«Антей» и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации России

Просмотров: 7 041
«Антей» и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации России

На каких самолетах перевозят людей и технику в Российской армии


Россия. Московская область. 19 августа. Транспортный самолет Ан — 22 »Антей« на международном авиационно-космическом салоне МАКС — 2009 в Жуковском
Россия. Московская область. 19 августа. Транспортный самолет Ан — 22 »Антей" на международном авиационно-космическом салоне МАКС — 2009 в Жуковском

50 лет назад, 27 февраля 1965 года, впервые поднялся в небо тяжелый транспортный самолет Ан — 22 «Антей». На протяжении десятилетий он оставался самым грузоподъемным из всех советских серийных самолетов, уступив первенство лишь дальнему транспортнику Ан — 124 «Руслан» в 1980-х годах.

Несмотря на «солидный возраст», Ан — 22 эксплуатируется военно-транспортной авиацией военно-воздушных сил России. Кроме того, он ежегодно участвует в воздушной части Парада Победы в Москве.

Об «Антее» и других самолетах российской военно-транспортной авиации — в специальном материале ТАСС.


15.09.2014 Россия. Приморский край. 15 сентября. Погрузка военной техники в грузовой самолет Ан — 12 для передислокации в новое место назначения в рамках проверки боевой готовности войск ВВО на военном аэродроме Воздвиженка«Антей» и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации России
15.09.2014 Россия. Приморский край. 15 сентября. Погрузка военной техники в грузовой самолет Ан — 12 для передислокации в новое место назначения в рамках проверки боевой готовности войск ВВО на военном аэродроме Воздвиженка

Универсальный транспорт

Появление Ан — 12 можно считать знаковым в жизни воздушно-десантных войск. Возможность воздушного десантирования с этого самолета не только людей, но и бронетехники ВДВ, увеличили оперативные возможности и ударную силу «крылатой пехоты». Легендарный командующий воздушно-десантными войсками генерал армии Василий Маргелов всерьез рассматривал возможность выброски экипажей боевых машин десанта в технике. Однако дальше эксперимента, в котором с Ан — 12 на парашютной системе десантировалась БМД с двумя испытателями внутри (одним из них был сын генерала Александр), дело не пошло.

Помимо воздушных перевозок людей и техники самолеты Ан — 12 широко использовались в качестве летающих лабораторий для различных испытаний. Впервые для тяжелых самолетов на Ан — 12 были выполнены исследования срывных характеристик. Испытатели смогли установить, что от срыва до входа в штопор летательного аппарата больших размеров проходит определенное время, за которое экипаж способен предотвратить катастрофу.

Также на Ан — 12 отрабатывались системы десантирования грузов для самолетов Ан — 22 и Ил — 76, системы приземления космических кораблей. Также на них проводили испытания катапультных кресел.

Сегодня Ан — 12 выполняет повседневные задачи военно-транспортной авиации, а также привлекаются к специальным мероприятиям. В частности, эти самолеты используют в поисково-спасательном обеспечении стартов пилотируемых космических кораблей «Союз-ТМА», также экипажи ВТА регулярно задействуют в учениях по поиску спускаемых аппаратов «Союзов», приземлившихся в нерасчетной точке. Кроме того, Ан — 12 приспособлены для устранения в случае необходимости облачности на небе.


5.01.1974 Тюмень. На снимке: момент погрузки техники в мощный самолет АН — 22. »Антей« доставляет на север области крупно-габаритные грузы«Антей» и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации России
5.01.1974 Тюмень. На снимке: момент погрузки техники в мощный самолет АН — 22. »Антей" доставляет на север области крупно-габаритные грузы

Ядерный «Антей»

В начале 1960-х годов министерство обороны потребовало от авиастроителей создать самолет, способный перевозить межконтинентальные баллистические ракеты. При этом была поставлена задача транспортировки не просто носителя ядерного заряда, но также и определенной части стартового оборудования. По замыслу военных, самолет должен был доставлять груз на аэродром, откуда вертолетом его доставляли непосредственно к шахтной пусковой установке.

Таким самолетом стал Ан — 22, названный генеральным конструктором Олегом Антоновым «Антей» в честь героя греческой мифологии — всесильного великана Антея. Этот самолет стал первым широкофюзеляжным летательным аппаратом и на протяжении почти двух десятилетий держал рекорд грузоподъемности среди транспортных самолетов СССР.

Ан — 22 использовались как в интересах ВТА, так и в гуманитарных миссиях. В 1970 году пять «Антеев» 81 военно-транспортного авиаполка перебрасывали необходимые грузы для оказания помощи населению Перу, пострадавшему от сильного землетрясения. Эта кампания принесла первую потерю — в небе над Атлантикой пропал один самолет. Примерное место его падения впоследствии удалось найти, однако причина катастрофы так и осталась невыясненной. Еще один самолет погиб при доставке гуманитарных грузов в пострадавшую от наводнений Индию в декабре того же года.

Как и Ан — 12, «Антеи» участвовали в различных исследованиях. Так, на базе Ан — 22 разрабатывался проект сверхдальнего маловысотного самолета противолодочной обороны с ядерной силовой установкой — Ан — 22ПЛО. Конструкция воздушного атомохода включала в себя малогабаритный реактор в свинцовой оболочке и турбовинтовые двигатели особой конструкции. Летом 1972 года на полигоне в Семипалатинске экспериментальный самолет с реактором на борту совершил несколько полетов, но после проверки эффективности биозащиты испытания были свернуты.

Ан — 22 эксплуатируется в войсках и сегодня. Также этот самолет является постоянным участником воздушной части Парада Победы в Москве, а также присутствует в экспозиции международного авиакосмического салона МАКС в подмосковном Жуковском.


20.07.1977 Москва. Транспортный самолет «Ан — 72»«Антей» и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации России
20.07.1977 Москва. Транспортный самолет «Ан — 72»

Региональный экспресс и реактивный пограничник

К середине 1970-х годов авиапарк военно-транспортной авиации пополнился ближнемагистральным самолетом Ан — 26. В отличие от своих больших собратьев, этот самолет не предназначался для выполнения стратегических задач. В военное время ему отводилась функция доставки боеприпасов и грузов к линии фронта, эвакуации раненых и переброски небольших групп военнослужащих.

Повседневно Ан — 26 используется для транспортных и пассажирских перевозок, до недавнего времени в военно-воздушных силах существовали и «генеральские» самолеты-салоны этой модели. Также Ан — 26 задействуют в поисково-спасательных операциях, в том числе в интересах космической отрасли, и для парашютно-десантной подготовки военнослужащих ВДВ и ВВС.

По отзывам летчиков, самолет Ан — 26 достаточно комфортен в пилотировании, в частности его устойчивость в полете иногда прощает даже грубые ошибки пилота. Также к достоинствам этого самолета можно отнести его хорошие взлетно-посадочные и прочностные характеристики, способность взлетать с грунтовых аэродромов и общую надежность конструкции.

Еще одним самолетом, заслужившим положительные отзывы летчиков военно-транспортной авиации, является грузопассажирский Ан — 72. Значительная часть этих машин находится в «штабной» эксплуатации и используется для перевозки различных инспекций. Также Ан — 72 пригоден для использования в условиях Крайнего Севера. Небольшой, но вместе с тем грузоподъемный (10 тонн) самолет может взлетать с минимально оборудованных заполярных аэродромов.

Кроме того, эти машины могут выполнять задачи по снабжению полярных баз и отдаленных станций, вести ледовую разведку и осуществлять проводку судов. С учетом того, что сегодня продолжается усиление группировки вооруженных сил России в Заполярье, самолеты Ан — 72 востребованы для обеспечения эффективной деятельности недавно созданного Арктического командования.

Следует отметить, что Ан — 72 активно эксплуатируется не только военными, но и пограничниками. Эти самолеты используются как для доставки людей и грузов, передислокации подразделений и поисковых мероприятий, так и для воздушного патрулирования российских границ.


16.11.2009 ОАЭ. Дубай. 16 ноября. Военно-транспортный самолет Ил — 76 представлен на международном авиационно-космическом салоне Dubai Airshow — 2009«Антей» и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации России
16.11.2009 ОАЭ. Дубай. 16 ноября. Военно-транспортный самолет Ил — 76 представлен на международном авиационно-космическом салоне Dubai Airshow — 2009

Богатырь и солдат

Военно-транспортная авиация России обладает самым грузоподъемным самолетом в мире из серийно выпускавшихся. Тяжелый дальний транспортник Ан — 124, еще одна машина, которой генеральный конструктор присвоил имя «Руслан», способен нести груз весом до 120 тонн на расстояние почти 5 тыс. км.

Как и у большинства грузовых самолетов и вертолетов советского производства, одной из основных задач «Руслана» была транспортировка ядерного оружия. По сведениям из открытых источников, в 1980-х годах разрабатывался проект воздушного старта межконтинентальной баллистической ракеты с борта Ан — 124. Однако данный проект так и остался на бумаге: закончилась холодная война, а вслед за ней прекратил свое существование и Советский Союз.

В новых реалиях экипажам военных «Русланов» пришлось заняться коммерческими перевозками, а некоторые самолеты были переделаны под стандарты гражданских воздушных судов. Между тем несколько Ан — 124 по-прежнему несут службу в военно-транспортной авиации.

Более благосклонна судьба оказалась к представителю другого семейства — тяжелому военно-транспортному самолету Ил — 76. Став первым в СССР транспортником с турбореактивными двигателями, 76-й не стоит без дела с первого дня эксплуатации. Он способен перевозить до 245 солдат с оружием или обеспечить выброску 126 десантников. Также в Ил — 76 можно перевозить бронетехнику, состоящую на вооружении ВДВ, и большую часть техники мотострелковых войск.

Кроме того, на базе модернизированного самолета Ил — 76МД в первой половине 1980-х годов был создан летающий госпиталь «Скальпель». Это машина могла транспортировать до 12 раненых на носилках, еще двое пострадавших размещались в реанимационном блоке.

В настоящее время в России продолжается программа модернизации Ил — 76. В ноябре прошлого года завершились испытания глубоко модернизированной версии тяжелого транспортника Ил — 76МД — 90А. Поставлять модернизированные «Илы» будет ульяновское авиационное предприятие «Авиастар-СП». Минобороны РФ заказало около 40 новых самолетов, стоимость контракта оценивается в 140 млрд руб.

Стоит отметить, что помимо межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом Ил — 76МД — 90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.







Источник: Sdelanounas.ru
Другие новости:




Цитата

Счастье для Русского человека – это ощущать себя частью великого Единения и соучаствовать в деле создания справедливого мироустройства на Земле.

В несправедливом строе, когда меньшинство паразитирует на большинстве, у Русского человека нет мотивации к труду. Русский человек добросовестно и безвозмездно трудится, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель

Владимир Цветков