Кто такой иона в библии. Андрей Ткачев: Человек в чреве кита - реальная история

История пророка Йунуса уникальна, он был брошен в море и проглочен гигантской рыбой. Находясь в её чреве, он взмолился Аллаху и попросил у Него помощи. Всевышний спас его от гибели и сохранил ему жизнь, приказав рыбе выбросить Йунуса на берег.

В хадисе, который мы рассмотрим, содержится информация, дополняющая историю Йунуса в Коране и разъясняющая, что стало причиной, из-за которой Йунус попал под гнев Всевышнего, и почему он отправился в плавание на корабле вдали от своей семьи и своей родины.

Текст хадиса

Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Йунус (мир ему) пообещал своему народу, что на них падёт кара и придёт она через три дня. Тогда они отделили каждого ребёнка от его родительницы, вышли, воззвали к Аллаху и просили у Него прощения, и удержал Аллах от них Своё наказание. Йунус же тем временем пребывал в ожидании кары от Аллаха, но ничего не видел.

В [то время] было так, что если кто-то лгал, и у него не было доказательства [своим словам], то его убивали. Рассердившись, Йунус отправился прочь, пока не дошёл до людей, плавающих на корабле, они узнали его и взяли с собой.

Когда он взошёл на судно, то оно начало плыть очень медленно, в то время как другие суда проплывали справа и слева от них. Йунус сказал: «Что с вашим кораблём?», моряки ответили: «Не знаем». Йунус сказал: «За то я знаю. На корабле есть раб, который убежал от своего хозяина, и клянусь Аллахом, она не поплывёт, пока вы его не выбросите». Люди сказали: «О пророк Аллаха, что касается тебя, то клянёмся Аллахом, тебя мы не бросим». Йунус (мир ему) сказал: «Бросьте жребий, на кого выпадет, тот и будет брошен». Они бросили жребий трижды, и всегда выпадало на Йунуса (мир ему). Он бросился [в море], и за ним был отправлен кит, проглотивший его после падения. Затем кит направился к основанию земли, и Йунус (мир ему) услышал, как камни прославляют Аллаха. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых» (21.Аль-Анбия: 87). Он пребывал во мраке китового брюха, в морском мраке и во мраке ночи.

Всевышний Аллах сказал: «Если бы его не постигла милость Господа, то он был бы выброшен на открытую местность постыженным» (68.Аль-Калям: 49).

Ибн Масуд сказал: [«После того, как по воле Аллаха он был выброшен на берег], он напоминал общипанного цыплёнка, у которого нет перьев. Аллах взрастил над ним тыквенное дерево, и Йунус укрывался в его тени и питался его плодами. Дерево высохло, и он заплакал о высохшем дереве, и Аллах внушил ему в Откровении: «Неужели ты плачешь о высохшем дереве и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»

Тогда Йунус отправился в путь, [по пути] он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его: «Откуда ты, юноша?»

Он ответил:

Я из народа Йунуса.

Йунус сказал:

Передай им приветствие и сообщи им, что ты встретил Йунуса.

Юноша сказал:

Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства [своим словам], то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?».

Йунус сказал:

Твоими свидетелями будут вот это дерево и вот этот участок земли.

Юноша сказал Йунусу:

- [Тогда] прикажи им.

[Обращаясь к дереву и участку земли,] Йунус сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».

Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые защищали его. Он пришёл к царю и сказал: «Я встретил Йунуса, и он передал вам приветствие». Тогда царь приказал казнить его, но братья сказали: «У него есть доказательство». Царь отправил с ним людей, и они вместе пришли к тому дереву и участку земли. Юноша сказал: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?», они сказали: «Да». Поражённые этим люди возвращались со словами: «За тебя свидетельствуют деревья и земля». Они пришли к царю и рассказали ему об увиденном. Тогда царь взял руку юноши, посадил его на свой трон и сказал: «Ты более достоин этого, чем я». Этот юноша правил народом на протяжении сорока лет».
Источники хадиса
Этот хадис привел ибн Абу Шейба в своём сборнике «аль-Мусаннаф» (11/541), номер хадиса 1195, в книге «О достоинствах Йунуса». Ас-Суюты привел этот хадис в книге «ад-Дурру аль-мансур» (7/123) с ссылкой на «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы и на «аз-Зухд» Ахмада, а также он привёл ссылку на Абда ибн Хумайда, ибн Джарира, ибн Мунзира, ибн Абу Хатима. Во всех указанных иснадах хадис передаётся со слов ибн Масуда (да будет доволен им Аллах). Аль-Хафиз ибн Хаджар также привёл хадис от ибн Масуда, но не полностью, а также он указал на достоверность риваята, который передал ибн Абу Хатим. (См. «Фатх аль-Бари», 6/452). Шейх Ибрахим аль-Али назвал этот хадис достоверным в книге «аль-Ахадису ас-сахиха мин ахбари ва кысас аль-анбия» (стр. 122, номер 177).

Толкование хадиса

Йунус ибн Матта (мир ему) был пророком и посланником. Так же, как и другим пророкам, Аллах дал ему Откровение.

«Йунус (Иона) также был одним из посланников» (10.Йунус: 139).

«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону).Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» (4.Ан-Ниса: 163).

Йунус был благодетельным и праведным человеком, которых Аллах избрал среди других людей этого мира. Всевышний сказал: «А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами». (6.Аль-Ан`ам: 86)

Аллах (Велик Он и Славен) сообщил нам, что Йунус в гневе покинул свой народ. «Помяни также человека в рыбе, который ушел в гневе…» (21.Аль-Анбия: 87) В пути он сел на нагруженный корабль: «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль». (37.Ас-Саффат: 139-140)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам, почему Аллах назвал Йунуса «сбежавшим» и почему он ушёл в гневе. Причина была в том, что он пообещал своему народу, что на них падёт божья кара. Это было после того, как они долгое время оставались в неверии относительно миссии пророка Йунуса. Он предсказал им, что наказание придёт к ним по истечении трёх дней. Когда же они осознали, что наказание непременно обрушится на них, то принесли искреннее покаяние, обратились к своему Господу и вернулись к покорности Ему. Они сожалели о том, что не верили пророку Аллаха и поступили так, как об этом сообщил нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в данном хадисе. Они отделили матерей с детьми, как среди людей, так и среди животных, затем они вышли из своих домов, воззвали к Аллаху громкими голосами, и смешались их голоса в молитве к Господу миров. Таким способом они стремились довести свою молитву и получить ответ. Рыдали матери как среди женщин, так и среди животных. Рыдали и их дети, зовущие своих матерей. И Аллах удержал Своё наказание от этого народа.

Ибн Касир сказал: «Ибн Масуд, а также Муджахид, Саид ибн Джубейр и многие другие из числа ранних и поздних учёных говорили, что когда Йунус вышел из селения своего народа, они убедились в том, что наказание действительно придёт. Тогда Аллах вложил в их сердца покаяние и сожаление о том, как они вели себя со своим пророком, они оделись во вретище, отделили каждое животное от детёныша и поспешили предстать перед Аллахом, подняли свои голоса и взмолились Ему, проявив перед Ним свою нужду и беспомощность. Плакали мужчины, рыдали женщины, рыдали сыновья и дочери, голосили козы, верблюды и их потомство, мычали коровы и телята, овцы блеяли вместе со своими ягнятами. Это был час великого раскаяния. Своей силой и могуществом Аллах остановил наказание, проявив к этому народу Свою доброту и милость. Он удержал наказание, которое было обусловлено их неверием, и уже витало над их головами, подобно куску мрачной ночи, готовому пасть на их головы по приказу их Господа. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорных мучений в мирской жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени». (10.Йунус: 98)

Господь сообщил нам, что Иман (Вера) помог народу Йунуса даже после того, как наказание уже спустилось и было готово поразить их. Аллах удержал его после того, как они изменили своё положение.

По прошествии трёх дней, о которых Йунус предупредил свой народ, он пришёл, чтобы посмотреть на то, как Аллах поступил с ними. По всей видимости, он удалился от них и не знал о том покаянии, которое принес Аллаху его народ. Когда он посмотрел на город, то увидел, что с его жителями всё в порядке, и это разгневало его. Закон этого народа гласил, что лжеца нужно казнить, тогда он ушёл из этой местности, убегая от своего народа и опасаясь смертной казни.

Он шёл, пока не пришёл к берегу моря. При рассмотрении аята можно сделать вывод, что уход от своего народа был совершён Йунусом без позволения Аллаха, и поэтому Всевышний описал его словом «а̀бик», что значит «беглый раб». «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал (абака)на переполненный корабль» (37.Ас-Саффат: 139-140)

Йунус должен был удовлетвориться установлением Аллаха (Велик Он и Славен) и полностью смириться с Его решением. Раб Аллаха не имеет права гневаться на деяния своего Господа. Йунус также не имел права покинуть свой народ без позволения Аллаха, поэтому Всевышний запретил нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) поступать так же, как в своё время поступил «человек в рыбе». «Потерпи же до решения твоего Господа и не уподобляйся человеку в рыбе» (68.Аль-Калям: 48). «Человеком в рыбе» (Сахиб аль-хут) был пророк Йунус. Аллах назвал его так, потому что Йунус был проглочен рыбой.

Когда Йунус прибыл к берегу моря, то встретил там людей, плавающих на корабле. Люди узнали его и по его просьбе взяли его с собой. Когда судно вышло в открытое море, то вдруг остановилось и перестало плыть. Ещё большее удивление вызывало то, что другие корабли беспрепятственно проплывали по правому и левому борту, в то время как этот корабль почти не двигался с места. Йунус (мир ему) понял, что причина остановки заключается в нём. Он сообщил присутствующим на корабле, что причина остановки корабля в том, что на нём находится беглый раб, убежавший от своего хозяина. Под этими словами Йунус подразумевал самого себя. Он сообщил им, что этого раба надо выкинуть за борт, чтобы корабль смог продолжить своё движение подобно другим суднам. Однако люди отказались бросить за борт пророка, потому что знали о том, какое почётное место он занимает у Всевышнего Аллаха и что он один из божьих пророков.

Тогда Йунус сказал им, чтобы они бросили жребий, на кого он падёт, тот и будет выброшен в море. Они бросили жребий, и он пал на Йунуса, но люди не захотели его бросать, и кинули жребий повторно, и снова он пал на Йунуса, они повторили третий раз, но результат был одним и тем же. Об этом жребии и говорится в словах Аллаха: «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим». (37.Ас-Саффат: 141)

Когда Йунус увидел это, то сам кинулся с корабля в воду. Как только Йунус упал в морскую воду, то его сразу проглотила внезапно появившаяся рыба огромных размеров. Вероятно, люди находившиеся на корабле видели, как рыба проглотила Йунуса, и были убеждены в его гибели, потому что еще никто не слышал, чтобы раньше кто-то остался в живых после того, как был проглочен рыбой. «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания». (37.Ас-Саффат: 141-142)

Он был достоин порицания за то, что гневался на отсутствие кары, которая должна была постигнуть грешников, и за то, что покинул свой народ без позволения Аллаха.

Всемогущий Аллах велел рыбе не губить праведного раба Йунуса. Рыба опустилась на дно моря, и Йунуса окутала тройная мгла: мрак моря, мрак чрева рыбы и мрак темной ночи. «Он воззвал из мраков…» (21.Аль-Анбия: 87)

Из чрева огромной рыбы Йунус смог услышать, что подводные камни и животные, которые населяют глубины моря, прославляют Аллаха. Тогда он тоже воззвал к своему Господу, прославил Его, признал свой грех и выразил своё искреннее сожаление о том, что он совершил. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21.Аль-Анбия: 87)

И услышал его молитву Тот, Кто знает явное и сокровенное, Тот, Кто в состоянии защитить от любого зла и устранить любую трудность. Он слышит любой голос, даже если его не слышат другие, знает всё тайное, сколь малым бы оно ни было. Он отвечает на мольбы людей, какими бы большими они ни были. Аллах сказал: «Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих». (21.Аль-Анбия: 88)

Если бы он не принёс Аллаху своё покаяние, если бы он не прославлял Всевышнего и не святил его имя, то нашел бы гибель в чреве рыбы и остался бы там до Судного Дня. «Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены». (37.Ас-Саффат: 143-144)

После того, как Йунус произнёс свою молитву, Аллах велел рыбе выбросить его на берегу моря, и рыба выполнила приказ Аллаха. Йунус был болен, кожа его была поражена, и в теле его не осталось никаких сил. Аллах сказал: «Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен». (37.Ас-Саффат: 145) Кожа Йунуса была повреждена, так как подверглась воздействию пищеварительной системы рыбы. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сравнил его с общипанным цыплёнком, у которого не осталось перьев.

В том месте, где был выброшен Йунус, Всевышний Аллах вырастил тыквенное дерево. Он сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево». (37.Ас-Саффат: 146)

Здесь хотелось бы обратить внимание читателя на то, что медики и целители говорят о питательной ценности тыквы, она подходит людям со слабым пищеварением, удаляет из тела жар, а сок тыквы хорошо утоляет жажду и помогает при головной боли. Современная медицина подтвердила, что тыква способствует хорошему пищеварению, обладает успокоительными свойствами, действует как мочегонное средство и положительно влияет на мочеиспускательную систему. Тыква также благотворно влияет на дыхательный аппарат, очищает лёгкие и используется для лечения многих болезней.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Йунус укрывался в тени этого дерева и ел его плоды, но через некоторое время дерево высохло. Пророк Аллаха оплакивал высохшее дерево, и Всевышний ниспослал ему Откровение, в котором с порицанием сказал:«Ты плачешь о высохшем дереве, и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»

Когда Йунус выздоровел настолько, что уже мог ходить и двигаться, то отправился в путь. По дороге он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его с какого он племени. Юноша ответил, что он из народа Йунуса, тогда пророк попросил его передать приветствие жителям этого города и сказать им, что он встретился с Йунусом.

Юноша был сообразительным и осторожным, а также прекрасно знал законы и обычаи своего народа относительно лжесвидетелей. Он сказал Йунусу: «Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства своим словам, то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?» Йунус сказал: «Твоими свидетелями будет вот это дерево и вот этот участок земли». Юноша попросил пророка продемонстрировать, каким образом они засвидетельствуют о его правдивости. Тогда Йунус обратился к дереву и земле, и сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».

Всё это произошло по воле и предопределению Всемогущего Аллаха.

Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые имели авторитет и вес в своём народе, и юноша находился под их защитой от любого, кто хотел его обидеть. Юноша пришёл к царю, сообщил ему о встрече с Йунусом и передал ему приветствие от пророка. По всей видимости, жители города были убеждены в гибели Йунуса, тем более, что люди, бывшие на судне, должны были непременно рассказать о том, как он утонул в море, и к тому же был проглочен гигантской рыбой. Жители нисколько не сомневались, что молодой человек врёт, и поэтому царь моментально отдал распоряжение казнить юношу.

Юноша заявил, что у него имеется доказательство, указывающее не правдивость его слов. Тогда царь отправил с ним своих людей. Когда они прибыли к той земле и к тому дереву, которым Йунус велел свидетельствовать о правдивости юноши, молодой человек обратился к ним со словами: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?» Они сказали: «Да».

Люди, поражённые и напуганные происшедшим, вернулись к царю и сообщили то, что слышали. Царь спустился со своего трона, взял юношу за руку и усадил его на своё место, чтобы отныне тот был царём и правил людьми и сказал: «Ты более достоин этого, чем я».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что этот человек правил людьми на протяжении последующих сорока лет, и положение народа под его правлением улучшилось.

Пророк Аллаха Йунус (мир ему) велел юноше передать приветствие своему народу, сообщить им, что он жив, а также приказал земле и дереву засвидетельствовать об этом, чтобы доказать людям свою честность и показать им, что угроза наказания была правдивой и он им не соврал. Всё что произошло - произошло по велению Аллаха (Свят Он и Велик), а свидетельство земли и дерева о правдивости юноши было, в первую очередь, свидетельством об истинности пророчества Йунуса, ибо пророки Аллаха всегда говорят только правду, донося до людей Откровение от Всевышнего.

Собрав воедино все тексты из Корана и Сунны, можно сделать вывод, что впоследствии, после того, как они уверовали, Йунус вернулся к своему народу. В завершении истории о Йунусе, Всевышний Аллах сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево, и отправили его к ста тысячам или даже больше того».(37.Ас-Саффат: 146-147). В этом аяте и идёт речь о народе, из-за которого пророк подвергся порицанию от Аллаха, потому что обуянный гневом Йунус не печалился об их гибели, в то время как число их превышало сто тысяч душ.

История пророка Йунуса в Библии

Эта история имеет место также и в Танахе (Ветхий Завет), ей посвящена целая книга, которая называется «Книга Ионы сына Амафии» (Йунан ибн Амитай). В писаниях иудеев упоминается о нём, как об одном их еврейских пророков.

Нет сомнений, что в этой библейской книге речь идёт о пророке Йунусе ибн Матта. Имена, указанные в этой книге, похожи по звучанию на имя Йунуса, а также сама библейская история повествует о некоторых событиях, о которых говорится в Коране и в хадисах. Но вместе с совпадениями есть и противоречия, которые вызваны искажениями и ошибками, попавшими в Библию.

В некоторых достоверных хадисах сообщается, что этого пророка звали Йунус ибн Матта.

Еврейское имя «Йунан» берёт своё начало от имени «Йунасан», что значит «дар Бога», или, как говорят толкователи Танаха (Ветхого Завета), «Яхве дарует», именем «Яхве» они называют Аллаха.

В Танахе говорится, что родом он был из палестинского города ДжитХафера (Гафхефера). Этот город находится неподалёку от города Насыра (Назарет), на расстоянии трёх милей от него.

В этом городе проживало одно из еврейских племён, которые звались сынами Заблюна (Завулона), поэтому толкователи Торы считают, что Йунан принадлежал к данному племени. Однако эта информация не подтверждается достоверными источниками, и Аллах лучше знает о том, насколько она соответствует действительности.

Писатели Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что пророк Йунус был послан из своего города в Палестине к жителям города Найнава (Неневия), когда среди них распространилось зло и распутство, чтобы предупредить их о том, что Аллах гневается на них и грозит им страшным наказанием. Найново (Неневия) - это большой город в Ираке, который находится неподалёку от Мосула. Йунус, якобы, отказался от поездки в этот город, опасаясь его жителей. Он бросился в бега от Аллаха, сев на корабль в городе Яффа (Иоппия) и отправившись в далёкий город Таршиш (Фарсис). Толкователи Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что этот город находился на дальнем западе в Испании. Но совершенно непонятно, как пророк может думать, что он в состоянии убежать от Аллаха.

Когда корабль вышел в открытое море, то оно заволновалось, забушевало. Возникла опасность, что корабль вот-вот разобьётся, и пассажиры начали выбрасывать всю свою поклажу, чтобы спасти корабль от потопления. Йунус в это время, якобы, спал в трюме, к нему спустился капитан корабля, разбудил его и потребовал, чтобы тот помолился своему Господу и попросил у Него спасти людей, находящихся на корабле от постигшего их бедствия.

Один из присутствующих предложил бросить жребий, не для того, чтобы облегчить вес корабля, а для того, чтобы узнать, кто является причиной их бедствия. Жребий пал на Йунуса, после чего люди стали расспрашивать о нём, кто он и откуда. Это указывает на то, что они не знали Йунуса до того, как он сел на их корабль. Когда же они узнали, что он бежит от лица Господня, то сильно испугались, тогда он велел им выкинуть его в море, чтобы они смогли спастись от божьего гнева, так как Йунус знал, что шторм произошёл из-за него. Люди выполнили его слова и бросили его за борт, после чего он был проглочен китом. В чреве кита пророк находился три дня и три ночи. В Библии написаны слова молитвы, которую Йунус обратил к Господу, но в ней отсутствует мольба, о которой говорится в тексте Корана. Затем Бог велел киту выбросить Йунуса, а самому Йунусу велел пойти в город Найнава (Ниневия), чтобы предупредить его жителей и сообщить им, что через сорок дней их город будет погублен.

Когда жители Найнава узнали о грядущем наказании, то покаялись и уверовали, обратились к Аллаху с молитвами, Он принял их покаяние и смилостивился над ними. Но это огорчило и раздражило Йунуса, потому что Аллах помиловал их. По этому поводу Йунус даже предъявил свои претензии своему Господу за то, что Он простил их. Затем Йунус покинул город и сел с восточной стороны от него в тени палатки, которую он соорудил для себя. Он сидел там и ждал, что же произойдёт с городом. Аллах взрастил над ним тыкву, которая укрывала его своей тенью, чтобы развеять его печаль. Йунус очень обрадовался этой тыкве, но на следующий день после рассвета тыква высохла, потому что Аллах послал червя, который прогрыз её ствол. Пророк огорчился, и Господь упрекнул его за то, что он печалится о высохшей тыкве и не печалится о гибели большого количества жителей Найнава.

В Библии в «Книге Ионы» говорится:

1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. 4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. 7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. 8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? 9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. 10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. 11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. 12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. 13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! 15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. 16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. 2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита 3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. 4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. 5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. 6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. 7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. 8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. 9 Чтущие суетных и ложных [богов] оставили Милосердаго своего, 10 а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! 11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

1 И было слово Господне к Ионе вторично: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. 3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. 4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! 5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. 6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, 7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, 8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. 9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». 10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен. 2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. 4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? 5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. 6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. 7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. 8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. 9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. 10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: 11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

Примечание к библейскому варианту

Любому, кто будет читать эту историю в Библии после того, как он узнал о ней из Корана и достоверных хадисов, сразу станет заметно, что библейский вариант подвергся значительным искажениям. От Истины в нем осталось немного. Библейская история похожа на руины города, разрушенного до основания, и даже человек, который прежде прекрасно знал этот город, может узнать его только с большим трудом.

Нет сомнений в том, что история Йунуса достоверна, имела место в реальности и не является просто нравоучительной сказкой или притчей, как об этом говорят толкователи Библии. Мы не знаем, является ли правдой то, что Йунус был из Палестины и потом был отправлен в город Найнава (Ниневия), находящийся в Ираке, но мне кажется, что это ошибка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что после Лута (мир ему) Аллах не посылал пророков, которые не были бы родом из народа, к которому они посланы. Как же Йунус мог быть послан к жителям Найнава, если он не был одним из его жителей? При этом Коран ясно и понятно говорит нам, что жители этого города были народом Йунуса:

«Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)?»(10.Йунус: 98)

Разве могли бы они назваться его народом, если бы он был так далёк от них по происхождению?!

Утверждение писателей Библии о том, что Йунус отказался повиноваться приказу Аллаха и идти в Найнава, недостоверно. Не мог Йунус, будучи посланником Аллаха, не подчиняться велениям своего Господа. Утверждение, что он сел на корабль до того, как пришёл в Найнава, тоже неверно. В хадисе ясно говорится, что случай на корабле произошёл только после того, как Йунус покинул свой народ.

В хадисе говорится, что люди, сидевшие на корабле, знали Йунуса, это противоречит библейским источникам. Также из хадиса мы видим, что именно он велел им бросать жребий, а не они сами решили так поступить, как об этом говорится в Библии. И сам жребий, в соответствии с хадисом, они бросали три раза, а не один раз. Также в хадисе говорится, что Йунус сам бросился в море, и моряки не бросали его, как сказано в Библии.

В Библии говорится, что Йунус спал глубоким сном в то время, когда на море бушевал страшный шторм. Это тоже неправильно, более того, в этом есть даже определённое насмехательство над пророком Аллаха, ведь глубокий сон при таких обстоятельствах - явление нечастое даже у простых людей, не говоря уже о таких исключительных и выдающихся людях, как посланники Аллаха.

Коран подтверждает слова Библии о том, что большая рыба проглотила Йунуса, однако в Библии нет ни слова о том, что Йунус слышал, как морские камни возвеличивают и прославляют Аллаха. Молитва Йунуса, о которой упомянуто в Библии, не содержит в себе слов из его настоящей молитвы, о которой нам поведал Священны Коран. Кораническая молитва Йунуса уместна и соответствует положению, а в библейской версии совершенно отсутствует факт покаяния и признания собственной неправоты.

В Коране и достоверных хадисах говорится, что Йунус призвал свой народ (жителей Найнава), но они отказались уверовать. Тогда Йунус предупредил, что на них падёт кара и они погибнут. Так происходит с народами, к которым были посланы пророки, - они не подвергаются наказаниям, пока против них не будет ясного довода. Что касается библейской информации о том, что Йунус, якобы, пришёл для того, чтобы предупредить их о приближающемся наказании Аллаха, которое падёт на них через сорок дней, без каких-либо предварительных наставлений на истинный путь, без пророческой и проповеднической деятельности, то всё это противоречит естественным и правильным взаимоотношениям божьих пророков со своими народами.

Коран подтверждает слова Библии о том, что народ Найнавы покаялся и вернулся к Аллаху. Относительно того, как жители поступили с животными во время покаяния, в Библии содержатся некоторые подробности, которые вполне могут быть правдой. Это косвенно подтверждается рассматриваемым нами хадисом, в котором говорится, что животные были отделены от своих детёнышей. Однако выражение, которое используется в Библии, что Бог «жалеет» или «сожалеет» о бедствии, которое он собирался сделать с людьми, - выражение недостойное, ошибочное и в корне неверное. Сожаление о своих делах - это людской удел, а что касается Аллаха (Велик Он и Славен), то про Него правильным будет использовать такие выражения: «принял покаяние», «помиловал», «простил».

В Библии говорится, что Йунус разозлился из-за того, что Аллах помиловал жителей Найнава и что он, якобы, упрекнул своего Господа за это. Это неверно, на самом деле он разозлился, потому что опасался, что теперь ему грозит смерть, так как божья кара, которую он предрёк своему народу, так и не пала на них, а наказанием за ложь у них была смертная казнь.

Также ошибкой является то, что кара должна была пасть на людей по прошествии сорока дней после предупреждения. Из хадиса мы видим, что на самом деле им было дано только три дня.

В Библии говорится, что Аллах вырастил над Йунусом тыквенное дерево, которое высохло, после чего пророк опечалился. Тем самым, Аллах привёл притчу Йунусу, который опечалился из-за высохшего растения и не опечалился из-за гибели многочисленной общины, число которых превышало сто тысяч душ. Все перечисленное является правдой, в данном событии нарушена только последовательность. На самом деле, из Корана и хадисов ясно, что тыква выросла над Йунусом сразу после того, как он побывал в чреве гигантской рыбы, когда она выбросила его на берег.

В Библии также отсутствуют многие подробности, которые имеют место в Коране и Сунне. Например, Библия не указывает, по какой причине Йунус покинул Найнава. Этой причиной был страх перед смертной казнью за то, что обещанное предсказание не сбылось. В Библии не говорится о болезни Йунуса после выхода из чрева гигантской рыбы и том, как он выглядел после этого. Также в Библии ничего не сказано о юноше, который встретил Йунуса.

Сюжет «пророк Иона в чреве кита» описывается в Книге пророка Ионы (ивр. יוֹנָה‎) — девятнадцатая часть Танаха и пятая часть «малых пророков» Ветхого завета Библии (Ион.1:1-16, 2:1-10)

В Музей Техногенной Магии эта история помещена как пример позитивного узнаваемого описания путешествия в деревянном наборном корабле, очень большом по сравнению с использовавшимися в то время долблеными лодками-однодеревками и вязаными из тростника, папируса бунтовыми судами.


Согласно Библии, Иона плыл по Средиземному морю на корабле в Фарсис. Во время шторма будто бы выброшен командой корабля за борт. Иона описывает обычное утопление «вверг меня в глубину», «объяли меня воды», «морской травой обвита голова моя». Далее повествуется о необычном спасении "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи." А затем был выпущен китом на берег в Ливане.

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита (3 Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.

Оригинальное название пожирателя Ионы — «большая рыба», «даг гадол», было переведено на греческий как «кетос мегас», что потом было сокращено до просто кита. В славянские языки термин «кит» попал из греческого, в котором Ketos, или Keto сперва означало древнегреческую богиню глубин, а позже — любое морское чудовище.

Ближе всего к разгадке подошла Е.П. Блаватская, которая предположила, что выражение "великий кит" происходит от слова Keto — имени Дагона, бога рыб. Иона, по ее мнению, был в действительности помещен в каюту, выдолбленную внутри гигантской статуи Дагона.

Такие древние иллюстрации сюжета на первый взгляд могли бы быть намеком на показанную ниже триеру, но кораблик маловат для поражения воображения и вообще "пасть кита" находится не на носу, а на корме, что будет показано далее . Опять же, доски на современной реконструкции слишком идеальные и не внахлест, поэтому и не напоминают рыбью чешую.

Кстати, даже в 13 веке н.э. кита изображали по-рыбьему, видно не было рисовальщиков среди китобоев. Зато процесс вытапливания китового жира (ворвани) показан вполне реалистично:

Кит. Картинка из бестиария Харли (Англия, 13 век)

В качестве ликбеза дадим несколько пояснений об общем устройстве морского судна, корабля, называемого Блаватской «гигантской статуей бога рыб».

По чисто техническим причинам корма изначально стала главной частью судна, поскольку там располагался кормчий (рулевой), управлявший кормилом (рулевым веслом). На больших парусных судах именно на корме уютно размещался «мозг» - капитан с помощниками, рулевое колесо, компас и пр. оттуда хорошо видно все паруса, направление движения судна и вообще всю обстановку на палубе.

Кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы называется «ют» (от нидерл. hut). Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Поначалу каюты были только на юте, и только для начальства. А всякие матросики расползались спать и кушать как тараканы по разным щелям - куда придется.

В противоположность корме носовая часть корабля была наименее почетная, именно там находился гальюн (туалет) и поэтому красивые ростральные, носовые фигуры корабля также именовались гальюнными фигурами.

Отсюда видно что даже физиология «большой деревянной рыбы» вполне совпадает с живыми организмами, только двигается «хвостом вперед».

На верхнем изображении "морда большой рыбы" достаточно выразительная, особенно если представить вечернюю подсветку фонарями, и даже чем-то похожа на фантазийную гравюру:

Теперь можно сравнить с первыми иллюстрациями, где Иона без всякой паники со свитком в руках выглядывает из пасти "огромной рыбы", несущей его в море и представить как выглядел Иона на балконе ЮТа, где он не просто приЮТился, а уЮТно устроился в каЮТе:

Старинное название располагавшихся на корме шканцев и юта — ахтерзейль-кастель (от jacht - яхта, zee - море, kasteel - замок) - "замок морского судна". Действительно дворец, снаружи несколько устрашающе, но внутри очень комфортно:

Для непосвященных такие морды покажутся страшноватыми, особенно размерчики

Теперь рассмотрим внутреннее строение кита Ионы без "чешуи" внешней обшивки:

"Скелет кита Ионы" называются судовым набором , "рёбра кита" называются шпангоутами

Старинный судовой набор и современная игрушечная модель:

В Священном Писании содержится история о пророке Ионе и о том, как его проглотил «большой кит»: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу».

Некоторые люди заявляют, что подобная история – это откровенная сказка, так как известно, что у кита горло настолько узенькое, что он может питаться только маленькими рачками и рыбками, и в связи с этим история о проглоченном Ионе звучит, как придуманный рассказ или выдумка.

Ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет, когда Он сказал: "ибо как иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф. 12, 40).

Интересные факты: Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом "таннин". В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом "таннин", а словом "даг", а слово "даг" означает "большую рыбу" или "чудовище глубин".

В качестве аргумента в пользу достоверности Библии приведем сообщение крупнейшего немецкого зоолога Альфреда Брема относительно биологии китообразных морских млекопитающих, с целью найти среди них кита пророка Ионы. Он определил, каким требованиям должен удовлетворять этот кит: он должен быть обитателем Средиземного моря; подплывать близко к поверхности воды; поглощать добычу целиком, не повреждая зубами; у него должно быть очень широкое горло и пространный желудок с нормальным давлением воздуха, без пищеварительных кислот.

Исследования

Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные "китовым усом". Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся "Фин-Бак". Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит "Фин-Бак" проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: "у Бога все возможно". Затем не безынтересно вспомнить о сообщении в "Литерари Дайжест" о том, что один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. через двое суток) акула была убита. Когда же вскрыли кита-акулу, то каково было удивление всех собравшихся, когда нашли, поглощенного этим зверем, моряка живым, но только в бессознательном состоянии.

Причем, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя, живя во чреве кита. Как только он приходил в сознание и понимал, где он находится, то снова моментально терял сознание.

Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощен большой рыбой даже и без нарушений естественных законов природы. Отпадают все "несуразности" и "противоречия". Верно и неизменно Слово Божие, оно никогда не может находиться в противоречии с истинной наукой. Это установил еще отец русской науки, Ломоносов.

Традиционно в праздник святого пророка Божьего Ильи полные храмы народа. Но кроме Ильи Церковью прославлены ещё ряд святых библейских пророков, о существовании которых люди если и знают, то уж практически не почитают.

Один из таковых пророков праздновался 5 октября, это пророк Иона, о котором многие знают легунду, когда пророка проглотил кит.

У пророка Ионы есть несколько замечательных особенностей от других пророков.

1) Святой пророк Иона был современником святого пророка Ильи и жил за 800 лет до Рождества Христова.По преданию, он был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Его матерью была та благочестивая вдова, к которой Бог послал пророка Илию во время трёхлетнего голода, когда поток Хорив пересох.

2) Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.
И вот этот пункт очень для нас показателен, что Бог приходит на помощь всем народам. А раз так, то по какому праву Православные храмы отказывают в поминании католиков или даже не христианам если у людей есть потребность к такой молитвы?
Бабушка за свящным ящиком неужели стоит выше Бога и решает за Него? Священник обязан молиться за всех, кто пожелал этой молитвы, будь он хоть католик, хоть мусульманин, хоть иудей, ибо молитва, это просьбв ко Господу, а примет молитву нашу или нет, это решит только Бог, а не бабушки и не батюшки!

3) Наказание за непослушание . Предание гласит, что Иона получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотил кит. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег.

Теперь вопрос, а мог ли кит прглотить целого человека живьём? На многочисленных рисунках, иллюстрирующих этот библейский миф, в качестве проглатывающей Иону „рыбы" изображен огромный синий кит - самое крупное в мире животное. На самом же деле через горло синего кита может пройти лишь маленькая рыбешка; эти гиганты питаются крилем - мелкими креветками. Более подходящей кандидатурой на роль проглотившей Иону „рыбы" был бы кашалот: китобоям приходилось наблюдать, как загарпуненный кашалот в огромных количествах изрыгает недавно проглоченную пищу. Однажды так был извергнут гигантский кальмар длиной 3 м и весом более 200 кг. В горле и желудке кашалота может свободно поместиться взрослый человек.
Кашалот не разжевывает, а глотает жертву целиком или же отрывает от нее крупные куски (например, щупальца гигантских кальмаров). Он способен проглотить попавшего в воду человека. До начала этого столетия, когда охота на китов велась с небольших гребных лодок, случаи проглатывания китобоев во время единоборства с кашалотом были не такими уж редкими.

Удивительная судьба молодого моряка, проглоченного кашалотом и оставшегося живым, стала известна многим, кто прочел в февральском номере журнала «Вокруг света» за 1959 год статью А. Ревина «Один шанс из миллиона». Сам А. Ревин не был свидетелем происшествия, а позаимствовал материал из популярного американского журнала «Естественная история» за апрель 1947 года. Рассказ оказался настолько сенсационным, что он был перепечатан многими нашими газетами, и в течение некоторого времени возможность остаться живым в чреве кита служила поводом для многочисленных споров и обсуждений. Вкратце история сводится к следующему.

В 1891 году один из вельботов китобойного судна «Звезда востока» был разбит и потоплен огромным кашалотом. Когда команда вельбота выбралась на судно, одного из моряков среди них не оказалось. Товарищи решили, что юноша матрос утонул во время катастрофы. Между тем охота на кашалота продол жалась с других лодок, и наконец кит был убит. На следующее утро приступили к его разделке. Каково же было удивление китобоев, когда, разрезав желудок добытого кашалота, они обнаружили в нем своего пропавшего товарища. Причем не полупереваренные останки, а живого человека. Правда, пострадавший находился в бессознательном состоянии, и врачу удалось только через месяц привести его в чувство, но матрос остался живым. Более того, он не оставил свою профессию. Как свидетельство страшного происшествия кожа на не защищенных одеждой частях его тела — на лице, шее и руках — стала белой как снег от действия желудочного сока кита.

Таким образом, библейское предание об Ионе получило убедительное подтверждение, другой вопрос, почему Иону не переварил желудочный сок кита...

4) И ещё одна особенность. На святой земле свой же Богоизбранный народ, практически всех святых пророков убивал побивая камнями. А пророк Иона на чужбине, в Сирии, среди дикого народа и народа многобожного языческого, умирает своей смертью.
О конце жизни пророка и его смерти мы узнаём из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка.

Мы сегодня с вами, братья и сестры, поговорим об одном событии, подтверждающем библейские истории, кажущимся фантастическими. Однажды митрополит Филарет (Дроздов), встречаясь с известным, кажется, англиканским деятелем, который занимался единением Церквей, выслушал такую фразу: "Я сомневаюсь, что кит мог проглотить Иону, и что Иона мог быть во чреве кита и потом мог быть извергнут, и живым". На что Филарет ему сказал: "Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил".

Иона, проглотивший кита - это, конечно, пожестче будет, чем кит, проглотивший Иону, но тем не менее есть доказательства тому, что это не сказки. В XIX веке функцию топлива в домах без газового отопления выполнял торф и дрова, и уголь, а функцию освещения, то есть материала для горящей лампы, выполнял либо керосин, либо китовый жир.

В Новой Англии, в Америке - в северо-восточных штатах, в Иллинойсе, в Коннектикуте и так далее, там были китобойные промыслы издревле, там об этом книжки написаны типа "Моби Дик", и они ловили кита, кашалота били ради многих целей. Ради китового жира, которым освещали помещение и использовали в медицине, ради его спермацетного мешка - таких желез специфических, которые используются очень хорошо до сегодняшнего дня в парфюмерной промышленности - ради многих вещей, которыми полезен сей кит - там и мясо, и шкура, и прочее.

В общем, ходили они по Атлантике, ходили они и по Тихому океану, и вот в 1891, кажется, году возле Фолклендских, или Мальвинских, как их называют аргентинцы, островов один из китобойных судов - кажется, "Голубая Звезда" - был атакован огромным кашалотом.

Кашалот вообще огромный, и история разрушения кораблей кашалотами - она очень большая. Они могут протаранить носом китобойное судно, могут хвостом разбить шлюпку, могут вообще натворить неизвестно чего. Люди гибнут массово от нападения разъяренных кашалотов. Особенно загарпуненных, но недобитых.

И вот некое судно загарпунило кашалота, которого потом начали со шлюпок уже, так сказать, добивать и затягивать на судно, и ударом хвоста была разбита шлюпка. И кашалот проглотил человека. Потом он ушел на глубину раненый, потом его более чем через сутки добили и вытащили. И он питается большими моллюсками, всякими креветками, кальмарами, чего хочешь у него там в брюхе. И вспарывают его тут же, и тут же разделывают, так что потом только скелет в море выбрасывают. Тут же по бочкам закатывают жир и все остальное. Когда его вспарывают, там куча мелких рыб, там больших рыб, маленькие акулята. Какие-то кальмары гигантские, он их глотает.

И вот там обнаружили… спящего человека! Спящего от страха: он чуть-чуть тронулся этот человек, этот матрос, которого проглотили. Известно его имя, известна его фамилия, это нетрудно проверить. Он рассказывал, что он ничего не понял, он понял только когда полетел, как на водных горках, вниз по какой-то трубе, скользкой и довольно дурно пахнущей. И упирался руками в какие-то упругие слизистые стенки. В общем, было страшновато. Он куда-то юркнул и попал в какое-то вместилище, где было абсолютно темно и смрадно, но воздух был. Кашалот - это не рыба, он не дышит жабрами, он дышит легкими. И воздуха у него внутри настолько много, что он на целые часы может нырять на огромные глубины, на сотни и более метров. Такое странное млекопитающее, такое животное интересное.

И он там попал в эту темноту, в которой кое-чем было дышать, и было жутко страшно, он заснул. Бог дал ему спасительный сон. От кислоты желудочного сока и всего, что там было, матрос весь вылинял - он стал альбиносом. У него побелели все волосы на теле, и он покрылся пятнами. Плюс немножко, как мы уже сказали, он двинулся - а кто бы не двинулся, попавши в чрево кашалота?

В общем, когда его вспороли и его достали, он, конечно, сошел на берег и больше не заходил на корабли, чтобы ловить китов, но он зато ездил по всему миру и рассказывал о том, как история Ионы на нем лично повторилась и продублировала, что человек во чреве огромного млекопитающего, которое на глубины заныривает большие, жить может.

Другое дело, что Иона во чреве кита молился, а сей человек не молился, да и мы бы тоже не молились, мы бы там тоже чокнулись вместе с ним, если бы туда попали, но то, что там можно жить, и что такое бывает, это факт. Таким образом, история Ионы подтвердилась фактически, в конце XIX века в районе Фолклендских-Мальвинских островов во время китобойного промысла. Это говорит нам о том, что Библия не сумма сказок, а сумма жизненных историй, приказов и запретов, исполняя которые мы либо войдем в жизнь, либо будем вон из нее извергнуты. Господь да даст нам первое, и да избавит нас от второго. До свидания, до будущих встреч.

Статьи по теме: