Информационный бум. Когнитивное моделирование этимологических гнезд в разносистемных языках (на материале французского и кабардино-черкесского языков)
Этот термин обозначает специализированное ремесло, которое состоит в обработке глины при помощи специальных техник с целью получения разнообразных изделий из керамики, используемых в хозяйстве. Что касается обработки глины, повсюду используется название «гончарное дело», однако полезно знать, что на территории Молдовы производились также глиняная черепица и обожженный кирпич для строительства домов. Но здесь мы ограничимся только кратким описанием наиболее развитой области народного промысла - гончарного дела. Созданные гончарами сосуды занимали важнейшее место в жизни всех человеческих сообществ. Напомним, что именно сосуды из обожжённой глины по сегодняшний день считаются археологическими документами, на основании которых выносится суждение о культуре древних цивилизаций. История гончарного дела насчитывает тысячи лет. Существуют различные мнения относительно происхождения этого важного ремесла, которое с самых древних времён обеспечивало общество изделиями из керамики. Это занятие в Молдове изначально практиковали мужчины, а женщины помогали им, выполняя ряд подсобных работ.
О раннем этапе развития гончарного дела можно узнать благодаря результатам археологических раскопок, имевших место во многих населённых пунктах республики. В средние века начинают делать сосуды для приготовления пищи из «тощей глины», а для хранения жидкостей - из «жирной глины».
Техника обработки глины
В качестве сырья для создания сосудов используется глина, которую можно найти в любом населённом пункте, только на разной глубине залегания. Обработка глины включает несколько важных этапов:
а) добыча глины и очистка её от примесей;
б) подготовка глины, смешанной с водой, способом неоднократного вымешивания и брожения для получения определённой степени пластичности;
в) измельчение глины путём нарезания на тонкие ломтики большим полукруглым ножом. Часто в глину добавляют обезжиривающие вещества, после чего вновь оставляют её для брожения;
г) после подготовки глины следует этап формовки сосудов. Мастер снова нарезает тонкие ломтики глины и разминает её руками для того, чтобы получить однородный ком необходимого размера для создания определённого сосуда. Формовка производится вручную на так называемом гончарном круге, который представляет собой деревянное приспособление, состоящее из двух круглых дисков, соединённых толстым вертикальным валиком толщиной 10 см и высотой примерно 50-60 см. Гончарный круг прикреплён к сиденью. Поместив ком глины на верхний диск (диаметром 25-30 см), мастер двигает ногой нижний диск (диаметром 60 см), приводя таким образом в движение оба диска. Формирование сосуда начинается с кома глины, которому затем придают коническую форму, затем цилиндрическую, формируется снизу вверх дно, затем середина и верхняя часть сосуда, затем выравнивается влажной тряпкой или куском кожи. Когда сосуд готов, при помощи прочной нити или тонкой проволоки отделяют дно сосуда от деревянного круга и помещают его на затенённую полку для просушки;
д) высушенные сосуды подвергают ангобированию (чтобы закрыть поры на его стенках изнутри и снаружи) с помощью раствора белой или красной глины, хорошо растёртой и разведённой водой. Затем сосуды вновь сушат в течение двух-трёх недель;
е) сосуды украшают при помощи различных методов, включая нанесение красителей;
Один из способов украшения состоит в выдавливании орнаментов ногтем или деревянной лопаточкой, пока сосуд ещё влажный. Таким образом получают волнистые, пунктирные, параллельные линии.
Другой вариант декорирования осуществляется после просушки. В качестве красителей используются разноцветная глина (белая, красная, коричневая) и породы камня, содержащие окись железа. Их измельчают, растирают и разводят водой. Для получения рисунка специальной кисточкой наносят краску на сосуды, вращая их на гончарном круге. Часто украшением сосудов занимались женщины;
ж) обжиг глиняных сосудов осуществляется в специальных печах для обжига керамики. Начиная с X-XIV вв. более распространёнными были печи горизонтальные. Сосуды располагают в печи по-разному, в зависимости от их формы.
Обжиг продолжается около 12 часов, причём огонь поддерживается постоянно, только температура меняется от этапа к этапу. Обжиг бывает двух видов: с проникновением на всех этапах кислорода, который приводит к получению красной керамики, либо с неполным сгоранием (неокисляемым), что приводит к получению чёрной керамики. На территории Молдовы существовали центры гончарного искусства, которые специализировались на обжиге как красной, так и чёрной керамики: с. Чинишеуць Резинского района, с. Юрчень Ниспоренского района, с. Ходжинешть Каларашского района, с. Цигэнешть Страшенского района, с. Николаевка Унгенского района, г. Комрат, Старый Орхей (обжиг терракоты) и др. Обжиг сосудов производился один или два раза в зависимости от способа их украшения. По большей части изделия покрывали глазурью или эмалью зелёного, белого, коричневого цвета. Для получения этого декоративного эффекта сосуды после первого обжига покрывали эмалью, полученной сжиганием свинца, меди и смешиванием полученного порошка с песком и др. веществами. Затем обжигали сосуды повторно, для того чтобы они были глазурованными. Сегодня операцию покрытия эмалью часто производят до обжига, чтобы не обжигать сосуды повторно.
Виды керамических сосудов
Керамические сосуды отвечали требованиям, которые диктовались образом жизни и видами деятельности населения. Каждый предмет выполнял определённые функции: хранение продуктов, приготовление и употребление пищи, перенос жидкостей, а также декоративные изделия, игрушки и др. Сосуды можно классифицировать по цвету - чёрная и красная керамика; по форме - низкие, высокие и сложной формы; по способу декорирования - глазурованные и неглазурованные, крашеные и некрашеные, полированные и неполированные; керамика больших и малых форм и др.
а) Наиболее распространённой была посуда для приготовления пищи, особенно голубцов, картофеля, запечённого с мясом, капусты с мясом и др. Для этих изделий очень важно соблюдение формы и пропорций, размера отверстия горшка для правильного приготовления этих блюд.
б) В каждом доме были различные горшки для приготовления пищи и большие высокие глиняные посудины для хранения пищевых продуктов - «гаваноасе», в которых держали варенье, повидло, брынзу, тушёное мясо, сало, жир, кислый квас и т. д.
в) Ещё одна большая группа керамических сосудов включала в себя крынки для молока, кувшины («бурлуи») для воды, вина, масла, для переноса жидких блюд на поле. Они отличались формой и размерами. В зависимости от назначения диаметр горлышка кувшинов был различным (от 3 до 12 см). Почти все были с ручками.
г) Было множество невысоких керамических посудин: миски, тарелки, блюда, горшки. Эти изделия известны на территории Молдовы ещё в древности, их формы и пропорции различались в зависимости от назначения.
д) Мелкие керамические сосуды (чашки, светильники, солонки) и другие предметы декоративного назначения - игрушки, окарины, статуэтки и др.
Декор керамических сосудов
Для украшения керамических сосудов используется множество технико-декоративных методов, благодаря которым создаётся особый художественный и декоративный традиционный стиль. Декор молдавской керамики получается в результате различных методов обжига, благодаря которым получают красную, серую и чёрную керамику, украшения вдавленным и процарапанным орнаментом, нанесением красок, эмали или глазури на красную керамику, росписью ангобом и др. Колорит керамических сосудов основан на ограниченном количестве оттенков, получаемых при помощи цветной глины: красного, зелёного, серого, белого цвета. При помощи обжига свинца и меди получали зелёный цвет.
Чаще всего встречаются орнаменты, состоящие из прямых, волнистых, спиралевидных, ломаных, пунктирных линий, полученных путём вдавливания, также применяют аппликацию, роспись, содержащие зооморфные, авиаморфные, геометрические фигуры и растительные мотивы. Все орнаменты гармонично связаны с формой и назначением предметов и отличаются большой художественной выразительностью. Керамические сосуды развозили на телегах по всей Молдове, их продавали и меняли на зерновые и др. продукты. Также поступали и мастера по изготовлению сукна и бёрд.
Сегодня, в отличие от прошлых времён, мало кто в Молдове практикует гончарное дело, этим промыслом занимаются отдельные мастера-энтузиасты и художники. Их поддерживают Союз народных мастеров, Национальный музей природы и этнографии, Министерство культуры, которые организуют различные конкурсы и выставки.
Современная керамика претерпела сильные изменения, некоторые изделия содержат элементы других культур и сложные нововведения, чуждые народным традициям. На данный момент художественно-технический феномен обработки глины и создания керамических сосудов нуждается во всестороннем научном исследовании. Необходимо создавать институты для освоения, возрождения, развития и продвижения этой богатой сокровищницы народного творчества, что и является одной из задач проекта .
Древние греки с трепетом относились к посуде. Она для них была почти что священной. Каждая посуда из богатого количества произведенных в то время сосудов соответствовала различным предпочтениям жителей Древней Греции. Ниже будут приведены в пример 20 основных типов сосудов, применявшихся повсеместно на территории тогда существовавшего государства.
1. Килик. Данный вид сосуда изготовлялся как из керамических материалов, так и из металла. Его применяли преимущественно для питья. Форма посуды — открытая, внешний вид — плоская чаша на ножке. Ножка небольшая, тонкая, порой вытянутая. У киликов было две ручки.
2. Кратер. Этот сосуд производился с широким горлышком. Посуда была достаточно вместительна. Кратеры применялись для смешивания сортов древнегреческих крепких вин и воды. Как и у киликов, у них было две ручки, расположенных по бокам.
3. Гидрия. Для производства такого типа сосуда требовалась керамика. Порой можно было встретить гидрию, изготовленную из металла. Такая посуда по форме напоминала широкий сосуд с таким же широким горлышком. У гидрий были две ручки, расположенные по горизонтали (были гидрии и с одной ручкой, но с вертикальным расположением). Ручки у гидрии расположены между венчиком и плечиками. На поверхность такого сосуда нередко наносилась какая-либо роспись. Емкость гидрий заполнялась разнообразными напитками.
4. Псиктер. Этот сосуд выдает высокая ножка цилиндрическая. За счет такой конструкции псиктер мог легко устанавливаться внутрь другой посуды. Его емкость наполняли холодной водой или льдом. Псиктер применялся как эдакий холодильник для напитков.
5. Кальпида. Можно сказать, что это своеобразный кувшин для воды. Нередко кальпида становилась урной, то есть сосудом, внутри которого долгое время сохранялся прах усопших.
6. Ойнохойя. Оригинальная форма этого кувшина, изготовляемого с носиком, позволяла наполнить сосуд различными жидкостями, преимущественно вином. Три стока, представленные возле горлышка, помогали заполнить емкость бокалов и чашек очень быстро.
7. Амфора. У этого сосуда овальная форма. Для удобства удерживания посуды у нее было две ручки. В амфорах хранили как вино, так и масло. По аналогии с кальпидой, в них сберегали прах усопших. Также амфора применялась, как сосуд для голосования. Ее объем — 26,3 л, что позволяло древним грекам и римлянами проводить измерение количества жидкости. Изготовлялась амфора из металлов: бронзы и серебра, были деревянные и из стекла.
8. Пелика. Сосуд, расширение формы которого прослеживается от верха до низа. По краям представлены две вертикальные ручки. В пеликах хранили небольшие объемы как сыпучих, так и жидких веществ.
9. Панафинейская амфора. Как следует из названия, ее изготовляли в Афинах. Первые упоминания о данном типе сосуда датируются 566 годом до н.э. Эти амфоры чернофигурные, особенные, нередко оформленные стереотипной росписью. Их емкость заполняли маслом, после чего амфора вручалась победителю Панафинейских состязаний как очень ценный приз. Кстати, именно отсюда и пошел обычай награждать спортсменов кубками.
10. Лутрофор. У этого типа древнегреческого сосуда было высокое тулово. Вместе с этим, у него было узкое горлышко, правда, весьма длинное. Широкий венчик и две ручки украшали внешний вид лутрофора. Проведение свадебного ритуала предполагало омовение невесты водой, взятой из посуды. В то же время вместе со смертью невесты лутрофор клали в могилу усопшей. Чуть позже таким сосудом украшали практически все могилы.
11. Стамнос. У него короткая горловина с очень широким отверстием. По краям сосуда располагались две горизонтальные ручки. В стамносах хранили вино.
12. Арибалл. Маленький сосуд, который помогал спортсменам-гимнастам хранить в нем масло. Его носили на поясе в мешочке. Также емкость арибалла служила для ее заполнения парфюмерными мазями.
13. Алабастр. У него продолговатая форма с закругленными концами в нижней части сосуда. Плоское горлышко и специальное ушко, служившие основой для подвешивания посуды, становятся его главными особенностями. Алабастр изготавливался из алебастра. Поверхность сосуда украшалась орнаментом. Также алабастр производился из обожженной глины, стекла и металла. Как и арибалл, его можно использовать для содержания в них араматических мазей.
14. Пиксида. Емкость круглой или овальной формы. Внутри нее хранили украшения. Также емкость пиксиды позволяла сохранить в ней всяческие мази и пряности. Изготавливалась из дерева и золота, либо из слоновой кости.
15. Лекиф. В нем хранили масло. По мере совершенствования внешнего вида, лекиф преобразился из сосуда конусообразной формы до посуды в форме цилиндра. На одной стороне есть вертикальная ручка. Лекиф примечателен узким горлышком. Его применяли в процессе проведения похоронного ритуал.
16. Скифос. Применялся для питья. Форма — чаша. Имеются две горизонтальные ручки. Объем — 0,27 л. Древние греки и римляне при помощи скифоса измеряли количество жидкости.
17. Киаф. Эдакий черпак, у которого есть длинная ручка, которая имеет изогнутую форму. Сосуд представлен в форме чаши, устанавливается на ровную поверхность за счет ножки. Объем — 0,045 л. Древние греки измеряли с его помощью количество жидкости или сыпучего вещества.
18. Канфар. У него две ручки и одна высокая ножка. Форма сосуда — кубок. Применялся для питья. Древние греки считают канфар атрибутом бога Диониса.
19. Ритон. Изготовлялся из керамических материалов или из металла. Форма воронкообразная, шейка очерчена, есть ручка. Нередко ритон производили в виде головы животного, птицы или человека.
20. Динос. В этом сосуде смешивали вино. Эдакий кувшин больших размеров. Дополнительно оформлялся вместе с искусно сделанной подставкой.
Статья составлена по материалу "Античная археология", автор И.Т.Кругликова.
История натуральной черепицы: Ассирийцы - греки - римляне
После обжига черепица успешно противостоит всем капризам природы: дождю, снегу и солнцу. Сырьем для изготовления черепицы является глина. При изготовлении кровельной черепицы руководствуются приемами древнейшего искусства обжига глиняных сосудов, известного человечеству уже более 25 000 лет. Самыми древними, сохранившимися до настоящего времени керамическими изделиями, являются фигуры божков, показанные на рис. 1.12.
Массовая застройка территории современной Германии пришлась на время расцвета Древнего Рима. До этого периода наиболее популярным кровельным материалом был дерн, а также древесная кора, тростник, камыш, солома, ветки, листья и натуральный камень.
Римляне научились искусству обжига черепицы у греков, а греки - у ассирийцев. История название черепицы - «tegula» (производное от латинского глагола «tegere», означающего «накрывать») - уходит своими корнями в Древний Рим. Так как слово «Ziegel» (в переводе с нем. языка -«черепица») пришло к нам от римлян, неудивительно, что мы научились у них искусству обжига и укладки черепицы. Самой древней, распространенной в Греции и в Римской империи формой черепицы, является так называемая «tegula», римская черепица. Стык двух нижних черепиц «tegula» накрывается желобчатой черепицей, называемой «imbrex». Понятие «tegula» в англосаксонском варианте трансформировалось в «tile», во французском в «tuile», во фламандском в «tegel». Немецкое слово «Ziegel» - производное от корней слов ziegela, zigel, togol, tigele, tigl. Это слово образовалось от средне немецкого классического варианта «ziegal». Немецкий производитель черепицы, так называемый «tegularius» - черепичных дел мастер, в Голландии называется «Tichelaar». В процессе изготовления керамической черепицы задействованы все четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь:
- Земля - дает сырье.
- Вода - это среда, необходимая для подготовки сырья и позволяющая придавать нужную форму глине, возраст которой может достигать нескольких миллионов лет.
- Воздух - помогает медленно выводить из заготовок воду. Уходящая влага оставляет заполняемые воздухом поры, которые способствуют тому, что черепица «дышит».
- Огонь - способствует появлению совершенно иного материала с особыми свойствами. Заготовка черепицы получает необратимую структуру, стойкую к воздействию химических веществ, имеющую микроскопические поры и выдерживающую высокое давление.
-- [ Страница 5 ] --
Материалом исследования послужили латинские слова caput, testa и их рефлексы во французском языке, их производные на французской почве, их семасиологическая судьба во французском языке, с привлечением материала родственных романских языков, а также общеадыгское щхьэ и его производные. Эимологическая реконструкция латинских лексем тесно связана с вопросом о соотношении tte и chef во французском языке. Во французском языке существуют две параллельные семантические и словообразовательные системы, образующие два этимологических гнезда слов, восходящих к латинским этимонам caput и testa, одним из основных значений которых является значение «голова». В истории этих двух лексем есть периоды, когда они сосуществовали, замещали друг друга. Приступая к анализу семантической эволюции двух означенных лексем и их производных во французском языке, следует обратиться к этимологии этих слов, привлекая при этом обширный материал, предоставляемый исследованиями в области индоевропеистики. Основные значения латинскогово caput: голова (верхняя часть человеческого тела), высшая точка, вершина, человек, лицо (при перечислении). Если обратиться к древнейшим пластам индоевропейских языков, то можно обнаружить общие корни, так или иначе приближающиеся по значению к caput: - kap-ut-(e) lo – голова, коленная чашечка. И далее - первоначально, что-либо в форме чаши. В древнеиндийском языке- kapuccala (из kaput) -волосы на затылке, коса, чаша, kaptrubh-кончик, вершина, остриё. Исходя из этого, можно предположить, что значения ” голова “, “верхняя главная точка” были древнейшими у caput. Видимо, голова осмыслялась как верхняя, главная точка или верхний конец какого-либо предмета. Вероятно, можно считать, что значение «голова» является конкретизацией понятия верхняя, главная точка или верхний конец. А. Мейе также отмечает, что “kap” часто встречаемая форма, распространенная при помощи es –kes [Мейе 2002:405]. Но следует указать, что корень kes во многих языках является основой значения «резать», которое является согласно реконструкции первым словом и первым смыслом. Эта основа с семантическим элементом «бить», «резать», «колоть», является частью обширного семантического спектра, куда входят и отобранные нами в целях дальнейшего использования в анализе значения, такие как: «богатство», «доля» «часть», «место», «волосы», «вечер» (букв. «предел», «срок»), «верх», «верхняя часть», «голова», «конец», «начало», «время», «год», «мозг», «небо», «цель», «свободный», «воля». Все перечисленные значения – не искусственные построения, основанные на произвольных ассоциациях, а установленные на базе строгой эмпирии реалии, выявляемые в процессе сравнительно-исторического анализа семантических преобразований в индоевропейских языках [Маковский 1988:39]. Рассматриваемые этимологические гнезда очень древние и восходят к одному из древнейших, установленных на сегодняшний день наукой корней. Другие значения, следовательно, являются более поздними и появляются путем метафорических и метонимических переносов. Следующие двенадцать значений caput взяты из словаря И.Х. Дворецкого. Перечислим их: 1. голова; 2. а) верхняя часть; в) начало; с) конец; 3. разум; рассудок; 4. человек; лицо; 5. жизнь; 6. единица счета; 7. глава, начальник; 8. суть, главная; 9. главное место, столица; 10. основная масса, капитал, главный фонд; 11. глава, пункт, отдел; 12. гражданские права. Прямым наследником caput во французском языке является, как известно слово chief (m), появившееся в 9 веке. Общепринятым считается, что впервые латинское слово testa появляется в значении «покрывало», «покрытие», в более конкретном значении «скорлупа», «панцирь», «чешуя». Testa является производным словом от латинского глагола tego, texi, tectum, tegere «покрывать». С IV века н.э. testa употребляется в значении «череп». Это значение сохранилось до наших дней у румынского слова eacta. В значении «голова» testa начинает употребляется в народной латыни. Во французском языке testa появляется, начиная с X века. Латинское testa, в значении «голова», появившееся, по всей видимости, позднее, «обозначало любую твердую скорлупу; первоначально оно применялось к тому, что мы называем еще «черепная коробка» (ср. англ. Brain-pan, нем. Hirnschale «черепная коробка»). Значение «череп» четко вырисовывается в поздней латыни (Антонин Плацентин: vidi testam de homine «я увидел человеческий череп»), и уже там служит для обозначения головы: testa – caput vel vas fictile «голова или глиняный сосуд» (C.G.L., V, 526 - 539), откуда в старофранцузском teste «череп». Вероятно, что как анатомический термин testа было в употреблении у римских медиков задолго до того, как оно стало встречаться в текстах». [Бенвенист1974:338]. Слово testa соотносилось также с понятиями «черепок, глиняный сосуд, котелок». Анализ этимологических значений исходного слова testa и его производных показывает, что имеется некоторая ассоциативная связь между понятиями «глина» и «голова», уходящая далеко вглубь истории, раскрывающая очень давние ассоциативные связи в человеческом сознании. И если такая ассоциативная связь существует давно, то становится понятным, почему testa > (tte) могло приобрести по метафорическому переносу значение «голова» и заменить со временем caput > chief. Вполне допустимо предположить, что «скорлупа, черепок, глина» и есть первичные значения слова testa. Но есть и другие версии, которые нам представляются более убедительными. Исходя из взятого сегодня на вооружение наукой антропоцентрического метода, считается, что человеческое тело послужило основой моделирования Вселенной, микрокосма и макрокосма. Следуя этому принципу, нами предлагается «антропоцентрическая» версия этимологического решения. Система доказательств выстраивается таким образом: 1) первыми корнями и словами, как доказано учеными на обширном языковом материале разных семей, были слова со значением «бить», «резать», «гнуть», представленных параллельными корневыми комплексами, одними из вариантов которых являются kes –tes; 2) из литературы известно, что одним из значений testa было значение Hirnschale «череп», «верх черепной (крышка) черепной коробки»; 3) в румынском языке это латинское слово сохранило значение черепа; 4)предполагается, что человеческий череп мог использоваться в качестве сосуда для питья, раньше, чем сосуд, изготовленный из глины, тем более обожженной. Наша версия подкрепляется и примечанием из этимологического словаря В.Мейер-Любке, писавшего, что существует предположение, что французскому слову tte соответствует германское Kopf в значении «голова врага, применяемая в качестве сосуда для питья» и Hirnschale «череп», «верх черепной (крышка) черепной коробки».. Немецкий этимолог делает следующий вывод, что, несмотря на сильный сдвиг значения в сторону «глиняный черепок», откуда выстраивается цепь значений, приводящая к «голове», а именно, «глиняный горшок - голова», исходное значение testa едва ли можно объяснить иначе . Как нам представляется, языковая интуиция ученого подсказала ему правильное решение, которое соответствует логике. Общепринятая до сих пор версия не может объяснить такой важный вопрос как testa, обозначая «глиняную посуду», стало обозначать «голову». Этот вопрос ставит также Т. Кравенс, не давая при этом ответа . Кравенс предполагает, что такой признак предмета, как округлая форма, могла послужить основой для подобного перехода. По крайней мере, утверждает он, есть доказательства того, что testa было «черепом» в 9 веке стало «головой» к 10 веку, и что оно сохраняло значение «горшок» вплоть до 10 века. Нами делается предположение, что значение «череп», возможно, исходящее из значения «отрезанная (отделенная) голова» было первичным, затем по аналогии, после замены сосуда из черепа на сосуд из обожженной глины, это название перешло на сосуд из глины, затем, стало обозначать твердую скорлупу и т.д., и наконец, снова стало обозначать голову. Этот первый переход значения относится к очень далекой древности. На наш взгляд, наиболее важным выводом является то, что исходная идея «голова», не исчезла, а со временем появилась снова.
Отношения между caput и testa отразились в романских языках, в частности во французском. Отношения французских слов chief и tte как бы повторяют отношения между их латинскими этимонами. Tte, появившиеся во французском языке, подвергалась меньшей метафоризацией, чем chief. У старофранцузского tte было одно значение «голова». Последующие значения, такие, как «голова», «верхняя часть», появляются позже. Именно этот факт сделать вывод о том, что старофранцузское tte имело только одно конкретное значение «голова», в то время как chief несло большую смысловую нагрузку. Такое большое количество значений могло привести к ослаблению его основного в старофранцузский период значения «голова». Вследствие ослабления основного значения возникла необходимость замещения chief другим словом, каким явилось tte. Факт, что у старофранцузского chief наибольшее развитие получило значение «конец, край», а не значение, как можно было бы ожидать «голова», которое считается главным, следует объяснить, на наш взгляд, двумя причинами: 1) древностью одного из исходных значений «конец, начало, верхняя точка»; 2) вытеснением словом tte старофранцузского chief в значении «голова». Как представляется автору исследования, процесс замены caput на testa не объясняется только простым «обновлением» частей человеческого тела. Одной из причин является, безусловно, многозначность, семантическая перегруженность лексемы «caput», перераспределение значений, переосмысление сaput corporis «главная часть тела», что привело к двусмысленности, а в дальнейшем к его замене на другое слово. Сразу возникает вопрос, почему именно слово testa, основным значением которого к тому времени, было «черепок», по данным известных словарей, заменило caput. По всей видимости, этот процесс был более сложным и затрагивал глубинные ассоциативные связи, отражавшие человеческое мышление в очень глубокой древности. Одной из причин могла послужить языковая избыточность в виде лексической синонимии. Глубже разобраться в причинах замены caput на testa поможет этимологический и семантический анализ всей иерархической структуры латинского слова testa. В академическом латинско-русском словаре И.Х. Дворецкого приводятся следующие значения testa 1) кирпич, черепица;2) глиняный сосуд, кружка или кувшин; плошка; урна; 3) осколок, осколок кости; черепок; 4) трещотка;5) скорлупа, щиток; раковина; ледяной покров, слой льда; 6) улитка; 7) «черепицы» - особый вид рукоплесканий, изобретенный Нероном; 8) череп; 9) красное пятно [Дворецкий1976:1008]. Как видим, в семантической структуре латинского testa вообще отсутствует значение «голова». Закономерно возникают вопросы: как произошел подобный метафорический перенос? какое именно значение testa стало исходным для подобного изменения смысла? Для ответа на возникающие вопросы следует обратить внимание на однокоренные слова и их значения: tessella (demin. к tessera) – кубик; плитка; игральная косточка; tessellarius – мастер-мозаичист; tessellatum – плиточный пол; tessellatus, а, um – мозаичный; tessera – 1) игральная косточка; 2) дощечка, табличка, плитка (с паролем, боевым призывом); 3) приказ, предписание; 4) гостевая табличка; 5) ордер; 6) мозаичная плитка; tesserarius – 1) относящийся к игре в кости; 2) тессерарий (передающий боевые приказы военачальника); игрок в кости; tesserula – 1) камешки для мозаичных работ; 2) марка или жетон; 3) табличка для подачи голоса, избирательный бюллетень; 4) игральная кость; testaceum - род кирпича; testaceus – 1) из обожженной глины; кирпичный или черепичный; 2) покрытый щитом или раковиной; 3) кирпично-красного цвета. Testeus – глиняный, то есть, «созданный из праха» (indumentum animi Macr). (Дворецкий1976:1008). Testu – глиняный сосуд, глиняная крышка; Testuatium – хлеб или пирог, испеченный в глиняной посуде; Testula – 1) глиняная табличка; черепок для подачи голоса, перен. остракизм; 2) глиняный светильник, плошка. (ibid., 1009). Семантический анализ лексем показывает, что все они прямо или косвенно восходят к значению «глина»: «глина» > «обожженная глина» > «кирпич»; «сосуд»; «табличка». Понятие «глина», в первую очередь, соотносится с библейским мифом о создании богом первого человека именно из глины. Человек из глины, по метонимическому переносу, голова как часть человеческого тела, тоже соответственно из глины. Рассуждая дальше, параллельно выходит: сосуд из обожженной глины > сосуд (котел – черепная коробка) соотносится с головой, вместилищем разума, мыслей.
Голова соотносится с небом, верхним миром и т. д. Другое значение testa «табличка» дало рождение слов и значений, связанных с понятиями: право на голос; избирательный бюллетень; приказ; завещание и т.д. Как уже отмечалось выше значение testa «голова» появляется только в поздней латыни, и, как показывает анализ средневековых текстов, именно в этом значении употребляется в языке. Следовательно, можно сделать такой вывод, что в отличие от caput, которое и в латинском языке, а затем и во французском языке сохраняет значение «голова», наряду с другими основными значениями, такими как «верх», «конец - начало», тем самым сохранив преемственность, то слово testa > tte, появившись во французском языке, в значении «голова», на тот период не имело других производных значений, т.е. могло выражать это понятие «голова» в его полном объеме, и именно поэтому сумело заменить caput > chief. Нe менее сложную историю происхождения имеет адыгское щхьэ. Слово щхьэ относится, по всей видимости, к древнейшему слою лексики абхазо-адыгской группы языков. По мнению ученых, появление этого слова следует отнести к рубежу 1-2 тысячелетия до н.э. Несомненно, что это слово – элемент базового набора лексики. Г.А. Климов установил, что основу словарного фонда абхазско-адыгских языков составляет «исконный корнеслов и его многочисленные производные, использующие здесь чрезвычайно широкие деривационные возможности. Выявлено примерно 400 лексем, восходящих к праязыковому состоянию, и отражающих универсальные условия жизни общества, – сюда входят обозначения природных явлений, названия элементов дикой флоры и фауны, термины родства, номенклатура частей тела, личные и некоторые указательные местоимения, числительные первого десятка (за некоторыми исключениями), а также глаголы, передающие элементарные действия». В этимологическом словаре абхазо-адыгских языков, пишет Г.А. Климов, фиксируются исконные лексемы, среди которых он называет «гора, высокий» (абх. a-sxa^) [Климов1986:52]. Вяч.Вс. Иванов находит лексические соответствия хаттского wahab «боги» в абхазо-адыгских языках (адыг. Уащхъо «небесный свод», кабард. Уащхъуэ «вышина неба, небесная синева», убых. Waхa «гром и молния, бог», в том числе в архаических заклятиях, находящих параллель и в абхазо-абазинском: абх. Уашхо и т.п.) [Иванов 1983: 6]. Далее, он приводит соответствия ak «потолок, крыша» с праадыгской формой heg «вершина горы», ср. убых. ak «вершина», абх. Ашхъа «гора» [Иванов1983:26]. Адыгское уащхъуэ//уащхъо сближают с протохеттским wahav «бог» и касситским mashum, в произношении, очевидно, washum. [Балкаров1991:46]. Все приведенные факты говорят о генетическом родстве таких понятий, следовательно лексем их обозначающих, таких как: – небо - бог – вершина - голова. Вероятнее всего, что цветообозначение щхъуэ «синий, голубой», также генетически восходит к общему корню. Уащхъуэ буквально означает «синее небо». Это слово относится к древнейшему слою лексики адыгских языков и отражает эпоху языческого верования адыгов в небо, как в главного бога [Балкаров1991:45]. Вяч.Вс. Иванов устанавливает также гипотетическую связь абхазо-адыгских названий неба, бога и хаттское wa-hab/w c проадыгским *хa «волшебство» (адыг. ушъухьаныгъ ‘волшебство, колдовство’, ушъухьэ ‘волшебный’, ушхъухьан ‘колдовать’, шхъо епхын ‘отравить’, кабард. Шхъуэ ‘отрава, яд’), ср. убых. (из адыг.) xaw ‘колдовство’, sxax ‘околдовывать’: as sxaxn ‘я его околдовываю’ [Иванов 1983:7]. Ср. также в кабардино-черкесском языке хущхъуэ ‘лекарство’, щхъухь ‘яд’, 1ущхьэ ‘мак’. А.К.Шагиров приводит многочисленные семантические параллели с абх.-абаз. А-хъы/кхъы, убых. Шэ «голова», убых. Шхьэ (ашхъэ) «люди». Он находит допустимым сопоставление абх. А-хъы с грузинским txemi «вершина», «верх», «темя», сван. тxwim «голова», «вершина». Он приводит мнение Б.С.Балкарова, касающееся гипотетического сближения вейнахского (чеченского) хъе «головной мозг»; «темя» с адыгским шьхъэ, абазинским кхъа «голова» [Шагиров1977:147].
Как пишет А.Х. Налоев, слово щхьэ относится к ряду слов типа тхьэ, которые разлагаются на две составляющие: -т-щ - и -хъэ-. Первые элементы –т- и –щ- являются остатками былых аффиксов «грамматического класса вещей». Как пишет автор, -щ- выступает также глагольным префиксом, выражая при этом пространственные отношения, и именным суффиксом со значением места. В обоих случаях аффикс -щ- указывает на место нахождения данного предмета, поэтому его можно было бы понять в общем значении «место нахождения» или «обиталища». Второй элемент –хьэ- возводится к общему названию волка, собаки, шакала в адыгских языках –хьэ. Известно, что у народов Кавказа волк является тотемным обожествляемым животным. Поэтому элемент хьэ наличествует в словах выражающих божество, божественные силы и представления, связанные с ними, например: тхьэ – бог, хьэдэ – труп, пщыхъэпэ – сон, хьэнапэ – икона (наверно, правильнее тхьэнапэ – прим. наше – Л.Х.), щхьэ – голова. Далее, А.Х. Налоев пишет, что слово щхьэ – голова содержит в себе элемент –хьэ-, которым древние адыги обозначали орган мысли. Выражение «Си гурэ си щхьэрэ зэтелъщ», что буквально переводится как «Голова и сердце друг на друге лежит», имеет значение «согласен, решился», подтверждает, что адыги причисляли голову к органу мысли наравне с сердцем. Известно, что все народы с древнейших времен почитали мысль, разум, идею какой-то божественной, сверхъестественной силой, божеством. Нет оснований полагать, что древние адыги были иного мнения. Место хранения «божественной мысли» может называться божественным именем, и элемент хьэ в слове щхьэ – «голова» должен означать «собака-бог» [Налоев 1967:254]. В древней зооморфной модели Вселенной собака имела символическое значение стража у врат ада. По мифоэпической традиции собака сопровождала души умерших в загробный мир [Маковский1996:114].
У нас есть основания полагать, что первичное значение щхьэ восходит к тому же единому этимологическому комплексу, характерному для всех языков мира, а именно глаголу «резать», «бить», «колоть», «молотить» [Мельничук 1991,3:51]. В академическом издании нартского героического эпоса, в цикле о нарте Батразе встречается следующий куплет с переводом. Сэ иныжьхэр жэщ мазэхэм согъахэ, Бэрэр дэмык1уэжь щхьэдэ-щхьэ1уэу изогъауэ [Нарты:119]/В безлунную ночь я заставляю иныжей жать хлеб, / В безлунную ночь я заставляю иныжей молотить (перевод на стр.271 того же издания). В адыгских языках наличествуют слова щхьэлъэ – «колос», щхьэлъэ къыищ1ын – «налиться о колосе», щхьэл – «мельница» с многочисленными производными [СКЧЯ:779].В словаре современного кабардино-черкесского словаря нами найдены следующие лексемы, производные от щхьэ, сохранившие эти древнейшие значения, например: гуэщхьэхук1ын – отделиться, отстать, отпасть; пыщхьэрыук1ын – блуждая, отстать от кого-либо; ыщхьэхук1ын – отделиться, обособиться от кого-, чего-либо; ищхьэрыуэн – забрести случайно куда-либо.
Мы часто уподобляем голову различным сосудам. Мы можем сказать: «У тебя совсем котелок не варит» , а в ответ услышать: «Как дам в чан !». Такие обозначения головы остаются, как правило, в разговорной речи, в жаргоне, в экспрессивных выражениях. Но иногда случается, что подобные слова становятся основным названием головы.В германские языки когда-то было заимствовано латинское слово cup (p )a ‘бочка, кадка’. В английском оно по-прежнему имеет значения ‘чашка, чаша, бокал, кубок’, а вот в немецком, где оно стало выглядеть как Kopf это слово стало основным обозначением головы, вытеснив из употребления древневерхненемецкое houbit , houbet (этому слову соответствует английское head ). Лингвист Леонард Блумфилд отмечал, что значение голова’ у немецкого слова «впервые появляется в имеющихся в нашем распоряжении текстах конца Средних веков, в тех текстах, где описываются батальные сцены и где речь идет о том, как разбивают чью-то голову».
Если мы обратимся к самой латыни, то обнаружим и в ней близость головы и сосуда. Голова на латыни caput , а однокоренное слово capis имеет значение ‘чаша для жертвоприношений’. К этому же индоевропейскому корню относится санскритское слово kapāla , обозначающее чашу (в том числе чашу для сбора подаяния) и череп. Это слово из санскрита было заимствовано в тибетский. Тибетское ka-pa-la имеет те же два значения. Впрочем, нельзя не отметить, что о обрядах тибетского буддизма иногда используются и чаши, сделанные из человеческого черепа, так что два значения в таком случае сливаются в одно.
Во французском языке основное название головы — слово tête , в итальянском — testa . А возникли они из латинского testa ‘глиняный сосуд, горшок, кувшин’. Уже в поздней латыни слово testa начали употреблять для обозначения черепа. Позднее во французском и итальянском языках его слово вытеснило старое обозначение головы, а в испанском testa — лишь разговорный синоним слова cabeza ‘голова’.
Но современные французы не удовлетворяются тем, что название головы в их языке произошло от горшка. Во французском отмечены и иные разговорные, просторечные и иронические обозначения головы аналогичного происхождения: terrine ‘миска, глиняная чашка, горшочек’, théière ‘чайник’, tirelire ‘копилка’, fiole ‘склянка, пузырёк, флакон, колба, ампула’. Не отстают от французов и испанцы, особенно в Латинской Америке. В Венесуэле слово tatuca обозначает большой сосуд, а также служит разговорным названием головы. Из языка кечуа испанцы заимствовали слово matí , обозначавшее тыкву или сосуд из высушеной тыквы. В испанском слово mate тоже изначально обозначало такой сосуд, а потом оно стало обозначать напиток, который пили из этих сосудов — знаменитый напиток мате . Однако в разговорном языке Чили и района Рио- де-ла-Плата слово mate получило и значение ‘голова, башка’.
Подобные вещи с названиями сосудов происходят и в других языках. Чаще они остаются периферийными обозначениями головы, произносящимися с иронией или упреком, обычно, когда хотят указать на чью-то глупость или пригрозить. Особенно часто от названий сосудов производятся названия черепа. Если с головой вообще ещё можно посомневаться, то с черепом всё ясно — горшок он и есть горшок. В мокшанском языке слово кавозь значит ‘горшок’ и ‘череп, черепная коробка; голова, башка’ (например, шава кавозь! ‘пустая башка’). При этом есть и основное мокшанское обозначение головы — слово пря . По-испански casco это и ‘черепок, осколок’и ‘череп’ (более распространенные названия черепа cráneo и calavera ). Английское слово pan может обозначать разные виды посуды: сковородку, кастрюлю, миску — но есть у него и значение ‘череп’.
Один и тот же тюркский корень дал в турецком языке слово güveç ‘горшок’, а диалектах алтайского — слово кө:ш ‘череп’. Готскому слову hwairnei ‘череп’ родственны древнеисландское hverna ‘сосуд, горшок’ и древнеанглийское hwer ‘котелок, горшок’. Если взять английское слово skull ‘череп’, то окажется, что ему родственны датское skaal и шведское skal ‘кубок, чаша’.
Этимология литовского слова kaukolė ‘череп’ неясна, однако столь распространенное обыкновение называть череп горшком или иным сосудом позволяет вызвинуть гипотезу, что слово kaukolė — заимствование из латинского caucula , уменьшительной формы от caucus ‘чаша, кубок’. Правда, путь, по которому могло бы прийти это заимствование пока непонятен.
Если мы обратимся к славянским языкам, то увидим, что в польском слово czaszka , соответствующее русскому чашка , служит основным названием для черепа. Впрочем, подобный случай мы можем наблюдать и в русском языке, ведь русское слово череп имеет тот же корень, что и слова черепок , черепица , и родственно таким словами как болгарское диалектное чир’ъп , чиреп ‘глиняный горшок’, сербское цреп ‘черепок, черепица’, а возможно и таким словам как древнепрусское kerpetis ‘череп’, немецкое Scherbe ‘черепок’, диал. ‘глиняный горшок’, санскритское karpara ‘черепок, горшок, череп’.
Ещё в XVII веке у русского слова череп сохранялось значение ‘сосуд’. Его мы можем увидеть в таком отрывке: «Да послал я тебе гсдарю масла коровя две кринки, а весу в первои и с черепом тридцат пят гривенок». Вес масла «с черепом», это, как сказали бы мы сейчас, вес брутто, то есть с учетом сосуда.