Плоскостное гравирование. Гравирование

Гравирование является одним из древнейших способов художественной обработки металлов, а также некоторых неметаллических материалов – дерева, кости, камня и др. Сущность его заключается в нанесении на поверхность твердых материалов надписей, рисунков, узоров режущими граверными инструментами – резцами.

Гравирование по металлу известно с глубокой древности.

Учеными найдены бронзовые изделия, выполненные мастерами-граверами еще в начале первого тысячелетия до н.э. В основном это боевые топоры, кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных.

Мастера древнего Новгорода, Пскова, Тулы, Москвы оставили прекрасные образцы гравировки на различных металлах.


Плоскостное гравирование

Художественное ручное плоскостное двухмерное гравирование применяется в ювелирной практике для декорирования поверхности изделия путем нанесения контурного узора, рисунка, портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, а также для исполнения различных надписей и шрифтовых работ.

Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия.

К плоскостному гравированию относят также гравирование под чернь и таушировку. Это трудоемкий и сложный процесс, который требует от мастера большой выдержки, сосредоточенности и мастерства.

Техника гравирования отличается высокими художественными достоинствами. Четкость линий, выразительность штриха, строгость и лаконизм заставляют мастера быть очень требовательным к процессу создания гравировальной композиции.

Гравировка под чернь в технологическом отношении отличается от обычной тем, что выполняется несколько глубже и затем выбранный внутри рисунок заполняют чернью.

Процесс плоскостного гравирования складывается из следующих этапов: подготовка рисунка, подготовка металла, перенос рисунка на металл, гравирование.

Подготовка рисунка.

Для перевода на металл рисунок выполняют на бумаге в натуральную величину. Все тональные и теневые переходы даются штрихом или точками – пунктиром.

Подготовка металла.

Поверхность металлической пластины или изделия, на котором нужно выполнять гравировку, необходимо подготовить: сделать поверхность гладкой, ровной и чистой. Все риски, царапины удаляют шлифовкой.

Затем поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и пемзой. Поверхность должна быть матовой – шлифованной, а не блестящей – полированной, так как блеск слепит глаза и затрудняет работу. Если нужно, чтобы гравированный рисунок находился на полированном поле, полировку фона выполняют на гравировки рисунка.

Для переноса рисунка на металл поверхность пластины или изделия покрывают тонким слоем белой акварельной краски или жидко разведенной белой гуашью.

Краске дают высохнуть и на нее переносят рисунок от руки тонко отточенным карандашом, или через копировальную бумагу, обводя линии рисунка также тонко отточенным твердым карандашом. Полученный рисунок покрывают спиртовым лаком или нитролаком, чтобы при работе он не стирался.

Затем изделие или листовую заготовку крепят к доске мелкими гвоздями, сургучом или закрепочной пастой. Размеры доски должны быть больше, чем размеры заготовок. Крепежные доски изготовляют из вязких пород дерева. Объемные предметы при производстве гравировочных работ зажимают в специальные приспособления – шрабкугель или колодки.

Шрабкугель (шаровые тиски) представляет собой чугунный шар массой до 15 кг, диаметром 130 мм. Сверху шара срезан сегмент и вырезан паз, в котором болтами зажимается дощечка с изделием.

Для того чтобы изделие можно было свободно передвигать и поворачивать под любым углом, под шрабкугель подкладывают специальную кожаную или брезентовую подушку, туго набитую песком. Подушку называют кранц, ее диаметр 200 мм.

Колодки состоят из массивных или чугунных брусков, снабженных раздвижными губками, которые должны удерживать гравирующую заготовку.

Граверный инструмент. Основным инструментом при гравировании является штихель, который представляет собой стальной резец длиной 100 – 120 мм, насаженный на деревянную ручку грибовидной формы длиной 30 – 70 мм. Изготовляется из инструментальной стали марок У12А, ХВГ. Хорошие резцы можно изготовить из прутковой стали, рессорных полосок, надфилей, опасных бритв. Штихель должен быть правильно и хорошо заточен и закален.

Нужно помнить, что недокал в этом случае способствует быстрому притуплению, а перекал – выкрошиванию режущей кромки.

В зависимости от назначения штихели различаются по форме рабочей части, углу заточки и размерам. В зависимости от толщины поперечного сечения различают следующие основные типы штихелей:

1. шпицштихель служит для гравирования контура рисунка, нанесения четких глубоких линий, сильных штрихов, подрезки углов в шрифтовых работах. Боковые стенки выпуклые, клинок прямой, угол заточки лезвия – 30 – 45 градусов, ширина спинки – 1 – 4 мм;

2. болтштихель – (полукруглый штихель) представляет собой штихель с полукруглой резущей кромкой, шириной 4 – 5 мм и применяется при круглой и полукруголой выборке и при гравировании углублений;

3. мессерштихель – ножевой резец с очень тонким, до 0,1 мм, лезвием; применяется для проведения очень тонких линий. Мессерштихелем на полоске шириной 1 мм можно провести до 10 линий;

4. фляхштихель (широкий штихель) – штихель с плоской режущей кромкой, служит для выборки и выравнивания плоскостей;

5. шатирштихель (ребштихель) – штихель с плоским лезвием. На его рабочей стороне расположены выступы, которые при гравировке оставляют параллельные штрихи. Применяют для штриховки плоских поверхностей параллельными линиями;

6. фасетштихель – используется для проведения точных широких и неглубоких линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработки рисунка. Боковые стенки у него параллельные или трапецевидные, лезвие резко заостренное, клинок прямолинейный с углом заострения 60 – 120 градусов;

7. юстирштихель – используется для подгонки оправы с целью обеспечения надежности опоры камня в ювелирных работах. Выпуклые боковые поверхности штихеля, пересекаясь, образуют остроовальное поперечное сечение. Его режущая грань затачивается наклонно к продольной оси клинка;

8. фаденштихель – нитяной резец, по форме похожий на фляхштихель, задняя грань и режущая кромка имеют острые выступы. Служит для штриховки и матировки поверхности изделий. Шаг насечки 0,1 – 0,4 мм.

При гравировании в углублениях и на вогнутых поверхностях работать прямым клинком штихеля неудобно. В этом случае штихель докрасна нагревают в средней части и изгибают до нужной кривизны. Иногда штихелям придают двойную кривизну, но оба изгиба обязательно должны лежать в одной плоскости.

Применение граверного инструмента.

Штихель держат в сжатой правой руке так, чтобы его рукоятка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживали его в рабочем положении. Локоть должен находиться на весу, опорой руки служит только большой палец, который в то же время является как бы тормозом и ограничивает проскальзывание инструмента вперед. В то же время указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и направляет его по линии рисунка.

Штихель ведут всегда только по прямой линии слева направо, проталкивая его вперед небольшими участками.

При гравировании закруглений и кривых линий поворот штихеля допускается в небольших пределах.

Все изгибы линий в соответствии с рисунком осуществляет левая рука, которая поворачивает заготовку, закрепленную в шрабкугель или кололодку, навстречу резцу.

Для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы – латунь, томпак, пробное серебро, бронза, цинк, никелевые сплавы, стали и некоторые неметаллические материалы. Хуже поддаются гравированию мягкие пластичные металлы – золото, чистое серебро, платина, алюминий и другие.

Обучение следует начинать со штриховых упражнений для овладевания навыками работы хотя бы одним штихелем. Первые упражнения делают на медных или латунных пластинах.

Для гравирования штихель должен быть правильно заточен. Неправильно, плохо заточенный штихель является причиной брака. Процесс заточки сложный и требует знаний и навыков.

Примерно на 1/3 длины клинка со стороны спинки штихеля на наждачном точиле делается срез (аншлиф), высота лезвия рабочей части должна быть 1,5 – 3 мм. При таком срезе конец штихеля не загораживает линии рисунка во время гравировки, а площадь заточки рабочей части уменьшается. На боковых ребрах среза, чтобы не порезать палец, снимается фаска. Режущую кромку образует площадь заточки (лобовая площадка) со стенками и лезвием (основанием) клинка. При резании мягких материалов, например, дерева угол заточки должен быть равен 45 градусам, для стали – 60 – 65 градусов.

Тупым штихелем работать нельзя, потому что он соскакивает с металла и может поранить левую руку, которая находится под штихелем. Кроме того, тупой штихель, соскальзывая с металла, портит работу. Обязательным условием правильной заточки является плоская заточка штихеля, без закруглений и выпуклостей.

При заточке на бруске локоть правой руки должен быть на весу, а кисть – сильно прижимать площадку к камню. Затачивают штихель со стороны спинки, следя за тем, чтобы не пережечь режущую кромку. Для заточки применяют мелкозернистые бруски, поверхность которых смачивают жидким машинным маслом или керосином. После заточки со штихеля снимают на глянцевом оселке или кремнистом сланце заусенцы.


Обронное гравирование

Обронное (трехмерное) гравирование – это способ, при котором резцом создается рельеф или объемная круглая скульптура из металла.

Обронное гравирование подразделяется на выпуклое (позитивное, при котором рисунок рельефа выше фона, который углублен и снят) и углубленное гравирование (негативное), при котором рисунок или рельеф режется внутрь.

Применяется обронное гравирование довольно часто для обработки поверхности изделия и получения художественных произведений, таких как ювелирные изделия, декоративные предметы и т.п.

Кроме того, способом обронного гравирования изготавливают инструменты или приспособления (пуансоны, матрицы для штамповки, прессформы для литья, клише для печати, ситценакатные валы, офорты, багетные ролики, гравюры, эстампы и др.

Обронное гравирование бывает ручное и механическое.

Ручное исполняется ювелирами с помощью ручных инструментов, механическое – различными приспособлениями и гравировальными машинами. В этом случае гравер сам управляет движениями резца или резец передвигается автоматически при помощи специального шаблона.

Пользуясь в работе техникой оброна (при исполнении рельефов, контррельефов, объемных форм), мастеру приходится снимать с поверхности изделия большие массы металла, поэтому выборку металла лучше производить зубилом, рабочий конец которого имеет форму штихеля.

Гравировальные зубила представляют собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной 120 – 150 мм. Рабочий конец их отковывается и опиливается по форме того или иного штихеля. Наиболее широко применяют спецзубило, фляхзубило и болтзубило. Рабочий конец инструмента закаливается с последующим отпуском.

Кроме спецзубил и штихелей, к граверному инструменту относят керн или кернер, который применяется для разметки. От слесарного керна граверный керн отличается большим углом заострения. Кроме кернов, применяют сечки и чеканы.

Сечки служат для выборки металла и затачиваются с одной стороны; чеканы служат для выравнивания фона и набивки фактуры. Чеканы должны быть более массивными, чем чеканы для чеканных работ, так как ими работают в основном по стальным заготовкам при отделке штампов и пуансонов.

Пуансоны изготавливают из инструментальной стали 6, 7, 8 и 10 мм толщины и 65, 85 и 100 мм длины. Рабочему концу придают небольшой конус, а на торцевой площадке гравируют букву или цифру в позитивном (наружу) и негативном (внутрь) изображении.

Разновидностью пуансонов являются зеки и маточники. Зеки представляют собой пуансоны, сделанные по форме буквы, но с таким расчетом, чтобы на его рабочей поверхности получились выпуклыми те места, которые в букве или цифре должны быть вдавленными, углубленными, выбранными. При работе такая зека ставится на то место заготовки, где должна быть отгравирована буква. При ударе по зеке металл под ней оседает, после чего остается выгравировать только наружные очертания буквы, что гораздо легче.

Маточники – это пуансоны, на торце которых гравируется не буква или цифра, а часть рельефа или элемент орнамента.

В обронных работах применяют также надфили и рифлевки различных профилей. При чеканке пуансоном заготовку укрепляют в шрабкугеле или колодке, под которую подкладывают кранц. При мелкой работе заготовка должна быть хорошо освещена, при этом мастер пользуется лупой.

Технология обронного гравирования включает в себя два основных этапа – подготовительный и гравирование.

Для выполнения обронных работ подготавливают рисунок с разрезами, на которых дается характеристика рельефа – высота, количество планов или сечение объемов. Кроме рисунка изготавливают модель – копию авторского оригинала, выполненную в гипсе, воске или пластилине.

Для перевода рисунка на металл, поверхность заготовки необходимо покрыть белой акварельной краской и на ней от руки с предварительной разметкой или циркулем и линейкой воспроизводят рисунок.

Затем на заготовку, покрытую белой краской, наносят тонкий слой воска или пластилина. Далее подготавливают рисунок, выполняя его карандашом на кальке. При переводе рисунка нужно учитывать, каким он будет на металле – прямым или обратным – зеркальным. Зеркальный рисунок необходим для гравирования печатей, факсимиле и других работ, предназначенных для получения с них оттисков. Скопированный на кальку карандашный рисунок накладывается на заготовку лицевой поверхностью вниз и притирается рукояткой штихеля. Затем кальку осторожно снимают и на восковой поверхности остается хорошо заметный отпечаток карандашного рисунка.

Выполняя гравирование, при выпуклом оброне – позитивном – после нанесения рисунок оконтуривается стальной иглой или шпицтихелем, чтобы не сбить его при дальнейшей работе.

Затем вокруг рисунка выбирают первую стружку. Работу нужно делать внимательно и осторожно, чтобы неосторожным движением не испортить рисунок. В некоторых случаях штихелю придают уклон, чтобы вертикальным стенкам создать конусность.

Следующим этапом работы является выборка фона, которую производят фляхзубилом или фляхштихелем. При глубокой выборке или при гравировке закруглений применяют болтштихель или зубило аналогичной формы. После вырубки всего поля до необходимой глубины приступают к обработке самого рельефа. Рельеф рубится или режется соответствующими зубилами или штихелями, используют при этом чеканы, надфили, рифлевки и др. инструменты. Для ускорения работы при гравировании повторяющихся элементов или для выполнения очень мелких и сложных деталей применяют пуансоны, зеки, маточники, которые нужно изготовить предварительно, исходя из характера работ и рисунка.

При углубленном оброне на отшлифованной поверхности заготовки вычерчивается наружный контур рельефа, который нужно обвести шпицштихелелм.

После этого вырубают металл внутри очерченного рисунка. Рубку вглубину производят различными зубилами осторожно, с частыми сверками с оригиналом.

Для того чтобы произвести проверку, в предварительно увлажненную вырубленную форму вдавливается кусок размягченного пластилина и полученный оттиск сравнивается с оригиналом, по которому ведется работа. Основные глубины измеряют штангенциркулем или проверяют шаблоном.

Техника углубленного оброна требует высокой квалификации и опыта. Чем глубже выбирается металл, тем осторожнее необходимо работать, снимая более тонкие стружки, так как исправление чрезмерной вырубки связано с большими трудностями. Ошибки в этих случаях исправляют либо спиливанием всей поверхности заготовки вокруг контура, либо высверливая отдельные дефектные участки и вставляя пробки. Когда рельеф почти вырублен в глубину и слепок почти соответствует оригиналу, рубку нужно остановить и приступить к отделке штихелями, пунсонами и чеканами.

При отделке изделия небольшое количество оставленного металла снимается, а часть его садится и уплотняется под ударами пуансонов и чеканов. После шлифовки и полировки отдельных участков слепок становится идентичным модели, которая полностью плотно входит в углубленный оброн.

В настоящее время при изготовлении стальных штампов и прессформ для облегчения работы применяют предварительную грубую выборку металла на фрезерных или иных станках. В этом случает гравер только уточняет и отделывает полости штампа.

Для массового производства граверных изделий используют гравировально-копировальные, рельефно-копировальные и иные машины. Гравировально-копировальные машины при помощи специального шаблона резцом производит не только плоскостное гравирование, но и гравирование на необходимую глубину. Одной из сложных копировальных машин является пантограф с алмазным резцом, который с помощью специального приспособления может пропорционально уменьшить формы рисунка на изделиях. Применение этой машины дает возможность воспроизводить фигурные и портретные композиции в уменьшенном виде, используя в качестве шаблона крупные авторские оригиналы. При этом получаются уменьшенные рельефы, воспроизведенные на стали и пригодные для применения их в качестве пунсонов – переводников для штамповки серийных изделий.

Для нанесения рисунка на некоторые изделия применяют способ накатки с помощью стального колесика, на котором выгравировано изображение. Заготовку вращают и при соприкосновении с ней изображение с колесика рельефом переходит по окружности на изделие.

Гравюра является декоративным способом художественной обработки металла.

Он не связан с моментами конструирования, формирования самого предмета. Гравюра обогащает его внешний вид, используется для обработки поверхности.

Существует два типа гравюры: глубокая и высокая. При глубокой гравюре краска задерживается в углублениях, а с выпуклых частей доски ее удаляют. Для получения оттиска бумага увлажняется и на специальном станке прокатывается под большим давлением. Влажная бумага вдавливается в углубления доски и краска к ней прилипает. При работе над высокой гравюрой краска накатывается специальным валиком на выступающие части рельефа и печать производится при помощи пресса.

Работая над глубокой гравюрой, мастер углубляет, вынимает те места, которые на оттиске должны быть черными, а на высокой гравюре, наоборот, – белыми.

Глубокая гравюра имеет следующие виды: гравюра резцом; гравюра иглой (сухая игла); гравюра пунктиром; меццо-тинто, или черная гравюра; вытравная гравюра, или офорт.

Высокая гравюра подразделяется на обронную, гравюру на дереве (ксилография), продольную гравюру, торцовую, гравюру на линолеуме.

Виды глубокой гравюры. Гравюра резцом была открыта в XV веке во Флоренции. Величайшим мастером резцовой гравюры был Лука Лейденский, творивший в конце XV – начале XV века. Гравюру резцом лучше всего резать на медной, цинковой или стальной доске. Со стальной доски можно сделать наибольшее количество оттисков. Выполненный на бумаге рисунок переносится через копировальную бумагу, которую предварительно покрывают тонким слоем кислотоупорного лака. Полученный рисунок обводится иглой, после чего мастер сразу приступает к его гравированию резцом или вытравливанию кислотой для того, чтобы сделать рисунок более четким.

Для этого доску с процарапанным по лаку рисунком погружают на короткое время в азотную кислоту, которая растворяет металл в обнаженных иглой местах. Затем лак смывают и на доске выступает хорошо заметный рисунок, по которому гравировать намного легче.

Если в гравировании были допущены ошибки, их исправляют следующим образом. При неправильно проведенном легком неглубоком штрихе, его заглаживают специальной гладилкой; если ошибочная линия прорезана глубоко, металл снимают специальным шабером, а полученную впадину выбивают с изнанки молотком, положив доску на плоскую, гладкую наковальню.

Гравюра режется штихелями. Однако здесь применяют еще один вид штихелей – грабштихель, стержень которого имеет ромбовидное сечение. После соответствующей заточки им можно прорезать линии любой ширины в зависимости от их глубины. Чем глубже прорезана линия, тем она шире. При выбирании стружки грабштихелем по сторонам остаются небольшие заусенцы, которые удаляют шабером.

Гравюра иглой (сухая игла). Обработка доски в этом случае производится не резцом, а стальными или алмазными иглами, которые закрепляют в деревянные рукоятки. Работая иглой, гравер царапает поверхность доски. Штрих от иглы получается очень малой глубины. При этом металл не срезается, а перемещается. Выступающие по краям штриха заусенцы не снимают, так как они и придают своеобразие этой гравюре. При печатании в рваном крае штриха и в заусенцах остается краска, которая сообщает линии на отпечатке своеобразную мягкость и некоторую размытость. Число оттисков на этой гравюре не превышают 30 штук, так как штрихи сглаживаются.

Сущность метода гравюры пунктиром заключается в том, что рисунок графируется не штрихом, а комбинацией правильных точек – то более мелких, то крупных. Более мелкие и редкие точки дают на оттиске иллюзию света, а более крупные и сгущенные – тени. Переходы получаются мягкие, создающие приятное впечатление. Точки воспроизводятся путем выбивания специальным острым молоточком или пуансоном с различно заостренным рабочим концом – более острым или тупым. В результате точки по величине и глубине получаются неодинаковыми. Размещая их по поверхности рисунка, добиваются как бы различной густоты тона. Иногда точки наносятся сквозь лак, что дает возможность смягчить резкость их контуров действием кислоты.

Меццо-тинто, или черная манера. Этот вид гравюр изобретен в XVII веке. Для получения гравюры необходима шероховатая металлическая доска, дающая на отпечатке ровный черный цвет. Современный способ обработки шероховатой поверхности получается при натирании поверхности доски крупнозернистым кварцевым песком при помощи стеклянного куранта. Песок при вращательном движении куранта оставляет на доске мельчайшие риски и углубления, которые создают достаточно равномерную поверхность, хорошо удерживающую краску. Затем специальным стальным инструментом – гладким полированным планиром и острым трехгранным шабером сглаживают или выскабливают в большей или меньшей степени шероховатость доски в тех местах, которые на оттиске должны быть светлее фона. Чем глаже пятно, тем меньше на нем задерживается краска и тем светлее она будет на эстампе. Таким образом, гравер работает над теми участками доски, которые должны стать белыми или светлыми, а черные у него уже есть в готовом виде. При черной манере гравер отправляется от черного к белому и работает только над высветвлением тех или иных участков рисунка. Этим способом получают очень мягкие переходы тона и светотени.

Офорт, или вытравная гравюра. Офорт можно назвать гравюрой только условно, так как в процессе его изготовления гравирование как процесс отсутствует и рисунок на доске не режется резцом, а травится азотной кислотой. Обычно после травления гравер усиливает или подчеркивает отдельные штрихи и линии резцом или иглой.

Самый ранний из известных образцов офорта выполнен немецким мастером Дюрером в начале XV века. Ранние гравюры Дюрера выполнены на железных пластинах. Он первым начал применять в работе иглу. Величайшим офортистом был Рембрант, творивший в XVII веке и гениальный Гойя (XVIII – XIX вв).

Технология штрихового офорта заключается в следующем. Металлическую доску покрывают тонким слоем кислотоупорного лака. Затем на нее через копировальную бумагу переводят заранее подготовленный рисунок. Твердым карандашом обводят только основные контуры рисунка. Затем, сняв бумагу, по основным линиям выполняют стальной иглой весь рисунок.

Офортные иглы, вделанные в деревянные рукоятки, имеют различную толщину и степень заострения. Закончив нанесение рисунка, оборотную сторону и края доски покрывают тем же лаком и погружают в плоский сосуд с азотной кислотой, которая травит металл в обнаженных от лака местах, затем доску хорошо промывают и высушивают.

Рассматривая полученный рисунок, мастер закрывает лаком те его линии и штрихи, которые в результате травления получили достаточную глубину и на оттиске должны быть самыми светлыми. Остальной рисунок, не закрытый лаком, подвергают повторному травлению, более глубокому. Эта операция повторяется столько раз, пока на гравюре не получится целая градация штрихов различной глубины, в зависимости от продолжительности травления. Чем глубже вытравлена линия, тем чернее она получится на оттиске. Закончив травление, лак смывают керосином и делают пробный оттиск, если на нем обнаруживают недостатки, их исправляют на доске последующим травлением, резцом или иглой.

Виды высокой гравюры. Обронная гравюра применялась для изготовления различных книжных украшений – заставок, концовок и т.п. Изготовлялась она из латуни, меди, цинка, стали. К этому виду гравюры относят гравировку пуансонов, которые служат оригиналом для отливки типографского шрифта. Это очень трудоемкий и ответственный процесс, требующий навыка и высокого мастерства. Заготовка пуансонов представляет собой стальной стержень квадратного сечения, на торце которого гравируется в зеркальном изображении литера, знак или цифра. Рисунок наносится иглой посредством специального прибора – калибра, который дает возможность прочерчивать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии под определенным углом и точным расстоянием между ними.

Для работы гравер применяет достаточно большой набор инструментов: надфили, рифлевки, пуансоны, зеки и др. Главным инструментом является штихель. Законченный пуансон закаливают и в специальном прессе отжимают медную матрицу, которая затем служит формой для отливки шрифта.

Гравюра на дереве (ксилография). Гравюры на дереве бывают продольными, – когда слои дерева расположены в плоскости доски и торцевыми, – когда слои дерева расположены перпендикулярно к обрабатываемой поверхности.

Продольная гравюра является древней техникой, берущей начало в XV веке. Для продольных гравюр применяют доски с маловыраженной слоистостью, например древесину груши, яблони, сливы, березы, липы. Доску подготавливают столярным способом. Толщина ее после обработки доводится до 20 – 25 мм, т.е. до высоты типографского шрифта для удобства использования ее при печати – печатается она вместе с текстом.

Рисунок переводят на бумагу обычным способом через копировальную бумагу или рисуют от руки. Для удобства резьбы всю доску иногда покрывают разведенной тушью – на темном фоне лучше виден вырез рисунка. Иногда сложный рисунок выполняют на тонкой бумаге и наклеивают ее на доску клейстером. Его режут вместе с бумагой.

Для производства продольным гравюр в качестве инструмента применяют специальные ножи с различными профилями режущей части, а также полукруглые стамески. След от стамески по форме получается такой же, так и от болтштихеля, а стружка, вырезанная ножом, имеет треугольное сечение.

При резьбе продольных гравюр режущий инструмент двигается в различных направлениях относительно слоев древесины – то вдоль, то поперек. Он встречает разное сопротивление, затрудняющее проведение плавных линий в соответствии с рисунком. Кроме того, и сама линия в различных частях имеет неодинаковую прочность при печати. Главным образом это относится к тонким линиям, которые быстро сминаются, а линии, проведенные поперек слоев, – выкрашиваются.

Торцовая гравюра, применяющаяся с 18 века, не имеет тех недостатков, которые свойственны продольной гравюре. Она режется во всех направлениях одинаково, благодаря чему линии получаются равномерными, не выкрашиваются и выдерживают довольно большое давление при печати.

Торцовая гравюра режется штихелем тех же типов, что и металлическая, только угол его заточки делается острее. Для предохранения штрихов на поверхность доски под штихель кладут деревянную подкладку, которая служит опорой для выемки стружки. При работе доску удерживают указательным и средним пальцем левой руки.

Для торцевой гравюры употребляют твердую плотную древесину, например самшит.

Чурки самшита распиливают на кружки толщиной 30 мм и хорошо просушивают. Затем они опиливаются в прямоугольную форму.

Для работы используются куски без сучков и косых слоев, которые хорошо заметны на срезе по своей светлой, как бы атласной, окраске. Косые слои при резьбе выкрашиваются или мочалятся.

Отдельные прямоугольные куски склеиваются столярным клеем или клеем ПВА в доски необходимого размера, хорошо обтачиваются и шлифуются с обеих сторон. Небольшие сучки с другие дефекты высверливают и в отверстия загоняют пробки из хорошего самшита. Так же исправляют ошибки при резьбе.

Чтобы доски не коробились и не раскалывались, их скрепляют болтами, пропущенными в толще доски, или стальными трубками 6 мм в диаметре. Трубки загоняют в ряд параллельных отверстий.

Грунт под рисунок делают из сухих белил, растертых на яичном белке с добавлением квасцов.

Гравюра на линолиуме.

Материалом для этой гравюры служит линолеум толщиной около 3 мм. На линолеуме резать легче, чем на дереве. Поверхность линолеума тщательно шлифуется пемзой с водой.

Рисунок переводится обычным способом – через копировальную бумагу или наносится от руки. Подготовленный кусок линолеума прибивается или приклеивается на доску, чтобы при работе не прогибался.

Режут его узкими полукруглыми стамесками с U-образным или V-образным профилем, вырезая и углубляя те места, которые должны быть на оттиске белыми.

Гравировщик (нем. Gravieren - вырезать на чём-либо) - это специалист по гравировке рисунков, надписей, которые выполняются с помощью специальных инструментов. Существуют специальные гравировальные станки, бормашинки, дрели, пантографы и инструменты для ручной работы (резцы, штихели, иглы). Иногда используют метод травления кислотами при создании рельефных изображений на металле, стекле, дереве, пластмассе. Как правило, самые сложные и витиеватые узоры выполняются вручную. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

По технике исполнения гравирование бывает трёх видов:

  • плоскостное , или двухмерное — гравирование на плоскости;
  • обронное , или трёхмерное, в результате которого получаются рельефные и даже объёмные фигуры. Существует 2 способа: выпуклое (или позитивное) гравирование, при котором рисунок выше общего фона и углублённое (или негативное), в котором рельеф ниже фона;
  • гравирование под «чернь» используется при работе с серебром: углубления, выполненные штихелем и зубильцами, несколько раз заливают чёрным сургучом и лаком.

Для особой выразительности и декорирования гравюр используют такие способы, как травление, чеканка, фрезерование, насечка, выборка гравированием.

Технический прогресс коснулся и гравировального искусства. С появлением в гравировке специальных программных продуктов и графических редакторов значительно расширились возможности выполнения узоров и надписей с потрясающими эффектами. Появились новые механизированные способы гравировки: лазерная, алмазная, фотогравировка.

Особенности профессии

Функциональные обязанности гравировщика:

  • моделирование объекта;
  • выбор материала для работы;
  • выбор метода обработки, инструмента;
  • собственно гравировка, её доводка и совершенствование;
  • заточка гравировальных инструментов;
  • наладка гравёрных станков и аппаратов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Востребованность профессии, особенно в ювелирном деле;
  • достойная оплата труда;
  • творческая профессия;
  • возможность работать как индивидуальный предприниматель.

Минусы

  • Напряженная сидячая работа является причиной болезней шеи, суставов рук и кистей;
  • при обработке металла или поделочных камней образуется промышленная пыль, оседающая в дыхательных путях или вызывающая аллергию.

Место работы

Ювелирные и художественные мастерские и магазины, предприятия полиграфической, текстильной, целлюлозно-бумажной промышленности. Компании, оказывающие ритуальные услуги.

Важные качества

  • творческие способности
  • художественной вкус
  • усидчивость
  • аккуратность
  • тщательность
  • выдержка
  • сосредоточенность
  • внимание к деталям
  • повышенная тактильная чувствительность
  • твёрдость кистей рук
  • хорошо развитая мелкая моторика рук
  • хороший глазомер
  • развитая зрительная память
  • умение создать образ по словесному описанию.

Где учиться на гравировщика (образование)

Профессию гравировщика можно получить в профессиональных училищах (специальность «Гравировщик») или в ВУЗах (специальности «Технология художественной обработки материалов», «Технология обработки драгоценных камней и металлов»):

Профучилища:

  • Профессиональное училище № 19;
  • Профессиональное училище № 130;
  • Художественный лицей № 303 г. Москвы.

ВУЗы:

  • Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства;
  • Московский государственный вечерний металлургический институт;
  • Московский государственный горный университет;
  • Московский государственный машиностроительный университет;
  • Московский государственный университет приборостроения и информатики;
  • Российский химико-технологический университет приборостроения и информатики.

Оплата труда

Оплата труда гравировщика зависит от квалификации специалиста, места его работы, объёма заказов, региона, в котором он работает. В Московской области средняя зарплата по состоянию на апрель 2016 г. составляет 40 тысяч рублей, в Красноярском крае — порядка 30 тысяч рублей.

Зарплата на 23.04.2019

Россия 15000—70000 ₽

Москва 30000—75000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост гравировщика, как и любого представителя ремесленных профессий, связан с совершенствованием мастерства, повышением квалификации, открытием собственного дела, успешным предпринимательством.

Штихель — основной инструмент гравировщика при ручной работе. Для нанесения линий разной ширины, глубины, формы существуют разнообразные виды сечений штихелей:

  • Острый резец-шпицштихель для оконтуривания рисунка;
  • Мессерштихель — ножевой резец для тонких глубоких линий;
  • Фасетштихель — фасетный резец для широких неглубоких линий;
  • Юстирштихель — юстировочный резец для закругляющихся линий;
  • Флахштихель — плоский резец для плоских линий и выравнивания плоскостей;
  • Болштихель - полукруглый резец для шрифтов, углублений и круглых выборок;
  • Фаденштихель - нитяной резец для декоративных поделок.

Механизированные способы гравировки значительно повышают производительность труда:

Механизированная алмазная гравировка предназначена для нанесения на металлические поверхности, дерево, поделочные камни с помощью алмазного резца на гравировальном станке букв, рисунков, логотипов. Перед гравировкой посредством векторной графики создаются модели будущего шедевра. Работой гравировального станка управляет специальная компьютерная программа, позволяющая задавать параметры, вносить изменения в тексты и рисунки, менять масштаб. Алмазная гравировка оставляет на изделии сверкающий светоотражающий след.

Механическая фотогравировка представляет собой ударную гравировку, выполняемую оборудованием с алмазными иглами. Чем сильнее удар, тем глубже след. Разная глубина следа позволяет получать различные оттенки серого цвета, что делает особо выразительными гравировку фотографий.

Лазерная гравировка или маркировка используется для массового производства сувенирной и рекламной продукции. Способ заключается в плавлении материала от сфокусированного импульса излучения, в результате чего на поверхности образуется след. Глубина гравирования зависит от мощности станка, числа проходов, выбранного материала. Используются два типа лазерных маркеров:

  • волоконные для металлов;
  • газовые для дерева, пластмассы, стекла, кожи и др.

Ответы по декоротивной обработке Ю.И.

Виды гравирования ювелирных изделий.

Виды гравировки ювелирных изделий

Наша ювелирная мастерская предлагает несколько видов гравировки по металлу:

Лазерная гравировка. Это высокотехнологичный и наиболее прогрессивный метод нанесения на металлическую поверхность надписи или рисунка с использованием техники лазера. Данный метод обработки появился относительно недавно, однако уже успел зарекомендовать себя как очень качественное, безопасное и быстрое решение различных дизайнерских задач ювелирного рынка. Лазерная гравировка гарантирует высокую стойкостью к стиранию и дает возможность нанесения самых сложных орнаментов и рисунков на поверхности абсолютно любой формы.

Механизированная гравировка. Представляет собой механизированный способ нанесения текста, даты или рисунка на поверхность различных металлических предметов. Такая обработка осуществляется на специальном станке для гравировки. Изделие закрепляется зажимами и затем фрезой снимается тонкий слой металла. Механизированная гравировка доступна исключительно плоским и ровным поверхностям.

Ручная гравировка. Данный способ отличается тем, что позволяет нанести на изделие сложные узоры, орнаменты и каллиграфических надписи. Для ручной гравировки используются такие инструменты, как резцы-штихели и бор-машина. Она лишена многих недостатков. Благодаря бор-машине со специальной фрезой производится довольно глубокое проникновение в толщу материала и это гарантирует действительно долговечное нанесение изображения. Наши талантливые специалисты, в совершенстве владеющие навыком ручного гравирования по металлу, произведут настоящие шедевры.

Инструменты для ручного гравирования и их подготовка

Гравирование

Гравирование - вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование, по-иному - гравирование для вида. Ручное гравирование - сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности. Гравирование ювелирных изделий производится за ювелирным и граверным верстаками. Основной круг граверных работ, который выполняют по ювелирным украшениям: выполнение монограмм на площадках колец и подвесок; разделка площадок (нанесение узора, контура, фона); нанесение гравировки на накладках колец; разгравировка боковых поверхностей печаток; нанесение граверного рисунка на обручальные кольца, кольца типа «змейка» и т. д. Все эти работы можно выполнять за ювелирным верстаком (как делают большинство ювелиров), пользуясь ручными деревянными тисочками или деревянными крепежными шайбами для насмолки изделий, опираясь на финагель. Но гораздо удобнее гравировать за граверным верстаком либо на приставке к ювелирному верстаку, используя в качестве опорной площадки ровную плоскость столешницы. Высота граверного участка должна быть в пределах 70...75 см. Граверный верстак позволяет расширить диапазон граверных работ выполнения надписей на пластинах, гравирования на предметах сервировки стола, портсигаров, пудрениц, часовых корпусов и т. д. Для выполнения граверных работ кроме штихелей используют различные приспособления для фиксирования изделия и поворота его под необходимым углом. В качестве таких приспособлений могут быть использованы: ручные деревянные тисочки, крепежные шайбы, настольные струбцинки, шаровые тиски, граверные подушки.

Деревянные тисочки (ручные) -тисочки с различной формой губок, такие же, как и для закрепки камней. Применяются для гравирования колец за ювелирным верстаком с опорой на финагель. Крепежные шайбы - изготовляют из вязких пород дерева. Служат для укрепления плоских изделий, серег, брошей, кулонов и т. д. Горизонтальные размеры шайб 50...80 мм, толщина 20...25 мм. Крепежные шайбы могут быть плоскими и выпуклыми с углублениями и прорезями для тыльной стороны изделий. Фиксирование изделий на крепежной шайбе осуществляют с помощью насмолки изделия на сургуч или китт. Шайбу покрывают фиксатором заранее, а насмаливают изделие, прогревая его контактным паяльником. Крепежной шайбой пользуются как за ювелирным верстаком, опираясь на финагель, так и за граверным, опираясь на граверную подушку.

Настольная струбцина - изготавливается из твердых пород дерева и представляет собой два прямоугольных бруска, параллельно стягивающихся длинными болтами. Размеры брусков (губок) 40X40X120 мм, расхождение губок 50...60 мм. Струбцина используется с опорой на граверную подушку и служит для зажатия в нее колец, толстых пластин, медалей, ложек и др.

Шаровые тиски - представляют собой деревянный (или металлический с деревянными губками) шар с параллельно расходящимися губками в верхнем полушарии. Диаметр шара 70...90 мм, расхождение губок 25...30 мм. Шаровые тиски для гравирования колец с опорой на граверную кольцевую (с отверстием в середине) подушку. Маневренность шаровых тисков позволяет быстро и плавно изменить положение изделия по отношению к штихелю. Кроме того, выпуклые вверху губки тисков оставляют большую обрабатываемую площадь. Существуют также металлические шаровые приспособления с разжимными цангами для удержания колец в процессе гравирования.

Граверная подушка (кранц) - кожаная или парусиновая круглая подушка, туго набитая песком. Диаметр диска 180... 200 мм. Подушка служит опорой для приспособлений, удерживающих гравируемое изделие. Граверная подушка (рис. 137) дает возможность плавно и быстро разворачивать изделие в нужном направлении. Изготовляют ее, как правило, сами мастера.

Для этого из кожи вырезают два круга диаметром 180...200 мм, замачивают их в воде и мокрыми сшивают по окружности на расстоянии 5 мм от края. Круг прошивают не полностью - 30...50 мм оставляют незашитыми. Через незашитое отверстие в образовавшийся мешок насыпают мелкий сухой, промытый песок. Затем отверстие зашивают, подушку выравнивают на столе и дают ей высохнуть. Кольцевая граверная подушка изготовляется также, но и в заготовке в центре диска делается отверстие 40...50 мм.

Штихель - основной гравировальный инструмент (резец) подобно закрепочному вставленный в деревянную ручку грибовидной формы. Длина клинка 100... 120 мм. Изготовляют штихели из инструментальных сталей У12А или ХВГ. Кроме этих сталей, можно использовать: прутковую сталь «серебрянку», рессорные полоски, наружные кольца шарикоподшипников (выпрямив их), небольшие плоские напильники и лезвия опасных бритв. Обязательное требование к штихелю - хорошая закалка и правильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы. Если штихель нелокален, то или он быстро притупляется, или сминается его режущая кромка, если же перекален - режущая кромка его постоянно крошится. Штихели вставляются в ручки различной длины для подгонки штихеля по руке по мере его стачивания. Ручки изготовляют длиной от 30 до 70 мм. Шейка ручки укрепляется металлическими кольцами. Нижняя часть грибка ручки (со стороны лезвия) скалывается аналогично закрепочным.

Штихели также различаются по форме поперечного сечения, определяющей назначение инструмента. Грабштихель - удобен для гравировки на больших плоскостях и вогнутой поверхности. Имеет изогнутый клинок, прогиб которого от 3 до 8 мм. Угол лезвия может колебаться от 30 до 90°. В поперечном сечении имеет форму ромба. Фасеттенштихель - один из самых ходовых штихелей, предназначается для проведения точных линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработки рисунка. По форме профиля трапециевидный с резко заостренным лезвием.


1 | | | | | | | |

Основная технологическая схема подготовки к изданию карты включает следующие этапы:

1.Редакционно-подготовительные работы

Составление проекта карты -техническое задание (ТУ);

Изучение района картографирования;

Сбор, анализ, систематизацию дополнительных картографических и литературно-справочных

материалов;

Определение технологиии написанииредакционно-технических указаний(РТУ);

2. Под­готовка основного картматериала

Монтаж и фотокопировальные процессы;

3. Воспроизведение копии составительского оригинала в соответствии с красочностью издания(если

основным картматериалом является составительский оригинал )

Гравирование элементов содержания;

Копировальные процессы (получение промежуточных штриховых позитивов и необходимое

количество их голубых копий для изготовления масокзаливочных элементов );

Оформление подписями,условными знаками промежуточных штриховых позитивов; изготовление

масокна голубых копиях;

Копировальные процессы (получение комплекта оригинальных позитивов - штриховых и масок );

4. Самокорректура

5. Корректура

6. Приемка комплекта расчлененных оригинальных позитивов

7. Копировальные процессы (получение комплекта совмещенных издательских позитивов в соответствии с

красочностью издания)

Сущность метода заключается в том, что вместо вычерчивания рисунок,скопированный в виде абриса на поверхность гравироваль­ ного слоя прорезается) с помощью специальных приборов(т.е. механическое удаление съемного слоя на непрозрачном пластике по рисунку – получение негативного изображения).

Разнообразие способов гравирования определяется качеством пластика,свойствами гравировальных покрытий и характером грави ровальных средств.

В зависимости от характера воздействия на гравировальное пок рытие все способы гравирования разделяются на контактные и бескон тактные.

К контактным способам относятся те, при которых картографичес­ кое изображение на основеформируется непосредственным воздейст­ вием гравировальных средств на гравировальное покрытие. В эту груп­ пу входят механический, химический и электротепловой способы.

К бесконтактным способам относятся такие,при которых карто графическое изображение формируется с помощью различных видов лу чистой энергии - светового излучения,в том числе лазерного, ульт-звуковых волн, инфракрасных лучей.

По виду картографического изображения,получаемого в результате
гравирования, все способы делятся на негативные,позитивные, нега­ тивно-позитивные.

Механический способ гравирования в недавнем прошлом являлся основным в современ­ ном картографическом производстве. В результате гравирования на ос­ нове с оптически плотным гравировальным покрытием образуется нега­ тивное картографическое изображение. Поэтому способ и называется негативным.

Для получения позитивного изображения гравирование выполняется по светлому неактиничному гравировальному слою, нанесенному на не прозрачный (черный) пластик.

Разнообразие способов гравирования определяется качеством полимерных материалов (пластика), свойствами гравировальных покрытий и характером гравировальных средств. Полимерные материалы, применяемые в картографическом про­изводстве играли одну из решающих ролей при подготовке карт к изданию.

Методика подготовки карт к издание неразрывно связана с технологией этого этапа создания карт. На протяжении многих лет совершенствовалась технология подготовки карт к изданию, видоиз­менялась и методика. Методика по существу призвана обеспечивать качественное выполнение любого технологического процесса. Каждый из них имеет свою методику. Чем сложнее этот процесс и чем важ­нее он для создаваемой карты, тем большее внимание уделяется ме­тодике его реализации.

При подготовке карты к изданию можно вы­делить важные в методическом отношении такие технологические процессы:

Подготовительные работы;

Гравирование оригиналов и оформление их подписями;

Изготовление оригиналов заливочных элементов;

Изготовление комплекта оригинальных диапозитивов.

Но даже среди этих важных процессов наиболее важным для создания содержания карты и самими сложными, трудоемкими по осуществлению являются процессы гравирования, оформления оригиналов, а также изготовление оригиналов заливочных и фоновых элементов карты. Поэтому и в пособии большой упор сделан на методику выполнения этих процессов.

Методика подготовительных работ направлена на обеспечение высокого качества последующих этапов подготовки карт к изданию. В процессе подготовки этих работ собирается и анализируется исходный картматериал и на основании анализа основного и дополнительного материала принимается та или другая технологическая схема подготовки карт к изданию. На этом этапе осуществляется подготовка картографических материалов, а также технических средств и материалов. В частности включают подготовку гравировальных основ, пластика и фотопленки, а также получения абрисного (или расчлененного) изображения на гравировальных основах. При использовании составительского оригинала на прозрачной основе изображение получают на контактно-копировальном станке, а при непрозрачной основе - выполняют его фотографирование. При этом размеры негатива не должны отличаться от теоретических более чем на0,2 мм. Это связано с тем, что все последующие копировки делаются контактным способом и допущенные ошибки в размерах листа карты устранить будет невозможно.

Абрисное изображение на гравировальной основе получают, как правило, двумя способами:

1)окрашиванием подложки (крашением основы); 2)вымывным рельефом.

Способ окрашивание положки дает более четкое и устойчивое к механическим воздействиям изображение. Поэтому в случае получения негатива необходимо изготовить с него диапозитив. Использование при этом бессеребряной пленки "фотоконт-прозрачный" позволит значительно сократить затраты на применение серебросодержащих фотоматериалов, повысит качество получаемого изображения и сохранит стабильность размеров.

Анализ методики гравирования оригиналов позволит определить что при гравировании отрабатываются щтриховые оригиналы (контур, гидрография, рельеф и т.д.). Эти оригиналы должны полностью воспроизводить содержание первичных составительских оригиналов и строго соответствовать требованиям руководящих документов. Если оригиналы изготавливаются одновременным составлением и гравированием, они кроме того, должны удовлетворять по содержанию требованиям, предъявляемым к картам данного масштаба и назначения.

При механическом гравировании оригиналов применяются специальные гравировальные приборы, инструменты и приспособления. Приемы гравирования карт на слоях, наносимых на прозрачную основу (полимерную), отличаются от приемов, применяемых при картографическом черчении, поэтому потребовалась разработка и изготовление инструментов, а также принадлежностей и оборудования. Опыты по гравированию при помощи режущих инструментов и приспособлений позволили установить некоторые особенности и определить требования к ним.

Ко всем инструментам и приборам предъявляются следующие требования:

Инструменты должны полностью удалять гравировальный слой с рисунка не повреждая поверхность слоя на других участках и не царапая пластик, а также обеспечивать постоянство толщин и четкость границ гравировальных элементов;

Инструменты должны быть удобными в работе, легко и быстро перемещаться по поверхности оригинала и не заслонять своим корпусом абрисный рисунок.

В результате гравирования карты, должен получится совершенно прозрачный штриховой рисунок, поэтому гравировальный слой с прорезаемых элементов должен удалятся полностью.

Гравировальные приборы, инструменты и приспособления :

1.Прибор для гравирования линий ГПЛ с набором резцов к нему;

2.Электрический кронциркуль ЭК с набором резцов к нему;

3.Горизонтальный гравировальный пантограф ГГП;

4.Прибор для гравирования знаков строений ГПС;

5.Штриховальный прибор ШП;

6.Гравировальная тележка ГТ;

7.Универсальный гравировальный прибор УГП-2;

8.Малая гравировальная тележка МГТ - 2;

9.Наборы металлических и пластмассовых трафаретов;

10. Гравировальные ручки;

11.Точильный комплект ТК;

Этот комплект позволял гравировать все содержание общегеографических карт масштабов от 1:10 000 до 1:1000 000, а также мелкомасштабных географических и тематических карт.

Гравировальные инструменты, применяемые в зарубежном картографическом производстве не отличались по своим конструктивным замыслам от отечественных инструментов.

Из выше описанного мы видим, что так сказать классическая технология подготовки карт к изданию очень затратная, требует большого количества дорогостоящих материалов (пластика, фотопленки, растворов), большинство которых уже и не производится,а также очень трудоемкая при использовании ручного «дедовского» труда. Хочется отметить, что она не позволяет оперативно редактировать и обновлять карту, в связи с необходимостью тех же материалов.

В настоящее время существует много графических программ для ПЭВМ, с помощью которых быстро, качественно, с полноценной цветовой гаммой,с минимум использования расходных материалов картографическое произведение выходит в «свет», но основные принципы работы картографов не изменились.

Гравирование


К атегория:

Художественная обработка металлов

Гравирование

Гравирование - один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов (кости, дерева, камня и др.). Его сущность - нанесение линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца. За многие тысячелетия своего существования гравировка проникла в самые различные области производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технические, например производство точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка микрометрических и нониусных шкал и т. п.).

В технологии художественного граверного мастерства можно различать:
– плоскостное гравирование (двухмерное), при котором обрабатывается только поверхность.
– обронное гравирование (трехмерное).

Плоскостное гравирование

Этот прием широко распространен в художественной обработке металлов. Его назначение -декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка или узора или сложных портретных, многофигурных иЛи ландшафтных тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия (рис. 1).

Возможности плоскостного гравирования очень широки- это рисунки, графические работы, выполненные резцом на металле, еще более тонкие и совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом или даже пером.

К плоскостной гравировке (называемой также «гравировкой по глянцу» или «гравировкой для вида») относится и гравировка под чернь, которая в технологическом отношении отличается от

обычной только тем, что она выполняется несколько глубже, а затем выбранный внутро рисунок заполняется чернью (рис. 2).

Технология плоскостного гравирования. Весь процесс плоскостного гравирования включает следующие операции.

Подготовка рисунка. Рисунок для перевода на металл выполняют на бумаге в натуральную величину в линейной манере. Все тональные или теневые переходы даются штрихом или точками (пунктиром).

Подготовка металла. Поверхность металлической пластины (или изделия), на которой надо выполнять гравировку, должна быть соответствующим образом подготовлена. Основная задача подготовки - сделать поверхность чистой, ровной и гладкой. Все случайные риски и Царапины тщательно удаляют путем шлифовки. Затем поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и пемзой.

Поверхность должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной), так как излишний блеск слепит глаза и затрудняет работу. Если необходимо иметь гравированный рисунок на полированном поле, полировку фона осуществляют после гравировки рисунка.

Рис. 1. Серебряный гравированный стакан Конец XVII в. Мастер В. Андреев. Москва. Государственная Оружейная палата

Перенос рисунка на металл. Для переноса рисунка на металл поверхность пластины или изделия покрывают тонким слоем белой акварельной краски (или жидко разведенной белой гуашью). Краске дают высохнуть и на нее переносят рисунок или от руки тонко отточенным карандашом, или через копировальную бумагу, обводя линии рисунка также тонко отточенным твердым карандашом. Полученный рисунок покрывают спиртовым лаком или нитролаком, чтобы он не стирался при работе.

Приспособления для гравирования.

Шрабкугель представляет собой сплошной чугунный шар диаметром около 130 мм и массой до 15 кг, у которого сверху срезан сегмент. На круглой площадке имеется прямоугольный паз, а в одной из двух стенок паза сделаны отверстия с резьбой, в которые вставлены прижимные винты. Изделие, подлежащее гравированию (или доска с прикрепленной к ней заготовкой), укладывают в паз и прочно прижимают винтами к противоположной стенке паза.

Колодки изготовляют из массивных стальных или чугунных брусков, снабженных специальными раздвигающимися губками. Гравируемый предмет закладывают между губками и прочно зажимают винтами. Чтобы доска с прикрепленной к ней пластиной или колодки удобно и устойчиво лежали на верстаке и в процессе работы легко поворачивались, под них подкладывают кранц - специальную тяжелую кожаную или парусиновую круглую подушку диаметром 150-200 мм, туго набитую песком. Под шрабкугель для удобства работы подкладывают специальное кожаное кольцо. Кранцы придают устойчивость и маневренность (поворот) лежащим на них приспособлениям при работе резцом, а также поглощают шум от ударов при работе зубилом.

Граверный инструмент и его употребление.

Рис. 2. Чернь по серебру

Хороший резец должен удовлетворять следующим требованиям:
а) он должен быть сделан из первоклассного материала;
б) отшлифован и хорошо заточен.

Обычно используют резцы, которые изготовлены из высококачественной тонкоструктурной стали. Если необходимо изготовить инструмент твердый, с малым износом, то лучше всего для этого взять сталь серебрянку или быстрорежущую сталь; резцы также делают из стали марки У7 и У8. Резцовые заготовки поступают на производство в виде стальных прутков с главными поверхностями (верхняя, нижняя, боковые и лобовая).

Различают следующие основные типы штихелей:

Острый резец (шпицштихель) (рис. 3, а, б). Его боковые стороны слегка выгнуты наружу, ширина по верху 1 - 4 мм, угол между боковыми поверхностями может варьироваться. Это наиболее употребительный тип штихеля; он служит для выполнения большинства граверных операций: оконтуривания рисунка, подрезки углов в шрифтовых работах (особенно рукописных, всевозможных подправок и подчисток и т. п.).

Мессерштихель - ножевой резец (рис. 3, в). Его поперечный разрез соответствует остроугольному треугольнику. Им можно достичь волосяных линий большой глубины: на полоске шириной 1 мм им можно провести до 10 линий.

Фасетштихель - фасетный резец (рис. 3, г). У него боковые стенки параллельны, а режущие поверхности встречаются под углом 100°. Ширина спинки 1,5- мм- Им можно проводить линии относительно широкие и незначительной глубины.

Рис. 3. Виды штихилей: а - узкий шпицштихель; 6 - широкий шпицштихель; в - мессерштихель (ножевой штихель); г - фасетштихель; (фасетный штихель); д-юстир-штихель (котировочный штихель); е - флахштихель с широкой спинкой; ж - то же, с узкой спинкой; 3 - болшти-хель с широкой спинкой; и - то же, с узкой спинкой; к - фаденштихель (нитяной штихель)

Юстирштихель - котировочный резец (рис. 3, с). Его выгнутые боковые стороны на поперечном сечении образуют острый овал; применяют для юстировки оправных царг, для того чтобы облегчить вставку камня в ювелирное изделие. Поверхность среза шлифуется косо по отношению к главной оси.

Флахштихель - плоский резец (рис. 3, е, ж). Спинка и полотно этого резца всегда параллельны; в зависимости от положения боковых сторон спинка может быть шире или уже полотна. Ширина полотна от 0,2 до 5 мм; используют не только для нанесения широких и плоских линий; незаменим для ювелиров при доработке и монтировке украшений, выравнивании плоскостей и т. п.

Болштихель - полукруглый резец (рис. 3, з, и). Полотно может быть уже или шире спинки, но оно всегда полукруглое; ширина полотна от 0,1 до 5 мм; применяется для строгих шрифтов различной ширины, при гравировании углублений, при круглой и полукруглой выборке, а также для доработок украшений.

Фаденштихель - нитяной резец (рис. 3, к), похож на плоский резец. У него на полотне устроено множество продольных желобков; его применяют для декоративных поделок и для оживления рисунков. Штихели различаются не только по форме рабочей части, но и по характеру и углам заточки, а также по их размерам (номерам).

При гравировании на вогнутых поверхностях или в углублениях применяют гнутые штихели. Для приготовления гнутых штихелей тот или иной штихель нагревают в средней части докрасна и изгибают до необходимой кривизны. Иногда штихелям придают двойную кривизну, но оба изгиба обязательно должны лежать в одной плоскости.

При работе штихель держат в правой руке, в кулаке, так, чтобы его рукоятка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживали штихель в рабочем положении. При этом локоть находится на весу и опорой руки служит только большой палец, который в то же время является как бы тормозом и ограничивает проскальзывание штихеля вперед. В то же время указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и направляет его по линиям рисунка. Штихель ведут всегда только по прямой линии справа налево, проталкивая его вперед небольшими участками.

При гравировании кривых линий и закруглений поворот штихеля допускается лишь в небольших пределах, а все изгибы линий в соответствии с рисунком осуществляет левая рука, которая поворачивает заготовку, закрепленную в шрабкугеле (или колодке), навстречу резцу. Штихель должен быть хорошо и правильно заточен. Чем мягче металл, тем угол резания делают меньше (острее). При резании мягких материалов (дерево) угол равен 45°; для стали он достигает 60-65°. Тупым штихелем работать нельзя - он соскакивает с металла и легко может поранить левую руку, которая постоянно находится перед штихелем. Кроме того, тупой штихель, соскальзывая с металла, портит работу. Острый штихель легко режет металл и берет нормальную стружку не более 0,1-0,2 мм.

Для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы и и многие неметаллические материалы (кость, дерево, пластмассы, некоторые мягкие породы камня, янтарь и др.). Из металлов лучше всего поддаются гравированию латуни, томпак, пробное серебро, некоторые стали. Хорошо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы; хуже гравировать на чистом золоте, чистом серебре и платине, а также на чистом алюминии.

Иногда для обогащения рисунка на серебряных и золотых изделиях совместно с гравированием применяют травление. Для этого изделие покрывают кислотоупорным лаком, на котором стальной иглой наносят рисунок так, чтобы только снять (процарапать) лак и обнажить поверхность металла, затем изделие травят кислотой. Для травления серебра применяют разведенную азотную кислоту, а для золотых изделий - разбавленную водой царскую водку. После травления лак удаляют скипидаром.

Обронное гравирование

Обронное гравирование (трехмерное) - способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла; кроме того, в обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон углублен, снят); углубленное (негативное) гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутро.

В современных условиях художественное гравирование применяется с различными целями. В одних случаях обрабатывают непосредственно поверхность изделия и получают художественное произведение (декоративные предметы, ювелирные изделия и т. п.). В других случаях изготовляют инструменты или приспособления, которыми потом производят художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати, гравирование ситценакатных валов, багетных роликов, конгревных досок, клейм для тиснения, пуансонов и матриц для штамповки, пресс-форм для литья и т. п.

Следует отличать ручное гравирование (ручными инструментами) от механического, которое осуществляется посредством различных приспособлений и гравировальных машин, которые, в свою очередь, делятся на два типа; в одном случае гравер сам управляет движением резца, в другом - резец передвигается при помощи специального шаблона, автоматически.

Обронное гравирование по сравнению с плоскостным в современных условиях применяют гораздо шире и чаще. Это объясняется тем, что оно служит для изготовления приспособлений, которыми репродуцируются художественные изделия в серийном порядке. Это штампы, пресс-формы и т. п.

Изготовление обронной техникой уникальных изделий по оригиналу художника сейчас применяется редко. Обронное гравирование более трудоемкий процесс по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняют рельеф (или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта работа, естественно, требует снятия значительно большей массы металла с заготовки.

Поэтому кроме штихелей при обронной работе применяют зубила, так как рубить металл значительно легче и скорее, чем резать его штихелем.

Зубила представляют собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной от 120 до 150 мм. Рабочий конец отковывают и опиливают по форме того или иного штихеля. В соответствии с этим различают: спицзубило, фляхзубило и болзубило. Рабочий конец закаливают с последующим отпуском. Кроме зубил и штихелей к граверному ручному инструменту относятся: керн (или кернер), применяемый для разметки (от слесарного керна отличается большим углом заострения); сечки - плоские зубила различной ширины с заточкой на одну сторону; чеканы - стальные стержни с различными рабочими концами для выравнивания фона и набивки фактуры. Форма граверных чеканов сходна с чеканными (см. «Чеканка»), но они обычно более массивны, так как работают ими в основном по стальным заготовкам, при отделке штампов и пуансонов.

Пуансоны. Их изготовляют обычно из прутков квадратной инструментальной стали толщиной 6, 7 и 10 мм с соответствующей длиной 65, 85 и 100 мм. Изготовлять пуансоны большей длины нерационально, так как они получаются менее устойчивыми вследствие вредных вибраций и от сильных ударов могут сгибаться. Рабочему концу пуансона придают небольшой конус, а на торцовой площадке гравируют букву или цифру, а также ее отдельные части в позитивном или негативном изображении (т. е. наружу или внутро).

От обычных пуансонов отличаются так называемые зеки. Это пуансон, сделанный по форме буквы, но с таким расчетом, чтобы на его рабочей поверхности получились выпуклыми те места, которые в букве или цифре должны быть вдавленными, углубленными (выбранными). При работе такая зека ставится на то место заготовки, где должна быть отгравирована буква. При ударе по зеке молотком металл под ней оседает, после чего остается выгравировать только наружные очертания буквы,что значительно легче. Разновидностью пуансона являются так называемые маточники, на торце которых гравируется не буква или цифра, а часть рельефа или элемент орнамента. При обронных работах применяют также рифлевки и надфили различных профилей.

При работе пуансоном заготовку, так же как и при плоскостном гравировании, укрепляют в шрабкугеле или колодке, под которую подкладывают кранц.

При мелкой работе пользуются лупой, укрепленной на специальном штативе. Очень важно, чтобы заготовка во время работы была хорошо освещена дневным или вечерним светом.

Процесс обронного гравирования складывается из следующих операций:
1) подготовительные операции;
2) выполнение гравирования. Для выполнения обронных работ, так же как и для плоскостных, подготавливают рисунок, который в этом случае снабжают разрезами с характеристиками рельефа (высота, количество планов и т. п.) или сечением объемов. Однако ограничиться только рисунком в обронных работах нельзя. Необходимо иметь модель, т. е. копию авторского оригинала, выполненную в гипсе (или в крайнем случае в пластилине или воске).

Перевод рисунка на металл производится одним из следующих способов:
1. Поверхность заготовки покрывают белой акварельной краской и на ней от руки с предварительной разметкой или с помощью циркуля и линейки воспроизводят рисунок.
2. На заготовку, покрытую белой краской, наносят тонкий слой воска (или пластилина). Затем подготовляют рисунок, выполняя его карандашом на кальке. При переводе рисунка надо учитывать, каким он должен быть на металле - прямым или обратным (зеркальным). Зеркальный рисунок необходим при гравировании печатей, факсимиле и других работ, предназначенных для получения с них оттисков. Скопированный на кальку карандашный рисунок накладывают на заготовку лицевой поверхностью вниз и притирают рукояткой штихеля. Затем осторожно отдирают кальку и на восковой поверхности остается хорошо заметный отпечаток карандашного рисунка.

Выполнение гравирования. Гравирование производят различно в зависимости от того, выполняется ли выпуклый (позитивный) оброн или углубленный (негативный), при котором работа ведется внутро. При выпуклом оброне после нанесения рисунок оконтуривается стальной иглой или спицштихелем, чтобы не сбить его во время дальнейшей работы. Затем вокруг рисунка выбирают первую стружку. Эту работу проводят внимательно, чтобы неосторожным движением не испортить рисунка. В некоторых случаях штихелю придают уклон, чтобы создать конусность вертикальным стенкам.

Следующей операцией является выборка фона; его выбирают (режут или рубят) флахштихелем или флахзубилом. При глубокой выборке или при гравировании закруглений применяют болштихель или аналогичной формы зубило. После вырубки всего поля до необходимой глубины приступают к обработке рельефа, который режут или рубят соответствующими штихелями или зубилами. Кроме того, используют рифлевки, надфили и чеканы.

Для ускорения работы при гравировании повторяющихся элементов или для выполнения особенно мелких и сложных деталей применяют пуансоны, зеки и маточники, которые предварительно изготовляют, исходя из рисунка и характера работы.

При углубленном оброне на отшлифованной поверхности заготовки вычерчивают наружный контур рельефа и обводят его спицштихелем. После этого приступают к вырубке металла внутри очерченного рисунка. Рубку осуществляют зубилами различной формы, “убить в глубину следует очень осторожно с частыми проверками и сравнениями с оригиналом. Проверку производят следующим образом: в предварительно увлажненную вырубленную форму втискивают кусок размягченного пластилина и полученный оттиск сравнивают с оригиналом, по которому ведут работу. Основные глубины измеряют штангенциркулем или проверяют шаблоном.

В процессе отделки небольшое количество оставленного металла снимают, а часть металла садится, уплотняясь под ударами чеканов и пуансона. После окончательной отделки (шлифовки и полировки отдельных участков) слепок становится тождественным модели и она полностью плотно входит в углубленный оброн.

Для подчистки и подрезки на дне углублений применяют гнутые штихели и рифлевки. Чтобы не испортить край, применяют специальную подкладку из плотного дерева или металла (латуни) размерами 100X10X1,5 мм, края у которой полукругло спилены.

В настоящее время при изготовлении стальных штампов и пресс-форм для облегчения работы гравера часто применяют предварительную грубую выборку металла на фрезерных станках или отливку прецизионным (точным) методом всей матрицы или пресс-формы. В последнем случае граверная работа сводится только к зачистке и отделке полости штампа, что значительно ускоряет и облегчает процесс работы.


Статьи по теме: