусмотренных программой за конкретный период.

 Низкий уровень аккуратности и ответственности в работе.

Успешность освоения программы представляется в виде диаграммы

по окончании учебного года.

Успешность оценивается по следующим критериям:

 Овладение необходимыми умениями и навыками.

 Устойчивый интерес к предлагаемому виду деятельности.

 Развитие личностных качеств (способность к самоорганизации,

наблюдательность, аккуратность, умение работать в коллективе, проявление

творчества в деятельности).

 Участие детей в выставках и конкурсах разного уровня.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговая выставка (в которую входят следующие разделы):

Индивидуальная выставка (обучающийся предоставляет 8 и более выставочных работ);

Серии работ обучающихся (от3 до 7 работ);

Коллективный работы.

Режим выставок:

1 итоговая выставка.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п\п

Тема

Теор. часы

Практ.часы

Всего

Раздел 1. «Вводное занятие»- 3 часа

Вводное занятие. Знакомство с историей изготовление витража и витражной техники. Инструменты и материалы. Просмотр презентации. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

Вводное тестирование ЗУН. Графические средства и их применение в витражном искусстве. Рецепты изготовления витражных красок.

Раздел 2. «Материаловедение»- 6 часов

Способы наложения красок: выписывание кистью, с использованием губки, раскрашивание пальцами.

Основные правила смешивание цветов витражных красок. Высветление краски. Разбавление краски. Правила сушки изделий.

Раздел 3. «Контурный витраж»- 4 часа

Контурный витраж. Виды контура. Правила нанесения контура. Изготовление контурного витража по выбору.

Раздел 4 . «Роспись и декорирование плоских поверхностей»- 33 часа

Правила изготовления съемного и несъемного витража. Трафарет. Нанесение контура. Заливка цветом. Декорирование рам. Изготовление несъемного витража «Улитка»(или иного по выбору)

Съемный витраж. Пластиковые трафареты и гладкие поверхности. Правила нанесения контура. Заливка цветом. Способы снятия с основы. Способы крепления на различные основы. Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка», «Львенок», «Китенок» и др.

Способы декорирования зеркал и зеркальных поверхностей. Декорирование изделий по выбору

Раздел 5 . «Роспись и декорирование объемных поверхностей»- 31час

Основные правила декорирования стеклянных неплоских поверхностей. Способ крепления трафарета на стаканах и вазах. Правила нанесения контура и заливки цветом. Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

Основные правила декорирования керамики.

Основные правила декорирования стеклянных бутылок: частичный декор, смешанный декор, плотная роспись. Способы нанесения ровных линий на бутылках. Декорирование изделий по выбору.

Промежуточное тестирование ЗУН

0.5

0.5

Раздел 6 . «Точечная роспись и марморирование,

имитация витража»- 16 часов

Точечный витраж. Основа. Способы нанесения. Декорирование изделий по выбору.

Марморирование (эбру). Практические упражнения.

1

1

2

15

Имитация витражной техники фьюзинг.

0.5

0.5

1

16

Декорирование бросовых материалов: компьютерные диски, пластиковые коробочки и т.д.

1

6

7

Раздел 7 . «Объемный витраж»- 12 часов

17

Объемный витраж. Основа для контура. Способы крепления контурных нитей. Способы снятия деталей. Сборка и декорирование изделий. Изготовление цветка Сакуры.

2

10

12

Раздел 8 . «Итоговое занятие»- 3 часа

18

Организация итоговой выставки обучающихся «Мир наших увлечений».

-

1

1

19

Тестирование ЗУН.

0.5

0.5

1

20

Заключительное занятие. Игра «Крестики-нолики».

1

-

1

Итого:

25.5

82.5

108

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.

Вводное занятие

Теория:

История витража. Виды витражей. Исторические периоды создания

витражей. Материалы и инструменты. Техники создания витражей. Холодная роспись стекла. Примеры

работ. Инструктаж по технике безопасности. Графические средства в витражном рисовании. Способы изготовления витражных красок.

Практика:

Вводное тестирование ЗНУ обучающихся.

Раздел 2.

Материаловедение

Теория:

Подготовка стекла к началу росписи. Резервные пасты (контуры). Витражные краски на водной основе и на основе смолы. Способы наложения, смешивания, высветление, разбавления красок. Правила сушки витражных красок.

Практика:

Подготовка стекла к началу росписи. Упражнения в смешивании красок. Элементы выписывания кистью, губкой, пальцами.

Раздел 3.

Контурный витраж.

Теоретия:

Понятие контура. Виды контура. Основные правила работы с контуром. 3-Д контуры. Способы нанесения контуров.

Практика:

Выполнение упражнений по созданию композиций различными видами контуров по выбору обучающихся.

Раздел 4.

Роспись и декорирование плоских поверхностей.

Теория:

Съемный и несъемный витраж. Виды пленок для съемного витража. Трафареты и их виды (для изготовления витража). Приемы работы с трафаретами. Повторение изученных способов нанесения контура. Правила заливки цветом. Использование вспомогательных материалов для декорирования рам к изделиям. Способы снятия и крепления съемного витража. Способы декорирования зеркальных поверхностей. Способы устранения недочетов при изготовлении творческих работ.

Практика:

Выполнение упражнений по смешиванию цветов. Работа с разными

видами красок. Выполнение отдельных элементов съемного и несъемного витража. Изготовление несъемного витража, съемного и декорирование или роспись зеркальной поверхности по выбору обучающихся.

Раздел 5.

Роспись и декорирование объемных поверхност ей.

Теория:

Технология работы с красками и загустителями. Основные правила декорирования объемных поверхностей: особенности трафарета для росписи объемных изделий, способы и правила крепления трафарета и нанесения витражного контура. Правила заливки изделия цветом. Частичный декор, смешанный декор. Плотная роспись. «Доработка» изделия и устранение недочетов в работе.

Практика:

Изготовление изделий по выбору: стакан, подсвечник, ваза и др. из стекла и керамики.

Проводится промежуточный контроль ЗУН обучающихся.

Раздел 6.

Точечная роспись и марморирование, имитация витража.

Теория:

Точка. Способы нанесения точечного витража. Правила подготовки основы для точечного витража. Краски для эбру. Способы марморирования изделий (плоских и объемных). Понятие имитации. Фьюзин витраж. Имитация фьюзинг витража. Имитация эбру или марморирования.

Практика:

Подготовка поверхностей изделия. Упражнения в нанесении точечного витража, имитации эбру, имитации фьюзинг витража. Изготовление изделий в данных техниках. Декорирование бросовых материалов: компьютерных дисков, коробочек и др.

Раздел 7.

Объемный витраж.

Теория:

Контурная нить или проволочная основа. Способы крепления нитей. Способы снятия контурных нитей с плоской поверхности. Способы устранения дефектов с части изделия. Правила сборки изделий для объемных витражных работ.

Практика:

Упражнения в изготовлении и креплении контурных нитей. Упражнения в отработки навыка заливки контурных нитей цветом. Тренировочные упражнения в сборке деталей объемного витража. Изготовление объемной витражной композиции «Цветок сакуры», «Букет» или иной по выбору обучающихся.

Раздел 8.

Итоговое занятие.

Теория:

Разработка идеи оформления выставочного пространства. Подбор

необходимых материалов и инструментов для оформления выставки, отбор

выставочных работ.

Практика:

Оформление выставочного пространства. Компоновка работ. Развеска. Итоговое тестирование ЗУН обучающихся. Проведение игрового занятия «Крестики- нолики». Награждение лучших обучающихся детского объединения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для индивидуальной или коллективной работы на занятиях

используется компьютер. В качестве иллюстративного материала на

некоторых занятиях используется фото и текстовая информация, хранящаяся

на компакт-дисках, по следующим темам:

 История витражного искусства,

 Современные техники художественной росписи стекла,

 Мастер-классы с поэтапным иллюстрированным описанием

технологического процесса по темам программы.

Структура занятий.

Развитие творческого потенциала – это длительный процесс, который

направлен на развитие личности ребенка в целом, поэтому творческие

задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие,

мышление, воображение, память. Исходя из этого, основным видом занятий

являются практические занятия, включающие следующие компоненты

(этапы):

1. Начало занятия (сообщение темы),

2. Сообщение познавательных сведений, постановка задач и

обдумывание плана действий по их решению,

3. Практическая работа (выполнение творческих заданий),

4. Заключительная часть (подведение итогов).

Время на занятии распределяется примерно следующим образом:

1. Вводный инструктаж - 10 % времени занятия.

2. Сообщение познавательных сведений - 25 % времени занятия.

3. Практическая работа и текущий инструктаж - 50% времени занятия.

4. Заключительная часть: подведение итогов, уборка рабочего места -

15 % времени занятия.

Необходимым видом практических занятий, используемым для

обучения детей, являются домашние задания.

Контрольными видами занятий являются диагностика ЗУН и занятия по

подготовке и проведению выставок.

В ходе работы с детьми используется методика уровневого

дифференцированного обучения: теоретический материал излагается

одинаково, в форме, доступной для детей 10 так и 16 лет.

Для практической работы предлагаются задания по выбору разных уровней

сложности, соответствующих разным возрастным группам. При выполнении

практических заданий, связанных с использованием колющих, режущих

инструментов проводится ТБ. Практически все дети осваивают базовый

уровень знаний, в связи с этим повышается познавательный интерес

учащихся, уверенность в своих силах, а самооценка детей становится более

реальная.

В процессе самостоятельной учебно-творческой работы ребенок

выполняет тренировочны е упражнени я , далее работает над

созданием законченной композиции.

Для развития творческих способностей используется метод

творческого задания по разработке композиции на заданную тему,

определению и разработке выставочной темы и реализации ее в процессе

работы над композицией, оформлению готовых работ и тематических

выставок.

Общие требования к проведению практических занятий:

1. Соблюдение норм техники безопасности.

2. Использование иллюстративного материала и наглядных пособий.

3. Использование дидактического принципа «от простого к сложному».

4 . Создание эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка на

занятиях.

При реализации программы используются:

1 . Мастер-классы по темам программы: с элементами витражной росписи, декору зеркала и другие.

2. дидактические материалы:

- Инструкционные карты.

- Аналоговый материал (образцы выполняемых работ, тематические

подборки литературы, тематические подборки фотоматериалов,

демонстрационный материал (плакаты, наглядные пособия,

иллюстрации)).

- Различный раздаточный материал (шаблоны, образцы рисунков

разных уровней сложности, трафареты, карточки с заданиями,

тесты).

3. Наглядные пособия:

- «Работа с витражными красками»;

4. Презентации

- «Техника безопасности при работе с колющими и режущими

инструментами»;

- «Цветовой круг»;

- «История витража»;

- «Виды витражей».

Формы

организации и

проведения

занятий

Методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Форма организации детей на занятии:

    Фронтальная

    Групповая

    индивидуальная

Формы проведения занятий:

    Практическое занятие по отработке умений и навыков

    Творческая работа

    Викторина

    Занятие-игра

    Экскурсия

    Посещение выставок и концертов

    Мастер-класс

    Комбинированные занятия

Словесные:

    Объяснение

    Рассказ

    Беседа

    Работа с книгой

    Инструктаж

Наглядные:

    Демонстрация (иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала)

    Показ педагогом

    образца выполнения задания

    Работа по инструкционным картам и раздаточному материалу

Практические:

    Наблюдение

    Практическое задание

    Самостоятельная работа

    Упражнение

    Моделирование

Методические пособия для педагога:

    Методическая литература по программе

    Справочные материалы

    Тематические подборки изделий

    Конспекты занятий

Методические подборки для учащихся:

    Задания репродуктивного и творческого характера

    Тематические подборки (дизайн, витражная роспись, сувениры)

Входной

контроль

(выявление первоначальных представлений):

    Тестирование

    Пробное выполнение элементарных упражнений

Текущий

контроль:

    (по итогам каждого занятия, или по итогам прохождения темы):

    Наблюдение

    Самостоятельная работа

    Выполнение работ по образцам

Промежуточный контроль:

(тестирование по итогам прохождения нескольких тем, по итогам полугодия):

    Самостоятельная работа

Методы проблемного обучения:

Самостоятельная разработка идеи, изделия

Средства

обучения:

    Образцы готовых изделий

    Картины

    Плакаты

    Иллюстрации

    Фотографии

    Раздаточный материал

    Дидактический материал

    DVD и CD-диски с презентациями, мастер-классами, интересными идеями и т.д.)

    мультимедиа-аппаратура, DVD и CD-проигрыватели, компьютер с доступом в Интернет

    Выполнение работы по собственным эскизам

    Выставка внутри объединения

Итоговый

контроль

    Итоговое тестирование

    Участие в выставках, конкурсах и конференциях

Условия реализации программы.

1. Требования к учебному кабинету

Площадь учебного кабинета должна быть не менее 50 кв. м. Кабинет

должен хорошо освещаться и проветриваться, необходимо также

дополнительное освещение каждого рабочего места. В кабинете, кроме

рабочих столов и стульев, должны находиться шкафы для хранения

используемых постоянно инструментов и расходных материалов, учебной литературы и иллюстративных материалов. Желательно, чтобы шкафы имели открытые или застекленные отделения для оформления постоянно действующей выставки, составленной из небольших готовых образцов изделий.

В кабинете должны быть шкафы для сушки витражных изделий с

большим количеством полок и вентиляционными отверстиями.

2. Оборудование:

- настольные электролампы - 4 - 5 шт.;

- компьютер и МФУ (сканер, принтер, копир);

3. Материалы и инструменты

Инструменты для обработки различных материалов:

- ножницы,

- линейки металлические,

- ножи канцелярские,

- кисти,

Расходные материалы:

- калька, картон,

- стекло, стеклянная посуда, пластиковые заготовки, СД-диски,

- аксессуары (стразы, глиттер, фольга, ленты, проволока декоративная,

свинцовая лента),

- краски (акриловые, гуашь, воднодисперсионные, акварель,

витражные),

- витражные контуры,

- структурные и моделирующие пасты, лаки,

-клей ПВА,

- декупажные карты и салфетки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов :

1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита, 2012.

2. Калинкин, С. М. Личностно-ориентированные технологии обучения:

[Электронный ресурс] / С. М. Калинкин. – Режим доступа:

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/lichnostnoorientirovannye-

tehnologii-obucheniya . - 29.11.2013.

3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного

образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» - Изд.

доп. Вып. 77. - М.: Школьная Пресса, 2008.

4. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного

образования детей». – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

5. Воробьева Н. Точечная роспись. - М.: Аст-Пресс, 2013.

6. Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу. – М.: Арт-Родник, 2004.

7. Дзакария Д. Декорируем стеклом. – М.: Ниола – Пресс, 2007.

8. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами

культурно-досуговой деятельности. - М.: МГОПУ им. М. А.

Шолохова, 2005.

9. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004.

10. Новосёлова Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного

образования детей. // Методист. – 2007. № 8 – С. 28 - 32.

11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред.

С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Литература, рекомендованная учащимся для чтения:

1. Декоративные панно. – М.: Арт-Родник, 2007.

2. Ди Спирито М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу. –

М.: Альбом, 2006.

3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М.: Титул, 1999.

4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – М.: Титул, 1999.

5. Скиннер К. Декоративные поверхности. – М.: Арт-родник, 2007.

6. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. – М.: Арт-родник, 2007.

7. Лопес М. Декоративно-малярные техники. – М.: Аст-пресс, 2007.

8. Люцкевич Д. Роспись по стеклу. – М.: Эксмо, 2004.__

Программа GlassEye 2000 - это признанный лидер среди ПО для витражистов. GlassEye 2000, разработанная компанией Dragonfly Software, предназначена для проектирования эскизов витражей как профессиональными витражистами, так и мастерами-любителями. GlassEye 2000 позволяет увидеть реалистичное изображение будущего витража, которое можно легко и быстро редактировать. Программа позволяет спроектировать практически любой витраж, который только можно себе представить, при помощи целого ряда инструментов по созданию рисунков, их выравниванию, симметричному копированию, измерению, быстрому изменению формата всего проекта, нумерации и включению в шаблон описаний каждой части витража, по печати шаблона витража в натуральную величину на любом установленном у пользователя принтере. Имеется также возможность быстрого расчета требуемого количества расходных материалов.

К программе прилагается обучающий курс, который позволяет новым пользователям шаг за шагом освоить все возможности Glass Eye 2000. Стандартная поставка ПО включает в себя библиотеку более 2600 образцов витражного стекла наиболее популярных марок: Spectrum, Bullseye, Armstrong, Kokomo, Uroboros, Wissmach, Youghiogheny, Casimir и Gecko. Все образцы стекла для облегчения их поиска размещены в соответствии с их изготовителем, категорией и артикулом. Возможен выбор витражного стекла только из подобранной пользователем библиотеки изображений образцов, исходя из наличия стекла на складе. При проектировании реальный размер стекла на изображении проекта витража автоматически соотносится к его реальному размеру. Если пользователь имеет другого поставщика витражного стекла, то для него не составит особого труда создать дополнительную библиотеку новых изображений стекла.




Программа Glass Eye , имеющая расширение 2000R, дополнена библиотеками изображений фацетированных элементов и витражных пленок компании RegaLead (Великобритания). Библиотека фацетов включает в себя изображения более 600 стандартных фацетированных элементов и наборов RegaBevels. Библиотека витражных пленок - почти 250 изображений витражных пленок RegaFilms, используемых для имитации витражного стекла по технологии аппликационного витража.
Программа Glass Eye 2000 поставляется с библиотекой более 400 дизайнов витражей. Компания RegaLead в своем расширении к программе предлагает дополнительную библиотеку из более 250 дизайнов. Все поставляемые дизайны витражей с согласия авторов являются бесплатными и свободными для любого использования и изменения. Пользователь имеет возможность использовать предоставленные проекты витражей или создавать и сохранять собственные, импортировать изображения в другом формате с целью использования в качестве фона при проектировании, экспортирование проектов в другие графические форматы. Программа Glass Eye 2000 после установки на компьютер пользователя является полнофункциональной в течении 30 дней, в течении которых необходимо ввести в соответствующем меню программы пароль. Лицензионная версия предоставляет доступ ко всем расширениям и обновлениям программы Glass Eye 2000R Professional на сайте разработчика, а также к новым бесплатным дизайнам витражей.

Статьи по теме: