Пятница , 13 Декабрь 2019

Первая говорящая перчатка — переводчик с языка глухонемых

Героиня фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих», несмотря на
глухоту, умела читать по губам и сносно разговаривать на языке
слышащих. Дарье Якимовой, победительнице
прошлогоднего конкурсного отбора научных проектов Innostar, а ныне – студентке первого курса МГТУ им. Баумана, тоже
посчастливилось познакомиться с человеком, сумевшим преодолеть
«языковой» барьер между миром глухонемых и обычных людей.
Случилось это на одной из технических выставок, и после этой
встречи Дарья искала техническое решение, которое помогло бы и
другим людям преодолевать барьеры общения – тем более сейчас,
когда так часто говорят о «безбарьерной среде». Так Дарья
самостоятельно разработала перчатку, распознающую азбуку
жестов.

<a class=«colorbox» title=»Дарья_ЯкимоваПервая говорящая перчатка - переводчик с языка глухонемыхДарья_Якимова

Первая говорящая перчатка - переводчик с языка глухонемых

Героиня фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих», несмотря на
глухоту, умела читать по губам и сносно разговаривать на языке
слышащих. Дарье Якимовой, победительнице
прошлогоднего конкурсного отбора научных проектов Innostar, а ныне – студентке первого курса МГТУ им. Баумана, тоже
посчастливилось познакомиться с человеком, сумевшим преодолеть
«языковой» барьер между миром глухонемых и обычных людей.
Случилось это на одной из технических выставок, и после этой
встречи Дарья искала техническое решение, которое помогло бы и
другим людям преодолевать барьеры общения – тем более сейчас,
когда так часто говорят о «безбарьерной среде». Так Дарья
самостоятельно разработала перчатку, распознающую азбуку
жестов.

<a class=«colorbox» title=»Дарья_ЯкимоваДарья_Якимова

Идею перчатки тебе подсказал тот человек с
выставки?

– Его коллеги мне объяснили, что на самом деле он меня не слышит.
Сначала я удивилась: мы с ним нормально вели беседу, но
оказалось, что он только читает по губам и с помощью логопеда
научился разговаривать. Я даже не заметила в его речи никаких
дефектов, поэтому не могла отличить его от обычных людей. Тогда
мне пришла в голову идея придумать что-то такое, что помогло бы
таким же, как он, перейти от азбуки жестов к прямому общению. Я
представила, как человек надевает перчатку и показывает жест из азбуки глухонемых, программа
обрабатывает эти символы и выводит текстом на мини-дисплей: так
на бейдже появляются слова, которые он говорит.

Но ведь это, мягко говоря, не совсем прямое общение с
миром слышащих людей?

– Так и перчатка задумана как средство перехода. Я вообще
поинтересовалась, откуда проблема общения, если можно решить её
так, как тот человек. Но оказалось, у людей с подобной
инвалидностью существует серьёзный психологический барьер, из-за
которого они замыкаются в своём кругу и перестают общаться с
остальными. В идеале же они должны учиться читать по губам,
разговаривать – хоть это и трудно, если ты никогда не слышал
звуков. Тот человек переступил этот барьер: он работал в крупной
корпорации, у него была семья…

<a class=«colorbox» title=»Говорящая_перчаткаПервая говорящая перчатка - переводчик с языка глухонемыхГоворящая_перчатка

На каждом «пальце» перчатки – силиконовая трубка, через неё
проходят лучи от светодиодов к фоторезистору. Когда человек
сгибает палец, сквозь трубку проходит меньшее количество света, и
получается аналоговый сигнал. Специальный акселерометр измеряет
направление изгиба ладони по трём осям. Следующий этап разработки
– Bluetooth-версия, которая поможет избавиться от паутины
проводов

Твоя перчатка полностью изготовлена твоими
руками?

– Я купила дисплей и контроллер, а всё остальное делаю сама –
пробую рукой и таким образом улучшаю устройство. Сейчас у меня
уже несколько версий разработки, и она ещё не завершена –
некоторые буквы очень сложны для распознавания. Я делаю её на
английском алфавите: выбрала пока международный
язык
, хотя у каждой страны, конечно, есть своя азбука
глухонемых: в одной только Франции пять разновидностей, поскольку
люди используют диалекты. Поэтому делать алфавит для определённой
страны мне показалось слишком узким.

Насколько я знаю, глухонемые используют жесты, означающие
целые слова, а не «произносят» по буквам. Разве нет?

– Да, это так. И это всё более усложнённая система, намного
больше вариантов слов-жестов – к этому надо ещё прийти. Но по
буквам глухонемых детей учат изначально, азбука – это база, и они
все её знают. Между собой они её не используют, потому что это
медленно. Я читала, что на языке жестов они выдают 137 слов в
минуту. Это довольно много.

Дарья рассказывает о своём дешифраторе международной азбуки
жестов

В победном для тебя конкурсе научных проектов ты
принимала участие, ещё будучи школьницей. Тебя увлекли научным
проектом в школе?

– Да, всё началось именно там – в лицее №1502 при МЭИ с
углублённым изучением технических предметов, физики, математики.
В эту школу набирают только старшеклассников и только по
конкурсу, и на мой выбор повлияли родители: папа – инженер,
бабушка и дедушка – учителя математики и физики. А проектом я
занялась, когда лицей выиграл грант компании Schlumberger,
которая ведёт образовательные
программы
, поощряющие интерес школьников к инженерным
специальностям. В школу приехали американцы и открыли у нас
лабораторию – привезли большое разнообразие станков, два
3D-принтера, машину для силиконовой заливки…

Это ФабЛаб?

– Он и есть. Пилотный проект FabLab@school – ФабЛаб в школе. На
самом деле, про нашу лабораторию мало кто знает, в отличие от
лаборатории МИСиС.
Хотя первый российский ФабЛаб установили именно у нас. Но к ней
нет допуска посторонним: в лицей проход закрытый, всё по
пропускам. А вот оборудования – полный комплект: лазерные гравировальные
станки, паяльное оборудование, большой фрезерный станок размером
с несколько парт – для изготовления огромных деталей, 3D-сканер,
3D
, 3D-принтеры, наборы для робототехники – Arduino и
облегчённый вариант…

Вас специально мотивировали на посещения школьного
ФабЛаба?

– Одним из вариантов привлечь нас туда было освобождением от
зимнего экзамена по физике: делаешь какой-то проект, защищаешь
его и не сдаёшь экзамен. К тому же у нас были элективные курсы:
мы, ученики, могли выбрать из 20 предметов те, которые нам
интересны. Среди актёрского мастерства и пения была и
робототехника – мы занимались ею в ФабЛабе. К нам приезжал декан
факультета довузовской подготовки МЭИ и вёл курс по
робототехнике. Мы делали машинки, которые должны были двигаться
по чёрным линиям и преодолевать препятствия в выдуманной городской среде.

В будущем ты тоже хочешь заниматься
робототехникой?

– Да, планирую однажды поучаствовать в крупных международных
соревнованиях Eurobot, но для этого нужна соответствующая модель.
Я очень хочу быть инженером-робототехником, но, к сожалению, по
этой специальности в России почти негде работать – в основном,
автоматические системы производятся за рубежом и привозятся к
нам. А в крупных масштабах своего ничего нет. Сегодня молодые
люди в России в принципе мало знают о робототехнике. Когда в
школе открыли лабораторию, те, кто побывал на научно-практическом
семинаре с американцами или прошёл обучение на элективном курсе,
те зашли в неё и больше оттуда не выходили. А вот со стороны
привлечь людей достаточно трудно.

Не хватает мотивации и увлечения проектной
деятельностью?

– Думаю, нужно очень внимательно увлекать. Было очень хорошо,
когда в лабораторию приезжали американцы и вели свои маленькие
занятия. Они выбрали небольшую группу людей из лицея, показывали
оборудование. Это не было похоже на уроки – без оценок, всё
весело. Однажды в лазерный гравировальный станок они положили
хлеб и на нём выжигали какие-то элементы. Даже тому, кто
совершенно не силен в технике, было интересно. Так что надо
привлекать больше людей, все должны прийти и посмотреть –
определиться, понравилось или нет. Ещё есть в целом проблема в
развитии прикладных вещей. Почему-то у многих ребят есть мнение,
что прикладное – это заводы, что инженеры работают только на
заводе. А с робототехникой ситуация странная: если говорить о
военных образцах, то они порой превосходят зарубежные, но вот в роботах-пылесосах и прочих бытовых объектах мы катастрофически уступаем.

Елизавета Ясиновская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика