Главные новости
Главная / Производство / Фарфоровая сказка

Фарфоровая сказка


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Гжельский фарфоровый завод — самый крупный в регионе: здесь выпускается 90% всей производимой в Гжели продукции. Здесь по старинным технологиям создают изящную посуду с известными каждому русскому человеку синими узорами. Мастера предприятия бережно сохраняют традиции — и внедряют современные технологии.

ГЖЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

Гжельские мастера на протяжении веков находились в постоянном поиске новых технологий и художественных решений. Привычная нам бело-синяя роспись появилась сравнительно недавно — в середине прошлого века. До этого большой популярностью пользовалась майоликовая посуда с цветной росписью. Яркие, сочные цвета радовали глаз, но… недолго. Глазурованная глина, обожженная при низких температурах, не отличалась долговечностью.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Расцвет гжельского художественного промысла пришелся на вторую половину XVIII и первую половину XIX веков. В начале XIX века в Гжели появляются фарфоро-фаянсовые предприятия. Первый крупный фарфоровый завод был основан в деревне Ново-Харитоново в 1810 году местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию фарфоровых королей.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В 1814-1820 гг. насчитывалось уже более 30 производств, где фаянсовые изделия расписывали синими орнаментами и наряду с этим выпускали фарфоровую тонкую посуду с цветной надглазурной росписью.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Промышленный переворот в России и переход от ручного труда к машинному производству вызвал общий экономический подъем во второй половине XIX века, но фактически погубил гжельский народный художественный промысел с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Три войны первой половины ХХ века, разруха, отсутствие топлива и сырья, казалось, окончательно похоронили художественные традиции гжельского промысла. Но гжель, как птица Феникс, возродилась из пепла в середине ХХ века.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Сине-белая роспись, напоминающая сочетание синего неба, белых церквей и золотых куполов (в современной гжельской росписи часто используется золочение), удачно вписалась в культурный код русской ментальности. Но главный стилеобразующий элемент — это фирменный кистевой «мазок с тенями», способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

РОЖДЕНИЕ ФАРФОРОВОЙ СКАЗКИ

Как и несколько веков назад, превращение куска глины в произведение искусства — длительный и трудоемкий процесс. Каждое изделие изготавливается сначала в единичном экземпляре и проходит внутренний художественный совет, принимающий решение о запуске в производство.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

После этого модельщик изготавливает образец, с которого отливаются гипсовые формы, в зависимости от сложности изделия состоящие из одной или нескольких частей.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В готовые формы заливают шликер — мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Гипс впитывает влагу, и шликер, «подвяливаясь», принимает форму изделий.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях. Затем убираются швы и незначительные дефекты, приклеиваются мелкие детали.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным», в специальной печи при температуре около 900 °C. Обожженный «утиль» окунают в специальный фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Успешно прошедшие контроль и получившие заводское клеймо изделия отправляются в живописный цех. Там художники наносят на них пока еще невзрачной черно-серой смесью, изготовленной на основе оксида кобальта, рисунки и ставят именную подпись.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Расписанные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с жидкой белой глазурью и отправляют на заключительный обжиг. Это один из ответственнейших этапов технологической цепочки: на вагонетку осторожно устанавливают расписанные глазурованные изделия, и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик. Температура обжига в этой печи — почти 1 400 °С.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

И после такой двойной «закалки» появляется на свет настоящее чудо — гжельский фарфор! Фуксиновый оттенок полностью исчезает, глазурь становится прозрачной, и сквозь нее проступают яркие волшебные цветы, пейзажи и сюжеты, переливающиеся всеми оттенками синего — от почти черного до небесно-голубого.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ОЖИВШИЕ ТРАДИЦИИ

Главный художник Гжельского фарфорового завода, заслуженный художник России Сергей Михайлович Симонов, рассказал нам о текущем положении дел на предприятии, перспективах и нововведениях.


 © Фото из открытых источников

— Какие новшества были привнесены в производство в последние годы?

— Мы возвращаемся к истокам — сейчас используем цветную подглазурную роспись, которая появилась в XIX веке, когда гжель еще была цветной. Благодаря этой технологии изделия можно мыть в посудомоечной машине и ставить в микроволновые печи. Дело в том, что надглазурные цветные краски и краски из золота сильно реагируют на воздействие моющих средств и микроволнового излучения. А наша цветная роспись абсолютно устойчива к этим воздействиям и экологически чистая.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Кроме того, мы оснащаем своё производство новым оборудованием. У нас есть литейное производство, где используются специальные литейные машины, позволяющие в течение рабочего дня изготавливать до 700 единиц изделий одного типа. Также сейчас мы проводим реконструкцию наших печей обжига. Это очень важно: они должны давать действительно высокую температуру — 1350 градусов.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

— Кто сегодня создает гжельский фарфор?

— У нас большой коллектив, много молодых сотрудников. Но и заслуженных работников немало: более половины — женщины пенсионного и предпенсионного возраста. Однако это особенность всех предприятий народных художественных промыслов.

За два с половиной года я собрал творческую группу — чудесную команду художников. Они не только изготавливают серийные изделия, но и создают вариации и предлагают свои творческие работы. Наша творческая группа работает в авторском тиражировании: мы можем производить изделия под заказ.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Я могу многое рассказать о наших сотрудниках. Например, Юлиана Кассихина разработала рецептуру красок для цветной подглазурной росписи, которую мы используем у себя на предприятии и держим в секрете. Шестакова Галина, выпускница текстильной академии имени Косыгина в Москве, переквалифицировалась у нас на предприятии в художника-керамиста и живописца. Морозова Мария — ведущий художник — расписывает изделия в авторском исполнении. Характерная особенность ее работ — мягкие переходы оттенков кобальта в сочетании с цветочным орнаментом, сюжетная роспись с изображением сельских ландшафтов и птиц. Ее работы украшают коллекции известных людей. У нас множество талантливых сотрудников, и мы очень ими гордимся.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

— Каковы ваши планы по развитию предприятия?

— Мы намерены расширять состав творческой группы и ассортимент наших изделий. Хотим начать изготовление изразцов для каминов и печей — эти традиционные изделия будут востребованы при строительстве домов и дач. Еще мы планируем производить кашпо для цветов и другие предметы для садового дизайна, потому что многие хотят украсить свои террасы цветами и небольшими растениями.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В наши дни художники и мастера «Объединения Гжель» сохраняют гжельские традиции, многие из сотрудников — представители гжельских династий. Они закрепили старинные приемы мастерства и в то же время привнесли много нового в художественный образ промысла. И сегодня их изделия представляют классическую основу и образец настоящего мастерства.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Текст и фото: Бионышева- Абрамова Елена

Об авторе Алёшин Р.

Вас может это заинтересовать

Группа ЧТПЗ поставила высокотехнологичную продукцию для модернизации ”Группы Мечел”

 © metallicheckiy-portal.ru Группа ЧТПЗ изготовила и поставила новый вид высокотехнологичной продукции ЭТЕРНО INGENIUM для кислородно-конвертерного цеха Челябинского …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика