«1 апреля – Международный день птиц» А.Н. Крохин. Международный день птиц — традиции дня пернатых 1 апреля день птиц история

03.03.2018

Не забудь рассказать друзьям


На этот день, 1 апреля, приходится немало праздников. Один из них - крылатый - День птиц. У него давняя история. В 1905 году, больше века назад, начала действовать Международная конвенция по охране птиц. Сто лет назад, в 1918 году, Россия подписала действующий до сих пор Международный договор о перелетных птицах. Официально День птиц в СССР начали отмечать в 1927 году.




К этому дню дети вместе со взрослыми традиционно мастерили скворечники, чтобы вернувшимся с зимовки птицам было где поселиться. С годами праздник утратил свое значение, о нем почти забыли... Но в 1994 году орнитологи создали Союз охраны птиц России, и праздник вновь возродился. В нашей подборке - открытки, поздравления и просто стихи к этому дню.




Сколько птиц на белом свете,
Берегут их даже дети,
Строят домики, кормушки,
Даже вешают игрушки,
Только б птички не страдали,
И зимой не голодали,
Чтобы пели и порхали,
И от нас не улетали.
Берегите птичек наших,
Не ленитесь дать букашек,
Ломтик хлебца иль лепешки
Протяните на ладошке...
Пусть порадуются пташки
Им предложенной букашке,
Крошке хлеба иль крупе...
Помогите им в судьбе!




Без птиц планет онемеет,
Накроет тишь леса, поля,
В сердца любовь не постучится
Без нежной трели соловья.
Весь мир сегодня поздравляю
С прекрасным праздником, Днем птиц.
Взлетают в небо птичьи стаи,
Нет им преград и нет границ.
Пусть кружат птицы над землею,
Приносят аисты детей,
Пусть воробью, орлу, сороке
Найдется место средь людей.




В синем небе с облаками,
Обгоняя быстрый ветер,
Птицы разные над нами,
Им так ярко солнце светит.
И неважно, что за птаха,
Драгоценен каждый вид,
Крылья разного размаха,
Кто летает, кто парит.
Нет им в небе даже равных,
Ни предела, ни границ,
И сегодня люди, праздник,
Во всём мире праздник птиц!




Пернатые наши друзья,
Мы с вами большая семья,
Сегодня всем людям хочу я сказать,
Что надо друзей этих оберегать.
Пусть птицы в небесах поют,
Птенцов высиживают, гнезда вьют.
С пернатыми планета наша краше,
И в этом так же счастье наше!




День птиц сегодня, каждый знает,
И праздник этот отмечает.
Поздравить вас и я спешу,
Как птица крылья распущу,
И принесу в ваш дом добро,
Надежду, веру и тепло.
Желаю жить всегда в любви,
И птицу счастья обрести.




С Днем птиц международным!
Пусть хором благородным
Блистательно поют
И радость вам дают!
А вы их берегите,
Скворечник смастерите,
Чтоб жили в нем скворцы,
И родились птенцы!

(International Bird Day), который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок.

Цель праздника — сохранение видового разнообразия и численности птиц.

Еще в начале XX века, 19 марта 1902 года , была принята "Международная конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", которую подписали более десяти государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. 18 октября 1950 года в Париже была подписана "Международная конвенция об охране птиц", заменившая предыдущий документ для большей части государств-участников.

Сам же День птиц связывают с детским праздником, устроенным в 1894 году учителем из маленького американского города Ойл-Сити Чарльзом Бэбкоком (Charles Babcock). Его поддержала газета "Питсбуpгская телегpафная хpоника", начавшая активно популяризовать праздник. Более того, газета организовала специальный клуб-музей по охране птиц для школьников. Вскоре День птиц стал широко проводиться как народный праздник во всех штатах страны.

Идея проведения Дня птиц нашла поддержку и в России. В нашей стране охрана птиц была организована еще во времена царской России, и к началу XX века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе — орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году. В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему — летящую ласточку. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо.

Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. После революции 1917 года детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц. С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. В 1928 году количество участников достигло 65 тысяч, они развесили более 15 тысяч скворечников.

Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60-70-м годам XX века празднование Дня птиц снова сошло на нет. Возродился праздник в 1999 году — благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году.

Орнитологи предупреждают : если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа, и ее последствия для человека могут быть непредсказуемыми. По их мнению, истребление нанесет невосполнимый ущерб биологическому разнообразию.

Показателем неблагополучного положения с птицами может служить количество видов, занесенных в Красные книги различных уровней. Из примерно 10 тысяч видов птиц мировой фауны в Красный список Международного союза охраны природы занесено более 1200 видов, или каждый восьмой вид птиц нашей планеты. В Красную книгу Российской Федерации занесено 123 вида птиц. Это означает, что под угрозой находится каждый шестой вид птиц России. Еще тревожнее ситуация в регионах с интенсивной хозяйственной деятельностью — так, в Красную книгу Московской области занесены 68 видов птиц, или каждый третий гнездящийся вид Подмосковья. Количество видов, заносимых в различные Красные книги и Красные списки — от региональных до международных — постоянно возрастает.

Союз охраны птиц России ежегодно избирает "Птицу года". Этот титул может получить вид или систематическая группа птиц, распространенная на большей части территории России, легко узнаваемая и нуждающаяся во внимании и помощи человека. Кампания "Птица года" помогает напомнить нашим соотечественникам о проблемах охраны живой природы.

Выбранная птица оказывается в "своем году" в центре общего внимания. Идет всенародный сбор данных о ее численности и распространении, люди помогают решать ее проблемы. Участники акции своим творчеством пропагандируют красоту этой птицы и рассказывают об уязвимости живого мира.

В 2016 году "Птицей года" был выбран удод. Это одна из самых ярких и запоминающихся птиц нашей страны. Необычна контрастная окраска — темные и белые полосы на рыжем оперении. На голове — пышный хохол-"ирокез", который птица то складывает на затылке, то разворачивает во всем великолепии. Самец и самка окрашены практически одинаково, только самки чуть менее яркие, и на груди у них отсутствует розоватый налет.

В зависимости от географической широты, птица может быть оседлой, кочующей или перелетной. В нашей стране удод — перелетная птица. Появляется он обычно в конце апреля, а улетает на зимовку в конце лета или осенью. Обычен удод только в южных регионах нашей страны. Чем ближе к северной границе ареала, тем ниже его численность. В ряде субъектов РФ вид занесен в региональные Красные книги (например, Липецкой, Московской, Тверской, Кировской, Новосибирской и Томской областей, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия).

За пределами России удоды гнездятся в Европе, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, в Африке и на Мадагаскаре.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сценарий развлечения для детей

Возрастная группа : разновозрастная.

Цели : Систематизировать представления об особенностях жизни птиц , способствовать развитию познавательного интереса к родной природе, подвести к выводу о необходимости бережного и заботливого отношения к птицам .

Ход праздника:

Центральная стена украшена панно «Весенний лес» .

Дети стоят полукругом.

Воспитатель читает загадку :

Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут, звеня,

Ветер теплый - это значит

Что уже пришла (весна)

Воспитатель : А почему это все происходит весной? (подвести к тому, что солнце яркое, светит, пригревает)

А вас когда-нибудь мама называет «солнышко мое» ?

А давайте мы сейчас превратимся в солнышки, а ручки ваши будут лучиками теплыми, ласковыми, добрыми. Пусть ваши лучики согреют вас теплом, подарят весеннее настроение всем нам, подойдите и своими руками - лучиками обнимите руки друг друга. А теперь подойдите ко мне, встаньте в кружок и обнимите себя и пусть у вас у всех будет весеннее настроение.

А в народе говорили так :

Когда солнышко пригреет,

Тогда и вода разольется,

Тогда и лес зазеленеет,

Тогда и птицы прилетают !

Приготовьте пальчики, давайте послушаем пробуждение весны. Пальчиковая игра «Весна»

От сосулек звон, звон, звон, звон. -(изображается капель : руки поднять до уровня головы, сжать кулаки, выставив из них только указательные пальцы. Пальцы направить вниз. Затем с каждым словом «звон» , руки рывками опускать все ниже и ниже.)

Просыпайся, клен, клен, клен, клен. -(Руки держать вверх согнутыми в локтях. Пальцы рук растопырить, изображая ветви клена)

Растопился снег, снег, снег, снег. -(изображаются сугробы : совершать волнообразные движения руками, постепенно разводя их в стороны )

Ручейки - в бег, в бег, в бег, в бег. -(изображается ручеек : сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии

Гром шагает - топ, топ, топ, топ. - (топать ногами)

Почки, слышно - хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. - (хлопать в ладоши)

Дети, сегодня 1апреля я рада приветствовать вас в нашей группе на празднике птиц . Этот праздник отмечается 1-го апреля и совпадает с Днем смеха и всевозможных розыгрышей, но возник он намного раньше, более ста лет назад. Всемирный день птиц установлен в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция по охране птиц . Россия присоединилась к этой конвенции в 1927 году, но отмечать День птиц стали с 1918 года . Традиция проявлять заботу о птицах зародилась у нас давным-давно. Птицы украшают землю . Без них природа мертва. Их весёлая, звонкая песня радует душу, оживляет природу. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу , особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им добывать корм. Ребята давайте вспомним как мы заботились о птицах всю зиму (вешали кормушки, подкармливали) .

Руслан читает стих : Т. Евдошенко «Берегите птиц » .

О птицах много знаем мы

И в то же время мало.

И нужно всем : и вам и нам,

Чтоб их по больше стало

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

личинки насекомых.

И поредеют все сады.

Без наших птиц знакомых !

Воспитатель : Наверное, не случайно этот праздник отмечается весной. Именно весной мы так рады слышать пение птиц . Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. Поют только самцы.Весной возвратится домой маленький певун и немедленно во весь голос заявит : “Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет поблизости селиться, иначе получит взбучку ”.

Хоровод Весенний.

Воспитатель : С приходом весны все оттаивает вокруг, зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы . Домой возвращаются перелетные птицы , которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края.

Птицы –гонцы весны . Она их выслала вперед. А знаете ли вы птиц , которые возвращаются с тёплых стран?

Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.

Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей

(грач)

Гнездо свое он в поле вьет

Где тянуться растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья.

(жаворонок)

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня…

(скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Пусть проделав длинный путь

Лепит домик под окном из песка и глины…

(ласточка)

Молодцы! Всех гонцов узнали.

Воспитатель : Вернулись птицы , а их поджидают зимующие, чтобы передать им эстафету.

Каких зимующих птиц вы знаете ? (Ответы детей)

Хотите послушать, о чем они говорят?

Инсценировка .

Скворец :

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач :

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел :

Расскажите птицы ,

Где вы побывали?

Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец :

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач :

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны ,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел :

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых.

Скворец :

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка :

Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Общая подвижная игра «Стайка» .

Дети становятся в круг и превращаются в птичек.

Раз, два, три, повернись,

Быстро в птичку превратись!

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички,

(бежать на носочках по кругу друг за другом)

Птички-невелички. (размахивать руками, как крыльями)

Птички летают.

Устали не знают. (2-3раза)

Стоп! (остановиться)

Сели птички на дорожку, (присесть, развернувшись лицом в круг )

Поклевали птички крошки :(стучать указательными пальцами, как клювами,

«Клю-клю-клю - поклюем, (2-3 раза)

Потом песенку споем». (встать лицом в круг)

Синичка :

Дети, гнезд не разоряйте,

Птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берите,

Нас, друзья вы берегите.

Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Воспитатель : Чем же вы занимаетесь, когда прилетаете к нам?

(одна из птиц читает стихотворение)

Трава опять зазеленела

И закудрявились леса

Весна, весна! Пора за дело!

Сухие прутики, солому

Кусочки мха они несут

Всё пригодится им для дома

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы.

Ведь скоро в гнёздах будут детки

Их желторотые птенцы.

Воспитатель : Ребята, давайте поприветствуем наших птиц песенкой .

Звучит песня «Скворушка»

Воспитатель : Наши ребята много знают о птицах , предлагаю вам, дети, немного поиграть

1 игра Четвертый лишний (на доске картинки с изображением птиц )

Найдите лишнего.

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие , а одна перелетная. Найдите её. (грач,дятел, синица, снегирь)

2. Три птицы дикие , одна домашняя. Укажите её. (воробей, голубь, синица, петух.)

3. Одна из этих птиц - не хищная . Какая? (Ястреб, гриф, сокол, воробей.)

4. Три домашних, одна дикая (индюк, гусь, петух, сова)

Молодцы,а теперь следующая игра

2 игра На внимание (в чём ошибка)

1. Прилетели птицы : Вороны и синицы, Голуби и спицы.

2. Прилетели птицы : Вороны и синицы, Галки и стрижи, Кукушки и ножи.

3. Прилетели птицы : Вороны и синицы, Голуби, чижи, Сойки и коржи

4. Прилетели птицы : Чайки, пеликаны, Чайники, тюльпаны.

5. Прилетели птицы : Вороны и синицы,Голуби, чижи, Сойки и стрижи, Чайки, пеликаны, Чибисы, ножи, Галки и ужи.

3 игра Подвижная игра «Перелёт птиц » .

Дети одевают маски-ободки зимующих и перелётных птиц . На сигнал воспитателя «Птицы полетели » - все бегают врассыпную, на сигнал «Буря» - дети- птицы собираются в группы- 1 гр. - зимующие птицы ,2 гр. - перелётные (игра повторяется2-3 раза)

4. «Расскажите пословицы про птиц » : дети рассказывают пословицы

Птицы наши друзья – обижать их нельзя.

Лес без птицы и птицы без леса не живут .

Всякая птица своим клювом сыта

Журавль прилетел и тепло принёс

Воспитатель : Через море, через горы стайкой птицы к нам летят

Мы для них построим город, птичий город - Птицеград .

Ребята, давайте поможем птицам ! Пригласить к столам.

Продуктивная деятельность : по центрам

Лепка птиц – пластилин (дети средней подгруппы)

Конструирование птицы- картон , бумага (дети старшей подгруппы)

Изготовление гнезда - природный материал (дети подготовительной подгруппы)

Гнездышки расставляем, птичек садим в гнездышки

Рамазан :

Гнездо на ветке - птичий дом,

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Воспитатель : скажите, пожалуйста, как надо относиться к птицам и почему .

Дети : Птиц нужно любить и беречь, не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы, украшают природу. А ещё они красиво поют и приводят людей в хорошее, радостное настроение.

Воспитатель : Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и природу!

И сегодня в день весенний справим птичье новоселье

Спасибо нашим родителям за скворечники, которые они изготовили! Эти домики все вместе на деревьях мы развесим . Птицы будут очень рады , что мы их встречаем, будут дарить веселые песни!

Сюрпризный момент : На память о нашем празднике я испекла для вас угощенье – печенье жаворонки, приглашаю всех на чаепитие.

Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение.

И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору. И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых.

Без птиц планет онемеет,
Накроет тишь леса, поля,
В сердца любовь не постучится
Без нежной трели соловья.

Весь мир сегодня поздравляю
С прекрасным праздником, днем птиц.
Взлетают в небо птичьи стаи,
Нет им преград и нет границ.

Пусть кружат птицы над землею,
Приносят аисты детей,
Пусть воробью, орлу, сороке
Найдется место средь людей.

Сколько птиц на белом свете,
Берегут их, даже дети,
Строят домики, кормушки,
Даже вешают игрушки,
Только б птички не страдали,
И зимой не голодали,
Чтобы пели и порхали,
И от нас не улетали.
Берегите птичек наших,
Не ленитесь дать букашек,
Ломтик хлебца иль лепешки
Протяните на ладошке...
Пусть порадуются «Пташки»
Им предложенной букашке,
Крошке хлеба иль крупе...
Помогите, им, в судьбе!

Пернатые наши друзья,
Мы с вами большая семья,
Сегодня всем людям хочу я сказать,
Что надо друзей этих оберегать.
Пусть птицы в небесах поют,
Птенцов высиживают, гнезда вьют.
С пернатыми планета наша краше,
И в этом так же счастье наше!

Без птиц опустеет планета,
Затишье повиснет вокруг,
Дарите им счастья моменты,
Кормите заботливо с рук!

Покоя их не нарушайте,
Пусть в небе свободно парят,
И в клетку вовек не сажайте.
На воле пусть нас веселят!

Давайте мы станем добрее,
Устроим пернатым сюрприз,
На всех по соседству деревьях
Кормушки развесим к Дню птиц!

С Днем птиц международным!
Пусть хором благородным
Блистательно поют
И радость вам дают!

А вы их берегите,
Скворечник смастерите,
Чтоб жили в нем скворцы,
И родились птенцы!

С Днем птиц международным
Шлю вам поздравления,
Пусть птицы возвращаются
Домой порой весеннею.

Пусть лебеди влюбленным
Крылья раскрывают,
Аисты со свертками
В дома пусть прилетают.

Журавлиный клин
Курлычет в синеве,
Пусть счастье вместе с птицами
Вернется по весне.

Мои поздравления вам
В Международный день птиц,
Парят в небесах пусть стаи
Гусей, журавлей и синиц.

Под крышей пусть ласточки гнезда
Для своих деток вьют,
В саду за окном вечерами
Пусть соловьи поют.

Пусть голубь над миром взлетает,
Пусть аист над домом кружит,
Весною домой возвращаясь,
Пусть к нам клин за клином летит.

Птица расправила крылья в полете.
Больше подобного вы не найдете.
Ей открывается солнечный мир.
Встанем все дружно, его защитив.

Пусть удивительно птицы летают.
И красоту для нас всех открывают.
Дарят понятие нам новизны.
Счастья, полета, весны, глубины!

В птиц Международный день
Я хочу вам всем напомнить,
Как важно жить для них теперь,
Сберечь их, я считаю долгом.

Кормушки нужно создавать,
И если ранены, помочь им,
Птичий покой не нарушать,
Это серьезно для них очень.

Солнце с их песнями вместе встает,
Дарят нам радость они круглый год.
Радость крылатая, вестник добра.
Любит и кормит их вся детвора.

Праздник у наших пернатых друзей.
Хлебушком их поздравляем скорей!
Прочь от них голод и холода,
Чтоб щебетать им везде и всегда.

Птиц берегите - подарок земли.
Счастье и смех они нам принесли.
Пусть этот ден будет дивно хорош.
Птицам в подарок ты что принесешь?

В большей части публикаций, приуроченных к празднованию Международного Дня птиц, сообщается, что праздник отмечается с 1906 года, когда 1 апреля была принята некая "Международная конвенция по охране птиц", ратифицированная Россией в 1927 году.

Между тем в 1906 году никакой конвенции не принималось, зато есть "Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", принятая 19 марта 1902 года и вступившая в силу 12 декабря 1905 года, которую позднее для большей части государств-участников заменила 18 октября 1950 года "Международная конвенция по охране птиц".

Интересно и то, что на отсутствующий документ многие ссылаются, даже цитируют (по тексту конвенции 1902 года), создан оргкомитет по празднованию 100-летия принятия этой конвенции.

На самом же деле Международный день птиц как детский праздник возник в далеком 1894 году в небольшом американском городе Оил-Сити (штат Пенсильвания) по инициативе местного учителя Чарльза Бабкока. При поддержке прессы и общественности праздник скоро стал отмечаться по всем Соединенным Штатам, а к началу 20 века проник и в Россию, где его внедряли школьные специально созданные для охраны Майские союзы, объединяющие детей среднего школьного возраста и региональные отделы Российского общества покровительства животным. При этом в России праздник отмечался позднее чем в Америке, что связано с более поздним прилетам к нам основной массы пернатых.

Идея проведения Дня птиц, установки дуплянок и кормушек упала в России на благодатную почву, ведь привлечение птиц в искусственные гнездовья, впервые было начато именно в России. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры. Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег. А в 1879 году в официальной газете «Правительственный вестник» была помещена заметка с предложением устраивать на юге России для розовых скворцов специальные ниши в домах, кpыть крышу черепицей, делать специальные холмики из битого камня. Одна из первых в мире книг по охране птиц - книга барона Ганса фон Берлепша "Всеобщая защита птиц, её основы и выполнение" вышла в 1900 году в Санкт-Петербурге. Активное участие в пропаганде охраны птиц принимала и Русская Православная Церковь, издававшая различные природоохранные книжки.

Но и без издания книг и принятия Конвенций в Российской империи считалось преступлением разорить гнездо или убить полезную птицу в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о птицах как о вестниках весны, не могли крестьяне и не замечать пользы приносимой птицами. Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских и около библейских сказаний и легенд, например клеста, снегиря и голубя (по легендам клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, ну а голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного потопа), многие птицы по традиционным верованиям приносили благосостояние и счастье, например аисты.

Значительно меньше везло в России только крупным врановым птицам и хищникам, которые считались либо вредными, либо связывались с нечистой силой.

Отношение к птицам у жителей городов изменилось. Связано это и с общим более практичным подходом, и с тем, что по настоящему красивых птиц в городе редко встретишь, все это многообразие красок, чудесных песен, издавна считавшихся признаками весны заменилось в это время монотонным курлыканьем голубей и веселой перекличкой ворон.

В революционные годы о празднике забыли, но уже в 1924 году он начал возрождаться московским юннатами центральной биостанции и школьниками в Смоленской области. А на следующий год прошел первый в Советской России официальный День птиц, во время которого юннаты устанавливали скворечники даже на Ленинских (Воробьевых) горах. В этом пpазднике принял участие Владимир Маяковский, который помогал ребятам рисовать шуточные плакаты, а также сочинил известное: «Мы ждем вас, товарищ птица, отчего вам не летится?».

В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч ребят, а с 1928 года День птиц зашагал по всей стране, в нем приняло участие примерно 65 тысяч энтузиастов, развешено 15 тысяч скворечников.

Чем же объяснить столь быстрый успех Дня птиц: талантом и выдумкой организаторов, активной поддержкой печати, торжественностью самих Дней, и, наконец, неподдельным энтузиазмом? Не только! Думается, праздник удавался еще и потому, что органически вплел в себя экологические славянские традиции - устройства гнездовий для скворцов и аистов, и веселых встреч жаворонков по весне.

Однако с начала 30-х годов благородные природоохранные порывы постепенно стали заменяться идеями утилитарного использования природы. Так, уже в 1930 г. сама же редакция “Юного натуpалиста” предлагала переименовать журнал в “Юный колхозник”. В 1934 г. Центральная станция юных натуралистов стала называться станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.

Веселый детский праздник День птиц забывался. Если в 20-х годах практически все газеты весной пестрели заметками о встрече птиц, то десятилетия спустя картина резко изменилась.

В конце 40-х, начале 50-х о Днях птиц заговорили вновь, но, к сожалению, постепенно из радостных праздников народной инициативы, самодеятельности Дни птиц стали пpевpащаться в скучные формальные мероприятия. Так, в Москве, в 1951 году пpи подготовке ко Дню птиц каждой школе в обязательном порядке предписывалось изготовить не менее 20 гнездовий, а также создать юннатские активы. За количеством терялось качество. В 1953 году к проведению Дня птиц было привлечено более 5 миллионов школьников. В постановлении одного из пионерских съездов того периода было записано, что каждый пионер должен в течение года изготовить один скворечник и две кормушки для птиц. В результате народные праздники, связанные с Днем птиц, где-то на рубеже начала 70-х годов выродились практически повсеместно.

Постепенным возрождением Дня птиц как яркого, неформального мероприятия сегодня мы обязаны Союзу охраны птиц России – благотворительной некоммерческой организации, созданной в 1993 году.

Праздник очень важен еще и тем, что именно в эти промозглые дни, птицы демонстрируют нам великое чудо любви к Родине, преодолевая тысячи километров, с более теплых краев принося нам по зову миллионов своих птичьих предков благую весть о наступающей весне.

Даже в рамках модного ныне патриотического воспитания, крайне важно нам, живущим в это время в этой стране, видеть, что даже слабая птица готова преодолеть огромные расстояния, вынести тяготы, отказаться от сытного, теплого рая, для того, чтобы ее дети увидели свет на бескрайних просторах России. Более того, именно у нас, на своей совсем малой Родине, каждую весну крик перелетных птиц мог бы стать для всех песней любви к отчизне.

Но в этом году вместо варварской, преступной весенней охоты, давно запрещенной по всей Европе, к птицам пришла новая напасть – птичий грипп, таящий смертельную угрозу пернатым не столько сам по себе, сколько из-за принятых как на местах, так и на уровне области решениям, по которым даже не инфицированные птицы будут подвергаться по возвращению на Родину преследованию и уничтожению.

В результате, вместо публиковавшихся ранее призывов к охранению и помощи птицам, мы видим в средствах массовой информации отчеты – то вокруг птицефабрик Челябинской области отстреливают перелетных и травят местных птиц, среди которых синицы, снегири, поползни, в общем, все те, кому обычно устанавливают кормушки и помогают перезимовать, то общество охотников собирается ударными темпами решать проблему путем отстрела некоторых видов птиц, а согласно принятому в преддверии празднования Дня птиц решению областного штаба по предотвращению распространения птичьего гриппа, наряду со вполне здравыми мероприятиями по изоляции домашней птицы от дикой, формируются 100-150 бригад, которые будут вести отстрел и утилизацию птицы в радиусе 50 км от населенных пунктов, т.е. фактически по всей области.

Против уничтожения птиц выступает Всемирная организация здравоохранения, Союз охраны птиц России, Координационный Совет по орнитологическим аспектам птичьего гриппа, Международная ассоциация в защиту птиц BirdLife International и др. Из отечественных чиновников к прекращению массового отстрела диких птиц призывал Министр сельского хозяйства РФ А. Гордеев и заместитель руководителя Росприроднадзора О. Митволь.

Не говоря об анти-экологичности и негуманности массовых уничтожений диких птиц, очень дорогостоящие отстрелы бесполезны для предотвращения эпизоотии. Птицы многочисленны и очень подвижны, поэтому отстрел как мера борьбы с переносом инфекции может быть эффективен лишь в одном (к счастью, невозможном) случае – если полностью истребить всех диких птиц. Но это привело бы к экологический катастрофе планетарного масштаба, последствия которой стали бы неизмеримо серьезнее пандемии птичьего гриппа. Попытки массового уничтожения птиц могут привести лишь к еще большему распространению вируса, поскольку, во-первых, начавшиеся отстрелы распугают птиц, вынудив их искать другие места для отдыха и кормления, что приведет к рассеиванию птиц-носителей на еще большей площади и к контактированию их с большим количеством здоровых птиц. Во-вторых, оставшиеся подранки станут добычей хищных зверей и птиц, а также ворон, что также увеличит число инфицированных животных. Врановые же птицы, в случае инфицирования, могут стать источником заболевания в крупных городах и населенных пунктах. Кроме того, последствия подобных отстрелов могут нанести невосполнимый ущерб биологическому разнообразию птиц, поскольку некоторые популяции и даже виды могут быть полностью утрачены.

Причины, вызывающие массовые отстрелы диких птиц, в общем понятны. С одной стороны, можно отчитаться перед начальством и электоратом о принятых мерах (к сожалению, далеко не все осознают по меньшей мере бесполезность подобных мер). С другой - появляется «законная» возможность пострелять по живым мишеням, а любителей такого рода стрельбы у нас хватает.

Еще одним немаловажным стимулом, имеющим значение в первую очередь для охотников, является возможность уничтожения тех видов животных, которые, по их мнению, причиняют ущерб охотничьему хозяйству. В Челябинской области в эту категорию попала, например, серебристая чайка.

В результате кампания отстрелов может привести к длительным губительным экологическим последствиям, как в свое время кампания борьбы с «вредными» хищными и рыбоядными птицами в СССР или с воробьями в Китае были уничтожены миллионы воробъев, но за уничтожение птиц человечество расплачивалась катастрофической численностью вредителей.

До сих пор в Красной Книге со статусом "находящиеся под угрозой исчезновения" находится целый ряд видов птиц, во многом в этом повинны государственные кампании 1950–1960 по уничтожению хищных, рыбоядных и других «вредных» птиц, когда только по официальным данным в СССР более 15 лет ежегодно ежегодно убивалось 100–150 тысяч хищных птиц. Пропагандистский жанр переместился на призывы к уничтожению, издавались плакаты и листовки, призывающие стрелять соколов и сов. За каждого убитого хищника выдавалась премия. Кроме того, устраивались общественные кампании по уничтожению серой вороны, сороки, грача, голубя, воробья, щурки золотистой (обвиненной в уничтожении пчел, а на деле главного врага саранчи), оляпки (обвиненной в поедании мальков рыбы), сойки, ворона и многих, очень многих других видов птиц.

Сегодня война птицам объявляется под эгидой борьбы с во многом раздутой прессой вспышкой птичьего гриппа. Между тем, для для борьбы с этим заболеванием есть другие, широко известные, и что главное, эффективные средства. Самое главное - необходимо свести до минимума контакты домашних птиц с дикими, обращая особое внимание на корм и источники питьевой воды. В случае эпизоотии или подозрению на нее надо ограничить контакты людей с дикими птицами, особенно заболевшими. Нужно соблюдать меры санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля, своевременно информировать властные органы и население о ситуации, не скрывать случаи массового падежа домашних и диких птиц, своевременно проводить анализ птицы на наличие вируса, что в нашей области можно сделать благодаря приобретенной на выделенные областью деньги современной лаборатории. Желательна уже начавшаяся вакцинация домашней птицы и людей, часто соприкасающихся с домашними и дикими птицами.

Именно в такой трудный год всем любителям природы, специалистам, экологам надо консолидировать все силы, всемерно помогать птицам.

В Челябинской области есть кому помогать. Всего в области отмечено 338 видов птиц (253 вида гнездится), из которых 48 видов занесены в Красную Книгу Челябинской области, а 22 занесены и в Красную Книгу России (авдотка, балобан, беркут, дрофа, змееяд, красавка, краснозобая казарка, кречетка, кудрявый пеликан, курганник, могильник, орлан-белохвост, пискулька, савка, сапсан, скопа, степной орел, стрепет, филин, ходулочник, черноголовый хохотун, шилоклювка).

Союзом охраны птиц России Птицей 2006 года выбрана чайка. У нас в области из птиц отряда чайковых гнездится чайка сизая, хохотунья, хохотун черноголовый, чайка озерная, чайка малая, крачка речная, крачка малая, крачка черная, крачка белокрылая. Именно эти птицы попадают, наряду с водоплавающими, под основной удар мероприятий направленных на профилактику птичьего гриппа, готовы их истреблять как «вредных для охотничьего хозяйства» и челябинские охотники.

Специалистам известно, что экологическое значение чаек и крачек определяется не только их большой численностью. Имеются факты, что обилие утиных и поганок остается только там, где крупные колонии озерных чаек по ряду причин еще сохранились.

В завершение хотелось бы напомнить, что любое истребление птиц, не отнесенных к объектам охоты, а также их гнезд является незаконным, уничтожение редких птиц попадает под действие целого ряда статей Административного Кодекса РФ, а массовое уничтожение птиц под определение статья 358 Уголовного Кодекса РФ - Экоцид (Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу) и наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, а также ст. 258 "Незаконная охота" и 259 "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации".

Евгений Чибилев


Статьи по теме: