Попу дал по лбу в сказке. Презентация на тему: "Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. На встречу ему Балда Идет, сам не зная куда. Что, батька, так рано поднялся?". Скачать бесплатно и без регистрации

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.

“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идёт, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признаётся:
“Так и так: что делать остаётся?”
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь”.
Стало на сердце попа веселее.
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: “Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный”.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?” -
“Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
“Скажи, за что такая немилость?” -
“Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха”.-
“Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука”.
Балда мыслит: “Этого провести не штука!”
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котёнок:
“Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок”.
Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата”.
Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесёнка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
“Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка”.
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
“Погоди, - говорит, - схожу за оброком”.
Пошёл к деду, говорит: “Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!”
Старый Бес стал тут думать думу.
А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так и расходилось.
Вылез бесёнок: “Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк -
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?” - “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами,чертями,свалку”.
Испугался бесёнок да к деду,
Рассказывать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит.
Вылез опять бесёнок: “Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь...” -
“Нет, - говорит Балда, -
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок, задачу.
Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты
Да неси её полверсты;
Снесёшь кобылу, оброк уж твой;
Не снесёшь кобылы, ан будет он мой”.
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: “Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног”.
Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего - черти собрали оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идёт Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда. Идет, сам не зная куда...

  • Твердят христиане: "Всесилен Христос". Ну, как не дивиться той силе! Какой бы всесильный безропотно снес, Когда его смертные били!..

  • И вот, из глыб построив пирамиду, измазав красной глиной нос для виду, сидел опухший косоглазый жрец. Вертел башкою, кушал огурец, на глине пальцем линии чертил, задумчиво почесывая яйца. Он на руках и на ногах все пальцы умел считать с нуля до двадцати...

  • Ученые, архивы поднимая, нашли тому свидетельств целый пруд: все тот же календарь у древних майя, трактаты Иоанна и Исайи… Да что Исайя? Сам отец Кураев в своем ЖЖ писал чего-то тут! Великая эпическая сила! На этом фоне Книга Даниила как тусклое невзрачное пятно, но говорит об этом и оно...

  • Как-то раз директор Третьяковки в полночь, взяв мобильник, плащ и зонт, после кропотливой подготовки позвонил в один культурный фонд. Дождь стегал холодной снежной крошкой, темнота над кладбищем плыла, и змеились черные дорожки меж крестами в предвкушенье зла...

  • Несмотря на шум и визги патриархов и мадонн, пресвятейший папа римский людям разрешил гондон. Разрешил в своем декрете в три пергаментных листа - то, что числились в запрете от рождения Христа. То, что силы не жалея, корчевали как могли - словно ересь Галилея про вращение Земли...

  • «Сколько можно пялиться на даму? Так на даму пялиться нельзя! - заявила Ева вдруг Адаму, яблоко задумчиво грызя. - Мы не одного с тобою пола, этот факт понятен и ежу. Так зачем ты ходишь с жопой голой, вечно уподобившись бомжу?..

  • Мартышка и "святая" книжка

    Взялась мартышка изучать Коран Иль Библию, не в этом право дело. Очки надела, села на диван И принялась. Читать она умела...

  • В болдинских просторах, на опушке, средь берез, рябины и ольхи, написал поэт товарищ Пушкин неполиткорректные стихи. Удалившись от столицы шумной, занимался Пушкин ерундой: пасквиль сочинял неостроумный - про попа с работником Балдой. В этом тексте не прошел он мимо нездоровых экстремистских тем. И разжег такую нетерпимость, что нагадил в душу сразу всем...

  • Как остаться величаво-мудрым, Коль такое происходит враз: Патриарх одним ужасным утром Вдруг не смог узнать который час... Бог молчит на небесах пространных, Хоть вопрос к нему всего один: Где брегет, по стоимости равный Автопарку новеньких Калин?..

    Отрешён навек от жизни плотской, мыслями направлен в небеси, проживает патриарх московский и, само собой, всея Руси. У него - возвышенные цели, и в делах, и в помыслах он чист, он живёт в скиту, в монашьей келье, а под ним - какой-то экс-министр. Патриарх - он на воде и хлебе. Если пост - то исключает хлеб. Ежедневно - утренний молебен: за Марию, за святой вертеп...

    Как у Гундяя, пуськоборца Будильник был, фирмЫ Breguet. Палаты в Доме Коммунаров И Лида - утешенье лет... Ну что сказать, будильник скажем,- Ведь время чтоб определять: (когда бутик водой обрызгать иль время мощи выставлять, ну или там корпоративы, больницу, садик выгонять,..)

    Господи, тебя молитвой славлю! Господи, спаси и помоги! Знаешь ли, какую злую травлю учинили подлые враги? Не сидится Сатане на месте - бьет копытом, стукает хвостом. Грязные пронзительные вести пишутся о самом о святом! О святом, святее быть не может! Господи, зачем нас бросил ты? Защити от всех наветов, Боже, в этом мире наглой клеветы!..

    Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

    Сказка о попе и о работнике его Балде

    А. С. Пушкин


    Жил-был поп,
    Толоконный лоб.
    Пошел поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
    Навстречу ему Балда.
    Идет, сам не зная куда.
    "Что, батька, так рано поднялся?
    Чего ты взыскался?"
    Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:
    Повар, конюх и плотник.
    А где мне найти такого
    Служителя не слишком дорогого?"
    Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно,
    В год за три щелчка тебе по лбу,
    Есть же мне давай вареную полбу."
    Призадумался поп,
    Стал себе почесывать лоб.
    Щелк щелку ведь розь.
    Да понадеялся он на русский авось.
    Поп говорит Балде: "Ладно.
    Не будет нам обоим накладно.
    Поживи-ка на моем подворье,
    Окажи свое усердье и проворье".
    Живет Балда в поповом доме,
    Спит себе на соломе,
    Ест за четверых,
    Работает за семерых;
    До" светла все у него пляшет,
    Лошадь запряжет, полосу вспашет,
    Печь затопит, все заготовит, закупит,
    Яичко испечет да сам и облупит.
    Попадья Балдой не нахвалится,
    Поповна лишь о Балде и печалится,
    Попенок зовет его тятей;
    Кашу заварит, нянчится с дитятей.
    Только поп один Балду не любит,
    Никогда его не приголубит,
    О расплате думает частенько;
    Время идет, и срок уже близенько.
    Поп не ест, ни пьет, ночи не спит:
    Лоб у него заране трещит.
    Вот он попадье и признается:
    "Так и так: что делать остается?"
    Ум у бабы догадлив,
    На всякие хитрости повадлив.
    Попадья говорит: "Знаю средство,
    Как удалить от нас такое бедство:
    Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
    А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
    Тем ты и лоб от расправы избавишь,
    И Балду-то без расплаты оставишь".
    Стало на сердце попа веселее,
    Начал он глядеть на Балду посмелее.
    Вот он кричит: "Поди-ка сюда,
    Верный мой работник Балда.
    Слушай: платить обязались черти
    Мне оброк по самой моей смерти;
    Лучшего б не надобно дохода,
    Да есть на них недоимки за три года.
    Как наешься ты свой полбы,
    Собери-ка с чертей оброк мне полный".
    Балда, с попом понапрасну не споря,
    Пошел, сел у берега моря;
    Там он стал веревку крутить
    Да конец ее в море мочить.
    Вот из моря вылез старый Бес:
    "Зачем ты, Балда, к нам залез?"
    - Да вот веревкой хочу море мо"рщить,
    Да вас, проклятое племя, корчить. -
    Беса старого взяла тут унылость.
    "Скажи, за что такая немилость?"
    - Как за что? Вы не плотите оброка,
    Не помните положенного срока;
    Вот ужо будет нам потеха,
    Вам, собакам, великая помеха.
    "Ба"лдушка, погоди ты морщить море,
    Оброк сполна ты получишь вскоре.
    Погоди, вышлю к тебе внука".
    Балда мыслит: "Этого провести не штука!"
    Вынырнул подосланный бесенок,
    Замяукал он, как голодный котенок:
    "Здравствуй, Балда мужичок;
    Какой тебе надобен оброк?
    Об оброке век мы не слыхали,
    Не было чертям такой печали.
    Ну, так и быть, - возьми, да с уговору,
    С общего нашего приговору -
    Чтобы впредь не было никому горя:
    Кто скорее из нас обежит около моря,
    Тот и бери себе полный оброк,
    Между тем там приготовят мешок".
    Засмеялся Балда лукаво:
    "Что это выдумал, право?
    Где тебе тягаться со мною,
    Со мною, с самим Балдою?
    Экого послали супостата!
    Подожди-ка моего меньшого брата".
    Пошел Балда в ближайший лесок,
    Поймал двух зайков, да в мешок.
    К морю опять он приходит,
    У моря бесенка находит.
    Держит Балда за уши одного зайку:
    "Попляши-тка ты под нашу балалайку:
    Ты, бесенок, еще молоденек,
    Со мною тягаться слабенек;
    Это было б лишь времени трата.
    Обгони-ка сперва моего брата.
    Раз, два, три! догоняй-ка".
    Пустились бесенок и зайка:
    Бесенок по берегу морскому,
    А зайка в лесок до дому.
    Вот, море кругом обежавши,
    Высунув язык, мордку поднявши,
    Прибежал бесенок, задыхаясь,
    Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
    Мысля: дело с Балдою сладит.
    Глядь - а Балда братца гладит,
    Приговаривая: "Братец мой любимый,
    Устал, бедняжка! отдохни, родимый".
    Бесенок оторопел.
    Хвостик поджал, совсем присмирел.
    На братца поглядывает боком.
    "Погоди, - говорит, - схожу за оброком".
    Пошел к деду, говорит: "Беда!
    Обогнал меня меньшой Балда!"
    Старый Бес стал тут думать думу.
    А Балда наделал такого шуму,
    Что все море смутилось
    И волнами так и расходилось.
    Вылез бесенок: "Полно, мужичок,
    Вышлем тебе весь оброк -
    Только слушай. Видишь ты палку эту?
    Выбери себе любимую мету.
    Кто далее палку бросит,
    Тот пускай и оброк уносит.
    Что ж? боишься вывихнуть ручки?
    Чего ты ждешь?" - Да жду вон этой тучки;
    Зашвырну туда твою палку,
    Да и начну с вами, чертями, свалку. -
    Испугался бесенок да к деду,
    Рассказывать про Балдову победу,
    А Балда над морем опять шумит
    Да чертям веревкой грозит.
    Вылез опять бесенок: "Что ты хлопочешь?
    Будет тебе оброк, коли захочешь..."
    - Нет, - говорит Балда, -
    Теперь моя череда,
    Условия сам назначу,
    Задам тебе, враженок, задачу.
    Посмотрим, какова у тебя сила.
    Видишь, там сивая кобыла?
    Кобылу подыми-тка ты,
    Да неси ее полверсты;
    Снесешь кобылу, оброк уж твой;
    Не снесешь кобылу, ан будет он мой. -
    Бедненький бес
    Под кобылу подлез,
    Понатужился,
    Понапружился,
    Приподнял кобылу, два шага шагнул,
    На третьем упал, ножки протянул.
    А Балда ему: "Глупый ты бес,
    Куда ж ты за нами полез?
    И руками-то снести не смог,
    А я, смотри, снесу промеж ног".
    Сел Балда на кобылу верхом,
    Да версту проскакал, так что пыль столбом.
    Испугался бесенок и к деду
    Пошел рассказывать про такую победу.
    Делать нечего - черти собрали оброк
    Да на Балду взвалили мешок.
    Идет Балда, покрякивает,
    А поп, завидя Балду, вскакивает,
    За попадью прячется,
    Со страху корячится.
    Балда его тут отыскал,
    Отдал оброк, платы требовать стал.
    Бедный поп
    Подставил лоб:
    С первого щелка
    Прыгнул поп до потолка;
    Со второго щелка
    Лишился поп языка;
    А с третьего щелка
    Вышибло ум у старика.
    А Балда приговаривал с укоризной:
    "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".


    Топорилло Черемисское

    гражданин лучшего из миров

    #1089

    Любимая эфиопская сказка еще из той эпохи, когда звезды чаще падали на Леонида, чем из Леонид... И вновь того классического попа редактируют купеческим сюртуком христианского козла отпущения. И снова наше мутное болото затягивает ряской... Третий-то щелбан, кажется, не особо был и нужен: из той балды вышибить ум невозможно по определению, разве что пазлы с библейскими цититами смешать...

    29 апреля 2019 г.

    1380 г. - умерла Екатерина Сиенская (Катерина Бенинказа), итальянская религиозная деятельница и писательница, монахиня доминиканского ордена

    1923 г. - открыт «обновленческий» собор РПЦ, упраздняющий патриаршество

    1977 г. - в Сикстинской капелле впервые Папа и глава англиканской церкви епископ Кентерберийский провели совместную службу

    Случайный Анекдот

    Умер Шерлок Холмс, попал в рай. Hа вратах стоит апостол Петр и спрашивает его: - Ты кто? - Я самый лучший сыщик в мире. - Тогда пойди и найди мне в раю Адама и Еву, а то народу там много, а я их найти не могу. Шерлок Холмс уходит, через день приводит парочку и говорит: - Это Адам и Ева. - Как ты узнал?! - Это элементарно - они оба без пупков.Мир в году 920 после Сотворения

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]

    Жил-был поп,
    Толоконный лоб.
    Пошел поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
    Навстречу ему Балда
    Идет, сам не зная куда.
    «Что, батька, так рано поднялся?
    Чего ты взыскался?»
    Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
    Повар, конюх и плотник.
    А где найти мне такого
    Служителя не слишком дорогого?»
    Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно,
    В год за три щелка тебе по лбу,
    Есть же мне давай вареную полбу».
    Призадумался поп,
    Стал себе почесывать лоб.
    Щелк щелку ведь розь.
    Да понадеялся он на русский авось.
    Пон говорит Балде: «Ладно.
    Не будет нам обоим накладно.
    Поживи-ка на моем подворье,
    Окажи свое усердие и проворье».
    Живет Балда в поповом доме,
    Спит себе на соломе,
    Ест за четверых,
    Работает за семерых;
    До светла все у него пляшет.
    Лошадь запряжет, полосу вспашет,
    Печь затопит, все заготовит, закупит,
    Яичко испечет да сам и облупит.
    Попадья Балдой не нахвалится,
    Поповна о Балде лишь и печалится,
    Попенок зовет его тятей:
    Кашу заварит, нянчится с дитятей.
    Только поп один Балду не любит,
    Никогда его не приголубит.
    О расплате думает частенько:
    Время идет, и срок уж близенько.
    Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
    Лоб у него заране трещит.
    Вот он попадье признается:
    «Так и так: что делать остается?»
    Ум у бабы догадлив,
    На всякие хитрости повадлив.
    Попадья говорит: «Знаю средство,
    Как удалить от нас такое бедство:
    Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
    А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
    Тем ты и лоб от расправы избавишь
    Н Балду-то без расплаты отправишь».
    Стало на сердце попа веселее,
    Начал он глядеть на Балду посмелее.
    Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
    Верный мой работник Балда.
    Слушай: платить обязались черти
    Мне оброк но самой моей смерти;
    Лучшего б не надобно дохода,
    Да есть на них недоимки за три года.
    Как наешься ты своей полбы,
    Собери-ка с чертей оброк мне полный».
    Балда, с попом понапрасну не споря,
    Пошел, сел у берега моря;
    Там он стал веревку крутить
    Да конец ее в море мочить.
    Вот из моря вылез старый Бес:
    «Зачем ты. Балда, к нам залез?»
    — «Да вот веревкой хочу море морщить
    Да вас, проклятое племя, корчить».
    Беса старого взяла тут унылость.
    «Скажи, за что такая немилость?»
    — «Как за что? Вы не плотите оброка,
    Не помните положенного срока;
    Вот ужо будет нам потеха,
    Вам, собакам, великая помеха».
    — «Балдушка, погоди ты морщить море.
    Оброк сполна ты получишь вскоре.
    Погоди, вышлю к тебе внука».
    Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
    Вынырнул подосланный бесенок,
    Замяукал он, как голодный котенок:
    «Здравствуй, Балда-мужичок;
    Какой тебе надобен оброк?
    Об оброке век мы не слыхали,
    Не было чертям такой печали.
    Ну. так и быть — возьми, да с уговору,
    С. общего нашего приговору —
    Чтобы впредь не было никому горя:
    Кто скорее из нас обежит около моря,
    Тот и бери себе полный оброк,
    Между тем там приготовят мешок».
    Засмеялся Балда лукаво:
    «Что ты это выдумал, право?
    Где тебе тягаться со мною,
    Со мною, с самим Балдою?
    Экого послали супостата!
    Подожди-ка моего меньшего брата».
    Пошел Балда в ближний лесок,
    Поймал двух зайков да в мешок.
    К морю опять он приходит,
    У моря бесенка находит.
    Держит Балда за уши одного зайку:
    «Попляши-тка ты под нашу балалайку;
    Ты, бесенок, еще молоденек,
    Со мною тягаться слабенек;
    Это было б лишь времени трата.
    Обгони-ка сперва моего брата.
    Раз, два, три! догоняй-ка».
    Пустились бесенок и зайка:
    Бесенок по берегу морскому,
    А зайка в лесок до дому.
    Вот, море кругом обежавши,
    Высунув язык, мордку поднявши,
    Прибежал бесенок задыхаясь,
    Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
    Мысля: дело с Балдою сладит.
    Глядь — а Балда братца гладит,
    Приговаривая: «Братец мой любимый,
    Устал, бедняжка! отдохни, родимый».
    Бесенок оторопел,
    Хвостик поджал, совсем присмирел,
    На братца поглядывает боком.
    «Погоди,— говорит,— схожу за оброком».
    Пошел к деду, говорит: «Беда!
    Обогнал меня меньшой Балда!»
    Старый Бес стал тут думать думу.
    А Балда наделал такого шуму,
    Что все море смутилось
    И волнами так и расходилось.
    Вылез бесенок: «Полно, мужичок,
    Вышлем тебе весь оброк —
    Только слушай. Видишь ты палку эту?
    Выбери себе любимую мету.
    Кто далее палку бросит,
    Тот пускай и оброк уносит.
    Что ж? боишься вывихнуть ручки?
    Чего ты ждешь?» — «Да жду вон этой тучки:
    Зашвырну туда твою палку,
    Да и начну с вами, чертями, свалку».
    Испугался бесенок да к деду,
    Рассказывать про Балдову победу,
    А Балда над морем опять шумит
    Да чертям веревкой грозит.
    Вылез опять бесенок: «Что ты хлопочешь?
    Будет тебе оброк, коли захочешь…»
    — «Нет,— говорит Балда,—
    Теперь моя череда,
    Условия сам назначу,
    Задам тебе, враженок, задачу.
    Посмотрим, какова у тебе сила.
    Видишь: там сивая кобыла?
    Кобылу подыми-тка ты,
    Да неси ее полверсты;
    Снесешь кобылу, оброк уж твой;
    Не снесешь кобылы, ан будет он мой».
    Бедненький бес
    Под кобылу подлез,
    Понатужился,
    Понапружился,
    Приподнял кобылу, два шага шагнул.
    На третьем упал, ножки протянул.
    А Балда ему: «Глупый ты бес,
    Куда ж ты за нами полез?
    И руками-то снести не смог,
    А я, смотри, снесу промеж ног».
    Сел Балда на кобылку верхом
    Да версту проскакал, так что пыль столбом.
    Испугался бесенок и к деду
    Пошел рассказывать про такую победу.
    Черти стали в кружок,
    Делать нечего — собрали полный оброк
    Да на Балду взвалили мешок.
    Идет Балда, покрякивает,
    А поп, завидя Балду, вскакивает,
    За попадью прячется,
    Со страху корячится.
    Балда его тут отыскал,
    Отдал оброк, платы требовать стал.
    Бедный поп
    Подставил лоб:
    С первого щелка
    Прыгнул поп до потолка;
    Со второго щелка
    Лишился поп языка,
    А с третьего щелка
    Вышибло ум у старика.
    А Балда приговаривал с укоризной:
    «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

    Анализ «Сказки о попе и о работнике его Балде»

    «Сказка о попе и его работнике Балде» — первая завершенная сказка Пушкина. Он написал ее в Болдино в 1830 г. Источником для написания стал рассказ Арины Родионовны, записанный поэтом в 1824 г.

    Антирелигиозная сатирическая направленность привела к тому, что в царской России произведение выходило под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе». В советское время по понятным причинам «Сказка…» была идеализирована и рассматривалась как лучшее доказательство атеизма Пушкина.

    На самом деле «Сказка о попе и его работнике Балде» вообще не имеет никакого отношения к религии. В образах попа и Балды поэт порицает жадность и восхваляет смекалку и сообразительность.

    Кроме самого наименования «поп» этот персонаж никак не проявляет себя в роли церковнослужителя. Единственное, что приближает его к церкви, — наличие попадьи и попенка. В чем же здесь атеизм Пушкина? Главное отрицательное качество попа – неуемная жадность. Попадья также проявляет себя не с лучшей стороны. Она «Балдой не нахвалится», но при этом советует мужу, как избавиться от предстоящей расплаты. В целом бескорыстная работа Балды «за семерых» не вызывает у жадных хозяев никакого чувства благодарности.

    В образе Балды Пушкин изобразил обычного главного героя русского фольклора, подобного Ивану-дураку. Окружающие всегда считают его глупым человеком. Происходит это из-за его простоты, наивности и бескорыстия. Балда соглашается на годовую работу за детскую забаву – три щелчка. Это – очевидная глупость. Работник показывает себя с самой лучшей стороны, он не знает усталости и действует на благо хозяев. Даже получив небывалое задание – собрать оброк с чертей, Балда не задумывается и отправляется на выполнение. В трех спорах с бесами Пушкин показывает скрытый от окружающих ум Балды. Он с легкостью обводит чертей вокруг пальца и совершает невозможное – забирает у них вымышленный оброк.

    Балда несет несметное богатство к хозяину, он не делает попыток присвоить его себе, так как это – нарушение договора. Но и три щелчка – необходимое условие. Мрачные предчувствия попа сбываются. В сцене расплаты появляется высшая справедливость: от трех щелчков поп сходит с ума. Деньги чертей не приносят ему счастья.

    Сказка о попе и Балде учит, что жадность никого не доведет до добра. Балда не получает вообще ничего, кроме удовлетворения от расплаты. В этом можно усмотреть презрение автора к материальным благам. Человек, несмотря на мнение окружающих, должен, прежде всего, стремиться к духовному богатству. Только таким образом в мире воцарятся счастье и справедливость.

    Жил-был поп,
    Толоконный лоб.
    Пошёл поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
    Навстречу ему Балда
    Идёт, сам не зная куда.
    “Что, батька, так рано поднялся?
    Чего ты взыскался?”
    Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
    Повар, конюх и плотник.
    А где найти мне такого
    Служителя не слишком дорогого?”
    Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно,
    В год за три щелка тебе по лбу.
    Есть же мне давай варёную полбу”.
    Призадумался поп,
    Стал себе почёсывать лоб.
    Щёлк щелку ведь розь.
    Да понадеялся он на русский авось.
    Поп говорит Балде: “Ладно.
    Не будет нам обоим накладно.
    Поживи-ка на моём подворье,
    Окажи своё усердие и проворье”.
    Живёт Балда в поповом доме,
    Спит себе на соломе,
    Ест за четверых,
    Работает за семерых;
    Досветла всё у него пляшет,
    Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
    Печь затопит, всё заготовит, закупит,
    Яичко испечёт да сам и облупит.
    Попадья Балдой не нахвалится,
    Поповна о Балде лишь и печалится,
    Попёнок зовёт его тятей;
    Кашу заварит, нянчится с дитятей.
    Только поп один Балду не любит,
    Никогда его не приголубит,
    О расплате думает частенько;
    Время идёт, и срок уж близенько.
    Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит:
    Лоб у него заранее трещит.
    Вот он попадье признаётся:
    “Так и так: что делать остаётся?”
    Ум у бабы догадлив,
    На всякие хитрости повадлив.
    Попадья говорит: “Знаю средство,
    Как удалить от нас такое бедство:
    Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
    А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.
    Тем ты и лоб от расправы избавишь
    И Балду — то без расплаты отправишь”.
    Стало на сердце попа веселее.
    Начал он глядеть на Балду посмелее.
    Вот он кричит: “Поди-ка сюда,
    Верный мой работник Балда.
    Слушай: платить обязались черти
    Мне оброк по самой моей смерти;
    Лучшего не надобно дохода,
    Да есть на них недоимки за три года.
    Как наешься ты своей полбы,
    Собери-ка с чертей оброк мне полный”.
    Балда, с попом понапрасну не споря,
    Пошёл, сел у берега моря;
    Там он стал верёвку крутить
    Да конец её в море мочить.
    Вот из моря вылез старый Бес:
    “Зачем ты, Балда, к нам залез?” —
    “Да вот верёвкой хочу море морщить
    Да вас, проклятое племя, корчить”.
    Беса старого взяла тут унылость.
    “Скажи, за что такая немилость?” —
    “Как за что? Вы не платите оброка,
    Не помните положенного срока;
    Вот ужо будет нам потеха,
    Вам, собакам, великая помеха”.-
    “Балдушка, погоди ты морщить море,
    Оброк сполна ты получишь вскоре.
    Погоди, вышлю к тебе внука”.
    Балда мыслит: “Этого провести не штука!”
    Вынырнул подосланный бесёнок,
    Замяукал он, как голодный котёнок:
    “Здравствуй, Балда мужичок;
    Какой тебе надобен оброк?
    Об оброке век мы не слыхали,
    Не было чертям такой печали.
    Ну, так и быть — возьми, да с уговору,
    С общего нашего приговору —
    Чтобы впредь не было никому горя:
    Кто скорее из нас обежит около моря,
    Тот и бери себе полный оброк,
    Между тем там приготовят мешок”.
    Засмеялся Балда лукаво:
    “Что ты это выдумал, право?
    Где тебе тягаться со мною,
    Со мною, с самим Балдою?
    Экого послали супостата!
    Подожди-ка моего меньшого брата”.
    Пошёл Балда в ближний лесок,
    Поймал двух зайков, да в мешок.
    К морю опять он приходит,
    У моря бесёнка находит.
    Держит Балда за уши одного зайку:
    “Попляши-тка ты под нашу балалайку;
    Ты, бесёнок, ещё молоденек,
    Со мною тягаться слабенек;
    Это было б лишь времени трата.
    Обгони-ка сперва моего брата.
    Раз, два, три! догоняй-ка”.
    Пустились бесёнок и зайка:
    Бесёнок по берегу морскому,
    А зайка в лесок до дому.
    Вот, море кругом обежавши,
    Высунув язык, мордку поднявши,
    Прибежал бесёнок, задыхаясь,
    Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
    Мысля: дело с Балдою сладит.
    Глядь — а Балда братца гладит,
    Приговаривая: “Братец мой любимый,
    Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
    Бесёнок оторопел,
    Хвостик поджал, совсем присмирел,
    На братца поглядывает боком.
    “Погоди, — говорит, — схожу за оброком”.
    Пошёл к деду, говорит: “Беда!
    Обогнал меня меньшой Балда!”
    Старый Бес стал тут думать думу.
    А Балда наделал такого шуму,
    Что всё море смутилось
    И волнами так и расходилось.
    Вылез бесёнок: “Полно, мужичок,
    Вышлем тебе весь оброк —
    Только слушай. Видишь ты палку эту?
    Выбери себе любую мету.
    Кто далее палку бросит,
    Тот пускай и оброк уносит.
    Что ж? боишься вывихнуть ручки?
    Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
    Зашвырну туда твою палку,
    Да и начну с вами, чертями, свалку”.
    Испугался бесёнок да к деду,
    Рассказывать про Балдову победу,
    А Балда над морем опять шумит
    Да чертям верёвкой грозит.
    Вылез опять бесёнок: “Что ты хлопочешь?
    Будет тебе оброк, коли захочешь…” —
    “Нет, — говорит Балда, —
    Теперь моя череда,
    Условия сам назначу,
    Задам тебе, вражонок, задачу.
    Посмотрим, какова у тебя сила.
    Видишь, там сивая кобыла?
    Кобылу подыми-ка ты
    Да неси её полверсты;
    Снесёшь кобылу, оброк уж твой;
    Не снесёшь кобылы, ан будет он мой”.
    Бедненький бес
    Под кобылу подлез,
    Понатужился,
    Поднапружился,
    Приподнял кобылу, два шага шагнул,
    На третьем упал, ножки протянул.
    А Балда ему: “Глупый ты бес,
    Куда ж ты за нами полез?
    И руками-то снести не смог,
    А я, смотри, снесу промеж ног”.
    Сел Балда на кобылку верхом
    Да версту проскакал, так что пыль столбом.
    Испугался бесёнок и к деду
    Пошёл рассказывать про такую победу.
    Черти стали в кружок,
    Делать нечего — черти собрали оброк
    Да на Балду взвалили мешок.
    Идёт Балда, покрякивает,
    А поп, завидя Балду, вскакивает,
    За попадью прячется,
    Со страху корячится.
    Балда его тут отыскал,
    Отдал оброк, платы требовать стал.
    Бедный поп
    Подставил лоб:
    С первого щелка
    Прыгнул поп до потолка;
    Со второго щелка
    Лишился поп языка;
    А с третьего щелка
    Вышибло ум у старика.
    А Балда приговаривал с укоризной:
    “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

    Статьи по теме: